План базилики вмч. Димитрия Солунского. V в. Реконструкция План базилики вмч. Димитрия Солунского. V в. Реконструкция Хронология 2-й фазы существования Д. б. также спорна. На основании текстов чудес вмч. Димитрия считается, что после землетрясения 620 г. и пожаров 629 и 634 гг. на пожертвования горожан архиеп. Иоанн построил новую, 5-нефную базилику. Однако Мендзос на основе обнаруженной в 1885 г. в храме надписи (в наст. время утрачена) о даровании базилике соляных промыслов имп. Юстинианом II (685-695, 705-711) предположил, что пожары и восстановление Д. б. произошли между 695 и 705 гг. Видимо, городских средств на восстановление храма не хватило и потребовалась помощь императора; гипотеза может подтверждаться фрагментами сохранившейся фрески на юж. стене с изображением торжественного въезда предположительно Юстиниана II в город. В 1423 г. Фессалонику заняли венецианцы; в зап. части центрального нефа сохранилось надгробие купца Луки Спандуни (ок. 1482) - типичный образец венецианского искусства Раннего Возрождения. В 1492-1493 гг., после тур. завоевания, Д. б. была обращена в мечеть Касымие-джами, мозаики и фрески скрыли под штукатуркой. Христианам было позволено совершать богослужения в оставшемся еще от рим. терм помещении в сев.-зап. части базилики, куда из кивория был перенесен саркофаг вмч. Димитрия. В 1907 г. стены Д. б. были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства. После возвращения Фессалоники под власть греков в 1912 г. Д. б. была отреставрирована и возобновились христ. богослужения. В пожаре 6 авг. 1917 г., опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик; целиком сохранились юж. аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта и апсиды, большое число колонн и капителей, частично - мраморная облицовка. В 30-х гг. было начато восстановление Д. б. с использованием древних фрагментов (под рук. архит. А. Захоса, 1872-1939), законченное к 1948 г. Архитектура

http://pravenc.ru/text/178245.html

Нестор (Анисимов), митрополит Митрополит Нестор (Анисимов) и святитель Афанасий (Сахаров) Будущий митрополит Нестор (в миру Николай Александрович Анисимов) родился 9 ноября 1885 г. в г. Вятке в семье военного чиновника. В 1907 г. принял монашеский постриг и отправился на миссионерское служение на Камчатку, где много потрудился в деле просвещения края, создал Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса и Камчатскую Православную миссию. В 1916 г. рукоположен во епископа Камчатского и Петропавловского. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1918 г. был арестован. В 1919 г. возвратился на Камчатку. В 1921–1945 гг. настоятель Камчатского подворья в Харбине. Развернул обширную благотворительную деятельность для помощи русским эмигрантам. Находился в юрисдикции РПЦЗ. В июне 1945 г. Владыка Нестор первым из харбинских архиереев, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, стал поминать его за богослужением. Принимал активное участие в воссоединении восточно-китайских епархий с Московским Патриархатом. В 1946 г. возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, Экзарх Московской Патриархии в Восточной Азии. Арестован в Харбине в 1948 г. и после долгого следствия осужден на 10 лет заключения в «особом» лагере (Дубравлаг), где находился и святитель Афанасий. В 1956–1958 гг. митрополит Новосибирский и Барнаульский. С 1958 г. на покое. В результате клеветы и организованной властями травли митрополит Нестор был смещен с Новосибирской кафедры. Патриарх Алексий назначил митрополита Нестора временно управляющим Кировоградской епархией. Летом 1961 г. в журнале «Огонек» была помещена статья о Владыке с вымышленными фактами. Митрополит Нестор послал статью и свои письма с опровержениями своему духовному отцу и другу святителю Афанасию. В 1962 г. митрополит Нестор лечился в Москве, перенес тяжелую операцию. 4 ноября 1962 г., в день Казанской иконы Божией Матери, скончался. Погребен в пос. Переделкино Московской обл. 872 1. 1 декабря 1954 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Виктор Гюго (1802-1885) — один из тех к кому не подходит даже титул «великий писатель», очевидно как и с Данте, Шекспиром, Сервантесом, Диккенсом, Гете, Толстым и… далее» Ксения Игоревна Кривошеина (Ершова-Кривошеина; род. 1945) — художник, литератор, общественный деятель. Публиковалась во множестве авторитетных изданий как православных, так и светских. Автор художественной прозы, эссеистики. Выставляет… далее» Мигель де Унамуно (1864 — 1936) — выдающийся испанский (по национальности — баск) писатель, философ и общественный деятель. Нетривиальный представитель религиозного экзистенциализма. Ректор Саламанского университета. В… далее» Михаил Михайлович Тареев (1867-1934) — выдающийся русский религиозный мыслитель, богослов. Преподаватель Рижской духовной семинарии (1899-1902), профессор Московской духовной академии (1902-1917); образование получил в Московской духовной академии… далее» (1874-1948) – великий русский философ, столп русского религиозного возрождения, один из главных свидетелей Православия на Западе. Один из основоположников экзистенциализма и персонализма. В центре бердяевской мысли,… далее» Владыка Иларион — очень одаренный человек: настоящий ученый, талантливый композитор и большой администратор, он поражает как своими знаниями, так и способностью направлять всю свою волю на… далее» Ректор библейского колледжа «Наследие», популяризатор кружков по чтению Писания. Занимается разработкой методических материалов по миссии и работе с молодежью. (1893 – 1988)– русский философ и филолог, выдающий исследователь античности, тайный монах. Работал на стыке идей русской религиозной философии, феноменологии, диалектики Гегеля, патристики и неоплатонизма. В… далее» Протоиерей Вячеслав Рубский, хиротония 1999 г., кандидат богословских наук, настоятель храма святой мученицы царицы Александры при Одесском национальном морском университете (ОНМУ). (1841 — 1911 гг.) — великий русский историк. Розанов писал о нем: «Мне кажется, если сказать, что Ключевский был «русский историк», — то этого недостаточно. Место… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Можно предположить, что редкая овальная форма центральной части церкви в Быкове навеяна видом Кувуклии в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Такую же форму имеет еще одна причудливая подмосковная церковь – Преображенский храм в Спасо-Вифанском монастыре в Сергиевом Посаде. Эта церковь строилась почти одновременно с быковской с 1783 по 1787 годы, а ее заказчик уже упоминавшийся митрополит Платон (Левшин) лично знал Измайлова. Церковь в Спасо-Вифанском монастыре действительно символизировала палестинские святыни: на первом этаже помещалась стилизованная пещера праведного Лазаря, а второй этаж изображал гору Фавор. Церковь в Быкове в 1948-1952 гг. Источник: Музей архитектуры им. А. В. Щусева Был у Баженова и опыт строительства сооружений в восточном стиле. В 1775 году по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией Василий Баженов строил увеселительные павильоны на Ходынском поле в Москве. Облик фантастических построек был навеян турецкой архитектурой. Павильоны украшали многочисленные башенки, каланчи и минареты. В екатерининскую эпоху многие мечтали о восстановлении греческой империи и освобождении Константинополя, так что башенки и шпили церкви в Быкове могли иметь и восточное «византийское» происхождение. В XIX столетии облик храма в Быкове менялся как минимум дважды. В 1839 году была перестроена трапезная часть Владимирской церкви. В 1885 году рядом с церковью была поставлена отдельная колокольня в схожем «готическом» стиле. Средства на строительство колокольни пожертвовал инженер-полковник Николай Иванович Ильин, который выкупил имение Быково у потомков Измайлова. Н. А. Ильин скончался в 1907 году. В тот же год в Быкове произошло трагическое событие, следствием которого стало появление новой часовни. В дальнем углу парка усадьбы помещиков Ильиных снимал двухэтажную дачу управляющий Удельным ведомством Бронницкого уезда граф Николай Алексеевич Толстой. В 1906 году он женился на Татьяне Константиновне Шиловской, и вместе с родственниками супруги собирался встретить в Быково новый год.  После праздничного ужина, когда хозяева и гости пошли спать, слуга неудачно плеснул в печь керосин для растопки. Начался пожар, гости проснулись и в панике ринулись из горящего здания.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

63 Митрополит Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 1862–1936) родился в Бессарабской епархии, в 1880 г. окончил Кишиневскую духовную семинарию, а в 1885 г. – Киевскую духовную академию. 30 декабря 1895 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а 1 января 1896 г. рукоположен во иеромонаха. Занимался преподавательской деятельностью. Был ректором Новгородской, а затем Московской духовной семинарии и академии. В 1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии и оставался ректором академии. С 1903 г. – епископ Псковский и Порховский. Создал в епархии школу псаломщиков, основал церковный музей, им был образован историко-археологический комитет, одной из главных задач которого стала охрана памятников церковной старины. С 1910 г. – архиепископ Новгородский и Старорусский. С 1919 г. неоднократно подвергался арестам, заключениям и ссылкам. С 1933 г. – митрополит Ташкентский и Туркестанский. Скончался в Ташкенте в больнице на руках архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) . Похоронен на Боткинском кладбище в г. Ташкенте. Русской Православной Церковью за границей митрополит Арсений (Стадницкий) причислен к лику святых. 64 Храм свт. Николая в г. Касимове упоминается в писцовых книгах как Николаевский мужской монастырь с 1627 г. В 1701 г. на месте старой деревянной была построена каменная церковь , освящена в 1705 г. В 1764 г. монастырь был упразднен, церковь обращена в приходскую. С 1941 по 1943 г. храм свт. Николая был закрыт. Открывал храм прот. Сергий Правдолюбов , прославленный как священноисповедник в 2000 г. 65 Протоиерей Владимир Сергиевич Правдолюбов родился 9 июня 1931 г. в Касимове в семье протоиерея Сергия Анатольевича Правдолюбова (священноисповедника Сергия). Высшее образование получил в 1948–1953 гг. на механико-математическом факультете Московского государственного университета. С 1953 по 1956 г. преподавал в средней школе в Куйбышевской обл. 29 мая 1957 г. в г. Рязани рукоположен в сан диакона, на следующий день, в праздник Вознесения, – во иерея и назначен в Никольский храм Касимова, в котором прослужил всю жизнь. С 1958 г. учился на заочном секторе Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую духовную академию. В 1978 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата богословия. В настоящее время почетный настоятель Никольской церкви и почетный гражданин города Касимова, имеет все церковные награды, включая митру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Основанный пастухом по имени Букур, стал столицей Валахии в 1459 г., во время правления Влада Тепеше (Дракулы). Столица Румынии с 1862 г. В храме св. Георгия Нового выставлены мощи румынских новомучеников. В 1711 г. император Петр I вместе с молдавскими и валашскими господарями предпринял Прутский поход против турок. Поход окончился неудачно. Валашский князь Брынковяну и три его маленьких сына были привезены в Константинополь и в 1714 г. публично обезглавлены. Их головы выставили в Городе, а тела, выброшенные в море, выловили рыбаки и погребли в монастыре на острове Халки близ Константинополя. Позднее мощи святых мучеников перевезли в Бухарест и выставили в храме св. Георгия Нового. Полдня провели в невозможном из-за жары автобусе и поезде… В монастыре Козиа Козиа (XIV в.), действующий мужской монастырь. Из прекраснейших мест Румынии по сочетанию эстетического единства удивительной природы, византийской архитектуры, совсем не похожей на ту, что мы видели в Буковине, горного ароматного воздуха и древних распевов. Основан в конце XIV в. Мирчей чел Бэтрын (1386-1418 гг.). Это типичный для сербской архитектуры, влияние которой наравне с болгарской и греческой испытала на себе румынская, однонефный триконх. Полосы лицевого кирпича чередуются с затертым раствором оштукатуренным камнем, как в Куртя де Арджеш и Рильском монастыре в Софии. Рядом с монастырем на горочке, где стоят келии монахов, как свечка горит маленькая больничная кирпичная церквушка (1542 г.) посреди поля, усыпанного белыми полевыми цветами. Автокефалия Румынской Православной Церкви была провозглашена в 1885 г., о чем свидетельствует патриарший синодальный томос, подписанный и запечатанный Вселенской Патриархией. С 1925 г. Румынская Православная Церковь имеет своего патриарха. 1986 г. на патриарший трон возведен блаженный Феоктист. Церковь в Румынии является юридическим лицом общественного права (статья 186 Устава РумПЦ). Государство оказывает Церкви значительную материальную поддержку, выделяя средства из госбюджета на зарплату клирикам и служащим РумПЦ, расходы епархиальных и патриарших центров. Церковь разделена на пять митрополий, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 1-2 архиепископий и 1-3 епископий. Ее епархии подразделяются на 152 благочиния и имеют не менее 600 приходов каждая. Клир насчитывает 10 тысяч священнослужителей при 8500 приходах. В 133 монастырях, скитах и подворьях подвизаются около 6 тысяч иноков и инокинь. Имеется два богословских института (в Бухаресте и Сибиу) и 7 духовных семинарий. Паствы 16 миллионов. Существуют румынские епархии в Венгрии и США. Румынской Церкви подчиняются также отдельные приходы в Париже, Баден-Бадене, Вене. Лондоне, Софии, Стокгольме, Мельбурне и Веллингтоне, Иерусалиме. Согласно положению 1948 г., центральным органом управления РумПЦ является Св. Синод, состоящий из всего служащего епископата, Церковный Собор, Постоянный Синод и Национальный Церковный Совет.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В 70-х гг. XIX в. св. места в Иерусалиме ежегодно посещало более 4 тыс. рус. паломников. В 1882 г. в России было учреждено Палестинское православное общество , ставившее целью покровительствовать рус. паломникам в Св. земле. В 1885 г. была отменена необходимость получения тур. паспорта для рус. паломников, что существенно облегчало их приезд в Св. землю. Особое значение для рус. паломников имела служба обретения Св. Огня. Церковный публицист Г. В. Белов, побывавший на этой церемонии в 80-х гг. XIX в., сообщал: «Почти все присутствующие держали в руках пучки свечей, не менее 33 штук, по числу лет земной жизни Спасителя, а у многих из русских богомольцев были громадные пучки, свечей по сто и более; каждый русский поклонник считает долгом подарить на родине своим друзьям свечку от Гроба Господня, обожженную Благодатию» ( Белов. С. 90). В кон. XIX в. у Г. Г. совершалось богослужение на церковнослав. языке только по случаю приезда высоких гостей в священном сане. Так, посетивший Г. Г. в 1900 г. ректор МДА еп. Волоколамский Арсений (Стадницкий) совершил литургию на Г. Г. вместе с рус. духовенством; богослужение сопровождалось пением рус. хора, состоявшего из студентов МДА и певчих Русской духовной миссии; проф. Н. Ф. Каптерев читал часы. На повседневных богослужениях рус. паломники тоже могли слышать знакомые возгласы и напевы. По свидетельству Ф. К. Грекова (псевдоним Палеолог), «...во время литургии у Гроба Господня русский паломник может быть свидетелем такого отрадного явления: литургия начинается на греческом языке, некоторые важнейшие песнопения и молитвы поются и произносятся также по-гречески, но ектении и почти вся литургия верных поются русскими паломниками на славянском языке, причем возгласы диакона и даже священнодействующего епископа произносятся на нашем же богослужебном языке» ( Греков. С. 187-188). После революции 1917 г. паломничества рус. богомольцев в Иерусалим прекратились. Только в 1948 г. была возобновлена деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме; у Г. Г. начали возносить молитвы представители Московского Патриархата, инокини Горненской обители.

http://pravenc.ru/text/168157.html

11), декларация утверждает, что Церковь следует этому пути и сохраняет учение о религ. свободе, хотя в ее истории и совершались действия, противные евангельскому духу (DH. 12). Признание права на религ. свободу за всеми людьми и религ. общинами тесно связано с требованием признания свободы Церкви - «основополагающего принципа отношений между Церковью и гражданскими властями и всем гражданским строем» (DH. 13). К благу общества относится свобода действий Церкви в той мере, в какой это требуется для спасения людей, поэтому «в человеческом обществе и перед лицом любой публичной власти Церковь отстаивает за собой свободу, будучи духовной властью, установленной Христом Господом» (Ibidem). Эволюция католического учения о религиозной свободе Декларация ознаменовала сближение совр. социального учения католич. Церкви с либеральной системой ценностей, отвергавшейся ею со времени Французской революции 1789-1799 гг. Впервые идея свободы человека в религ. вопросах была затронута папой Пием VI в послании «Quod aliquantulum» к епископам из франц. Национального собрания (1791), в к-ром одновременно осуждались принципы «Гражданской конституции духовенства» - свобода совести и невмешательство власти в религ. сферу (1790). В XIX в. развитие идейных течений в рамках т. н. либерального католицизма, стремившегося совместить христ. учение с общественно-политическими принципами либерализма, постоянно сталкивалось с конфронтацией со стороны Папского престола. В энциклике «Mirari vos» (1832), направленной против учения Ф. Р. де Ламенне , папа Григорий XVI связывал индифферентизм в религ. вопросах со свободой совести. Напрямую идея свободы совести и культов, а также принцип отделения Церкви от гос-ва были осуждены папой Пием IX в энциклике «Quanta cura» и в приложении к ней Syllabus errorum (1864). Отчасти эта позиция была смягчена папой Львом XIII , к-рый положительно отзывался о законодательно утвержденной в США свободе совести, но не одобрял реализацию этой модели государственно-церковных отношений в европ. странах, подтвердив осуждение индифферентизма гос-ва в отношении религии (энциклика «Immortale Dei», 1885) и принципа свободы культов (энциклика «Libertas», 1888). В целом позиция Римско-католической Церкви по вопросу религ. свободы оставалась неизменной до издания папой Иоанном XXIII энциклики «Pacem in terris» (1963), в к-рой впервые на уровне папского учительства говорилось о неотъемлемом праве человека «почитать Бога согласно благому внушению совести», а также признавалась правовая значимость Всеобщей декларации прав человека ООН (1948), провозглашающей в их числе право на свободу совести.

http://pravenc.ru/text/171981.html

В 1929 году деятельность Антиохийского подворья при Русской Православной Церкви была прервана. На Чистых Прудах В 1945 году было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья в Москве. В начале 1948 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I подворье Антиохийского Патриархата было размещено в храмах Архангела Гавриила и Феодора Стратилата на Чистых Прудах. Официальное открытие подворья последовало 17 июля того же года. В советский период подворье являлось единственным в столице православным приходом, где крестили и венчали, не требуя паспорта и официальной регистрации Таинств в органах власти. Тогда здесь существовал единственный в Москве церковный детский хор, была открыта первая воскресная школа. Если в советский период приход подворья почти полностью состоял из местных русских верующих, то после падения СССР образовалась и небольшая арабская община. Богослужение проводилось на церковнославянском и следовало обычаям Русской Церкви, но прижились и некоторые обычаи характерные для Церкви Антиохийской: детский крестный ход в Вербное воскресенье ; чин Погребения в Великую Пятницу , во время которого часть молитв поется на арабском языке, и т. д. Настоятели Использованные материалы    " Христофоръ Джибара, игуменъ подворья въ Москв, съ 1879 по 1887 годъ, былъ отршенъ митроп. Московскимъ затмъ возстановленъ Герасимомъ и имъ же вновь отршенный въ 1887 ... " - Русский архив. Историко-литературный сборник. 1907. Выпуски 1, с. 298: http://runivers.ru/lib/book7627/435817/ ; " С 1879 года Антиохийским патриаршим подворьем в Москве заведовал архимандрит Христофор (Джибара), который «оказался патриотом» и сумел за семь лет своего управления выстроить на территории подворья несколько домов, чем увеличил его доходы более чем в пять раз (АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 322. Л. 799). Узнав об увеличении доходов и «желая распоряжаться ими бесконтрольно», Герасим отрешил от должности настоятеля и попытался заменить его одним из монахов Святогробского братства, чем спровоцировал длительный конфликт с участием российского Св. Синода " - Е.М. Копоть. " Антиохийская православная церковь и русское присутствие в Сирии при патриархе Герасиме (1885–1891 гг.) "http://Вестник Московского городского педагогического университета, (17), М., 2015, c. 74 -

http://drevo-info.ru/articles/13679523.h...

В приходе действовали три школы: две земские и одна церковно-приходская. Последняя находилась в самой Романщине. «Помещение школы очень хорошее, в школе просторно, чисто, много картин». Школа была построена в 1885 г. Источники сохранили нам имена большинства членов причта романщинской церкви начиная с 1730-х гг. Но вполне подробные сведения удалось обнаружить лишь о двух священниках Тихвинского храма, служивших здесь в начале и второй половине прошлого столетия. Первый из них – протоиерей Борис Заклинский, близкий родственник не раз упомянутого выше лужского благочинного Н.П. Тихомирова... Особый вклад в поддержание церкви в Романщине внес один из последних ее настоятелей – священник Михаил Дмитриевич Румянцев. Ему мы обязаны тем, что Тихвинская церковь хоть в каком-то сносном виде смогла сохраниться до наших дней. Трудности с существованием причта Романщинской церкви начались в 1937 г. «В марте было арестовано местное духовенство: настоятель о. Владимир, диакон Александр Землянский. С тех пор о них ничего неизвестно. Тогда кто-то проник в церковь, и что-то оттуда похитил, в этом обвинили арестованных» (С. Иванов, со слов местного старожила С. Степанова). Затем до начала войны церковь не действовала, сохранив почти всю свою утварь. Службы в храме возобновились в 1943 г. Уже тогда храм требовал ремонта. Назначенный в 1948 г. его настоятелем священник Румянцев со всей энергией взялся за дело возрождения церкви. Вот что пишет об этом его биограф С. Иванов: «Большую заботу о возрождении храма проявил священник М.Д. Румянцев… Ездил и посылал рапорты митрополиту, кое-что ремонтировал сам. И, наконец, 26 августа 1952 г. на заседании у митрополита было решено помочь. Удалось приостановить разрушение. До этого последняя существенная помощь в виде пожертвования была сделана в 1914 г. помещиком Меркульевым. М.Д. Румянцеву принадлежат проникновенные строки о живописной прелести окрестностей храма: „Через поле к храму идет аллея дубов. Сама церковь, уже разрушающаяся, придает месту трогательный вид. Около нее старенькое кладбище, все поросшее сиренью…“.

http://sobory.ru/article/?object=01183

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010