Не меньший блок составили в 38-м томе и статьи о подвижниках и церковных деятелях, носивших имя «Косма». Среди них — прп. Косма Яхренский (XV в.) (отдельный материал тома посвящен основанному им Космину Яхренскому (Яхромскому) мужскому монастырю, ныне относящемуся к Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии Русской Православной Церкви). В 38-й том «Православной энциклопедии» также вошли статьи о блаженном Косме Верхотурском (XVII в.), преподобном Косме Маюмском и равноапостольном Косме Этолийском, греческом проповеднике и миссионере XVIII в., с чьим именем связано возрождение Православия на Балканах в Османской Турции. Интересная попытка представить современный взгляд на историю формирования почитания в церковной традиции святых бессребреников Космы и Дамиана представлена в обширной статье, посвященной знаменитым святым целителям. В 38-м томе также можно ознакомиться с жизнеописанием св. Коэмгена — ирландского монаха-отшельника конца VI – начала VII в., с чьим именем связано основание монастыря Глендалох и распространение христианства на Британских островах. Большой интерес представляет материал, посвященный протопресвитеру Гавриилу Костельнику (1885-1948), инициатору воссоединения западноукраинских униатов с Православной Церковью в послевоенные годы. Тему униатства продолжает и статья о Льве Кревзе, униатском епископе Смоленском и Черниговском XVII в., крупном церковном писателе. Ряд статей 38-го тома «Православной энциклопедии» посвящен выдающимся русским зодчим и художникам, внесшим значительный вклад в развитие церковного искусства. Среди них — архитектор Иван Кузьмич Коробов (1700-1747), создатель церкви св. великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге и знаменитой башни Адмиралтейства, ставшей одним из символов северной столицы. Другой известный русский зодчий — Василий Антонович Косяков (1862-1921), одним из главных творений которого является знаменитый Морской Николаевский собор в Кронштадте, недавно воссозданный после лихолетий ХХ века в своем первозданном виде. Статья, посвященная выдающемуся художнику-передвижнику Ивану Николаевичу Крамскому (1837-1887), представляет его не только как крупного портретиста, но и как мастера религиозной живописи. Помимо широко известной картины Крамского «Христос в пустыне» из статьи можно узнать и о других работах художника, посвященных духовной тематике. |
Для решения текущих церковных вопросов каждые пять лет созывается Церковный Собор, состоящий из 32 членов — 16 клириков и 16 мирян. Исполнительным органом является Церковное Управление, состоящее из епископов, секретаря-юриста и двух членов (священника и мирянина), избираемых на Церковном Соборе. Архиепископия является второй государственной церковью Финляндии и пользуется материальной поддержкой государства. На государственные средства содержатся епископы, Церковное Управление, духовенство и ряд малоимущих приходов. За счет государства финансируется преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях. С 1969 года в г. Куопио — резиденции Архиепископа — действует Православный церковный центр. В здании Центра располагается храм во имя апостола Иоанна Богослова, рабочие помещения Архиепископа, канцелярия, библиотека, насчитывающая около 6 тыс. томов, и церковный музей. Духовное богатство библиотеки и музея составляют рукописи, иконы, драгоценная церковная утварь, облачения, вывезенные из Валаамского и Коневского монастырей. С сентября 1961 года в Хельсинском Университете при богословском факультете было открыто отделение православного богословия, первоначальной целью которого было “ознакомление обучающихся на факультете студентов, будущих лютеранских пасторов, с учением Православия, с жизнью и деятельностью Православной Церкви, а также создание предпосылок для студентов прочих факультетов университета и для финских и иностранных исследователей, в том числе православных, для научной работы в области Православия” . В Архиепископии действуют двухгодичные курсы псаломщиков. Имеется также ряд духовно-просветительских организаций: Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских (с 1885 г.), Союз православной молодежи (с 1943 г.), Союз православных студентов (с 1948 г.), Союз православных учителей и Союз православных священников. Ежегодно издается Православный церковный календарь. Имеется ряд периодических изданий, среди которых — “Aamun Koitto” (“Утренняя заря”) — официальный орган Архиепископии, выходящий два раза в месяц. |
Нагляднее всего «локальность» его власти проявилась в XIX столетии. В 1822 г. Элладская церковь вопреки мнению Константинопольского патриарха объявила о своей автокефалии, и схизма продолжалась 17 лет, пока патриарх не смирился с этой утратой. В 1870 г. вопреки его воле и решениям синода Константинопольской церкви болгары получили автономию, а потом, в 1872 г., и автокефалию по фирмаму турецкого султана. Напрасно греки предлагали созвать Вселенский Собор, дабы разрешить спор: «Веруем и всемерно желаем, чтобы братья болгары, сознав, наконец, чрезмерность и противозаконность своих требований, заключили домогательства свои в пределы возможного», все свершилось иначе . И на этот раз духовное единство братьев по вере было забыто во имя национального церковного суверенитета. И в последующем Константинополь не раз выражал вполне обоснованное нежелание признавать каноничным выделение новых национальных автокефальных Церквей, все было напрасно. В скором времени помимо указанных выше национальных автокефалий образовалась Черногорская церковь (конец XVII в.) и Румынская (1885 г.) . К чему это привело, мы знаем: вслед за тем явочным порядком объявила о своей независимости Грузинская церковь (в 1917 г., признана таковой Москво й в 1943 г., Константинополем – в 1990 г.), Польская (в 1924 г., признана таковой Русской церковью лишь в 1948 г.), Албанская церковь (в 1929 г., признана в этом статусе в 1937 г.) и т.д. Константинопольская церковь не состоит в Евхаристическом единстве с Американской православной церковью, Румынская – с Иерусалимской, последняя – с Антиохийской, Русская – с Константинопольской, Александрийской, Элладской и Кипрской, хотя никто из нас ни в чём не погрешил против веры, не нарушил догматов. Горькие и справедливые, к сожалению, оценки даются такому положению дел: «В христианской истории мы видим не больше единств и согласия, чем в истории внешней, не-христианской. В христианских обществах не только не сняты и не изжиты те разделения, которые разлагают и разрушают «естественный» порядок жизни, – ведь не примирены и не погашены и здесь расовые или национальные антагонизмы». |
Великий Глинский старец схиархимандрит Серафим (в миру Иван Романович Романцов) родился 28 июня 1885 г. в деревне Воронок Крупецкой волости Курской губернии в семье крестьянина. В августе 1910 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ювеналий. После закрытия Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре (Сухумская епархия), где в 1926 г. был рукоположен во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим. В 1928 г. был закрыт и Драндский монастырь. До 1930 г. отец Серафим жил в окрестностях Алма-Аты и работал сторожем на пасеке. В 1930 г. он был арестован и направлен на строительство Беломорканала. 30 декабря 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь, а в 1948 г. схиархимандрит Серафим (Амелин) назначил иеросхимонаха Серафима (Романцова) на должность духовника обители. Это был духовник опытнейший, знаток сокровенных движений человеческого сердца. Особым духовным даром старца было умение принимать исповедь, вызывать людей на полную откровенность. День старца начинался с двух часов ночи, когда он исполнял свое келейное правило, затем отец Серафим неопустительно бывал на богослужении, после которого всего себя отдавал на служение ближним: принимал богомольцев, распределял их на жительство в пустыни, исповедовал, решал все возникавшие вопросы, и так до позднего вечера. Ночью отвечал на письма. Переписывал сам, и духовных детей благословлял переписывать отрывки из творений святых отцов, которые потом рассылал. В 1960 г. отец Серафим (Романцов) был возведен в сан игумена. После вторичного закрытия Глинской пустыни переехал в Сухуми, где продолжал свои старческие труды в кафедральном соборе. И сюда к нему стекалось множество богомольцев. За ревностное служение Святой Церкви митрополитом Сухумским и Абхазским Илией II (ныне Католикос-Патриарх всея Грузии) в 1975 г. возведен в сан архимандрита. Старец отошел ко Господу 1 января 1976 г. С нами Бог... Боголюбивейшие и дорогие отцы о Господе о. Ф., о. П., о. И., о. М., о. Н., о. Н.! |
1944 г. Епископом Калужским Василием иеромонах Никон был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, где и служил до 1948 года. Затем его переводят в г. Белев, потом в г. Ефремов, далее в г. Смоленск, и наконец, в захудалый в то время приход в городе Гжатске, что расценивалось им как ссылка (см. при 1894 годе о рождении о. Никона). Иеромонах Никон имел духовное общение с жившим в Козельске старцем-иеросхимонахом Мелетием (Барминым) (скончался 12 ноября 1959 г.), последним духовником Шамординской обители. В селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье родился будущий игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв). С открытием церквей после освобождения земли от немецко-фашистской оккупации батюшка приступил к священнослужению. Здесь он жил на квартире у одних монахинь и вёл чрезвычайно аскетический образ жизни. По воспоминаниям многих, общавшихся с ним в этот период, он был невероятно истощённым. Батюшка всё свое свободное время проводил в чтении слова Божия, молитве и изучении Святых Отцов. Проповеди батюшки были всегда глубоко духовными и отличались особой силой и убедительностью. Это привлекало к нему верующих. Вторым священником храма был о. Рафаил (Шейченко), бывший насельник Оптиной Пустыни, 21 год отбывший в лагерях. Он также, несомненно, был человеком духовным, добрым, мягким, молитвенником, имел дар слез. О нем в Козельске до сих пор вспоминают с любовью и, порой, со слезами. Но диаволу удалось поссорить двух достойных пастырей, в результате чего отец Никон был временно запрещён в служении еп. Калужским Онисифором, затем восстановлен. Впоследствии о. Никон и о. Рафаил вполне примирились, обменявшись письмами. В 1956 году, к празднику Пасхи, отец Никон был награждён саном игумена Преосвященным Михаилом (Чубом). 1970 г. В эпоху классицизма построены еще две церкви: Благовещенская и Покровская (на кладбище, 1885). Церковь Благовещенья (1810) - одна из двух церквей, создающих сейчас силуэт города, стоит в тихом переулке, в стороне от шума главной улицы. Любимым типом церквей в это время были церкви типа ротонды (круглые в плане). Но гораздо чаще, чем «чистые» ротонды, встречались такие церкви, как Благовещенская. В плане она квадратная, но главную роль в ее облике играет огромный, диаметром почти во всю ширину церкви, барабан с куполом. Шпиль колокольни, построенной в 1825 году, кажется иголкой по сравнению с этим барабаном (Е.В. Николаев. По Калужской земле. М., 1970) . |
88 Иеросхимонах Серафим (Романцов Иван Романович) родился 28 июня 1885 г. в деревне Воронок Крупецкой волости Курской губернии, в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 1910 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1914 г. призван в армию, в 1916 г. ранен и после выздоровления вернулся в обитель. В 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ювеналий. В 1920 г. был рукоположен в сан иеродиакона. После закрытия Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре Сухумской епархии. Там в 1926 г. был рукоположен во иеромонаха и вскоре пострижен в схиму с именем Серафим. С 1928 по 1930 г., после закрытия Драндского монастыря, о. Серафим жил в окрестностях Алма-Аты, работая сторожем на пасеке. В 1930 г. был арестован и отбывал срок на строительстве Беломорканала. После освобождения жил в Киргизии. 30 декабря 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь и был назначен духовником обители. В 1960 г. был возведён в сан игумена. После вторичного закрытия обители переехал в Сухуми, где служил в кафедральном Благовещенском соборе. В 1975 г. возведён в сан архимандрита. Скончался 1 января 1976 г. 90 Касимов – районный центр Рязанской области. Время основания касимовского храма свт. Николая неизвестно. В писцовых книгах 1627 г. упоминается как Николаевский мужской монастырь. В 1701 г. на месте старой деревянной была возведена каменная церковь и освящена в 1705 г. В 1764 г. монастырь был упразднён, церковь обращена в приходскую. В 1941 г. храм свт. Николая был закрыт, а 10 марта 1943 г. в нём возобновились службы. Открывал храм протоиерей Сергий Анатолиевич Правдолюбов, который ныне канонизирован как священноисповедник. 91 Протоиерей Виктор Георгиевич Шиповальников родился в 1915 г. В 1936 г. окончил техникум, в 1943 г. окончил Одесскую духовную семинарию и в ноябре того же года митрополитом Николаем (Ярушевичем) рукоположен во священника. Имеет многие церковные награды. В настоящее время на покое, проживает в посёлке Кратово под Москвой. 92 Протоиерей Владимир Сергеевич Правдолюбов родился 9 июня 1931 г. в Касимове в семье протоиерея Сергия Анатолиевича Правдолюбова. Высшее образование получил в 1948–1953 г. на механико-математическом отделении Московского государственного университета. В 1953 по 1956 г. преподавал в средней школе в Куйбышевской области. 29 мая 1957 г. рукоположен в сан диакона, на следующий день, в праздник Вознесения, – во иерея и назначен в Никольский храм Касимова. С 1967 г. – настоятель этого храма, впоследствии – почётный настоятель. С 1958 г. учился на заочном секторе Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую Духовную Академию. В 1978 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата богословия. В настоящее время – почётный гражданин города Касимова, имеет все церковные награды, включая митру. |
В дневнике Владыки записано (3.3.1948): " Был псаломщик - латыш. Просится во священники. 70 лет. Достойный. Но некоторые вопросы у него неверно разрешаются... Петр Ив[анович] [...] (корел). Первая ласточка о священниках-латышах " ( Митрополит Вениамин (Федченков). " За Православие помилует меня Господь... " Дневниковые записи. С. 46). 73 Т. е. Иосифа Сталина, Георгия Карпова (см. прим. 61) и Никиты Смирнова (местного уполномоченного). Ср. свидетельство монахини Сергии (Клименко, 1905 +1994): " От отца Иеремии [(Лебедева, 1885 +1.2.1953), казначея Патриарха Алексия I,] я узнала следующее: когда Святейший приехал за границу, его упрекнули в том, что он служил панихиду [возможно, молебен, если учитывать дату кончины архимандрита,] по Сталину-безбожнику. Патриарх Алексий во всеуслышание ответил: " Я служил не за безбожника " . За него молился схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Он был инспектором той семинарии, где учился Сталин. И когда Сталина за " проказы " сажали в карцер на хлеб и воду, он его жалел и посылал ему покушать. А когда времена переменились, когда уже Сталин стал самодержцем, а он архиепископом, его хотели арестовать. И вот Сталину дали знать: помнишь князя Абашидзе, который тебе кушать посылал, когда ты в карцере сидел? И Сталин сказал: " Не трогать его " . И владыка Антоний за него молился и что-то ему вымолил. Уж какая судьба Сталина, мы не знаем, это Бог Один знает, но все-таки с него началось освобождение " (Россия перед Вторым пришествием. (Материалы к очерку Русской эсхатологии). Изд. 3-е. Т. 2. СПб. 1998. С. 282-283). 74 См. прим. 66 Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя |
Кончилось время гонений, стали возрождаться монастыри, появилось новое поколение монахов, среди них много искренне верующих, добрых и преданных Церкви людей. Но когда при Зоровавеле возвратившиеся из плена жители Иерусалима построили новый Храм, и народ ликовал, то несколько стариков, видевших в детстве Храм Соломона, плакали и от радости, что воздвигается святилище, и от скорби, что красота и великолепие прежнего Храма уже не повторятся. Быстро меняется мир. Два поколения прошли перед моими глазами, и мне снова хочется повторить слова Макария Великого : «Я не монах, но видел монахов». И за это я благодарю Бога. По сравнению с ушедшими старцами, даже лучшие из монахов нашего времени похожи на угли, тлеющие в золе. Однако и эти угли еще излучают тепло, и хотя они не ярко пылающий огонь, около них все же можно не погибнуть от духовной стужи. По сравнению с прежними старцами, теперешние отцы похожи на тусклый свет ночника: он – не дневной свет, но и при его мерцании можно как-то различать очертания предметов, можно отличить дорогу от зарослей кустарника и рвов. Поэтому современные монахи, скорбящие, что уже нет старцев, должны осознать: как и мы, они не смогли бы воспринять дух прежних отцов; но пусть они дорожат теми, кто еще находится рядом с ними. Сегодняшние наставники не имеют силы уже ушедших. Дух мира в большей степени тяготеет над ними, но и около них можно спастись. Когда же уйдут и они, в мире станет еще темнее и еще холоднее, и многие с горечью скажут им вслед: «Почему, почему мы не взяли от них хотя бы те крохи, которые они имели!..». Примечания 1. Схиархимандрит Серафим (Романцов; 1885–1976) – глинский старец. В Глинскую пустынь поступил в 1910 г. Проходил различные послушания. Затем был призван в армию, воевал. В 1916 г. был ранен и по выздоровлении снова возвратился в обитель. В 1919 г. был пострижен в монашество с именем Ювеналий. В 1920 г. – рукоположен во иеродиакона. После закрытия в 1922 г. Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре Сухумской епархии. Там в 1926 г. был рукоположен во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим. После закрытия Драндского монастыря жил в окрестностях Алма-Аты, работал сторожем на пасеке. В 1930 г. – арестован и выслан на строительство Беломорканала. С 1934 г. по 1946 г. жил в Киргизии. Образ жизни вел самый аскетический. Летом поднимался высоко в горы, где жил как отшельник в плетеной хижине. Время проводил в молитве, чтении Священного Писания и богомыслии. Спал очень немного, прямо на полу. Зимой жил в одной благочестивой семье, где для него специально была устроена келья. По ночам совершал богослужения, исповедовал, причащал, давал спасительные наставления обращавшимся к нему. В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь. В 1948 г. был назначен на должность ее духовника. |
Качуг. Храмовый комплекс церквей Вознесения Господня. /// Объект утрачен Храмовый комплекс. Утрачен. Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Качугский район, п. Качуг. Координаты: 53.959976, 105.875634 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Храмы комплекса: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История строительства церквей в Качуге ведется с 18 века. Одной из первых была построена Вознесенская церковь (1784 год). Со временем этот ярусный храм из бруса сильно обветшал. С 1894 по 1903 годы велось строительство каменного Вознесенского храма в классицистическом стиле. Однако в 1948 году здание было разобрано, а кирпичи распроданы как стройматериал. В Качуге была деревянная церковь Вознесения Господня, построенная на смену обветшавшей Никольской в 1784 году. В «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1867 год сохранилось упоминание о ней (статья священника Харлампия Мурашова, предшественника отца Александра Спасского): «Церковь в нем (Качуге) деревянная, но очень красивая, двухэтажная, о двух престолах: вверху во имя Вознесения Господня, внизу во имя Святителя и Чудотворца Николая». В Клировых ведомостях по Благочинию I участка Верхоленского округа за 1885 год представлено следующее описание: «Здание деревянное, двухэтажное с колокольней, обита тесом в 1841 году, крыша новая, исправлена в 1880 году, окрашена церковь в том же году, дымчатою краскою, а крыша зеленою, крестов на ней три». Настоятелем в это время служит уже священник Александр Спасский. Из документа «Ведомость о церкви Вознесения Господня, Верхоленского округа и Благочиния, Манзурской волости, села Качугского за 1877 г.», мы узнаем следующее: «Священник Александр Иванович Спасский, дьяческий сын. По окончании курса в Костромской Духовной Семинарии в 1854 году был уволен в Епархиальное ведомство с аттестатом 1-го разряда». В XVIII веке священникам, сдавшим выпускные экзамены, присваивался один из трех разрядов. Выпускники с 1-м разрядом имели право учиться дальше в духовной академии, служить священником во второклассной церкви, быть учителем в уездных и приходских училищах. «1872 года Мая 4 дня отец Александр назначен законоучителем в Качугское Приходское училище. 1873 года Декабря 2 дня указом Иркутской Духовной Консистории за по выбору назначен Благочинным 1-го участка Верхоленского округа, каковую должность проходит до 1877 года». Также А.И. Спасский был награжден грамотами от Иркутской Духовной Консистории. Из этого же документа узнаем, что у Александра Спасского была жена Параскева Владимировна и семеро детей. |
Губичи. Церковь Сошествия Святого Духа. Пастушкова церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) Год постройки:приблизительно не ранее 1464. Ссылки: Адрес: Львовская область, Старосамборский район, село Губичи Координаты: 49.606546, 22.749113 Проезд:церковь расположена немного на запад от села Губичи, на одной из живописных полян. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью По легенде, эту церковь называли пастушковой за то, что построена она в месте, где пастуху приснилась Пр. Богородица. Это была одна из часовен на путях паломничества в - одного из самых известных паломнических мест Перемышльской епархии. В инвентаре 1837 года она отмечена как старая деревянная. Шематизм 1885 года представляет, что в лесу за Губичами построена церковь, называемая пастушковою. В документах начала XIX в. она отмечена как церковь Сошествия Св. Духа, а Шематизм ХХ в. называет ее в честь Пресвятой Богородицы. Согласно традиции, церковь построена в 1630 году. В советское время стояла закрытой, была ограблена. После восстановления в начале 1990-х годов ее строение собрал отец Василий Зворский со всей Львовской области. Стены внутри церкви обиты картоном. Иконостас сборный. " На брусьях стен снаружи церкви вырезано много фамилий и имен людей разного времени, например: " 1934 Михаил Рапанич " , " Иван Гириль 1941г. " , " Стефан р.1948, Фартушок Г., Химич В. " . У церкви есть памятный крест с надписью: " На памятник посвящения по случаю 550 г. 1453-2003 г. Архиепископом Львовским Макарием дня 15.VI .2003 г. " . На краю поляны расположен накрытый крышей алтарь. Слободян В. " Украинская сакральное строительство Старосамборского района " . - Львов: Камула. 2015. Источник: сайт " Деревянные церкви Западной Украины " http://decerkva.org.ua/hubychi.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог. |
| |