Не меньший блок составили в 38-м томе и статьи о подвижниках и церковных деятелях, носивших имя «Косма». Среди них — прп. Косма Яхренский (XV в.) (отдельный материал тома посвящен основанному им Космину Яхренскому (Яхромскому) мужскому монастырю, ныне относящемуся к Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии Русской Православной Церкви). В 38-й том «Православной энциклопедии» также вошли статьи о блаженном Косме Верхотурском (XVII в.), преподобном Косме Маюмском и равноапостольном Косме Этолийском, греческом проповеднике и миссионере XVIII в., с чьим именем связано возрождение Православия на Балканах в Османской Турции. Интересная попытка представить современный взгляд на историю формирования почитания в церковной традиции святых бессребреников Космы и Дамиана представлена в обширной статье, посвященной знаменитым святым целителям. В 38-м томе также можно ознакомиться с жизнеописанием св. Коэмгена — ирландского монаха-отшельника конца VI – начала VII в., с чьим именем связано основание монастыря Глендалох и распространение христианства на Британских островах. Большой интерес представляет материал, посвященный протопресвитеру Гавриилу Костельнику (1885-1948), инициатору воссоединения западноукраинских униатов с Православной Церковью в послевоенные годы. Тему униатства продолжает и статья о Льве Кревзе, униатском епископе Смоленском и Черниговском XVII в., крупном церковном писателе. Ряд статей 38-го тома «Православной энциклопедии» посвящен выдающимся русским зодчим и художникам, внесшим значительный вклад в развитие церковного искусства. Среди них — архитектор Иван Кузьмич Коробов (1700-1747), создатель церкви св. великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге и знаменитой башни Адмиралтейства, ставшей одним из символов северной столицы. Другой известный русский зодчий — Василий Антонович Косяков (1862-1921), одним из главных творений которого является знаменитый Морской Николаевский собор в Кронштадте, недавно воссозданный после лихолетий ХХ века в своем первозданном виде. Статья, посвященная выдающемуся художнику-передвижнику Ивану Николаевичу Крамскому (1837-1887), представляет его не только как крупного портретиста, но и как мастера религиозной живописи. Помимо широко известной картины Крамского «Христос в пустыне» из статьи можно узнать и о других работах художника, посвященных духовной тематике.

http://patriarchia.ru/db/text/4187799.ht...

Для решения текущих церковных вопросов каждые пять лет созывается Церковный Собор, состоящий из 32 членов — 16 клириков и 16 мирян. Исполнительным органом является Церковное Управление, состоящее из епископов, секретаря-юриста и двух членов (священника и мирянина), избираемых на Церковном Соборе. Архиепископия является второй государственной церковью Финляндии и пользуется материальной поддержкой государства. На государственные средства содержатся епископы, Церковное Управление, духовенство и ряд малоимущих приходов. За счет государства финансируется преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях. С 1969 года в г. Куопио — резиденции Архиепископа — действует Православный церковный центр. В здании Центра располагается храм во имя апостола Иоанна Богослова, рабочие помещения Архиепископа, канцелярия, библиотека, насчитывающая около 6 тыс. томов, и церковный музей. Духовное богатство библиотеки и музея составляют рукописи, иконы, драгоценная церковная утварь, облачения, вывезенные из Валаамского и Коневского монастырей. С сентября 1961 года в Хельсинском Университете при богословском факультете было открыто отделение православного богословия, первоначальной целью которого было “ознакомление обучающихся на факультете студентов, будущих лютеранских пасторов, с учением Православия, с жизнью и деятельностью Православной Церкви, а также создание предпосылок для студентов прочих факультетов университета и для финских и иностранных исследователей, в том числе православных, для научной работы в области Православия” . В Архиепископии действуют двухгодичные курсы псаломщиков. Имеется также ряд духовно-просветительских организаций: Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских (с 1885 г.), Союз православной молодежи (с 1943 г.), Союз православных студентов (с 1948 г.), Союз православных учителей и Союз православных священников. Ежегодно издается Православный церковный календарь. Имеется ряд периодических изданий, среди которых — “Aamun Koitto” (“Утрен­няя заря”) — официальный орган Архиепископии, выходящий два раза в месяц.

http://azbyka.ru/palomnik/История_Правос...

Нагляднее всего «локальность» его власти проявилась в XIX столетии. В 1822 г. Элладская церковь вопреки мнению Константинопольского патриарха объявила о своей автокефалии, и схизма продолжалась 17 лет, пока патриарх не смирился с этой утратой. В 1870 г. вопреки его воле и решениям синода Константинопольской церкви болгары получили автономию, а потом, в 1872 г., и автокефалию по фирмаму турецкого султана. Напрасно греки предлагали созвать Вселенский Собор, дабы разрешить спор: «Веруем и всемерно желаем, чтобы братья болгары, сознав, наконец, чрезмерность и противозаконность своих требований, заключили домогательства свои в пределы возможного», все свершилось иначе . И на этот раз духовное единство братьев по вере было забыто во имя национального церковного суверенитета. И в последующем Константинополь не раз выражал вполне обоснованное нежелание признавать каноничным выделение новых национальных автокефальных Церквей, все было напрасно. В скором времени помимо указанных выше национальных автокефалий образовалась Черногорская церковь (конец XVII в.) и Румынская (1885 г.) . К чему это привело, мы знаем: вслед за тем явочным порядком объявила о своей независимости Грузинская церковь (в 1917 г., признана таковой Москво й в 1943 г., Константинополем – в 1990 г.), Польская (в 1924 г., признана таковой Русской церковью лишь в 1948 г.), Албанская церковь (в 1929 г., признана в этом статусе в 1937 г.) и т.д. Константинопольская церковь не состоит в Евхаристическом единстве с Американской православной церковью, Румынская – с Иерусалимской, последняя – с Антиохийской, Русская – с Константинопольской, Александрийской, Элладской и Кипрской, хотя никто из нас ни в чём не погрешил против веры, не нарушил догматов. Горькие и справедливые, к сожалению, оценки даются такому положению дел: «В христианской истории мы видим не больше единств и согласия, чем в истории внешней, не-христианской. В христианских обществах не только не сняты и не изжиты те разделения, которые разлагают и разрушают «естественный» порядок жизни, – ведь не примирены и не погашены и здесь расовые или национальные антагонизмы».

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/30/...

Великий Глинский старец схиархимандрит Серафим (в миру Иван Романович Романцов) родился 28 июня 1885 г. в деревне Воронок Крупецкой волости Курской губернии в семье кресть­янина. В августе 1910 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ювеналий. После закрытия Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре (Сухумская епархия), где в 1926 г. был рукополо­жен во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим. В 1928 г. был закрыт и Драндский монастырь. До 1930 г. отец Серафим жил в окрестностях Алма-Аты и работал сторо­жем на пасеке. В 1930 г. он был арестован и направлен на стро­ительство Беломорканала. 30 декабря 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь, а в 1948 г. схиархимандрит Серафим (Аме­лин) назначил иеросхимонаха Серафима (Романцова) на должность духовника обители. Это был духовник опытнейший, знаток сокровенных движений человеческого сердца. Особым духовным даром старца было умение принимать исповедь, вы­зывать людей на полную откровенность. День старца начинался с двух часов ночи, когда он исполнял свое келейное правило, затем отец Серафим неопустительно бы­вал на богослужении, после которого всего себя отдавал на слу­жение ближним: принимал богомольцев, распределял их на жи­тельство в пустыни, исповедовал, решал все возникавшие воп­росы, и так до позднего вечера. Ночью отвечал на письма. Пе­реписывал сам, и духовных детей благословлял переписывать отрывки из творений святых отцов, которые потом рассылал. В 1960 г. отец Серафим (Романцов) был возведен в сан игу­мена. После вторичного закрытия Глинской пустыни переехал в Сухуми, где продолжал свои старческие труды в кафедраль­ном соборе. И сюда к нему стекалось множество богомольцев. За ревностное служение Святой Церкви митрополитом Суху­мским и Абхазским Илией II (ныне Католикос-Патриарх всея Грузии) в 1975 г. возведен в сан архимандрита. Старец отошел ко Господу 1 января 1976 г. С нами Бог... Боголюбивейшие и дорогие отцы о Господе о. Ф., о. П., о. И., о. М., о. Н., о. Н.!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

1944 г. Епископом Калужским Василием иеромонах Никон был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, где и служил до 1948 года. Затем его переводят в г. Белев, потом в г. Ефремов, далее в г. Смоленск, и наконец, в захудалый в то время приход в городе Гжатске, что расценивалось им как ссылка (см. при 1894 годе о рождении о. Никона). Иеромонах Никон имел духовное общение с жившим в Козельске старцем-иеросхимонахом Мелетием (Барминым) (скончался 12 ноября 1959 г.), последним духовником Шамординской обители. В селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье родился будущий игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв). С открытием церквей после освобождения земли от немецко-фашистской оккупации батюшка приступил к священнослужению. Здесь он жил на квартире у одних монахинь и вёл чрезвычайно аскетический образ жизни. По воспоминаниям многих, общавшихся с ним в этот период, он был невероятно истощённым. Батюшка всё свое свободное время проводил в чтении слова Божия, молитве и изучении Святых Отцов. Проповеди батюшки были всегда глубоко духовными и отличались особой силой и убедительностью. Это привлекало к нему верующих. Вторым священником храма был о. Рафаил (Шейченко), бывший насельник Оптиной Пустыни, 21 год отбывший в лагерях. Он также, несомненно, был человеком духовным, добрым, мягким, молитвенником, имел дар слез. О нем в Козельске до сих пор вспоминают с любовью и, порой, со слезами. Но диаволу удалось поссорить двух достойных пастырей, в результате чего отец Никон был временно запрещён в служении еп. Калужским Онисифором, затем восстановлен. Впоследствии о. Никон и о. Рафаил вполне примирились, обменявшись письмами. В 1956 году, к празднику Пасхи, отец Никон был награждён саном игумена Преосвященным Михаилом (Чубом). 1970 г. В эпоху классицизма построены еще две церкви: Благовещенская и Покровская (на кладбище, 1885). Церковь Благовещенья (1810) - одна из двух церквей, создающих сейчас силуэт города, стоит в тихом переулке, в стороне от шума главной улицы. Любимым типом церквей в это время были церкви типа ротонды (круглые в плане). Но гораздо чаще, чем «чистые» ротонды, встречались такие церкви, как Благовещенская. В плане она квадратная, но главную роль в ее облике играет огромный, диаметром почти во всю ширину церкви, барабан с куполом. Шпиль колокольни, построенной в 1825 году, кажется иголкой по сравнению с этим барабаном (Е.В. Николаев. По Калужской земле. М., 1970) .

http://sobory.ru/article/?object=07222

88 Иеросхимонах Серафим (Романцов Иван Романович) родился 28 июня 1885 г. в деревне Воронок Крупецкой волости Курской губернии, в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 1910 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1914 г. призван в армию, в 1916 г. ранен и после выздоровления вернулся в обитель. В 1919 г. принял монашеский постриг с именем Ювеналий. В 1920 г. был рукоположен в сан иеродиакона. После закрытия Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре Сухумской епархии. Там в 1926 г. был рукоположен во иеромонаха и вскоре пострижен в схиму с именем Серафим. С 1928 по 1930 г., после закрытия Драндского монастыря, о. Серафим жил в окрестностях Алма-Аты, работая сторожем на пасеке. В 1930 г. был арестован и отбывал срок на строительстве Беломорканала. После освобождения жил в Киргизии. 30 декабря 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь и был назначен духовником обители. В 1960 г. был возведён в сан игумена. После вторичного закрытия обители переехал в Сухуми, где служил в кафедральном Благовещенском соборе. В 1975 г. возведён в сан архимандрита. Скончался 1 января 1976 г. 90 Касимов – районный центр Рязанской области. Время основания касимовского храма свт. Николая неизвестно. В писцовых книгах 1627 г. упоминается как Николаевский мужской монастырь. В 1701 г. на месте старой деревянной была возведена каменная церковь и освящена в 1705 г. В 1764 г. монастырь был упразднён, церковь обращена в приходскую. В 1941 г. храм свт. Николая был закрыт, а 10 марта 1943 г. в нём возобновились службы. Открывал храм протоиерей Сергий Анатолиевич Правдолюбов, который ныне канонизирован как священноисповедник. 91 Протоиерей Виктор Георгиевич Шиповальников родился в 1915 г. В 1936 г. окончил техникум, в 1943 г. окончил Одесскую духовную семинарию и в ноябре того же года митрополитом Николаем (Ярушевичем) рукоположен во священника. Имеет многие церковные награды. В настоящее время на покое, проживает в посёлке Кратово под Москвой. 92 Протоиерей Владимир Сергеевич Правдолюбов родился 9 июня 1931 г. в Касимове в семье протоиерея Сергия Анатолиевича Правдолюбова. Высшее образование получил в 1948–1953 г. на механико-математическом отделении Московского государственного университета. В 1953 по 1956 г. преподавал в средней школе в Куйбышевской области. 29 мая 1957 г. рукоположен в сан диакона, на следующий день, в праздник Вознесения, – во иерея и назначен в Никольский храм Касимова. С 1967 г. – настоятель этого храма, впоследствии – почётный настоятель. С 1958 г. учился на заочном секторе Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую Духовную Академию. В 1978 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата богословия. В настоящее время – почётный гражданин города Касимова, имеет все церковные награды, включая митру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В дневнике Владыки записано (3.3.1948): " Был псаломщик - латыш. Просится во священники. 70 лет. Достойный. Но некоторые вопросы у него неверно разрешаются... Петр Ив[анович] [...] (корел). Первая ласточка о священниках-латышах " ( Митрополит Вениамин (Федченков). " За Православие помилует меня Господь... " Дневниковые записи. С. 46). 73 Т. е. Иосифа Сталина, Георгия Карпова (см. прим. 61) и Никиты Смирнова (местного уполномоченного). Ср. свидетельство монахини Сергии (Клименко, 1905 +1994): " От отца Иеремии [(Лебедева, 1885 +1.2.1953), казначея Патриарха Алексия I,] я узнала следующее: когда Святейший приехал за границу, его упрекнули в том, что он служил панихиду [возможно, молебен, если учитывать дату кончины архимандрита,] по Сталину-безбожнику. Патриарх Алексий во всеуслышание ответил: " Я служил не за безбожника " . За него молился схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Он был инспектором той семинарии, где учился Сталин. И когда Сталина за " проказы " сажали в карцер на хлеб и воду, он его жалел и посылал ему покушать. А когда времена переменились, когда уже Сталин стал самодержцем, а он архиепископом, его хотели арестовать. И вот Сталину дали знать: помнишь князя Абашидзе, который тебе кушать посылал, когда ты в карцере сидел? И Сталин сказал: " Не трогать его " . И владыка Антоний за него молился и что-то ему вымолил. Уж какая судьба Сталина, мы не знаем, это Бог Один знает, но все-таки с него началось освобождение " (Россия перед Вторым пришествием. (Материалы к очерку Русской эсхатологии). Изд. 3-е. Т. 2. СПб. 1998. С. 282-283). 74 См. прим. 66 Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Кончилось время гонений, стали возрождаться монастыри, появилось новое поколение монахов, среди них много искренне верующих, добрых и преданных Церкви людей. Но когда при Зоровавеле возвратившиеся из плена жители Иерусалима построили новый Храм, и народ ликовал, то несколько стариков, видевших в детстве Храм Соломона, плакали и от радости, что воздвигается святилище, и от скорби, что красота и великолепие прежнего Храма уже не повторятся. Быстро меняется мир. Два поколения прошли перед моими глазами, и мне снова хочется повторить слова Макария Великого : «Я не монах, но видел монахов». И за это я благодарю Бога. По сравнению с ушедшими старцами, даже лучшие из монахов нашего времени похожи на угли, тлеющие в золе. Однако и эти угли еще излучают тепло, и хотя они не ярко пылающий огонь, около них все же можно не погибнуть от духовной стужи. По сравнению с прежними старцами, теперешние отцы похожи на тусклый свет ночника: он – не дневной свет, но и при его мерцании можно как-то различать очертания предметов, можно отличить дорогу от зарослей кустарника и рвов. Поэтому современные монахи, скорбящие, что уже нет старцев, должны осознать: как и мы, они не смогли бы воспринять дух прежних отцов; но пусть они дорожат теми, кто еще находится рядом с ними. Сегодняшние наставники не имеют силы уже ушедших. Дух мира в большей степени тяготеет над ними, но и около них можно спастись. Когда же уйдут и они, в мире станет еще темнее и еще холоднее, и многие с горечью скажут им вслед: «Почему, почему мы не взяли от них хотя бы те крохи, которые они имели!..». Примечания 1. Схиархимандрит Серафим (Романцов; 1885–1976) – глинский старец. В Глинскую пустынь поступил в 1910 г. Проходил различные послушания. Затем был призван в армию, воевал. В 1916 г. был ранен и по выздоровлении снова возвратился в обитель. В 1919 г. был пострижен в монашество с именем Ювеналий. В 1920 г. – рукоположен во иеродиакона. После закрытия в 1922 г. Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре Сухумской епархии. Там в 1926 г. был рукоположен во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим. После закрытия Драндского монастыря жил в окрестностях Алма-Аты, работал сторожем на пасеке. В 1930 г. – арестован и выслан на строительство Беломорканала. С 1934 г. по 1946 г. жил в Киргизии. Образ жизни вел самый аскетический. Летом поднимался высоко в горы, где жил как отшельник в плетеной хижине. Время проводил в молитве, чтении Священного Писания и богомыслии. Спал очень немного, прямо на полу. Зимой жил в одной благочестивой семье, где для него специально была устроена келья. По ночам совершал богослужения, исповедовал, причащал, давал спасительные наставления обращавшимся к нему. В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь. В 1948 г. был назначен на должность ее духовника.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Качуг. Храмовый комплекс церквей Вознесения Господня. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Качугский район, п. Качуг. Координаты: 53.959976, 105.875634 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Храмы комплекса: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История строительства церквей в Качуге ведется с 18 века. Одной из первых была построена Вознесенская церковь (1784 год). Со временем этот ярусный храм из бруса сильно обветшал. С 1894 по 1903 годы велось строительство каменного Вознесенского храма в классицистическом стиле. Однако в 1948 году здание было разобрано, а кирпичи распроданы как стройматериал. В Качуге была деревянная церковь Вознесения Господня, построенная на смену обветшавшей Никольской в 1784 году. В «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1867 год сохранилось упоминание о ней (статья священника Харлампия Мурашова, предшественника отца Александра Спасского): «Церковь в нем (Качуге) деревянная, но очень красивая, двухэтажная, о двух престолах: вверху во имя Вознесения Господня, внизу во имя Святителя и Чудотворца Николая». В Клировых ведомостях по Благочинию I участка Верхоленского округа за 1885 год представлено следующее описание: «Здание деревянное, двухэтажное с колокольней, обита тесом в 1841 году, крыша новая, исправлена в 1880 году, окрашена церковь в том же году, дымчатою краскою, а крыша зеленою, крестов на ней три». Настоятелем в это время служит уже священник Александр Спасский. Из документа «Ведомость о церкви Вознесения Господня, Верхоленского округа и Благочиния, Манзурской волости, села Качугского за 1877 г.», мы узнаем следующее: «Священник Александр Иванович Спасский, дьяческий сын. По окончании курса в Костромской Духовной Семинарии в 1854 году был уволен в Епархиальное ведомство с аттестатом 1-го разряда». В XVIII веке священникам, сдавшим выпускные экзамены, присваивался один из трех разрядов. Выпускники с 1-м разрядом имели право учиться дальше в духовной академии, служить священником во второклассной церкви, быть учителем в уездных и приходских училищах. «1872 года Мая 4 дня отец Александр назначен законоучителем в Качугское Приходское училище. 1873 года Декабря 2 дня указом Иркутской Духовной Консистории за по выбору назначен Благочинным 1-го участка Верхоленского округа, каковую должность проходит до 1877 года». Также А.И. Спасский был награжден грамотами от Иркутской Духовной Консистории. Из этого же документа узнаем, что у Александра Спасского была жена Параскева Владимировна и семеро детей.

http://sobory.ru/article/?object=39344

Губичи. Церковь Сошествия Святого Духа. Пастушкова церковь /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно не ранее 1464. Ссылки:   Адрес: Львовская область, Старосамборский район, село Губичи Координаты: 49.606546, 22.749113 Проезд:церковь расположена немного на запад от села Губичи, на одной из живописных полян. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью По легенде, эту церковь называли пастушковой за то, что построена она в месте, где пастуху приснилась Пр. Богородица. Это была одна из часовен на путях паломничества в - одного из самых известных паломнических мест Перемышльской епархии. В инвентаре 1837 года она отмечена как старая деревянная. Шематизм 1885 года представляет, что в лесу за Губичами построена церковь, называемая пастушковою. В документах начала XIX в. она отмечена как церковь Сошествия Св. Духа, а Шематизм ХХ в. называет ее в честь Пресвятой Богородицы. Согласно традиции, церковь построена в 1630 году. В советское время стояла закрытой, была ограблена. После восстановления в начале 1990-х годов ее строение собрал отец Василий Зворский со всей Львовской области. Стены внутри церкви обиты картоном. Иконостас сборный. " На брусьях стен снаружи церкви вырезано много фамилий и имен людей разного времени, например: " 1934 Михаил Рапанич " , " Иван Гириль 1941г. " , " Стефан р.1948, Фартушок Г., Химич В. " . У церкви есть памятный крест с надписью: " На памятник посвящения по случаю 550 г. 1453-2003 г. Архиепископом Львовским Макарием дня 15.VI .2003 г. " . На краю поляны расположен накрытый крышей алтарь. Слободян В. " Украинская сакральное строительство Старосамборского района " . - Львов: Камула. 2015. Источник: сайт " Деревянные церкви Западной Украины " http://decerkva.org.ua/hubychi.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=35499

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010