Это происходит и в наше время. Проповедь христианства в странах Азии и Африки, утратив традиционные связи с колониальной системой, с престижем «белого человека», переходя в руки местных жителей и укореняясь в формах местной культуры, делается много убедительнее. Разумеется, «аккультурация» христианского вероучения, т.е. его переход на иные «культурные коды», закономерно таит риск синкретизма и двоеверия; но риск этот по существу таков же, как во времена, когда христианство принимали кельты, германцы, славяне и прочие «варвары» древней Европы. То обстоятельство, что и в своих традиционных ареалах христианская вера все чаще из автоматически наследуемого атрибута нации превращается в предмет личного выбора, оказалось довольно благоприятным для культурного творчества под знаком христианства. Мы отмечали выше, что в прошлом столетии только протестантизм разделял престижное положение с культурой протестантских стран, между тем как в странах православных и католических вера оставалась прежде всего «бытовым исповедниче-ством» молчаливых масс, дух которого был чужд культуре. Напротив, первая половина 20 в. дала неожиданное изобилие православных и католических мыслителей и писателей, занявших очень заметные места на панораме европейской куль- туры. Одновременно жили и работали французские католические писатели Леон Блуа (Bloy, 1846-1917), а также Поль Клодель (Claudel, 1868-1955), Шарль Пеги (P6guy, 1873-1914), Франсис Жамм (Jammes, 1868-1938) и Жорж Бернанос (Bernanos, 1888-1948), в шутку прозванные «отцами Церкви»; французские католические мыслители Жак Маритен (Maritain, 1882-1973), Этьен Жильсон (Gilson, 1884-1978) и Габриель Марсель (Marcel, 1889-1973); властитель дум немецкой католической элиты, для которого в Берлине против всех обыкновений была создана особая кафедра, католический священник итальянского происхождения Романо Гвардини (Guardini, 1885-1968); выросшие под воздействием импульсов творчества Достоевского и особенно мистической мысли Владимира Соловьева (1853-1900) русские православные философы и богословы Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920), Николай Александрович Бердяев (1874-1948), которого Ромен Роллан назвал «русским Пеги», о.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Жизнь по закону духовному Скачать epub pdf Из эпистолярного наследия Схиархимандрит Серафим (Романцов) (1885–1976) был духовником Глинской пустыни. На должность духовника его назначил в 1948 году настоятель обители схиархимандрит Серафим (Амелин), когда после ссылки схиархимандрит Серафим (Романцов) вернулся в открытую в военное время Глинскую пустынь. Умение принимать исповедь, вызывать людей на полную откровенность – особый духовный дар старца. После вторичного закрытия Глинской пустыни схиархимандрит Серафим переехал в Сухуми, где продолжал свои старческие труды. Христос посреди нас. Милость Божия буди с Вами! Милость Божия да укрепит ваши добрые желания к исполнению Христовых заповедей. Не следует скорбеть, когда видим проявление наших немощей, иногда эти проявления бывают в очень резком состоянии. В подобного рода искушениях человек научается видеть все стороны своей души – как хорошие, так и плохие. Естественно, каждый стремится, конечно, к хорошему, но не каждый может различать хорошее от плохого, пока не научится опытом, а чтобы приобрести опыт, требуется немалое время. Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути. Это – весьма полезное дело. Роптать, конечно, не следует, но если уж пороптал, то покайся и не скорби. Ангелам свойственно никогда не падать и никогда не каяться, а человеку свойственно падать и вставать, т.е. согрешать и каяться. Помоги Вам Господи проходить этот путь со смирением и молитвою. Недостойный Серафим Милость Божия буди с Вами! Читая письма Ваши и видя в них описываемое Вами душевное и телесное страдание Ваше, всегда сердцем своим страдаю о Вас и ежедневно молю Господа Бога о помощи и заступничестве Вашем и об исцелении всех недугов Ваших. Болею сердцем моим и о том, что у Вас во едином часе бывает и брак и погребение, т.е. и радость, и печаль, так что в одно время налагаете на себя и то и то, и за раз разрушаете всё, и после чувствуете досаду и смущение, и хулу, и отчаяние, и негодование на всё и на всех. Отчего невозможно покойною Вам быть? Но когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то или то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь». Не исполнили благие желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: «Господи, избави меня от сих». Осердились на кого или осудили за что, паки тем же покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: «Согреших, Господи, прости меня горделивую и нетерпеливую». Вдруг, как туча, нашла тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: «Вскую прискорбна еси, душа моя, и Вскую смущавши мя, уповай на Бога». И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце своё в спокойствии от смущения, как от неприязненного духа. Это Вам рецепт от всех болезней душевных и телесных на всё время жизни вашей. Аминь.     

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Руската православна църква има повече от хилядолетна история, възхождаща към 988 г., когато Киевска Рус е кръстена от светия равноапостолен княз Владимир в днепърските води. В продължение на няколко века едната общоруска митрополия — в началото с център в Киев, след това във Владимир и най-сетне в Москва — влиза в състава на Константинополската патриаршия. През 1448 г. обаче Руската църква придобива фактическа самостоятелност, след като за Московски митрополит без съгласието на Константинопол е избран св. Йона. Това решение на Руската църква е принудително, наложено от обстоятелствата: по това време Константинополският Патриарх е в уния с Рим, а Руската църква категорично отхвърля унията. Автокефалията на Руската църква не е призната веднага от Константинопол и другите Източни Патриарси. Едва през 1589 г. с участието на Константинополския Патриарх Йеремия II в Москва е учредена патриаршия и митрополит Йов е въздигнат в патриаршеско достойнство. Във връзка с този акт Патриарх Йеремия и придружаващите го лица, а също и архиереите и архимандритите на Руската църква подписват специална «Уставна грамота». Патриаршеското достойнство на Московската катедра е утвърдено от съборите на Източните Патриарси в Константинопол през 1590 и 1593 г. Решения за предоставяне на автокефалия на едни или други части на Константинополската патриаршия са приемани нееднократно от Светия Синод или съборите на тази църква. Така например, Константинополската патриаршия дава автокефален статут на влизалите в състава Еладска (1850), Сръбска (1879), Румънска (1885) и Албанска (1937) църкви. Автокефалии в историята е предоставяла не само Константинополската патриаршия, но и други църкви. Така например, през V в. Антиохийската патриаршия дава автокефалия на Грузинската православна църква, а през XX в. Московската патриаршия дава автокефалия на Полската православна църква (1948), Чехословашката православна църква (1951) и Православната църква в Америка (1970). През 2022 г. Македонската православна църква (Охридска архиепископия) получава автокефалия от Сръбската православна църква.

http://mospat.ru/bg/news/90540/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТЕЛЬНИК Гавриил Федорович (15.06.1885, с. Руски-Крстур окр. Кула комитата Бач-Бодрог, Австро-Венгрия (ныне автономный край Воеводина, Сербия) - 20.09.1948, Львов), протопр., богослов; инициатор воссоединения укр. греко-католиков с Православной Церковью. Происходил из бачванских русинов, потомков переселенцев из Закарпатской Украины в обл. Бачка (в междуречье Дуная и низовий Тисы). Его родители были крестьянами среднего достатка, греко-католиками по вероисповеданию. Из 6 детей только Гавриил смог продолжить образование по окончании начальной венг. школы в Руски-Крстуре. В 1898 г. он поступил в хорват. гимназию в г. Винковци (обл. Славония), затем учился в Загребской хорват. гимназии (1900-1906). К. проявил исключительные способности в учебе, к этому же времени относится и начало его литературной деятельности. В 1904 г. в Жолкве (ныне Львовской обл.) в изд-ве монахов- василиан вышел 1-й поэтический сборник К. «Из моего села» (З мойого валала) на русинском диалекте. Эта книга считается 1-м литературным произведением бачванских русинов. В 1907 г. в Загребе был опубликован его 2-й поэтический сб.- «Романсы и баллады» (Romance i balade) на хорват. языке. Во время учебы в Загребе произошло знакомство К. с Православием, он иногда посещал серб. правосл. храм. В 1906 г. К. поступил в униатскую Загребскую ДС, где его успехи привлекли внимание ректора Дионисия Няради (впосл. епископ Крижевецкий, глава Хорватской греко-католической Церкви), также уроженца Руски-Крстура. Няради считал, что талантливый студент должен продолжить образование на Украине, поэтому он обратился к главе Львовской (Галицкой) архиепископии Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) митр. Андрею Шептицкому за содействием о переводе К. во Львов. Осенью 1907 г. К. продолжил обучение в униат. Львовской ДС. В 1910 г. его доклад «Шевченко с точки зрения религиозной этики» (Шевченко з peлiriйho-emuчhoro становища) был опубликован в приложении к епархиальному ж. «Нива». В 1911 г., по окончании семинарии, К. поступил на философский фак-т Львовского ун-та, где проучился один семестр, а затем продолжил обучение на фак-те католич. богословия Фрибурского ун-та (Швейцария). В 1913 г. он получил степень д-ра философии, богословия и права за соч. «Об основных принципах познания» (De principiis cognitionis fundamentalibus; на лат. языке). В том же году вернулся во Львов, женился на Э. Риттер фон Зарицкой (1891-1982), дочери директора Перемышльской гимназии; у них родилось 5 детей. Позднее К. признавался, что если бы не женитьба, то он, наверное, не стал бы жить в Галиции, к к-рой трудно привыкал.

http://pravenc.ru/text/2458863.html

Пельцих (1885—1971г.). В лагере была создана сельскохозяйственная опытная станция (СХОС), которая была крупным научно-исследовательским учреждением, накопившим исключительно ценный опыт работы в деле освоения пустынных степей Центрального Казахстана. Руководителями отделов станций были заключенные-ученые: С.А. Вертелецкий, Д.С. Левнев, С.А. Архангальский (впоследствии академик ВАСХНИЛ), А.А. Корнилов (ученик Н.И. Вавилова), А.А. Зайцева (будущий лауреат Ленинской премии), И.К. Фортунатов, С.П. Сорокин, Д.И. Новогрудский, Н.Я. Постоялков, С.Т. Бубенцов и многие другие. В результате проделанной работы уже в 1941 году было выведено и продано в госсортиспытание 43 новых сорта, из которых 33 сорта — по зерновым и 10 сортов — по травам. Таким образом, сельскохозяйственная опытная станция обеспечила получение рекордных урожаев. В лагерь в качестве заключенных привозили лучших специалистов,  ученых. Почти вся Тимирязевская академия прошла через стены Карлага. В 1948 году руководство Карлага отправило в ГУЛАГ списки на 785 заключенных-специалистов и ученых, необходимых для хозяйства лагеря, с ходатайством об оставлении их  в  Карлаге. Крупные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы проводились и в области промышленного производства. В Карлаге было проектно-конструкторское бюро, подведомственное отделу капитального строительства управления лагеря. В нем работали крупные специалисты-инженеры заключенные: В.А. Бресневич, В. И. Лиод, К.И. Страхович, В.Л. Пржецлавский, И.В. Климов, А.Л. Чижевский, А.Г. Глебов и другие. Руководителем был профессор Ф.Н. Леон-Леонов. После освобождения из лагеря они все остались в Караганде и работали в институте «Карагандашахтостройпроект». Каждый из них имел удостоверение ссыльного с предупреждением о необходимости ежемесячно являться на отметку в комендатуру. Одновременно с них была взята подписка, в которой содержалось предупреждение, что нарушение границ предписанного им района проживания (Ленинский район г. Караганды) будет караться без суда и следствия каторжными работами сроком на 25 лет. В институте, где они работали, почти каждый день их навещали солдаты с автоматами, а по вечерам наведывались в их квартиры.

http://pravoslavie.ru/2264.html

Важнейшим источником сведений о книгах Европы в эпоху средневековья являются инвентарные описи. Одним из наиболее полных указателей сочинений церковных авторов (673 имени) считается «Catalogus scriptorum ecclesiae» Джона Бостона из Бери (John Boston of Bury), составленный в нач. XV в. и не изданный до сих пор (рукопись хранится в б-ке Кембриджского ун-та). Этот «Каталог» является путеводителем по фондам 195 англ. монастырских б-к. До сих пор составляются подобные каталоги как по существующим фондам (English Monastic Libraries: In 2 vol./By the Rev. J. Hunter. L., 1831; Verzeichnis der Handschriften der Stiftsbibliothek von St. Gallen/Hrsg. v. G. Scherrer. Halle, 1875; La bibliothèque de l " Abbaye de Clairvaux du XIIe au XVIIIe siècle. P., 1979. Vol. 1: Catalogues et répertoires/Publ. par A. Vernet avec la collab. de J.-F. Genest), так и по фондам, некогда известным, но не сохранившимся до наст. времени. До сих пор издаются каталоги фондов нем. б-к: Mittelalterliche Bibliothekskataloge Deutschlands und der Schweiz/Hrsg. v. Königlich Bayer. Akad. d. Wiss. in München. Münch., 4 Bde, 17 Tl.; а также Mittelalterliche Bibliothekskataloge Österreichs/Hrsg. v. d. Akad. d. Wiss. in Wien. W., 5 Bde, 8 Tl. Для комплектования первой публичной б-ки средневек. Европы «Marciana», основанной герц. Козимо Медичи при мон-ре св. Марка во Флоренции (1441, впосл. объединена с б-кой «Laurenziana»), Т. Парентучелли (буд. папа Николай V (1447-1455) и основатель Ватиканской б-ки) составил рекомендательный список книг, впосл. названный «библиографическим каноном своего времени» ( Sforza G. Ricerche su Nicolo V. Lucca, 1884. P. 359). Его основой стали фонды неск. венецианских б-к, Ватиканской б-ки и собрание мон-ря (S. Salvatoris) в Болонье. В списке указаны тексты Свящ. Писания, творения отцов Церкви, церковных писателей первых веков, сочинения Фомы Аквинского, Альберта Великого, а также античных философов и писателей, в т. ч. Аристотеля и его комментаторов. Индексы запрещенных книг (лат. Indices librorum prohibitorum), впервые появились в V в. в переписке Римских пап Иннокентия I и Геласия I и окончательно сформировались в 1564 г. на Тридентском Соборе (изд. в Риме, Венеции, Болонье и Кёльне). «Индексы» были вызваны борьбой с ересями, в XVI в.- борьбой Римо-католической Церкви с протестантизмом. «Индекс» переиздавался с дополнениями до 1948 г. Прекращен по решению II Ватиканского Собора. Полный список всех индексов см.: Petzholdt J. Catalogus indicis librorum prohibitorum et expurgandorum… Dresdae, 1859; Reusch F. Der Index der verbotenen Bücher. Bonn, 1883-1885. 2 Bde. С развитием Реформации, увеличением потока богословских изданий апологетического и полемического содержания развивается запретительная и рекомендательная библиография. Книготорговая библиография

http://pravenc.ru/text/149151.html

В этот же день 1964 года народный художник СССР, доктор искусствоведения, действительный член Академии художеств Сергей Васильевич Герасимов. Он родился 26 сентября 1885 г. в Можайске в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно-промышленном училище с 1901 по 1907 г., а затем в Училище живописи, ваяния и зодчества с1907 по 1912 г., где его наставниками были С.В.Иванов и К.А.Коровин. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская «Мать партизана» (1943-1950). Сквозь все творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед – прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926 г. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине. Герасимов проявил себя как опытный педагог, а также умелый и чуткий администратор, завоевав в середине века прочную репутацию оппозиционера, за что в 1948 г. был уволен с поста директора Московского художественного института имени В.И.Сурикова. Художник занимал также посты директора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского; 1950-1964) и Первого секретаря правления Союза художников СССР (1958-1964). Его работы находятся в собраниях Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Петербурге, Художественного музея в Таганроге. С.В.Герасимов был награжден Ленинской премией в 1966 г. посмертно, двумя орденами Трудового Красного Знамени, серебряной медали Международной выставки 1937 г. в Париже, золотой медали Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе, золотой медали Министерства культуры СССР 1958 г., золотой медали Академии художеств СССР 1962 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/de...

Орёл. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь, Богородицкая церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Известна деревянная церковь еще в XVII веке. Каменная построена в 1749 году. После пожара 1848 года капитально перестраивалась (по сути велось новое строительство) по проекту архитектора Н.Т. Орлова. Руководил строительством до 1874 года церковный староста, купец I гильдии А.Н. Перелыгин. Но в 1863 году обрушился главный и боковые купола. Придельный храм освящен в 1874 году, а главный 22 года лежал в развалинах, и только в 1885 году началось его восстановление. Еще понадобилось 20 лет, прежде чем 1904 году были закончены все работы и церковь была освящена. За это время в ней был устроен мраморный иконостас, выполнена настенная роспись. Это была одна из самых величественных и вместительных церквей города Орла. В феврале 1918 года по приказу местных властей рабочие стали снимать двуглавых орлов с колокольни. По набату собрались толпы верующих, мастера были избиты. Вызванные милиция, кавалерия, красногвардейцы разогнали толпу, один человек был убит. Короткое время церковь была соборной у обновленцев. Закрыта в конце 30-х годов, взорвана в 1948 году. На ее месте в 1962 году был построен Центральный универмаг города Орла, который работает и сегодня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы известна еще деревянной с XVII века. Деревянный храм был выстроен недалеко от деревянного Сошного моста через Оку (позже железный Мариинский, ныне — Красный). Большой кирпичный храм эклектичной архитектуры, построенный на месте каменной церкви 1749. Четырёхстолпное пятикупольное здание с трапезной и многоярусной колокольней. Заложен в 1853, в 1863 обрушился центральный купол. Трапезная с Мироносицким и Петропавловским приделами достроена в 1874, главный храм достроен в 1885-1904. Здание храма яркого бордового цвета стало самым большим и красивым в городе. Закрыт в конце 1930-х, взорван в 1948, руины разобраны в 1950-х. На месте церкви здание Центрального универмага.

http://sobory.ru/article/?object=34727

26 июля 1860 года епископ Самарский и Ставропольский Феофил разрешил священнику Павлу (Эпиктетову) сделать киот для образа Воскресения Христова. В 1860 году священник Василий (Умнов) и церковнослужители просили епископа Феофила разрешить ремонт церкви и приобрести серебряную дарохранительницу. 12 января 1879 года сельское общество постановило расширить каменную приходскую церковь. Самарским епархиальным архитектором Иностранцевым был составлен проект по расширению церкви, утвержденный 11 июля 1879 года строительным отделением Самарского губернского правления. Архитектор Иностранцев руководил работами по постройке. 28 января 1885 года в расширенном приделе освятили новый престол. В 1867 году открыта церковно-приходская школа. В 1930 году священник Василий (Мараховский) был арестован. Службы в связи с этим прекратились. С колокольни сняли колокола и кровлю. Храм стали использовать под зернохранилище. В 1941 году храм перестали использовать из-за отсутствия кпыши. В 1948 году по распоряжению председателя сельского совета Петра Федоровича Каюкова для ремонта клуба разобрали пол. 13 мая 1948 года комиссия Борского райисполкома из техника райсельхозотдела И. И. Селезнева, председателя Гвардейского сельсовета П. Ф. Каюкова, граждан села Гвардейцы П. Я. Никитина, П. Ф. Артемьева, под председательством члена исполкома райсовета И. Д. Курбатова составила акт о дальнейшей непригодности использования церкви. 14 мая 1948 года заседание исполкома Борского райсовета депутатов трудящихся решило просить Куйбышевским облисполком сломать здание церкви. 16 апреля 1949 года уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров по Куйбышевской области С. Алексеев подписал заключение о необходимости слома здания церкви и использования кирпича для нужд школ района, а председателя Гвардейского сельсовета Каюкова, допустившего разборку и растаскивание здание, привлечь к судебной ответственности. По решению облисполкома от 27 апреля 1949 года церковь снята с учета. В сентябре 2007 года принято решение оформления документов. 23 июля 2008 года был открыт приход в честь Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

http://sobory.ru/article/?object=41290

Новая минецкая больница. Модестова Ксения 1893 г. Новая минецкая больница. Соколова Иринья 1894 г. Гришутино домохозяйка. Соколов Алексей 1895 г. Новая колхоз. Бараусова Наталия 1873 г. Замостье не работает. Алексеева Дария 1893 г. Паледи не работает. Бадарина Мария 1903 г. Паледи колхоз. Ефимова Анна 1905 г. Погорлино колхоз. Васильева Наталия 1900 г. Минцы колхоз. Шопина Александра 1885 г. Минцы колхоз. Абрамова Ольга 1890 г. Минцы колхоз Соколов Фёдор 1902 г. Минцы инвалид 2 группы». Замечу что, ныне не существующая деревня Стеньково написана как Стиньково. Сам список дал с небольшими сокращениями – убрал инициалы отчества и слово «старый» или «старая» перед «не работает». 4 июня 1948 года: «В канцелярию Митрополита Ленинградского и Новгородского. Возвращая подлинный материал по делу открытия Георгиевской церкви села Минцы Хвойнинского района Новгородской области вместе с вновь составленным по установленной форме прошением верующих со списком лиц, ходатайствующих об открытии названной церкви, почтительнейше препровождаю на благоусмотрение Его Высокопреосвященства данных, предоставляющее открытие Георгиевской церкви в селе Минцы вполне желательным. Храм в селе Минцы – каменный, находится в полном порядке, единственно требует побелки стен внутри храма и остекленения 32 рам. По приблизительному подсчёту ремонт вместе с устройством иконостаса, престола и жертвенника обойдётся от 3000 до 5000 рублей. Церковная утварь, иконы надеются получить путём пожертвования, облачения – сшить из деревенской крашенины, затруднительно будет с церковно – богослужительными книгами, и в этом случае не покидает надежда верующих, всею душою желающих открытия своей родной церкви. Благочинный протоиерей Василий Ерин». 23 июня 1948 года: «Полномоченному (так написано) Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Новгородской области Продецкому А. С. Канцелярия Митрополита Ленинградского и Новгородского при сём препровождает подлинный и в копиях материал об открытии Георгиевской церкви села Минцы Хвойнинского района Новгородской области.

http://sobory.ru/article/?object=09517

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010