40 Печатается по: Московские церковные ведомости. М. 1914. 26. 28 июня. С. 478. Митрополит Макарий (Парвицкий, 1.10.1835 †16.2.1926), Московский и Коломенский – старец-митрополит, выдающийся святитель, миссионер, просветитель алтайского народа; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». Родился в с. Шапкине Ковровского уезда Владимирской губ. в семье пономаря. После окончания Тобольской Духовной семинарии (1854), в которой получил прозвание «Невский», поступил в состав Алтайской духовной миссии. Приняв монашество и будучи рукоположен во иеромонаха (1861), трудился над устроением Чулышманского монастыря (1861–1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868–1869). Начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (1884). Епископ Томский и Семипалатинский (26.5.1891), с 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский (с 1906 – архиепископ), с 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. Митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода (1912), почетный член С.-Петербургской Духовной академии (1913). Незаконно уволен на покой (20.3.1917), местом пребывания определен Николо-Угрешский монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарию дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (авг. 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губ. В 1956 г. останки Святителя (по свидетельству очевидцев – нетленные) были перенесены в Сергиев Посад и упокоены под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. 42 Печатается по: На Архиерейской даче в Черкизове//Душеполезное чтение. 1915. 1. Январь-февраль. С. 81–82. Историю Митрополичьей дачи в Черкизове см. в прим. 211 к 1-му т. наст. изд. В 1980е гг. здание дачи занимала строительная организация; в 1989–1992 гг. принадлежала Издательскому отделу Московской Патриархии. После пожара на втором этаже (в марте 1992 г.) полуразрушенное здание передали (1994) Отделу по церковной благотворительности и социальному служению, возглавляемому викарием Московской епархии, архепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым). При содействии президента Якутии М. Е. Николаева Отдел собирается отремонтировать Митрополичью дачу и создать здесь братство святителя Иннокентия (Чижов А. Б. Деревянные храмы Москвы и Подмосковья//Московский журнал. М. 1998. 1. С. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

51 О нем: Агеева Е.А. ВАКОНЬЯ (Иван Ульянович (1883–1965), деятель старообрядческого поморского согласия)//Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2009. С. 503. 53 Ныне протоиерей, заслуженный профессор СПбДА заведующий кафедрой церковной истории СПбДА. О нем: Белёвцев (Иоанн Иоаннович (род. 1928), прот.)//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2009. С. 522–523. 54 Белёвцев И. Остромирово Евангелие 1056–57 гг.//Журнал Московской Патриархии. М., 1956. 7. С. 65. 63 Н.С. О тексте московского «Апостола» 1564 года//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. 6. С. 77–78. 64 Архимандрит Феогност (Дерюгин Федор Александрович; 1887–1970) – выпускник СПбДС (1908), обучался в СПбДА (1909–1910:1914), в 1947 г. принял постриг, доцент ЛДАиС (1947–1948), ректор Саратовской ДС (1948–1949). Цит. по Карпук Д. А. «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины»//Христианское чтение. СПб, 2016. 4. С. 152. 65 Феогност (Дерюгин), архим. Некоторые замечания о надписаниях псалмов//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 12. С. 56. 67 Никонов В. Святый пророк Божий Илия Фесвитянин//Журнал Московской Патриархии. М., 1953. 8. С. 32–38. 69 Марковский И. С. Елеонская, или Масличная, гора и Гефсиманский сад//Журнал Московской Патриархии. М., 1958. С. 50–53. 70 Подробнее о нем: Предеин Д., прот. Протоиерей Александр Мень как выдающийся православный катехизатор и миссионер второй половины XX века. Одесса, 2015. 400 с. 71 Мень А., диак. Назарет – колыбель христианства//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. 9. С. 61–64. 78 О нем: Кузьминов Л., прот., Русак В. Протоиерей Николай Семенович Никольский [некролог]//Журнал Московской Патриархии. М., 1975. 1. С. 31–32. 79 Никольский Н, прот. Великий Пяток в евангельских повествованиях//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. С. 51–55. 81 Клирик Люблинской епархии Польской Православной Церкви. В 1920–х гг. служил в церкви г. Люблина (Польша). Настоятель в г. Холм в 1947–1954 гг. Цит. по: Лабынцев Ю.А., Щавинская Л. Л. Белорусско–украинско–русская православная книжность межвоенной Польши. М, 1999. С. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

« 53. По кончин Императора, Наслдникъ Его вступаетъ на Престолъ силою самаго закона о присвояющаго Ему право. на Престолъ Императоров считается со дня кончины Его предшественника. … 54. Въ манифест о на Престолъ возвщается вмст и законный Наслдникъ Престола, если лице, коему по закону принадлежитъ существуетъ. … 55. Врность подданства воцарившемуся Императору и законному Его Наслднику, хотя бы онъ и не былъ наименованъ въ манифест утверждается всенародною присягою…». Из представленного следует, что на основании ст. 53 СЗ РИ Великий Князь Михаил Александрович Романов с 15 часов 2 марта 1917 года имел полное право получить соответствующий государственный статус и именоваться « Михаилом II, Императором и Самодержцем Всероссийским, Царем Польским, Великим Князем Финляндским и прочая, и прочая, и прочая». Стоит заметить, что Закон вступление на Престол по времени никак не увязывает с процедурой «коронации и миропомазания», о чем сообщает Глава пятая «О священном короновании и миропомазании» Раздела первого СЗ РИ : « 57. По на Престолъ, совершается священное и по чину Православной Церкви. Время для торжественнаго сего обряда назначается по Высочайшему и возвщается предварительно во всенародное … (…) 1. Священный обрядъ и совершается въ Московскомъ Успенскомъ Собор, въ высшихъ государственныхъ правительствъ и по Высочайшему къ сему призываемыхъ (а). — Императоровъ какъ царей Польскихъ, заключается въ одномъ и томъ же священномъ обряд; депутаты Царства Польскаго призываются къ въ семъ торжеств вмст съ депутатами прочихъ частей (б)». То есть процедура проведения «коронации» и «помазания на Царство» к вступлению «в должность» никакого отношения не имеет. Исторически это действие всегда было перенесено на более поздний срок. Так: Император Александр II «вступил на престол» 18 февраля 1855 года, а коронация и помазание прошли через полтора года – 26 августа 1956-го; Александр III стал главой Империи 1 марта 1881 года в день гибели Александра II, а коронационные мероприятия состоялись в Успенском соборе Кремля только по прошествии двух лет (!) – 15 мая 1883-го; Император Николай II стал руководить государством с 20 октября 1894 года (день смерти отца), а короновался только 14 мая 1896-го.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/17/...

65 Сексоты – официальное название – секретные сотрудники (агенты) еще со времен работы полиции Российской империи. Тот же термин использовался в документах советских спецорганов (ВЧК – ОПТУ – НКВД). 66 Доктусов Николай Петрович (1883–1959) – с 1944 г. преподаватель Православного богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве, преобразованных в августе 1946 г. в Московскую духовную академию и семинарию, с 1949 г. – профессор, с 1951 по 1956 г. – инспектор МДАиС. В те же годы ректором стал протоиерей Константин Ружицкий. Вместе с ним и ученым секретарем Н. И. Муравьевым Η. П. Доктусов осуществлял руководство духовными школами. 67 Протоиерей Всеволод Шпиллер (1902–1984) – многолетний (1951–1984) настоятель церкви свт. Николая в Кузнецах в Москве. С 1934 до 1950 г. – клирик Болгарской Православной Церкви. В феврале 1950 г. с семьей по приглашению Патриарха прибыл в Москву и был принят в клир Русской Православной Церкви. В 1950–1951 гг. – инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент. 68 Протопресвитер Николай Колчицкий (1890–1961). Священник с 1914г., с 1924 г. до кончины – настоятель московского Богоявленского кафедрального собора. В 1941–1960 гг. – первый управляющий делами Московской Патриархии. Личность отца Николая вызывала и вызывает до сих пор неоднозначные оценки современников и историков: от крайне негативных до крайне восторженных. 69 Митрополит Николай (Ярушевич , 1892–1961) – епископ Русской Православной Церкви с 1922 г., с 1935 г. – архиепископ, с 1941 г. – митрополит. С 1923 г. по 1926 г. провел в ссылке. С 28 января 1944 г. – митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархией, с 25 марта 1947 г. – митрополит Крутицкий и Коломенский; в 1943–1960 гг. – глава Издательского отдела Московской Патриархии; в 1946–1960 гг. – председатель Отдела внешних церковных сношений. В 1960 г. за свои резкие высказывания в период хрущевских гонений на Церковь под прямым давлением нового председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова смещен со всех должностей и отправлен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

89 Протоиерей Георгий (Александрович) Спасский (1877–1934). С 1917 г. возглавлял духовенство Черноморского флота, затем Русского флота в Бизерте. С 1923 по 1934 гг. служил третьим священником в Св.-Александро-Невском приходе. Гроб его был оставлен в склепе собора. Исключительный пастырь, он вызывал почитание, иногда на грани истерики, у некоторых прихожанок и сестер, долго препятствующих его захоронению. Ныне о. Георгий Спасский покоится в усыпальнице под храмом в Сент-Женевьев- де-Буа. 90 Архимандрит Александр (Александр Дмитриевич Нелидов; 1907–1975), сын дипломата, был посвящен в иподиакона в 1930 г. До 1960-х гг. он был одним из наиболее активных членов штата прислужников и иподиаконов Св.-Александро-Невского собора. А.Д. Нелидов, рукоположенный во иерея в 1967 г. и постриженный во иеромонаха в 1974 г., – один из основателей франкоязычного прихода в крипте собора. Переводчик литургических текстов на французский язык и деятельный участник общих православнокатолических начинаний. 91 Иван Кузьмич Денисов (1883–1963), в России оперный певец. Член квартета Н. Н. Кедрова с 1923 г., создатель и долголетний регент хора студентов Св.-Сергиевского богословского института. После войны – регент хора Знаменского прихода на ул. Микель- Анж. 92 Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956), известный русский композитор, автор симфоний, опер и церковных произведений. 93 Николай Николаевич Кедров (1871–1940), профессор С.-Петербургской консерватории, создал знаменитый в России вокальный квартет, который он возродил в эмиграции и во главе которого достиг мировой славы. 94 Евграф Петрович Ковалевский (1865–1941), либеральный общественный деятель, депутат III и IV Думы, специалист по народному образованию. С 1922 г. активный член приходского совета Св.-Александро-Невского собора. Член епархиального совета митр. Евлогия. Отец Петра, Максима и Евграфа Ковалевских. 96 Епископ Мефодий (Владимир Николаевич Кульман; 1902–1974), окончил Пражский университет и Св.-Сергиевский богословский институт. Рукоположенный во иеромонаха в 1931 г., о. Мефодий был с 1932 по 1974 гг. настоятелем храма Всемилостивого Спаса в Аньере, в котором развил широкую благотворительную и церковно-культурную деятельность. В 1953 г. архим. Мефодий был хиротонисан митр. Владимиром во викарного епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Derenzini G.Derenzini – C.Maccagni, Perla storia degli affrezzi agricoli. Una tradizione iconografica nei codiei esiodei? Le Macchine, Boll. dell’ lst. Ital. per la storia della lecnica 6–7 (1970) 1–29. Detor I–IV Th.Detorakes, θησαριστα βυζαντιν. θην 76 (1976/77) 231–242 (=I); 77 (1978/79) 211–227 (=II); 78 (1980/82) 153–163 (=III); 80 (1985/89) 223–239 (=IV). DGE F.Adrados [et al.], Diecionario griego – español. Madrid 1980–. DiethLese I.II J.Diethart, Lexikographische Lesefrüchte I. ZPE 123 (1998) 165–176; II. ZPE 128 (1999) 177–182. DiethMat J.Diethart, Materialien aus den Papyri zur byzantinischen Lexikographie, in: E.Trapp [et al.], Studien zur byzantinischen Lexikographie. Wien 1988, 49–69. Digest I.Avotins, On the Greek vocabulary of the Digest. Glolla 60 (1982) 247–280. DioseAphr A.Saija, Neoformazioni linguistiche in Dioscoro di Aphrodito. Analecla Papyrologica I (1980) 43–65. [s.VI] DioscS A.Saija, Lessico dei earmi di Dioscoro di Aphrodito. Messina 1995. [s.VI] DöByz F.Dölger, Byzanz und die europäische Staatenwelt. Darmstadt 1964 (Index 379–382). DöDipl F.Dölger, Byzantinische Diplomatik. Ettal 1956. DöKar F.Dölger – J.Karayannopulos, Byzantinische Urkundenlehre. München 1968. DöParasp F.Dölger, Paraspora: 30 Aufsätze zur Geschichte, Kultur und Sprache des byzantinischen Reiches. Ettal 1961. DöReg F.Dölger, Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches I–V. München 1924–1965; 2.Aufl. v. P.Wirth, II. 1995; III. 1977. Drew Th.Drew–Bear, Some Greek Words I–II. Glotta 50 (1972) 61–96, 182–228. Duc Ch.Du Cange, Glossarium ad scriptores mediac et infimae graecitatis. Lyon 1688. App(endix) I (Sp.3–200) u. II (Sp.199–204). DucLat Ch.Du Cange [et al.], Glossarium mediae et infimae latinitatis. Editio nova aucta ... а L.Favre. I–X. Paris 1883–1887. DurlDiet R.J. Durling, А Dictionary of Medical Terms in Galen. Leiden 1993. Durling R.J.Durling, Lexicographical Notes on Galen’s Pharmacological Writings I–III. Glotta 57 (1979) 218–224; 58 (1980) 260–265; 60 (1982) 236–244.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Leont. Neap. – Vie de Symeon le Fou... Ed. A. J. Festugiere & L. Ryden. P., 1974. Malalas. – Johannis Malalae Chronographia, rec. L. Dindorfi. Bonnae, 1831. Malalas. E. Jeffreys. – The Chronicle of John Malalas. A translation by E. Jeffreys et al. Melbourne, 1986. MAMA – Monumenta Asiae Minoris Antiqua. Vol. 3, 7. Manchester, 1931, 1956. Marcellini. – Marcellini Comitis Chronicon. – Monumenta Germaniae Historica- Auctores Antiquissimi. Vol. II. B., 1894. Martini Opera. – Martini episcopi Bracarensis Opera. Ed. E. Barlow. New Haven, 1950. Mauricius. Arta. – Mauricius. Arta militara, ed... H. Mihaescu. Bucuresti, 1970. Mayhoff. – C. Plinii Secundi Naturalis historiae libri XXXVII. Ed. C. Mayhoff. I Lipsiae, 1892–1906. MGH EE – Monumenta Germaniae Historica. Epistolarum series. Vol. 3. В., 1957. Mihescu. – Procopius din Caesarea. Rzboiul Gotii. Trad. H. Mihescu. Bucuresti, 1963. Mih. An. – Procopius. Anecdota, ed. H. Mihescu. Bucuresti, 1965. Müller. Itineraria. – Itineraria Romana. Ed. K. Miller. Stuttgart, 1916. MJ – Jordams Getica. Ed. Th. Mommsen. В., 1885. Mommsen. – Institutiones. Digesta, ed. Th. Mommsen, P. Krueger. – Corpus juris civilis. Bd. 1. В., 1954. Mommsen. CM – Chronica minora, ed. Th. Mommsen. I–II. – Monumenta Germane Historica. Auctores Antiquissimi. Vol. 10–11. B, 1893–1894. Much. – P. Cornelii Taciti Libri qui supersunt, ed. R. Much. Heidelberg, 1937; 1960 2 ; 1967 3 . Müller. Fragment. – Müller K. Ein griechisches Fragment über Kriegswesen, – Festschrift für L. Urlichs. Würzburg, 1880. Müller. – Claudii Ptolemaei Geographia, ed. C. Müller. Vol. 1–2. Parisiis, 1883. Müller. FHG – Müller C. Fragmenta Historicorum Graecorum. Vol. 1–5. P.,1878–1885. Nic. Chon. – Nicetae Choniatae Historia, ed. Van Dieten. B. – N.Y., 1975. Niebuhr. – Dexippi, Eunapn, Petri Patricii, Prisci, Malchi etc., rec. I.Bekken et B. Nieburi Corpus scriptorum historiae Byzantinae, P. 1. Bonnae, 1829. OGIS – Orientis graecae inscriptiones selectae. Ed. W. Dittenberger. VoL 1–3. Lpz., 1903–1905.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Miller . Latins. Miller W. The Latins in the Levant. A History of Frankish Greece (1204–1566). London, 1908. Monnier . Épibolé. Monnier H. Études de droit byzantin: l’épibolé//Nouv. rev. hist, de droit frangais et étranger 16 (1892). P. 125–164, 497–542, 637–672; 18 (1894). P. 433–486; 19 (1895). P. 59–103. Moravcsik. Byzantinoturcica. Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Bd. Ï Die byzantinischen Quellen der Geschichte der Türkvölker. Bd. IÏ Sprachreste der Türkvölker in den byzantinischen Quellen. 2. Auflage. Berlin, 1958. Müller . FHG. Müller C. Fragmenta Historicorum Graecorum, IV-V. Paris, 1885,1883. Neumann . Weltstellung. Neumann C. Die Weltstellung des byzantinischen Reiches vorden Kreuzzügen. Leipzig, 1894. Niederle. Manuel. Niederle L. Manuel de l " Antiquité Slave. Paris, 1926. Norden. Papsttum und Byzanz. Norden W. Das Papsttum und Byzanz. Die Trennung der beiden Mächte und das Problem ihrer Wiedervereini-gung bis zum Untergange des byzantinischen Reiches. Berlin, 1903. Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935-. Ostrogorsky . Bilderstreit. Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. Breslau, 1929. Ostrogorsky . Chronologic Ostrogorsky G. Die Chronologie des Theophanes im 7. und 8. Jahrh.//BNJ 7 (1930). S. 1–56. Ostrogorsky . Féodalité. Ostrogorsky G. Pour l’histoire de la féodalité byzantine/Traduction frangaise de H. Grégoire. Bruxelles, 1954. (Corpus Bruxellense Hist. Byz., Subsidia I). Ostrogorsky . Paysannerie. Ostrogorsky G. Quelques problèmes d " histoire de la paysannerie byzantine. Bruxelles, 1956. (Corpus Bruxellense Hist. Byz., Subsidia II). Ostrogorsky . Querelle des Images. Ostrogorsky G. Les débuts de la Querelle des Images//Mélanges Ch. Diehl, I. Paris, 1930. P. 235–255. Ostrogorsky . Steuergemeinde. Ostrogorsky G. Die ländliche Steuergemeinde des byzantinischen Reiches im 10. Jhrh.//Vierteljahrschr. f. Sozial- u. Wirtschaftsg. 20 (1927). S. 1–108. Papadopulos . Genealogie der Palaiologen. Papadopulos A. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259–1453. Diss. München, 1938.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

N. Y., 19472; Lauring P. A History of the Kingdom of Denmark. Copenhagen, 19683; Кан А. С. История Скандинавских стран. М., 19802; Derry T. K. A History of Scandinavia. L., 1979; Brandt O. , Klüver W. Geschichte Schleswig-Holsteins. Kiel, 19818; Скандинавский сб. Таллин, 1956-1990. Вып. 1-33; История Дании с древнейших времен до нач. ХХ века/Отв. ред.: О. В. Чернышева. М., 1996; История Дании: ХХ в./Отв. ред.: Ю. В. Кудрина, В. В. Рогинский. М., 1998; Lockhart P. D. Frederik II and the Protestant Cause: Denmark " s Role in the Wars of Religion, 1559-1596. Leiden, 2004. Православие Распространение Православия в Д. связано с развитием дипломатических отношений между Д. и Россией. В 1-й пол. XVIII в. в Копенгагене был освящен храм РПЦ при российском посольстве. С 1780 по 1809 г. в г. Хорсенс действовал храм при резиденции принцессы Екатерины Брауншвейг-Люнебургской, дочери имп. Анны Леопольдовны, к-рая жила в Д. после отъезда из России. 29 авг. 1883 г. в центре Копенгагена был освящен собор во имя св. Александра Невского. Его постройка осуществлена на средства российской имп. семьи в знак укрепления связей между царствующими домами Д. и России. На церемонии освящения храма присутствовала имп. чета - Александр III Александрович и Мария Феодоровна, урожденная дат. принцесса Дагмар, а также дат. кор. Кристиан IX. До нач. 20-х гг. ХХ в. большинство датчан не имели представления о правосл. Церкви, воспринимая Православие как экзотическую религию. Мон-рь во имя св. Царственных страстотерпцев близ Оденсе Мон-рь во имя св. Царственных страстотерпцев близ Оденсе После революции 1917 г. в России в Д. стали прибывать эмигранты, в т. ч. вдовствующая имп. Мария Феодоровна (она приехала в Д. 15 авг. 1919). К этому времени собор св. Александра Невского из храма царской династии превратился в приходский храм рус. эмиграции. Особым решением дат. верховного суда (1924) запрещалось считать здание храма собственностью СССР. Приход св. Александра Невского перешел под омофор митр. Евлогия (Георгиевского) , управляющего рус.

http://pravenc.ru/text/171341.html

А. П. Схиархимандрит Паисий Величковский //ЖМП, 1972. 12. С. 62–64. Ганицкий М., священник. Блаженныя памяти отца нашего Паисиа сочинениа//Кишиневские Епархиальные Ведомости, 1881. 4. С. 571–578/1882. 2. С. 118–131. Ганицкий М., священник. К жизнеописанию старца Паисия Величковского //Кишиневские Епархиальные Ведомости, 1883. 4. С. 8. С. 278–290. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1847/Изд. 3-е. М., 1892 Иннокентий (Павлов), иером. Старец Паисий Величковский и его духовная и литературная деятельность//Доклад на 2-й международной конференции, посвященной тысячелетию Крещения Руси. «Богословие и духовность Русской Православной Церкви». М., 1987. Леонид (Поляков), иером. (впоследствии митр.). Литературное наследие Паисия Величковского //ЖМП, 1957. C. 57–61. Леонид (Поляков), иером. (впоследствии митр.). Старец Паисий Величковский как учитель аскетики (1722–1794)//ЖМП, 1956. C. 44–55. Леонид (Поляков), иером. (впоследствии митр.). Схиархимандрит Паисий Величковский (к 160-летию со дня смерти)//ЖМП, 1954. C. 53–59. Макарий, архим. Сказание о житии и трудах преосвященного Гавриила, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского. СПб., 1857. Никодим (Кононов), архим. Старцы: отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. М., 1909. Никодим, архимандрит. Указатель к пяти томам Добротолюбия . М., 1905. Паисий Величковский и его значение в истории православного монашества//Кишиневские Епархиальные Ведомости, 1898. 18–24. Паисий Величковский , подвижник благочестия второй половины прошлого столетия//Полтавские Епархиальные Ведомости, 1897. 22–23. С. 829–846. Паисий, великий старец, схимонах и архимандрит, и ученики его//Домашняя беседа, 1861. 30–31. Самурян Г. Архимандрит Паисий Величковский //Русский Паломник, 1894. 49. Тахиаос А.-Э. Н. Возрождение православной духовности старцем Паисием Величковским (1722–1794)//Доклад на второй международной конференции, посвященной тысячелетию Крещения Руси. «Богословие и духовность Русской Православной Церкви». М., 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010