В апр. 1950 г. в Молотовской епархии насчитывалось 90 священнослужителей (75 священников и 15 диаконов), из них 63 чел. были старше 55 лет. В 1949 г. по направлению из Молотовской епархии в духовных учебных заведениях в Москве, Ленинграде, Саратове обучались 6 юношей, в 1955 г.- 13 молодых людей. Уполномоченный отмечал, что на прибытие молодых образованных выпускников «очень рассчитывает архиеп. Иоанн, принимает их ежегодно в каникулярное время в приходы епархии на практику, поощряет и даже склоняет некоторых до окончания курса семинарии принять духовный сан, с тем чтобы задержать в приходах своей епархии» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 1360. Л. 42). «В 1953 г. было посвящено в сан 6 чел., в 1954 - 8 чел., в 1955 - 15 чел., за 6 мес. 1956 г.- 8 чел. ...Посвящение идет в основном за счет молодежи»,- сообщал в Москву Горбунов (Там же. Л. 18, 63). В 1950-1955 гг. численность духовенства возросла с 90 до 109 чел., из них 26 чел. были рукоположены в этот период. 31 мая 1956 г. архиеп. Иоанн (Лавриненко) был переведен на Алма-Атинскую кафедру. 7 июля 1957 г. Пермским епископом был назначен Павел (Голышев). Благодаря усилиям еп. Павла в 1958 г. был осуществлен ремонт Троицкого кафедрального собора, без согласования с властями архиерей установил в соборе новый иконостас, к-рый был изготовлен в Оренбурге и тайно привезен в Пермь. В пос. Кирова в Перми епископ организовал нелегальную иконописную мастерскую, в к-рой работали 4 иконописца из Одессы, писавшие иконы для всех церквей епархии; материалы для мастерской приобретались через Третьяковскую галерею. Удар по материально-финансовой базе епархий и приходов нанесло постановление СМ СССР «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» 1958 г. Пермская епархия в 1958 г. должна была выплатить дополнительно 409 тыс. р. Благодаря действиям еп. Павла в 1958-1959 гг. ни один храм не был снят с регистрации, несмотря на попытки местных властей сделать это. В 1958 г. в штате Пермской епархии числились 85 священников и 24 диакона, молодые пастыри составляли 30% всего духовенства епархии, в 1959 г.- 45%, священники, имевшие духовное образование,- 23% штата епархии.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Предполагалось, что этот знак будет изготовлен за счет средств Московской Патриархии и в ее мастерской, а грамота отпечатана на Московской печатной фабрике Главного управления Гознака Министерства финансов СССР. На документе помета: «Справка. Вопрос о нагрудном знаке разрешен на приеме у тов. Хрущева Н.С. 17/V с.г. патриарха Алексия и митр[ополита] Николая. Озерская». На копии письма Патриарха помета: «В дело. Ходатайство было возбуждено. Подлинное письмо патриарха передано в инстанцию. Вопрос положительно решен т. Хрущевым Н.С. при приеме им патриарха Алексия 17 мая 1958 г. И. Репин» [lxxxii] . Если ходатайство возбудить в апреле, то и при положительном решении вопроса т. Хрущевым Н.С. маловероятно было ожидать его осуществления в мае. Так оно и вышло: прибывшие на торжества 40-летия восстановления патриаршества главы и представители Церквей, так же как и участники Совещания 1948 г., наград не получили. Более чем кто-либо ордена Русской Православной Церкви был достоин Патриарх Антиохийский Александр III, последний визит которого в СССР в сопровождении митрополитов Епифания Аккарского, Александра Холмского и Афанасия Хауранского состоялся на майские торжества 1958 года. Вскоре после возвращения в Дамаск, 17 июня 1958 г., Блаженнейший Александр III, Патриарх Антиохии и всего Востока, скончался. Первые награждения орденом святого равноапостольного князя Владимира начались в июле 1959 года, когда в Москву прибыл с визитом его преемник, Патриарх Антиохии и всего Востока Феодосий VI с митрополитами дружественного Антиохийского Патриархата, а также последний император Эфиопии Хайле Селассие I [lxxxiii] . Орден святого равноапостольного князя Владимира Русской Православной Церковью празднуется 28 июля (15 июля ст.ст.), в день памяти святого. Инициатива учреждения первого ордена Русской Православной Церкви принадлежала митрополиту Григорию, а процесс занял «всего» одиннадцать лет. Статут ордена за это время изменился. В 1958 г. он назывался наградным знаком, но имел, как и в проекте 1947 г., 4 степени. В настоящее время орден имеет три степени.

http://bogoslov.ru/article/4642910

Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником». Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 26 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту. 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 605–607. 3 См.: Устав. М., 1610. Л. 65; Устав. М., 1634. Л. 207 об.; Устав. М., 1641. Л. 973; Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 70. 4 Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... М., 1901. С. 140; Богослужебные указания [на 1949–1957 год] для священно-церковнослужителей. М., 1948–1956. 5 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 77; Настольная книга священнослужителя. М., 2001 р . Т. 4. С. 539. 6 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается. 7 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 173–174. 8 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176–177. Сначала читаются паримии: «Вниде Моисей...» и «Господь созда мя...», а затем: «Изыде Иаков...», «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...» и «Премудрость созда Себе дом...». О порядке чтения пяти паримий праздника Благовещения ср.: Минея-Март, «Потреба есть ведати, яко аще случится Благовещение в которую субботу поста» (с. 176).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-07/

Так, например, пострижение в монашество, наречение и хиротония протоиерея Антония Хотовицкого во епископа Полтавского и Кременчугского по решению Синода должны были быть совершены в Киеве (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 202а. Л. 40). Пострижение протоиерея Антония в монашество с именем Алипий и возведение его в сан архимандрита состоялись в Киево-Печерской лавре 10–11 июня 1958 г. Хиротония же архимандрита Алипия из-за болезни митрополита Киевского Иоанна была совершена в Харькове 15 июня архиепископами Харьковским Стефаном (Проценко), Днепропетровским и Запорожским Гурием (Егоровым), Черниговским Андреем (Сухенко) и епископом Кировоградским Иннокентием (Леоферовым). См.: Наречение и хиротония архимандрита Павла (Голышева) //ЖМП. 1957. С. 18–20; Наречение и хиротония архимандрита Поликарпа (Приймака) //ЖМП. 1957. С. 16–17; Наречение и хиротония архимандрита Иосифа (Савраша) //ЖМП. 1957. С. 11–14; Наречение и хиротония архимандрита Антония (Блума) //ЖМП. 1958. С. 10–15; Наречение и хиротония архимандрита Флавиана (Дмитрюка) //ЖМП. 1958. С. 14–16; Наречение и хиротония архимандрита Феодосия (Погорского) //ЖМП. 1958. С. 20–23; Наречение и хиротония архимандрита Алипия (Хотовицкого) //ЖМП. 1958. С. 13–16; Наречение и хиротония архимандрита Иоанна (Вендланда) //ЖМП. 1959. С. 32–34; Наречение и хиротония архимандрита Никона (Лысенко) //ЖМП. 1959. С. 12–14; Наречение и хиротония архимандрита Леонида (Полякова) //ЖМП. 1959. С. 25–28. Гурий, митр. Проповеди и беседы //Альфа и Омега. 2005. (44). С. 89–92 (Беседа в вечер воскресный, Неделя 11-я по Пятидесятнице, 17/VIII 1958 г. в кафедральном соборе г. Днепропетровска в день хиротонии епископа Иоасафа). Пономаренко Д., диак. Епископ Стефан (Никитин). С. 211. Определения Священного Синода //ЖМП. 1959. С. 29. Информационный отчет уполномоченного по Днепропетровской области за 1959 г. //ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1791. Л. 7. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1791. Л. 6–9. Информационный отчет уполномоченного по Днепропетровской области за 1960 г. //ГА РФ.

http://bogoslov.ru/article/6171304

На 20 марта 1957 г. в Омской епархии служили 33 священника, 4 диакона, зарегистрировано 5 приходов в Омской обл. и 15 - в Тюменской. За краткое время служения на Омской и Тюменской кафедре еп. Вениамин посетил все приходы обеих областей. 20 февр. 1958 г. еп. Вениамин был возведен в сан архиепископа, 21 февр. переведен на Иркутскую кафедру, а на его место назначен еп. Мстислав (Волонсевич; впосл. архиепископ). Новый архиерей прибыл в Омск в начале марта 1958 г.; 13 апр. того же года, на Пасху, он служил в Крестовоздвиженском соборе. В сводке уполномоченного Совета по делам РПЦ по Омской обл. Л. Л. Серебрянникова (1958-1960) отмечалось, что задолго до начала пасхальной заутрени омские храмы были переполнены прихожанами, в ограде Крестовоздвиженского собора в богослужении участвовали ок. 1000 чел., не вместившихся в собор, а среди пришедших на богослужение было много молодежи. По сообщению уполномоченного, «такая же обстановка сложилась и в Никольской церкви г. Омска… а также в храмах и молитвенных домах сельской местности области…». 13 мая 1958 г. еп. Мстислав получил отпуск и отбыл на лечение в Кисловодск. С этого времени и до его возвращения 16 июля епархией временно управлял еп. Венедикт (Пляскин). Он совершил архипастырскую поездку в Тобольск, произвел кадровые перемены в епархии. Еп. Мстиславу удалось посетить все приходы обширной епархии. В связи с ужесточением гос. антирелиг. политики в кон. 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XX в. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) в 1958 г. в Омской обл. местными властями были распаханы и засыпаны землей почитаемые верующими источники в с. Кутырлы совр. Колосовского р-на и в урочище Криванково Юргинского р-на Тюменской обл. Под давлением властей еп. Мстислав издал циркуляр о прекращении паломничеств. В кон. 50-х гг. снесен омский Воскресенский собор; его имущество и часть б-ки переданы в краеведческий музей, оставшиеся книги - в Исторический архив Омской обл. и в б-ку им. А. С. Пушкина. 27 июля 1959 г. еп. Мстислав перемещен на Вологодскую кафедру, Омскую епархию возглавил еп.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

м. земельный участок (не более 15 соток на каждую сестру), разрешить инокиням заниматься хозяйством, промыслами, организовывать мастерские. К тому времени в мон-ре проживали 47 насельниц, но к 1947 г. из-за закрытия др. жен. обителей их число возросло до 78. В 1946 г. в О. м. переселили сестер житомирской Успенской Подольской общины, а также насельниц Любарского Георгиевского монастыря (15 монахинь), настоятельницей которого являлась мон. Иннокентия (Олейник). В 1947 г. О. м. получил в пользование 9 га земли. В том же году монахини добились передачи им Васильевской ц. До этого храм числился за приходской общиной. Настоятельницами обители были Магдалина (Дубинович) - в 1943-1946 гг., Флавиана (Проценко; 1886-?) - в 1946-1949 гг., Лукия (Дмитренко) - вторично в 1950-1955 гг., Анастасия (Жуковская) - в 1955-1958 гг., Нина (Ребенкова) - в 1958 г. и вновь Анастасия - в 1958-1959 гг. Первым духовником обители и настоятелем приходской общины Васильевского собора (действовавшей одновременно с общиной мон-ря) с 1942 г. являлся прот. Елеазар Юзепчук, к-рый, овдовев, принял монашество с именем Пимен в 1954 г.; из-за давления властей в нач. 50-х гг. переведен на должность 2-го священника собора. В 1952-1954 гг. настоятелем соборной общины и духовником обители являлся свящ. Иоанн Хряков, в 1954-1956 гг.- свящ. Стефан Голубовский, в 1956-1959 гг.- свящ. Александр Азарченко. Несмотря на сложные условия, священноначалие стремилось сохранить обитель; в 1955 г. на 50 тыс. р., пожертвованных патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским), реставрировали фрески Васильевского собора. В 1957 г. на средства еп. Житомирского и Овручского Венедикта (Полякова) в подвале собора был устроен Макариевский храм. Согласно постановлению СМ СССР от 16 окт. 1958 г. «О монастырях в СССР» и постановлению СМ УССР от 1 нояб. 1958 г. «О монастырях в УССР», предусматривалось сократить количество мон-рей на Украине. Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по УССР Г. П. Пинчук предложил закрыть 19 обителей, в т.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Самарин 1908 – Самарин Ф. Первоначальная христианская Церковь в Иерусалиме. М., 1908. [Samarin F. Pervonachal’naia khristianskaia Tserkov’ v Ierusalime (The First Christian Church in Jerusalem). Moscow, 1908.] Смирнов А. , прот. 1899 – Смирнов Александр , прот. Мессианския ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань, 1899. [Smirnov Aleksandr, prot. Messianskiia ozhidaniia i verovaniia iudeev okolo vremen Iisusa Khrista (Messianic expectation and beliefs of Jews around the time of Jesus Christ). Kazan’, 1899.] Трухманов М., свящ. 1883 – Трухманов Михаил, свящ. Симон Петр Апостол Господа. Воспитание его, жизнь и деятельность для Царства Божия. Харьков, 1883. [Trukhmanov Mikhail, svshch. Simon Petr Apostol Gospoda. Vospitanie ego, zhizn’ i deiatel’nost’ dlia Tsarstva Bozhiia (Simon Peter Apostle of the Lord. His education, life and word for the Kingdom of God). Khar’kov, 1883.] Campenhausen 1963 – Campenhausen H.F. Aus der Frühzeit des Christentuhms. Studien zur Kirchengeschichte des ersten und zweiten Jahrhuderts. Tübingen, 1963. Conzelmann 1869 – Conzelmann H. Geschichte des Urchristentums. Göttingen, 1969. Goguel 1947 – Goguel H. L’Eglise primitive. P., 1947. Lebreton 1934 – Histoire de l " Église depuis les origines jusqúà nos jours/Pu- bliée sous la direction de A. Fliche et V. Martin. 1. L " Église primitive/Éd. par J. Lebreton et al. P., 1934. Simon 1958 – Simon M. St. Stephan and the Hellenists in the Primitive Church. L., 1958. Simon 1960 – Simon M. Les sectes juives au temps de Jésus. P., 1960. Переводы Евсевий 1993 – Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. [Evsevij Pamfil. Cerkovnaja istorija (Eusebius Pamphilus. Ecclesiastical history). Moscow, 1993.] Abstract Sidorov A. I. The becoming of the early Church. Part one This publication is an introductory part of the work on the history of the early development of the Christian Church. The research is based on the primary sources and brings together a wide range of opinions by both our Russian and foreign researchers of the history of the Ancient Church.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижнетагильской и Невьянской епархии Екатеринбургской митрополии), находится в г. Н. Тагил Свердловской обл. По местному преданию, в 1855 г. настоятель Отенского монастыря близ Новгорода архим. Израиль установил на месте будущей обители крест, положив в его основании камни, привезенные из Иерусалима. В 1864-1883 гг., возможно рядом с крестом, близ р. М. Кушва на средства купца И. И. Сергеева была построена и 20 окт. 1883 г. освящена кирпичная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Основу храма составляет четверик со срезанными углами, перекрытый пологим куполом. С востока к четверику примыкает прямоугольный в плане алтарь, крытый на 2 ската, а с запада - уступчатый по высоте притвор. Углы объемов отмечены пилястрами. Фасады украшены арочными и прямоугольными окнами, обрамленными наличниками. Основание купола декорировано профилированными кокошниками с килевидным завершением. Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1883) и Вознесения Господня (1913). Фотография. 10-е гг. XXI в. Церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1883) и Вознесения Господня (1913). Фотография. 10-е гг. XXI в. В июле 1883 и в марте 1884 г. вдова М. В. Навзорова († до 1904) и др. жительницы пос. Нижнетагильский Завод и окрестных деревень подали на имя еп. Пермского Ефрема (Рязанова) прошение об основании при Скорбященской ц. женской общины. В 1884 г. Навзорова с 14 сестрами писала, что «общество первой части Нижнетагильского завода» готово уступить для обители 2 дес. земли близ Скорбященского храма. Одновременно Навзорова просила возбудить ходатайство перед владельцем местных заводов П. П. Демидовым (1839-1885), кн. Сан-Донато, о разрешении построить на указанном месте обитель, причем добавляла, что никакого пособия для строительства сестры не требуют.

http://pravenc.ru/text/2565228.html

61 . Раздоры у казанских и московских федосеевцев. 1884, т. I, отд. I, стр. 256. 62 . Записка о современном состоянии Преображенского кладбища. 1888, т. I, отд. I, стр. 751. 63 . Из Преображенского (Два письма в редакцию). Е. А-ва. 1883, отд. I, стр. 142. 64 . О раздорах в страннической секте, письмо игумена Павла. 1875, отд. III, стр. 329. 65 . Одно из преступных деяний раскольников-безпоповцев. Свящ. М. Дударева. 1886, т. I, отд. I, стр. 777. 66 . Собор раскольнических епископов в Москве. 1883, отд. I, стр. 251. 67 . Еще о соборе раскольнических архиереев в Москве. 1883, отд. I, стр. 295. 68 . Дополнительный рассказ о недавнем соборе раскольнических архиереев в Москве. 1883, отд. I, стр. 345. 69 . Раскольнические соборы вообще и собор в Екатеринбурге. 1889, т. II, стр. 205. 70 . Постановления Нижне-Тагильского собора беглопоповцев. 1895, т. I, стр. 211. 71 . Нижегородский безпоповщинский собор для суда над самокрестами. 1895, т. II, стр. 512, 594. 72 . Личный состав раскольнической иерархии в настоящее время. 1886, т. I, отд. I, стр. 376. 73 . К статье: Личный состав раскольнической иерархии. 1886, т. I, отд. I, стр. 481. 74 . Нынешнее положение архиепископа у московских раскольников. 1884, т. II, отд. I, стр. 88. 75 . Какова внимательность раскольнических попов к обязанностям восхищенного ими звания. Г. Кафанова. 1887, т. I, отд. I, стр. 303. 76 . Один из представителей раскольнического духовенства. 1890, т. I, стр. 53. 77 . Раскольнический епископ по изображению самих раскольников. 1894, т. II, стр. 506. 78 . Великое посрамление старообрядцев, приемлющих австрийское священство. 1884, т. I, отд. II, стр. 102. 79 . Газетные и иные демонстрации по случаю смерти Конона. 1884, т. I, отд. II, стр. 157. 80 . Беседы Онисима Швецова с боровскими старообрядцами. 1884, т. I, отд. I, стр. 55. 81 . Заметка о беседе Швецова с православными в Боровске. 1884, т. I, отд. II, стр. 270. 82 . Еще о Швецове и Савватии. Корреспондента. 1883, отд. I, стр. 532. 83 . К делу Швецова. 1891, т. I, стр. 795.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

Макарий Булгаков 1850–1868 с 1862 года архиепископ Нектарий Надеждин, архиеп. 1869–1874 Савва Тихомиров , еп. 1874–1879 Иустин Охотин, еп. 1879–1882 Амвросий Ключарев 1872 с 1886 года архиепископ Сумское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872 Вениамин Платонов 1872–1883 Геннадий Левицкий 1883–1886 ПетрЛосев 1887–1889 Владимир Шимкович 1890–1892 Иоанн Кратиров 1893–1895 Петр Другов 1895 Новомиргородское викариатство Учреждено в 1856 году. Епископы (в Херсоне): Антоний Смолин 1859–1862 Софоний Сокольский 1863–1871 Нафанаил Соборов 1872–1879 Израиль Никулицкий 1879–1883 Долмат Долгополов 1883 Николай Заркевич 1884–1885 Иустин Полянский 1885–1889 Николай Адоратский 1890–1891 Мемнон Вишневский 1891 Елисаветградское викариатство Учреждено в 1880 году. Епископы (в Одессе): Неофит Неводчиков 1880–1883 Мемнон Вишневский 1884–1891 Акакий Заклинский 1891–1894 Иоанн Кратиров 1895 Черниговская. 82 Учреждена в 991 году. 83 Кафедра в Чернигове. 84 Епископы: Неофит I 992–1021 Мартирий Феодул упом.1051 Неофит II 1070–1080 Иоанн I (Исайя) 1080–1112 Феоктист 1113–1123 Парфений упом.1124 Пантелеймон упом.1132 Онуфрий 1143–1147 Евфимий 1148–1150 Антоний I, грек 1158–1168 Порфирий I 1177–1230 Порфирий II 1239 Епископы Черниговские и Брянские: Захарий. упом.1215 и 1220 Митрофан. упом. 1282 Арсений упом. 1299 Павел I хир.1332 Иоанн II упом. 1345 Брянские и Черниговские: Нафанаил 1356–1376 Григорий 1377 Исаакий упом.1415 Евфимий II 1458–1464 Феофан (Феодор) 1465–1473 Нектарий до 1499 Иона 1499–1500 Архиепископы Черниговские и Новгород-Северские: Зосима Прокопович, еп. 1648–1656 Лазарь Баранович 1657–1692 с 1667 года архиепископ Феодосий Углицкий, святой 1692–1696 Иоанн Максимович , святой 1697–1712 Антоний Стаховский 1713–1721 Иродион Жураковский 1722–1734 Иларион Рогалевский 1735–1738 Епископы Черниговские и Новгород-Северские: Никодим Скребницкий 1738–1740 Антоний Черновский, митроп. 1740–1742 Амвросий Дубневич 1742–1750 Ираклий Комаровский 1752–1761

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010