– Монастырь Тисмана, основанный во второй половине XIV в. в горах Горжа. В период позднего средневековья был центром духовного просвещения – здесь переводились церковные книги с греческого и церковно-славянского языков на румынский. С 1958 г. эта обитель стала женской. Духовное просвещение и издания. Вплоть до начала XIX в. духовное просвещение в Румынии было на низком уровне, так как владычество фанариотов в Церкви препятствовало просвещению румынов в национальном духе. В 1804 г. в монастыре Сокол была открыта первая Духовная Семинария, которая вскоре была закрыта в связи с русско-турецкими войнами 1806 – 1812 и 1828 – 1829 гг. Ее деятельность была восстановлена в 1834 г. В 40-х гг. XIX в. стали учреждаться катехизические школы, готовившие к поступлению в семинарии. В 1884 г. был открыт Богословский факультет при Бухарестском университете, учебная программа на котором была принята по образцу русских Духовных академий. В настоящее время духовное образование в Румынии предоставляют 2 богословских института (в Бухаресте и Сибиу), 7 духовных семинарий, курс обучения в которых составляет 5 лет. Румынская Православная Церковь активно занимается издательской деятельностью (выпуск книг Священного Писания , молитвенников, календарей, учебных пособий для Духовных школ и т. д.). Центральные журналы Патриархата – «Румынская Православная Церковь », (издаваемый с 1883 г., публикует определения и официальные сообщения Священного Синода), «Православие» (с 1949 г.) и «Богословские исследования» (с 1949 г.). Помимо этого, издаются епархиальные церковные журналы. С 1971 г. Отдел иностранных сношений Румынского Патриархата издает ежеквартально на румынском и английском языках журнал «Новости Румынской Православной Церкви», где публикуются статьи о текущих событиях в жизни Церкви. Экуменическая деятельность. Румынская Православная Церковь поддерживает контакты со всеми Поместными Церквами-Сестрами, с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами – Армянской, Коптской, Эфиопской, Малабарской, Яковитской и Сиро-Халдейской. Она активно участвует в Конференции Европейских Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павлючик К. И., регент. В 1943 г. получил музыкальное образование в Высшей музыкальной школе Харбина. С 1944 г. регент храма Дома Милосердия. Преподавал в музыкальной школе, руководил хором в Харбинском политехническом институте, давал уроки русского языка китайским студентам. В 1956 г. с семьей выехал в СССР, в г. Новосибирск, где 30 лет руководил хором в Вознесенском кафедральном соборе. Палладий (Шерстенников Павел Александрович; 1896–1976), митрополит. В 1930 г. хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии. С 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии. С 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 1937 г. Калининский. С 1938 г. архиепископ. С 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Павлодарский. С сентября 1948 г. в. у. Омской епархией. С 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский. С 1949 г. Иркутский и Читинский, затем в. у. Хабаровской епархией. С 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру. В 1959–1960 гг. в. у. Куйбышевской епархией. С 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский. С 1968 г. митрополит. Пестель Иван Борисович (1765–1843). С 1806 г. сибирский генерал-губернатор. Управлял вверенным ему краем из Санкт-Петербурга. Действовавший его именем иркутский губернатор Н. И. Трескин навлек на себя массу нареканий, вызвавших ревизию Сибири и назначение нового сибирского генерал-губернатора, М. М. Сперанского (1818). Петелин Иннокентий Степанович, протоиерей. В 1912–1940 гг. служил в харбинской Св.-Алексеевской церкви (бывших коммерческих училищ КВЖД). Сотрудничал в журнале «Хлеб Небесный». С 1940 г. в г. Дальний (Дайрен). В 1946 г. настоятель храма в Табынско-Казанской женской обители в г. Дальнем, в районе Какагаши. С 1946 г. благочинный. Был арестован и вывезен в СССР. Петр (Екатериновский Феодор; ск. 1889), епископ. В 1859 г. хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. С 1866 г. епископ Якутский, викарий той же епархии. С 1867 г. на покое. Член Московской Синодальной конторы и управляющий Московским Воскресенским монастырем. С 1869 г. епископ Уфимский и Мензелинский. С 1876 г. Томский и Семипалатинский. С 1883 г. на покое в Оптиной пустыни Калужской епархии. С 1885 г. управлял Московским Заиконоспасским монастырем, затем Московским Новоспасским монастырем. Духовный писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

«Своды, столбы, откосы окон и стены внутри покрыты росписями, выполненными в 1707 г. по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы». Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим. ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ к востоку от собора Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет 3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках. «Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII в. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I». «Храм построен ранее самой обители. Придел — в 1706 г.». «В 1930-х гг. при разборке монастырской церкви Марии Египетской с приделом Спаса установлено, что храм построен не позже XVI в.». «Церковь разрушена в 1930 г.». На ее месте пустырь. ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходила на улицу Б. Лубянка — с севера от нее Выстроена в 1482 г.» (10). «Построена около 1688 г.» (8). «Теплая, 1688 г., около ворот монастыря. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова». «В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.».

http://pravoslavie.ru/5797.html

Церкви: в честь Рождества Пресв. Богородицы (1527, построена еп. Руставским Иларионом на престоле более древней церкви); во имя вмч. Георгия (кон. XVII в.); в честь Успения Пресв. Богородицы (дата неизв.; возможно, XIX в.). В нач. XXI в. в М. были построены и возведены на фундаментах древних храмов еще несколько церквей: в 2005-2006 гг.- во имя св. Иоанна Предтечи, в 2015 г.- во имя прп. Антония Марткопского и во имя св. Иоанна Предтечи (обе на столпе прп. Антония), во имя вмч. Георгия (на древнем фундаменте), во имя вмц. Варвары, во имя свт. Николая, еп. Мирликийского. Строится ц. во имя св. Иоанна Предтечи на вершине Швиндадзе. Столп прп. Антония находится на горе к востоку от М. По преданию, святой построил его, скрепляя камни оленьим молоком и яичным желтком. Строение выдержало множество переделок. Среди исторических зданий мон-ря выделяется 4-этажная колокольня (в вост. части комплекса), выстроенная из известкового камня и кирпича. Внешне она похожа на колокольни мон-ря Никорцминда и тбилисского храма Анчисхати , оформлена ромбами, крестами и стрельчатыми арками, выполненными кирпичной кладкой, характерной для позднесредневек. груз. архитектуры. М. Сахлтхуцишвили Ист.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Т. 1: 1578-1613 гг.; Иоселиани П. Описание Марткопского мон-ря, составленное надворным советником и кавалером П. Иоселианом. Тифлис, 1847; он же. То же/Сост., пер. с рус. яз.: Х. Марушашвили. Тб., 2009 (на груз. яз.); Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie en 1847-1848. St.-Pt., 1850. Vol. 2; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. (ЗОЛКА; Кн. 1); Мон-рь Марткопи и его состояние//Дроеба (Времена). Тифлис, 1883. 165. 21 авг. С. 1-2 (на груз. яз.); Монастырь Марткопи//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1890. 11. С. 9-10 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторический сб. Тифлис, 1913. Т. 1 (на груз. яз.); Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тб., 1961 (на груз. яз.). Лит.: Арджеванидзе И. От Тбилиси до Алазанской долины. Тб., 1958. С. 69-70 (на груз. яз.); Матиашвили А. Марткопский мон-рь Гвтаеба. Тб., 1963 (на груз. яз.); он же. Акриани-Мартомкопи-Марткопи-4500: Природа, прошлое, быт. Тб., 1998. 3 т. (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Менабде Л. Древнегрузинские культурные очаги. Тб., 1992 (на груз. яз.); Гоиладзе В. Родина ассирийских отцов и Грузия. Тб., 2002 (на груз. яз.); Мерквиладзе Д. Ассирийские отцы. Тб., 2006. Т. 1 (на груз. яз.); Монастырь Марткопи//Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2009. 8. 5-11 марта. С. 17-20 (на груз. яз.); Мачуришвили Г., Тогонидзе Л. Жизнь и деятельность духовных лиц XVIII-XX вв. Тб., 2012. Т. 1 (на груз. яз.); Архим. Харлампий (Хомасуридзе), 1874-1960//Сапатриаркос уцкебани. 2013. 4. 24-30 янв. С. 18-20 (на груз. яз.); Ассирийские отцы: Сб. Тб., 2013 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

1164 Русаков М.Ф. (1891–1979). В 1911 г. окончил Тульскую ДС, в 1915 г. Пг историко-филологический и археологический институты, кандидат филологических наук. С 1944 г. эконом Московской Патриархии, с 1948 г. преподаватель древних языков в ЛДА. С 1967 г. профессор, секретарь Совета ЛДА и С. 1165 Козлов И.С. (1887–1971) – протоиерей. В 1920 г. окончил МДА, кандидат богословия. Занимался миссионерской деятельностью в Олонецкой епархии. С 1949 г. преподавал сектоведение, расколоведение, каноническое право в ЛДА, доцент. С 1956 г. профессор МДА. Скончался в Москве. 1166 Сергеенко A.A. (1902–1973) – протоиерей. В юности оказался в эмиграции. Закончил юридический факультет в Праге и Русский Богословский институт в Париже. С 1928 г. священник. Основатель Свято-Духовского скита под Парижем. В 1939 г. вступил добровольцем в санитарную часть французской армии. С 1945 г. перешёл в Московскую Патриархию, издавал журнал “Духовные беседы”, в 1947 г. – редактор “Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата”. В 1948 г. вернулся в СССР и стал преподавать догматическое, пастырское и нравственное богословие в ЛДА, с 1955 г. кандидат богословия. В 1958–1966 гг. приходской священник в Иваново, Горьком, Александрове, сотрудник Отдела Внешних церковных сношений. С 1966 г. преподаёт в МДА, с 1969 г. магистр богословия, профессор. Скончался в Москве. 1167 Сборовский К.А. (1883–1965). Окончил в 1908 г. СПбДА, в 1910 г. СПб Университет. Занимался преподавательской деятельностью в различных ВУЗах. С 1946 г. доцент ЛДА, преподавал основное богословие. С 1952 г. магистр богословия, секретарь Совета ЛДА и С. Выступал с лекциями в Великобритании и ФРГ. 1168 Вознесенский Д.Д. (1890–1970). В 1913 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. До 1946 г. преподавал историю и географию в школах Ленинграда, С 1946 г. преподавал древние языки, историю Русской Церкви, библейскую историю и катехизис в ЛДА и С. 1169 Шишкин А.Ф. (1897–1965). Закончил Екатеринбуржскую ДС и историко-филологический факультет Пермского университета. Служил в Красной армии. Уклонился в обновленчество. После возвращения в Патриаршую церковь с 1944 г. председатель приходского совета Преображенского собора Ленинграда. В 1951 г. сдал экстерном экзамены за курс ДА, кандидат богословия, доцент. В 1947 г. секретарь экзарха Московской Патриархии в Чехословакии. С 1961 г. член ЦК Всемирного Совета Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . ЛИТЕРАТУРА, СОДЕРЖАЩАЯ ОТДЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЛИ УПОМИНАНИЯ О СВЯТИТЕЛЕ ТИХОНЕ 518 . Амвросий (Орнатский) , архиепископ Пензенский и Саратовский. История Российской иерархии, т. IV. М., 1818. 519 . Бекетов. Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их кратких жизнеописаний. М., 1843. 520 . Бронзов А. , проф. Нравственное богословие в России в течение XIX ст. СПб., 1901. 521 . Булгаков СВ. Образцы святоотеческой и русской проповеди, с присоединением кратких биографических сведений о проповедниках, характеристик и примерных разборов их проповедей, планов и тем для проповедей, подробного указателя к проповедям и проч. Опыт гомилетической христоматии. Харьков, 1887. 522 . Введенский С. Материалы по истории Воронежской епархии. Воронеж, 1905. 523 . Васильев В. История канонизации русских святых. М., 1893. 524 . В Воронеже и Задонске (из путевых заметок)//“Домашняя беседа”, вып. 12–14, 1861. 525 . Вейнберг Л.В. Распространение христианства на Украине (краткий исторический очерк, составленный по неизданным документам)//“Воронежские губернские ведомости”, 39–42, 1889; отдельное издание, Воронеж, 1889. 526 . Геронтий, иеромонах. Город Задонск и его окрестности//“Юбилейный сборник в память 300-летия г. Воронежа”, т. II. 527 . Голубинский Е. История канонизации Святых в Русской Церкви, изд. 2. М., 1903. 528 . Григорий, архимандрит. Сборник для любителей духовного чтения, ч. IV. СПб., 1889. 529 . Grunwald, Constantin de. Quand la Russia avait des Saints. Paris, 1958. 530 . Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви, вып. IV. Рязань, 1889; вып. X. М., 1893. 531 . Добронравов И., свящ. Краткая церковная история по программе городских училищ, изд. 2. Саранск, 1910. 532 . Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1873–1876 гг. М., 1929. 533 . Достоевский Ф.М. Письма к разным лицам (письмо к Майкову). СПб., 1883. 534 . Достоевский Ф.М. Письма, т. II. М – Л., 1930. 535 . Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. М., 1884. 536 . Ермолаев А., свящ. Путешествие детей Воронежского сиротского убежища в г. Задонск на богомолье//“Воронежские епархиальные ведомости”, 15, 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ГА РТ, ф. Р-732, оп. 1, д. 1014, л. 71. Машинописная заверенная копия с ручной правкой. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 72. Машинописная заверенная копия с ручной правкой. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 73. Машинописная заверенная копия. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 67, 74. Машинописная заверенная копия. Пункт 2-й типового договора предусматривал допуск в храм для богослужений «всех наших единоверцев». Обновленчество же было осуждено как ересь. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1031, л. 92–92 об. Рукописная заверенная копия. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 61–61 об. Машинописный подлинник на бланке ВЦИК. Подписи – автографы. Штамп Управделами ТатЦИК «22/XI-1926 г. Вх. 2192». Пометы: «орг»; «Запросить заключение Н. Челнин[ского] КИК и предложить ему приостановить исполнение». ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 75–75 об. Печатный экземпляр. Выделения – в тексте документа. Николай Егорович Алфеев (1866 г. р.), житель Башкирской АССР, русский, священник. 2 ноября 1937 г. арестован, осужден по ст. 58-10, 58-11. Расстрелян 9 декабря 1937 г. Реабилитирован 27 мая 1958 г. Андрей (князь Ухтомский), епископ Уфимский. Законность власти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) не признавал. Павел Канцеров, священник села Дербедень Челнинского кантона ТАССР. Александр Арсеньевич Скворцов (1883–1941 гг.), священник-обновленец Ильинской церкви села Красные Челны, протоиерей. 15 декабря 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. Осужден «тройкой» НКВД ТАССР на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Алексей Алексеевич Лавров (1874 г. р.), житель села Орловка Челнинского района ТАССР, протоиерей, священник-обновленец (в селе Орловка с 1899 г.), уполномоченный Бугульминской епархии Казанской митрополии по Челнинскому району. Сексот, штатный свидетель НКВД. ГА РТ, ф. П–2432, оп. 1, д. 306, л. 4–5 об. Машинопись с ручной правкой. Помета: «Отослан в ОК за 690, ячейкам [за] 691». Так в документе. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1014, л. 66. Машинописный подлинник. Подписи – автографы. Угловой штамп Челнинского КИКа. Штамп управделами ТатЦИК «3/II-1927 г. Вх. 7964». Пометы: «орг»; «Запросить КИК: 1) считает ли он правильным пост[ановление] горсовета по существу. 2) разъяснить КИКу, что расторжение договора и передача храма в данном случае может быть произведено только по пост[ановлению] Президиума ЦИК (см. циркуляр ВЦИК от 21 авг[уста]1924 г. 3) предложить выслать всю переписку по этому делу, приостановив передачу храма другой группе верующих. М. Гуничев, 5/II».

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Иннокентий (Александров Илия Федорович; 1793–1869), епископ. В 1832 г. хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. С 1835 г. епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. Содействовал миссионерским трудам протоиерея И. Вениаминова, будущего митрополита Московского. С 1838 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский. В 1853 г. уволен на покой в Старо-Харьковский Куряжский Преображенский монастырь, где и скончался. Иннокентий (Зельницкий Георгий Иванович; 1886–1968), архиепископ. В 1947 г. зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. В 1949 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. С 1949 г. хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского. С 1951 г. епископ Курский и Белгородский. С 1957 г. архиепископ. С 1958 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский, в 1961 г. Архангельский и Холмогорский, в 1962 г. Тамбовский и Мичуринский. Иннокентий (Неронович, Нерунович; ск. 1746), епископ. В 1732 г. хиротонисан во епископа Иркутского. Создавал школы для новокрещеных, строил церкви. Совместно с духовенством епархии окрестил большое количество язычников, которые назывались «неруновскими». В Якутии учредил школу для детей духовенства. Иннокентий (Сокаль Иоанн Иоаннович; 1883–1965), епископ. Эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). В 1921 г. в сане иерея служил в Призренской духовной семинарии. В 1922–1924 гг. преподавал в сербских духовных семинариях. Затем служил священником в Св.-Троицкой церкви в Белграде. С 1940 г. настоятель этой церкви. Сразу после отъезда 7 сентября 1944 г. русских архиереев во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) и с канцелярией Архиерейского Синода в Германию, направил письмо от имени всех духовных лиц, оставшихся и пребывающих в Белграде, на имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего престола митрополита Алексия (Симанского) с просьбой о воссоединении с Московской Патриархией и возвращении на Родину. В 1945 г. делегация РПЦ во главе с епископом Сергием (Лариным) провела воссоединение. Благочинный всех русских церквей в Югославии. В 1946 г. принял советское гражданство. В 1950 г. выехал в СССР. С 1950 г. ректор Саратовской духовной семинарии, затем ректор Минской духовной семинарии, ректор Одесской духовной семинарии. С 1957 г. настоятель Смоленского Успенского собора. Овдовев, пострижен в монашество, в 1959 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. С 1964 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Кат. 1034, 1475-1483. С. 420, 613-615; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Церковь св. Иоанна Воинственника в Москве, на Б. Якиманской ул.//Рус. достопамятности/Изд.: А. А. Мартынов. М., 1883. Т. 4. С. 1-76; Песоцкий А. М., свящ. Церковь Св. Живоначальныя Троицы лейб-гвардии Измайловского полка: Ист. очерк. СПб., 1894; Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого мон-ря в Москве: Иконописный подлинник/Изд.: В. П. Гурьянов. М., 1904, 1997р. С. 35, 61; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. М., 2001р. Т. 1. С. 81, 86, 89. Табл. IX, 23, 38; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951; Marcucci L. Gallerie Nazionali di Firenze: I dipinti toscani del sec. XIII: Scuola Bizantina e russa dal sec. XII al sec. XVIII. R., 1958. P. 110, 112. N 85, 92; Skrobucha H. Ikonen-Museum Recklinghausen. Recklinghausen, 1965. N 328; Антонова В. И. Древнерусское искусство в собр. П. Корина. М., 1966. Кат. 75. Табл. 93; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1: Печати X - нач. XIII в.; Искусство строгановских мастеров в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1987. Кат. 43. С. 58, 85-90; Москва православная: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи: Февр. М., 1994; То же: Июль. М., 2000. С. 583, 585, 592-601; Icon Painting: State Museum of Palekh Art. Moscow, 1994. Pl. LXXX; Православие, армия и флот России. СПб., 1996. Кат. 28, 227-228; Евсеева. Афонская книга. С. 319. 171; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг.; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998; Сибирская икона. Омск, 1999; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Реставрация музейных ценностей в России: «Триеннале IV»: Кат. выст. М., 2002. Кат. 8. С. 12, 13; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом.

http://pravenc.ru/text/471095.html

На протяжении службы И. на его иждивении находились вдовые сестры и племянницы. После отставки он «собрал своих родных в одну семью» в Москве. Работал над книгой воспоминаний, последнюю часть которой, «Из воспоминаний прокурора…», завершил 26 февр. 1861 г., за 9 месяцев до кончины. Последними его словами перед смертью были строки из евхаристического канона: «Милость мира, жертву хваления». И. погребен на московском католич. Введенском кладбище, рядом с могилой отца (Там же. С. 455-461). Воспоминания И. сохранились не полностью. Первая часть, «Взгляд на собственную прошедшую жизнь», издана отдельной книгой в 1860 г.; 2-я - «Из записок старого профессора семинарии» - опубликована в ж. «Православное обозрение». Поясняя причину, побудившую его написать мемуары, И. указывал: «Ко всякой эпохе моей жизни прикосновенны многие немаловажные обстоятельства. За отсутствием гласности они погибли бы в реке забвения» (Взгляд на собственную прошедшую жизнь. 1860. С. 4). Источниковедческое значение сочинений И. высоко ценил Н. С. Лесков , считая их «записками редкостного интереса». Писатель безрезультатно пытался издать 3-ю и 4-ю части мемуаров - «Из воспоминаний секретаря при Святейшем Синоде» и «Из воспоминаний прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы»; затем на их основе создал несколько очерков, ставших по существу художественно-литературной обработкой 3-й части: «Синодальные персоны», «Картины прошлого», «Синодальный философ», «Сеничкин яд», «Борьба за преобладание» и др. Некоторые очерки были опубликованы в 6-м т. Собрания сочинений Лескова, уничтоженном цензурой (хранится в Музее книги РГБ; изд. в кн.: Лесков. 1958. Т. 11; 1989. Т. 6). Лесков писал, что рассказы И. «внушают большое доверие к автору,- человеку, который... представляется очень добрым, тепло верующим и совестливым. Но, несмотря на всю непритязательность и скромность… они в некоторых случаях заставляют отдать им полное предпочтение перед тем, что начертано рукою более или менее фразистых некрологистов и тенденциозных историков» ( Лесков. 1989. Т. 6. С. 395-396). Опубликовать 2 последние части мемуаров И., снабдив их комментариями, удалось Ф. А. Терновскому в ж. «Странник» в 1882-1883 гг. Воспоминания И. неоднократно использовались в работах по истории и в жизнеописаниях видных деятелей МДА (см.: Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования, 1814-1870. М., 1879; У Троицы в Академии, 1814-1914. М., 1914) и Вифанской ДС. В историографии Грузинского Экзархата они малоизвестны.

http://pravenc.ru/text/674987.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010