Поповский М. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого архиепископа и хирурга. СПб., 2003. Реброва М. Церковная жизнь на территории Донецкой области в 1944– 1953 гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История Русской Православной Церкви. 2017. 3. Рокуччи А. Сталин и Патриарх: Православная Церковь и советская власть 1917–1958. М., 2016. Сафонов Д. В. К вопросу о подлинности «Завещательного послания» св. Патриарха Тихона//Богословский вестник. 2004. 4. Свешников В., прот. Психология «неосергианства», ее истоки и последствия//Православная беседа. 1996. 2. Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь . Нью-Йорк; Джорданвилль, 1996. Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). М., 2009. Сомин Н. К вопросу о числе репрессированных за православную веру в России в XX в.//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История Русской Православной Церкви. 2015. 3 (64). С. 101–106. Страсти по мощам: Из истории гонений на останки святых в советское время. СПб., 2008. Таких рождает вера наша: Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских. М., 2013. Тальберг Н. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола. Нью-Йорк; Джорданвилль, 1966. Троицкий С. Размежевание или раскол. Paris, 1932. Фирсов С. Апостасия. «Атеист Александр Осипов» и эпоха гонений на Православную Церковь . СПб., 2004. Фирсов С. Время в судьбе. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) . СПб., 2005. Царь Иван Васильевич: Грозный или святой? Аргументы Церкви против канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. М., 2003. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997//История Русской Церкви. Кн. 9. М., 1997. Шахнович М. В. И. Ленин и проблемы атеизма. М., 1961. Шевченко Т. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917–1957). М., 2012. Шкаровский М. Нацистская Германия и Православная Церковь . М., 2002. Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005. Шумило С. От Афона до застенков НКВД: крестный путь архиепископа Дамаскина (Малюты, 1883–1946)//Вестник ПСТГУ. Сер. 11: История Русской Православной Церкви. 2017. 75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ст. Баптисты ). Центром штундизма стал Бердянский у. (села Нововасильевка, Астраханка и Новоспасское), где ранее были широко представлены молокане . Вероучение штундо-молокан (штундистов донского толка) изложено в «Кратких правилах веры христиан евангельского вероисповедания, пресвитериан», составленных и изданных З. Д. Захаровым, жителем с. Астраханка. В 1883-1884 гг. в нем. крымских колониях Спат, Шенталь, Токульчак и др. появились баптист. проповедники из поселений по р. Молочной. По данным православной Таврической консистории, штундо-баптизм появился в Севастополе в 1888 г., в Перекопском и Днепровском уездах в нач. 90-х гг., в Симферопольском у. в 1894 г., в Евпатории в 1895 г. По данным Таврического епархиального миссионерского комитета, к 1897 г. распространение в Тавриде штундизма донского толка удалось пресечь, в губернии были представлены только штундисты баптистского толка: в Севастополе - 89 чел., в Перекопском у.- 139, в Евпаторийском у.- 76 чел. В 1900 г. в Симферополе открылся молитвенный дом штундо-баптистов, к-рый возглавил выходец из немецких лютеран Ф. Шексман. Вероучительно близкие к баптистам евангельские христиане в 1908 г. зарегистрировали Керчь-Еникальскую общину (в Керчи) и общину в Новогеоргиевской слободке (предместье Феодосии). В 1924 г. в К. состояли на регистрации 5 общин евангельских христиан (евангелистов) и 4 общины баптистов. В янв. 1926 г. прошел 1-й съезд Крымского объединения церквей христиан-баптистов. К кон. 30-х гг. XX в. орг-ции баптистов были разгромлены, в 1941-1944 гг. деятельность возобновили 19 общин. В 1946 г. власти запретили работу баптистских орг-ций в Кировском и Ленинском районах, в 1947 г.- в с. Новоантоновка Красногвардейского р-на. В 1958-1964 гг. были сняты с регистрации общины баптистов в Советском, Красногвардейском и Бахчисарае. Всего в этот период на территории К. действовали 13 баптистских орг-ций. Деятельность баптистов в К. активизировалась в нач. 90-х гг. XX в. По данным на 2014 г., во Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов входили 66 общин в РК и 13 в Севастополе.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Лит.: Полное собрание ученых путешествий по России. СПб., 1818-1825. 2 т.; Веселовский К. С. Историческое обозрение трудов Академии наук на пользу России в прошлом и текущем столетиях. СПб., 1865; Куник А. А. Сборник материалов для истории императорской Академии наук в XVIII в. СПб., 1865. 2 ч.; Очерк истории музеев императорской Академии наук. СПб., 1865; Пекарский П. П. История императорской Академии наук в Петербурге. СПб., 1870-1873. 2 т.; Шемиот В. П. Систематический и алфавитный указатель статей, помещенных в периодических изданиях и сборниках императорской Академии наук, а также сочинений, изданных отдельно. СПб., 1872-1885. 3 т.; Сухомлинов М. И. История Российской Академии наук. СПб., 1874-1888. 8 т.; Материалы для истории императорской Академии наук/Под ред. М. И. Сухомлинова. СПб., 1885-1900. 10 т.; Толстой Д. А. Академическая гимназия в XVIII в. СПб., 1885; он же. Академический университет в XVIII в. СПб., 1885; Издания императорской Академии наук, вышедшие в свет в новейшее время. СПб., 1888-1892. 4 т.; Протоколы заседаний Конференции императорской Академии наук с 1725 по 1803 гг. СПб., 1900; Модзалевский Б. Л. Список членов императорской Академии наук, 1725-1907. СПб., 1908; Каталог изданий императорской Академии наук с 1726 по 1912 гг. СПб., 1912. Ч. 1; Пг., 1915. Ч. 2; Материалы для биографического словаря действительных членов императорской Академии наук. Пг., 1915-1917. 2 ч.; Материалы для истории академических учреждений за 1883-1914 гг. Пг., 1917; Научные учреждения Академии наук СССР: Краткий обзор к десятилетию 1917-1927 гг. М.; Л., 1927; Гнучева Ф. В. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX вв. М.; Л., 1940; Материалы для истории Академии наук СССР, 1917-1947. М.; Л., 1950; Князев Г. А., Кольцов А. В. Краткий очерк истории Академии наук СССР. М.; Л., 1957; История Академии наук СССР. М.; Л., 1958. Т. 1; 1964. Т. 2; Радовский М. И. М. В. Ломоносов и Петербургская Академия наук. М.; Л., 1961; Князев Г. А. Краткий очерк истории Академии наук СССР.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Масора как основной источник реконструкции оригинального текста применялась также К. Д. Гинзбургом . В 1880-1905 гг. он издал 4 тома масоры. Критический аппарат его издания создан на основе 73 отобранных рукописей и нек-рых старых изданий. Этот текст вышел также с сокращенным аппаратом без указания источников в Лондоне в 1914-1920 гг. (изд. БИБО). В 1952-1953 гг. вышла подготовленная Касуто (1883-1951) т. н. Иерусалимская Библия, представляющая собой опыт исправления издания Гинзбурга. Нем. протестант. библеист Р. Киттель опубликовал текст на основе 2-й раввинской Б. и дополнил его аппаратом, базирующимся не только на евр. рукописях, но также на древних таргумах, лингвистических и текстологических исследованиях (Лейпциг, 1906). В этом издании во мн. местах даны исправленные чтения. Эта же система принята во 2-м (Лейпциг, 1913) и 3-м изданиях (Штутгарт, 1929-1937), аппарат обновлен незначительно. Новшеством последнего издания является то, что по предложению Кале оно основано на рукописи 1009 г. (Ленинградский кодекс. B19a), к-рая представляет собой один из лучших образцов рукописной традиции бен Ашера. В аппарате указываются разночтения между этим изданием и 2-й раввинской Б., также впервые приводятся варианты из рукописей с вавилонской огласовкой. В 4-м издании Б. Киттеля (Штутгарт, 1954) для Книг Исаии и Аввакума приводятся чтения по кумран. рукописям. Издание сокращенно обозначается BH (Biblia Hebraica). Его традиция продолжена в BHS (Biblia Hebraica Stuttgartensia), изданной в 1967-1977 гг. В. Рудольфом и К. Эллигером; в наст. время это основной источник для учебной и текстологической работы. В новом готовящемся издании BHS будут широко представлены данные масоры и кумран. документы. По инициативе М. Гошен-Готштейна (1925-1991) Еврейский ун-т в Иерусалиме в 1975 г. начал работу над критическим изданием на основе Алеппского кодекса. В 1958 г. БИБО выпустило новое издание евр. Б., к-рое должно было заменить издание Леттериса. Н. Г. Снейт подготовил его на основании сефардских рукописей. Оно отличается большой точностью, в нем исправлены ошибки, допущенные в предшествующем издании.

http://pravenc.ru/text/209477.html

Олещук Федор Несторович – антирелигиозный деятель. Сын свяшенника, Член РКП(б) с 1921 г. Антирелигиозный автор и лектор-пропагандист. Отв. секретарь Союза воинствующих безбожников. Зам. предселателя Исполнительного бюро СВБ. Член Комиссии по делам культов при ВЦИК. Ольховый Борис Семенович (1898–1937) – советский партийный деятель, журналист. Родился в Черниговской губ. Меньшевик (1917), с 1918 г. член РСДРП (6). С 1920 г. на партийно-пропагандистской работе. В 1928–1930 гг. зав. сектором агитации и зам. зав. Отделом агитации. пропаганды и печати ЦК ВКП (6). Автор книг для системы политпросвещения. С 1929 г. печатается как литературный критик. Главный редактор журнала «Молодая гвардия» и ответственный редактор «Литературной газеты» (1929–1930). В 1930–1933 гг. главный релактор газеты «Поволжская правда», в 1934–1937 гг. зав. отделом культуры и пропаганды Крымского обкома. В 1937 г. арестован. Расстрелян, реабилитирован в 1957 г. Павлов Павел Васильевич (1883–1936) – деятель евангельско-баптистского движения. Родился в Тифлисе. С 1885 г. вместе со своим отцом В. Г. Павловым в эмиграции в Румынии. В 1900 г. снова в Тифлисе. с 1913 г. в Москве. В 1916 г. рукоположен на пресвитерское служение. с 1918 г. пресвитер во второй Московской церкви баптистов. Издатель журнала «Слово истины». Был председателем коллегии Всероссийского союза баптистов. В 1923 г. принимал участие в III Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме. Репрессирован, скончался в заключении. Реабилитирован. Патковский Филипи Григорьевич (1888–1949) – деятель евангельско-баптистского движения. В 1922–1923 гг. председатель совета Сибирской секции Всероссийского союза баптистов, В 1926–1929 тт. член совета Союза баптистов. пресвитер в Новосибирске. Делегат IV Всемирного конгресса баптистов в Торонто (1928). Неоднократно арестовывался, находился в заключении. Член Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Казначей ВСЕХБ (1948). Умер в Москве. Пачелли Эудженио (1876–1958) – Папа Римский (1939). Родился в Риме. В 1899 г. принял священный сан. В 1920 г. папский нунций в Веймарской республике, кардинал (1929), статс-секретарь Ватикана (1930). С 12 марта 1939 г. Папа Римский Пий XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно-народната борба (†1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805 –1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877 –78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. – С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816 –1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5 –6, 8; 1958. Кн. 5 –6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя – възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д. История на българската литература. Пловдив, 1887. Мечев К. Григорий Цамблак. С., 1969. Мизов Н. Православието в България. (Теоретике-историческо осветление). С.: Изд-во на Бълг. акад. на науките, 1974. (Българска акад. на науките. Ин-т по философия). Миларов С. Н. История на българский народ 679 – 1877 г. Пловдив, 1885. Милев Александър. Гръцките жития на Климент Охридски. Увод, текст, превод и обяснителни бележки.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

С., 1970. Т. 1 — 3. Камбурова-Радкова Румяна. Рилският манастир през възраждането. С., Държавно издателство. Наука и изкуство. С., 1972. Кацарски Н., архим. Приносът на Рилския манастир за поддържанете на българо-съветската дружба//Църковен Вестник. 1970. Бр. 20. Кирил, митроп. Пловдивски. Гости на Руската Църква. Пловдив, 1949. Кирил, митроп. Натанаил, митрополит Охридски и Пловдивски (1820 — 1906). С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно-народната борба (f1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805 —1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877 -78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. — С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816 —1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5 -6, 8; 1958. Кн. 5 -6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя — възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. 7—8. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. 10. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

С., 1972. Кацарски Н., архим. Приносът на Рилския манастир за поддържанете на българо–съветската дружба//Църковен Вестник. 1970. Бр. 20. Кирил, митроп. Пловдивски. Гости на Руската Църква. Пловдив, 1949. Кирил, митроп. Натанаил, митрополит Охридски и Пловдивски (1820 — 1906). С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно–народната борба (f1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805—1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877–78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. — С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816—1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5–6, 8; 1958. Кн. 5–6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя — възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. 7—8. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. 10. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д. История на българската литература. Пловдив, 1887. Мечев К. Григорий Цамблак. С., 1969. Мизов Н. Православието в България. (Теоретике–историческо осветление).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

При Саиде бин Султане (1807-1856) султанат Маскат, контролировавший всю морскую торговлю в регионе, раскинулся широко за пределы Аравийского п-ова. В Африке он охватил Васамбу (зап. берег Индийского океана от экватора до мыса Делгадо с островами Пате, Ламу, Пемба, Мафия, Килва и с центром в Занзибаре), а в Азии - Сокотру, приморский Белуджистан до Пассани и отдельные участки Персидского зал. (о-ва Ормуз, Кешм, Тавила, Харк и Хенгам, области Могистан и Ларистан с торговыми городами Бендараб и Бендер-Ленге). В 1832 г. султан Саид бин Султан временно перенес свое местопребывание на Занзибар, к-рый, украшенный дворцами и садами, превратился в средоточие торговли невольниками и слоновой костью. Оманские культурные традиции проникли на юг до Коморских о-вов, на к-рые занзибарская метрополия оказывала значительное влияние. Во 2-й пол. XIX в. султанат Маскат вместе с большей частью своих портов утратил и ключевые позиции в региональной экономике. В 1853 г. Договор о вечном мире упрочил позиции Великобритании на Пиратском берегу, к-рый отныне стал именоваться Договорным Оманом. После кончины Саида бин Султана двое его сыновей, Маджид и Сувайни, поделили между собой азиатские и африканские владения отца. В 1861 г. Маскат и Занзибар превратились в полностью самостоятельные султанаты, каждый из к-рых напрямую поддерживал отношения с Британской империей. Их статус в 1862 г. закрепила англо-франц. декларация: обе стороны приняли на себя обязательство соблюдать независимость султанатов. С нач. 60-х гг. XIX в. экономика Маската находилась в глубоком кризисе из-за упадка работорговли и нарушения вековых связей с др. странами бассейна Индийского океана. В результате массового оттока населения в Занзибар и соседние суахилийские центры численность жителей столицы уменьшилась за 50-70-е гг. XIX в. с 55 тыс. до 8 тыс. чел. В кон. XIX - нач. XX в. засилье британцев вызвало недовольство племен внутренних районов, а окончательная потеря некогда обширных заморских владений в Африке, поглощенных Германией, привела к упадку городов приморья. В 1875 г. Иран вернул владения на сев. берегу Персидского зал. Под властью правителей Маската оставался только Гвадар (в 1958 продан Пакистану). В 1883 г. с Маскатом установили дипломатические отношения США. В 1886 и 1890 гг. вспыхнули восстания под лозунгами воссоединения Маската с имаматом О. и разрыва неравноправных договоров с Лондоном.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

2) Авторство и датировка сочинения. Принадлежность сочинения И. Ф. подвергалась сомнению уже с XVII в. (И. Хулземан (1670), Л. Э. Дюпен (1690) и др.) ( Pouderon. 2009. P. 42). Делались попытки отождествить «Увещание...» с 1-й книгой Аполлинария Иерапольского «Об истине» ( Euseb. Hist. eccl. IV 27) ( V ö lter. 1883) или с соч. «В защиту истины» Аполлинария Лаодикийского, направленного против имп. Юлиана Отступника ( Sozom. Hist. eccl. V 18) ( Draeseke. 1885; Idem. 1900; Asmus. 1895; Idem. 1897). В защиту датировки не ранее 2-й четв. III в. выдвигалось предположение о зависимости хронологического отдела «Увещания...» (гл. 9) от «Хронографии» Юлия Африкана ( Sch ü rer. 1878). Предлагалось относить сочинение к сер. III в. ( Grant. 1958) или к 260-300 гг. ( Puech. 1898). Однако выдвигались и контраргументы в пользу авторства И. Ф. (подробнее см.: Сагарда. 2004. С. 247-248). Новый шаг был сделан Х. Ридвегом, который привел 5 аргументов в пользу принадлежности сочинения Маркеллу Анкирскому ( Riedweg. 1994, резюме в статье 1993): хронологические рамки определяются нижней временной границей - зависимостью сочинения ( Iust. Martyr. (ps.). Cohort. ad Graec. 9. 2; 12. 2) от «Хронографии» Юлия Африкана, т. е. после 221-240 гг. ( Riedweg. 1994. Bd. 1. S. 30-33), и верхней временной границей - цитированием фрагментов из «Увещания...» (без имени автора) у свт. Кирилла Александрийского в соч. «Против Юлиана», т. е. ок. 440 г.; параллели в лит. контексте с сочинениями Порфирия (ок. 234-304) и с «Евангельским приготовлением» Евсевия (между 314 и 321) (Ibid. S. 38-42); сходство с антиохийской экзегетической традицией, заключающееся прежде всего в использовании термина «созерцание» (θεωρα) для обозначения внимательного исследования смысла Писания ( Iust. Martyr. (ps.). Cohort. ad Graec. 29. 1) и отвержении аллегории (λληγορα) и метафоры (μετνεγκεν, μεταβαλντα) как произвольного искажения и перестановки текстов (Ibid. 28. 2. 3. 5) ( Riedweg. 1994. Bd. 1. S. 141-144; ср.: Pouderon. 2003; Idem.

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010