Библиография Источники Государственный архив Российской федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Совет по делам религий при Совете министров СССР. Оп. 1. Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. 1943–1965 гг. Д. 1745. Материалы Всесоюзного совещания уполномоченных о задачах Совета по делам РПЦ и его уполномоченных в свете постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» (протокол, доклады, предложения). Д. 1842. Материалы Всесоюзного и кустовых совещаний уполномоченных Совета по делам РПЦ о выполнении постановления Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» (протоколы, стенограммы, предложения). Д. 1883. Информационный отчёт уполномоченного по Тульской области за 1960 г. и переписка с ним за 1961 г. Д. 1941. Циркулярные и инструктивные письма Совета по делам РПЦ уполномоченным при Советах Министров союзных республик, обл(край)исполкомах. Оп. 2. Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. 1943–1960 гг. Д. 99. Письма патриарха Алексия в Совет по делам РПЦ. Д. 227. Запись бесед с патриархом, членами Синода, епископами и другими лицами. Д. 253. Протоколы 1–22. заседаний Совета по делам РПЦ. Подлинники. Д. 254. Записи бесед председателя и членов Совета по делам РПЦ с патриархом, духовенством и другими лицами. Д. 309. Записи бесед председателя и членов Совета по делам РПЦ с патриархом и духовенством; письма патриарха Алексия в Совет по делам РПЦ. Д. 454. Письма патриарха Алексия в Совет по делам РПЦ. Д. 528. Циркулярно-инструктивные письма Совета по делам РПЦ уполномоченным. Интервью священников, служивших в период хрущевской антирелигиозной кампании и свидетелей тех событий. Диваков В., прот. Интервью 21.09.19. (Архив Б. В. Сандара). Диваков В., прот. Второе интервью 21.09.19. (Архив Б. В. Сандара). Иноземцев Н., прот. Интервью 20.08.2019. (Архив Б. В. Сандара). Сандар В., прот. Интервью 12.11.2019. (Архив Б. В. Сандара).

http://bogoslov.ru/article/6174834

Герой «Черных ангелов» Габриель Градер сродни персонажам Карко... — «Черные ангелы» — роман Ф. Мориака, изданный в 1935—1936 гг.; герой романа — воплощение зла, лицемерия, духа преступности. Франсис Карко ( наст. имя Франсуа Каркопино-Тюзоли, 1886— 1958) — французский писатель, изображавший главным образом парижское «дно». Мартен Тереза (святая Тереза, 1873—1897) — французская монахиня-кармелитка, автор «Истории души» (1897); была канонизирована в 1925 г. Шери — см. коммент, к с. 75. ...а Шардону — «Сентиментальные судьбы»... — Жак Шардон ( наст. имя Жак Бутело, 1884—1968) — французский писатель, автор романов «Эпиталама» (1921) и «Сентиментальные судьбы» (1934), в которых он обнаружил талант моралиста. 210 Бразийак Робер (1909—1945) — французский публицист и киновед, сотрудник «Аксьон Франсез»; в 1937—1943 гг. возглавлял издание реакционного еженедельника «Же сюи парту». За коллаборационистскую деятельность во время второй мировой войны был расстрелян. Лапрад Виктор (1812—1883) — французский поэт-романтик, создававший произведения о природе и на философские темы. Делавинь — см. коммент. к с. 34. Лакордер Анри (1802—1861) — доминиканский священник; усвоил идеи Руссо, Шатобриана, томизм Блаженного Августина. Ламенне Фелисите Робер де (1782—1854) — французский публицист, философ, аббат, один из родоначальников христианского социализма во Франции. Итальянское искусство в Пти-Пале — Речь идет о выставке в Пти-Пале произведений итальянской живописи, которые должны были быть возвращены на родину. ...перед «Обручением Марии»... вот следы влияния Перуджино... — Пьетро Вануччи Перуджино (ок. 1446—1523) — итальянский живописец эпохи Возрождения, оказал большое влияние на своего ученика Рафаэля, выполнившего под его воздействием алтарный образ «Обручение Марии» (1504, галерея Брера в Милане). «Сельский концерт» — произведение итальянского живописца венецианской школы Джорджоне (наст. имя Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, 1476 или 1477—1510). 214 Бриссон Пьер — см. коммент. к с. 155.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Панентеистическое учение Краузе стало последней и наиболее подробно обоснованной версией классического идеалистического П. в зап. философии. Большинством европ. философов оно воспринималось критически и оценивалось как вторичная причудливая эклектика, вслед. чего так и не получило широкого признания. Однако во 2-й пол. XIX в. в европ. интеллектуальных кругах сложилось движение, получившее наименование «краузизм». Его зарождение связано с деятельностью нем. учеников и последователей Краузе, публиковавших в течение более чем 50 лет обширные материалы его наследия (библиографию см.: Orden Jim é nez. 1998. P. 710-716). Философские, правовые, общественно-политические и педагогические идеи Краузе развивали Х. фон Леонхарди (1809-1875), Х. Аренс (1808-1874), К. Рёдер (1806-1879) и др. (подробнее см.: Ure ñ a. 2001; Idem. 2007). Наибольшую популярность краузизм приобрел в Испании и в нек-рых странах Лат. Америки. В сер. XIX в. влиятельный испан. публицист, философ и педагог Х. Санс дель Рио (1814-1869) опубликовал испан. перевод 1-го отдела (аналитики) сочинения Краузе «Лекции о системе философии», а также представил в собственной обобщающей переработке под заглавием «Жизненный идеал человечества» (Ideal de la humanidad para la vida) тексты неск. статей Краузе, посвященных учению о человеке и обществе (см.: Orden Jim é nez. 1998. P. 718). Учение Краузе было с энтузиазмом воспринято мн. представителями либеральной испан. интеллигенции, к-рые считали, что его П. может стать альтернативой как господствовавшему в испан. системе образования консервативному схоластическому католич. теизму, так и радикально-революционным идеям социализма и материализма. В 80-х гг. XIX в. Ф. Хинер де лос Риос (1839-1915), ученик и последователь Санса дель Рио, возглавил Свободный ин-т образования (Institución Libre de Enseñanza) в Мадриде, к-рый оставался центром испан. краузизма до кон. 30-х гг. XX в. С деятельностью института и многочисленных возникших на его основе учебных центров были связаны выдающиеся испанские интеллектуалы этого периода, в т. ч. философы М. де Унамуно (1864-1936) и Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955), поэты А. Мачадо (1875-1939), Х. Р. Хименес (1881-1958), Ф. Гарсия Лорка (1898-1936) и мн. др. Хотя испан. краузистов в большей мере интересовали либеральные общественно-политические идеалы Краузе, чем лежавший в их основе метафизический П., во многом под влиянием панентеистических принципов краузизма в творчестве мн. испан. и латиноамер. мыслителей и писателей XX в. появляются ярко выраженные панентеистические и пантеистические мотивы, нередко соединяющиеся с критическим отношением к традиц. католич. теизму (подробнее об испан. краузизме см.: Журавлев. 1992; Stoetzer. 1998; Сизова. 1999). Классический П. в русской философии

http://pravenc.ru/text/2578803.html

Полагая свое поприще как церковным, так и государственным, И. наблюдал и за общественно-политической обстановкой в крае, которая в 50-х гг. становилась все более неблагоприятной. Это дало повод И. 10 янв. 1855 г. обратиться к имп. Николаю I через обер-прокурора Синода с конфиденциальным письмом. В нем он предупреждал государя о неблагонадежности чиновников края, среди которых вопреки существовавшим после восстания 1830-1831 гг. запретам оказалось огромное число поляков, ведших против России «подрывную деятельность». Согласно собранным И. данным, среди чиновников различных ведомств в Виленской и Гродненской губерниях было 723 католика и только 140 православных. Отсюда И. делал неутешительный вывод: «Православное население Виленской и Гродненской губерний, числом почти в семьсот тысяч народа, зависит почти совершенно от произвола Римлян, господствующих над оным посредством помещиков и посредством местных правительственных и судебных властей» (Записки. 1883. Т. 2. С. 546). Вскоре это секретное письмо перепечатал ж. «Колокол», что вызвало скандалы и травлю архиерея в польско-католич. кругах. А. И. Герцен называл И. «во Христе православный митрополит Иосиф, во Иуде предатель, палач, заслуживший европейскую известность» ( Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1958. Т. 13. С. 390). В разглашении этого письма И. заподозрил генерал-губернатора Назимова, что привело к ухудшению их отношений. Помимо трудов по охранению воссоединенной паствы от внешних нападок внимание И. было направлено на благоустройство своей епархии и на преодоление пережитков унии среди духовенства и паствы. Архиерей не искоренял местные привычки и особенности, отличавшие белорусов от великороссов, полагая главным единство исповедания и богослужебной практики. Здесь он действовал по неск. направлениям: заботился о повышении уровня образования клириков, постоянно уделял внимание литов. духовным школам, продолжал работу по устранению лат. элементов из богослужения, старался устранять из повседневной жизни воссоединенных священников униат. наследие и привычки, более свойственные польск. шляхте, чем правосл. пастырям, и проч. К особой заслуге И. необходимо отнести сохранение им на местах монашества и старинных белорус. священнических родов, когда-то православных, затем уклонившихся в унию и наконец воссоединенных. Архиерей неизменно отвергал многочисленные предложения от чиновников разного ранга (напр., М. Н. Муравьёва, сенатора М. П. Щербинина) о замене белорус. духовенства священниками и монахами из внутренних губерний России.

http://pravenc.ru/text/578547.html

араб. писателя Усамы ибн Мункыза). Полное издание трудов К., связанных с изучением христ. Востока, вышло в свет лишь в 2015 г. Преследования ленинградских ученых в кон. 40-х - нач. 50-х гг., разгром и без того малочисленного араб. кабинета Ленинградского отд-ния ИВ АН СССР, конфликт с директором ин-та С. П. Толстовым тяжело сказались на здоровье К., и в ночь на 24 янв. 1951 г. он скоропостижно скончался от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в С.-Петербурге. В 2010 г. ИВ РАН учредил медаль И. Ю. Крачковского, к-рой награждаются отечественные и зарубежные ученые, внесшие выдающийся вклад в востоковедные исследования, а также зарубежные общественные деятели за усилия по установлению связей между РФ и странами Востока. Соч.: Избр. соч. М.; Л., 1955-1960. 6 т.; Б. А. Тураев и христианский Восток. Пг., 1921; В. Ф. Гиргас: (К 40-летию со дня его смерти)//Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1928. Т. 3. Вып. 1. С. 63-90; Введение в эфиопскую филологию. Л., 1955; Записки о деятельности Российского Палестинского Общества/Публ., вступ. ст., коммент.: А. О. Тамазишвили//Неизвестные страницы отеч. востоковедения. М., 1997. [Вып. 1.] С. 137-154; Воспоминания ученика о бароне В. Р. Розене/Предисл.: А. А. Долинина//Очерки по истории С.-Петербургского ун-та. СПб., 2000. Т. 8. С. 252-280; Труды по истории и филологии христ. Востока/Сост.: А. А. Долинина, С. А. Французов, В. В. Полосин, Л. И. Николаева. М., 2015. Лит.: Якубовский А. Ю. И. Ю. Крачковский как историк//ИАН. Сер. истории и филологии. 1945. Т. 2. 1. С. 40-46; Винников И. Н. И. Ю. Крачковский: Мат-лы к библиографии. М.; Л., 1949; он же. Дополнения к библиографии трудов акад. И. Ю. Крачковского//ППС. 1954. Вып. 1(63). С. 125-129; Беляев В. И., Винников И. Н. Памяти акад. И. Ю. Крачковского//Там же. С. 91-105; Крачковская В. А. И. Ю. Крачковский на Ливане и в Палестине//Там же. С. 106-124; она же. Первые шаги в науке магистранта И. Ю. Крачковского//Памяти акад. И. Ю. Крачковского: Сб. ст. [Л.], 1958. С. 3-20; Кононов А. Н. Акад. И. Ю. Крачковский: К 100-летию со дня рожд.//ИАН. Сер. лит-ры и языка. 1983. Т. 42. 4. С. 374-387; Халидов А. Б. Акад. И. Ю. Крачковский (к 100-летию со дня рожд.)//Народы Азии и Африки. М., 1983. 4. С. 83-89; Долинина А. А. И. Ю. Крачковский как исследователь арабской литературы//Там же. 1985. 2. С. 107-117; она же. Невольник долга. СПб., 1994; она же. И. Ю. Крачковский и ИППО//Указ. трудов ИППО: 1881-2007. СПб., 2009. С. 344-360; И. Ю. Крачковский (1883-1951): Библиогр. указ./Отв. ред.: Н. В. Колпакова. СПб., 2007.

http://pravenc.ru/text/2458991.html

имеющего чисто греческое происхождение, следующие: Jagi V. Die slawischen Composita in ihrem sprachgeschichtlichen Auftreten//Archiv für slavische Philologie XX. 1898. S. 519–566: XXI. 1899. S. 28–43: его же. Entstehungsgeschichte der Kirchenslavischen Sprache. S. 299–421: и далее Schumann К. Die griechischen Lehnbildungen und Lehnbedeutungen im Altbulgarischen. Berlin-Wiesbaden. 1958: Zett R. Beiträge zur Geschichte der Nominalkomposita im Serbokroatischen. Die altserbische Periode//SF 9. Köln-Wien, 1970: Molnár N. The Calques of Greek Origin in the Most Ancient Old Slavic Texts. A Theoretical Examination of Calque Phenomena in the Texts of the Archaic Old Slavic Gospel Codices//SF 47. Köln-Wien, 1985. О греческих влияниях на синтаксис старославянского и древнерусского языков см.: Исследования по синтаксису старославянского языка/изд. J. Kurz. Прага, 1963: Ходова К. К вопросу о синтаксических грецизмах в древнерусском литературном языке//PB XI. 1987/4. С. 41–54. 537 Vaillant A. La préface de l " évangéliaire vieux-slave//Revue des Etudes slaves XXIV. 1948. P. 5–20, и его же. Vaillant 1968.1. P. 63–64: II. P. 52–54. 547 Новак Г. Православие в Чехословакии и «Журнал Московской Патриархии»//ЖМП. 1974. 4. С. 51–54. 548 Дорофей, митрополит Пражский и всея Чехословакии. Насильственное введение унии в Закарпатье в 1646–1649 гг. Развитие Православной Церкви до сего дня в Закарпатье и Чехословакии. Прага. 1966. С. 576. 553 См. текст обвинительного акта в кн.: Гильфердинг А. Гус и его отношение к Православной Церкви. СПб., 1893. С. 15–17. 557 Макушев Викентий Васильевич (1837–1883). Материалы к работам: «Западные славяне». «Современное положение западных славян». «Будущность славян»... (1870–1880-е годы). Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 156. К. 1. Л. 9. 565 Сенюк Д. О., проф.. д-р. Митрофорный протоиерей Андрей Шлепецкий. Краткий очерк жизни и деятельности. Прешов. 1967. С. 171. 567 См.: Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. К юбилею Патриарха Чехословацкой Церкви Гуситской//Юбилейный сборник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Gallet Ch. Le pape Benoît XV et la guerre. P., 1921; Vercesi E. Il Vaticano, l " Italia e la Guerra. Mil., 1928; Виллари Л. Война на итал. фронте 1915-1918 гг. М., 1936; Salvatorelli L. Il pensiero politico italiano dal 1700 al 1870. Mil., 1949 5; Jemolo A. C. Chiesa e Stato in Italia dalla unificazione a Giovanni XXIII. Torino, 1956, 1965; Канделоро Дж. История совр. Италии. М., 1958-1983. 7 т.; Azzaroni A. Socialisti anticlericali. Firenze, 1961; Mori R. La questione romana: 1861-1865. Firenze, 1963; De Felice R. Mussolini il rivoluzionario: 1883-1920. Torino, 1965; Il trauma dell " Intervento: 1914-1919. Firenze, 1968; Vigezzi B. Da Giolitti a Salandra. Firenze, 1969; История Италии. М., 1970-1971. 3 т.; Binchy D. A. Church and State in Fascist Italy. Oxf., 1970r; Ganapini L. Il nazionalismo cattolico: I cattolici e la politica estera in Italia dal 1871 al 1914. Bari, 1970; Комолова Н. П. Движение Сопротивления и политическая борьба в Италии: 1943-1947. М., 1972; она же. Сто лет истории Италии: (ХХ в.). М., 2009; Серова О. В. Италия и антигитлеровская коалиция. М., 1973; она же. От Тройственного союза к Антанте: Итал. внешняя политика и дипломатия в кон. XIX - нач. XX в. М., 1983; она же. Горчаков, Кавур и объединение Италии. М., 1997; Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977; Barberis C. La società italiana: classi e caste nello sviluppo economico. Mil., 1977 2; Scoppola P. La proposta politica di De Gasperi. Bologna, 1977; idem. La Repubblica dei partiti. Bologna, 1991; Carocci G. Storia d " Italia dall " Unità ad oggi. Mil., 1978 4; Romeo R. L " Italia unita e la Prima guerra mondiale. R.; Bari, 1978; idem. L " Italia liberale: sviluppo e contraddizioni. Mil., 1987; Лисовский Ю. П. Южный вопрос и соц. конфликты в Италии: Опыт соц.-экон. исслед. М., 1979; он же. Италия от фашизма к демократии: Трудные пути послевоенной перестройки. М., 1990; Рутенбург В. И. Истоки Рисорджименто: Италия в XVII-XVIII вв. Л., 1980; La democrazia industriale: Il caso italiano.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Краткие воспоминания о Я. С. Елпидинском приводит его сын Андрей (впоследствии – архимандрит Андроник (3 ноября 1894–1958) в кн.: Восемнадцать лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959. 39, 41, 126, 134, 397 Енукидзе Авель Сафронович; (7 мая 1877 – 30 октября 1937) – советский государственный и партийный деятель. 279 Епифаний Кипрский , св.; (? – 403), – архиепископ Кипрский. 258 Ерманенков – представитель от прихожан церкви св. Николая (Пугиловской) в Петрограде. 222 Ермоген (Гермоген), св.; (ок. 1530 – 17 февраля 1612) – Патриарх Московский и всея Руси с 3 июня 1606. 69, 142, 231, 454 Ершов. 267 Желудков Сергий Алексеевич; (7 июля 1914 – 30 января 1984). Родился в семье церковного старосты в подмосковном Зарядье. Вольнослушатель Московской Богословской академии в 1928–1929. С 1945 – псаломщик, 1946 рукоположен в сан священника. Окончил Ленинградские ДС и ДА (1958). С июля 1954 – настоятель церкви с. Любятово Псковской обл., с 1956 служил в Смоленске, с 1957 – в Веневе Тульской обл., с 1958 – в Великих Луках. С 1960 – за штатом. См.: Памяти отца Сергия Желудкова.//Христианос. II. Рига. 1993. С. 55–61. 293 Жижиленко Александр Александрович; (1873 – ?). Окончил С.-Петербургский университет, профессор уголовного права С.-Петербургского университета и на Высших женских курсах. Магистр (1900). Член комитета русской группы Международного союза криминалистов 273 Жирнов Александр Васильевич . Окончил Новгородскую ДС (1914), выпускник Петроградской ДА 1918 года. 191 Жуков. 267 Жуков А. – представитель от прихожан Скорбященской, что за Литейным двором, церкви в Петрограде. 222 Жуков Е. С. – представитель от прихожан Богоявленской церкви на Гутуевском острове в Петрограде. 217,222 Жукович Платон Николаевич; (26 сентября 1857 – 13 декабря 1919). Окончил Литовскую ДС (1877) и С.-Петербургскую ДА (1881), к. б. Учитель географии и математики Полоцкого ДУ, с 1883 – помощник смотрителя Виленского ДУ, с 1884 – преподаватель Литовской ДС. В 1883 – магистр богословия («Кардинал Годзий и польская церковь его времени»). С 1884 преподавал в Киевской ДА. С 1891 – доцент, с 1894 – экстраординарный, с 1901 – ординарный профессор С.-Петербургской ДА по кафедре русской гражданской истории. 1901 – доктор церковной истории («Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией до 1609 г.»). Член Поместного Собора 1917–1918 гг. С ноября 1918 – член-корреспондент Академии Наук. С 1 мая 1919 – научный сотрудник Публичной библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хо Фотий. Служил в Свято-Николаевском соборе Харбина в 1957–1958 гг., в Успенской церкви в 1958–1959 гг., в Преображенской церкви Корпусного городка до 1962 г. Переведен в Пекин. Скончался в Пекине от туберкулеза 10.07.1965 г. Иерей Адриан Турчинский Адриан Георгиевич. Родился в г. Житомире в 1883 г. в семье протодиакона. Окончил Житомирскую духовную семинарию в 1902 г. Вскоре был рукоположен в сан священника и служил на приходах Киевской епархии. В 1908 г. направлен в Православную духовную миссию в Китае, где стал настоятелем Александро-Невской церкви в г. Ханкоу. В 1924 г. эмигрировал в Австралию. Служил в свято-Николаевском молитвенном доме г. Брисбена. Иерей Александр Гуляев Александр Феодорович. Служил в сане диакона на ст. Мулин и ст. Шуаньченпу КВЖД и в церкви на зеленом базаре в Харбине в 1920–1930 гг. примерно в 1934 г. рукоположен в сан священника. Служил в г. Сахаляне, на станциях Яомынь и Фуляэрди КВЖД. Иерей Александр Жуч Александр Михайлович . Служил на ст. Бухэду КВЖД (1926–1927 гг.), в церкви района Механических мастерских в Харбине (1936 г.) Убит в 1943 г. в калгане (Внутренняя Монголия) за отказ приносить поклонение японской языческой богине. Иерей Александр Любомудров Александр. Священник 122-го пехотного Тамбовского полка, участвовавшего в Русско-Японской войне 1904–1905 гг. После тяжелого ранения в живот скончался у деревни Аньпинлин в Маньчжурии 19.07.1904 г. Иерей Александр Недрыгайлов Александр. Священник эскадренного броненосца «Александр III». Погиб во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. в Маньчжурии. Иерей Александр Никольский Александр Васильевич. Окончил музыкальные курсы по регентскому классу в Харбине. Служил в сане диакона в Госпитальном городке и в женском монастыре Харбина в 1940–1942 гг., затем был рукоположен во священника и направлен в Трехречье. Иерей Александр Петропавловский Александр Петрович. Служил в сане протодиакона в церкви Корпусного городка в Харбине (1925–1935 гг.), в Свято-Николаевской церкви Старого Харбина (1936 г.), в церкви Сунгарийского городка. Выехал в СССР на целину в 1955 г. Спустя некоторое время , через большие скорби вновь получил возможность служить. Рукоположен во священника. Служил в г. Барнауле. Иерей Александр

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Достоевская. СПб., 1906; Отчет Имп. Рос. Ист. Музея за 1905 г. М., 1906; То же за 1906 г. М., 1907; То же за 1907 г. М., 1908; То же за 1908 г. М., 1909; То же за 1909 г. М., 1910; То же за 1913 г. М., 1914; То же за 1914 г. М., 1915; То же за 1915 г. М., 1916; То же за XXV лет (1883-1908 гг.). М., 1916; То же за 1916-1925 гг. М., 1926; Щербатов Н. С. Возникновение отделов Музея и мысли о дальнейшем размещении разнородных его собраний и окончательном его устройстве//Отчет Имп. Рос. Ист. Музея за 1914 г. М., 1915. С. 95-115; Устав Музея им. Его Имп. Высочества Государя Наследника Цесаревича//Отчет Имп. Рос. Ист. Музея им. Имп. Александра III в Москве за XXV лет (1883-1908). М., 1916. С. 187-192; Положение об Имп. Рос. Ист. музее//Там же. С. 200-202; Летопись Исторического музея//Там же. С. 1-10; Городцов В. А. Музей, события, люди//«И за строкой воспоминаний большая жизнь...»: Мемуары, дневники, письма: К 125-летию ГИМ. М., 1997. С. 117-128; Станкевич А. И. Музей: Из восп. первого библиотекаря//Там же. С. 50-72; Закс А. Б. Эта долгая, долгая, долгая жизнь: Восп. М., 2000. 2 т.; Левыкин К. Г. О жизни музея в эпоху перемен: Восп. шестнадцатого директора ГИМ. М., 2000; Забелин И. Е. Дневники. Записные книжки. М., 2001; Уварова П. С. Былое: Давно прошедшие счастливые дни/Подгот. текста и писем, коммент.: Н. Б. Стрижова. М., 2005; Орешников А. В. Дневник, 1915-1933/Отв. ред.: П. Г. Гайдуков; сост. и авторы коммент.: П. Г. Гайдуков и др. М., 2010-2011. 2 т. Лит.: Щербатов Н. С. Памяти гр. А. С. Уварова//Отчет Имп. Рос. Ист. Музея... за XXV лет (1883-1908). 1916. С. 11-16; Письменные источники в собрании ГИМ. М., 1958. Ч. 1; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати: Обзор рукописей русских, славянских, греческих, а также книг старой печати ГИМ. М., 1958, 1995; Закс А. Б. Из истории ГИМ (1917-1941 гг.)//Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2. С. 300-379; она же. Из истории ГИМ (1941-1957 гг.)//Там же. 1961. Вып. 3. С.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010