Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 1. «Бертинские анналы» (середина IX в.) «Бертинские анналы», доведенные до 882 г., представляют собой западнофранкское продолжение обще франкского исторического сочинения – так называемых «Франкских королевских анналов», обрывающихся на 829 г. Название памятник получил по происхождению единственного сохранившегося полного списка X/XI в., скорее всего – второй половины X столетия (ныне хранится в библиотеке французского города Сент-Омера: cod. Audomariensis 706) из монастыря св. Бертина на севере Франции. О рукописной традиции «Бертинских анналов» и других источниках, существенных для ее восстановления, см.: Ganshof 1949. Р. 159–174. За период 741–729 гг. «Бертинские анналы» всего лишь воспроизводят текст «Франкских королевских анналов» с небольшими добавлениями, но с 830 г. принимают самостоятельный характер, являясь важнейшим источником об эпохе западнофранкского короля Карла Лысого (840–877) и его преемников. Анналы состоят из трех хронологически последовательных частей. Автором второй из них, за 835–861 гг., в которую входит и приводимое известие о Руси, был придворный капеллан, а с 843/6 г. – епископ Труа Пруденций, историограф, агиограф и богослов, человек, в силу своего положения хорошо информированный, писавший как очевидец непосредственно по следам происходивших при дворе событий. Сохранились послания к Пруденцию папы Льва IV и знаменитого книжника IX в. Вала(х)- фрида Страбона и др., свидетельствующие о высоком авторитете их адресата (подробнее об этой стороне дела см.: Manitius 1. S. 344 ff., 348). Сообщение «Бертинских анналов» о прибытии «русского» посольства к франкскому императору Людовику I – древнейшее точно датированное известие о Руси. Издания: Первым критическим изданием «Бертинских анналов» стало издание Г. Вайца (Ann. Bert. 1883), в основу которого положена названная выше Сент-Омерская рукопись. Позднее было указано на существование отрывка более раннего списка, сохранившегося, однако, только в копии XVII в. (Poupardin 1905. Р. 390–400). Отличия этого отрывка от Сент-Омерского кодекса учтены в издании Р. Pay (Ann. Bert. 1958. Р. 12–286) и в издании Société de I’histoire de la France (Ann. Bert. 1964), но для целей нашего издания они оказываются несущественными, хотя фрагмент, указанный Р. Пупардэном, начинается с середины статьи 839 г., включая и завершение эпизода с «русским» посольством. Более подробную характеристику этих и прочих изданий см.: Ann. Bert. 1964. Р. XVI-LXXIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Владимир» найдены статьи: ВЛАДИМИР Павлович Четверин (1874 – 1918), сщмч. (пам. 20 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР (Самохин Михаил Викторович; род. 1979), митр. Владивостокский и Приморский, глава Приморской митрополии ВЛАДИМИР (Новиков Владимир Анатольевич, род. 2 апр. 1958 г.), епископ Клинцовский и Трубчевский (Брянская митрополия) ВЛАДИМИР Холодковский (ноябрь 1895 , Каменский завод Камышовского уезда Пермской губернии (ныне в черте г. Каменска-Уральского Свердловской области) – 13 августа 1937, Челябинская область), священник, священномученик (пам. 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) ВЛАДИМИР Алексеевич Смирнов (1877 – 1937), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР Алексеев (†1918), свящ., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Амбарцумович Амбарцумов (1892-1937), прот., сщмч, (пам. 23 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЛАДИМИР Белозёров († сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР Николаевич Василевский (1892 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая в Соборе новомучеников Слободского края)

http://pravenc.ru/text/Владимир.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТАГИНА Ирина Васильевна ( 23 сент. 1924 г., г. Таруса Калужской обл. - 24 апр. 2007 г., Москва), иконописец, художник-реставратор высшей категории, член Союза художников (с 1954). Род. в семье художников: ее бабушка, А. Л. Ржевская (1861-1934), художник-жанрист, отец, Василий Алексеевич (1883/84-1969), народный художник России, лауреат Гос. премии СССР. По окончании школы В. поступила в Гос. академию живописи г. Тбилиси (1942), проучившись 3 семестра, в связи с переездом семьи в Москву, перевелась на 1-й курс живописного отд-ния МГХИ им. В. И. Сурикова. На 2 последних курсах ин-та занималась в ГТГ копированием икон в древнерус. отделе, возглавляемом Н. А. Дёминой, а также реставрацией икон под рук. И. А. Баранова. По окончании ин-та (в 1949) приняла решение заниматься иконописью. В том же году в Троице-Сергиевой лавре она познакомилась с М. Н. Соколовой (впосл. мон. Иулиания ), от к-рой получила приглашение участвовать в росписи Серапионовой палаты (1949). Систематические занятия с М. Н. Соколовой, продолжавшиеся до открытия в 1958 г. иконописного класса в стенах МДА, и совместная с ней работа (копирование праздничного ряда иконостаса в Троицком соборе лавры (1950), икон в иконостасы приделов во имя апостолов Петра и Павла и праведных Симеона и Анны ц. во имя прор. Илии в Обыденском пер. в Москве (1952-1953)) дали В. основные навыки в области иконописания. В 1950-1954 гг. В. работала в Центральной реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР, участвуя в реставрации росписи Троицкого собора лавры. С 1964 г. в течение 15 лет работала в ЦМиАР, отреставрировав за этот период 45 икон. С 1985 по 1989 г. была художественным руководителем реставрационно-иконописной мастерской Данилова московского мон-ря. С 1990 г. В.- руководитель иконописной школы при храме свт. Николая Мирликийского (в Клённиках). С момента основания Свято-Тихоновского богословского ин-та (1992) преподает иконописание и реставрацию иконы на фак-те церковных художеств.

http://pravenc.ru/text/149909.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папа Франциск одобрил новые декреты Конгрегации канонизации святых Понтифик открыл путь к беатификации восьми подвижников Католической Церкви ВАТИКАН. Папа Римский Франциск одобрил 14 апреля 2018 г. Декрет Конгрегации канонизации святых относительно восьми «слуг Божьих», признав их «героические добродетели» и, таким образом, открыв путь к их беатификации. Среди них три священника и пять монахинь, сообщили в Пресс-службе Ватикана. Первым в списке стоит священник Варгезэ Паяпили (1876-1929 гг.), индийский католический священник сиро-малабарского обряда, который основал монашескую Конгрегацию " Sisters of the Destitute " , для служения бедным, обездоленным и пожилым людям. Признаны также «героические добродетели» следующих подвижников Католической Церкви: — священника Эммануэля Нуньеса Фармигао (1883-1958 гг.), португальца, основателя Конгрегации сестер награждения Матери Божьей Фатимской; — итальянского монаха Людовико Лангара (1889-1963 гг.) из Конгрегации священников Пресвятого Таинства; — сестры Элизабет Брюер из Канады (1818-1876 гг.), основательницы Конгрегации сестер милосердия из Оттавы; — итальянки сестры Маргариты Ричи Курбастра (1856-1923 гг.), основательницы Конгрегации служительниц Пресвятого Сердца Иисуса в Агонии; — сестры Флоренции Джованны Прафилиа из Италии (1873 – 1956 гг.), которая основала монашеский Институт францисканок Непорочного Зачатия из Липари; — итальянской монхини Марии Долорес Христа Царя (1888-1967 гг.), основательницы Конгрегации служительниц миссионерок Христа Царя; — сестры Хусты де Домингес де Видаурэта и Идой (1875-1958 гг.), настоятельницы испанской провинции Общества дочерей милосердия св. Винсента де Поля. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/8024885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской (1866-1922), Херсонской и Одесской (1957-1958) епархий. Б. в. Подольской и Брацлавской епархии, титулярное, учреждено 9 нояб. 1866 г., названо по уездному городу Подольской губ. Балта. Резиденция Балтского епископа находилась в каменец-подольском муж. мон-ре в честь Св. Троицы. 22 янв. 1867 г. во епископа Балтского был хиротонисан ректор Каменец-Подольской ДС архим. Феогност (Лебедев) , 27 июня 1870 г. переведенный на Астраханскую кафедру. 8 нояб. 1870 г.- 16 февр. 1879 г. еп. Балтским являлся Вениамин (Павлов) . Его преемником был еп. Ианнуарий (Попов), после смерти к-рого († 5 сент. 1883) происходила частая смена Балтских епископов: в 1884-1886 гг. Балтским викарием был Иосиф (Баженов) , в 1886-1887 гг.- Анатолий (Станкевич), в 1887-1890 гг.- Димитрий (Самбикин) , в апр.-сент. 1891 г.- Акакий (Заклинский), в 1891-1895 гг.- Николай (Адоратский) , в 1896-1897 гг.- Иоаким (Левицкий) , в 1897-1902 гг.- Менандр (Сазонтьев), в 1902-1903 гг.- Кирион (Садзаглишвили, впосл. Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III ), в 1903-1905 гг.- Тихон (Василевский) , в 1905-1906 гг.- Димитрий (Абашидзе, в схиме - Антоний ). 26 февр. 1906 г. во епископа Балтского был хиротонисан архим. Никон (Бессонов) , при к-ром в 1908 г. открылся балтский муж. мон-рь во имя прп. Феодосия Великого. 27 февр. 1909 г.-14 февр. 1914 г. Балтским епископом был еп. сщмч. Амвросий (Гудко) , в 1914-1915 гг.- Борис (Шипулин) , в 1915-1918 гг.- Пимен (Пегов ; впосл. обновленческий «митрополит»). В 1918 г. во епископа Балтского был хиротонисан Герасим (Сораганов, по др. сведениям, Строганов), к-рый в 1922 г. уклонился в обновленчество . В 1924-1927 гг. обновленческая Балтская кафедра не замещалась, в 1927-1930 гг. временно управляющий - Гавриил Рогут. В 1923-1930 гг. также существовала Балтская кафедра Украинской автокефальной православной церкви , к-рую занимал Антон Гриневич. Б. в. было восстановлено в нояб. 1957 г. в составе Херсонской и Одесской епархии (г. Балта стал районным центром Одесской обл.). 17 нояб. 1957 г. в Успенском кафедральном соборе Одессы во епископа Балтского был хиротонисан Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 26 дек. 1957 г. еп. Пимен был переведен на Дмитровское вик-ство Московской епархии, на его место назначили еп. Доната (Щёголева) . После перемещения еп. Доната на Новосибирскую кафедру 8 сент. 1958 г. Б. в. прекратило существование. Лит.: Наречение и хиротония еп. Пимена//ЖМП. 1957. 12. С. 6-8, 17-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965 [Passim]; Акты свт. Тихона. C. 913. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77446.html

Кировоградская Основана 26.01.1880 (местопребывание – в г. Елисаветград, с 1924 г. – Зиновьевск, с 1934 г. – Кирово, с 1939 г. – Кировоград). Херсонское (Одесское) викариатство (в 1944–1946 гг. местопребывание – в г. Одесса). Упразднена в 1946 г. Возобновлена в 1947 г. Самостоятельная с 04(17)03.1950. Именовалась: Елисаветградская (и Николаевская); в 1924–1934 гг. – Зиновьевская; с 02(15)08.1944 – Кировоградская и Чигиринская; с 29.06(12.07)1947 – Кировоградская и Николаевская; с 14(27)05.1992 – Кировоградская и Новомиргородская; с 14(27)12.1994 – Кировоградская и Александрийская. Викарная кафедра: Александровская. 10.08.1880 06.08.1883 Неофит Неводчиков 22.01.1884 07.09.1891 Мемнон Вишневский 07.09.1891 30.04.1894 Акакий Заклинский 17.01.1895 23.08.1895 Иоанн Кратиров 08.09.1895 28.03.1903 03.05.1903 04.11.1903 Мемнон Вишневский, паки 30.11.1903 18.07.1905 Феодосий Олтаржевский 18.07.1905 27.08.1905 Алексий Дородницын 27.08.1905 Хрисанф Щетковский 10.12.1906 30.07.1914 30.08.1914 ранее 01(14)09.1921 1921(1919?) 13(26)06.1921 Алексий II Баженов 22.01(04.02)1923 22.01(04.02)1923 28.10(11.11)1929 23.08(05.09)1930 29.07(11.08)1931 Сщмч. Порфирий Гулевич 02(15)08.1944 29.04(12.05)1947 29.11(12.12)1947 08(21)10.1949 07(20)11.1949 08(21)12.1951 08(21)12.1951 03(16)11.1953 30.11(13.12)1952 26.11(09.12)1958 26.11(09.12)1958 22.10(04.11)1962 23.10(05.11) 1962 03(16)11.1962 03(16)11.1962 12(25)05.1965 12(25)05.1965 23.09(06.10)1977 23.09(06.10)1977 03(16)10.1977 в/у Севастиан Пилипчук 03(16)10.1977 31.08(13.09)1989 31.08(13.09)1989 17(30)09.1989 18.09(01.10)1989 08(21)11.1998 23.10(05.11)1998 2017 Местопребывание определено в Херсоне (см. Приложение 6. С. 867). По ММЛ РПИ, вторая дата иная: 1919 г. Дата 26.01.1918 как дата назначения на кафедру в Николаев не корректна, ибо епископ Прокопий упоминается как Елисаветградский в списке Св. Патриарха Тихона, датируемом кон. 1918 г. Наиболее вероятная вторая дата – первая пол. 1921 г. (перемещение на Херсонскую кафедру). 2026 Митрополит, бывший Новосибирский и Барнаульский. Вторая дата – дата кончины в Москве. Похоронен в с. Переделкино под Москвой. По ММЛ РПИ первая дата иная: 26.11(09.12)1959. 2029 Архиепископ с 24.08(06.09)1974. Вторая дата – определение на покой. Скончался 30.04(13.05)1978. 2033 Противоречие первой даты со второй датой предшественника может быть объяснимо, только если еп. Пантелеймон Романовский был некоторое время временноуправляющим. На сайте www.panteleymon.openua.net. показано – «на кафедре с 30.02.(так! – Сост.) 1999 г. ». Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иннокентий (Сокаль) Иннокентий (Сокаль Иоанн Иоаннович), еп. б. Смоленский и Дорогобужский. Родился 7 января 1883 года в Холмской губернии. Образование получил в Варшавском духовном училище, затем в Холмской семинарии. В 1910 году окончил Киевскую духовную академию и 26 сентября 1910 года был назначен помощником инспектора Курской духовной семинарии. 24 сентября 1912 года перемещён на должность инспектора параллельных классов Курской духовной семинарии в г. Рыльске. 14 октября 1912 года там же был рукоположен в сан иерея. В 1919 году командирован в Палестину по делам Русской духовной миссии. С 1921 по 1931 гг. занимал должность инспектора духовных семинарий в Югославии. С 1931 по 1950 гг. был священником и настоятелем Троицкой церкви г. Белграда. В 1945 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был назначен благочинным всех русских приходов в Югославии. В июле 1948 г. участник совещания предстоятелей и представителей автокефальных церквей по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. В феврале 1950 года возвратился на Родину и назначен ректором Саратовской духовной семинарии. 25 июня 1953 года переведён ректором Минской духовной семинарии. В 1956 году – ректор Одесской духовной семинарии. 20 июля 1957 года переведён на должность настоятеля смоленского Успенского собора и назначен секретарём управляющего Смоленской епархией. 9 февраля 1951 года был удостоен учёной степени магистра богословия. 21 апреля 1959 года принял в Троице-Сергиевой Лавре монашеский постриг, а 25 апреля 1959 года возведён в сан архимандрита. 10 мая 1959 года хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Можайский Макарий и епископ Дмитровский Пимен. 15 окт. 1964 года уволен на покой. Скончался 14 мая 1965 года. Труды «Путешествие Югославской делегации из Белграда в Москву на выборы Патриарха Московского и всея Руси» «ЖМП» 1945, 4 «Покаянное чувство в молитвах и песнопениях св. Четыредесятницы» «ЖМП» 1950, 3 «Возвращение на Родину» «ЖМП» 1950, 4 «Богослужения Великих Пятка и Субботы» «ЖМП» 1951, 3 «Церковное торжество в Вязьме» (освящение Свято-Троицкого собора) «ЖМП» 1958, 2 «Речь при наречении его во епископа Смоленского и Дорогобужского» «ЖМП» 1959, 6, стр. 38 Литература «ЖМП» 1959, 6, стр. 30. 1959, 6, стр. 38. 1960, 11, стр. 49. 1961, 8, стр. 32. 1963, 6, стр. 10. 1964, 11, стр. 4 Иером. Павел. «Епископ Иннокентий Сокаль» (Некролог) «ЖМП» 1965, 7, стр. 18 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ваш покорный слуга протоиерей Димитрий Хандорин. [подпись] P.S. Ваше Преосвященство, мы с Вами встречались в 1928 г. в августе в Кеби 890 на Поповом острове, где я в это время был вместе с епископом Аркадием Астальским и епископом Анисимом 891 Пылаевым. Д. 20. Л. 2–3. Подлинник. Автограф. 3. 5 июня 1958 г. г. Томск Здравствуйте, глубокоуважаемый Владыко! Поздравляю Вас с прошедшими Великими праздниками. Желаю Вам сил, здоровья и благополучия и успеха в Ваших делах. От Вас я получал поздравление, но по разным причинам не мог Вам своевременно отвечать. Мое здоровье становится очень плохим. Нашу Томскую епархию обслуживает митрополит Новосибирский Нестор. Его Вы, вероятно, знаете – возможно, что Вы встречались с ним когда-либо у патриарха. В праздник Троицы митрополит Нестор приезжал к нам в Томск и здесь совершал богослужение. Я был за всенощной накануне Троицы, где и встречался с митрополитом, который приглашал меня участвовать в богослужении, но я в это время сильно разболелся и не мог повидаться с Владыкой, хотя он, очевидно, имел желание повстречаться со мной. Испрашиваю Ваших святительских молитв и пребываю Вашим покорным слугою, протоиерей Димитрий Хандорин. [подпись] Д. 34. Л. 14–14об. Подлинник. Автограф. 883 Скорее всего, о. Дмитрий имеет в виду епископа Алексия (Палицына), который 28 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, однако епархией не управлял. 885 Григорий (Козлов Владимир Сергеевич; 1883 – 1937), епископ. В 1922 г. хиротонисан во епископа Ветлужского, викария Костромской епархии. В 1927 – 1932 гг. в лагерном заключении. С 1936 г. епископ Уфимский. Расстрелян. 886 Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич; 1866 – 1956), митрополит. В 1892 г. Рукоположен во иерея. До 1933 г. в ссылках. В 1942 г. пострижен митрополитом Сергием (Страгородским) в монашество. 31 мая 1942 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. На следующий день возведен в сан архиепископа. С 1943 г. архиепископ Новосибирский и Барнаульский. В 1947 г. в. у. Владивостокской, затем Красноярской епархиями. С 1949 г. митрополит, с конца 1950 по 1951 г. управлял также Семипалатинской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

М., 1981. С. 73, 85, 92. Послесловия к старопечатным книгам были важными государственными документами. В завершающем Псалтирь 1568 г. тексте это выразилось в том, что издатели вынуждены были совершить прямой подлог, заменив имя одного, митрополита именем другого. Суть дела в следующем. Именно в 1568 г. произошел окончательный разрыв между Иваном Грозным и митрополитом Филиппом. Поэтому на какой-то стадии подготовки книги (она начала печататься 8 марта) Н. Т. и Невежа Тимофеев, по-видимому, получили указание убрать из послесловия имя опального митрополита, и они, вопреки действительности, написали, что издание было предпринято «повелением благочестиваго царя и благословением святейшаго митрополита Афанасия всея Русии». В действительности же Афанасий покинул митрополию «за немощь велию» за два с лишним года до выхода книги (19 мая 1566 г.). После Псалтири Н. Т. и Невежи Тимофеева в московском книгопечатании наступил длительный застой (до 1589 г.), прерванный на время лишь двумя книгами, выпущенными в кон. 1570-х гг. в Александровой слободе Андроником Тимофеевым Невежей. Изд.: Псалтирь. М., 1568. Л. 290–292 (4-го сч.); Снгрв И. [Снегирев И.]. О первой Псалтыри, напечатанной Невежею Тимофеевым и Никифором Тарасиевым при царе Иоанне Васильевиче//Вестник Европы. 1830, июль. 13. С. 57–62; Каратаев И. Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами. Т. 1. С 1491 по 1652 гг. СПб., 1883. С. 162–163; Сводный каталог и описание старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов: Описание старопечатных изданий кирилловского шрифта. Вып. 19. Типография Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева/Сост. Ю. А. Лабынцев. М., 1984. С. 28–32 (фототипическое изд.). Лит.: Некрасов А. И. Книгопечатание в России в XVI и XVII веках//Книга в России. Ч. 1. Русская книга от начала письменности до 1800 года. М., 1924. С. 97; Берков П. Н. Несколько замечаний о деятельности Ивана Федорова и его предшественников//Иван Федоров первопечатник. М.; Л., 1935. С. 106; Зернова А. С. 1) Орнаментика книг московской печати XVI–XVII веков. М., 1952. С. 14–15; 2) Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках. Сводный каталог. М., 1958. С. 15, 9; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951. С. 126–134; Сапунов Б. В. К вопросу о прекращении деятельности первых типографий в Москве//ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 439; Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 97; В помощь составителям Сводного каталога старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов. М., 1979. Вып. 4. С. 23, 40; Книговедение. Энциклопедический словарь. М., 1982. С. 527. Д. М. Буланин Читать далее Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-./Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, с.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

3 марта 1883 г. папой Римским Львом XIII назначен архиепископом Могилёвским, митрополитом всех Римско-католических церквей Российской империи. Интронизация Г.-Д. и вступление в должность состоялись 1 мая того же года в С.-Петербурге; архиепископский паллий Г.-Д. вручил Варшавский архиеп. Винцентий Попель. Одновременно в 1883-1889 гг. являлся апостольским администратором Минского католич. еп-ства и председателем Римско-католической духовной коллегии. Занимая в целом лояльную позицию по отношению к гос. власти, Г.-Д. продолжал противодействовать использованию рус. языка в проповедях и при совершении треб, что в ряде мест, особенно на территории Минской губ., приводило к конфликтам с властями. По распоряжению минского губернатора кн. Н. Н. Трубецкого к служению на приходах допускались лишь те католич. клирики, к-рые давали подписку о совершении дополнительных богослужений на рус. языке. После отказа Г.-Д. назначить этих клириков на вакантные места кн. Трубецкой закрыл 18 приходов с незанятыми священническими должностями, а министр внутренних дел гр. Д. А. Толстой воспретил Г.-Д. посещать территорию Минского еп-ства. Стараниями Г.-Д. проведена реорганизация С.-Петербургской католич. ДА в соответствии с новым уставом (1882), осуществлена масштабная перестройка здания С.-Петербургской католич. ДС, собраны большая б-ка и картинная галерея. За время служения был награжден российскими орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Станислава 1-й и 2-й степени, св. Владимира 3-й степени. Погребен на Выборгском кладбище в С.-Петербурге, в склепе католич. ц. Посещения Пресв. Девой Марией прав. Елисаветы (могила не сохр.). Арх.: РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 953-955. Лит.: Wasilewski J. Arcybiskupi i administratorowie archidiecezji mohylewskiej. Pisk, 1930. S. 96-110; Godlewski M. Gintowt-Dziewatowski A. K.//Polski Sownik Biograficzny. Kraków, 1948-1958. T. 7. S. 473-474; Nitecki P. Biskupi Kocioa w Polsce w latach 965-1999. Warsz., 2000. S. 90; Пономарев В. П. Архиепископы Могилёвские и митрополиты римско-католических церквей в России//Покров: Альм. рос. католиков. 2000. 5. С. 44; он же. Митрополиты Могилёвские//Свет Евангелия. 2001. 22 (324). С. 12.

http://pravenc.ru/text/165019.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010