Кроме этого внутреннего сходства между брошюрами и «Русским рабочим» замечается еще и внешнее, а именно как между брошюрами анти–православного направления попадались брошюры вполне православные (таковы, напр., выбранные из сочинений Тихона епископа воронежского), то же самое находим и в журнале «Русский рабочий». И здесь во многих его номерах можно читать статейки, заимствованные не только из сочинений св. Тихона воронежского («Вечеря» 10, 1885 г.; «Зеркало» 8, 1883 г.; «Горе» 11, 1884 г.; «Иди за мной» 6, 1883 г.; «Переселенец» 12, 1883 г.; «Вода мимотекущая» 1883 г., 5; «Завтра прииду» 9, 1883 г. и др.), но и из сочинений Ефрема Сирина 1, 1883 г. – «Падшим грешникам одна надежда – Распятый»), Иоанна Златоустог о («Грешник – живой мертвец» 1884 г., 1), Евсевия архиепископа могилевского («Об истинном Богопознании» 1886 года, 2) и др. Такое сходство и по внутреннему содержанию, и по внешнему складу, и строй между брошюрами, и статьями «Русского рабочего» очевидно, говорит за то, что как члены «Общества поощрения духовно–нравственного чтения», так и издатель журнала находились в тесном единении между собой, и что, следовательно, они преследовали одну и ту же цель при выпуске в свет своих произведений, а таковой целью – было, конечно, распространение пашковского вероучение среди русского народа. И так как во главе всех этих лиц стоял полковник Пашков, то, очевидно, ему и надо приписать наиболее деятельное участие по изданию брошюр и журнала; ему, поэтому более других следует приписать и тот успех, какой получила пашковская секта в Петербурге в конце семидесятых годов. Не ограничиваясь литературными трудами к распространению своей секты, пашковцы употребляли еще и материальные средства для той же цели; более других не стеснялся работать и на этом поприще сам Пашков. Так, он открыл в Петербурге, на Выборгской стороне дешевую народную столовую, куда сходилось весьма много чернорабочего люда, и где пропагандистами секты являлись прислуживавшие в столовой девушки. Они обыкновенно подсаживались к обедавшим, и, обращаясь к последним с вопросом: «уверовал ли ты во Христа?» «Уверуйте, и вы тотчас почувствуете пришествие в себе Христа и спасение», – начинали знакомить посетителя с характером своего учения и в конце концов убеждали их присоединиться к секте 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

Он не знал, как поступить, дабы в этом добром деле не потерпеть ему неприятностей со стороны давно «известных противников и недоброжелателей Православия», свои опасения он подтверждал рассказом об аресте А. Пябо. В архивах Рижской духовной консистории сохранились подробные сведения о дальнейшем распространении движения за переход в Православие. Уже 6 мая 1883 г. на имя архиепископа поступило прошение от 124 жителей Гапсальского уезда, которые указывали, что через причетника михаэлиской церкви Ивана Каска познакомились с Православием, просили присоединить их к православной вере, построить храм во имя святого князя Александра Невского и открыть церковноприходскую школу. Они сообщили, что в их местности еще более 500 человек имеют твердое намерение присоединиться к Православию. Такое же прошение 1 мая 1883 г. было подано на имя эстляндского губернатора Поливанова с жалобами на леальского гакенрихтера Курселя, киркеншпильрихтера Грюнвальда и пастора Шпиндлера, препятствовавших переходу в Православие и угрожавших выгнать крестьян с арендуемых участков. Шестимесячный срок на обдумывание намерения присоединиться к Православию в это время был уже отменен, и архиепископ сделал распоряжения священнику Михаэлиского прихода Бежаницкому и священнику Аудернского прихода Дионисию Тамму (он же перновский благочинный) о порядке присоединения, с 15 мая 1883 г. присоединение началось в этих церквах, а 16 и 17 мая – в Леали, в школьном доме. Вместе с крестьянами в этом местечке принимал Православие местный ремесленный и торговый люд – всего 254 человека. Сразу были приняты меры по подысканию помещения для школьно-молитвенного дома, новоприсоединившимся было роздано около 500 экземпляров православных церковных книг на эстонском языке. Присоединение к Православию продолжалось все лето и осень, распространилось на окрестные волости и деревни: Мыйзекюла, Мецкюла, имение Вердер, местечко Метсапу, Поансе, Мацалу, деревню Коэру и Пийо. Всего к концу 1883 г. священниками Таммом и Бежаницким, как следует из рапорта от 9 января 1884 г., было присоединено к Православию 2062 человека, а в северной части уезда, в Мяэмыйза, Уймыйза, Вяйке-Ляхтра, священник Полетаев окрестил 404 человека, в августе в Леали, а в конце 1883 г. в имении Вердер были открыты новые приходы. Таким образом, в 1883 г. в Эстляндии приняли Православие 2469 лютеран и к концу года было еще более 500 записавшихся или выразивших желание перейти в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1882 г. 1 . – Материалы: 1. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона . 2. Список с настольной грамоты патриарху Московскому Никону. Христианское Чтение (журнал, издаваемый С.-Петербургской духовной Академией), 1882 г., кн. 7–8. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–34) напечатано было 20 экземпляров. Получено гонорара ок. 63 рублей. 2 . – Собрание патриархом Никоном книг с востока. (Подписана: май 1882 г.). Там же кн. 9–10. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–51) напечатано было 30 экземпляров. Получено гонорара ок. 93 рублей. 1883 г. 3 . – Материалы для истории Русской церкви. (1. Резолюция Филарета митрополита Московского, последовавшая 2 февраля 1865 г. на докладе учрежденного собора Троице-Сергиевой Лавры об исправлении дома митр. Платона в Вифании и о прощении Вифанскому монастырю долга в 5000 рублей. – 2. Письмо иеромонаха Евграфа к Платону митрополиту Московскому). Христианское Чтение 1883 г., кн. 1–2, стр. 282–284. Отдельных оттисков не было. За эти материалы вместо гонорара были сделаны оттиски статей: 1) Чина п. Никона и 2) Собрания им книг с востока (см. выше 1 и 2). 4 . – Указатель ко всем периодическим изданиям (Императорского) Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете за 68 лет. 1815–1883 гг. Москва, 1883 г., типография Е. И. Погодиной, стр. 1–197+I–II. Был предложен для издания Обществу, но не принят. Напечатано было 600 экз. Уплачено было за печатание 166 рублей, за брошюровку 8 руб., за бумагу 37 руб. 80 коп. Отзывы: 1) Исторический Вестник 1884 г. февраль, стр. 431–433. К. Н. В. (Карнович). – 2) Журнал Учебного Комитета при Свят. Синоде от 6 декабря 1885 г. 480 (напечатан в Церковном Вестнике за 1886 г., 8, часть официальная. Указатель одобрен был для фундаментальных библиотек духовных семинарий). – 3) Библиограф 1885 г. сентябрь. – Я. – 5 . – «Статейный список» и «Прения с греками о вере» Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова . Христианское Чтение 1883 г., 11–12. Отдельные оттиски (в количестве 90 экземпляров), Спб. 1883 г. (стр. 1–69), с сорочкой (напечатанной в Москве): Старца Арсения Суханова «Статейный список» и «Прения с греками о вере». С предисловием, примечаниями и приложениями С. А. Б–ва). Получено гонорара 89 руб. 3 коп. 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Прося разрешить напечатание сих служб и акафистов, преосвященный Тихон ходатайствует пред Святейшим Синодом о соизволении Святейшего Синода торжественно отпраздновать Почаевской Успенской Лавре 13 октября 1883 года пятидесятилетний юбилей ее со времени возведения из простой обители на степень лавры. Святейший Синод 17 марта 1883 года за 524 постановил: «Препроводить рукописи при указе в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет для рассмотрения». 20 марта 1883 года за 542 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет доносил Синоду: «Рассмотрев рукописи, архимандрит Арсений донес комитету, что в них оказались некоторые неточности догматического свойства, неправильные применения изречений Священного Писания к почаевским событиям, неточность выражений и погрешности в словосочетании, иногда зависевшие, может быть, от переписчика, и что все таковые места по возможности им исправлены». Комитет духовной цензуры полагал, что означенные рукописи со сделанными в них цензором архимандритом Арсением исправлениями могут быть одобрены к напечатанию. Синод 27 июля/14 августа 1883 года за 1372 определил: «Службы и акафисты разрешить к печати, но не иначе, как со сделанными в них цензором архимандритом Арсением исправлениями и 2) уведомить указом Преосвященного Волынского, что Св. Синод одобряет представленный Преосвященным проект программы празднования 13 октября 1883 года пятидесятилетнего юбилея Почаевской Лавры со дня включения ее в число православных российских лавр». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 17 августа 1883 года за 2536 228 . 73 Акафист св. Алексию, человеку Божию 5 июля 1881 года Московскому духовно-цензурному комитету было сдано от высокопреосвященного Макария, митрополита Московского, прошение настоятельницы Московского Алексеевского монастыря игумений Антонии о разрешении напечатать рукопись «Акафист святому Алексию, человеку Божию» с резолюцией митрополита: «3 июля 1881 года предлагаю цензурному комитету рассмотреть этот акафист и о достоинствах его дать свой отзыв».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Никанор Бровкович 1876–1883. Дионисий Хитров 1883–1896. Иустин Полянский 1896–1900. Антоний Храповицкий 1900–1902. Климент Верниковский 1902–1903. Христофор Смирнов 1908–1908. Нафанаил Троицкий 1908. Финляндская 59 Кафедра в Выборге Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892–1898. Николай Налимов 1899–1905. Сергий Страгородский 1905. Харьковская, учр. в 1799 г. Кафедра в Харькове Епископы Слободско-Украинские и Харьковские (до 1836 г.): Христофор Сулима 1799–1813. Аполлос Терешкевич 1813–1817. Павел Саббатовский 1817–1826. Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832. Иннокентий Александров 1832–1835. Епископы и Архиепископы Харьковские и Ахтырские (с 1836): Мелетий Леонтович 1835–1840. Архп. Смарагд Крыжановкий 1840–1841. Архп. Иннокентий Борисов 1842–1848. Архи. с 1845. Елпидифор Бенедиктов 1848. Филарет Гумилевский 1848–1859. Архп. с 1857. Макарий Булгаков 1850–1868. Архп. с 1862. Нектарий Надеждин 1869–1874. Архп. Савва Тихомиров 1874–1879. Иустин Охотин 1879–1882. Амвросий Ключарев 1882–1901. Архп. с 1886. Флавиан Городецкий 1901–1903. Архп. Арсений Брянцев 1903. Архп. Сумское викариатство, учр. в 1866 г. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872. Вениамин Платонов 1872–1883. Геннадий Левицкий 1883–1886. Петр Лосев 1887–1889. Владимир Шимкович 1890–1892. Иоанн Кратиров 1893–1895. Петр Другов 1895–1899. Иннокентий Беляев 1899–1901. Стефан Архангельский 1902–1904. Алексий Дородницын 1904–1905. Евгений Бережков 1905–1909. Василий Богоявленский 1909–1911. Феодор Лебедев 1911. Херсонская, учр. в 1837 г. Кафедра в Одессе Архиепископы Херсонские и Таврические (до 1859 г.): Гавриил Розанов 1837–1848. Иннокентий Борисов 1848–1857. Херсонские и Одесские (с 1859 г.): Димитрий Муретов 1857–1874. Леонтий Лебединский 1874–1875. Иоанникий Горский 1875–1877. Платон Городецкий 1877–1882. Димитрий Муретов (вторично) 1882–1883. Никанор Бровкович 1883–1890. Еп. до 1886. Сергий Ляпидевский 1891–1893. Иустин Охотин 1893–1905. Димитрий Ковальницкий 1905. Новомиргородское викариатство. учр. в 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Из живого текста уникального церковно-исторического источника ясно видно, что решения, и особенно единодушные по вопросу экуменического движения, на Совещании были приняты соборно, а проблемы если и были, то только внутри делегации Болгарской Православной Церкви, архиереи которой решали их между собой и с правительством своей страны. На Московском Совещании Глав и представителей Православных Церквей 1948 г. были решены не только насущные богословские и канонические, но, в условиях «холодной войны», и геополитические вопросы. «Положение о наградах Русской Православной Церкви», принятое на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 г., говорит, что орден святого равноапостольного князя Владимира был учрежден в 1957 году в память 40-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви [lxxx] . Однако торжества 40-летия восстановления патриаршества в РПЦ проходили не в ноябре 1947 г., а в мае 1958 года.   Вопрос о награде РПЦ Патриарх Алексий I  повторно возбудил в своем обращении в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР в апреле 1958 года. Он писал Г.Г.Карпову: «22 апреля 1958 г… Прошу Совет возбудить ходатайство перед Правительством об утверждении нагрудного знака Русской православной церкви в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира и препровождаю при этом Статут и рисунки знака» [lxxxi] . Председатель Совета по делам РПЦ, вновь получив ходатайство Патриарха об учреждении нагрудного знака, счел «целесообразным» поставить этот вопрос перед вышестоящей инстанцией исходя из политических соображений, если рассматривать государственные интересы в смысле престижа Русской Церкви заграницей, а также принимая во внимание усиливавшийся обмен делегациями. 14 мая 1958 г. Совет по делам РПЦ обратился в ЦК КПСС с ходатайством о разрешении Московской Патриархии учредить и изготовить нагрудный знак Русской Православной Церкви в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира четырех степеней для награждения им (с вручением специальной грамоты) отечественных и зарубежных церковных деятелей за многолетнее служение в духовном сане или за заслуги перед Церковью. Совет счел целесообразным дать согласие Московской Патриархии, мотивируя это тем, что ряд иностранных Автокефальных Православных Церквей имеют аналогичные нагрудные знаки.

http://bogoslov.ru/article/4642910

Протоиерей Всеволод Шпиллер, служивший в те годы в Москве, в храме Святителя Николая в Кузнецах, в одном из писем так отозвался об этом постановлении: «В Церкви предстоят большие перемены и трудные материальные перемены. Свечи не будут отпускаться по ценам, существовавшим до сих пор. Это грозит катастрофой — новая форма нажима, самая верная, самая результативная» . В качестве ответа на вопрос, какую же цель преследовало государство в этом административном преобразовании, приведём рапорт на имя Святейшего, поданный епископом Ивановским и Кинешемским Романом (Тангом), в котором он пишет, что данное постановление Совета министров от 16 октября 1958 года, которое было им получено лишь 12 ноября «поставило вверенную Ивановскую Епархию в безысходное положение... ФИНОТДЕЛ требует уплаты подоходного налога в размере 3.088.351 руб. 80 коп., тогда как в завод не поступало сумм, с которых можно было бы уплатить такую сумму» . Особая сложность заключалась не столько в огромном налоге на производство свечей, сколько в том, что постановление объявили лишь 12 ноября 1958 года, тогда как финотделы рассчитывали налог с 1 октября 1958 года. В связи с этим епископ Роман в рапорте патриарху Алексию I просил ходатайствовать перед советом, чтобы налог взыскивался бы в епархии с того времени, когда объявили постановление, то есть с 12 ноября 1958 года, или же выдать Ивановской епархии определённую ссуду на погашение налога . Известен ответ на просьбу изменить сроки вычисления налога, который был дан П. Г. Чередняком архиепископу Макарию, ведущему хозяйственное управление Московской Патриархии, и его заместителю Д. Остапову. Патриарх на этой встрече не присутствовал в связи с болезнью. П. Г. Чередняк объявил, что «правительство изменять постановление о подоходном налоге на производство церковных свечей не будет… Налог по новым нормам нужно платить с первого октября с.г.» . Из вышеприведённых сведений очевидно, что истинная цель этого мероприятия заключалась не в ликвидации частично имевшихся нарушений, а в подрыве «материальной базы» Русской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6174834

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf II ГЛАВА. ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В СССР В 1958–1964 гг.: РОЛЬ в них ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. После Великой Отечественной войны положение Церкви в государстве и обществе начало стабилизироваться. Открываются, новые храмы, духовные школы, выходит «Журнал Московской Патриархии». Но, в конце 1950-х начинаются новые гонения на Церковь . Времена хрущевской оттепели обернулись для представителей различных конфессий, в первую очередь, Русской Православной Церкви лютым морозом. Спокойные отношения с Церковью преподносились, как Сталинское наследие, которое следует ликвидировать, хотя именно религиозные организации особенно пострадали от проводимых репрессий. Нагнетание антирелигиозных настроений к концу 1950-х годов в партийных и комсомольских верхах делало почти неизбежной войну с религией 184 . Гонения начались в 1958 году. 4 октября 1958 года ЦК принял секретное постановление «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на религиозные пережитки советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин 185 . В 1960 году власть Хрущева была настолько прочна, что он смог начать проведение массовых антицерковных мероприятий, в результате которых Русская Церковь в период с 1959 по 1964 год потеряла около двух третей своего организационного состава 186 . В самом начале этих гонений советские органы власти старались осуществить закрытие монастырей и храмов, используя давление на Патриархию. Они прилагали все силы к тому, чтобы убрать из Патриархии тех церковных лидеров, которые открыто таким гонениям противостояли 187 . Из Совета по делам РПЦ с конца 1950 годов также начали постепенно «убирать» всех сотрудников с сочувствием относившихся к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником». Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 26 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту. 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 605–607. 3 См.: Устав. М., 1610. Л. 65; Устав. М., 1634. Л. 207 об.; Устав. М., 1641. Л. 973; Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 70. 4 Ср.: Розанов Н. , прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… М., 1901. С. 140; Богослужебные указания [на 1949–1957 год] для священно-церковнослужителей. М., 1948–1956. 5 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 77; Настольная книга священнослужителя. М., 2001 р . Т. 4. С. 539. 6 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается. 7 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 173–174. 8 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176–177. Сначала читаются паримии: «Вниде Моисей…» и «Господь созда мя…», а затем: «Изыде Иаков…», «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго…» и «Премудрость созда Себе дом…». О порядке чтения пяти паримий праздника Благовещения ср.: Минея-Март, «Потреба есть ведати, яко аще случится Благовещение в которую субботу поста» (с. 176).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Обе иконки – и первоначального, и «Тутаевского» извода – в рамке и под стеклом – и сияют красотой небесной в моей комнатке, над моею койкой и письменным столом. Позавчера получен мною 10 (за 1957 г.) «ЖМП». Здесь пребывающие русские люди порадовались вместе со мною тому, что владыка митрополит Елевферий – в Александро Невской Лавре и что освящен Свято-Троицкий ее собор. Получено ли Вами, владыка святый, мое письмо от 10 января н. ст.? Петр Александрович страшно томится без «богослужебных указаний» на 1958 г. Они нужны ему для соблюдения устава. А я томлюсь без «Православного календаря» на 1958 г. Если это возможно, пожалуйста, помогите нам. Я знаю, владыка святый, что вопросы родной нашей истории для Вас небезразличны. Поэтому позволяю себе направить Вам копию моего письма другу моему – историку (на 20 лет моложе меня 513 ), – в надежде, что одна-две мысли мои будут для Вас небезынтересны. Мысли мои выражены по возможности в терминах «века сего». Мысли мои идут и дальше: «воспитание к подвигу» продолжается и сейчас. И продолжится, по упованию моему. Очень, очень надеюсь получить от Вас весточку. Все мои шлют Вам свои почтительные приветы. Испрашивая Ваших святых молитв, остаюсь недостойный духовный сын Ваш П. Савицкий. Д. 29. Л. 126–126 об. Подлинник. Автограф. 24. 12 февраля 1958 г. Прага, 12 февраля н. ст. 30 января 1958 г. Трех святителей Ваше Преосвященство, владыка святый, дорогой наставник и друг, только что я беседовал с о. Михаилом Васнецовым. Он как-то тяжел на подъем по части писем. Он просил меня передать Вам, что ему никак не удается собрать достаточно полные данные о чешских святых и что этим объясняется его молчание. О. Михаил испрашивает Вашего благословения и просит молитв. Когда будете у Троице-Сергия, познакомьтесь, пожалуйста, с прибывшим туда из Алма Аты – как будто на постоянное пребывание – о[тцом] архим[андритом] Исаакием (Виноградовым) 514 . О. Исаакий – мой соратник по православной миссии в Праге в трудные годы. Он Вам расскажет. Если возможно, отпишите мне, в каком духовном предстоянии Вы найдете о. Исаакия.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010