— Улица Атарбекова Георгий Александрович Атарбеков (настоящая фамилия Атарбекян) (1892 – 1925), советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1908 г. Председатель ЧК в Астрахани, затем начальник Особого отдела и председатель трибунала на Южном фронте, уполномоченный ВЧК по Кубано-Черноморской области, уполномоченный ВЧК в Баку. Его жестокость и размах карательных мер по отношению к местному населению имели такой размах, что Атарбеков был отстранен от дел. Однако заступничество Сталина и Орджоникидзе спасло  его от суда, после чего он даже был повышен – занял должность председателя Ревкома северных районов Армении. Погиб в авиакатастрофе. — Халтуринская улица Степан Николаевич Халтурин (1856 – 1882) — российский политический деятель, известный террорист, один из первых русских рабочих-революционеров. Организатор «Северного союза русских рабочих», после разгрома которого пришел к идее индивидуального террора. Разработал и осуществил неудавшееся покушение на царя Александра II в Зимнем дворце, в результате которого погибли или были ранены более 50 человек. После покушения вошел в исполком террористической организации «Народная воля». Участвовал в убийстве жандармского генерал-майора Стрельникова, был арестован на месте преступления и приговорен к повешению. Санкт-Петербург   — Свердловская набережная Яков Михайлович Свердлов (1885 — 1919) — российский политический и государственный деятель, революционер, большевик. Председатель ВЦИК в ноябре 1917 — марте 1919 гг. С января 1918 г. — председатель Комитета революционной обороны Петрограда. Подписал директиву Оргбюро ЦК РКП(б), предписывавшую жесткие карательные меры при подавлении казацких восстаний. Им же подписано обращение ВЦИК «О превращении советской республики в единый военный лагерь», дополненное «Постановлением о красном терроре», объявившем в стране массовый красный террор. В настоящее время доказано участие Свердлова в разгоне Учредительного собрания 1918 г. и в организации расстрела царской семьи. Скончался в 1919 г. от болезни.

http://pravmir.ru/pereimenovyvat-ili-net...

Речь не шла о новом переводе Библии, мы изменили только несколько устаревших выражений. Отдельные главы разделили подзаголовками соответственно изданиям Библии на других языках и дополнили ее многими ссылками на параллельные места. Особенно важные стихи набрали жирным шрифтом. Кроме того. Библия была снабжена объяснительными примечаниями и цветными географическими картами. В ходе этой работы мы пользовались советами наших русских друзей, миссионеров, проповедников, священников и учеников Библейской школы... Мы оставили старую орфографию за исключением буквы ъ, изъяв которую мы получили возможность уменьшить объем книги приблизительно на 70 страниц. Новая русская Библия вышла за два месяца до начала Второй мировой войны. 4000 экземпляров успели разойтись за весьма короткое время в самом начале войны. Остальные 6000 экземпляров были уничтожены гестапо. У меня сохранились документы, свидетельствующие об этом». В финансировании этого дорогостоящего издания большое участие приняли христиане многих стран, в особенности Голландии и Швейцарии. Среди помогавших был также брат шведского короля принц Оскар Бернадот. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года наступлением немецкой армии на Польшу. В 1926 году под руководством Ивана Степановича Проханова, организатора евангельского христианского движения в России, в Ленинграде была издана Библия ( каноническая ), за основу которой было взято издание 1882 года. Это было 1-е издание Библии после реформы русского языка 1917 года, которое очень быстро разошлось, поэтому в 1928 году вышло 2-е издание Библии . После этого Библия в Советском Союзе издавалась ограниченным тиражом под строгим контролем государственных органов. В 1947 году Американское Библейское Общество (American Bible Society) печатает каноническую Библию, в основу которой берет 1-е издание Проханова. В издании 1947 года набор был сделан в две колонки с параллельными местами посередине, именно такое расположение текста стало основным в изданиях Библии евангельских верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkaj...

В. Ф. Эрн//Философия в России XIX – начала ХХ в.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991; Он же. К вопросу о критике «ratio» В. Ф. Э.//Философия и культура в России: методолог, проблемы. М., 1992; Поляков Л. В. Учение В. Эрна о русской философии//Религиозно-идеалистическая философия в России XIX – начала XX века. М., 1989; Флоренский П. А. Памяти Владимира Францевича Эрна//Там же; Шеррер Ю. Неославянофильство и германофобия: Владимир Францевич Эрн//Вопросы философии. 1989. Staeglich D. Vladimir F. Ern (1882–1917). Sein philosophisches und publizistisches Werk. Bonn, 1967. Без православной веры наружными добрыми делами спастись нельзя 1078 Во святом Евангелии Спаситель, оберегая учеников Своих от соблазнов, объявляет им: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). Мы живём в смутное, многомятежное время. Странным образом в одном и том же человеке соединяются самые противоположные свойства. Иной, даже православный христианин, по наружности благочестив, а позволяет себе между тем такие дела, о которых, по Апостолу, «срамно говорить» ( Еф. 5:12 ). Жизнь в этом отношении поразительно разнообразна и богата примерами. Между нами есть много христиан, которые без молитвы не начнут никакого дела. Они молятся утром и вечером, ставят много свечей перед иконами, блюдут посты... Однако последите за этими людьми пристальней и беспристрастней; проникните в тайники их сердца. Возможно, что вы заметите тогда многое, достойное плача. Случается, что те люди, которые любят привычно молиться, и по наружности благочестивы, – в то же время отличаются чревоугодием и сладострастием. Бывает, что человек часто повторяет слова: «Господи помилуй!», – а не стыдится между тем сквернословить... Вот в чём горе наше, – горе русское, православное! Измалодушествовались мы. Обмельчали духом, и все благочестие своё очень нередко сводим к одной церковной обрядности. Оттого пороками покрылась совесть наша; оттого смрад греховный исходит от всех дел наших.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

—48— ров, материальных условий хозяйственного труда. В понятие производительных сил входит не все то, что так или иначе влияет на хозяйство, но лишь часть этого более широкого понятия, именно вещественные, материальные условия этого хозяйства. Именно поэтому Энгельс имел полное право назвать данную теорию материалистическим пониманием истории“. Исторический материализм есть монистическая теория общества, и, именно, материалистическая: моно-материалистическая теория социально-исторической жизни. В ней все явления социально-исторической жизни объясняются из одного – материального начала. О материалистической основе социально-исторического развития и духовной жизни человечества Маркс учил не первый. И не то разумеем, что Маркс во многом обязан своему ближайшему предшественнику С. Симону: были иные попытки материалистического истолкования истории Дж. Вико (Prineipii di ипа seienza nuova d " intorno alle commune nature delle nazioni 1725), которого Маркс вспоминает в Капитале, Монтескье (De Vesprit des loh 1749) и Гердер (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit 1784–1787) высказывали мысль o зависимости духовной истории человечества от физико-географических условий существования. Нужно назвать некоторые из ранних статей Канта (Ideen zu einer allgemeinen Geschichte in welthnrgerlicher Absicht 1784, Rezensionen von I. G. Herders Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit 1785, Mutniasslicher Anfang der Mensehengcschiehte 1786, Ueher den Geb­rauch teleologischer Prinzipien in der Philosophie 1788), a более всего – сочинение Бокля history of civilisation in England 1857, в котором человеческая история объясняется влияниями климата, пищи, почвы и впечатлений природы. Позднее на этот путь объяснения социально-исторической жизни стал Ратцель (Anthropogeographie oder Grundzuge der Anwendung der Erdkunde auf die Geschichte 1882–1891). Столь же и даже еще более решительно отвергая историческую роль идеологических факторов, Маркс, в отличие к несомненной выгоде своей теории – от этих представителей материалистического воззрения на историю, ставит историческое развитие в зависимость не непосредственно от физика-географических условий жизни, а от посредствующей между

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—48— мии A. А. Спасским и состоящий в том, что „книга эта или, лучше сказать, книжища (1053 стр.) писалась Ив. Н-чем в течение нескольких лет и по обилию собранного в ней материала является единственною в нашей литературе о Филарете“ 95 , нужно сказать, что и это биографическое сочинение о м. Филарете, как вышедшее более уже двадцати лет тому назад, также не может вполне удовлетворить нас в настоящее время, потому что с тех пор, как известно, обнародовано много других произведений покойного Святителя и появилось много других воспоминаний о нем и характеристик его личности. Тем более это сочинение не может претендовать на полноту биографических сведений о нем, что написано было только по проповедям его и имело в виду деятельность его, как Архипастыря Московской Церкви. Конечно, нужно заметить здесь, мы не задаемся сейчас целью представить всю литературу о Филарете в хронологическом порядке и в более или менее полном виде. Это невозможно сделать потому уже, что она слишком велика и обширна. Да в этом, собственно говоря, и нет надобности никакой. Озаглавив свой реферат: „Величие м. Филарета в богословской науке“, мы будем касаться и указывать здесь только на те сочинения, которые имеют то или иное отношение к науке, а не сочинения о Филарете популярного характера. Толчком для появления в свете разного рода литературы о м. Филарете, и строго научной, и литературно-популярной, послужили, как известно, юбилейные даты, отмеченные за этот пятидесятилетний, протекший со дня кончины его, период времени. Таковыми юбилейными датами нужно считать, прежде всего, столетний юбилей со дня рождения м. Филарета, исполнившийся 26 декабря 1882 года и праздновавшийся у нас в Москве 9-е января 1883 года. Затем, двадцатипятилетие и сорокалетие со дня кончины его, 19-ое ноября 1892 г. и 19 ноября 1907 г. Особенно торжественно и знаменательно отмечена была первая юбилейная дата, т. е., столетие со дня рождения м. Филарета. 9-ое —49— января 1883 года – день празднования упомянутого события, без сомнения, произвел сильное впечатление на наше общество и оставил после себя глубокий след на нем. Кроме того, что он напомнил ему о жизни и деяниях почившего Архипастыря, он породил в нем сильный интерес к этой, поистине, великой личности Святителя, ставший с этих именно пор быстро пробуждаться и расти в сознании нашего общества. Плодом этого интереса, пробужденного под влиянием события 9 января 1883 года, было появление в нашей литературе нескольких научных статей, посвященных памяти м. Филарета. О последнем разом и дружно заговорили все органы печати, как духовные, так и светские.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ко второму разделу относятся работы о литургических традициях Римско-Католической Церкви, продолжившие труды профессоров А. Л. Катанского и Е. И. Ловягина . Это сочинения: «Сравнительные достоинства православного и католического богослужения (с археологической и литургической точки зрения)» (1886), «Сравнение православной литургии с римско-католической» (1893), «История чина причащения в Восточной и Западной Церкви» (1900), «Богослужение Галликанской Церкви» (1911) 56 . В третий раздел входят работы, написанные в связи с принятием Римско-Католической Церковью на I Ватиканском соборе 1870 г. нового догмата о непогрешимости папы Римского. Авторы этих работ подвергли критическому анализу правомерность принятия названного догмата, ставшего еще одним препятствием на пути к достижению вероисповедного единства Восточной и Западных Церквей. К этой теме относятся сочинения: «Разбор учения Ватиканского собора о непогрешимости папы» (1882), «Критика догматических определений Ватиканского собора 1870 года» (1895), а также «Значение Рима и его преданий в истории развития папской власти» (1893) и «Содействие духовенства развитию папской власти в первом периоде отдельной истории Западной Церкви» (1893). Следует также отметить, что в ноябре 1890 г. доцент по кафедре патристики СПбДА Т. А. Налимов защитил представленное им на соискание степени магистра богословия сочинение «Вопрос о папской власти на Констанцском соборе» 57 . Особое место в научных исследованиях профессоров и студентов СПбДА по римо-католичеству по-прежнему занимали работы о попытках сближения Римско-Католической и Православных Церквей в прошлом. Продолжая труды, начатые профессором А. Л. Катанским , приват-доцент СПбДА А. Садов написал сочинение «Виссарион Никейский. Его деятельность на Ферраро-Флорентийском соборе, богословские сочинения и значение в истории гуманизма» (в 1883 г. вышло отдельным изданием – СПб., 1883) и был удостоен за него ученой степени магистра богословия 58 . На страницах еще одного печатного органа СПбДА – журнала «Странник» – также помещались статьи, относящиеся к данной проблеме. Таково, например, исследование Ф. Д. Делекторского «Флорентийская уния и вопрос о соединении Церквей в древней Руси» 59 . Той же теме были посвящены и некоторые кандидатские сочинения выпускников СПбДА, как, например, «Критический разбор попыток к соединению Церквей на Лионском и Ферраро-Флорентийском соборах» (1881), «Попытки к соединению Восточной и Западной Церквей в XII и XIII вв. Исторический очерк» (1914), «Попытки к соединению Восточной и Западной Церквей в XIV и XV столетиях. Исторический очерк» (1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

95 Организаторами Русского хорового общества явились дирижер К. К. Альбрехт и любитель хорового пения И. П. Попов. В 1877 году они собрали небольшой мужской хор и разработали устав будущего общества, которое с 1878 по 1917 год играло заметную роль в распространении светского хорового пения а cappella в Москве. 96 Известный в Москве церковный хор Н. А. Смирнова в ноябре 1882 года вместе с дирижером В. Войденовым вошел в состав РХО уже в качестве духовной певческой капеллы. Совет старшин общества хотел назначить руководителем капеллы Войденова, но певчие потребовали Орлова, который был приглашен и оставался на этом посту до весны 1886 года. Работа Орлова дала замечательные результаты, однако тяжелое материальное положение капеллы не позволило ей широко развернуться. Последним дирижером этого коллектива стал Ф. А. Иванов (1886–1888). 97 Спевки Русского хорового общества (исполнительные собрания) проводились в стенах консерватории, все имущество и библиотека РХО находились там же. Дирижерами РХО после Альбрехта состояли профессоры и директоры Московской консерватории Аренский, Сафонов и Ипполитов-Иванов. В 1886–1887 годах Чайковский уделял большое внимание деятельности РХО и певческой капеллы, которую в 1885 году отделили от общества и содержали на пожертвования частных лиц. 99 Из двух претендентов – Н. И. Соколов и В. С. Орлов – предпочтение было отдано второму как даровитому и многообещающему регенту. Узнав из письма Орлова об освобождающемся месте регента Синодального хора и о желании Орлова занять это место, Чайковский 26 февраля 1886 года, опережая естественный ход событий, обратился к обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву с предложением кандидатуры Орлова, а 27 февраля написал крайне важное письмо московскому начальнику Синодального хора А. Н. Шишкову: «Ваше превосходительство милостивый государь Андрей Николаевич! В ответ на почтеннейшее письмо ваше позвольте прежде всего поблагодарить вас за лестное обращение ваше ко мне. Значение, которое вы придаете моему отзыву в таком важном вопросе, радует меня в высшей степени, так как я живейшим образом сочувствую процветанию нашей церковной музыки и знаю, что содействуя по мере сил к назначению В. С. Орлова старшим регентом при Синодальном хоре, оказываю тем самым услугу делу, которому предан всей душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Именно в этом заключается «религиозный соблазн социализма», который испытал сам Булгаков. И он отвечает на свой собственный вопрос: Итак, вот о чем шла речь в этом бездонно глубоком по значению разговоре в пустыне в первой его части: что надо положить в основу спасения человечества и заботы о нем: надо ли немедленно освободить его от хозяйственного пленения превращением камней в хлебы, или же оставить до времени нетронутой стихию мира и всю силу борьбы за спасение перенести в человеческое сердце! Бороться со злом мира сего средствами этого же мира… значило бы признать его всепобедную мощь. [Но Спаситель пришел, чтобы] мир этот в данномсостоянии должен быть разрушен, перейдя в иную плоскость бытия . Таким образом, апокалиптическое (эсхатологическое) видение Булгакова расширилось, чтобы включить не только государство, но и мир (страдающий) в целом. Это видение освободило его от искушения. Рожденный в семье священника, «чьи предки, по крайней мере, на протяжении пяти поколений, были в священном сане» , Булгаков ушел достаточно далеко по пути «возвращения к почве», чтобы быть в состоянии сказать, умирая в Париже: «Родина есть священная тайна каждого человека, так же, как и его рождение… Это не только страна, где мы «впервые вкусили сладость бытия», это — гораздо большее и высшее: это страна, где нам открылось небо, где нам виделось видение лестницы Иаковлей, соединяющей небо и землю» . Перевод – Анна Рогожина Первый проект этой статьи был представлен на семинаре, проведенном в Свято-Владимирской православной духовной семинарии профессором Димитрием Поспеловским, которому автор выражает здесь свою благодарность. Отец Павел Александрович Флоренский (1882–1937) изучал математику и физику в Московском университете, где он также посещал лекции по философии. С 1904 по 1908 гг. учился в Московской духовной академии. В 1911 году стал священником. Стал профессором Московской духовной академии, а с 1911 по 1917 был также редактором журнала Академии Богословский вестник. Сослан в Нижний Новгород в 1929 году. По возвращении работал в Москве в качестве физика в Физическом институте. В 1933 году сослан снова, сначала в Сибирь, затем на Соловки, где он был расстрелян 8 декабря 1937 г.

http://bogoslov.ru/article/4384403

Приведенные слова П. А. Флоренского находятся в другом, самом интересном и значительном произведении сборника – «Челобитной на черного дьякона Трифона», о которой я говорю более подробно в связи с иеродиаконом Вассианом (Пятницким). «Тайная история Академии» была издана, по-видимому, крайне ограниченным тиражом, и если имелась в академической библиотеке, то на руки студентам не выдавалась, и я о ней ничего не знал приблизительно до 1925 г., когда получил ее от С. С. Глаголева , уже не в качестве ученика, а сослуживца по школе. Не менее любопытно Я то, что название «Academiae Historia Arcana» встречается в «Воспоминаниях профессора М. Д. Муретова » (Богословский вестник. 191б. 10–12. С. 602) не как указание на определенную брошюру, а как своеобразный фольклорный эзотерический термин в применении к аналогичному сборнику фольклорного порядка, только рукописному, который существовал в 1873–1877 гг. и был тогда же вскоре сожжен. 217 О поездке футуристов к Флоренскому в 1916г. см.: Петровский Д. М. Воспоминания о Велимире Хлебникове. ЛЕФ. 1923. 1 (март). С. 145–147. 219 Существует ненайденная статья Флоренского «Абсолютизм и монархия», конспектом которой, как полагают комментаторы, являются тезисы «О цели и смысле прогресса» (1905) (Флоренский П. А. Сочинения: В 4-х т. М., 1994. С. 719–720). См. в заметке «Православие» (1923): «...Православие крепко и внутренне связано даже с политической историей – через самодержавие. Вера в царское самодержавие, мистическое к нему отношение, это один из непременных элементов православия» (Там же. С. 662). 220 Богословский вестник. 1916. 6–7. С. 538–539. Было издано отдельной брошюрой: Около Хомякова. Сергиев Посад, 1917. 221 Флоренский П. Вопль крови. Слово в неделю Крестопоклонную. Сказано в храме МДА за литургией 12 марта 1873 г. от смерти И[исуса] Хр[иста]. М., 1906. Издание М-на и Х-ва. Стоит обратить внимание не только на содержание проповеди, в которой Флоренский, тогда еще священник, обличает правительственный террор после подавления революции 1905 года и связанные с ним жестокие казни, но и на дату произнесения проповеди, отвлекавшую внимание цензуры от сиюминутных событий на нечто «прошлое» (1873 год!), хотя ее пересчет на действительное летосчисление от Рождества, а не от смерти Христа, с безусловностью указывает именно на 1906 г. Позволю себе привести еще несколько выдержек, дающих представление об этом замечательном документе христианского – и гражданского! сознания Флоренского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Помощь университета выражалась в уже упомянутой «языковой» поддержке академии в 1840-х гг., когда востоковедении в Казанском университете было уже достаточно развито, в привлечении университетских преподавателей – славистов, филологов – к преподаванию в КазДА в последующие годы. Была и обратная помощь: после перевода в 1854–1855 гг. «восточного разряда» из Казанского университета в Санкт-Петербург силами академических миссионерских отделений в Казани удалось сохранить востоковедение, а затем – в 1880-х гг. – возродить его в университете, причем используя помощь выпускника и бывшего профессора КазДА Н. И. Ильминского с. 31–86]. Начиная с 1860-х гг. профессора и выпускники КазДА преподавали в университете не только богословие, но и церковную историю, и церковное право. Кроме того, некоторые церковно-исторические, церковно-правовые, миссионерские вопросы разрабатывались совместными усилиями преподавателей академии и Корпорация КазДА на протяжении всего исторического пути (1842–1918 гг.) активно участвовала в процессе совершенствования самой концепции высшей духовной школы. Так, в 1867–1869 и 1881–1884 гг., при разработке новых Уставов духовных академий Конференция и Совет КазДА представлял свои проекты, представители академии работали в комиссиях по выработке итоговых официальных проектов (в 1868 г. – Н. П. Соколов, в 1881–1882 гг. – И. С. Бердников ) 30; 31]. В начале XX в., когда в духовных академиях началась новая эпопея по обсуждению модели высшей школы, наиболее адекватно отвечающей задачам научно-­богословского развития, КазДА также была в гуще событий. Преподавательская корпорация искренне желала создать условия для эффективного служения Церкви богословской наукой, хотя, конечно, на реализацию этого желания заметно влияла общая ситуация в России: борьба за «автономию» и увлечение профессоров церковно-политическими проблемами свидетельствовали об этом сложном смешении мотивов и идей. Тем не менее, итогом всех обсуждений было составление в 1917–1918 гг. проекта Нормального духовно-академического устава, в котором непосредственно участвовали ректор КазДА епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) , инспектор архимандрит Гурий (Степанов) , профессора академии протоиерей Николай Писарев, М.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010