Осенью 1834 г. Л. был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе, и вскоре оживилось его литературное творчество. После публикации «Хаджи Абрека» (1835), имевшей нек-рый успех, Л. решается самостоятельно выступить перед публикой. В 1835-1836 гг. Л. пишет и трижды безуспешно подает в драматическую цензуру стихотворную драму «Маскарад», дважды ее переделывая (3-я редакция под заглавием «Арбенин» в 5 действиях; 2-я, основная редакция «Маскарада» в 4 действиях, опубл. с искажениями в 1842, полностью - в 1873). Это единственная пьеса, к-рую сам Л. считал достойной сцены. Сатирическая картина нравов совр. общества, напоминающая о «Горе от ума» А. С. Грибоедова, здесь лишь обстановка для разыгрывающейся романтической «драмы страстей», в к-рой каждый образ и сюжетная коллизия имеют обобщенно-символическое значение. При этом жесткая нравственная оценка выносится самой личности, восстающей против миропорядка, что свидетельствует о кризисе романтического индивидуализма на пороге зрелого творчества Л. Впервые полностью поставленный на сцене в Малом театре в 1862 г., «Маскарад» остается единственной рус. романтической драмой в репертуаре отечественных театров, подвергаясь разным сценическим интерпретациям (так, В. Э. Мейерхольд в 1917 на сцене Александринского театра дал ей «мистико-символистскую» трактовку). В 1835-1836 гг. Л. сочиняет поэму «Боярин Орша» (опубл. в 1842), в к-рой действие отнесено ко временам царя Иоанна IV Васильевича Грозного и, в частности, изображается монастырский суд (правда, далекий от исторической реальности и напоминающий суд инквизиции в драме «Испанцы», с которой сюжетно поэма имеет некоторое сходство), и пишет сатирическую повесть в стихах «Сашка» (не окончена, опубл. в 1882), иронически названную «нравственной поэмой». Саркастическая и порой нарочито циничная манера повествования, подобная принятой Байроном в «Дон Жуане», у Л. в «Сашке» мотивируется не желанием поколебать какие-то устои, а неприятием совр. общества, к-рое видится ему абсолютно безнравственным. В 1836 г. (возможно, и в 1837) он работает над романом из светской жизни «Княгиня Лиговская» (не завершен, опубл. в 1882), главный герой к-рого уже носит фамилию Печорин. Все это, однако, при жизни Л. осталось в рукописях.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

223 Приведу первую (биографическую) часть цитированной статьи: « Флоренский Павел Александрович, математик, физик, богослов. Род. в 1882 г. Окончил Московский университет в 1904 г., где работал главным образом на математическом ф-те под руководством Н. В. Бугаева и изучал на историко-филологическом ф-те философию под руководством С.Н.Трубецкого и Л.М.Лопатина. В 1904г. поступил в Московскую Духовную академию и сосредоточился главным образом на философии и истории религий. В 1908 г. был избран на кафедру истории философии. В 1914 г. защитил магистерскую диссертацию «О духовной Истине» и в том же году принял сан священника, не занимая приходской должности. С 1919 г. начал работать в области техники; служит с этого времени в ВСНХ, сначала при заводе Карболит, а затем при Главэлектро, где занят вопросом об электрических полях и диэлектриках...» (Энциклопедический словарь Т-ва «Гранат». Т. 44. 1926). 224 Троцкий (Бронштейн) Лев (Лейба) Давидович (1879–1940) – политический деятель, один из лидеров коммунистического движения в России, организаторов Октябрьской революции, руководителей Красной Армии, в дальнейшем, оппонент сталинизма, публицист, литературный критик. Соч.: Сталин: В 2-х т. Ред. Ю. Фелтштинский. М., 1990; Литература и революция (1923). М., 1991; Моя жизнь: Опыт автобиографии. М., 1991; См. о нем: Дойчер Исаак. Троцкий в изгнании. М., 1991. 225 В биографической справке в кн.: Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства) (М., 1970) об авторе сказано: «Лев Федорович Жегин (Шехтель) родился в 1892 году в Москве, в семье известного архитектора Ф. О. Шехтеля. Учился живописи, сначала в студии К. Ф. Юона, а потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В кругу его близких знакомых были художники М. Ф. Ларионов, В. Н. Чекрыгин, поэт В. Маяковский, философ П. А. Флоренский, математик Н. Н. Лузин. Вместе с Чекрыгиным он оформлял, между прочим, первую книгу стихов Маяковского «Я», участвовал в различных художественных выставках («Мир искусства», 1917–1921; «Маковец», 1922–1924; Международная выставка в Венеции 1928–1930 гг. и др.); ряд его произведений хранится в Третьяковской галерее и других музеях. Одновременно вел педагогическую и художественно-оформительскую работу. Еще в 20-х гг. Л. Ф. Жегин увлекся исследованием перспективы и композиции древней живописи, в частности русской. Лишь в последние годы он стал публиковать результаты своих исследований в виде статей, которые вызвали интерес со стороны не только искусствоведов, но и представителей семиотики и кибернетики. Таким образом, данная книга – плод почти 40-летнего труда автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

189 Толосы – один из родов, входящих в племя телеутов. В современной литературе именуются тёлёсами. 194 Псальма – изначально песнопение, текст которого в стихотворной форме излагал содержание библейского псалма; псальма была разновидностью канта – песнопения на религиозную тему. Позже слово «псальма» стало равнозначно канту. Псальмы были широко распространены в России, на Украине и в Белоруссии начиная с XVII века. 195 Карчи – подмытые и вывороченные с корнями во время половодья, а потом затонувшие деревья. Намокшие сучья и корни сплетаются и перепутываются над водой и затрудняют плавание по реке. 197 Кастрен Матиас Александр (1813–1852) – финский языковед и этнограф, профессор Гельсингфорского университета. По поручению Петербургской Академии наук предпринял путешествия по Финляндии, Карелии, Архангельской губернии и Сибири. Выдающийся полевой исследователь уральских языков и народов. 198 Финш Отто (1839–1917) – немецкий путешественник, этнолог и орнитолог. В 1876 году в сопровождении орнитолога Брэма и графа Вальдбург-Цейль исследовал Восточную Сибирь. 199 Губернские статистические комитеты существовали с 1835 года и являлись органами государственной статистики в губерниях Российской империи. 200 См. «Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества». 1879. Кн. I; 1882. Кн. IV; 1884. Кн. IV. 202 Миддендорф Александр Федорович (1815–1894) – российский путешественник, географ и натуралист. В 1842–1845 годах по поручению Петербургской Академии наук обследовал Северную Сибирь и Дальний Восток; дал первое этнографическое описание некоторых сибирских народов. 205 Григоровский Николай Петрович (около 1830–1884) – этнограф, просветитель остяков. В 1867 году, занимая должность лесничего в Удмуртии, был обвинен в допущении самовольной порубки леса и выслан под надзор полиции в Нарымский край. Живя среди остяков, он выучил их язык и занялся образованием их детей, перевел на остяцкий язык молитвенник, Священную историю, краткие наставления в христианской жизни; Братство святителя Гурия поручило ему перевод на остяцкий язык Священного Писания. Миссионерская деятельность Григоровского была высоко оценена митрополитом Московским Иннокентием (Вениаминовым) . Еще больше Григоровский известен своими этнографическими исследованиями. В 1882 году именно ему Западно-Сибирский отдел русского географического общества поручил обследовать Васьюганский край. Составленные им описания быта и верований остяков до сих пор имеют большую научную ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

книг. После убийства Александра II и прихода к власти имп. Александра III (1881-1894) утвердилось представление о евреях как об «инородцах», вредных для страны. В апр.-июле 1881 г. по югу и юго-западу страны прокатилась волна погромов. 22 июня 1881 г. было опубликовано имп. предписание, в к-ром, констатируя «ненормальное отношение между коренным населением некоторых губерний и евреями», предписывалось создать в губерниях черты оседлости комиссии под председательством губернаторов из представителей местных сословий для изучения экономической деятельности евреев и определения тех ее аспектов, к-рые «имеют вредное влияние на быт коренного населения», а также для разработки мер по ослаблению этого влияния. Содержание этого предписания определило результаты работы комиссий, исходя из отчетов к-рых, комитет предложил провести ряд мероприятий, ограничивавших права евреев как инородцев. В мае 1882 г. были приняты Временные правила, запрещавшие евреям поселяться в деревнях, приобретать недвижимость и арендовать землю вне местечек и городов, торговать по воскресеньям и в христ. праздники. Центральные и местные власти часто произвольно толковали эти правила, ужесточая ограничения. В 80-х гг. XIX в. Сенат боролся с необоснованным толкованием законов и с попытками местных властей объявлять местечки селами, искусственно создавая законные основания для высылки евреев. На протяжении 80-х гг. XIX в. издавались указы, ограничивавшие возможность поступления евреев в высшие и средние учебные заведения. Если в 1883 г. ограничения касались только Горного института в С.-Петербурге, то уже в июле 1887 г. в циркулярах министра народного просвещения И. Д. Делянова (1882-1898) говорилось о введении процентной нормы (установлении максимально допустимой доли евреев в общем числе студентов) по всей стране. Т. о., власти отказались от политики ассимиляции евреев при помощи образования и их сближения с остальным населением империи. При имп. Николае II (1894-1917) была распущена работавшая с кон. 1890 г.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Санкт-Петербургской духовной академии возвращена часть исторического здания академической библиотеки 23 марта 2018 г. 15:28 20 марта 2018 года состоялось подписание акта о передаче части здания, занимаемой фондохранилищем Российской национальной библиотеки, в собственность Санкт-Петербургской духовной академии . До революции 1917 года здесь располагалась библиотека академии. Акт о передаче был подписан во исполнение Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности». Документ подписали ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий , заместитель руководителя Межрегионального территориального управления (МТУ) Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области С.И. Шульженко и исполняющая обязанности генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская национальная библиотека» Е.В. Тихонова. Акт передачи объектов недвижимости утвердил руководитель МТУ Росимущества Санкт-Петербурга С.В. Рудовский. Владыка Амвросий выразил надежду, что после капитального ремонта библиотека станет доступна не только для студентов академии и жителей города, но и для всех, кто занимается богословской наукой. Владыка ректор также поблагодарил сотрудников Российской национальной библиотеки и МТУ Росимущества Санкт-Петербурга. Трехэтажный дом, половина которого была передана академии, построен в 1882 году архитектором Д.В. Люшиным для академической библиотеки. После революции 1917 года здание неоднократно меняло свое назначение. С 1965 года половина здания была отдана под нужды фондохранилища Российской национальной библиотеки. Постройка расположена рядом с историческим зданием Санкт-Петербургской духовной академии на набережной Обводного канала. Это уже второй объект, возвращенный академии в соответствии с ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». В 2013 году был возвращен комплекс исторических зданий с домовым храмом Двенадцати апостолов по адресу набережная Обводного канала, д. 7. Ранее по инициативе В.И. Матвиенко, бывшей губернатором города в 2003-11 гг., духовной академии было передано принадлежавшее ей до 1917 года историческое здание из комплекса духовной семинарии по адресу набережная Обводного канала, д. 15. В настоящее время это здание полностью восстановлено. По материалам сайта Санкт-Петербургской духовной академии Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5165852.ht...

Вышколить (разг.) – обучая, воспитывая, внушить строгие правила поведения, сделать дисциплинированным. Вышколю новичка. Воспитательница хорошо вышколила ребенка. Г Гаметь, поднимать гам – нестройный шум голосов; громко говорить, шумно, кричать. Гвалт – крик, шум. Гербовые марки – вид фискальных марок для оплаты различных государственных сборов, налогов, пошлин. Наклеиваются па различные документы, выдаваемые административными и судебными органами. Выпускаются во многих странах. Иногда используются и как знаки почтовой оплаты. Первые три гербовые марки Российской империи были изданы в 1875 году. Они печатались на белой бумаге с водяным знаком «соты». На них был изображён государственный герб Российской империи, ниже – текст «Гербовая марка» и номинал (5, 15 и 40 копеек). Гербовые марки печатались Экспедицией заготовления государственных бумаг и продавались в казначействах, таможнях, городских н земских управах, думах, волостных правлениях, у нотариусов, биржевых маклеров, частных лиц п т. д. В 1879 году вышли еще две марки оригинальных рисунков, которые позднее использовались и для выпусков в 1882 и 1900 годах. С 1905 но 1917 год были изготовлены марки с фоном из многоцветной гильошированной сетки па белой бумаге без водяного знака, с зубцами и без зубцов. Всего с 1875 по 1917 год в России было имитировано 38 марок в шести выпусках, из которых пять выпусков пришлось на период Российской империи и одни, вспомогательный беззубцовый, был сделан Временным правительством. Марки издания 1905–1917 годов применялись до 1923 года. Гласные избираемые обществом члены городской думы или земства, имевшие па заседаниях право голоса. По городской реформе 1870 года была введена бессословная дума, куда па четыре года па основе имущественного ценза избирались гласные. Гольфштрем, Гольфстрим (от англ. gulf stream – течение из залива) – теплое морское течение в Атлантическом океане. В узком смысле Гольфстримом называют течение вдоль вое точного побережья Северной Америки от Флоридского пролива до Ньюфаундлендской банки (так оно, в частности, отмечается на географических картах). В широком смысле Гольфстримом часто называют систему тёплых течений в семерной части Атлантического океана от Флориды до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Температура у поверхности составляет 25–26° С, на глубине 400 м 10–12° С.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДЕНИКИН АНТОН ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Генерал Антон Деникин в 1917 году Деникин Антон Иванович ( 1872 - 1947 ), генерал, герой белого движения . Родился 4 декабря 1872 года в бедной семье отставного майора, в прошлом крепостного крестьянина. В 1882 - 1890 гг. учился в Ловичском реальном училище и проявил блестящие способности к математике. С детства мечтая о военной службе, в 1892 г. окончил Киевское пехотное юнкерское училище. В 1899 окончил Академию Генштаба и был произведен в капитаны. В 1898 г. в военном журнале «Разведчик» был напечатан первый рассказ Деникина, после чего он много работал в военной журналистике. Суть своих политических симпатий выразил так: «1) Конституционная монархия, 2) Радикальные реформы и 3) Мирные пути обновления страны. Эти мировоззрения я донес нерушимо до революции 1917 года, не принимая активного участия в политике и отдавая все свои силы и труд армии». Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. проявил отличные качества боевого офицера, дослужившись до звания полковника, и был награжден двумя орденами. К революции 1905 г. отнесся крайне отрицательно, но приветствовал Манифест 17 октября, считая его началом преобразований. Полагал, что реформы П.А. Столыпина смогут разрешить главный вопрос России — крестьянский. Деникин успешно служил и в 1914 был произведен в генерал-майоры. С началом Первой мировой войны командовал бригадой, дивизией. Доблесть Деникина, проявленная в боях, высшие награды (два Георгиевских креста, Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами) вознесли его на вершину военной иерархии. Февральская революция 1917 ошеломила Деникина: «Не были подготовлены вовсе ни к такой неожиданно скорой развязке, ни к тем формам, которые она приняла». Деникин был назначен помощником начальника штаба при Верховном главнокомандующем, командовал Западным, потом Юго-Западным фронтом. Стремясь сдержать развал империи, требовал введения смертной казни не только на фронте, но и в тылу. Увидел сильную личность в Л.Г. Корнилове и поддержал его мятеж, за что был арестован. Освобожденный Н.Н. Духониным Деникин, как и другие генералы, бежал на Дон, где наряду с М.В. Алексеевым, Л.Г. Корниловым, А.М. Калединым занимался формированием Добровольческой армии. Участвовал в 1-м Кубанском («Ледяном») походе.

http://drevo-info.ru/articles/19766.html

Николай Чеславович Зайончковский (Нахимов) (09.02.1859–07.03.1920) Литургика Нравственно-аскетические труды Николай Чеславович Зайончковский (Нахимов) Церковный деятель, переводчик богослужебных текстов. Издавался под псевдонимом Николай Нахимов. Биография Происходил из дворян Смоленской губернии. Семья отца перебралась в Россию после польского восстания. Мать - племянница адмирала П. С. Нахимова. В 1882 г. Зайончковский окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1882 г. преподавал древние языки в Рыбинской гимназии. В 1889 г. перемещен в Рижскую Александровскую гимназию; в 1891 г. назначен исполняющим обязанности инспектора гимназии, со следующего года - окружным инспектором Дерптского учебного округа. В 1904 г. Зайончковский стал попечителем Оренбургского учебного округа. Вступая в должность, он обратился к педагогам с речью, в которой отметил как главный недостаток школьного образования то, что «школьные предметы заменились внешкольною пропагандою марксизма, социализма, ницшеанства, босячества и практическими упражнениями в хулиганстве» (Речь попечителя. 1904. С. 9). Выступление Зайончковского вызвало полемику в печати. Он был последовательным противником участия общественных организаций в учебном процессе. В Оренбурге Зайончковский боролся с деятельностью родительских комитетов, которые, по его мнению, дестабилизировали обстановку в школе. При этом местная печать характеризовала его действия как обскурантистские, обвиняя его в сотрудничестве с Охранным отделением. В начале 1906 г. Зайончковский был вызван в столицу, где был вынужден подписать прошение об отставке. 2 мая 1906 г. Зайончковский обратился к И. И. Толстому (уже ушедшему с поста министра народного просвещения) с открытым письмом, в котором выражал несогласие с увольнением группы инспекторов, противодействовавших политической агитации в учебных заведениях. После отставки с поста инспектора Зайончковский стал членом Совета министра внутренних дел. Поддерживал деятельность правых партий, видя в них силу, способную бороться с революционными выступлениями. В марте 1912 г. состоял членом совета Русского собрания. В 1915 г. был назначен товарищем обер-прокурора Синода А. Н. Волжина. После увольнения с поста товарища обер-прокурора Синода, в 1916 году, стал сенатором 1-го департамента. После Февральской революции, 5 апреля 1917 уволен от службы, согласно прошению, по болезни. Умер в 1920 году в Брест-Литовске.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

В 1875 году был напечатан Ветхий Завет на русском языке под редакцией Левинсона и Хвольсона в Лондоне. И в этом же году, Московская, Казанская и Киевская академии опубликовали остальные книги Ветхого Завета, канонические и неканонические. В 1876 году впервые была издана под руководством Синода полная Библия на русском языке, а Ветхий Завет содержал канонические и неканонические книги . При переводе древнееврейского масоретского текста Ветхого Завета в русский текст (в скобках) вносились слова, отсутствующие в еврейском оригинале, но присутствующие в Септуагинте на греческом языке и Елизаветинской Библии на церковнославянском языке. Одним из недостатков этого издания Библии было то, что «текстологические» скобки внешне ничем не отличались от скобок – знаков препинания. Следует учесть, что это был старорусский язык, который подвергался реформе в 1917, а затем в 1956 году. Язык этой Библии обладает несомненными литературными достоинствами. Благодаря его эмоциональности и ритму, русский перевод близок по форме к стихотворениям в прозе. Например в этом варианте Библии присутствуют слова и пишутся следующим образом: мро[миро], свтъ[свет], святаго[святого]. В 1882 году Британское и Иностранное Библейское Общество (British and Foreign Bible Society) в Лондоне издало Синодальный перевод содержащий только канонические книги . В этом издании попытались убрать из русского текста Ветхого Завета слова и выражения, внесённые в него из греческой и славянской версий (новозаветная часть русского перевода не подвергалась пересмотру). К сожалению, из-за того, что «текстологические» скобки не отличались от других скобок (знаков препинания), эта попытка привела к тому, что из Ветхого Завета были вообще изъяты практически все слова и выражения, которые были заключены в скобки в издании 1876 года. Эта ошибка повторилась в издании, подготовленном Американским Библейским Обществом в 1947 году. В 1907 году была издана каноническая Библия на русском языке в Санкт-Петербурге для Британского Библейского общества. Этот вариант был сделан на основании издания 1882 года. В 1912 году в Санкт-Петербурге выходит 13-е издание русской Библии с неканоническими книгами . Именно это издание в будущем возьмут как основное для последующих редакций Московского патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkaj...

Проповедуемое Церковью воплотившееся Слово - это не только трансцендентный и вечный Бог, но и Источник человеческой рациональности, тот первый Разум, отображением и подобием Которого является разумное начало в человеке. Убежденность в том, что Божественный Л. всегда действует в мире и обращает Свою речь к каждому человеку, позволяла и позволяет христ. богословию осуществлять равноправное и уважительное взаимодействие с любыми рациональными явлениями человеческой культуры. Особое значение понятие «логос» имеет для диалога между религией и философией. Возникнув в ходе такого диалога, оно вновь и вновь привлекает внимание философов, создавая пространство, в котором человеческий разум стремится дать рациональное объяснение мира. Понятие «логос» и его смысловые эквиваленты занимали важное место во мн. философских системах и были предметом внимания значительного числа выдающихся европ. философов. В рус. философии при разработке понятия «логос» всегда учитывались связанные с ним религиозные смыслы; оригинальные и глубокие интерпретации этого понятия были предложены в трудах Вл. С. Соловьёва (1853-1900), С. Н. Трубецкого (1862-1905), В. Ф. Эрна (1882-1917), свящ. Павла Флоренского (1882-1937), прот. Сергия Булгакова (1871-1944), А. Ф. Лосева (1893-1988) и др. Попытки философствующего разума своими средствами истолковать разумность мира, выразить явленный в религ. вере Божественный Л. на языке человеческих понятий всегда оказываются несовершенными, неточными и неполными, однако не являются лишними и бесполезными. История понятия «логос» служит доказательством того, что вера и разум не противостоят друг другу, но способны образовывать цельное и неразрывное единство. Оторванный от веры разум теряет связь с основанием собственной разумности, Божественным Л.; оторванная от разума вера оказывается неразумной и бессловесной, лишенной ясности и убеждающей силы, источником к-рых является Божественный Л., Бог Слово. Д. В. Смирнов Лит.: общая и обзорная литература: Aall A. Der Logos: Geschichte seiner Entwicklung in der griechischen Philosophie und der christlichen Literatur.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010