3) Цель реформы – возвращение к древним редакциям богослужебных книг той поры, когда было совершенное единство русских и греков. 4) О развитии богослужебного чина не может быть и речи, несовпадения объясняются ошибками при позднейшем переводе. В результате споров по поводу исправления книг при патр. Никоне, на протяжении последних двух столетий большинство русских историков пришли к консенсусу: 1) Реформы Никона были исправлением ошибок, возникших в русских книгах в результате изоляции с момента провозглашении автокефалии, русским книжникам не у кого было спросить. 2) Исправления основывались на древних греческих и славянских рукописях (в это верят значительно меньше). Во второй половине XIX в. Н.Ф. Каптерев (†1918) и др. историки старообрядчества допустили, что реформы основывались не только на древних рукописях, но и на печатных греческих венецианских изданиях и на славянских «литвинских» книгах, вышедших из-под пресса в типографиях Речи Посполитой. Русские литургисты ( А. А. Дмитриевский и другие) сделали открытие, что венецианские книги не совпадают не только со славянскими, но и с древними греческими манускриптами. Иногда русские старопечатные дониконовские издания оказывались более верными старым греческим спискам До 1917 г. высказывать подобную точку зрения в официальных академических кругах было рискованно из-за опасности обвинений в симпатиях к старообрядческому расколу. Кроме того, было чрезвычайно трудно провести через духовную цензуру любую книгу, содержащую позитивную оценку старообрядчества. Революция 1917 г. прервала плодотворную дискуссию о сущности никоновских реформ, и она до сих не доведена до логического конца. В результате трудов русских историков и литургистов было опубликовано множество первоисточников, которые, к сожалению, до конца не изучены и не истолкованы. 2. Предшествующие труды Литургическим исследованием старого русского обряда занимались великие русские литургисты А.А. Дмитриевский : Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков//Православный собеседник. Казань, 1882. Вып. 2–12.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossija-...

—46— вышли уже несколькими отдельными изданиями. Первое такое издание их было сделано в Орле в 1889 г. и вышло под следующим заглавием: „Резолюции Митрополита Филарета по разным разделам и главам Устава Духовных Консисторий и по управлению духовно-учебными заведениями“. Затем, были Московские издания. Прежде всего, издание Общ. Л. Д. Пр., появившееся в 1883 г., по случаю исполнившегося в 1882 г. столетия со дня рождения м. Филарета. Гораздо позднее появились издания журналов: „Душеполезное Чтение“ и „Московские Церковные Ведомости“, в которых печатались резолюции м. Филарета под редакцией протопресвитера М. Б. Успенского Собора, а потом Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора протоиерея В. С. Маркова. Таких изданий, под заглавием: „Полное собрание резолюций Филарета, Митрополита Московского“, существует семь томов. Первые четыре сделаны редакцией “Душеполезного Чтения“, начиная с 1903 г. и кончая 1906 г., а последние три – редакцией „Московских Церковных Ведомостей“, начиная с 1914 г. и кончая 1916 г. В изданиях “Душеп. Чтения“ резолюции м. Филарета идут с 1826 г. до 1833 г. В изданиях же „Московск. Церк. Вед.“ те же самые резолюции простираются, за некоторым перерывом, с 1842 г. до 1846 г. С января месяца нынешнего года (1917) полное собрание резолюций Филарета, м. Московск., печатается, под редакцией того же самого духовного лица, в Академическом журнале: „Богословский Вестник“. Печатание там таких резолюций почившего Святителя началось почему-то опять с перерывом, начиная, вместо 1846 года, с 1855 года. До сих пор напечатано там резолюций меньше чем за один год. Таким образом, как мы видим, являются не обнародованными и не вошедшими еще в полное собрание резолюций покойного святителя более, чем за десять лет его служения, не считая указанных перерывов в печатании их в разных духовных журналах. Все то, что мы указали сейчас, представляет собою более или менее полное собрание творений Святителя Филарета, существующих в настоящее время в нашей духовной и светской литературе и, чрез них, получивших известность среди русского образованного общества; но все

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

семей, к-рые занимались подрядным кораблестроением и поставками для Черноморского флота. После снятия в нач. 60-х гг. XIX в. запрета на проживание евреев в Николаеве евр. население города значительно увеличилось. В 1882 г. в нем жили 9462 еврея, т. е. более 14% от числа всех горожан. По результатам 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., иудеи занимали 2-е место среди населения Николаева (21,9%), уступая только православным. В 1889 г. в городе действовали 2 синагоги (Старая и хоральная, построенная в 1880-1884), 13 молитвенных домов, 2 частные молельни, в 1917 г.- 2 синагоги, 16 молитвенных домов, неск. частных молелен. После революций 1917 г. число иудаистских общин на Украине увеличилось. В Николаеве большинство молитвенных домов получили статус синагог. К нач. 1922 г. в городе имелись 15 синагог и молитвенных домов, миква. К кон. 20-х гг. XX в. в Николаеве действовали 16 зарегистрированных иудаистских общин. В Николаевском окр. в 1929 г. существовали 42 общины с 4997 верующими, служили 3 раввина. В 1928 г. в Николаеве была закрыта хоральная синагога, в ней до кон. 1936 г. размещался городской евр. клуб, затем в здании открылся городской клуб милиции. К 1941 г. в Николаеве действовал единственный в области иудаистский молитвенный дом «Хабад» (ул. Шевченко, 56; здание не сохр.). После оккупации Николаева нем. войсками (16 авг. 1941) 21 сент. начались массовые расстрелы евреев (к 1941 евреи составляли ок. 15% от числа жителей города). В нач. 1944 г. было взорвано здание хоральной синагоги. 28 марта 1944 г. Николаев был освобожден. 9 дек. 1946 г. в городе получила регистрацию иудаистская община, ранее в том же году ей было передано здание для синагоги. В 1962 г. синагогу закрыли, религ. организацию сняли с регистрации. В 1991 г. в Николаеве была зарегистрирована евр. община, получившая комплекс зданий Старой синагоги и молитвенного дома, в следующем году открылась синагога. Лит.: Корочанский А. Краткие ист. записки о некоторых церквах и приходах епархии: О Рождество-Богородичном соборе г.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Теории обоснования нравственности Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 23, 1999 — 2000 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 23, 1999 — 2000 Осмысление темы в европейской традиции XIX–XX вв. Слова нравственная природа человека указывают на то, что человек — не просто природное существо, что он не просто “животное общественное и разумное”, как его в древности определял Аристотель 1 . Сказать, что человек по природе своей есть существо нравственное — значит дать определение человека как существа, различающего добро и зло. И в таком случае именно этика становится фундаментальной наукой о человеке, ибо, по справедливому слову Н. О. Лосского, она “есть наука о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека” 2 . В одной статье невозможно осветить все многообразие подходов к рассмотрению проблем этики в XIX и XX веках. Придется ограничиться лишь некоторыми из них, но при этом так, чтобы увидеть наиболее существенные линии, по которым шло развитие нравственной философии этого периода. Представляется интересным остановиться на той полемике, которая уже более двух столетий ведется между двумя направлениями в этике; с известной долей условности их можно обозначить как натуралистическое и антинатуралистическое , или метафизическое обоснование нравственности. Первое ищет предпосылки этических принципов в природе, которые не вполне одинаково трактуются у различных представителей натурализма. Второе пытается обосновать абсолютную этику , не считая возможным свести нравственное начало к чему бы то ни было другому. В XIX в. натуралистическая этика представлена в учениях утилитаризма , наиболее известными представителями которого являются Иеремия Бентам (1748–1832) и Джон Стюарт Милль (1806–1873), эволюционизма , обоснованного в трудах Чарльза Дарвина (1809–1882) и Герберта Спенсера (1820–1903), и философии жизни , возникшей в последней четверти века, получившей разные формы у Фридриха Ницше (1844–1900), Вильгельма Дильтея (1833–1911) и Анри Бергсона (1859–1941), творчество которого в основном приходится уже на ХХ век. Сюда же с некоторыми оговорками можно отнести и социоцентристские концепции этики; наиболее значительными представителями социоцентризма в XIX в. были Огюст Конт (1798–1857), Карл Маркс (1818–1883) и Эмиль Дюркгейм (1858–1917).

http://pravmir.ru/teorii-obosnovaniya-nr...

Введение впервые в мире наливных судов для перевозки нефтяных продуктов водным путем (первое такое судно «Зороастр» построено в 1877 г. по проекту Л.Э. Нобеля в Швеции), первый в России нефтепровод (1878 г.) и вагоны-цистерны, организация целой системы складов, оборудованных железными резервуарами (первый — в 1879 г.) почти по всей России, привели к интенсификации российской нефтяной промышленности и повысили конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке. Вклад Нобеля в развитие нефтяной промышленности России был по заслугам отмечен на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве, где Товариществу братьев Нобель было предоставлено право изображения Государственного Герба на рекламе и вывеске. Значителен вклад Л.Э. Нобеля в развитие военного дела, банковскую деятельность, внедрение метрических мер и весов, улучшение образования, строительство домов для рабочих, меценатство и благотворительность. Нобели традиционно поддерживали петербургскую культуру: науку, образование, искусство. Благотворительная деятельность семьи Нобель в первую очередь распространялась на народное образование, здравоохранение, развитие российской науки; до 40% чистого дохода направлялось на благотворительность. Похоронен Л. Нобель в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском Кладбище. После смерти Людвига Нобеля «Товарищество братьев Нобель» учредило золотую медаль и премию, присуждавшуюся один раз в пять лет за исследования и разработку в области науки и техники. С 1917 года премия подверглась историческому забвению. Возрожденная в 2005 году, спустя 120 лет после ее основания,  премия Людвига Нобеля расширила свое значение и является признанием персональных заслуг, достигнутых в результате профессиональной деятельности. Сегодня обладателями возрожденной премии являются 39 человек – знаковые личности современности с выдающимися профессиональными достижениями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-rybinske-osvyatili-p...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Следующая награда художника - Большая золотая медаль, за картину «Воскрешение дочери Иаира». Помимо медали Репин получает право на шестилетнее обучение за границей, в Италии и Франции. Это завершающий этап его художественного образования. Возвращение в Россию происходит в 1876 году. В 1882 году художник переезжает в Санкт-Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок и, по сути, является лидером реалистичной школы живописи. За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений... Последние годы в «Пенатах» В 1887 году покидает товарищество. Передвижники, считает он, зациклены на себе и не хотят видеть в своих рядах новых участников. ...В 1893-м Репин становится действительным членом Академии художеств. В 1894-1907 годах он - профессор-руководитель мастерской, а в 1898-1899 - ректор Академии... До революции Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром». Однако после революции, в 1918 году, Репин пишет картину «Быдло империализма». Для Репина «быдло» - глубоко развращенное существо», усвоившее способность «хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают...» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались. Резко отрицательно Репин относился к реформе русской орфографии 1917-1918 гг. Замена «ять» на «е» в его фамилии создавала предпосылки возможности прочтения Репин (через «ять») как Репин, что буквально его бесило. И когда в «Пенаты» после 1918 года стали приходить письма, адресованные Репину, художник с негодованием возвращал их финляндским почтальонам, указывая на конверт: «Никакого Репина здесь не живет!» Умер Репин в преклонном возрасте, 29 сентября 1930 года. Сожженная фашистами усадьба «Пенаты» восстановлена и превращена в мемориальный музей И. Е. Репина, открытый 24 июня 1962 года. Музей Репина в украинском Чугуеве был создан в 1969 году. Величайшая сила жизни. К истории создания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Единой организации, которая занималась бы вопросами русского паломничества, не существовало: приезжим согражданам было призвано помочь и Русское консульство, и Палестинская комиссия, и Русская духовная миссия. Работало это примерно с таким же успехом, как лебедь, рак и щука в известной басне. Паломническая книжка ИППО Порядок появился только в конце XIX века, когда Императорское Православное Палестинское общество (далее — ИППО) поставило своей целью заботу о русских паломниках на Святой земле. ПАЛОМНИК НАЧАЛА XX ВЕКА: ПАСПОРТ, СТРАХОВКА, ОХРАНА Палестинское общество начало свою работу в 1882 году. Его возглавил 25-летний великий князь Сергей Александрович, собственно, один из инициаторов его создания. Другим инициатором был государственный и общественный деятель, писатель Василий Николаевич Хитрово, впоследствии секретарь Общества. С тех пор плачевное положение русского паломника на Святой земле резко изменилось. Паломническая книжка ИППО Для начала появились «проездные» — единые книжки паломника: своего рода блокноты с отрывными талончиками. Их стоимость варьировалась в зависимости от маршрута и его отправной точки. Работало это так: купив в отделении ИППО (а их к 1917 году насчитывалось 52 по всей России) эту книжку, человек уже не платил за проезд на поезде и пароходе — транспортные услуги входили в стоимость книжки паломника. Самая дорогая стоила 53 рубля. Не такая уж заоблачная сумма: английский журналист, путешествовавший вместе с русскими паломниками в 1913 году, писал, что у некоторых мужиков за пазухой бывало от 200 до 600 рублей ассигнациями — ехали ведь на несколько месяцев, оставляли пожертвования в монастырях и церквях. Кроме такой транспортной книжки паломники могли получить и справочные материалы: инструкции (например, куда идти по прибытии, что делать, чтоб получить в порту необходимые документы), карты местности. В порту Одессы путешественнику выдавали паспорт, аналог современного «заграна». Такие паспорта были и раньше, а вот страховые книжки паломника — «ноу-хау» ИППО.

http://pravoslavie.ru/76721.html

В 1875 г. харьковский архитектор А. Подьяков производил перестройку храма однако насколько работы А. Подьякова изменили внешний вид, церкви неизвестно. В 1882-1884 гг. в Иоанно-Усекновенском храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, член Харьковской городской думы, член Государственного Совета протоиерей Тимофей Буткевич (1854-1925 гг.). Могила о. Тимофея находится справа от ворот храма. О жизни храма до 1917 г. сведения весьма скудны. Такие корифеи харьковской дореволюционной науки, как проф. Д.И. Багалей и проф. Е.К. Редин обходят его полным молчанием. Вероятно храм, освященный в середине ХІХ в., казался слишком новым и малопримечательным. Лишь немногие дореволюционные авторы вскользь упоминают о нем и то только о датах строительства, обрушения купола и освящения. В 20-е гг. ХХ в. храм был закрыт. Он не был разрушен, однако лишился всего внутреннего убранства. В 1935(?) г. была снесена колокольня храма. Очевидец этих событий вспоминает, как к колокольне подъехали подводы с рабочими, которые за несколько дней разобрали колокольню и увезли кирпич. В храме был расположен склад боеприпасов. В 1941 г. вывоз боеприпасов из помещения храма проходил одновременно со входом немцев в город. Храм был подвергнут артобстрелу, но лишь один снаряд попал в северо-восточный угол храма и не причинил значительного ущерба. В 1943 г., во время оккупации, храм был снова открыт и в нем возобновились богослужения. Немецкое оккупационное командование не препятствовало открытию храмов, и в период 1941 по 1943 гг. были открыты практически все уцелевшие харьковские храмы. После освобождения Харькова в храме продолжали проходить богослужения. На купола храма были поставлены деревянные кресты, из досок и фанеры были собраны иконостасы. Очередное закрытие храма проследовало в 1950-е гг. Третье открытие храма произошло в 1970 г. С этого года в Свято-Иоанно-Усекновенском храме служит прот. Я. Бовтюк (настоятель с 1972 г.). Согласно историко-справочному путеводителю А.Н. Гусева, Первое градское кладбище было закрыто в 1878 г.

http://sobory.ru/article/?object=04036

Постриг он принял в 23 года – с именем в память Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного. И меньше чем через год жизнь отца Пимена круто меняется: митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), сам бывший миссионер (начальник Пекинской миссии, изучивший для проповеди китайский язык), благословляет его на отъезд в чужую страну – в Персию – нести Евангелие. Надо отдельно сказать о владыке Флавиане, вдохновителе и наставнике Пимена: география его служения впечатляет: от Средиземного моря до Охотского! Начав работать в Риме, он жил и трудился впоследствии в Неаполе, в Казани, в Симферополе, в Пекине, бывал в Японии (где в 1882 году представлял святителю Николаю (Касаткину) китайца, кандидата на принятие священнического сана – будущего священномученика Митрофана Цзи), в Санкт-Петербурге, в Варшаве, в Грузии – экзархом. И окончил земную жизнь глубоким стариком в Харькове. Этот энергичный, неутомимый человек, отличавшийся безграничной добротой и готовностью помочь каждому, был еще одним примером для Пимена. До революции 1917 года митрополит Флавиан не дожил, но перед самой смертью ему дано было знать о том, какая буря надвигается на Россию… Девять лет в чужой стране Присоединение сиро-халдейских несториан к православной церкви в 1898 году. Санкт-Петербург Великие миссионеры нашего времени знали и поддерживали друг друга. И вот уже иеромонах Пимен, летом 1904 года назначенный в Урмийскую православную духовную миссию на северо-западе Персии, ведет переписку со знаменитым митрополитом Николаем (Касаткиным) , просветителем Японии. Миссионерский период своей жизни владыка Пимен впоследствии охарактеризует так: «Дальше начинаются тяжелые для меня испытания: жизнь в чужой стране, среди иноверного и разноязычного населения, была всегда тревожна, временами же и опасна». В этом регионе живут курды, армяне и ассирийцы. Миссия была открыта в самом конце XIX века, было тяжело. «Везде чуялись беды, меня посещала тоска по спокойной жизни в России, боязнь за свою жизнь»

http://pravoslavie.ru/97063.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010