Более подробно остановимся на периодизации славянофильства, предложенной С. М. Сергеевым, который пишет: " Первый этап (1839–1857 гг.) мы, вслед за С. С. Дмитриевым, считаем временем «теоретического» славянофильства, когда в дискуссиях с западниками и внутри самого кружка вырабатывались основные идеологемы «московских славян». Второй (1858–1882 гг.) – можно условно назвать «практическим». Он связан с активными попытками славянофилов претворить свои идеалы в общественной жизни. Здесь и участие в подготовке и проведении крестьянской реформы, и организация земского движения, и создание славянских комитетов, и активное воздействие на внешнюю политику во второй половине 1870-х гг. Крайняя дата – 1882 г. – выбрана не случайно: именно тогда проваливается аксаковский проект созыва Земского Собора, уходит в отставку «славянофильский» министр внутренних дел Н. П. Игнатьев и умирает близкий к славянофилам, популярный в стране генерал М. Д. Скобелев. Эти события, по сути, подвели черту под эпохой ощутимого влияния славянофилов на власть и общественность. (…) третий этап истории движения (1883–1910-е гг.) – есть время «позднего» славянофильства, период его «угасания», маргинализации, и, в конце концов, можно согласиться с Вл. С. Соловьевым , – «вырождения» (правда, сам Соловьев понимал сей «термин» в совершенно ином смысле)». «В 1880–1890-х гг. статус славянофильства как особого направления в русской общественной мысли значительно понизился. После кончины И. С. Аксакова у него не осталось (и не появилось позже) ни одного по-настоящему авторитетного лидера, после прекращения «Руси» – ни одного влиятельного печатного органа». «Славянофильство, несмотря на попытки обновления, постепенно превращается в замкнутую идеологическую секту с влачащими жалкое существование малотиражными и нечитаемыми газетами и журналами. Какую-то одну конкретную дату завершения славянофильства назвать затруднительно. Оно умирало вместе со своими «последними могиканами»: Н. П. Аксаковым (1909 г.), А. А. Киреевым (1910 г.), С. Ф. Шараповым (1911 г.), В. И. Ламанским (1914 г.), Ф. Д. Самариным (1916 г.), Д. А. Хомяковым (1918 г.), А. В. Васильевым (после 1917 г. (1929 г.))…» 2786

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Вернуться 213 Земгор – объединенный комитет Земского и Городского союзов, созданный в 1915 году для помощи правительству в организации снабжения русской армии. Вернуться 214 Петр Владимирович фон Глазенап (1882–1951) – военачальник Русской императорской, Добровольческой и Северо-Западной армий, генерал-лейтенант. В 1919–1920 годах – командующий Северо-Западной армией (после отставки Н. Н. Юденича). Вернуться 215 Первый Кубанский («Ледяной») поход (9 февраля – 30 апреля мая] 1918 года – первое продвижение с боями Добровольческой армии от Ростова-на-Дону к Екатеринодару и обратно на Дон во время Гражданской войны. Вернуться 216 Неточно процитированная строка из стихотворения Н. А. Некрасова «Наборщики». В оригинале: «армии свинцовой смиренный командир». Вернуться 217 «Приневский край» – газета, издававшаяся в ноябре 1919 – январе 1920 года как орган Северо-Западной армии, предназначенный для гражданского населения. Главным редактором был А. И. Куприн. Вернуться 220 Керенки – народное название денежных купюр, формально номинированных в золотых российских рублях, но не имевших реального золотого обеспечения. Вы-пускались Временным правительством и Госбанком РСФСР в 1917–1919 годах. Название «керенки» стало нарицательным для обозначения обесценившихся денежных знаков. Вернуться 221 Метранпаж – старший наборщик, верстающий набор в страницы или руководящий такой версткой. Вернуться 224 Северный корпус – объединение Белых войск, образованное в октябре 1918-го при содействии германской армии. Принимал участие в борьбе с большевизмом на северо-западе России и в Эстонии. Вернуться 225 Платон Алексеевич Лечицкий (1856–1921) – русский военачальник, генерал от инфантерии. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. С 1920 года – в Красной армии. Вернуться 226 Даниил Родионович Ветренко (1882–1949) – участник Белого движения, генерал-майор (1919). Во время осеннего наступления на Петроград его дивизия получила приказ перерезать Николаевскую железную дорогу в районе станции Тосно. Приказ выполнен не был, что позволило красному командованию оперативно перебросить к Петрограду резервы из Центральной России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Перевод Анны Рогожиной Л. Успенский, «Проблема иконостаса» в St.Vladimir " s Seminary Quarterly , том 8 (1964), стр. 186. Павел Флоренский (1882-1937) – один из самых необычных русских мыслителей, эрудит. Профессор Московской Духовной Академии, а с 1911 по 1917 – редактор академического журнала «Богословский Вестник». После революции он участвовал в качестве ученого специалиста во многих проектах, включая планы по электрификации Советской России ГОЭЛРО. Однако он отказался не только оставить свое священническое служение, но и отказаться от длиннополого подрясника, в котором он появлялся во время чтения лекций в школах рабочей молодежи, а также во время встреч с Троцким, Бухариным и другими. Его пастырская и богословская деятельность неизбежно сначала стала неофициальной, а затем и тайной. В 1933 году он был заключен в концентрационный лагерь. Там он отказался от предложения правительства Чехословакии начать переговоры о его освобождении (предложение было сделано по просьбе русских интеллектуалов, находящихся там в изгнании). Приговор был выполнен расстрельной командой, однако обстоятельства и дата его смерти установлены лишь в 1989 году. – Герман Гольц, «Он защищал Логос, чтобы победить Хаос: смерть Павла Флоренского (1882-1937)» в ReligioninCommunistLands , том 18, (1990), стр. 343-353. Набросок темы, которая станет одной из основных в этом трактате, а именно метафизика иконы, датируется уже 1912 г. Данные о различных вариантах окончательной версии трактата в аннотированном критическом издании Дунаева: А.Г.Дунаев, Иконостас (Москва: Искусство, 1995) (далее Ик оностас ), стр.23; стр 154, прим. 1; стр.162, прим. 31; стр. 167, прим. 68. Сразу после публикации данной статьи появился первый английский перевод Дональда Шихана и Ольги Андреевой: Pavel Florensky, Iconostasis (Crestwood NY: SVS Press, 1996). Иконостас . Богословские труды, Москва. Только отрывок из «Иконостаса», взятый в 1950-х годах из рукописи и затем опубликованный в этом издании, позднее (до 1966 года) был опубликован на английском языке (Eastern Church Review, VIII 1976); о происхождении этого отрывка см. Ик оностас – стр.20; для издания 1996 года, см. выше прим. 3.

http://bogoslov.ru/article/4284026

Владимир участвовал в учреждении в С.-Петербурге Православного миссионерского об-ва для содействия Алтайской и Забайкальской миссиям. Под его руководством к сер. 80-х гг. XIX в. А. д. м. достигла своего расцвета: открывались новые станы, получившие наименования «отделений миссии», увеличилось число священников-миссионеров и др. сотрудников миссии. В 1866 г. А. д. м. имела 11 церквей, 10 школ, число новокрещеных достигло 5000 чел. К 1879 г. в 10 отд-ниях миссии было 28 церквей и молитвенных домов. Кроме начальника А. д. м. миссионерские труды несли 12 миссионеров (1 игумен, 1 протоиерей, 3 иеромонаха и 7 священников), 2 диакона и 25 сотрудников миссии, состоявших в звании причетников, переводчиков (толмачей) и учителей миссионерских школ. Помогали им и заштатные миссионеры, в т. ч. прот. Стефан Ландышев († 1882). В 1882 г. Киргизское отд-ние А. д. м. стало самостоятельной Киргизской миссией. Согласно отчету обер-прокурора Святейшего Синода, трудами алтайских миссионеров и нек-рых приходских священников в 1879 г. было «просвещено святым Крещением 313 язычников и 23 магометанина», в 13 миссионерских школах обучалось 310 чел. (200 мальчиков и 110 девочек). Особое место занимало центральное миссионерское уч-ще в Улале. В 1879 г. в нем воспитывались 18 мальчиков, к-рые не только изучали общеобразовательные и церковные дисциплины, но и обучались ремеслам, а нек-рые и иконописанию. Руководителем иконописного класса был иером. Антоний (Петров), брат архим. Владимира. В А. д. м. всегда уделялось особое внимание образовательной деятельности. «Ученика сделать грамотным» - в этом заключалась педагогическая задача миссионерской школы и ее первая цель. «Из ученика сделать истинного христианина» - такова была воспитательная задача миссионерской школы и ее более высокая цель. Миссионерские школы подразделялись на 3 уровня: двухклассные, одноклассные и школы грамоты. (В 1917 из 84 школ в А. д. м. 3 являлись двухклассными, 16 - школами грамоты, остальные были одноклассными.) Обучение было совместным - мальчики учились вместе с девочками, алтайцы или шорцы - с русскими, вместе со всеми учились, если выражали желание, старообрядцы и дети язычников.

http://pravenc.ru/text/115104.html

Между тем мотивы священников могли быть разными: стремление быть беспристрастным и увидеть в событиях 1917 года проявление Промысла Божия, связанное с христианской эсхатологией, или только оказать послушание священноначалию в лице митрополита Сергия (Страгородского). Так или иначе, окончание беседы на «позитивной ноте» с констатацией уполномоченным достигнутого в ходе разговора «взаимопонимания» были моментом, после которого священник (или диакон) автоматически зачислялся в число «подручных штатных единиц» особого отдела. Содержание же первых пробных «заданий» от ЧК-ОГПУ-НКВД ставило попавших в расставленную «ловушку» в тупик, и тогда каждый из них оказывался перед выбором дальнейшей «тактики» взаимодействия в отношениях с «органами». Кто-то из священников разрывал накинутую «узду» сразу, а кто-то пытался обезопасить архиерея, приход, своих близких и давал скупые «отписки» общего характера. Второй сценарий мог лишь отсрочить «развязку» на какой-то срок; нравственный выбор был лишь вопросом времени, и момент приближения «Рубикона» ощущался каждым священником индивидуально. Человек «порубежья» В анкетных данных протоиерея Алексея Попова содержатся некоторые сведения об его происхождении, образовании и духовном служении. В момент ареста ему было сорок семь лет. Родился он 21 августа 1882 года в селе Никольском Устье-Угольской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье земского фельдшера из крестьян. В графе «Национальность» им была сделана отметка: «Великоросс». Семья священника состояла из троих человек: жены – Агнии Георгиевны 42-х лет, сына – Ростислава 17-ти лет и дочери – Людмилы 16-ти лет . В протоколе допроса был зафиксирован ответ об окончании отцом Алексеем Московской духовной академии . В последующем он был преподавателем Пермского духовного училища . На вопрос о роде занятий до и после 1917 года значилось: «В духовном ведомстве без перерыва» . Анкета Попова Алексея Павловича. Дело 215 по обвинению гр. протоиерея Попова Алексея Павловича//ПермГАСПИ. Ф. 641-1. Оп. 1. Д. 8098. Л. 8

http://pravoslavie.ru/148838.html

В ходе первой мировой войны Великобритания втянула в борьбу с Османской империей представителей араб. национального движения. Правитель Хиджаза шериф Хусейн из династии Хашимитов заключил соглашение с Великобританией о военном союзе. За участие в войне с Турцией ему было обещано создание независимого араб. гос-ва под главенством Хашимитов на всей территории араб. провинций Османской империи. В июне 1916 г. Хашимиты подняли восстание в Хиджазе. Армия повстанцев во главе с одним из сыновей Хусейна, эмиром Фейсалом, перенесла военные действия на территорию нынешней И. и в июле 1917 г. захватила Акабу, что способствовало продвижению англичан в Палестине. Армия Фейсала наступала на север параллельно с брит. армией, летом 1918 г. они заняли Маан, а 30 сент. 1918 г. вступили в Дамаск. В Дамаске было образовано араб. правительство во главе с Фейсалом. Послевоенная ситуация оказалась менее благоприятной, чем ожидали Хашимиты по договоренности с англичанами. Еще в 1916 г. был заключен секретный англо-франц. договор Сайкса-Пико, по которому большая часть вилайета Сирия попадала в сферу влияния Франции, а его юж. часть - в сферу влияния Великобритании. По т. н. декларации Бальфура (нояб. 1917) англичане поддержали создание в Палестине «национального очага для еврейского народа». В течение нек-рого времени Фейсал пытался сохранить араб. государственность в Сирии. Однако на конференции в Сан-Ремо (апр. 1920) Высший совет Антанты принял решение о передаче территорий Ближ. Востока под мандатное управление Великих держав. Франция получила Сирию и Ливан, Великобритания - Палестину с Заиорданьем и Ирак. В июле 1920 г. французы вторглись в Сирию и свергли Фейсала. Его старший брат эмир Абдалла (1882-1951) прибыл в Заиорданье из Хиджаза и стал собирать силы для борьбы с французами. Министр Великобритании по делам колоний У. Черчилль убедил Абдаллу в бесперспективности войны и предложил сделать его правителем заиорданских территорий, получивших название эмират Трансиордания. 25 мая 1923 г. эмират был официально признан англичанами как государство, которое находилось под английским мандатным управлением и должно было в будущем получить полную независимость. Выделение Трансиордании из состава подмандатной Палестины означало сокращение территории «еврейского национального очага», что привело к продолжительным конфликтам сионистского руководства с Великобританией.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Развитию предприятия способствовала прокладка до Серпухова в 1868 году железной дороги. Продукция коншинских фабрик отличалась высоким качеством, серпуховские ткани регулярно выставлялись на промышленных выставках, экспонировались на Парижской Всемирной выставке 1878 года. Одним из первых Николай Коншин приступил к освоению присоединенных к России среднеазиатских территорий. До этого отечественная текстильная промышленность полностью зависела от поставок американского и индийского хлопка. В 1870-х годах Н.Н.Коншин завел собственную плантацию, а также хлопкоочистительные и прессовальные заводы в Мервском оазисе в Туркмении7, первым начал разводить в регионе высокосортный хлопчатник из американских семян. Почин был подхвачен другими фирмами, и в канун первой мировой войны уже около половины перерабатываемого на предприятиях Центральной России хлопка поступало из Средней Азии. Рынки сбыта продукции Коншин расширил и за пределы империи, открыв в 1876 году склад в Тегеране. В 1890 году он удостоился почетной медали Общества содействия русской промышленности и торговле. В 1882 году род Коншиных " в воздаяние заслуг на поприще отечественной промышленности в течение 200 лет " был возведен в потомственное дворянское достоинство. Дворянами стали и сыновья Н.Н.Коншина - Сергей (1863 - 1911) и Александр (1867 - ?), в конце XIX века занявшие посты технических руководителей отцовского предприятия8. В 1877 году семейное дело было акционировано в " Товарищество мануфактур Н.Н.Коншина в Серпухове " и под этой маркой просуществовало вплоть до 1917 года. Правление и оптовый склад фирмы находились в Москве, куда Николай Николаевич перебрался на постоянное жительство. Круг пайщиков Товарищества всегда оставался достаточно узким: к 1917 году - всего 35 человек, из которых 20 принадлежали к семейству Коншиных (921 пай из 2 тысяч), шестеро были связаны с фирмой давнего коншинского партнера Людвига Кнопа (880 паев); 139 паев получил вошедший в дело родственник Коншиных Н.А.Второв, остальные распределили среди технического персонала9.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

С 1868-го по 1876-й год семья проживала в Харькове, где Владимир Иванович три года учился в Харьковской классической гимназии. По возвращении семьи в Санкт-Петербург продолжал обучение в Первой Петербургской классической гимназии, которую окончил в 1881 году. В 1881 - 1885 годах учился на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Его учителями были выдающиеся русские ученые В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов и другие. Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского Университета выпуска 1885 г., в блестящую пору его жизни – ученик Докучаева, Менделеева, Фаминцына, Глазенапа, Иностранцева, Бекетова, Меншуткина, Костычева, Воейкова, Фандерфлита, Петрушевского, Богданова, Вагнера. Всё моё университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь» В.И. Вернадский «отдал дань» и политической деятельности. Из дневника 1884 года (21 мая, Петербург): « Государство и правительство существуют для народа, а не народ для государства и правительства»; 1890 года (7 ноября, Москва): «В душе тяжело от мглы, от темноты царства, от разгрома. Но энергия этим будится. И желание работать, желание бороться за права человека растет» Он – «Участвовал в студенческой сходке 10 (22) ноября 1882, за что был задержан полицией. Был знаком с А.И. Ульяновым. Член народнического кружка Д.И. Шаховского ( " Приютинское братство " ). …В 1903 году принимал участие в учредительном съезде Союза освобождения. В 1904 году был делегатом Земского съезда, потребовавшего введения конституции, гражданских свобод и выборов Государственной думы. В 1905 году участвовал в создании Конституционно-демократической (кадетской) партии и состоял членом её Центрального комитета. Входил от партии в Государственный совет Российской империи (1906, 1907 - 1911, 1915 - 1917), а в 1917 году – во Временное правительство России (товарищ министра народного просвещения). В мае 1918 года вышел из кадетской партии» Но естественно, о чем, напишет он ( 20. IV. 1921 г., Петербург, Академия наук): «…в моем мировоззрении произошел под влиянием событий глубокий сдвиг…»

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Такое понимание Платоновской Идеи дало возможность Флоренскому близко связать ее с интуициями статуи и, в частности, с изображениями богов и употреблением их в мистериях. Понимание Флоренского воистину можно назвать мифологическим и в полном смысле магическим пониманием, потому что ни Гегель, ни Наторп, давшие до Флоренского наиболее яркие и ценные концепции платонизма, не дошли до Идеи как самостоятельного мифа, как лика личности, а только дали – самое большее – логическую структуру мифа. Это, конечно, тоже необходимо. Но всё же диалектика мифа не есть еще мифология, и смысл мифа не есть сам миф. Узрение смысла мифа не есть еще творческое узрение самого мифа. Символически-магическая природа мифа – вот то подлинно новое, почти небывалое, что Флоренский вносит в мировую сокровищницу различных историко-философских учений, старающихся проникнуть в тайны платонизма. Замечу, кроме того, что взгляды Флоренского на Платона развивались вне всякой зависимости от каких бы то ни было учений о Платоне на Западе» (Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, с. 680). 28 сентября 1912 года священник Павел Флоренский был назначен редактором издававшегося при Московской Духовной Академии журнала «Богословский вестник», который он возглавлял по 3 мая 1917 года. Говоря о направлении «Богословского вестника» за этот период, следует отметить, что, сохраняя церковность и традиционную академичность, журнал публиковал много материалов по общекультурным вопросам: в нем органически находили свое место статьи богословского, философского, церковно-исторического, литературного, общественного и даже математического характера. В этом, несомненно, сказалась направленность интересов самого редактора. Как редактор «Богословского вестника» священник Павел Флоренский организовал в журнале целый ряд архивных публикаций. Большая часть этих публикаций может рассматриваться ныне как первоисточники, а тщательность, с какой они были выполнены, и сопроводительный научный аппарат ставят «Богословский вестник» 1912–1917 годов в ряд лучших археографических журналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Отношения, сложившиеся между великокняжеской четой и ППО, повлияли и на «выбор веры» - на решение вопроса, к-рый встал перед ней с приездом в Россию. Участие в жизни об-ва облегчило для нее постепенное укоренение в Православии. После смерти мужа Е. Ф. по своему желанию была утверждена председателем ППО. Главным хранителем традиций об-ва был ген. М. П. Степанов, один из его членов-учредителей, секретарь в 1882-1889 гг. и бессменный помощник председателя с 1889 до 1917 г., как при Сергее Александровиче, так и при Е. Ф. Вся переписка Е. Ф. по делам ППО с С.-Петербургом, где находились Совет и канцелярия общества, и с Иерусалимом осуществлялась через Степанова, его знания и опыт в этих вопросах были незаменимы. Уважительные и доверительные отношения связывали Е. Ф. с вице-председателями об-ва Н. М. Аничковым (до 1908), Н. Н. Селифонтовым (1908-1910) и кн. А. А. Ширинским-Шихматовым (1910-1917), секретарями ИППО А. П. Беляевым (1903-1906) и А. А. Дмитриевским (1907-1918). Е. Ф., прислушиваясь к советам, решала принципиальные вопросы сама, в т. ч. о назначении на ключевые для ИППО посты. Так, при назначении преемника скончавшегося в авг. 1906 г. Беляева Е. Ф. поставила непременным условием, чтобы пост секретаря об-ва занял человек, всецело преданный интересам Русской Палестины, знающий ее историю и проблемы, готовый посвятить себя только работе в ИППО. Обсудив неск. предложенных кандидатур, Е. Ф. остановила свой выбор на проф. Киевской ДА Дмитриевском и не ошиблась: в лице историка-византиниста, одного из создателей школы рус. исторической литургики ИППО и в целом рус. дело на Востоке обрели апологета, летописца и археографа. Пост вице-председателя ИППО занимал член Гос. совета сенатор Аничков, педагог, более 40 лет отдавший делу народного образования и прошедший путь от учителя уездного уч-ща до товарища министра народного просвещения. В связи с событиями рус.-япон. войны и революции резко снизились доходы об-ва от ежегодного общецерковного «вербного» сбора и частных пожертвований. Было решено обратиться к т. н. бессарабскому капиталу (доходам от имений, преклоненных к св. местам на Востоке), к-рый находился в 3 ведомствах: в Святейшем Синоде, Мин-вах внутренних дел и народного просвещения. 22 апр. 1905 г. Аничков вручил Е. Ф. докладную записку о пособии об-ву по 25 тыс. р. в год от каждого из 3 ведомств. 28 мая ею были подписаны рескрипты на имя К. П. Победоносцева, А. Г. Булыгина и В. Г. Глазова. 10 июня император утвердил общий доклад 3 ведомств о пособии об-ву начиная с 1905 г. в течение 4 лет. Впосл. субсидия в 75 тыс. р. была испрошена вновь на 4 года по 1912 г. включительно.

http://pravenc.ru/text/189843.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010