Не удалось извлечь искомое из базы (((

116 Тареев Михаил Михайлович (1867–1934) – русский религиозный философ и богослов; профессор Московской Духовной академии (1902–1918). Отвергая традиционное «аскетико-символическое» примирение религии и жизни, считал невозможным «социализацию» христианства в каких-либо внешних формах: оно реализуется во внутреннем мире личности, ее духовных установках и мотивах. Основные сочинения – «Основы христианства» (т. 1–5,1908–1910), «Предел коллективизма» (1912), «Социализм: нравственность и хозяйство» (1913), «Христианская философия» (1917). В книге «Пути русского богословия» Флоровский резко критически оценил богословские построения Тареева (они были подвергнуты официальному осуждению в 1910 г. в Московской Духовной академии). Его ранние (до 1908 г.) статьи собраны в пятитомной системе «Основ христианства», а важнейшие из поздних в сборнике «Философия жизни» (1916). Но вся религиозно-философская концепция в полноте ее выводов была с полной определенностью формулирована уже в его первом, написанном еще на студенческой скамье труде «Искушения Богочеловека, как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историей дохристианских религий и христианской Церкви» (М., 1892). 117 Тареев нигде ни разу, – даже в статье о Достоевском, – не отмечает своей близости к нему в истолковании искушений Христа, в придании им универсально-исторического значения – хотя вряд ли возможно сомневаться во влиянии Достоевского на его построение. 118 Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) – русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. В отходе европейской культуры от религиозных начал и утрате духовной цельности Киреевский видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в западной философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учения восточной патристики. 119 Эдуарде Джонатан (1703–1758) – американский теолог. Эмерсон (Emerson) Ралф Уолдо (1803–1882) – американский философ, эссеист, поэт, крупнейший американский романтик; родоначальник трансцендентализма; развивал идеи Ф. Шеллинга, У. Водсворта, Новалиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

49 Иеромонах Климент Зедергольм (в миру – Густав Адольф Зедергольм, после принятия православия Константин Карлович; 1830–1878) – сын протестантского пастора, доктора философии, в 1853 г. принял православие, участвовал как переводчик и редактор в изданиях Оптиной пустыни, в 1862 г. поступил туда послушником, затем был рукоположен в иеродьякона, иеромонаха. Был близок к старцу Амвросию. Автор ряда сочинений по религии и диссертации о Катоне Старшем. С 1874 г. до своей внезапной смерти от воспаления легких в апреле 1878 г. был духовником Леонтьева. Леонтьев – автор единственной книги о нем: «Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной Пустыни» (1882). После его кончины Леонтьев продолжал наездами бывать в Оптиной пустыни, исповедуясь у старца Амвросия. Окончательно он переселился в Оптину в 1887 г. 52 Колышко Иосиф Иосифович (1861–1938) – литературный критик, начавший свою карьеру в Гр. в середине 80-х гг. В 90-е гг. вел там рубрику «Маленькие мысли», в которой касался социально-этической проблематики. Впечатления от знакомства с К. Н. Леонтьевым изложил в книге «Маленькие мысли» (1900. Т. I; всего вышло 3 т., 1900–1903). Автор нескольких романов и комедий, ставившихся в Малом театре, Колышко снискал славу политического авантюриста, беспринципного махинатора, выступавшего под разными псевдонимами в газетах разных направлений. Был доверенным лицом С. Ю. Витте и вел переговоры с немцами о сепаратном мире. В мае 1917 г. был арестован по подозрению в шпионаже. Умер в эмиграции. 54 В двух выпусках сборника Вл. С. Соловьева «Национальный вопрос в России» собрано 15 статей, написанных философом в 1883–1891 гг. и посвященных идее соединения церквей и христианской миссии России в мировом историческом процессе, критике славянофильской и националистической идеологии. Соловьевская публицистика 80-х гг. ознаменовала его окончательный отход от славянофильского лагеря (большинство статей 2-го выпуска печаталось в либерально-западническом «Вестнике Европы») и характеризовалась подчас чрезмерной, неоправданно резкой полемичностью. Утверждение Бердяева о том, что это единственная книга Соловьева, получившая признание и оценку, представляется неаргументированным.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

В дореволюционный период журнал «Труды Киевской духовной академии» (далее — «Труды КДА») просуществовал пятьдесят восемь лет (с 1860 по 1917 год). За это время несколько раз издавались систематические указатели статей, опубликованных в «Трудах». Первая попытка создания такого указателя была предпринята профессором И. Н. Корольковым в 1881—1882 годах. В своем исследовании об истории «Трудов КДА» за первые двадцать лет существования журнала он опубликовал систематический список статей, помещенных в журнале за этот период . Следующий систематический указатель вышел в свет в 1905 году. Он охватывал статьи, опубликованные в журнале в течение первых сорока пяти лет его существования (с 1860 по 1904 годы) . Как отмечали составители указателя, они включили в него исправленный и дополненный список И. Н. Королькова, продолжив его до 1904 года . Указатель был разделен на двадцать четыре тематических отдела. Причем в некоторых из них имелись также подотделы (например, отдел «Священное Писание Ветхого и Нового Завета» состоял из четырех подотделов: «Книги Священного Писания в русском переводе с еврейского языка», «Книги Священного Писания в русском переводе с греческого языка», «Статьи и исследования по библиологии: Ветхий Завет», «Статьи и исследования по библиологии: Новый Завет») . Внутри отделов списки публикаций были приведены в хронологическом порядке, что сегодня заметно затрудняет поиск публикаций какого-либо конкретного автора. Издание также было снабжено алфавитным перечнем авторов, переводчиков и рецензентов, упомянутых в указателе. Сквозная нумерация статей в указателе отсутствовала. В алфавитном перечне имен давались ссылки не на порядковый номер статьи в указателе, а на страницу указателя, что также заметно затрудняет поиск описания нужной публикации. Кроме того, в указателе не учтены материалы, печатавшиеся в «Трудах КДА» в качестве приложений. Еще один указатель был подготовлен к печати в 1915 году. В нем охвачены следующие десять лет издания «Трудов» (1905-1914 годы) . Здесь в целом была сохранена структура, принятая в 1905 году. Тем не менее, в этом указателе были и некоторые отличия от издания 1905 года. В частности, в новом указателе были учтены все материалы, печатавшиеся не только в основной части «Трудов КДА», но и в приложениях (извлечения из журналов Совета Академии, отчеты о состоянии Академии и существовавших при Академии обществ и т.п.). В рамках отделов статьи размещались не в хронологическом порядке, а в алфавитном порядке фамилий авторов и рецензентов. В отделе «История Русской Церкви» был выделен подотдел «Материалы и исследования по истории Киевской духовной академии». Был также несколько изменен порядок других отделов . Кроме того, в указателе была произведена сквозная нумерация всех статей. И, соответственно, в алфавитном перечне авторов, рецензентов и переводчиков давались ссылки не на страницы указателя, а на порядковые номера статей.

http://bogoslov.ru/article/2293473

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

…логику Гегеля…— Речь идет о главном произведении Гегеля (1770–1831) «Наука логики» (1812–1816). 53 Осмерк — застигнут сумерками. 54 Кура — пурга. 55 «Когда б он знал, как пламенной душою», «Ты скоро меня позабудешь, а я не забуду тебя» — популярные старинные романсы. 56 …местные зоилы…— то есть злые, придирчивые критиканы; от имени древнегреческого ритора и софиста Зоила (ок. 400–300 до н. э.), снискавшего печальную известность своими необоснованными нападками на «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. 57 …распевая с кокоревской водки…— Такое название в 50-е годы получила водка, разбавленная водою с примесью дурмана, по фамилии винного откупщика В. А. Кокорева (1817–1889), нажившего на этом деле миллионы. 58 «Московские ведомости» — ежедневная газета, выходившая с 1756 по 1917 год; в 50-е годы и в начале 60-х — газета либерального направления, помещавшая «обличительные» заметки, а с 1863 года, под редакцией М. Н. Каткова, — орган воинствующей дворянской реакции. 59 …в послеякушинскую эпоху, когда разнеслись слухи о благодетельной гласности…— то есть после появления в 1859 году статьи П. И. Якушина «Проницательность и усердие губернской полиции» (см. прим. к стр. 72). Опубликование этой статьи «Русская беседа» расценила как поощрение правительства «обращаться к общественному мнению с гласным указанием беспорядков и злоупотреблений официальной властью», а «Русский вестник» назвал ее «примером приложения настоящей гласности к действиям следственной полиции» (1859, кн. 1). 60 …о новосильцевском обществе пароходства…— Лесков имеет в виду организованное в 1856 году акционерное «Русское общество пароходства и торговли», директором-распорядителем которого был Н. А. Новосельский. В конце 1859 года в связи с злоупотреблениями в деятельности общества развернулась оживленная журнальная полемика, а 13 декабря в зале петербургского Пассажа на эту тему был организован диспут, привлекший много публики. 61 Гарибальди, Джузеппе (1807–1882) — народный герой Италии, вождь итальянских революционных демократов, боровшихся за демократическое объединение Италии и освобождение ее от иноземного господства. В 1859 году, во время австро-итало-французской войны, Гарибальди организовал волонтеров и предпринял победоносное наступление в Ломбардии против австрийских войск. Деятельность Гарибальди широко освещалась в русской прессе. 62

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Первым пресвитером в Новгородской губ. стал А. Каленбергс (1873-1880), впосл. пресвитерами были А. Араюмс (1875-1890), А. Хермансонс (1882-1890), Е. Инкис (1890-1899), Ф. Буценс (1896-1904), Я. Пукукалис (1901-1910), Я. К Янсонс (1912-1917). В дальнейшем блюстителями баптист. церквей были пресв. Е. Дубельзарс (1918-1924), Ю.-А. К. Калныньш (1924-1930), К. Х. Гравинский (1921-1931) и А. Я. Ласман (1931-1937; расстрелян 14 янв. 1938). В общинах организовывались воскресные школы, молодежные кружки. Новгородские латыши-баптисты выпускали детский ж. «Swebtdeenas Skolneeks», к-рый печатался в Риге и распространялся по общинам в России. Для проведения богослужений в латыш. селениях создавались молитвенные дома. Так, в дер. Ермолино недалеко от Новгорода в 1913 г. состоялось освящение большого деревянного церковного здания, построенного членами общины «Табор», объединившей верующих из Николаевского, Берёзовского, Дмитриевского и Ермолинского об-в. Непосредственно в Новгороде действовало неск. баптист. общин: одна из них собиралась на богослужения в доме на Артиллерийском плацу, другая - на Крестьянской (Сенной) пл. В 1913 г. уполномоченные баптист. общин Новгородского и Крестецкого уездов обратились в губернское правление с просьбой об объединении. 29 мая 1914 г. они получили разрешение создать одну общину с наименованием «Община латышских баптистов Новгородского и Крестецкого уездов» и утвердить духовным наставником этой общины мещанина г. Либава (ныне Лиепая, Латвия) Яна (Яниса) Янсонса. 4 авг. 1914 г. утвержден совет этой общины в составе председателя, его заместителя и 12 членов, причем в совет вошли «представители всех бывших общин». Позднее к этому объединению примкнули Кунинская, Дерева-Латышская, Любенская баптист. общины. С нач. XX в. представители новгородских баптистов участвовали во всех Всероссийских съездах евангельских христиан и баптистов, были представлены в Северном Союзе, входившем в Федеративный союз баптистов СССР. В 20-х гг. общины баптистов продолжали активную деятельность. К 1927 г. в Новгородской губ. насчитывалось 60 латыш. колоний с 1103 хозяйствами. Баптизм распространялся и среди русского населения в Новгороде, Ст. Руссе, М. Вишере, Боровичах. Численность баптистов в регионе была высокой и доходила до 10-12 тыс. чел. Функционировали молитвенные дома, проводились богослужения, отмечались праздники, собирались пожертвования. В 30-х гг. XX в. все новгородские баптистские общины были ликвидированы, молитвенные дома закрыты и отобраны у верующих. Мн. баптисты были арестованы и приговорены к отбыванию наказания в лагерях или к расстрелу.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Деятельность на ниве полевой библейской археологии сотрудников Императорского Православного Палестинского Общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Кроме " кабинетной " библейской археологии, привлекавшей результаты чужих исследований, в последней четверти XIX в. начинаются первые полевые исследования отечественных ученых. Основная роль в их проведении принадлежала основанному в 1882 г. Императорскому Православному Палестинскому Обществу, а также основанной  еще в 1849 г. Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В ИППО был учрежден специальный отдел ученых исследований и изданий, сотрудники которого восполнили существенный пробел в отечественной археологической деятельности на Ближнем Востоке, взяв на себя дело исследования и изучения палестинских древностей. Археологические исследования на русском участке в Иерусалиме производил в феврале 1864 г. французский ученый М. Вогюэ;  1865 г. - английский палестиновед и археолог К. Вильсон;  летом 1874 г. - француз К. Клермон-Ганно. Начальником РДМ в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) были сделаны следующие открытия: обнаружение остатков древних поперечных стен городской стены, колонн, арок, порога Судных врат. Некоторый вклад в археологические исследования Святой Земли внесли сотрудники основанного в 1894 г. Русского археологического института в Константинополе. Хотя основной областью интересов РАИК была византология, однако его ученые предприняли несколько археологических разведок по всему Ближнему Востоку, и даже провели раскопки на участках Русской Духовной Миссии, доставив богатый археологический материал работникам ИППО. Работы церковных авторов после 1917 года в области библейской археологии. Одним  из первых церковных систематизаторов был еп. Михаил (Чуб), не только тщательно собиравший материалы по кумрановедению, но и использовавший их в апологетических целях. Подобную направленность имела также работа в области кумрановедения диакона А. Покладова, привлекшего все доступные в его время и в его положении западные источники - работы Аллегро, Бэрроуза и Жана Даниелу.

http://bogoslov.ru/article/293744

В 31 описании представлены биографические данные различной степени полноты о епархиальных и викарных архиереях. В нек-рых описаниях они выделены в самостоятельные разделы (архангельское 1795 г., варшавское, орловское 1901 г., псковское, рязанское 1863 г., смоленское 1864 г., таврическое 1872 г., тамбовское 1861 г., тобольское, черниговские, ярославское, подольское 1862 г. и саратовское 1882 г.). В могилёвском, оренбургском и рижском описаниях каждому из архиереев посвящена отдельная статья. В др. описаниях сведения об архиереях входят в состав общих очерков епархий, иногда они ограничиваются лишь хронологическим списком преосвященных (волынское, вятское 1912 г., донское, екатеринбургское, минское 1864 г., орловское 1899 г., полтавское, таврическое 1887 г., тамбовское 1911 г., тверское, томское, уфимское, харьковское). В с.-петербургском описании 1869-1885 гг. биографии первых 5 архиереев даны в общем очерке епархии, а данные об остальных собраны в особый раздел. Адрес-календарные разделы (перечни учреждений духовного ведомства с их личным составом) имеются только в 6 описаниях (вятском, донском, омском, пензенском, подольском 1893 г. и тверском). Подобные сведения, к-рые быстро устаревали, обычно в епархиальные описания не включали, они присутствовали в описании прежде всего в епархиальных справочниках (памятных книжках и адрес-календарях). Иллюстративные и картографические материалы в описаниях встречаются сравнительно редко. Иллюстрации (преимущественно виды церквей и мон-рей) имеются в 11 описаниях, портреты (гл. обр. архиереев) - в 9, карты - в 11, планы и чертежи - в 1. Материалы для готовившихся, но так и не изданных до 1917 г. описаний нек-рых епархий имеются в ряде региональных архивов и музеев. Напр., в Вологодском гос. историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в фонде краеведов Н. И. и И. Н. Суворовых хранится неизданное описание Вологодской епархии, составленное в 1888-1896 гг. В Гос. архиве Астраханской обл. имеются материалы для историко-статистического описания Астраханской епархии (в 2015 изд.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010