12.7. Текст третьего казанского издания 1884 г., который был опубликован уже после кончины игумена Паисия (Ерина), последовавшей 26 августа 1883 г., повторяет текст второго издания, но в подборке святоотеческих текстов присутствует «Многополезное слово об авве Филимоне» (К-1884: 141–160) в русском переводе свт. Феофана Затворника , который затем был опубликован в III томе русского Добротолюбия. 13. Редакция Б. П. Вышеславцева 13.1. Массовая эмиграция из России в Европу после революционных событий 1917 г. и во время гражданской войны привела к непосредственному контакту западных христиан с носителями русской православной традиции и стала причиной их особого интереса и внимания к русской духовности. Уже в 1925 г. в берлинском издательстве «Petropolis» был опубликован перевод текста К-1884 на немецкий язык (Ein russisches Pilgerleben/Hrsg. v. Reinhold von Walter. B., 1925), который выполнил известный литератор и переводчик Рейнгольд фон Вальтер (1882–1965), сын протестантского пастора из Петербурга, проживавший с 1918 г. в Германии. В 1930 г. «Общество для распространения христианского знания» в Лондоне напечатало английский перевод текста К-1884 (The Way of a Pilgrim/Translated from the Russian by R. M. French. L., 1930), который выполнил англиканский священник Реджинальд Френч, ранее служивший в Петербурге. 13.2. В 1930 г., одновременно с выходом английского перевода, в парижском издательстве YMCA–Press было опубликовано первое русское заграничное издание рассказов странника (П-1930), подготовленное Б. П. Вышеславцевым и сопровождавшееся его вступительной статьей. Обращение к рассказам странника во многом определялось научным интересом Б. П. Вышеславцева к содержанию религиозного сознания Святой Руси и различным формам его проявления, а также было связано с изучением значения сердца в религии и в христианской мистике (Вышеславцев. 1929). В кратком предисловии издатель отмечал, что автор рассказов не только был мистиком, но и обладал «большим художественным даром», его «стиль изумителен в своей очаровательной старомодности и в эпическом спокойствии», его «мистическая жизнь является вместе с тем выражением русской души, русского характера» (П-1930: 1, 3, 6). Воспроизведенное в П-1930 цензурное разрешение из К-1884, которое должно было свидетельствовать о непротиворечии содержания публикуемого текста православному учению, указывает на использованный источник, однако в тексте издания имеются пропуски, а также редакторские изменения и сокращения, напр.:

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

82 Рамакришна (Гададхар Чаттерджи; 1836–1886) – реформатор индуизма, мыслитель и общественный деятель. Считал, что человечеству необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий. Высшую цель человеческой жизни видел в постижении Бога через безграничную к нему любовь и преданность, осуществляющемся не путём аскетического отречения от мира, а через выполнение человеком своих земных обязанностей. Служение Богу приравнивал к служению своему ближнему. 83 Новь. 1914. 3 мая. 91. С. 6; Новая Русь. 1910. 10 апреля. 98. С. 2. Объединены две статьи, имевшие одинаковое название. 84 Шершеневич В. Декларация о футуристическом театре//Шруба М. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890–1917 годов. Первая публикация: Новь. 1914. 26 апреля. 85 Ср. написанное Свенцицким тогда же: «В современной журналистике часто говорится о «кризисах», об «упадке». Призывы к «бодрости» звучат бессильно, сомнения же в будущем и сравнение нашей эпохи с эпохой упадка Римской империи, например, дышат полной искренностью. Эти сомнения относятся не только к русской жизни, но и к европейской, к современной культуре вообще. Пессимистам, изверившимся в возможности выхода из всяческих «кризисов», надо помнить, что «выродилась» ничтожная кучка «правящих классов», что «от нравственности к безнравственности, от безнравственности к отчаянию» пришли «господа», а народ, можно сказать, ещё и не начинал жить " (Новь. 1914. 20 апреля. 81. С. 3). 87 Так называлась статья H. К. Михайловского из цикла «Записки современника» (1882): «Как бывает никелированная или посеребрённая медь, например, так бывает и гамлетизированный поросёнок. ...Поросёнку приходит в голову странная на первый взгляд мысль спрятать свою грязную щетину и свой хвостик винтом под чёрную бархатную одежду, надеть шляпу с пером, принять меланхолический вид и, выйдя на площадь, объяснить мимоходящей публике: «Я – датский принц Гамлет...» Гамлетом он от этого, конечно, не станет, а будет гамлетизированным поросёнком». 90 В пьесе Г. Ибсена «Бранд» (1865) главный герой приносит в жертву Богу память о своём умершем сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

1914 Вадимом много занимались в семье Аксаковых осенью и зимой 1829 года. Об этом свидетельствует Иван Сергеевич в своем «Очерке семейного быта Аксаковых» («много возни бывало с Вадимом, либретто которого, взятое из известной поэмы Жуковского, сочинено было, если не ошибаюсь, Шевыревым, – с. 20)». О том же говорится в письмах Погодина к Шевыреву, откуда видно также, что первый – неудачный – автор либретто был Верстовский, а затем поэму из оперы переделывали в мелодраму для Мочалова (см. письма от 26 и 30 сентября 1829 года. Русский Архив. 1882, кн. 3-я, с. с. 112 и 115). – По этим письмам видно также, что в то время Вадим исправлял обязанности «российского Вильгельма Телля», в полную и сознательную параллель к шиллеровскому, только что появившемуся тогда в плохом переводе Раича. Константину Аксакову тогда было 12 лет; конечно, он был в курсе всех этих дел, и добродушно-ласковая ирония, с какой изображен им Вадим в его сказке, написанной в зрелые годы, – след сильного влияния на него этого образа в детстве. (Дельнейшие сведения о Вадиме дает Г. Карасик: Образ Вадима в русской литературе. Сочин. Пушкина. Изд. Брокгауза-Ефрона. Т. 2, с. с. 594–598, и проф. Абрамович Д. в I т. Полн. собр. сочин. Лермонтова. Академич. Библ. Русск. Писат. Вып. 2-й, с. с. 395–398). 1915 О древнем быте славян вообще и русских в особенности. Полное собрание сочинений К.С. Аксакова. М., 1861, т. I, с. 315. 1917 Кроме обольщения от самого Антихриста, не видно в Апокалипсисе другого подобного состояния мира христианского; ибо выше сначала, как знаем, идет откровение об Иудеях, далее – гонителях язычниках, о еретиках, о магометанстве, о папстве, а ниже после гибели зверя, преобладание которого изображается в 13 гл. Боговраждебная на земле ложь указуется уже в явлении самого Антихриста. 1918 В частности о конце XVII и о XVIII веках желающими предлагаем прочитать из одной французской книги, имевшей предметом своим уследить и изобразить развитие антихристианства на Западе: «Христос перед судом века». Здесь в своей наготе и безобразии представляются провиденные Тайнозрителем зверообразные черты обоготворенного разума и, в особенности, хульные его уста, данные этому губительному Духу времени на собственную его пагубу и осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРТМАН [нем. Hartmann] Николай фон (20.02.1882, Рига - 9.10.1950, Гёттинген), нем. философ, создатель т. н. новой онтологии. Окончил гимназию в С.-Петербурге. После годичного изучения медицины в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония) занимался классическими языками и философией в С.-Петербургском ун-те; бакалавр филологии (1901). В 1905 г. переехал в Марбург, где продолжил образование у Г. Когена и П. Наторпа (к-рого сменил на кафедре в 1922). В 1907 г. стал д-ром философии, в 1909 г.- приват-доцентом. Участник первой мировой войны. С 1917 г. экстраординарный, с 1920 г. штатный профессор Марбургского ун-та. С 1925 г. профессор в Кёльнском, с 1931 г.- в Берлинском, с 1945 г. и до конца жизни в Гёттингенском ун-тах. Г., находившийся под влиянием неокантианства, Э. Гуссерля , М. Шелера и принадлежавший вначале к Марбургской школе, одним из первых философов в XX в. утвердил положение о первенстве сущего и онтологии относительно сознания и гносеологии, отойдя, т. о., от теоретико-познавательных установок неокантианства. Этот поворот к философскому реализму обосновывается в работе «Основные черты метафизики познания» (Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis, 1921) анализом интенциональности сознания, к-рое через свои предметные данности указывает на нечто в себе и для себя сущее вне сознания (Grundzüge... 1949. S. 44-47, 320-322; Neue Wege der Ontologie. S. 107). Тем самым не только устанавливается связь реального субъекта с реальными объектами, но и посредством анализа последних открывается путь к учению о бытии (онтологии), к-рое философ подразделяет на идеальное (охватывающее субъекты) и реальное (обнимающее объекты). К последнему относится все имеющее индивидуальный, временной и процессуальный характер, причем реальное бытие является по структуре слоистым и каждому слою в свою очередь также присуще ступенчатое, или слоистое, строение. Идеальному присущи вневременность, неизменность и всеобщность. Структуры идеального бытия в отличие от реального автономны, не образуют иерархии низших и высших слоев; оно включает в себя 4 сферы бытия: математических величин и отношений, идеальных сущностей (онтологических принципов, законов и категорий),- к-рые воплощены в реальности ввиду ее внутренних законов и структур,- и, наконец, логических форм и ценностей (Ibid. S. 37-40). По Г., структура действительности частично соответствует структуре познания, однако полное совпадение между ними невозможно. Процесс познания только увеличивает полноту и глубину «схватывания» реальности, но никогда ее не исчерпывает (Grundzüge... S. 266, 362). Г. в противовес Гуссерлю (вычленявшему сферы бытия через сознание и внутри его) считал, что сфера бытия шире, чем сфера мышления.

http://pravenc.ru/text/161714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЮРКГЕЙМ [франц. Durkheim] Эмиль (15.04.1858, Эпиналь - 15.11.1917, Фонтенбло), франц. социолог и философ, автор ряда работ по религиеведению. Биография Род. в семье раввина. С детства изучал евр. язык, Свящ. Писание и Талмуд, но постепенно стал отходить от ортодоксального иудаизма, интересовался католицизмом. Однако не крестился и оставался агностиком. В 1879 г. с 3-й попытки поступил в Высшую педагогическую школу (École Normale Supérieure) в Париже, где учился вместе с А. Бергсоном . Среди преподавателей были историк-античник Э. Фюстель де Куланж и философ Э. Бутру. Окончив Высшую педагогическую школу в 1882 г., неск. лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885-1886 гг. в научной командировке в Германию ознакомился с состоянием исследований и методикой преподавания философии и социальных наук, особенно важным для Д. оказалась встреча с психологом В. Вундтом. В 1887 г. Д. был назначен преподавателем социальной науки и педагогики на филологическом фак-те ун-та г. Бордо, в 1896 г. возглавил кафедру социальной науки - по сути 1-ю кафедру социологии во Франции. В 1896 г. Д. основал 1-й франц. социологический журнал - «L " Аппéе sociologique» (1-й вып. вышел в 1898), редактором к-рого работал до 1913 г. Сотрудники журнала и последователи Д. составили ядро т. н. франц. социологической школы, занимавшей ведущее место в европейской социологии 1-й пол. ХХ в. (в нее входили социолог и этнолог М. Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя), социологи С. Бугле, Ж. Дави, М. Хальбвакс, экономист Ф. Симиан, правоведы Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен, лингвисты А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес, синолог М. Гране и др.). Коллективная форма научной работы, характерная для школы Д., была новым явлением в академической сфере, отличавшимся от прежних форм, основанных на отношении учитель-ученик. В 1902 г. Д. стал профессором в Сорбонне, возглавив кафедру науки о воспитании (впосл. науки о воспитании и социологии). Мн. работы Д. являлись продолжением его лекционных курсов.

http://pravenc.ru/text/180834.html

Вручение Макариевских премий в области естественных наук за 2022 год 24 ноября 2022 года 24 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в области естественных наук за 2022 год.  Созданная в 1867 году по завещанию митрополита Макария (Булгакова; 1816-1882) с целью «поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий…», Макариевская премия остается одной из самых известных премий России. Как и до 1917 года, сегодня она вручается не только богословам, но и ученым других специальностей за выдающиеся достижения в различных областях знаний и фундаментальных наук, за лучшие научные исследования в области российской истории и истории Русской Православной Церкви. С 2018 года Макариевская премия вновь присуждается лауреатам в области естественных наук в трех номинациях.  По традиции церемония состоялась в конференц-зале президиума Российской академии наук в Москве.  У главного подъезда здания президиума РАН Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали президент Российской академии наук академик Г.Я. Красников и председатель  Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий .  В кабинете президента РАН состоялось краткое совещание соучредителей и представителей соучредителей  Макариевского фонда , в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, президент РАН академик Г.Я. Красников, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы А.Н. Горбенко и митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Прямая трансляция церемонии вручения осуществлялась на телеканалах  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  Председатель Макариевского фонда митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий обратился к собравшимся с приветственным словом.  Затем участников торжественного акта  приветствовал  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

http://foto.patriarchia.ru/news/vrucheni...

Позднее, в 1882 году, касаясь снова тех же тем, Аксаков писал в газете «Русь»: «Раз возникнет самостоятельное бытие приходской общины, она, эта община, не замедлит сделаться ячейкой общественного или земского организма... Может быть, приходом заменится со временем и настоящая волость, но сперва следует восстановить приход в смысле чисто церковном, а потом уже дело покажет – станет ли он вместе с тем и земскою единицею». Если приход станет земской единицей, то «отчего же и учреждение церковно-приходских школ не может стать общим делом Церкви и земства?» С возвращением прихода развитие религиозной самодеятельности сделает излишней опеку государства над Церковью, которая уступит место религиозной свободе, ограничиваемой властью лишь в случаях, когда под религиозной формой маскируются враждебные государству политические цели 265 . Взгляды Аксакова на отрицательное влияние петровских преобразований на религиозную жизнь русского народа получили развитие у деятелей второго поколения славянофилов: Д. Ф. Самарина , А. А. Киреева, С. Ф. Шарапова. Начиная с 1897 года выходит ряд сочинений тавасттусского губернатора А. А. Папкова , приобретшего репутацию «исследователя церковного прихода». Эта репутация оправдывается хотя бы списком трудов Папкова на эту тему за пять лет: 1897 г. – «Древнерусский приход». 1898 г. – «Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в России». 1899 г. – «Упадок православных приходов в России». 1900 г. – «Начало возрождения церковно-приходской жизни». 1901 г. – «Православные приходы в Финляндии». 1902 г. – «Церковно-общественные вопросы в эпоху Царя-Освободителя». 1902 г. – «Необходимость обновления православного церковно-общественного строя». 1902 г. – «Необходимость преобразования в выборе и положении церковного старосты». Большие надежды на осуществление этих замыслов породил царский манифест 26 февраля 1903 года. В этом манифесте говорилось, хотя и в несколько неопределенных выражениях, о намерении расширить роль и значение Церкви в государственно-общественной жизни. Манифест, в частности, провозглашал, что правительство намерено «продолжать деятельное проведение в жизнь мероприятий, направленных к улучшению имущественного положения православного сельского духовенства... усугубляя плодотворное участие священнослужителей в духовной и общественной жизни их паствы». По-видимому, к тому же самому манифест возвращается несколько ниже, где речь идет о преобразовании губернского и уездного управления и «удовлетворении многообразных нужд земской жизни трудами местных людей, руководимых сильной закономерной властью». Манифест обещает далее «поставить задачей дальнейшего упорядочения местного быта сближение общественного управления с деятельностью приходских попечительств при православных церквах там, где это представляется возможным».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Удивительно, но факт: со дня появления первых томов «Истории» прошло почти полтораста лет, а издания источников, подготовленные митрополитом Макарием, в целом ряде случаев остаются незаменимыми или даже единственными . В принципиальной выверенности исследовательского подхода и оценок, в доскональном владении огромным «живым» рукописным материалом — непреходящее значение труда митрополита Макария. Разумеется, это вовсе не означает, что каждое слово, каждая дата, всякий тезис историка непогрешимы. Наука не стоит на месте, что прекрасно понимал и сам митрополит Макарий. В своих работах, выходивших после издания первых трех томов «Истории» и в период подготовки последующих, автор обращался к своим церковным и светским коллегам с призывом: «Критики! Побольше критики!». Вполне понятно, что немало отдельных положений и выводов митрополита Макария оказались впоследствии уточнены или даже пересмотрены в свете новых исторических данных. Да иначе и не могло быть. Ведь надо помнить, что в то время, когда автор работал над своей фундаментальной «Историей», состояние мировой и отечественной исторической науки во многих областях было отнюдь не процветающим. Взлет византиноведения был еще впереди, русская церковная археология делала первые шаги, древнерусское иконописание в его подлинном виде оставалось еще практически неизвестным и т. д. Поэтому естественно, что текст митрополита Макария во многих случаях требует современного комментария, не говоря уже о том, что он его заслуживает. Комментарий в нашем издании давался, как правило, только тогда, когда точка зрения автора, предлагаемая им датировка или т. п. нуждались в исправлении или уточнении в свете новых данных. При ином подходе комментарий рисковал бы превратиться в рыхлый и неизбежно слишком пространный обзор современной историографии по каждой из бесчисленных конкретных тем, затронутых в труде митрополита Макария .  Приселков М. Д. Митрополит Макарий (Булгаков) и его «История Русской Церкви» (1816–1882)//Русский исторический журнал. 1918. Кн. 5.  Абрамович Д. И. О трудах митр. Макария в области древнерусской литературы//Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности АН. 1917. Кн. 2.  Комментарии к настоящей книге «Истории Русской Церкви» составлены А. В. Назаренко. Комментарии обозначаются цифрами со звездочкой в квадратных скобках. Переводы иноязычных текстов выполнены И. И. Маханьковым. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435783/

Все это грозило обрусением и, в конечном счете, идеей единения с православной Малороссией и Москвой. Вена и Ватикан начали спешно готовить Галицию на роль “украинского Пьемонта” в преддверии мировой войны. Надо было превратить русинов и галичан в украинцев, дать им лозунг всеукраинского единства, но с антирусским вектором, который, в случае победы австро-германского блока в грядущей войне, сулил уже отрыв всей Малороссии от России. Этим занималась " украино-австрийская партия " , одним из лидеров которой был австрийский граф и офицер, католик, будущий униатский митрополит Андрей Шептицкий, который начертал меры по извращению исторического сознания православных малороссов Российской империи с тем, чтобы «как только победоносная Австрийская армия вступит на территорию русской Украйны… эти области возможно полнее отторгнуть от России и придать им характер области национальной, от России независимой, чуждой державе царей». Этот план на немецком языке был обнаружен в замурованном архиве Шептицкого во Львове и напечатан в газете «Общее дело» в Петрограде в 1917 году. Уже в 1882 году в ответ на культурный русофильский подъем в подвластных ей областях Австро-Венгрия начала репрессии против священников и мирян, переходивших в православие, и даже против говоривших по-русски. В 1914 году с началом Первой мировой войны начались судебные процессы над закарпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в православие (более 90 человек осуждены, тысячи же крестьян годы жили на осадном положении). В одном из концлагерей в Австрии – в Талергофе, было уничтожено более 60 тыс. человек, более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было убито после первого отступления русской армии, в том числе около 300 «ненадежных» униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Кто же совершал эти репрессии? По словам галицких православных историков, оказавшихся в зарубежье, «австро-мадьярский террор, охвативший прикарпатскую Русь», осуществляли не кто иные как «братья, вырекшиеся от Руси, ставшие не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими палачами родного народа». Именно «Прикарпатские униаты были одними из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны» – пишет П. Гардый в книге, выпущенной в Нью-Йорке в 1960 году. Они уже в 1912-1914 годах, когда не было ни большевиков, ни сталинских репрессий, воевали вместе с австрийцами против православных малороссов и русских, мечтая оторвать всю православную Малороссию и подчинить ее их галицийской москвофобской форме украинства. Все это рушит мифы о том, будто бы бандеровцы УПА и ОУН боролись с Советами.

http://pravoslavie.ru/5154.html

Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в т. ч. вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899-1917), воссоздавшим структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, открытие Ч. Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В нач. XX в. появилась хеттология: в 1906 г. нем. ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чеш. ученый Ф. Грозный. С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами , содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70-80-х гг. XX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское об-во, лютеран. Германский Палестинский союз (1877), рус. Православное Палестинское об-во (1882), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894), францисканская Библейская школа, а позже «школы» в Иерусалиме (Германский евангелический ин-т изучения древностей Св. земли, Американские школы исследований Востока (1900), Британская археологическая школа в Иерусалиме (1919)), они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиц. реконструкцию исторической географии Палестины, что привело к созданию классического труда Дж. Смита (The Historical Geography of the Holy Land. N. Y., 18973).

http://pravenc.ru/text/Археология ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010