Морев Иоанн Васильевич (1860–1935), протоиерей Морозов Евгений Львович (1861-?) Москвин Иван Михайлович (1890 – расстрелян 1937) Муллер Лев Александрович (1887-?), протоиерей Муравьев Василий Николаевич (1866–1949) – см.: Серафим Вырицкий , св. Муха Н. И. Мыльникова Матрона Петровна († 1911) Н Неофит (Осипов Николай Александрович; 1875 – расстрелян 1937), архимандрит Нестеров Ф. П. Нестор (Анисимов Николай Александрович; 1884–1962), митрополит Никандр (Молчанов Николай Дмитриевич; 1852–1910) – епископ Нарвский в 1891–1895; впоследствии архиепископ Литовский и Виленский Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), епископ; впоследствии – митрополит Ташкентский Никанор (Надежин Николай Алексеевич; 1858–1916), епископ Никиташин Симеон Семенович, протоиерей Никитин – семинарист, арестованный в январе 1908 Никитин Иоанн Григорьевич (1880–1938), протоиерей Никодим, св. (Кононов Александр Михайлович ; 1871–убит 1918/19), епископ-священномученик Николаев Александр Сергеевич; 1875-?) Николаевский Павел Васильевич – священник, преподаватель Каргопольского ДУ Николай II Александрович (1868 – расстрелян 1918) – император Всероссийский в 1894–1917, страстотерпец Николай Николаевич Старший (1831–1891), великий князь, сын императора Николая I Николай (Зиоров Михаил Захарович; 1851–1915), архиепископ Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич; 1891–1961), митрополит Никон (Минов; 1605–1681), Патриарх Московский и всея Руси Никон (Рождественский Николай Иванович ; 1851–1918), архиепископ Никон (Софийский Николай Андреевич; 1861–убит 1908), архиепископ Нильский Иван Федорович (1834–1894), профессор Новицкий Юрий Петрович (1882– расстрелян 1922), св. мученик О Образцов Михаил Степанович (1881–1959), протоиерей Огнев Димитрий Федорович (1863-?) Ольга Александровна (1882–1960), великая княгиня, сестра императора Николая II Ольденбургский Александр Петрович (1844–1932), принц Орнатский Философ Николаевич (1860 – расстрелян 1918), протоиерей- священномученик Орфинский Иван Владимирович (1828–1893)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Муромцева-Бунина Вера Николаевна (1881–1961), жена И. А. Бунина 86, 215, 498, 500 о. Н., старец 405 Набоков Владимир Владимирович (1899–1977), писатель 341 Надежда Ивановна, знакомая М. М. Пришвина по Ельцу 179 Назаров Егор Иванович (1848 или 1849–1900), поэт, прозаик, краевед 138 Налепин Алексей Леонидович (р. 1946), литературовед 26, 495 Наполеон Бонапарт (1769–1821), французский император 158, 265 Нацкий Д. И., елецкий знакомый М. М. Пришвина 23 Некрасов Николай Алексеевич (1821–1877/1878), поэт 161, 302, 356 Некрасова Ксения Александровна (1912–1958), поэтесса 474 Нерон, римский имп. (37–68) 13 Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942), живописец 47, 387, 436 Нестор (XI нач. XII bb.), древнерусский писатель, летописец 443 Никитин Иван Саввич (1824–1861), поэт 10 Никитин Николай Николаевич (1895–1963), писатель 480 Николай Первый, имп. (Романов Николай Павлович) (1796–1855) 15, 94, 215, 243, 395 Николай Второй, имп. (Романов Николай Александрович) (1868–1918) 15, 149–150, 307 Никольский Валентин Михайлович (1923–1988), художник, знакомый М. М. Пришвина в 40—50е гг. 474 Николюкин Александр Николаевич (р. 1928), литературовед 496 Ницше Фридрих (1844–1900), немецкий философ, писатель 38, 419 Новиков-Прибой (наст. фам. Новиков) Алексей Силыч (1877–1944), писатель 233, 360, 371, 475 Носов Евгений Иванович (1925–2002), писатель 10 Обатнина Е. Р., литературовед 500, 529 Оксман Юлиан Григорьевич (1894–1970), литературовед 355—356 Онучков Николай Евгеньевич (1872–1942), этнограф 93, 525 Орешин Петр Васильевич (1887–1938), поэт 214 Оруэлл Джордж (наст. имя Эрик Блэр) (1903–1950), английский писатель и публицист 262, 319, 328 Оршанко Петр Семенович, флотский капитан, друг М. М. Пришвина 471, 474 Островский Николай Алексеевич (1904–1936), писатель 272 Павловна см. Пришвина Ефросинья Павловна Пайпс Ричард (р. 1923), американский политолог 209 Панферов Федор Иванович (1896–1960), писатель, главный редактор журнала «Октябрь» 360, 374, 377, 379–380, 457–458, 528 Паскаль Блез (1623–1662), французский религиозный философ, писатель, математик и физик 36

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Платонова Марфа, урожденная Нейглик (1889–1964), художница. Проживала в Хельсинки. Овдовела в 1921 г. Присоединилась к Православной Церкви в 1948 г., в крещении названа Марией. Работала над проектами декораций и костюмов для Шведского театра и Национального оперного театра Хельсинки. Искусно писала портреты. После принятия Православия занималась иконописью. Участвовала в создании иконостасов для ряда церквей и часовен по всей Финляндии, возводимых за государственные средства после войны. Состояла в дружеских отношениях с семьей Коллиандер. Была духовной дочерью иеромонаха Луки (Земскова). Порфирий, иеромонах, настоятель Трифоно-Печенгского монастыря (1916). Рагнер Виир, врач. Родился в Эстонии. В настоящее время на пенсии, проживает в Хельсинки (Финляндия). Защитил докторскую диссертацию, преподавал в эстонском университете. Райло Лидия (около 1935–1976). Помощница отца Иоанна. Ухаживала за ним в последние дни его жизни. Рафаил (Александр Иванович Мудров; 1881–1936), иеродиакон. Родился в д. Великий Остров Пудожского уезда Олонецкой губ. 1 сентября 1910 г. поступил в Валаамский монастырь. 30 июня 1914 г. зачислен в послушники. 19 марта 1921 г. пострижен в монашество. 1 июля 1928 г. рукоположен во иеродиакона. Его послушанием была рыбная ловля. Подвизался в Сергиевском скиту. Родион (Роман Майоров; 1873–1961), иеродиакон. Из крестьян Олонецкой губ. 31 августа 1900 г. поступил в монастырь. 17 февраля 1907 г. зачислен в послушники. 7 апреля 1911 г. пострижен в монашество. 24 июня 1915 г. рукоположен в иеродиакона. Проходил клиросное послушание в монастыре и при монастырском подворье в Москве, послушание экклесиарха, был занят в священнослужении. Выполнял работу хлебореза и хлебораздатчика на братской трапезе. Роман (Семен Антонович Есаков; 1872–1955), монах. Родился в Рязанской губ. 29 июля 1900 г. поступил в монастырь. 10 марта 1908 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. Проходил разные послушания при монастырском подворье в Москве, в Авраамиевском и Предтеченском скитах; трапезным. С 1930 г. был пономарем в монастырском соборе. В 1939 г. заведовал Сердобольским подворьем. В Папинниеми раздавал хлеб в монастырской трапезной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI–XIII вв.: исследования, тексты, переводы/Н. В. Понырко. СПб., 1992. С. 11–18. Порфирьев И. Я. Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии: в 3-х ч./ И. Я. Порфирьев , А. В. Вадковский, Н. Ф Красносельцев. Казань, 1881–1898. С. 8–9, 44–45, 59–61, 66–67. Райк Е. К. К вопросу о делении часа у Кирика Новгородца/Е. К. Райк//Историко-математические исследования. М., 1965. Вып. 16. С. 187–189. Райнов Т. И. Наука в России XI–XVII вв./Т. И. Райнов. М.; Л., 1940. С. 104–106, 187–188, 477. Розов Н. Н. Русские Служебники и Требники/Н. Н. Розов//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога. М., 1976. Вып. 2, ч. 2. С. 327. Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV–XVII вв./А. А. Романова. СПб., 2002. С. 258–264. Романова А. А. Фрагмент «Учения им же ведати человеку числа всех лет» в рукописи Кирилло-Белозерского собрания/А. А. Романова//V международная научная конференция: 23–24 нояб. 1998 г.: тез. докл./Междунар. акад. информатизации. Отдние информац. технологии в печати. М., 1998. С. 24–26. Рыбников К. А. История математики/К. А. Рыбников. М., 1960. Ч. 1. С. 116. Рукописные книги собрания М. П. Погодина. Каталог. Л., 1988. Вып. 1. С. 173–176. Святский Д. О. Очерки истории астрономии в Древней Руси/Д. О. Сятский//Историко-астрономические исследования. М., 1961. Вып. 6. С. 97. Селешников С. И. История календаря и хронология/С. И. Селешников. М., 1970. С. 55. Сидоров Н. И. Рукописи Императорской археографической комиссии. Первое прибавление/Н. И. Сидоров. СПб., 1907. С. 13–17. Симонов Р. А. Археологическое подтверждение использования на Руси в XI веке архаического абака («счета костьми»)/Симонов Р. А//Истоки русской культуры: (археология и лингвистика): Материалы по археологии России. М.: Информ. издат. агентство «Русский мир». Вып. 3. С. 178–196. Симонов Р. А. Берестяная грамота 342 разъясняет темное место у Кирика Новгородца/Р. А Симонов//Советская археология. 1973. 2. С. 83–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

«Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея/Авт.– сост. отдела иконописи Н. Пивоварова, И. Шалина, Т. Вилинбахова, А. Мальцева , И. Соловьева, И. Сосновцева, Н. Турцова, М. Федосеева. СПб., 1995. Проблемы современной церковной живописи. Материалы конференции. М., 1997. Протасов Н.Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя (Изображения Св. Гроба). Сергиев Посад, 1913. Псковская икона XII-XVI веков. СПб., 1993. Пуцко В.Г. Некоторые замечания о росписях Успенского собора во Владимире. (К иконографии Страшного Суда)//Древнерусское искусство XV-XVII веков. Сборник. М., 1981. Пуцко В. Ранние произведения Симона Ушакова//Искусство, 1989. 11. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975. Рафаил (Карелин), архимандрит. О языке православной иконы. СПб., 1997. Религиозный Петербург/Альманах. Вып. 106. СПб., 2004. Ретковская Л.С. Вселенная в искусстве Древней Руси//Труды Гос. Исторического музея. Памятники культуры. Вып. 38. М., 1961. Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVII века//Записки Императорского Археологического общества. Т. 8. СПб., 1856. Ровинский Д.А. Русские граверы и их произведения с 1564 до основания Академии художеств. М., 1870. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Кн. 1–5. Атлас. Т. 1–7. СПб., 1881–1893. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886–1889. Т. 1–4. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв./Сост. Д.А. Ровинский. СПб., 1895. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. 2-е изд. СПб., 1903. Розанов Н.Д. Древние и другие особо замечательные предметы в приходских церквах г. Москвы//Древности. Труды Московского Археологического общества. Т. 4. Вып. 1–3. М., 1874. Розанова Н.В. Ростово-Суздальская живопись XII–XVI веков. М., 1970. Розова Л. Искусство холуйской миниатюрной живописи. Л., 1970. Русская живопись XVII–XVIII веков: Каталог выставки/Сост. Т.А. Ананьева, Н.Г. Бекенева, А.С. Логинова. Ред.сост. С.В. Ямщиков. Л., 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 629—630; ср.: М., 1962. Т. 1. Стб. 390—391. Приселков М. Д.Очерки.. . С. 309. Русские достопамятности. Ч. 1. С. 61—72. Vodoff W.Remarques sur le valeur du term «tsar» applique aux princes russes avant le milieu du XV siecle//Oxford Slavonic papers. 1978. Vol. XI. P. 1—36. В грамоте князю Андрею Боголюбскому константинопольский патриарх Лука (ок. 1168) называет своего адресата «преблагородивый княже ростовский и суздальский», а киевского князя «великим князем всеа Руси» (РИБ. Т. VI. Стб. 63, 66). Приселков М. Д.Очерки... С. 203. «Блаженны и приснопамятны всея Рускыя земли князь Ярослав, нареченный в святем крещеньи Георьгий, сын Владимирь... восхоте создати церковь в свое имя святого Георгия... И тако вскоре конча церковь и святи ю Ларионом митрополитом месяца ноября в 26 день, и сотвори в ней настолование новопоста-вимым епископом и заповеда по всей Руси творити праздник святого Георгия... » (Проложное сказание на 26 ноября; см.: Каргер М. К.Древний Киев. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 234). О значении термина «настолование» см.: Макарий (Булгаков).История русской церкви. СПб., 1881. 2-е изд. Т. 1. Прил. 4. С. 275. «И съвъкупише сбор иереискыи, митрополита же в то время не бяше, и рекоша Мстиславу: на ны будеть тот грех» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 291. 1128 г.). НПЛ. С. 216; ср. также: С. 29—30. Там же. С. 30, 217. А. С. Хорошев справедливо считает 1158 год «годом торжества одного из важнейших республиканских принципов, оформившегося в ходе антикняжеской борьбы новгородцев предшествующих десятилетий» (Хорошев А. С.Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 35). НПЛ. С. 231—232 (в Синодальном списке указаний на процедуру выбора нет). Рассказ о такой же процедуре в 1229 г. см.: Там же. С. 274—275. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 152. Истрин В. М.Очерки истории древнерусской литературы домосковского периода (XI—XIII вв.). Пг., 1922. С. 4; Мещерский Н. А.Источники и состав древней славянско-русской переводной письменности IX—XV вв. Л., 1978.

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

С. 2. 93, 94, 231, 258 Иоанн (Снычев Иван Матвеевич); (9 октября 1927 – 2 ноября 1995). В 1942 окончил 7 классов средней школы г. Сорочинска и поступил в Орский Индустриальный техникум. В 1944 призван в Советскую армию, а по окончании войны вернулся в Чкаловскую область. В августе 1945 посвящен во иподиакона. 7 июня 1946 пострижен в рясофор с оставлением того же имени. 9 июня рукоположен во иеродиакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора г. Чкалова, 14 января 1948 рукоположен во иеромонаха. В 1949 поступил во второй класс Саратовской ДС, по окончании ее в 1951 поступил в Ленинградскую ДА, которую окончил в 1955 году со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. 8 октября 1956 пострижен в мантию и определен преподавателем Минской ДС. 15 октября 1957 переведен личным секретарем архиепископа Чебоксарского Мануила (Лемешевского) , и был назначен штатным священником кафедрального собора Чебоксар. С 1 сентября 1959 – помощник инспектора и преподаватель Саратовской ДС. С 15 сентября 1960 – ключарь Покровского кафедрального собора Куйбышева. 2 апреля 1961 возведен в сан игумена, 25 апреля 1964 – в сан архимандрита. С 12 декабря 1965 – епископ Сызранский, викарий Куйбышевской епархии, с 20 марта 1969 – епископ Куйбышевский и Сызранский, с 9 сентября 1976 – архиепископ, с 20 июля 1990 – митрополит Ленинградский (с 25 сентября 1991 Санкт-Петербургский) и Ладожский. 4 февраля 1966 магистр богословия Московской ДА («Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – «григориангский», «иосифлянский», «викторианский» и другие; их особенности и история», изд. Сортавала. 1993), постановлением Совета Ленинградской ДА от 1 февраля 1988 «за совокупность церковно-исторических и богословских трудов» удостоен степени доктора церковной истории (докторский крест вручен 12 мая 1988). Иоанникий (Дьячков Иван Иванович); (11 ноября 1857 – ?). Окончил Вятскую ДС (1881) и определен псаломщиком, с 1884 – учитель Макарьевского начального народного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свято-Ильинский русский скит при монастыре Пантократор основан в 1757 г. прп. Паисием (Величковским) на месте разрушенной одноименной келлии. Преподобный Паисий построил храм, трапезу, странноприимный дом, а также хозяйственные здания и братские кельи. Вскоре число братии достигло нескольких десятков человек. Не имея возможности содержать их, прп. Паисий в 1763 г. уехал в Валахию, взяв почти всех иноков с собой. После их отъезда в скиту стали селиться черноморские казаки. В 1806 г. при настоятеле старце Афанасии был построен соборный храм во имя пророка Илии. В 1821–1830 гг., во время греческого восстания и последующей оккупации Афона турецкими войсками, настоятель иеромонах Парфений пребывал в России со всеми святынями скита, разоренного турками. В 1841 г. настоятелем стал иеромонах Паисий, при котором было построено несколько зданий и церквей, число братии постигло 130 человек. В 1881 г. произошла закладка нового собора, строительство которого закончилось перед Первой мировой войной. Во второй половине XIX в., с открытием подворий в Одессе и Константинополе, скит начал принимать большое количество паломников из России и издавать массовыми тиражами душеполезную литературу. В начале XX в. в скиту подвизалось более 500 монахов, но к 1961 г. их осталось лишь 10. В это время Русская Православная Зарубежная Церковь отправила в скит своих иноков. К 1992 г. в скиту проживало пять монахов. Сохранился собор и девять церквей. 20 мая 1992 г., по требованию Синода Константинопольского патриархата, греческая полиция выдворила за пределы Святой Горы насельников Ильинского скита за непоминовение имени Вселенского патриарха, принадлежность к старостильному расколу (в котором пребывает часть афонских монахов) и контакты с Русской Зарубежной Церковью. Акт, узаконивший это деяние, подписали все члены Протата, кроме антипросопа Пантелеимонова монастыря (см.: Николай, иером. О событиях на Афоне 7–8 мая ст. ст. 1992 г./Мир Божий. М., 1996, 1. С. 10–21). Просьба Святейшего Патриарха Алексия II заселить опустевший скит иноками из России осталась без внимания. Часть имущества скита расхитили, а сам скит перешел в ведение своего кириархического монастыря Пантократора и вскоре был заселен греками. В скиту хранились: часть Животворящего древа Креста Господня, часть пелены Богомладенца Иисуса, часть ризы Богоматери, левая стопа ап. Андрея Первозванного, а также частицы мощей Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Иакова Алфеева, Фомы, Луки, Тимофея, архидиакона и первомученика Стефана, св. Марии Магдалины и множество др., всего более 80 частиц. Каракалл

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, расположенная в южной части Киева, на правом высоком берегу Днепра, была основана прп. Антонием Печерским в 1051 г., когда в подземных пещерах поселились первые монахи. С умножением братии над пещерами была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы и новые кельи. Великий князь Изяслав Ярославович отдал монастырю, получившему название Печерского, всю гору над пещерами, которые после переселения братии в большой монастырь были обращены в усыпальницу для монахов. Со временем надземная обитель стала называться Верхней лаврой, а склоны горы и пещерный холм – Нижней; причем пещерки и кельи, где подвизался прп. Антоний, обрели имя Ближних пещер, а старый пещерный монастырь – Дальних. С конца XI в. в монастыре велась летопись, началось каменное строительство, возникла архитектурная школа, чье влияние испытывали все восточнославянские земли. Монастырь часто подвергался нападениям и разорениям от половцев и татар, приходил в запустение, но каждый раз довольно скоро восстанавливался. С 1596 г. монастырь возглавил борьбу против унии; в его типографии (1595) печатались богослужебные и полемические книги. В 1620 г. прибывшие в Киев восточные иерархи совершили в монастыре ряд архиерейских хиротоний, восстановив православный епископат и заменив отпавших в унию. Митрополит Петр Могила основал здесь училище, впоследствии соединенное с братским училищем и послужившее началом Киево-Могилянской коллегии (1632). В 1688 г. монастырь первым из русских обителей получил статус Лавры, войдя в ведение патриарха Московского. С 1786 г ее настоятели – киевские митрополиты. В 1881 г. настоятелем Лавры был Киевский митрополит Филофей (Успенский, † 1882), которого в 1882 г. сменил митрополит Платон (Городецкий) . В 1920-х гг. Лавра была упразднена. На ее территории возник один из крупнейших музеев СССР. Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. в Нижней лавре начал действовал монастырь, однако в 1961 г. его вновь закрыли. В 1988 г. монашеская жизнь возродилась в Дальних пещерах, а в 1989 г. Церкви возвратили Ближние пещеры. На территории Нижней лавры, ставшей единым монастырем, открылась Семинария, а позднее и Киевская Духовная академия. Верхняя лавра остается в велении музея-заповедника. В Лавре было 20 церквей. Главный Успенский собор (Великая церковь ), построенный в 1089 г., был взорван 3 ноября 1941 г. На всю высоту вместе с куполом уцелел придел ап. Иоанна Богослова, частично сохранились опорные столбы и алтарная часть южного нефа древней сердцевины храма, примыкающая к указанному приделу. В настоящее время ведется восстановление святыни. Константинополь

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Серафим ( Лукьянов Александр Иванович , 23.08.1879 18.02.1959), митрополит. В 1904 г. окончил Казанскую ДА 7.09.1914 г. хиротонисан во еп. Сердобольского, с 1920 г. архиеп. Финляндский и Выборгский. В 1927–1945 гг. возглавлял Западно-Европейскую епархию РПЦЗ, с 1938 г. в сане митрополита. 31.08.1945 г. воссоединился с Московской Патриархией, с 9.08.1946 г. по 15.11.1949 г. экзарх Московского Патриархата в Западной Европе. С 17.05.1954 г. проживал в СССР на покое. Скончался в Гербовецком монастыре. Сергий ( Воскресенский Дмитрий Николаевич , 9.11.1897–29.04.1944), митрополит. Учился в Московской ДА до 1920 г. В 1925 г. принял монашеский постриг, подвергался арестам. В 1933 г. хиротонисан во еп. Коломенского, являлся ближайшим помощником Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия. 24.02.1941 г. назначен митрополитом Виленским и Литовским и одновременно экзархом Латвии и Эстонии. Остался на оккупированной территории, создал и направил 17.08.1941 г. в Псков Православную духовную миссию. Убит на шоссе между Вильнюсом и Каунасом. Сергий ( Королев Аркадий Дмитриевич , 18.01.1881–18.12.1952), архиепископ. В 1905 г. окончил Московскую ДА. 17.04.1921 г. хиротонисан во еп. Вельского в г. Вильно. В 1922 г. арестован и выслан из Польши. С 1922 г. викарий митр. Евлогия в Праге. В 1945 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 7.06.1946 г. архиепископ Венский, с 10.1946 г. экзарх Средней Европы. С 26.09.1950 г. архиеп. Казанский и Чистопольский. Скончался в Казани. Симон ( Ивановский Семен Васильевич , 1.02.1888–1.02.1966), архиепископ. В 1912 г. окончил Московскую ДА. 24.03.1924 г. хиротонисан во еп. Кременецкого Польской Православной Церкви, 24.03.1941 г. возведен в сан архиепископа. В 1942–1944 гг. архиеп. Черниговский и Нежинский. В 1947 г. арестован. Освобожден в 1955 г. С 17.10.1955 г. по 14.08.1961 г. архиеп. Винницкий и Брацлавский. Скончался в Виннице. Сергий ( Страгородский Иван Николаевич , 11.01.1867–15.05.1944), Патриарх Московский и всея Руси. В 1890 г. окончил Петербургскую ДА. 25.02.1901 г. хиротонисан во еп. Ямбургского, с 1905 г. архиеп. Финляндский, с 10.08.1917 г. архиеп. Владимирский и Шуйский, 28.11.1917 г. возведен в сан митрополита. С 10.12.1925 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 10.11.1926–27.03.1927 гг. находился под арестом. С 1.01.1937 г. Патриарший Местоблюститель, 8.09.1943 г. избран патриархом, скончался в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010