Товия (Остроумов; 14 марта - 5 мая 1957), еп. Павел (Голышев; 7 июля 1957 - 15 сент. 1960), Свердловский еп. Флавиан (Дмитриюк; 15 сент. 1960 - 3 апр. 1961, в. у.), архиеп. Сергий (Ларин; 3 апр. 1961 - 20 мая 1964), архиеп. Леонид (Поляков; 20 мая 1964 - 8 окт. 1966), еп. Иоасаф (Овсянников; 30 окт. 1966 - 31 мая 1973), еп. Викторин (Беляев; 3 июня 1973 - 3 сент. 1974), архиеп. Николай (Бычковский; 3 сент. 1974 - 3 июня 1981, до 9 сент. 1974 в сане епископа), Солнечногорский еп. Илиан (Востряков; 4 июня 1981 - 16 июля 1982, в. у.), архиеп. Никон (Фомичёв; 16 июля 1982 - 28 марта 1984), архиеп. Афанасий (Кудюк; 28 марта 1984 - 13 марта 2002, до 25 февр. 1995 в сане епископа), еп. Иринарх (Грезин; 14 апр. 2002 - 5 марта 2010), митр. Мефодий (Немцов; с 5 марта 2010 по наст. время). Во имя прор. Иоанна Предтечи (женский, в Кунгуре; основан как женская община в 1825 (офиц. утверждена в 1851), община преобразована в мон-рь в 1868, закрыт в 1921, возобновлен в 2004), в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Перми; основан как жен. община в 1873 (официально открыта в 1875), с 1881 мон-рь, закрыт в 1920, возобновлен в 1993), Белогорский во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, в дер. Белая Гора Кунгурского р-на; основан в 1897, закрыт в 1923, возобновлен в 1991), в честь Казанской иконы Божией Матери (Серафимо-Алексеевский) Бахаревский (женский, в Перми; основан как жен. община в 1863, к-рая упразднена ок. 1879, мон-рь основан в 1908, закрыт в 1921, возрожден как жен. скит в 1997, к-рый был преобразован в мон-рь постановлением Синода от 29 дек. 2000), Стефанов во имя Св. Троицы (мужской, в Перми; основан в 1995), в честь Богоявления (мужской, в Перми; основан как скит пермского Троице-Стефанова мон-ря в 1995, преобразован в мон-рь в 2004), во имя свт. Николая Чудотворца (женский, в пос. Николаевском Чернушинского р-на; основан в 1995). Недействующие: Пыскорский (Пермский) Преображенский (мужской; основан близ совр. с. Пыскор Усольского р-на ок. 1560, перенесен в устье р.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

15 . Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – М., 1904. – Т. 1. 16 . Сергий Радонежский/Сост. В. А Десятников. – М.: Патриот, 1991. 17 . Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. М. Докучаев-Баскаков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера//Христианское чтение. – 1881–1891. 19 .  Епифаний Премудрый . Житие преп. Сергия Радонежского. Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию//Житие и чудеса прп. Сергия, игумена Радонежского. – М.: Православная энциклопедия, 1997. – С. 9–162, 249–261. 20 . Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель в России в XVI в. – Л.: Наука, 1985. 21 . Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории русской святости. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1961. 22 . Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Ч. 1–5. – Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1902. 23 . Казанский П. С. История православного русского монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Св. Троицы прп. Сергием. – М., 1855. 24 . Каштанов С. М. Церковная юрисдикция в кон. XIV – нач. XVI в.// Церковь , общество и государство в феодальной России. – М.: Наука, 1990. – С. 151–163. 25 . Кудрявцев М., диак. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен прп. Сергия Радонежского: В 2 ч. – М.: Тип. М. Н. Лаврова, 1881. 26 . Кузнецов Н. Д. Общественное значение монастырей. – Вышний-Волочок, 1907. 27 . Малков Ю. Г. Русь Святая: Очерк истории Православия в России. – М.: Правило веры, 2002. 28 . Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625). Т. 1. Вып. 2: О средствах содержания монастыря. – СПб.: Синодальная тип., 1910. 29 . Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 г./Сост. Ал. С. Стурдза. – М.: Тип. В. Готье, 1857. 30 . Пеньков А., свящ. Миссионерское служение Русской Православной Церкви в XIII-XIV веках: Дис. канд./МДА. – Сергиев Посад, 1997. – Машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

229 Архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев, 1899–1968 гг.). Архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын, 1881–1952 гг.) Архиепископ Смоленский Василий (Ратмиров, 1881-?) Архиепископ Казанский Андрей (Комаров, 1879–1955 гг.) Архиепископ Ростовский Елевферий (Воронцов, 1892–1959 гг.) Протоиерей Николай Федорович Колчицкий (1890–1961 гг.) 230 Постановление разослано И. В. Сталину, В. М. Молотову, Г. М. Маленкову, Л. П. Берии и Совету по делам Русской Православной Церкви 231 Работа над Положением велась и после кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 г. Было утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 г. Оно возвращало настоятеля к финансово-хозяйственному управлению приходом. 232 Первый раздел определял права и обязанности Патриарха в реальных условиях существования Церкви в советском государстве. Второй раздел Положения был посвящен деятельности Священного Синода, третий – епархии, четвертый – приходам. При подготовке этого раздела разгорелись споры о роли настоятеля прихода. Некоторые считали, что в число обязанностей настоятеля входит лишь богослужение и проповедничество. После долгих обсуждений в Положение вошла формулировка, представленная в документе: «Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом». Положение было принято на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 января–2 февраля 1945 г. Постановление Совнаркома утвердило Положение 28 января 1945 г. (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и 11 Ватиканский собор. М, 2004. С. 113.) 236 Число открытых немцами храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7 547, монастырей – 29, из которых к концу 1947 г. осталось действующими не более 1 300 (из-за нехватки священников и из-за изъятия у религиозных общин занятых ими храмов, выполнявших до войны роль общественных зданий). (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и политика Советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 83.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Схимонахиня Мария отошла ко Господу в 1961 году. Господи, упокой душу схимонахини Марии, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Блаженная Матрона (Московская) (1881–1952 гг.) Блаженная Матрона родилась 22 ноября 1881 года в селе Себено Тульской обл. в бедной многодетной семье Димитрия и Наталии Никоновых. Девочка была слепой от рождения (у нее совсем не было глаз). Из воспоминаний Анны Выборновой и Ксении Сифаровой: «Крестили Матрону в нашем храме, в сторожке при церкви. Когда её окунули в купель, то пошел аромат по всей сторожке… Все удивились. А священник сказал: «Эта девочка – дарованная от Господа. Она будет праведницей». По свидетельству Павла Ивановича Прохорова, присутствовавшего при крещении Матроны, священник Василий сказал: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят… Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Когда родители пришли в дом священника, оказалось, что он действительно скончался. Из воспоминаний Анны: «Однажды Матронушка говорит: «Мам, мне всё снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится». Собрались бабы, Матронушка благословила их собирать деньги на икону во всех деревнях. Набрали всего: денег, хлеба, масло, яйца. Нашли в городе художника. Матрюшка спросила: «Ты сможешь написать эту икону?» Он ответил, что напишет. Матрюшка велела ему пойти покаяться в своих грехах, исповедоваться и причаститься. Прошло много времени, художник пришел к Матроне, и сказал, что ничего не может написать. Матрюшка и говорит ему: «Иди, раскайся в своих грехах, ты убил человека». Тогда он снова пошёл к священнику, покаялся, снова причастился, и пришёл к Матрюшеньке, попросил прощения, что сразу не раскаялся. Тогда она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь Чудотворную икону Царицы Небесной «Взыскание Погибших».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 Егор Михайлович происходил из знаменитого московского купеческого рода Алексеевых. Родоначальником его был крепостной крестьянин Ярославской губернии Алексей Петрович Алексеев (1724–1775). Принадлежал он помещице Наталии Никифоровне Ивановой, от которой получил вольную. Его сын Семен Алексеевич в 1785 г. основывает в Москве фабрику по изготовлению канители (золотых и серебряных нитей) и к концу XVIII в. становится купцом первой гильдии, занимает видное положение в среде именитого московского купечества, получает звание коммерции советника. Два представителя этого рода были московскими городскими головами – Александр Васильевич (1840–1841) и Николай Александрович (1881–1893). О последнем – энергичном общественном деятеле и щедром благотворителе в Москве ходила легенда, в основе которой был подлинный случай: к нему пришел один богатый купец и сказал: «Поклонись мне в ноги при всех, и я дам миллион на больницу». Алексеев, ни слова не говоря, поклонился в ноги. Больница была выстроена (в настоящее время это Психиатрическая больница 1 имени Н. А. Алексеева ). Он был убит в здании Думы на своем посту городского главы каким-то душевнобольным. Из рода Алексеевых происходил и Константин Сергеевич Станиславский – режиссер и актер, один из основателей Московского художественного театра. 12 Чулкова Н.Г. (1874–1961) – переводчица, автор мемуаров. Жена Г.И. Чулкова (1879–1939) – поэта, писателя, критика символистского толка. Супруги Чулковы были духовными чадами о. Алексия Мечёва . В 1920-е гг. Н.Г. Чулкова, по благословению оптинского старца Нектария (Тихонова) , активно собирала материалы об Оптиной пустыни. Среди написанного ею: «Записки старожилов Оптиной пустыни о последних оптинских старцах», «Ликвидация музея Оптиной пустыни», «Некрополь Оптиной пустыни» (хранятся в фондах РГАЛИ). 14 Никита был приемным сыном моих родителей, чуваш, из беспризорных. Впоследствии он нашел своих родственников и уехал на родину. – Авт. 15 Второй Московский государственный университет был организован в 1918 г. путем преобразования Московских высших женских курсов. В 1930 г. был реорганизован.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

11 . Бестужев-Рюмин К.Н. О составе Русских Летописей до конца XIV в. Спб., 1868. 12 . Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. М., 1988. 13 . Васильевский В.В. Труды тт. II-III. Спб., 1909. 14 . Владимировский сборник к 900-летию крещения Руси. Киев, 1988. 15 . Владимировский сборник к 950-летию крещения Руси. Белград, 1938. 16 . Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV в. М., 1961–1962 т.2. 17 . Воронин Н.Н. Из истории русско-византийской борьбы XII в.//Византийский временник. 1965, т.26. 18 . Воронин Н.Н. Праздник покрова. Там же. 19 . Всеобщая история архитектуры. М.-Л., 1966, т.3. 20 . Георгиевский Г. Христианство в понимании русских людей в домонгольский период. М., 1983. 21 . Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. 22 . Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. 2 изд. М., 1901–1902. т.1., 1и2 половины. 23 . Голубинский Е.Е. О так называемой Иоакимовской летописи Татищева.//Приб. к твор. сввю отцев. М., 1881, кн.4. 24 . Горский А.В., протоиерей. История Русской Церкви.//ЖМП, 1976, 25 . Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. 26 . Греков Б.Д. «Повесть временных лет» о походе Владимира на Корсунь. Избранные труды. т.2, М., 1959. 27 . Гумилев Л.Н. Русь и Великая Степь. М., 1989. 28 . Дьяконов М. К истории древнерусских церковно-государственных отношений.//" Историческое обозрение». 1891, т.3. 29 . Зисис Ф. Константинопольская церковь как фактор единства христианизированного ею русского народа.//Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев. 21–28 июля 1986. Материалы. М., 1988. 30 . Иаков (Тисленко), монах. Монастыри и монашеская жизнь Русской Церкви X-XII в. МДА, 1992 (машинопись). 31 . Иконников В. И. Опыт русской историографии. Киев. 1908 m.II 32 . Иловайский Д.И. Разыскания о древней Руси. М.,1995. 33 . Имшенник П. Высшая церковная иерархия Древней Руси.//ЖМП, 1948, 34 . История русского искусства. М.-Л., 1954–1955 т.1–3. 35 . Казанский П. История православного русского монашества. М., 1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

139 «Decision of His Holiness Patriarch Tikhon and the Sacred Synod, January 16, 1924,» in Serafim Surrency, The Quest for Orthodox Church Unity in America (New York: Saints Boris and Gleb Press, 1973), p. A125. 141 Alexander Bogolepov, Toward an American Orthodox Church (New York: Morehouse Barlow, 1963), pp. 78–83. 142 David Abramtsov, «The November 1920 Decree and Russian Orthodoxy Abroad,» One Church 25:5 (1971): 202–204. 143 Michael Rodzianko, The Truth About the Russian Church Abroad (Jordanville, N.Y.: Holy Trinity Monastery, 1975), p. 8. For the limitations placed upon the Russian bishops, see Echoes d " Orient 23 (1924): 365; Tserkovnya Viedomosti 15–16 (1924): 7–8. 144 Nicholas Zernov, «The Schism Within the Russian Church in the Diaspora: Its Causes and the Hopes of a Reconciliation,» Eastern Churches Review 7:1 (1975): 63. For the official account of the conference, see Dieianiia Russkago Vsegranichnago Tserkovnago Sobra (Sremski-Karlovtsy, 1922). The views of the Russian emigres are discussed in Robert Williams, Culture in Exile: Russian Emigres in Germany, 1881–1941 (Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1972). 145 «Letter from Archbishop Thaddeus to Metropolitan Evlogius, April 22, 1922,» St. Vladimir " s Theological Quarterly 19:1 (1975): 53–55. 146 The full text can be found in Matthew Spinka, The Church and the Russian Revolution (New York: Macmillan, 1927), pp. 285–290. 147 See I. M. Andrreev, Kratkii Obzor Istorii Russkoi Tserkvi ot Revoliutsii do Nashikh Dnei (Jordanville, N.Y.: Holy Trinity Monastery, 1961). 158 Archbishop Aftimios, «Present and Future of Orthodoxy in America in Relation to Other Bodies and to Orthodox Abroad,» Orthodox Catholic Review 1:4–5 (1927): 145. 159 Surrency, The Quest for Orthodox Church Unity in America, pp. 38–40. A valuable review of various groups is offered in John Bacon, «Orthodoxy and Canonicity» (Th.M. thesis, Holy Cross Greek Orthodox School of Theology, Brookline, Mass., 1992). 160 Metropolitan Maximos of Sardis, The Oecumenical Patriarchate in the Orthodox Church (Thessaloniki: Patriarchal Institute, 1976), pp. 303–309.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

1651 Василий (Ратмиров 29.12.1881(1887?)после 1947). 1908 – окончил Ставропольскую ДС. 1908 – диакон, священник; оставался за штатом. С 1910 служил в различных храмах. 1920 – иеромонах, архимандрит. 1921 – еп. Ейский, вик. Ставропольской епархии. С 1922 обновленец. В 19271932 в заключении. 1932 – обновленч. архиеп. Армавирский и Майкопский. 1935 – обновленч. митр. Курский. 1938 – управляющий делами обновленч. Синода. С 1939 на покое, отрекся от сана и перешел на гражданскую службу. В 1941 принес покаяние, скрыв факт отречения, и был принят в епископском сане, еп. Житомирский, а затем Калининский. Во время оккупации сотрудничал с советской разведкой. 1942 – архиеп. 1943 – архиеп. Калининский и Смоленский. 1944 – архиеп. Минский и Могилевский, одновременно управлял Литовской и Белостокской епархиями. Был уличен в крупных финансовых злоупотреблениях, затем стало известно о его отречении от сана. 1946 – на покое. В 1947 был вызван в Синод для разбора дела о хищении крупных денежных сумм, однако найти обвиняемого не удалось. Заочно запрещен в священнослужении. Дальнейшая судьба неизвестна (ПЭ VII. 9394). 1652 Колчицкий Николай Федорович (17.4.18901.11.1961). Сын сельского священника, окончил Черниговскую ДС (1911) и МДА (1915), канд. богосл. 1914 – диакон, иерей. 19181923 – служил в различных храмах Харькова, протоиерей (1922). 1923 – арестован, вскоре выпущен, вынужден покинуть Харьков. С 1923 служил в Богоявленской церкви в Елохове (Москва). С 1924 до кончины был настоятелем. 19411945 – управляющий делами Патриархии. 1945 – протопресвитер. 19561960 – пред. Учебного комитета при Синоде. (БД ПСТГУ). 1653 Смирнов Александр Павлович (16.08.188819.09.1950). В 1913 окончил СПбДА, канд. богосл., препод. Симбирского дух. училища. В 1913 рукоположен в иерея, переехал в Москву. 19131918 – служил в ц. мученика Никиты на Кузнецкой улице. 19181920 – на нестроевой службе в Красной армии, переведен в Симбирск. 1921 – арестован. После освобождения служил в московских храмах (с 1928 до кончины – в Николо-Кузнецком, который ему удалось спасти от разрушения). В 19411943 в эвакуации в Ульяновске вместе с местоблюстителем. 19431949 – ответств. секретарь редакции ЖМП. 19491950 – и.д. ректора МДА, был ректором МДС (БД ПСТГУ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

200 . Движение пароходов между Одессой и Яффою, с заходом на Афон, с 16 января 1908 г. по 1 января 1909 г. – СППО, 1908, 19, с. 349–350. 201 . Денасий, русский святогорец, инок Пантелеимоновский. Афонская икона Пресвятой Богородицы Акафистная – Предвозвестительница, или борьба афонцев за святое православие Восточной Церкви и страдания их за несогласие на унию с Римом и подчинение папе. Шамордино, 1913. 23 с. 202 . – Борьба за святое Православие. Минск, 1907. 63 с. 203 . – Борьба иноков Горы Афонской за святое Православие против римско-католиков. Холм, 1908. 40 с. 204 . – Еще о книге «На горах Кавказа» (Иларион, схимонах. На горах Кавказа. 1907). Письмо к ред. «Русского инока». – РИ, 1912, 15, с. 60–63. 205 . – Обращение и присоединение на Афоне австрийского галичанина юниата в Православие и о гонениях на Православие в Галиции или Червонной Руси. Шамордино, 1913. 12 с. 206 . – Повесть об обращении и присоединении на Афоне угрорусса юниата в Православие и о русских, о Православии и об унии в Прикарпатской подъяремной Руси прежде и теперь. Шамордино, 1913.90 с. 207 . – Сказание о святой Афонской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Акафистная – Предвозвестительница». Печатня Супраслинского Благовещенского монастыря, 1912. 24 с. 208 . Денисова Н. А. Афон. – Сов. ист. энциклопедия. Т. 1. 1961, с. 967–968. 209 . Дестунис Г. С. Ватопедский снимок Птолемеевой географии. (Письмо к П. И. Севастьянову). СПб., 1859. 10 с. Отд. отт. из ИАО, 1859, т. 2. 210 . – Каталог греческих афонских рукописей. (Обзор книги С. П. Лампроса. Афины, 1888). – ЖМНП, 1889, ч. 264, с. 132–157. 211 . – Новая греческая книга об Афоне (Рец. на кн.: Мануил И. Гедеон. Об Афоне. Воспоминания и документальные заметки. Константинополь, 1885). СПб., 1886. Отд. отт. из ЖМНП, 1883, 5. 212 . – О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. Извлеч. из отчета греч. ученого Лампроса о командировке его на Афон. – ЖМНП, 1881, ч. 213, с. 159–171. 213 . Деяния совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8–18 июля 1948 года. Т. 1–2. М., 1949. Т. 1. 447 с. Т. 2. 463 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

214 . Canart P. Les Vaticani Graeci, 1487–1962: notes et documents pour l’histoire d’un fonds de manuscrits de la Bibliothèque vaticane. Città del Vaticano 1979. (StT (Biblioteca apostolica vaticana). 284). 215 . Canart P., Peri V. Sussidi bibliografici per i manoscritti greci della Biblioteca Vaticana. Città del Vaticano 1970. (StT (Biblioteca apostolica vaticana). 261). 216 . [Castellani C.] Catalogus codicum Graecorum qui in Bibliothecam D. Marci Venetiarum inde ab anno MDCCXL ad haec usque tempora inlati sunt/Recensvit et digessit Castellani C. Venetiis 1895. 217 . Cataldi Palau A. Catalogo dei manoscritti greci della Biblioteca Franzoniana (Genova): (Urbani 2–20). Roma 1990. (Supplemento... al Bollettino dei classici. 8). 218 . Catalogi manuscriptorum graecorum qui in periodico «Neos Hellenomnemon» olim publici iuris facti, adhuc usui sunt/Accuraverunt Declerck J., Noret J., Vocht C. de. Leuven; Bruxelles 1981-. (Publicaties van de redactie van het CCSG). 219 . Catalogo della mostra di manoscritti e documenti bizantini disposta dalla Biblioteca apostolica vaticana e dall’ Archivio segreto in occasione del V Congresso internazionale di studi bizantini. Città del Vaticano 1936. 220 . Catalogue of additions to the manuscripts in the British Museum in the years 1894–1899. L. 1901. 221 . Catalogue of ancient manuscripts in the British museum. Printed by order of the Trustees. L. 1881–1884. 222 . Catalogus codicum hagiographicorum graecorum Bibliothecae nationalis Parisiensis/Ediderunt hagiographi Bollandiani et Omont H. Bruxellis; P. 1896. 223 . Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Mediceae Laurentianae/Accedunt supplementa tria ab Rostagno E. et Festa N. congesta necnon additamentum ex inventariis Bibliothecae Laurentianae depromptum. Lipsiae 1961. (Catalogi codicum Graecorum lucis ope reimpressi). 224 . Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae regiae. P. 1739–1744. [Bibliothèque nationale. Paris. Departement des manuscrits]. 225 . Charitakes G. " Αγιογραφικοι κδικες τν Μετερων// ΝΕ 1927. 21. 305–331.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010