715 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – российский живописец. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881–1898). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885–1896). 716 Аничков Евгений Васильевич (1866–1937) – историк литературы и критик. В 1892 г. году окончил историко-филологический факультет. В 1899 г. году участвует в основании Русской высшей школы в Париже. В своих трудах выступал последователем исторической поэтики А. Н. Веселовского. В 1904 г. защитил двухтомную диссертацию «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян». Сочинения: «Язычество и древнерусская проповедь» (СПб., 1908); «Предтечи и современники на Западе и у нас» (т. 1–2; СПб., 1910) и др. Разделял марксистские убеждения, был близок к народникам. Дважды отбывал тюремное заключение за участие в нелегальных крестьянских съездах. 717 Моррис (Morris) Уильям (1834–1896) – английский художник, писатель, теоретик искусства. С 1860-х гг. выступал с социальной критикой, видел в искусстве средство преобразования общества. Литературное творчество Морриса отмечено романтической стилизацией (поэма «Земной рай», 1868–1870). С 1880-х гг. участник английского рабочего движения. Социалистические взгляды выразил в социально-утопическом романе «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891). 719 Волынский Аким Львович (наст. имя – Хаим Лейбович Флексер; 1861–1926) – российский литературный и балетный критик, теоретик искусства; один из зачинателей модернистской критики в России. Ведущий критик «Северного вестника» (1891–1898). В статьях (сборники «Русские критики», 1896; «Борьба за идеализм», 1900) характерны поиски новых эстетических ориентиров, переоценка наследия В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др. Книги «Леонардо да Винчи» (1900), «Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В 1874 г., когда праздновалось тысячелетие заселения острова, был сочинен буд. гос. гимн (с 1944). Прибывший в И. на торжества дат. кор. Кристиан IX дал жителям страны новую Конституцию, ставшую дополнением к Конституционному закону 1871 г., введение к-рого требовали исландцы. Конституция предполагала передачу фактического управления И. Мин-ву по делам И. в Копенгагене и королевскому губернатору И. в Рейкьявике, а также преобразование альтинга в Законодательное собрание в составе 30 избираемых народом и 6 назначаемых королем членов. За дат. монархом сохранялось право абсолютного вето. Избирательными правами обладали только мужчины, достигшие 25-летнего возраста и обладавшие определенным имущественным цензом. В 1872 г. был принят новый Закон о муниципальном самоуправлении. Здание альтинга в Рейкьявике. Архит. Ф. Мельдаль. 1880–1881 гг. Здание альтинга в Рейкьявике. Архит. Ф. Мельдаль. 1880–1881 гг. В кон. XIX - нач. XX в. в И. начинают формироваться политические партии: Партия независимости (ПН; с 1897, окончательно оформилась в 1929) и Партия автономии (ПА; с 1903). В 1894 г. появляются первые профсоюзы. В 1882 г. в Хусавике, на севере И., создается 1-я кооперативная торговая компания, в 1885 г. учрежден Национальный банк И. В этот период в стране наблюдается экономический подъем, к-рый стимулировало и предоставление И. ограниченной автономии. Тем не менее из-за природных бедствий (извержения вулкана в 1875, землетрясений в 1896) и обнищания населения в сер. XIX - нач. XX в. происходила массовая эмиграция исландцев (от 10 до 20 тыс. чел.), гл. обр. в США и Канаду. В Канаде исландцы в основном селились на выделенных местными властями землях в пров. Манитоба, к западу от оз. Виннипег. С канад. правительством был заключен договор, по к-рому исл. эмигранты становились гражданами Канады, но сохраняли право на родной язык и национальную принадлежность; земли близ оз. Виннипег получили название Нов. Исландия. Стейнгрим Йоунссон, лютеран. еп. Исландии. Литография Э. Лассаля в кн.: Gaimard J. P. Voyage en Islande et au Groenland. P. 1835

http://pravenc.ru/text/674979.html

История создания Поленовым картин на евангельские сюжеты охватывает несколько десятков лет творческого пути мастера. Приглашая Софью Андреевну Толстую посетить мастерскую в Москве, художник писал ей в 1908 году: «Я с большой радостью покажу Вам мои картины из жизни Христа, мой “Евангельский круг”, как я их называю. Я работаю над ними около сорока лет... попрошу Вас... взглянуть на работу, которой я посвятил почти всю жизнь». Еще в юношеские годы, под впечатлением от грандиозного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» (1857, ГТГ), у него зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Осязаемые черты эта идея приобрела у Поленова, воспитанника Академии художеств, в 1868 году в замысле картины «Христос и грешница». Первые этюды и эскизы к ней были сделаны еще в 1872 и 1876 годах во время пенсионерской командировки в Италию и Францию. В 1881 году Поленов начал непосредственную работу над картиной, захватившей его в последующие шесть лет. Наибольшее влияние на художника в его трактовке евангельского сюжета оказала книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса». Воспринимая Христа вслед за Ренаном как историческую личность, Поленов хотел «доискаться исторической правды», считая, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». Для воссоздания «достоверности» обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью и деяниями Христа, он предпринял в 1881 — 1882 годах путешествие в Египет, Сирию и Палестину с заездом по пути в Грецию. Изучая везде характер местности, типы населения, архитектурные сооружения, а также их связь с окружающей природой, художник написал в поездке много этюдов и передал в них свое ощущение той своеобразной свето-воздушной среды на Востоке, которая отныне будет присутствовать в его картине и которая будет отмечена едва ли не всеми писавшими о ней критиками. Привезенные этюды были показаны Поленовым единой коллекцией на 13-й Передвижной выставке в 1885 году. Илья Остроухов вспоминал: «Это было нечто полное искреннего увлечения красочною красотою и в тоже время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял». Вся коллекция прямо с выставки была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым.

http://radonezh.ru/radio/2017/06/13/23-0...

501 (...Золя, Достоевского. – Золя Эмиль (1840–1902) – французский писатель, основатель натуралистического метода в литературе. В 1875–1880 гг. сотрудничал в петербургском журнале «Вестник Европы». В 1897–1899 гг. в связи с делом Дрейфуса жил в эмиграции в Англии, скрываясь под чужими именами. См.: Золя Э. Собр. соч.: В 20 т. М., 1992–1998; Пузиков А.И. Портреты французских писателей. М., 1981. С. 275–574. Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821–28.01.1881) – писатель. В 1838 г. поступил в Петербургское военно-инженерное училище, в 1842 г. произведен в подпоручики. С 1843 г. полевой инженер-подпоручик в инженерном корпусе при Петербургской инженерной команде. В 1844 г. вышел в отставку, занялся литературной деятельностью. С 1847 г. член нелегального социалистического кружка Петрашевского. В 1849 г. в числе других петрашевцев арестован и приговорен к смертной казни, замененной в последний момент четырьмя годами каторги и поселением в Сибири. В 1850–1854 гг. в Омской каторжной тюрьме, затем рядовой в 7-м линейном батальоне в Семипалатинске. В 1859 г. вернулся в Петербург, возобновил литературную деятельность. Подробнее о нем см.: Ф.М. Достоевский и Православие: [Сб.]/Сост. А.И. Стрижев. М., 1997; Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского, 1821–1881/Сост. И.А. Битюгова, И.Д. Якубович и др.: В 3 т. СПб., 1999; Фудель С.И. Наследство Достоевского. М., 1998.) 502 (Возвел в сан игумена строителя Гефсиманского скита о. Илария. – Иларий (Жирнов Иван, 1842–02.10.1912) – строитель, игумен. Из крестьян Московской губернии. Получил домашнее образование. С 17.10.1869 г. послушник Гефсиманского скита. 18.12.1870 г. пострижен в монашество.01.01.1877 г. рукоположен во иеродиакона. 05.07.1880 г. рукоположен во иеромонаха.С 03.01.1885 г. казначей скита. С 05.06.1896 г. за отсутствием строителя скита исправлял его должность. 06.03.1902 г. утвержден в должности строителя скита. 26.05.1903 г. возведен в сан игумена. Проходил послушание в Ильинской часовне в Москве. Похоронен в Гефсиманском скиту. Подробнее о нем см.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 25200. Л. 162 об. –163. Подлинник.Рукопись. Послужной список игумена Илария (Жарикова).)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

7 Вероятно, по финансовым соображениям Св. Синода, на практике этот принцип в настоящее время последовательно не проводится. Духовная академия, будучи единственными для духовенства рассадниками высшего просвещения, не имеют теперь кафедр, напр., по физико-математическим наукам и не приготовляют для духовных семинарий преподавателей по этим предметам. А было время, когда в академиях преподавались: антропология, физика, математика и другие общеобразовательные науки. 8 Архив, Спб. дух. академии, 1881 г., дело 56: „Соображения прот. И. Л. Янышева об изменениях в организации духовных академий, какие, по указанию почти 12-летнего опыта действ. академич. устава, представляются нужными и полезными“. 13 Результатом трудов В. В-ча в этой комиссии являются три его реферата, прочитанные на заседаниях комиссии и напечатанные в отчете её; они имели громадное значение на решение разсматривавшагося в комиссии вопроса. 14 Правило-поверять секретарские подсчёты студентческих баллов существует в Спб-ской Дух. Академии с 18S5 г.; см. Журн. Засед. Совета Академии за 1884–85 уч. год, стр. 147. 15 См. Журналы заседаний Совета Спб. д. а. за 1881 г., стр. 25 – 26; 1885 г., стр. 30 – 33; 1887 г., стр. 35 – 36; 1890 г., стр. 31 – 35; 1893 г., стр. 74 – 76; 1896 г., стр. 86 – 90; 1897 г., стр. 49 – 52; 1899 г., 26 – 29. 16 Указом Святейшего Синода, от 10 апреля 1895 года, за 1570, было поручено наставниками Академии составить программы по своим предметам, а потом, когда эти программы были утверждены Святейшим Синодом, академическим Советам было предписано наблюдать, чтобы наставники академии выполняли эти программы в течении учебного года; в противных же случаях – отмечать в своих отчётах, почему программа не выполнена. 17 По существующими для духовных академии постановлениям литографирование академических лекций дозволено только самим наставниками академий, не делая для них обязательными продажи этих лекций наравне с книгами. Указ Св. Синода, от 31 декабря 1870 г. 2841. 20 Учебное время, 1 сентября – 30 апреля, 242 дня. Вычесть: а) 34 воскресные дня; б) 12 праздников (из 15 годовых около 3 падают на и в) 3 вакации: 34 16 – 2 12 11 – 2 дней. 36 16 – 3 82. 43 дня-7 воскресных

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

1881 г. и проявилось в сооружении в одном 1881-м году до 400 новых самостоятельных церквей и 100 часовен, а в следующем 1882 г. до 465 новых церквей и 181 час. и т. д!.. Но это религиозно-патриотическое оживление в православном русском народе, несмотря на всю важность и законность его, получило правительственную санкцию лишь в 1885 г. и в этом законе нашло для себя, хотя и значительно запоздавшую, опору и удовлетворение. Постановляя прежде закрытия церкви, церковная власть заботилась о построении и новых церквей, особенно в местах, где более всего чувствовался в них недостаток, как-то: в Привислянском, Прибалтийском и Западном краях и в беспробудной – религиозно и необъятной Сибири. Распространить свои заботы о сем и на ядро Европейской России – на внутренние епархии – она была не в силах, так как единственным выходом из материально-затруднительного положения в сем деле была правительственная помощь, но последняя, вследствие состояния государств, финансов и многочисленности других государственных нужд являлась в незначительных размерах. И до сих пор положение церковно-строительного дела особенно в упомянутых местах оставляет желать много лучшего и требует скорейшей и существенной правительственной субсидии. Важность сего на Дальнем Востоке ясна и из последних событий в сем крае, требующих сильного развития и упрочения православно-русской национальности в Сибири. Важность же окраин Европейской России не подлежит никакому сомнению, а между тем и доселе здесь на ряду с многочисленными и роскошными католическими костелами лишь изредка попадаются ветхие, тесные и невзрачные православные церкви и молитвенные дома. Значительное увеличение числа православных храмов естественно вызывало в свою очередь увеличение и православного приходского духовенства и прежде всего увеличение церковных приходских причтов. Над приходским духовенством, как и над приходами, висел все тот же Дамоклов меч, закон 10 апр. 1869 г., под губительным действием которого общее число служащего приходского духовенства постепенно сокращалось и достигло своего минимума в 1884 г., когда из 121.172 лиц, состоявшего в 1868 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/t...

Дж. Пристли (унитарий, полемизировал с Эвансоном, 1793). Шлейермахер и его школа, в особенности Люке (1820, 1840), Блик (1846, 1862) и Де Bette (после некоторого колебания, 1837, 5–е изд. под редакцией Брюкнера, 1863). Креднер (1836); Неандер (Neander, Leben Jesu, 1837), Толук (Tholuck, Glaubwürdigkeit der evang. Geschichte, 1837, полемика со Штраусом); Эндрюс Нортон (унитарий, Andrews Norton, Evidences of the Genuineness of the Gospels, 1837 — 1844, 3 vols.; 2d ed. 1846; сокращенное издание Boston, 1875); Эбрард(1845, полемика с Бауром; переизд. 1861,1868 и 1880 в «Энциклопедии» Герцога); Тирш (1845, полемика с Бауром); Шнайдер (1854); Хенгстенберг (1863); Астье, (1863); Хофстед де Гроот (Basilides, 1863; нем. перевод 1868); Ван Оостерзее (полемика с Шольтеном, нем. изд. 1867; англ. перевод Хёрста); Тишендорф (Tischendorf, Wann wurden unsere Evangelien verfasst? 1865, 4th ed. 1866; также переведена на англ. язык, но очень плохо); Риггенбах (1866, полемика с Фолькмаром); Майер (Meyer, Com., 5th ed. 1869); Вайсе (в 6–м издании работы Майера, 1880); Ланге (Lange, Leben Jesu; 3–е издание его же «Толкования», 1868, переведено и дополнено Шаффом в 1871 г.); Сэндей (Sanday, Authorship and Historical Character of the Fourth Gospel, London, 1872); Бейшлаг (в альманахе «Studien und Kritiken» за 1874 и 1875 г.); Лютхардт (2–е изд., 1875); Лайтфут (в альманахе «Contemporary Review» за 1875 — 1877 г., полемика с автором «Сверхъестественной религии»); Фишер (Geo. P. Fisher, Beginnings of Christianity, 1877, ch. X; статья «Четвертое евангелие» в журнале «The Princeton Review» за июль 1881 г., pp. 51–84); Годе (Godet, Commentaire sur l " Évangile de Saint Jean, 2d ed. 1878; 3d ed. «complètement revue», vol. I, Introduction historique et critique, Paris, 1881, 376 с); Уэсткотт (Westcott, Introd. to the Gospels, 1862,1875, a также Com. 1879); Млк–Клеллан (МсС1е11ап, The Four Gospels, 1875); Миллиган (несколько статей в альманахе «Contemp. Review» за 1867, 1868, 1871 г., а также толкование Евангелия от Иоанна, написанное совместно с Мултоном в 1880 г.); Эзра Аббот (Ezra Abbot, The Authorship of the Fourth Gospel, Boston, 1880; переиздано в его сборнике Critical Essays, Boston, 1888; прекрасное исследование внешних фактов, в особенности важного свидетельства Иустина Мученика); Джордж Сэлмон (George Salmon, Historical Introd. to the N. T., London, 1886; 3d ed. 1888, pp. 210 sqq.). См. также Α. Η. Francke: Das Alte Test, bei Johannes, Göttingen, 1885.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

В.А. Томсинов Скачать epub pdf Илья Степанович Бердников принадлежит к числу наиболее ярких представителей науки церковного права в России второй половины XIX – начала XX века. Он родился 12 июля 1839 года 1 в с. Косе Слободского уезда Вятской губернии в семье священника. Начальное образование получил в Глазовском духовном училище. Затем учился в духовной семинарии г. Вятки (в 1854–1860 гг.) и в Казанской духовной академии (в 1860–1864 гг.). Его учителем в академии был Алексей Степанович Павлов (1832–1898), преподававший здесь с 1859 года церковное законоведение и литургику 2 . По окончании курса обучения в Казанской духовной академии Илья Бердников получил звание бакалавра литургии и церковного права и был назначен преподавателем академии по кафедре церковного права, церковной археологии и литургии. 8 сентября 1866 года его утвердили в степени магистра богословия. В мае 1869 года Бердников был назначен экстраординарным профессором Казанской духовной академии. В 1873–1876 годах Илья Степанович исполнял должность инспектора академии. В течение 1872–1876 годов он преподавал церковное право в качестве внештатного лектора на юридическом факультете Императорского Казанского университета. 7 июня 1881 года И.С. Бердников защитил в открытом заседании Совета Казанской духовной академии диссертацию «Государственное положение религии в римско-византийской империи» 3 , представленную им для получения степени доктора богословия. В ноябре 1881 года он был утвержден Святейшим синодом в данной степени. В феврале 1882 года его назначили ординарным профессором Казанской духовной академии. В 1882–1886 годах он являлся помощником ректора академии. В апреле 1885 года И.С. Бердников был назначен штатным ординарным профессором Императорского Казанского университета по кафедре церковного права. При этом он остался в должности профессора Казанской духовной академии. На юридическом факультете Казанского университета он преподавал до 1895 года. С 1906 года Бердников состоял членом учрежденного в указанном году при Святейшем синоде Особого присутствия для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению на поместном церковном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

— Ред.), а Владыка что терпит от людей — в мире? С людьми жить — как не научиться терпеть равнодушно их беспорядки?»; или: «Благодарю Тебя, Господи Боже милости, щедрот и человеколюбия, яко маловерную и хладную молитву о супруге моей, в опалении врага бесплотного бывшей, услышал еси...»; или: «Благодарю Тебе, Мати Мира, Владычице Богородице, яко услышала еси молитву мою и умирила еси пламень и бурю домашней вражды, яко и в моем сердце злобу, рвение и гнев погасила еси и на место мира и прохлады нозе души моей поставила еси» (Там же. С.32,283, 289-290). Вот что он (Лев Толстой. — Ред.) говорит о своем первом чтении Евангелия: «Я находился в положении человека, который бы получил мешок грязи». В 1855 г. в дневнике Толстого за 4 марта появилась такая запись: «Разговор о божественном и о вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле». 80-е годы, открывшиеся народными рассказами, ознаменовались работой Толстого над новым евангелием, им самим составленным; возникает целый ряд произведений Толстого экономического, социального и религиозного характера: «Исповедь» (1882), «В чем моя вера?» (1883), «Так что же нам делать?» (1885), «О жизни» (1887), «Критика догматического богословия» (1880-1881, вышла впервые за границей в 1891 и 1896 гг.) и «Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий» (1880,1881, издано в 1892 г.). В одном из писем своей кузине Александре Андреевне (от 15 апреля 1859 г.) Толстой говорит: «Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Это было мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал так далеко, как в это время, продолжавшееся два года. И все, что я нашел тогда, останется моим убеждением. Я не могу иначе. Из двух лет умственной работы я вынес простую старую вещь, но я ее знаю, как никто не знает, — я узнал, что есть любовь и что жить надо для другого, чтобы быть счастливым вечно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

28 сент. 1869 г. при Г. м. в присутствии еп. Нижегородского Филарета (Малышевского) было основано духовно-просветительское Александро-Невское братство, к-рое возглавил настоятель иером. Феодосий. Целью братства было содействие уч-щу в распространении «духовно-нравственного просвещения и противодействие иномыслящим в посягательстве на право Православной Церкви». В 1870 г. иером. Феодосий передал братству б-ку (2500 т.), пожертвованную мон-рю петербургским купцом 1-й гильдии П. И. Кудряшовым. Насельники Г. м. и наставники уч-ща пользовались б-кой бесплатно, жители Городца - за плату 3 р. в год. В 1870 г. Александро-Невское братство организовало в мон-ре лечебницу на 5 коек с фельдшером и аптекой, где предоставлялись бесплатные медицинские услуги и лекарства жителям Городецкой вол. 13 февр. 1872 г. Александро-Невским братством в Городце было открыто начальное жен. уч-ще (впосл. перешло в ведение земства). 4 марта 1881 г. Нижегородская Духовная консистория утвердила при Александро-Невском братстве миссионерское отд-ние, попечителем к-рого стал балахнинский купец 1-й гильдии И. А. Ноздринский. С 1881 по 1885 г. (с перерывами - до 1889) миссионерское отд-ние проводило открытые беседы со старообрядцами и народные чтения, к-рые вел член братства свящ. городецкого Троицкого собора Аполлоний Соколовский. Материальное положение мон-ря Инициатор строительства Г. м. Юдин завещал на содержание буд. насельников участок пахотной земли. К 1764 г. Г. м. владел 5 дес. пахотной земли в дер. Кириллово и 13 дес. в поле в 5 верстах от обители, к-рые стояли «впусте». Также братия кормилась «от церкви мирским подаянием», чему способствовали сборы от Феодоровской часовни в торговом ряду Верхней слободы. В 1802-1812 гг. в балахнинском суде и в нижегородской палате гражданского суда Г. м. вел тяжбу с крестьянами кн. Ухтомского, к-рые стремились изъять принадлежавшие мон-рю окрестные земли, пожалованные братии Юдиным. В нач. XX в. Г. м. владел ок. 325 дес. земли, из них ок. 154 дес. пахотной, сенокосной и неудобной земли близ дер. Архипихи, полученной по генеральному межеванию 1786 г., а также 150 дес. лесных угодий (100 дес. в Балахнинском у. Нижегородской губ. и 50 дес. в Гороховецком у. Владимирской губ.). Мон-рю принадлежали 2 каменные часовни и 4 деревянных флигеля в с. Городец, водяная мельница Бычиха с паровым двигателем в дер. Архипихе. Г. м. располагал капиталом в ценных бумагах ок. 12,5 тыс. р. Подворья

http://pravenc.ru/text/166241.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010