Переводы эти были вообще не вполне удовлетворительны; главная причина этого заключалась в самом черемисском языке. Черемисский язык разделяется на три наречия: восточное, луговое и горное, значительно отличающиеся между собою формами речи. Кроме того, черемисы в различной степени отатарились; в язык многих местностей вошли татарские слова и обороты, – вошли, смотря по степени отатаривания, в различном количестве. В некоторых деревнях население приняло целиком татарский язык, черемисскими остались лишь названия деревень; все такие деревни фактически отпали в магометанство, оторвать от которого черемис, благодаря организованности магометанства, гораздо труднее, чем от язычества. За время с учреждения Комиссии в 1875 году до 1891–92 года напечатаны: 1 . Святое Евангелие от Матфея на луговом наречии. 2 издания 1882 и 1888 г., всего 3,200 экз. 2 . Священная история на луговом наречии. 1 изд. 1884 г. 2,000 экз. 3 . Божественная литургия Св. Иоанна Златоуста на луговом наречии. 1 изд. 1885 г. 2,500 экз. 4 . Требник на луговом наречии. 1 издание 1885 г. 2,500 экз. 5 . Последование о исповедании на луговом наречии – 1 изд. 1884 г. 6 . Крещение Руси на луговом наречии – 2 издания 1884 и 1888 года, всего 3,200 экз. 7 . Букварь для луговых черемис – 2 издания 1884 и 1888 г., всего 5,000 экз. 8 . Священная история Ветхого Завета на восточном наречии – 1 изд. 1879 г. 2,400 экз. 9 . Священная история Нового Завета на восточном наречии – 1 изд. 1881 г. 1,200 экз. 10 . Краткий катехизис на восточном наречии – 2 изд. 1879 и 1887 г., всего 2,400 экз. 11 . Букварь для восточных черемис – 1 изд. 1887 г. 3,000 экз. 12 . Пособие к изучению черемисского языка на луговом наречии – 1 изд. 1887 г. 600 экз. 13 . Религиозные обряды черемис – 1 изд. 1887 г. 600 экз. Само собою понятно, что Переводческая Комиссия должна была переводить на язык понятный народу, но всячески избегать употребления татарских слов, потому с ними связаны магометанские идеи и представления. Средств в распоряжении Комиссии было очень мало; организованной и правильно поставленной школы, как крещено-татарская и чувашская, для них не существовало; достаточно подготовленных людей долго тоже не было; затем звуки черемисского языка еще долее, чем чувашские, не удавалось изобразить русскими буквами. Долгое время черемисские переводы составлялись главным образом священником села Унжи, Царевококшайского уезда, Г. Яковлевым, но постепенно работа эта перешла в Казанскую учительскую семинарию: при ней организовалась начальная черемисская школа, при помощи которой и ведется теперь работа по переложению вероучительных книг на луговое наречие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

В апреле месяце преподаватель латинского языка в одесской семинарии Стефан Шафаревич вошел в правление с прошением о перемещении его на должность преподавателя латинского языка в житомирское духовное училище. Перемещение это состоялось в конце учебного года 379 . В киевскую академию в текущем году отправлен воспитанник одесской семинарии Григорий Крыжановский 380 . 1881–1882 За выходом в отставку преподавателя греческого языка прот. Г. Попруженко и за перемещением в черниговское дух. училище второго преподавателя того же языка г. Зенькова, две кафедры оставались свободными. Отношением обер-прокурора св. синода на имя владыки дано было знать, что окончившие курс в императорском с.-петербургском историко-филологическом институте стипендиаты духовного ведомства Степан Орловский и Василий Каменский 28 июля определены на означенные две вакансии по греческому языку. Из журналов правления видно, что первый приведен был к присяге на верность службы 31 августа, а второй – 29 сентября 381 . По случаю окончания трехлетнего срока службы в должности члена распорядительного собрания правления одесской семинарии преподавателем Н. Катаевым, произведен в общем собрании правления 27-го августа закрытою баллотировкою выбор члена распорядительного собрания правления из преподавателей, состоящих членами педагогического собрания правления. Большинство избирательных голосов получил преподаватель И. Котович, который и признан избранным в должность члена распорядительного собрания 382 . В конце августа преподаватель французского языка в одесской семинарии г. Бюрнанд подал прошение об увольнении его от должности преподавателя. На его место большинством голосов избран был имеющий звание учителя гимназии по французскому языку воспитатель ришельевской гимназии А. Лоран 383 . После ухода из одесской семинарии преподавателя г. Шафаревича в житомирское дух. училище, оставалась свободной кафедра латинского языка. В августе правление семинарии обращалось с просьбой в канцелярию обер-прокурора о замещении свободной кафедры, а в сентябре повторило эту просьбу телеграфно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В надзоре за воспитанниками помогает инспектору г. Садзагелов. Требуемые уставом инструкции и правила существуют с давнего времени. По отчету о предшествующей ревизии было предписано начальству семинарии установить более строгий надзор за воспитанниками, которые до того времени могли свободно выходить из общежития во внеклассное время. Во исполнение сего, начальство вовсе запретило ученикам выход из общежития, за исключением трех дней в неделю. При тесноте семинарского корпуса и двора, такое ограничение прогулок весьма тяжело для учеников и вредно отзывается на их здоровье. Часто лишаются ученики отпуска в виде наказания, которое, по заявлению ревизора, следует налагать с большой осмотрительностью. Поведение учеников, особенно, за прежние годы не может быть признано вполне одобрительным. Из более важных проступков отмечено: самовольный уход из общежития, грубость, опущение богослужения, неблагоговейное присутствие при оном. В 1881 году ученик II кл. Танасевич покушался на самоубийство; он отличался болезненно- меланхолическим состоянием духа. В апреле 1882 г. в семинарии были получены три письма на вымышленные фамилии учеников семинарии; в письмах этих заявлялось о том, что владимирские, полтавские и калужские семинаристы согласны подать на имя Государя Императора коллективную просьбу о допущении их в высшие светские учебные заведения без экзамена на аттестат зрелости. Письма эти принял, по просьбе одного из своих товарищей, ученик III кл. Околович, который, сознаваясь в своем поступке, не смотря ни на какие убеждения ректора семинарии, не захотел открыть имени своего товарища, за что и был удален в дом родителей в надежде, что домашняя среда смягчит его упорство и виновный даст возможность открыть начало агитации. В семинарском общежитии помещалось 139 учеников, из них 76 казеннокоштных – на 24 меньше нормального. Прием на казенное содержание, по постановлению правления, производился только в два срока, а потому оно иногда отказывало в приеме ученикам нуждающимся и хорошо успевающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

успешно работал в области А. профессор по кафедре «Введение в круг богословских наук» А. Ф. Гусев , к-рый пополнил б-ку рус. А. трудами: «Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству» (СПб., 1874); «Нравственность как условие истинной цивилизации» (М., 1874); «Потребность и возможность научного оправдания христианства» (ПС. 1887. Кн. 1. Март. С. 352-382); «Христианство в его отношении к философии и науке» (ПО. 1885. 1; отд. изд.: М., 1885); «Человек в его отличии от животных: (По поводу книги Дарвина «Происхождение человека»)». Им также были написаны статьи, в к-рых он анализирует отдельные воззрения Л. Н. Толстого: «О браке и безбрачии: Против «Крейцеровой сонаты» и Послесловия к ней графа Л. Толстого» (Каз., 1891); «Граф Лев Николаевич Толстой, его исповедь и мнимо-новая вера» (М., 1890); «Основные «религиозные» начала графа Л. Толстого: Апологетическое соч.» (Каз., 1893). Проф. Д. В. Гусев , патролог, имел и апологетические работы: «Учение о Боге и доказательства бытия Божия в системе Филона» (ПС. 1881. Т. 3), «Апология Лица Иисуса Христа и Его земной жизни и деятельности в сочинении Оригена против Цельса» (Каз., 1886). Проф. В. И. Несмелов († 1937) известен как автор фундаментального 2-томного труда «Наука о человеке» (1896, 1903). Об этой работе Н. А. Бердяев сказал: «Основная мысль Фейербаха об антропологической тайне религии обращена им в орудие защиты христианства» (Опыт философского оправдания христианства//РМ. 1909. Кн. 9. С. 54-72). Архиеп. Херсонскому Никанору (Бровковичу) († 1890) принадлежит труд «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (СПб., 1875. 3 т.). Во время своей деятельности в Московской, Петербургской, Казанской академиях он отличался богословской отзывчивостью на актуальные проблемы современности. Еп. Никанор анализировал новейшие рационалистические теории происхождения религии, сущности христианства известных нем. мыслителей Штрауса, Бауэра, Фейербаха и др. Его живые, яркие проповеди насыщены апологетическим материалом. В 1854 г. в КазДА проф. Н. И. Ильминским († 1891) были открыты 2 миссионерских отд-ния - татарское и монгольское, задачей к-рых стала подготовка миссионеров и апологетов для проповеди среди населения, исповедавшего ислам, ламаизм и др. вост. религии.

http://pravenc.ru/text/75696.html

   Срв. о Татищеве книгу Н. А. Попова, В. Н. Татищев и его время (1861) и статьи: Ученые и литературные труды В. Н. Татищева, ЖМНПр. 1886, июнь;    В. Н. Татищев. Разговор о пользе науки и училищ. с пред. и указателями, «Чтения» 1887, 1;     А. Островский, Духовная В. Н. Татищева. Каз. 1885. 4. Духовное образование по форме — двоеверие по сути.   Основоположный труд: П. В. Знаменский, Духовные школы в России до реформы 1808 года, Каз. 1881;    срв. С. Т. Голубев, Киевская академия в конце XVII и нач. XVIII ст., К. 1901;     Д. Вишневский, К. академия в п. п. XVIII ст., К. 1903;     Н. И. Петров, Значение К. Академии в развитии дух. школы в России с учреждения Священного Синода, Труды, 1904, 4 и 5;    К. академия в гетманство К. Г. Разумовского, Труды, 1905, Май; К. Д. Академия в царствование имп. Екатерины II, Труды 1906, 7, 8—9, 11;     В. Серебренников, К. академия с половины XVIII в. до преобразовали ее в 1819 г., 1897;     С. К. Смирнов, История Моск. Сл. Гр. Лат. Академии, Μ. 1855;    История Троицкой Лаврской семинарии, 1867 (из «Прибавлений») .    Срв. книги по истории отдельных семинарий: Владимирской — Κ. Ф. Надеждина (1875) и Н. В. Малицкого (1—2, 1900), Суздальской — того же Малицкого (1900), Рязанской — Агнцева, (1889), Смоленской — И. Сперанского (1892), Воронежской — П. Никольскаго, (1898), Тверской — В. Колосова (1889), Казанской — А. Благовещенского (1881) и Харламновича (1903); срв. Благовещенского, История старой Каз. академии, 1875; свящ. Н. Стеллецкий, Харьк. Коллегиум, X. 1895; Амф. Ст. Лебедев, X. Коллегиум, к. просветит. центр Слоб. Украины, Чтения, 1885, IV. Об отношении Петр. правительства к монашеству см. у Верховского, I; срв. Н. П. Гилярова-Платонова, О первоначальном народном образовании, Приб. 21. 5. Век XVIII-ый — век эрудитов и археологов. Богословие на сваях.    И. А. Чистович, Исправление текста Слав. Библии перед изданием 1751 года, Пр. Об. 1860, апр. и май;     Гр. Истомин, Постановления имп. Екатерины II относительно образования духовенства, Труды, 1868, Сент.;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нам не хотелось разделять неразделенное и по своему располагать мысли свящ. писателя. Поэтому в своем анализе мы строго держались того самого течения мыслей, какое указано в послании. Чтобы сделать чтение анализа более легким, мы поместили филологические замечания внизу под строкой. Эти замечания разъясняют, на основании чего мы держались такого, а не иного понимания и изъясненения текста. Филологические замечания мы поместили, почти на каждый стих послания, за исключением тех мест, где греческий текст дает самую ясную и определенную мысль, не нуждающуюся в филологическом разборе. Мы выписывали славянский (изд. 1882 г.) и русский (изд. 1885 г.) тексты. Последний за тем, чтобы исправить кое-где неточности перевода. В основе всего нашего анализа лежал греческий текст Нового Завета русского издания, по благословению св. Синода 1866 года: καιν Διαθκη το Κυρου μν ησο Χριστο. ν Ηετρουπολει. 1866. Труд. Норова. Впрочем, мы не везде держались этого текста. В сомнительных местах мы сравнивали греческий текст русского издания 1866 года с русским же более ранним изданием 1821 года (в Москве) и с другими иностранными печатными изданиями и выбирали чтение, которое нам казалось наиболее правильным. В этом случае нам помогло печатное издание Нового Завета на греческом и латинском языках, вышедшее в 1832 году в Лейпциге и озаглавливаемое: «Novum Testamentum Graece et Latine. Ex recensione Knappiana adjectis variis Griesbachii et Lachmanni edidit Adolfus Goeschen verbi divini ad aedem ergastuli cellensis minister. Praefatus est Fridericus Lücke. Lipsiae. 1832. В этом греко-латинском издании отмечены все разности, которые находятся в чтениях Грисбаха и Лахмана. Кроме того мы пользовались изданием греческого текста 1867 года Тишендорфа, которое имеет заглавие: Καιν Διαθκη. Recensuit inque usum academicum omni modo instruxit Constant. Tischendorf. Lipsiae. 1867. Разности в кодексах под литерами А, В, С и т. д. мы отмечали из комментарий на послание к Галатам Зифферта и Ольсгаузена. Из славянских и русских изданий Библии и Нового Завета у нас были под руками: 1. Полная параллельная Библия на славянском языке. Москва. 1810 г. 2. Такая же Библия московского издания 1882 г. 3. Полная Библия на русском языке. Второе синодальное издание. С.-Петербург. 1878 г. 4. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. На слав. и русск. языках. Издание второе. С.-Петербург 1885 г. Из немецких изданий свящ. текста мы имели полную параллельную Библию с библейскими географическими картами, имеющую заглавие: Die Bibel oder die ganze Heilige Schrift des Alten und Neuen Testaments, nach der deutschen Uebersezung Martin Luthers. Кельн. 1881 года. Пособиями при составлении второй части нашего труда, – экзегетическаго анализа, нам послужили целые толкования и отдельные журнальные статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Рамс – карточная игра, разновидность игры мушка. Дмитрий Дмитриевич Вилинский (22.03.1865-03.09.1909) – сын священника села Борисо-Глебского, что на реке Соге Пошехоского уезда Ярославской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888) по 2-му разряду. Несколько месяцев преподавал в Димитриевской земской школе Пошехонского уезда Ярославской губернии. С декабря 1888 г. преподаватель пения в Вологодской духовной семинарии. Преподавал пение также в Вологодской духовном училище, Мариинской женской гимназии и приходских городских училищах г. Вологды, управлял архиерейским хором. С 1889 по 1895 г. состоял псаломщиком вологодской Гавриило-Архангельской церкви (ВЕВ. 1899. 16. С. 340; ВЕВ. 1909. 18. С. 332; Клировая ведомость Вологодской градской Гавриило-Архангельской церкви, что в Троицкой улице за 1893 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 12. Д. 30. Л. 258 об.) О Д.Д. Вилинском и его родственниках см. также: Е.С. Петровых. Мои воспоминания//Моя родина – Норский посад. Ярославль, 2005. Василий Константинович Лебедев (23.04.1859-17.11.1940) – окончил Вологодскую духовную семинарию (1881), Санкт-Петербургскую духовную академию (1885), в 1890 г. защитил магистерскую диссертацию «Славянский перевод книги Иисуса Навина по сохранившимся рукописям и Острожской Библии. Исследование текста и языка». С сентября 1885 г. преподаватель латинского языка в Тотемском духовном училище, с 21 мая 1886 г. преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. С 7 декабря 1905 г. смотритель Вологодского духовного училища. Участвовал в Соборе 1917-1918 гг. После революции заведовал хозяйственной частью лазарета, затем библиотекой воинов Красной армии, размещавшейся в здании Вологодского духовного училища. В начале 1919 г. был назначен губернским архивариусом. См. далее в воспоминаниях Н. А. Ильинского, а также: ВЕВ. 1899. 15. С. 318; ВЕВ. 1908. 12. С. 215; Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Ч. 4. Вып. 3. Документы XVI-haчaлa XX веков ВГИАХМЗ. Вологда, 1998. С. 200.

http://bogoslov.ru/article/6175449

Соч.: Кредит и банки//Вестн. промышленности. М,. 1860. Т. 9. 9. С. 183-206; Некролог Хомякова//Моск. вестн. 1860. 41. С. 659-660; Разбор «Исторических писем» П. Миртова (П. Л. Лаврова)//Знание. СПб., 1871. 3. С. 169-177; Сущность мирового процесса или «Философия бессознательного Э. фон Гартмана. М., 1873-1875. 2 вып.; Философские этюды. СПб., 1876. Ч. 1; К., 1880. Ч. 2: Метод и направление философии Платона; Два основных положения философии Шопенгауэра. К., 1877; Философия как наука. К., 1877; Философия действительности: Изложение филос. системы Дюринга с прил. крит. обзора. К., 1878; Критический этюд по поводу кн. г. Грота «Философия чувствований». К., 1881; Современные направления в философии: (германская и французская философия)//Заграничный вестн. СПб., 1881. 10. С. 226-232; 11. С. 449-458; 12. С. 660-699; 1882. 3. С. 730-736; 6. С. 581-594; Генезис теории пространства и времени Канта. К., 1884; О последнем соч. проф. Троицкого «Наука о духе»//РМ. 1883. 4. С. 1-27; Критический этюд по поводу кн. г. Грота «К вопросу о реформе логики». К., 1885; Джордано Бруно: Две публ. лекции проф. ун-та Св. Владимира И. Б. Лучицкого и А. А. Козлова. К., 1885. С. 21-35; Философский трехмесячник. К., 1885-1887. 1-4; Очерки из истории философии: Понятия философии и истории философии. Философия восточная. К., 1887; Тард (G. Tarde) и его теория общества: Пер., изложение и замечания. К., 1887; Гипнотизм и его значение для психологии и метафизики. К., 1887; Свое слово: Филос.-лит. сб., издаваемый вместо «Философского трехмесячника». К., 1888-1890. 1-3; СПб., 1892-1898. 4-5; Очерк жизни и философии Лейбница по соч. Мерца: [Рец.]//ВФиП. 1890. Кн. 3. Отд. 2. С. 36-64; Новейшее исслед. о Платоне: [О кн. А. Н. Гилярова «Источники о софистах»]//Там же. 1892. Кн. 11. Отд. 2. С. 46-59; Рец. на: Серебренников [В. С.]. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности//Там же. Кн. 13. Отд. 2. С. 49-59; Понятие бытия и времени: По поводу кн. Л. Лопатина «Положительные задачи философии»//Свое слово. К., 1892. 4. С. 131-167; Позитивизм Конта//ВФиП. 1892. Кн. 15. С. 53-70; 1893. Кн. 16. С. 41-70; Французский позитивизм: Тэн, Рибо, Полан//Там же. 1893. Кн. 19. C. 55-93; Французский позитивизм: Полупозитивисты: А. Фуллье. Гюйо и Тард//Там же. 1894. Кн. 21. С. 8-35; Кн. 22. С. 121-140; Густав Тейхмюллер//Там же. Кн. 24. Отд. 2. С. 523-536; Кн. 25. Отд. 2. С. 661-681; Теория искусства с точки зрения Г. Тейхмюллера: Рец. на: Бобров Е. О понятии искусства. Юрьев, 1894//Там же. 1895. Кн. 27. Отд. 2. С. 178-189; Религия гр. Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви. СПб., 18952. 2 ч.; Анализ последнего произв. гр. Л. Н. Толстого «Хозяин и работник»//ВФиП. 1895. Кн. 28. С. 313-330; Кн. 30. С. 592-604; Сознание Бога и знание о Боге: Восп. об онтологическом доказательстве бытия Божия//Там же. Кн. 29. С. 445-460; Кн. 30. С. 558-567.

http://pravenc.ru/text/1841690.html

И тем не менее «Опыт автобиографии» очень интересен и очень поучителен. В творческой личности Уэллса — его достоинствах, недостатках, достижениях, поражениях — проявился дух его эпохи, сконцентрировались многие противоречия интеллектуальной жизни Европы ХХ в. Вдумываясь в идейное развитие Уэллса, мы имеем возможность яснее понять исторические события недавнего прошлого и, следовательно, вернее представлять себе порожденный ими день сегодняшний. Альтернатива, перед которой ставит нас Уэллс, действительно важна. Ратуя за свободу личных отношений и Мировое государство, он боролся против того, что мешало их окончательной победе: основанного на христианских ценностях традиционного общества, традиционной морали, традиционной семьи, национального самосознания и национального образа жизни. Одержал ли Уэллс в своей борьбе победу? Вряд ли. Однако главная ценность его итоговой книги, возможно, даже не в изложенных в ней идеях и мыслях, а в том, что благодаря им, на контрасте с ними проясняются, делаясь совершенно очевидными, мысли иные: да, прогресс неостановим, изгонять из жизни новое глупо и бессмысленно. А с другой стороны — нет ничего новее старых истин. Потому-то они и вечные. Основные даты жизни и творчества Г.-Дж. Уэллса 1866. Родился 21 сентября в Бромли, Кент. Мать до замужества — горничная, впоследствии — экономка в усадьбе Ап-парк (Верхний парк). Отец — садовник, игрок в крикет, лавочник. 1874–1880. Учится в Коммерческой академии Морли, Бромли. 1880. Ученик в магазине тканей «Роджерс и Денайер», Виндзор. 1881. Один месяц работает у аптекаря Сэмюела Кауэпа, Мидхерст, Сассекс. Затем — два года ученичества в магазине тканей Хайда, Саутси. 1883–1884. Работает младшим учителем в начальной школе Хореса Байета, Мидхерст. 1884–1885. Профессор Хаксли и биология. 1885–1886. Профессор Гатри и физика. 1886–1887. Профессор Джад и геология. Поступает в Лондонский университет на от деление зоологии. 1887. Преподает в Академии Холта (Северный Уэльс). 1889–1890. Домашняя школа Хенли, Килберн, Лондон.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

3 . Слова и речи в 1879–1881 годах. М., 1883. – 694 с. 4 . Слова и речи к вятской пастве. Вятка, 1886. – 250 с. 5 . Слова и речи к нижегородской пастве в 1882–1885 годах. Вятка, 1886. – 464 с. 333. Макарий (Невский) , митрополит. Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, послании, воззваний и наставлений) за всё время служения в архиерейском сане (1884–1913 гг.). Сергиев Посад, 1914. – 1135 с. 334. Макарий (Троицкий), архимандрит. Беседы о Божественной Литургии. СПб., 1881. – 81 с. 335. Макарий (Троицкий), епископ. Великопостные поучения. 1864–1879 гг. Калуга, 1898. – 220 с. 336. Макарий (Троицкий), епископ. Слова, беседы и поучения на воскресные и праздничные дни и на разные случаи. Оренбург, 1893. – 422 с. 337. Малеванский А., протоиерей. Евангельские уроки. (Годовой круг внебогослужебных чтений сельским прихожанам на Литургийные Евангельские зачала во все воскресные и праздничные дни). СПб., 1910. – 650 с. 338. Малов А., священник. Поучительные слова и речи. В 3-х частях. СПб., 1831. – (633 с.). 339. Марсальский Л., священник. Объяснение воскресного всенощного бдения и Божественной Литургии в форме поучений. Симбирск, 1888. – 249 с. 340. Масильон, епископ. Беседы. В 7-ми частях. (Пер. с французского). СПб., 1824–1825. – (3740 с.). 341. Мегорский Е., протоиерей. Церковные уроки законоучителя. Сборник поучений. СПб., 1880. – 201 с. 342. Медведицын Е., священник. Поучения на Символ веры , молитву Господню, Блаженства евангельские и Божественное десятисловие. СПб., 1893. – 288 с. 343. Мелановский Г., протоиерей. Поучительные слова. Казань, 1879. – 314 с. 344. Мелхиседек (Сокольников), архимандрит. Слова и речи. М., 1845. – 306 с. 345. Менстров М., священник. Божия нива. (Сборник поучений на воскресные, праздничные и высокоторжественные дни; на разные случаи и на современные темы). СПб., 1910. – 656 с. 346. Мефодий (Кульман) , епископ. Немного о многом. Слова и поучения. 19321972. Аньер, 1973. – 187 с. 347. Мефодий (Смирнов) , архиепископ. Поучительные слова. М., 1831. – 226 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010