В августе 1867 года книжки были розданы и принесли к концу года 200 рублей. Потом доход по книжкам стал постепенно уменьшаться: в 1873 году 50 рублей в 1874 году 127, в 1875 году 14, в 1874 году 30 рублей. Книжки, очевидно, не оправдали возлагавшихся на них надежд, и общество в мае 1873 года нашло нужным разослать домовладельцам прихода подписные печатные листы. В первый год они принесли 1,082 рубля, во второй 53, в следующие годы упоминания о них не. встречается. Эта мера тоже оказалась не вполне удачной; из двухсот разосланных листов вернулось к обществу только 57, а некоторые домовладельцы стали выражать прямое неудовольствие по поводу этого способа сбора пожертвований в пользу общества, почему он, по всей вероятности, и был оставлен. Когда репутация общества упрочилась, стали поступать пожертвования и но завещаниям: в 1874 году от петербургского купца Герасима Васильева 500 рублей; в 1880 году: Гуляевой 455 рублей, лейтенанта Г. В. Жуковского 100 рублей; в 1881 году коллежского асессора П. И. Павлинова 270; в 1882 году О. О. Меленной 150 рублей; в 1884 году В. Подходяшиной 100, П. А. Беляева 10,000 рублей; в 1888 году протоиерея М. П. Петропавловского 2,000 рублей, дочери титулярного советника Е. Меньшого 1,000, А. С. Семенова 100 рублей. Затем начались и пожертвования на стипендии: в 1875 году от Е. И. Рубцовой на одну стипендию в приюте престарелых 1,000 рублей, в 1881 году от С. И. Собакиной, имени ее сына Александра, 400 рублей; кроме этих, в 1881 году в богадельне были уже стипендии Е. Г. Карачаровой, Н. В. Воронец и А. Н. Васильевой; в 1882 году прибавилась стипендия в память О. Ф. Ц., учрежденная Н. В. Целобеевым; в 1885 году С. К. Шипова пожертвовала 500 рублей на учреждение стипендии в богадельне имени Я. И. Шипова, в 1887 году от Н. Г. Делибеева на одну стипендию 1,000 рублей. Понемногу у общества составился и неприкосновенный капитал. Из пожертвований в неприкосновенный капитал укажем на следующие: в 1875 году от Е. И. Петровой 100 рублей, в 1881 году от А.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

в) Ординарного профессора словесности Е. В. Амфитеатрова Указав задачу, которую требовалось решить г. Лебедеву в его сочинении и изложив ход мыслей самого сочинения в исполнение этого требования, рецензент говорить между прочим в своем отзыве: «Полемика против ложных учений отличается столько же твердостью доводов, силою суждения, сколько спокойствием, отсутствием раздражительности и привязчивости. Полнота и замечательная стройность плана целого сочинения, а равно и тщательная обработка как больших, так и малых отделов заслуживают особенного внимания. Некоторые неточности в мыслях и некоторые неровности в изложении, происшедшие без сомнения от торопливости в такой большой работе, легко могут быть исправлены и сглажены при новом пересмотре сочинения 3 , что не потребует большого труда. Вообще сочинение может быть признано отлично хорошим, а автор его вполне достойным степени магистра богословских наук» 4 . II. Книги по истории науки, преподаваемой А.П. Лебедевым 8. Греческие церковные историки IV, V и VI веков, Москва, 1890. Стр. 232. Первоначально печатано было статьями в Чтениях в Общ. Люб. дух. просв. за 1890 г. Отзыв о книге в Москов. Церковн. Ведомостях 1890 года 42 – похвальный. 9. Очерки развития протестантской церковно-исторической науки в Германии. (XVI–XIX века). Москва, 1881. Стр. 111+284. Первоначально печатано было в Прибавл. к Теор. Се. Отцев за 1880–1881 годы. Отзывы: в Церк. Вестник 1881 г., 43 (проф. А.П. Лопухина ) – похвальный; – в Вестнике Европы 1882 г., апрель, – также благоприятный, но с некоторыми выходками и не благоприятного свойства. – Книга представляема была в Учебный Комитет при Св. Синоде на Макариевскую премию» но не удостоена последней. (Рецензентом при этом был проф. И.Е. Троицкий ). III. Книги по древней церковной истории – до окончательного разделения церквей 10. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом . М. 1885. Стр. 420. Первоначально печатано было в Приб. к Теор. св. Отц. за 1883–1885 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

N. Заметка о той же брошюре: Русский курьер. 1881. 18 мая. Булгаков «Р. И> . Оригинальное народничанье (о той же брошюре)//Исторический вестник. 1881. V. : Н. К. Михайловский (1842–1904), публицист, идеолог народничества: Отечеств, записки. 1881. IX. Также в Собр. соч. (1897). V (Записки современника). < " Послушаем умных людей».> Отзыв очень резкий, тон статьи – издевательский. Только сумасшедшие (гоголевские Фердинанды VII) могут, подобно Л., отвергать прогресс и социальное равенство. Писания Л. – публично практикуемый разврат мысли. Соловьев Н. Я. (1845–1899). Рецензия на брошюру Л. «Как надо понимать сближение с народом»//Современные известия. 1882. 13 апр. O.K.: О. А. Новикова, урожд. Кареева (1840–1925), писательница. Ральф В. Эмерсон//Русь. 1882. 19. O.K. (см. выше). Une voix de Russie//Nouvelle Revue, 1882. 15 aout. И. Кр.: Иван Кристи, умер в 90-х гг. Заметка об «Отце К. Зедергольме»: ведомости. 1882. 314. А. С. Что такое старчество?//Церковный вестник. 1883. I. Новые сочинения К. Н. Л.//Афиши и объявления. 1883. 23 янв. У-в: вероятно, Н. А. Уманов. Рецензия на брошюру «Наши новые христиане»//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1883. Март-апрель. Лесков Н. С. Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи//Новости. 1883. 1 и 3 апр. Миллер Ор. (1833–1889), историк литературы. О церкви в исторической жизни русского народа//Русь. 1883. 13 апр. Соловьев Вл. С. (1853–1900). < " Несколько слов о брошюре г. Леонтьева «Наши новые христиане " " > . Заметки по поводу «Новых христиан»//Русь. 1883. 9. Лесков Н. С. Золотой век. Утопия общественного переустройства. Картины жизни по программе Л.//Новости. 1883. 22–29 июня. В письме к Губастову (4 июля 1885) Л. упоминает об этой статье Лескова, а также и о другой (см. выше). Он считает, что лесковские статьи острые, хотя и не совсем добросовестные. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. СПб. (1883). Т. 1. Из записных книжек. О книге Л. «Наши новые христиане: Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский»: «...уж коль все обречены (как утверждает Л. – Ю.И.), так чего же стараться, чего любить добро делать? Живи в свое пузо...» (с. 369). О нападках Л. на него лично: «Г-н Л. продолжает извергать на меня свою завистливую брань». Достоевский пишет: «...бедненький воображает, что я его статьи буду беситься В этой наивной идее есть что-то трогательное» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Яшин, Александр Иванович , протоиерей в Вышнем Волочке; пожизн. член с 1882 г.; пожертв. 100 р.; ум. в 1885 г. Наибольшее число лиц вступили в пожизненные члены Братства при самом открытии его 20 . Меньше, но все-таки значительно, было число вновь вступивших пожизненных членов Братства в два года, непосредственно следовавшие за открытием Братства, именно в 1881 и 1882 годы. В 1880 году число пожизненных членов Братства, только что вошедших в состав Братства, относилось к числу действительных членов, как 1: 4; в 1881 году, как 1: 12; в 1882 году, как 1: 20. После этого времени, лиц, вновь делавшихся пожизненными членами Братства, с каждым годом, за некоторыми исключениями, становилось менее и менее. Впрочем, не было года, в который бы два, три лица не вступили в число пожизненных членов Братства. Что касается общественного положения пожизненных членов Братства, то более, чем половина из них, были лица духовные: архиереи, архимандриты, протоиереи и священники. Но в числе их не мало, также, дворян, почетных граждан, купцов, преимущественно, Московских. Группа действительных членов Братства количественно преимуществует пред другими группами. Достигнув 251 в 1881 году, число действительных членов не восходило выше 384 (в 1899 г.), но не было и ниже 225 (в 1890 году) в течении всего двадцатипятилетия. В ряду действительных членов были члены, так сказать, постоянные, ежегодно вносившие в кассу Братства не менее пяти рублей и в общей сложности внесшие в кассу Братства не менее ста рублей; сюда относятся: профессора и служащие при Московской Духовной Академии, некоторые лица Московского духовенства, некоторые преподаватели духовных семинарий. Были, с другой стороны, лица, которые, не каждый год внося членский взнос, в иные годы делали более крупные пожертвования, чем какое требуется от действительного члена, и не ища звания пожизненного члена, которое дается при единовременном пожертвовании не менее 100 р., внесли в кассу Братства в течение истекшей четверти века сумму значительно большую ста рублей. Таковы:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

1 сентября 1880 года Авксентий Стадницкий начал свою трудовую деятельность в качестве учителя географии, церковного пения и чистописания в Единецком духовном училище. В начале 1881 года в печати появились сообщения о возможной отмене циркуляра Министерства народного просвещения от 20 марта 1879 года о запрещении выпускникам средних духовно-учебных заведений поступать в университеты по своим аттестатам. Узнав из газетных сообщений о состоявшемся соглашении между обер-прокурором К.П. Победоносцевым и министром народного просвещения А.А. Сабуровым о допущении семинаристов в университеты на прежних основаниях, Авксентий Георгиевич начал активную подготовку к экзамену на аттестат зрелости, который необходимо было сдать в местной гимназии для поступления в университет. В своем дневнике он писал, что университет, «живущий общественной жизнью» и известный обществу, привлекал его больше, чем академия, «чуждая всяких веяний, живущая монастырской жизнью» и мало кому известная. Он не делал предпочтения университетской науке по сравнению с академической, но в самом академическом строе находил непривлекательную для себя сторону – «отчужденность и косность» академии 15 . Однако в связи с совершенным 1 марта 1881 года убийством Императора Александра II решение о допущении семинаристов в университеты было отложено, и Авксентию Георгиевичу пришлось оставить мысль о поступлении в Новороссийский университет в Одессе. Единственную возможность получить высшее образование давало ему поступление в Духовную академию. Первоначально Авксентий Георгиевич хотел поступать в Санкт-Петербургскую Духовную академию, полагая, что в ней, как в столичной академии, будет меньше формализма, но затем его выбор пал на Киевскую духовную академию. В середине июня 1881 года он приехал в родное Комарово, где до приезда братьев усиленно готовился к поступлению в академию. Отдохнув и набравшись сил, он в конце июля, простившись с родителями, выехал сначала в Кишинев, а оттуда уже в Киев. В Киевской Духовной академии, в которую он вскоре по приезде благополучно поступил, началось его становление как будущего ученого и архипастыря. Увлеченные занятия в церковно-историческом и археологическом академических обществах в дальнейшем помогли ему в выборе церковной истории как основы своей научной деятельности. Пение на клиросе дало возможность более глубоко постигать православное богослужение, любовь к которому он благоговейно пронес через всю свою жизнь. Паломничество, совершенное летними каникулами 1883 и 1884 годов на Святую гору Афон, заставило юношу задуматься о смысле монашеской жизни. Все виденное и слышанное им на Афоне глубоко взволновало душу, вызвало в ней множество вопросов, требующих разрешения (за описание этого путешествия, опубликованное в 1885 году в «Трудах Киевской духовной академии» под названием «Дневник студента-паломника на Афон», А. Стадницкий удостоился студенческой Макарьевской премии).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Того же числа Типография сообщила Прокурору, что «без предварительного одобрения духовной цензурой оригинала описания в рукописи не может печатать оного листами, как о том ходатайствуют гг. составители описания»; 2) что шрифтов, которыми печаталось Описание, «в настоящее время нет, а имеются близко к ним подходящие», и что на отливку совершенно такого же шрифта «потребуется времени до шести месяцев со дни заказа» 10 . Особая книга, о которой просил Павлов, заведена 21 Октября 1880 г. и по ней Павлов получил в этом году греч. кодексы на 149, 150, 276, 445, 453, 475, 477, 33; в 1881 г. гречч. 445, 453, 276, 397, 460, 314, 445; в 1883 г. гречч. 445, 467, 432, 314, 363, 453, 476, 477, 455; в 1884 г. гречч. 445, 467; в 1885 г. гречч. 445, 453, 476, 477; в 1887 г. гречч. 276, 363, 150; в 1888 г. греч. 149, 475, и в 1889 г. греч. 467: из Слав. рукописей тем же учёным взяты в 1880 г. 155, в 1881 г. 525, 683, 668, 821; в 1883 124, 466, 559, 738, 850, 183, 791, 927, 853, 703, 562 (2 раза). 759, 195, 189 и в 1885 г. 524, 525, а всего за 5 лет 21 рукопись. За Ключевским не значится ни одной рукописи, да и Павлов, судя по тому, что брились главным образом греч. кодексы, а, из славянских такие, которые трактуют о тайнах (в том числе о браке), пользовался памятниками не столько для порученного ему описания, сколько для изготовления диссертации о 50-й главе Кормчей. Как-бы то ни было, единственным результатом, к которому привела инициатива м. Макария, оказалось исчезновение из состава библиотечного имущества указателей, сличений и черновиков Описания, которые были собраны заботливой рукой Горского, раньше хранились за печатями и взяты продолжателями дела ГП. под собственноручные расписки. Трудно придумать более прискорбный конец не только для «гражданского подвига», но и для самого обыденного предприятия! Выходящая ныне книга с описанием третьего (по плану ГН.) и самого обширного отдела рукописей Патриаршей Библиотеки, богослужебного, содержит 144 кодекса за 433–576 включ. и заканчивает вполне этот отдел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

С 1868-го по 1876-й год семья проживала в Харькове, где Владимир Иванович три года учился в Харьковской классической гимназии. По возвращении семьи в Санкт-Петербург продолжал обучение в Первой Петербургской классической гимназии, которую окончил в 1881 году. В 1881 - 1885 годах учился на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Его учителями были выдающиеся русские ученые В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов и другие. Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского Университета выпуска 1885 г., в блестящую пору его жизни – ученик Докучаева, Менделеева, Фаминцына, Глазенапа, Иностранцева, Бекетова, Меншуткина, Костычева, Воейкова, Фандерфлита, Петрушевского, Богданова, Вагнера. Всё моё университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь» В.И. Вернадский «отдал дань» и политической деятельности. Из дневника 1884 года (21 мая, Петербург): « Государство и правительство существуют для народа, а не народ для государства и правительства»; 1890 года (7 ноября, Москва): «В душе тяжело от мглы, от темноты царства, от разгрома. Но энергия этим будится. И желание работать, желание бороться за права человека растет» Он – «Участвовал в студенческой сходке 10 (22) ноября 1882, за что был задержан полицией. Был знаком с А.И. Ульяновым. Член народнического кружка Д.И. Шаховского ( " Приютинское братство " ). …В 1903 году принимал участие в учредительном съезде Союза освобождения. В 1904 году был делегатом Земского съезда, потребовавшего введения конституции, гражданских свобод и выборов Государственной думы. В 1905 году участвовал в создании Конституционно-демократической (кадетской) партии и состоял членом её Центрального комитета. Входил от партии в Государственный совет Российской империи (1906, 1907 - 1911, 1915 - 1917), а в 1917 году – во Временное правительство России (товарищ министра народного просвещения). В мае 1918 года вышел из кадетской партии» Но естественно, о чем, напишет он ( 20. IV. 1921 г., Петербург, Академия наук): «…в моем мировоззрении произошел под влиянием событий глубокий сдвиг…»

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Давние недуги религиозной жизни коренного русского населения – раскол и секты также были предметом усиленных забот Православной Церкви. Окрыленный законом 1883 г. мая 3-го раскол использовал все предоставленные ему этим законом права в целях более фанатичной и широкой борьбы с православием . А это не могло не обратить на него усиленного внимания со стороны деятелей православной миссии. На Казанском соборе архипастырей в 1885 г. были выработаны многочисленные меры для борьбы с расколом. Так, признано было необходимым устройство специальных против раскола Миссий в епархиях, зараженных расколом. Несколько позже в 1887 г. на первом противораскольничьем съезде деятелей православной миссии в Москве были подробно разработаны и «Правила об устройстве миссий», утвержденные затем в 1888 г. Св. Синодом. Эти «Правила» положили начало планомерной и разносторонней борьбе с расколом. На том же Казанском Съезде 1885 г. было признано необходимым введение в семинарский курс обязательного изучения раскола, а равно и открытие при семинариях публичных с раскольниками бесед в целях практической подготовки будущих пастырей к противораскольничьей деятельности. Для подготовки борцов против раскола из среды мирян – ревнителей православия было признано полезным открытие особых миссионерских школ. Было обращено большое внимание и на литературную борьбу с расколом. Словом, съезд с редким вниманием отнесся к нуждам противораскольничьей миссии и его благие постановления, проведенные Св. Синодом в жизнь, доселе дают обильный плод. На ряду с этим Св. Синод определениями от 1881 и 1886 г. разъяснил многие недоумения, давно уже смущавшие раскольников и единоверцев и препятствовавшие как переходу раскольников в единоверие, так и правильному пониманию единоверия в его отношении к Православной Церкви. Так, определением 1881 г. Св. Синод, восполнив прежние «правила» об единоверии, яснее признал единоверие тем же православием, но с правом на совершение богослужения по старопечатным книгам и на употребление «старых» обрядов. Определением 1886 г. Св. Синод издал «Изъяснение» относительно «жестокословных порицаний» в прежних полемических сочинениях против раскола и относительно смысла клятвы Московского собора 1667 г. на порицающих новоисправленные книги, чины и обряды грекороссийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/t...

Хвольсон Д.А. Новооткрытый памятник моавитского царя Меши современника иудейского царя Иосафата//Христианское чтение, 1870, II, – С. 83, 412. Хвольсон Д.А. О влиянии географического положения Палестины на судьбы древне-еврейского народа//Христианское чтение, 1875, I, – С. 157. Хвольсон Д.А. Покоящиеся буквы в древнееврейской орфографии//Христианское чтение, 1881, II, – С. 173. Хрисанфий, еп. Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на божество в древних языческих религиях//Христианское чтение, 1845, II, – С. 374, 503. Ц Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1881 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1882, т. I, – С. 341–354; т. III. – С. 206–220. Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1882 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1883, т. III, – С. 109–122. Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1883 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1884, т. II, – С. 102–123. Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1884 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1885, т. I, – С. 566–602. Царевский А.С. Библейская литература истекшего 1885 года на Западе//Труды Киевской духовной академии, 1886, т. IV, – С. 675–712. Царевский А.С. Происхождение и состав 1 и 2 книги Паралипоменон//Труды Киевской духовной академии, 1878, т. III, – С. 79–192, 221–275. Царевский А.С. Пятикнижие Моисея//Труды Киевской духовной академии, 1889, т. I, – С. 282–332; т. II. – С. 48–102, 171–22, 566–616. Царевский А.С. Речь пред защитой вышеупомянутого сочинения [Происхождение и состав 1 м 2 книги Паралипоменон]//Труды Киевской духовной академии, 1878, т. IV, – С. 162–167. Ч Чемен К.А. Современное состояние вопроса о происхождении и сущности ессейства: Речь перед защитой магист. дис. (Происхождение и сущность ессейства. Черкасы, 1894)//Богословский вестник. 1895. Т. 4. 11. С. 139–160. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык//Христианское чтение, 1872, I, – С. 385; II. – С. 648; III. – С. 71; IV. – С. 183, 3, 377. Ш

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

11 См. указ. рукоп. Моск. дух. ак. 145. Срав. также более близкое ко времени изобретения славянской азбуки свидетельство римского папы Uoahha VIII в XVII томе Mansi, Consil collectio, epist. 247. Это письмо папы приводится также у Бодянского в его исследовании «о времени происхожд. слав. письмен», в Кирилло-Мефод. сборнике и др. 12 Речь идет главным образом от лица Ростислава, как могущественнейшего между названными и другими соседственными князьями славянскими 31 Житие препод. Феодосия, составленное Нестором, вошло в Печерский Патерик, где и можно его видеть 37 Этот случай указывался в торжественных годичных собраниях Общества люб. дух. просвещения в 1881 и в прошедшем 1884 годах. См. Чт. в Общ. люб. дух. просв. за 1882 г., т. III, стр. 27, и речь о. протоиерея П. А.Смирнова , стр. 49. Москва, 1884 45 См. Статист. Временник Росс. Имп., т. I, стр. 58, табл. народ. образов. Срав. Твер. Епарх. Ведом. 1885 г., 4, стр. 109 и др. 56 Срав. Русск. слово 1861 г. дек. отд. рус. литер., стр. 23, 26, 57–39 и др. Гражданин 1875, прилож. 9, стр. 13 и мн.др. 62 См. § 12 этих «Правил». Именно: «а) Закон Божий (Краткий Катехизис и Свящ. История); б) Русский язык, чтение по книгам гражданской и церковной печати и письмо; в) Первые четыре действия арифметики и г) Церковное пение» 73 Ст. 16 и 18. В последней статье под «духовными» лицами нужно разуметь конечно и священно-церковно-служителей; но больше здесь разумелись окончившие и не окончившие курс в духов. учеб. заведениях. Ибо недаром здесь поставлено выражение: «духовные» (лица), тогда как в Положении 1864 года прямо: «священно-церковно-служители» 74 См. статью Корфа в означенной газете за 1882 год, под заглавием: «Быть или не быть Закону Божию в народной школе»? 75 См. «Начальное учение человеком, хотящим учиться книг Божественного Писания». При этом не может не отметить и того обстоятельства, что между тем как, сколько мы помним, в Уставе 1828 года начертано было и то, чтобы в приходских училищах классы начинались и оканчивались молитвой, в правилах 1864 и 1874 года этого уже нет. Должно быть молитву сочли излишней 78 Для убеждения в истине сказанного можно взять хотя бы упомянутый выше и поставленный Кальневым «Систематический каталог книгам, рассмотренным Комитетом Министерства народного просвещения и учебным Комитетом при Св. Синоде». Одесса, 1876 79 См.речь о. протоиерея В.П.Рождественского в Чтен. Общ. люб. просв. за 1863 г., ч. 1, стр. 168 и дал. Срав. также записку об учреждении Общества там же, стр. III и дал. Читать далее Источник: Значение святых Кирилла и Мефодия как учителей народа русского : (Чит. в торжеств. собр. О-ва любителей духов. просвещения 7 апр. 1885 г.)/[Иван Корсунский]. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. - 50 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010