Еще студентом обратил на себя внимание ст. «Об открытии в селах библиотек» (опубл.: Известия Санкт-Петербургского комитета грамотности. 1865) и открытием народной б-ки в слободе, где родился. С 1865 г. работал библиотекарем в Воронежской публичной б-ке, одновременно с янв. 1866 г.- в Воронежской ДС, где преподавал библейскую, всеобщую и рус. церковную историю, литургику и каноническое право, в 1870-1871 гг.- практическое руководство для пастырей. Кроме того, в 1866-1867 гг. безвозмездно читал курс гражданской истории в Воронежском епархиальном жен. уч-ще. В 1871-1872 гг. председатель Воронежского епархиального съезда духовенства, с 1872 г. ректор Тамбовской ДС, редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей» . При Д. было осуществлено преобразование ДС (по уставу 1867 г.), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 г. Д. пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени. Благожелательные отзывы о ректорстве Д. оставили А. А. Царевский и А. М. Спасский. Д. был избран членом, затем помощником председателя Тамбовского губ. статистического комитета, в 1875-1881 гг. был председателем Тамбовского противораскольнического Казанско-Богородицкого братства, с 1877 г.- Тамбовского церковно-исторического комитета; с 1876 г. пожизненный член Общества вспомоществования бедным студентам СПбДА, с 1881 г.- МДА, с 1882 г.- КДА, с 1883 г.- КазДА. 31 дек. 1880 г. Д. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. С 1881 г. состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви , в рамках его деятельности в июне 1881 г. проводил беседы в соборе во имя прп. Сергия Радонежского в С.-Петербурге. 6 авг. 1881 г. назначен ректором Воронежской ДС, с 1881 г. также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей» ; с 1883 г. товарищ председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества ; с 1884 г. член епархиального училищного совета; с 1885 г. товарищ председателя братства святителей Митрофана и Тихона, с 1886 г. председатель. Д. укрепил дисциплину в семинарии, пополнил б-ку новой лит-рой. В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца. На собственные средства устроил церковь в Бирюченском ДУ.

http://pravenc.ru/text/178169.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Ильинский. Фотография. Кон. XIX в. Александр Александрович (12.01.1859, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга - 23.02.1920, Москва), композитор, педагог, музыкальный теоретик. Род. в семье врача. В 7 лет стал учиться игре на фортепиано и сочинять. В 1877 г. окончил 1-ю С.-Петербургскую военную гимназию, в которой выступал на муз. вечерах как пианист и композитор. В 1881-1884 гг. учился в Королевской Прусской академии (с 1882 стала называться Королевской академией) искусств в Берлине на отделении высших классов муз. композиции, изучал контрапункт, фугу, свободное сочинение и инструментовку у проф. В. Баргиля, а также брал уроки фортепианной игры у Т. Куллака и Н. Бетхера. По окончании курса вернулся в Россию. В 1885 г. сдал экстерном экзамен по композиции в С.-Петербургской консерватории, получил диплом на звание свободного художника. С 1885 г. жил в Москве, до 1905 г. преподавал в музыкально-драматическом училище Московского филармонического об-ва: в 1885-1897 гг. читал курс по теории музыки, с 1896 г.- ординарный профессор, с 1897 г. вел высшие классы теории музыки и композиции, в 1885-1899 гг. преподавал также фортепиано, затем открыл собственные классы фортепианной игры. С 1905 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской консерватории, с 1916 г.- профессор 1-й степени. Среди его учеников - братья Василий и Виктор Калинниковы (см. ст. Калинников В. С.), А. В. Никольский , К. Н. Шведов , А. В. Александров , Н. С. Голованов , П. Г. Чесноков . Среди светских сочинений И.- симфония, 3 сюиты для оркестра, музыка к трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Филоктет» (трагедия «Филоктет» была исполнена в Москве в 1886 и 1894 на греч. языке воспитанниками лицея цесаревича Николая), увертюра к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», опера «Бахчисарайский фонтан» (1904). Первые духовные сочинения И. были созданы специально для Синодального хора : «Молитву пролию ко Господу» и «Хвалите Господа с небес» (в программе концертов называлось «Всякое дыхание да хвалит Господа») в 1897 г., «Отче наш» (8-голосное) в 1898 г.

http://pravenc.ru/text/389457.html

Димитракопулос Софоклис Студент Афинского университета Зачисление Нектария Кефаласа в Афинский Национальный университет произошло 4 ноября 1881 года – в день сдачи экзаменов за гимназический курс. Именно этим числом датирована квитанция о внесении им платы за обучение. Согласно университетским правилам, за нового студента поручился профессор Николай Дамалас, знавший его, вероятно, по Хиосу, откуда сам был родом. «Матрикул 63 зачисленных студентов» дает на этот счет самые конкретные сведения: «Богословский факультет. Дата зачисления – 4 ноября 1881 года. Подпись зачисленного: Нектарий Кефалас, иерод[иакон]. По поручительству Николая Дамаласа. Номер билета 491». Позже имя иеродиакона Нектария Кефаласа возобновлялось в списке студентов 15 сентября 1882, 20 сентября 1883, 10 сентября 1884 и 19 сентября 1885 года. Курс богословского и философского факультетов был рассчитан тогда на три года, но это не означало, что дипломные испытания – единственные, которым подвергались студенты, – следовали непременно в конце третьего года обучения. Каждый студент мог держать их когда хотел, при условии, что он регулярно посещал все обязательные занятия; в противном случае его заново включали в списки учащихся и допускали к экзаменам лишь с надлежащего разрешения. В 1881/1882-м учебном году из-за позднего зачисления (лишь в ноябре) и денежных трудностей иеродиакон Нектарий вряд ли мог посещать занятия систематически. Это тем вероятнее, что в первые месяцы он, скорее всего, не имел на руках официального отпущения из монастыря. По крайней мере, единственный известный нам документ такого рода был подписан 18 сентября 1882 года – всего за два дня до включения его в списки студентов второго года обучения: «Иеродиакону Нектарию Д. Кефаласу, брату [обители] Неа Мони, дается разрешение отбыть в Афины для продолжения занятий в университете. Архиереям рекомендуем упомянутого иеродиакона как благоговейного, добронравного и добродетельного. Свидетельствуем также и чистоту его жизни. Настоящее свидетельство выдано ему в собственные руки для употребления во всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Москва, Красная пл., 1), первый и крупнейший в России музей исторического профиля, располагающий богатейшим собранием различных источников по истории и культуре страны и РПЦ. История строительства Основан в 1872 г. как Музей им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в Москве в честь вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ). С 1881 г. назывался Императорский Российский Исторический музей, с мая 1895 г.- Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III в Москве, с нояб. 1917 г.- Государственный Российский Исторический музей, с февр. 1921 г.- Государственный Исторический музей (ГИМ). Организован по инициативе создателей Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сент. 1872 г.: земского деятеля полковника Н. И. Чепелевского (1834-1886); министра гос. имуществ, участника обороны Севастополя ген.-адъютанта А. А. Зелёного (1820-1880) и председателя Московского археологического об-ва гр. А. С. Уварова . 9 февр. 1872 г. последовало Высочайшее соизволение на устройство музея. Экспонаты Севастопольского отдела стали первыми поступлениями в фонд музея. Др. московский музей, к-рый также обязан своим рождением данной выставке,- Политехнический. 3 янв. 1873 г. были высочайше одобрены «Общие основания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (проект этого программного документа был составлен Уваровым). Почетными президентами музея были вел. кн. Александр Александрович, с 1881 г.- вел. кн. Сергей Александрович , с 1905 г.- вел. кн. Михаил Александрович. Непосредственное руководство музеем осуществляли товарищи председателя, с мая 1881 г.- А. С. Уваров, с апр. 1885 г.- И. Е. Забелин , с февр. 1909 г.- кн. Н. С. Щербатов. Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) В 1873 г.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР (Надежин Николай Алексеевич; 27.11.1858, с. Брейтово Мологского у. Ярославской губ.- 6.11.1916, Петрозаводск), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Род. в семье священника, в 1881 г. окончил Ярославскую ДС, в 1885 г.- СПбДА, кандидат богословия (кандидатское соч. «Фотий, Патриарх Константинопольский, и его «Библиотека» как источник для истории христианской литературы и в частности для истории христианской проповеди»). 4 апр. 1884 г., в конце 3-го курса, Надежин принял монашеский постриг, 24 марта 1885 г. рукоположен во иерея. С 3 авг. 1885 г. преподаватель гомилетики, литургики и нравственного богословия в Литовской ДС. 6 нояб. 1886 г. «во внимание к примерно-полезной деятельности и доброму влиянию на воспитанников семинарии» возведен в звание соборного иеромонаха Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря . С кон. марта 1888 г. состоял в должности инспектора Тифлисской ДС. Обстановка в семинарии была непростой (24 мая 1886 был зарезан ее ректор, прот. Павел Чудецкий). Н. составил Правила поведения для воспитанников Тифлисской семинарии и завел лошадь, чтобы как можно оперативнее следить за студентами, проживавшими на частных квартирах. В период службы Н. в Грузинском Экзархате в 1890 г. случился т. н. великопостный бунт семинаристов. Главной причиной конфликта стало «русификаторское» распоряжение ректора архим. Николая (Зиорова) исключить из рациона юношей рыбу, которую им всегда подавали по местной традиции. 20-23 февр. 1891 г. Н. был назначен ректором Томской ДС, 10 марта того же года в кафедральном Сионском соборе Тифлиса возведен в сан архимандрита. Вступил в должность 30 мая 1891 г., почти одновременно с назначением на Томскую и Семипалатинскую кафедру свт. Макария (Невского) . Еп. Макарий часто посещал семинарию, проводил беседы с преподавателями и воспитанниками, давал указания по ее внутреннему и внешнему благоустройству. Томская семинария, открытая в 1858 г., находилась в стесненных условиях; она занимала 2 деревянных здания, помещение б-ки представляло собой «безобразный холодный сарай». Н. начал наводить порядок в семинарском хозяйстве с реконструкции библиотечного флигеля в 1892 г. Затем на предоставленные Синодом средства был арендован дом в 2 кварталах от семинарии, куда 1 сент. 1894 г. перевели классы. Одновременно велась работа над проектом собственного здания семинарии, но его закладка, в которой участвовал Н., состоялась только 21 сент. 1896 г. Выпускником Томской ДС 1897 г. был архиепископ Херсонский и Николаевский сщмч. Прокопий (Титов) . 12-18 июня 1896 г. Н. был утвержден в должности председателя Томского епархиального училищного совета. В июле того же года был командирован в Н. Новгород на педагогические курсы для учителей церковноприходских школ.

http://pravenc.ru/text/2565316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Неофит (Любимов). Фотография. Нач. XX в. Порфирьевич Любимов (12.01.1846, с. Мордовские Липяги (Таборы) Самарского у. и губ.- 30.10.1918, Москва), сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье диакона. Окончил Самарское ДУ и Самарскую ДС. В 1870 г. поступил в КДА, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия. 27 июля 1874 г. Н. был назначен в Симбирскую ДС на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. После сдачи пробных уроков Н. был определен на кафедру словесности, истории лит-ры и логики при семинарии. Также в 1874-1878 гг. он преподавал русский язык и гражданскую историю в Симбирской военной гимназии. В 1876-1878 гг. состоял преподавателем рус. языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном жен. уч-ще. Преподавал гражданскую историю, словесность и педагогику в Мариинской жен. гимназии г. Симбирска в 1874, 1875, 1880, 1885 гг. 17 янв. 1879 г. утвержден в чине коллежского асессора, 2 дек. 1881 г. произведен в чин надворного советника. 2 июня 1882 г. утвержден в должности члена педагогического собрания семинарии. 24 окт. 1884 г. назначен членом педагогического распорядительного собрания правления семинарии. 17 авг. 1885 г. Н. был определен законоучителем и инспектором классов Симбирского епархиального жен. уч-ща и настоятелем училищной домашней Богородице-Введенской ц. 8 сент. 1885 г. рукоположен во иерея. В епархиальном уч-ще наряду с Законом Божиим Н. преподавал дидактику и педагогику. Состоял членом строительного комитета при епархиальном уч-ще с 18 сент. 1886 по 15 дек. 1889 г., руководил постройкой здания для классов, общежития для воспитанниц, бани, больницы и др. 29 авг. 1889 г., согласно прошению, уволен с должности преподавателя семинарии и приступил к работе в епархиальном жен. уч-ще в должности законоучителя и инспектора классов. С 20 июля по 20 окт. 1898 г. состоял председателем Комиссии по выработке правил для письменных упражнений.

http://pravenc.ru/text/2564960.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 мая (13 июня) Священномученик Философ и мученики Николай и Борис Орнатские С вященномученик Философ родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Ивановича Орнатского. Философ Николаевич окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую Духовную семинарию и в 1885 году со степенью кандидата богословия Санкт-Петербургскую Духовную академию. 17 июля 1885 года Философ Николаевич обвенчался с девицей Еленой, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге Николая Михайловича Заозерского. 26 июля 1885 года Философ Николаевич был рукоположен во диакона, а 28  июля – во священника ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Сюда отец Философ был назначен законоучителем. Сразу же после рукоположения молодой деятельный священник стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. Он писал о том времени и причинах, послуживших возникновению Общества: «1881 год останется навеки памятным не только в жизни Петербурга, но и всей России, всего мира. В этом году от руки фанатичных злодеев пал на улице своей столицы благодетель не только своего, но и чужих народов, царь-освободитель. Но это преступление было грозным не столько само по себе, сколько как знамение времени, как небесное предостережение народу, уклонившемуся в некоторой своей части с пути истинного. Это уклонение преимущественно образованного класса русских людей к началу 1880-х годов обнаружилось воочию. Материалистические начала, на которых строили свою жизнь образованные русские люди с 50х годов настоящего столетия, обнаружились в забвении Бога и Его закона, в отчуждении от Церкви, в распущенности нравов, в хищении общественных сумм, в частых самоубийствах, в появлении, по примеру Запада, и у нас на Руси нигилистической заразы по отношению к веками сложившемуся государственному строю русской жизни. Эти и подобные признаки тяжелого недуга нигде так резко не обнаруживались, как в Петербурге. Здесь, среди интеллигентного сословия, более, чем где-либо на Руси, с одной стороны, обнаружилось отчуждение от Церкви, с другой – искание истины вне Церкви, вне чистого и неповрежденного Евангелия, у заморских и наших туземных проповедников лжеверия...

http://fond.ru/kalendar/457/boris/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Ф. Комаров с семьей. Фотография. 1901 г. Василий Федорович (1838, г. Серпухов - 3.11.1901, Москва), исследователь церковного пения, регент, педагог. Сын протоиерея ц. св. Жен-мироносиц в Серпухове. В детстве пел на клиросе. Окончил Донское ДУ, затем МДС и МДА (1862; канд. богословия). В академии руководил студенческим хором. Нек-рое время преподавал математику и физику в Симбирской ДС, с 1864 г.- в Казанской ДС, одновременно слушал курсы математических и естественных наук в местном ун-те. С 1869 г. до конца жизни преподавал в МДС алгебру и тригонометрию, в 1869-1874 гг.- церковное пение. В 1875 г. в университетской типографии в Москве было издано его пособие «Практическая школа хорового пения» (переизд.: М., 1894, 1895). В нач. 80-х гг. К. стал одним из членов-учредителей и самых активных сотрудников московского Об-ва любителей церковного пения (ОЛЦП) (см., напр., его доклад в публикации: Отчет Совета ОЛЦП. М., 1885). К. входил в состав комиссии, которая проверяла записи, сделанные в 1881 г. Ю. Н. Мельгуновым для изд. «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1881-1915. 4 ч.). В сер. 80-х гг. изложил заново литургийные московские напевы; впосл. именно эта запись легла в основу издания 4-й ч. «Круга...»; он же готовил дополненное 2-е изд. 2-й ч. (Ирмосы. 1907). Вместе с В. Н. Кашперовым и Мельгуновым записал одноголосный напев кремлевского Успенского собора с голоса сакеллария собора прот. Петра Виноградова (изд.: Собрание церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора. М., 1882; переизд. с измененным заглавием: Одноголосный Обиход Большого Успенского собора Моск. Кремля. М., 2003). В ОЛЦП К. также занимался организацией конкурсов по гармонизации церковных мелодий. По-видимому, ему принадлежит вступление к изд. «Опыты переложений древних церковных напевов» (М., 1887. Вып. 1). Обработки К., вошедшие в «Опыты...» (воскресные ирмосы (песни 6-8), знаменного распева, «Радуйся, Живоносный Кресте», «Единородный Сыне» напева XVII в., «Милость мира» на Литургии св. Василия Великого), выделяются среди остальных: если др. авторы остаются в пределах «строгого стиля», то К., по словам председателя ОЛЦП П. Д. Самарина, стремится к тому, «чтобы гармония переложений была согласна с гармонией русских народных напевов и чтобы сопровождающим голосам давалось движение в духе церковных и народных мелодий» (РДМДМ. Т. 3. С. 313). По воспоминаниям Самарина, К. сделал множество обработок для муж. любительского хора ОЛЦП, который в 80-90-х гг. постоянно выступал на певч. собраниях об-ва вместе с профессиональными хорами; не все из этих произведений сохранились.

http://pravenc.ru/text/1841822.html

Тихая Журавка. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты Здание церкви и колокольни были построены из красного кирпича и крыты листовым железом. Вокруг церкви была ограда из кирпича. В 1904 г. в ограде сделаны 3 кирпичные арки с золочеными куполами и крестами, в них железные ворота с калитками. Первый настоятель храма Василий Иванович Землянский (1830 - после 1905), сын священника из слободы Дегтево Донецкого округа. В 1850 г. закончил Воронежскую духовную семинарию. В 1853 г. служил в церкви Луганской станицы, затем в 1863 г. в хуторе Теплый той же станицы. В 1871 г. переведен в Терновскую станицу, а после окончания постройки церкви по просьбе Ф.Ф. Барабанщикова переезжает в Тихую Журавку.  Второй настоятель храма Федор Михайлович Сереженков (1881 - после 1915), из крестьян, окончил Донскую Духовную Семинарию. В 1902 г. служил псаломщиком в Троицкой церкви слободы Маньковой-Калитвенской. С 1905 г. - священником в Скорбященской церкви поселка Тихово-Журавского. В 1911 г. за усердие награжден набедренником. С 1 декабря 1911 г. назначен духовным следователем Дегтевского благочиния. В 1914 г. был избран председателем церковно-приходского попечительства. Жена - дочь потомственного гражданина И. Попова. Дети: Людмила, 1904 г. р., окончила Донское епархиальное женское училище; Леонид, 1906 г. р., выпускник Новочеркасской мужской гимназии, Валентина, 1908 г. р. Первым псаломщиком церкви был Попов Тимофей Федорович (1838(41) - после 1916). Из духовного сословия. Он являлся выпускником Воронежской духовной семинарии. Сначала служил при церкви слободы Анно-Ребриковой, а в Тихой Журавке с 1881 г. Заштатный псаломщик с 1911 г., вдов во 2-м браке (на 1916 г.). Владел 20-ю десятинами земли в Донецком округе и деревянным домом в Тихой Журавке. Вторым псаломщиком был Цурупов Григорий Павлович, 1885 г. р., из крестьян. Окончил второклассную школу сл. Голодаевки. С 1905 г. работал учителем в церковно-приходской школе пос.Генеральский мост. С 1910 г. псаломщиком в Троицкой церкви ст. Мигулинской. С 1911 по 1913 гг. - псаломщиком в церкви Тихой Журавки. Холост (на 1912 г.). После него псаломщиком стал Попов Николай Стефанович (1895 - после 1916). Из казаков. Закончил 1 класс Донской Духовной семинарии. При церкви с 1913 г. Холост (на 1916 г.).

http://sobory.ru/article/?object=07291

Валентина Теплова Скачать epub pdf Личность, церковная и научная деятельность Георгия Ивановича Шавельского составляют на редкость единое целое. Протопресвитер Российской армии и флота, один из духовных столпов последних лет перед катастрофой 1917 года привлекает внимание историков как выдающийся церковный деятель начала XX в., принимавший участие в работе Всероссийского поместного собора Русской православной церкви 1917 – 1918 гг. С именем Георгия Шавельского связано вмешательство в «дело обращения галицийских униатов в православие» в 1915–1916 гг., коренным образом изменившее ход процесса воссоединения в Галиции и Буковине с.165–182; 4, с. 33–46]. Георгий Шавельский представляет интерес и как уроженец Беларуси, выходец из среды потомственного православного духовенства, осознававшего свою сопричастность к тем изменениям в жизни белорусского народа, которые произошли на рубеже XIX – начала XX вв. Есть основания полагать, что многие черты его церковной деятельности, отчетливо проявившиеся на фронтах Первой мировой войны, сформировались благодаря его пасторской деятельности в приходах Полоцкой епархии. Георгий Иванович Шавельский родился 6 января 1871 года в селе Дубокрай Витебской губернии, в семье белорусских крестьян, глава которой исполнял в приходском храме обязанности дьячка. Начальное образование будущий протопресвитер получил в Духовном Училище (1881– 1885), затем в числе лучших закончил курс Витебской Духовной Семинарии (1885–1891). Перед выпускником открывалась блестящая перспектива учебы в Духовной Академии. Однако бедность семьи не позволили воспользоваться открывшейся возможностью. Кроме того выпускникам семинарий, желавшим получить священнический сан, проходилось в течение нескольких лет трудиться в должности псаломщика или учителя начальной школы. Иногда этот срок мог быть семь и более лет. В августе 1891 г. Георгий Шавельский был назначен псаломщиком в весьма бедный приход Хвощнянской церкви Городокского уезда Витебской губернии, а уже в начале 1892 г. был переведен в село Усмынь, где одновременно являлся законоучителем народного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010