214 Текст там же, 583–586. Одна из существующих копий этого письма носит пометку «не отправлено». Эта пометка является главным аргументом Я. С. Лурье, чтобы усомниться в подлинности всей официальной переписки между Москвой и Константинополем в 1448–1453 гг. (у Д. С. Лихачева, Словарь книжников и книжности древней Руси, вып. 2. Л., 1988. С. 420–422, и в его исследовании «Как установилась автокефалия Русской Церкви в XV веке?»//Вспомогательные исторические дисциплины CCIII. Л., 1991. С. 181– 198). Однако были ли письма отосланы или не были, они ясно показывают выжидательную позицию, занятую Москвой в этот период. Но Лурье довольно убедительно показывает, что официального согласия Константинополя на назначение Ионы в преемники Исидора не было. 216 Слово избрано, изд. А. Н. Поповым //Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (Москва, 1875). С. 372–373. Удобное обозрение литературы см. у Chemiavsky М. The Reception of the Council of Florence in Moscow//Church History 24 (1955), 1. P. 347–359. 217 Ср. знаменитое письмо патриарха Антония Василию I Московскому, написанное в 1391 г. Об обстоятельствах, связанных с этим письмом, и о возможной роли митрополита Киприана см. Meyendorff J. Op. cit. Р. 255–256. 220 Documenta Pontificum romanorum Historiam Ucrainae illustrantia, no 82. P. 46. Cp. хорошо информированное обсуждение этих событий у Halecki О. From Florence to Brest. Rome, 1958. P. 84–86. 222 Quando stirps mascula deesset imperatoria, ad vestram Illustrissimam Dominationem jure vestri faustissimi conjugii pertineret, цитировано у А. Я. Шпакова, Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве I. Киев, 1904. С. XVIII. 223 Митрополит Феодосий (1461–1464) еще употребляет это выражение, но Филипп (1467–1473) уже нет. 224 Впервые опубликовано у Heller W. Tausend Jahre Christentum in Russland (Vandenhoek und Ruprecht, Göttingen, 1988). S. 85–102. 225 Повесть временных лет (перевод на русский язык Д. С. Лихачева)//Памятники литературы древней Руси. IX – первая половина XII века. М., 1978. С. 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

216 Тихомиров Лев Александрович (1852–1923). До сер. 80-х годов – народоволец. В 1888 г. подал прошение о помиловании. В 1889 г. вернулся в Россию. Исследования его посвящены православному учению о государстве. Священномученик Иоанн Восторгов ценил его труды: «В русской литературе имеется прекрасная и обстоятельная работа, выясняющая начала монархического строя, а именно «Монархическая государственность» Л. А. Тихомирова в четырех частях» (Полн. собр. соч. Т. 4. С. 508, примеч.). Сын его Александр (1882–1955) принял монашество с именем Тихон. Был епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии. Подвижник благочестия, многие годы провел в затворе в Ярославле. 218 Дюпюи (Dupuy) Шарль Александр (1851–1923) – премьер-министр Франции в течение нескольких месяцев: в 1893 г., 1894–95 гг., 1898–99 годы. 219 Солсбери (Solisbury) Роберт Артур Толбот (1830–1903) – государственный деятель Британии. С 1881 г. – лидер консерваторов в палате лордов. В 1885–86 гг., 1886–92 гг., 1895–1902 гг. – премьер-министр. 220 Розбери (Rosebury) Арчибальд Филипп Примроуз (1847–1929) – британский премьер-министр (с 3 марта 1894 г. по 21 июня 1895 г.). Один из лидеров Либеральной партии. 221 Отзывы иностранцев о покойном государе и некоторые мысли и выражения заимствованы автором из слова прот. П. Я. Светлова в 40-й день по кончине государя, напечатано в «Душеполезном чтении» за 1894 год. 223 Гиббон (Gibbon) Эдуард (1737–1794) – английский историк. Основная работа: «История упадка и разрушения Римской империи» (1776–88). Последнее издание в русском переводе: «Закат и падение Римской империи», М., 1997, Т. 1–7. 224 Прот. Иоанн перечисляет видных представителей отечественной исторической науки: Карамзин Николай Михайлович (1766–1826) «История государства Российского». Кн. 1–3 (Т. 1–12). СПб., 1842–43, (репринт – М., 1988–89). Погодин Михаил Петрович (1800–1875) «Исследования, замечания и лекции о русской истории», М., 1846–57 гг. Ч. 1–7. Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879) «Сочинения». Кн. 1–22, М., 1888–98. Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) «Русская история». Т. 1–2 (в. 1). СПб., 1872–85. Ключевский Василий Осипович (1841–1911) «Курс русской истории». Ч. 1–5.1904–1922 (переизд.: Сочинения. Т. 1–9. М.. 1987–90).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

223 Юдин Федор Иванович; (17 февраля 1900 – 28 февраля 1974). Получил специальное музыкальное образование. В 1919 – псаломщик церкви Серафимовского подворья, в 1920 – Петропавловского собора Нового Петергофа, с 6 ноября 1922 – диакон, с 1927 года – протодиакон этого же собора, с 1936 – в штате Николо-Богоявленского собора, с 1 марта 1938 – в Князь-Владимирском соборе, с 25 августа 1940 – лето 1941 – в штате Николо-Богоявленского собора. Оказался на оккупированной территории. В конце 1941 – 1943 служил в Афанасиевской церкви Гдова. С начала 1944 по 18 октября 1944 – протодиакон при архиепископе Нарвском Павле (Ивановском) . Арестован 24 октября 1944 в Таллинне по обвинению в измене Родине. Приговорен 3 января 1945 к 20 годам каторжных работ. Отбывал срок в Коми АССР. Освобожден 22 марта 1955, служил в Рижском кафедральном соборе, затем – в Воскресенском соборе г. Нарвы. В 1958 – заштатный протодиакон в Ленинграде. 9 июня 1958 назначен к церкви Смоленского кладбища. С 1963 года – в Троице-Сергиевой Лавре. Скончался и похоронен в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). В сентябре 1999 Прокуратурой С.-Петербурга признан обоснованно осужденным и реабилитации не подлежащим. [Некролог.]//ЖМП. 1975. 3. С. 30. 308, 352 Юлиан Отступник; (331 – 363) – римский император с 361. 193 Юнг (Jung) Карл Густав; (26 июля 1875 – 6 июня 1961) – швейцарский психолог и психиатр. 212 Юрша Эдмунд-Давид Иосифович (Эдмунд Иосифович); (1853 – ?). Окончил Русскую филологическую семинарию при Лейпцигском университете. С 13 августа 1877 – преподаватель древних языков Олонецкой гимназии, с 1 марта 1897 – и. д. ее инспектора, затем – инспектор, а с 21 июля 1906 – директор. По истечении 35 лет службы оставлен в должности на 5 лет с 13 августа 1912. С 1 августа 1906 – председатель педагогического совета петрозаводской Мариинской женской гимназии. Был членом ревизионной комиссии Петрозаводского благотворительного общества, товарищем председателя общества распространения образования в Петрозаводске. Весной 1918 мужская гимназия организовала преподавание Закона Божия на квартире бывшего директора гимназии (Олонецкие епархиальные ведомости. 1918. 7. С. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 Московская духовная академия ведет свое начало от Славяно-греко-латинской академии в Москве, которая была основана в 1685 г. по благословению Патриарха Иоакима. В 1814 г. Московская духовная академия была переведена на территорию Троице-Серги-евой Лавры, где с 1742 г. уже располагалась Духовная семинария. В 1917 г. академия и семинария в Лавре были закрыты, но академия просуществовала еще некоторое время в Москве. В 1944 г. в Новодевичьем монастыре открылись Высшие богословские курсы, которые в 1946 г. были преобразованы в Московскую духовную академию. В 1949 г. академия и семинария вернулись в родные стены Троице-Сергиевой Лавры. 26 Архиепископ Сергий (Голубцов Павел Александрович, 1906–1982) в 1945 г. поступил на 2-й курс Московской духовной семинарии, продолжил обучение в академии. В 1950 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, пострижен в монашество и рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В 1955 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. С 1963 г. архиепископ. 27 Митрополит Антоний (Мельников Анатолий Сергеевич, 1924–1986) – с 1944 г. иподиакон митрополита Алексия (Симанского), будущего Патриарха. С 1945 по 1950 г. обучался в Московской духовной семинарии и академии. В 1950 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, пострижен в монашество и рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В последующие годы занимался преподавательской деятельностью, был ректором Минской, а затем Одесской духовных семинарий. В 1964 г. хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. С 1965 г. епископ Минский и Белорусский, в том же году – архиепископ. Скончался в сане митрополита Ленинградского, погребен в Александро-Невской Лавре. 28 Митрополит Питирим (Нечаев Константин Владимирович, 1926–2003) – с 1945 г. иподиакон Патриарха Алексия I, с 1947 по 1951 г. обучался в Московской духовной академии. В 1940-е гг. духовно окормлялся у известного московского протоиерея, настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке Александра Воскресенского (1875–1950), к которому в те же годы обращался и Иоанн Крестьянкин (о. Александр подготовил его к рукоположению). В 1952 г. рукоположен во диакона, а в 1954 г. во священника. В 1959 г. пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. В 1963 г. хиротонисан во епископа Волоколамского. С 1962 по 1994 г. возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. С 1986 г. – митрополит Волоколамский и Юрьевский. Скончался 4 ноября 2003 г. после продолжительной болезни, погребен на Даниловском кладбище в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

2 Автобиография Анатолия Просвирнина от 11.02.1970. Рукопись.//Архив МДА. Личное дело архимандрита Иннокения (Просвирнина). 4 Ювеналий (Килин Иван Кельсиевич, 19.04.1875, с. Арзамасцево, Сарапульский уезд – 28.12.1958, Ижевск), архиепископ. С 1896 г. послушник Белогорского монастыря, Пермской епархии 2 июля 1900 г. пострижен в монашество. Через два года посвящен в иеромонаха. В 1912 г. возведен в сан игумена. С 1916 г. архимандрит. В 1918 г. уехал на Дальний Восток. В 1920 г. эмигрировал в Харбин. В 1922 г. или в 1923 г. уехал в Сербию, где был настоятелем монастыря Витовница. Вернулся в Китай в 1924 г. 28 января 1935 г. хиротонисан во епископа Синьцзянского. С 1941 г. епископ Цицикарский. 26 октября 1945 г. был принят в РПЦ в сущем сане. С 1946 г. епископ Шанхайский, первый викарий Пекинской епархии. В 1947 г. окончил Богословский факультет Харбинского университета св. Владимира. В том же году переехал в СССР. Занимал последовательно кафедры: Челябинскую, Иркутскую, Омскую (21.02.1949 по 31.07.1952), затем – Ижевской и Удмуртской епархий. В 1948 г. возведен в сан архиепископа. Перед кончиной принял схиму с именем Иоанна. 5 Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич; 4.09.1900 – 14.10.1976), архиепископ Чебоксарский и Чу­вашский. В 1914 г. окончил Слуцкое ДУ, по­ступил в Воронежскую ДС, через год перешел в Минскую ДС, где учился до ее закрытия в 1919 г. 1925–1929 гг. был студентом пра­вославного богословского факультета Варшав­ского университета. В августа 1928 г. вступил в число братии Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры, где 15 сентября того же года был пострижен в монашество, на следующий день рукоположен во иеродиакона, 25 декабря – во иеромонаха. В 1941 г. решением Патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Священного Синода В. определено быть, викарием Во­лынской епархии Архиерейскую хиротонию во епископа Пин­ского и Полесского 15 апреля 1941 возглавил митр. Николай (Ярушевич) . После оккупации Украины нем. войсками вошел в юрисдикцию канонической автономной Украин­ской православной Церкви (УПЦ), выступал против автокефалистских и националистических тенденций, поддерживаемых фашистским ко­мандованием. 18 мая 1944 г. арестован в Почаеве «за сотрудни­чество с оккупантами», был приговорен к 15 годам ИТЛ. 15 августа 1955 г. епископ Вениамин был освобожден из Севлага в Магаданской обл.. 22 ноября 1956 г. назначен епископом Омским и Тюменским. 20 февраля 1958 г. возведен в сан архиепископа. 21 февраля 1958 г. переведен на Иркут­скую и Читинскую кафедру с по­ручением временного управления Владивостокской и Хабаровской епархией. В конце 60-х гг., во время очередного объез­да епархии, подвергся радиоактив­ному облучению, после чего у него на­чалась лучевая болезнь, вследствие чего выпали волосы. 31 мая 1973 г. был назначен архиепископом Че­боксарским и Чувашским. См. подробнее: Липаков Е.В. Вениамин (Новицкий)//Православная энциклопедия. T.VII. С. 641–642.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

300 А. Попов издал отрывки из «Диалексиса» по Рязанскому списку «Кормчей» 1284 г. (Попов 1875. С. 126–131). В каталоге славянских рукописей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры указана «Кормчая» XVI в. 205 (1955), где гл. 84 – сочинение прп. Никиты, озаглавленное: «Никиты мниха, презвитера монастыря студийского, по реклом Сифитъ, к Литиномъ (sic), о опресноцехъ» (f. 391–394 v ) (См.: Описание 1878. Ч. 1. С. 337). «Диалексис» был включён в 47 гл. печатной «Кормчей» 1653 года (Горский 1862. С. 299). 303 См.: Чельцов 1879. С. 23, 357–368. Трактат Стифата извлечён из сб. Кирилло-Белозерского монастыря «Книга о латынехъ» l-й половины XVI в. 76 (1153) (ff. 205–215) под заглавием: «Никиты пресвитера и инока обители студитьскые, нарицаемаго стифата, послание къ римляномъ о опресноку и посте суботнемъ и брацехъ священническыихъ». Нач.: «Добро яже к искреннему любы, о всех язык премудрейшии римляне и благороднейший». 304 Добротолюбие ил словеса и главизны сщеннаго Москва 1822, Часть 4 ff. 38–82. В БАН хранится рукопись «Сотниц» 2 пол. XVIII в. из собрания А. И. Яцимирского (Яц. 62), писанная, скорее всего, прп. Паисием Величковским (ff. 1–122). Автор писал южнорусской скорописью, делая в тексте и на полях многочисленные поправки, исследование которых позволило бы лучше представить его переводческую технику. После «Сотниц» (ff. 1–115 v ) помещено «Слово в вопросах и ответах» (нач.: «Кий есть разумъ мира и сущихъ в мире отречения » ff. 116–117 v ) и самостоятельный отрывок из трактата «О рае» «О еже кий есть мысленный рай, и кии иже в нем сади и божествении сих плоди, премудрейше и высоко нравоучително разумение» (нач.: «Древо разума Святый Духъ есть »). (См.: Описание рукописного отделения библиотеки Императорской Академии Наук. I. Рукописи. Т. 2./Сост. В. И. Срезневский и Ф. И. Покровский . Пг., 1915. С. 48). 305 Из более богатой рукописной традиции укажем рукописи Троице-Сергиевой Лавры (в настоящее время находятся в РГБ). В библиотеке ТСЛ имелось 6 рукописей, в которых полностью или частично содержались «Сотницы», Лавра 704, 756, 308, 751, 770, 777:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36 Игумен Филарет (Денисенко). Стал ректором Киевской духовной семинарии в 1958 г. после назначения архим. Иоанна в Дамаск. 37 Пожилая женщина из числа духовных детей митр. Гурия. Находилась на иждивении у архим. Иоанна. 38 13 марта 1958 г. скончался архиепископ Калининский и Кашинский Варсонофий (Гриневич, 1875–1958). 42 Остапов Даниил Андреевич (1894–1975) – личный секретарь Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, заместитель председателя Хозяйственного управления Московской патриархии. 43 Протоиерей Владимир Яковлевич Ганецкий (1888–1977) занимал должность ректора Киевской духовной семинарии в 1951–54 гг. К сентябрю 1951 г., когда прот. В. Ганецкий был назначен и.о. ректора, в КДС обучалось 66 воспитанников (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Спр. 107. Арк. 28). К сентябрю 1952 г. в КДС было уже 49 воспитанников (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Спр. 123. Арк. 141). К сентябрю 1953 г. количество воспитанников уменьшилось до 38 человек. А к концу 1953/54 учебного года в семинарии осталось лишь 33 воспитанника (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Спр. 159. Арк. 175–177). Назначенный ректором КДС в сентябре 1954 г. прот. Николай Концевич начал увеличивать количество воспитанников. К сентябрю 1955 г. их было уже 72 человека. (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Спр. 176. Арк. 41). А к сентябрю 1957 г., когда ректором стал архим. Иоанн (Вендланд) , в КДС училось более 100 человек. 44 4-й класс в Киевской духовной семинарии был закрыт в сентябре 1956 г. в связи с его малочисленностью (9 человек). Предполагалось, что все они будут переведены в Одесскую семинарию. Однако, в Одессу переехало лишь 4 воспитанника. Еще один человек перевелся в Волынскую семинарию. Остальные четверо были киевскими священниками и потому не могли переехать в другие города (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Спр. 193. Арк. 5–6). В сентябре 1957 г. 4-й класс был в КДС возобновлен. 45 Протоиерей Николай Васильевич Концевич (1885–1959) – ректор Киевской духовной семинарии в 1954–1957 гг. 46 Протоиерей Николай Васильевич Капшученко (1889–1959) – в 1950-е гг. был настоятелем Андреевской церкви в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

49 «Приют» представляет собой две квартиры, принадлежащие учредителям Семеновского благотворительного общества (Общества потомков П. П. Семенова-Тян-Шанского), которые решили продолжить дореволюционную семейную традицию призрения одиноких пожилых женщин. Насельницы «приюта», основанного в 1999 г., проживают в этих квартирах временно или постоянно, находясь в благожелательной семейно-церковной обстановке с полным уходом и пансионом. 51 Архиепископ Кирилл (Поспелов, 1876–1953) – с 1906 г. служил священником сначала в Баку, затем в Саратове, где был благочинным церквей города, ключарем кафедрального собора. В 1921 г., состоя членом Саратовского комитета помощи голодающим, собрал значительные средства в Саратовской губернии и на Украине. С 1934 г. около десяти лет находился в лагере для заключенных в Казахстане. Затем проживал в Актюбинске. В 1944 г. принял монашество. С 1 апреля 1944 г. – епископ Пензенский и Саранский, с июля того же года – Ташкентский и Среднеазиатский. С 20 июня 1946 г. – епископ Ивановский и Шуйский, с 27 января 1947 г. вновь епископ Пензенский и Саранский, в феврале 1951 г. возведен в сан архиепископа. 54 Калинин Михаил Иванович (1875–1946), советский государственный и партийный деятель. С 1919 г. – Председатель ВЦИК, в 1922–1938 гг. – один из Председателей ЦИК СССР. Возглавлял созданную в связи с голодом 1921–1922 гг. Центральную комиссию помощи голодающим (ЦК Помгсш). 56 Архиепископ Андрей (Комаров, 1879–1955) – иерей с 1901 г., после 1908 г. – приходской священник в Саратове, в 1923 г. принял монашество. В 1921 г. внес большой вклад в организацию помощи голодающим и беспризорным детям. В 1923 г. хиротонисан в епископа Балашовского, викария Саратовской епархии, затем последовательно был викарием других епархий в Поволжье. В 1934 г. возведен в сан архиепископа. С 1941 г. – правящий архиепископ Куйбышевский и Сызранский, с декабря 1943 по март 1944 г. вызывался на зимнюю сессию Священного Синода, во время которой ему было доверено делать заключения по прошениям бывших священников (отрекшихся). Вероятно, именно тогда он и получил письмо вдового протоиерея Леонида Поспелова (будущего архиепископа Кирилла). С начала 1944 г. – архиепископ Днепропетровский, Запорожский и Сталинской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 . Clementina Recognitiones//Die Pseudoklementinen II. Recognitionen in Rufins Übersetzung/Hrsg. Von B. Rehm. Berlin, 1965. 5 . Cosmas indicopleustes. Topographia Christiana/Ed. E. O. Winstedt. Cambridge, 1909. 6 . Epiphanii Constantiae in Cypro episcopi Opera. PG 41–43. Paris, 1858. 7 . Epiphanias. Ancoratus und Panarion B. I./Ed. K. Holl. Leipzig, 1915. 8 . Euhemeri Messenii Reliquiae/Ed. M. Winiarczyk. Stutgardiae et Lipsiae, 1991. 9 . Eusebi Chronicorum Libri duo./Ed. A. Schoene. 2 Bd. Berlin, 1866–1875. 10 . Eusebius. Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. v. R. Helm. Berlin, 1956 (Gr. Chr. Sehr. 24). 11 . Eusebius. Kirchengeschichte/Hrsg. von E. Schwartz. Berlin, 1952. 12 . Eusebius. Das Onomasticon der biblischen Ortsnamen/Hrsg. v. E. Klostermann. Leipzig, 1904 (Eusebius. Werke. III. 1). 13 . Eusebius. Vita Constantini/Ed. F. Winkelmann. Berlin, 1975 (Eusebius. Werke. I. 1). 14 . Excerpta Barbari//Frick C. Chronica Minora Vol. 1. Lipsiae, 1892. P. 185–371. 15 . Geographi Graeci Minores/E codicibus recognovit C. Mullerius. V. I–II. Paris, 1855–1861. 16 . Georgii Syncelli Ecloga chronographica/Ed. A.A. Mosshammer. Leipzig, 1984. 17 . Herodotus. Historiae. Vol. I–II./Ed. H. B. Ros6n. Lipsiae. 1987–2000. 18 . Hippolitus. Die Chronik/Hrgst. von Adolf Bauer. Ed. R. Helm. Berlin, 1955. 19 . Ioannis Malalae Chronographia/Rec. L. Dindorf. Bonn, 1831. 20 . Ioannis Malalae Chronographia/Ree. H. Thurn (t). Berlin; New York, 2000 (Corpus Fontium Historiae Byzantinae 35). 21 . Iosephus. Antiquitates, Contra Apionem/Ed. S. A. Naber. 6 Vols. Leipzig, 1888–96. 22 . Liber Generationis//Chronica minora/Ed. Th. Mommsen. Vol. I. Berlin, 1892. P. 78–140 (Monumenta German. Histor. Auctor. Antiquiss. IX). 23 . Liber Generationis//Frick C. Chronica Minora Vol. 1. Lipsiae, 1892. P. 2–77. 24 . Novum Testamentum Graece/Hrsg. von Nestle-Aland. 27 revidierte Aufl. Stuttgart, 1996. 25 . Palaephatus, Heraclitus, Excerpta Vaticana/Ed. N. Festa//Mythographi Graeci III. 2. Lipsiae, 1902. 26 . Philonis Alexandrini Opera quae supersunt in VII vol./Ed. L. Cohn et P. Wendland. Berolini, 1962–1963.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

4, М. 1983, с. 591-594. 148 Ср. 30.7.1972. 149 О нем 22.2.1973, 19.3.1973. 150 Фил 2, 6. 151 А. Бриллиантов, Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ 1898. 152 И. А. Крывелев, Книга о Библии, М., 1958. 154 Старого стиля. 155 Э. Хонигман, Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, Тбилиси 1955. 156 Николай Кузанский, Избранные философские сочинения, пер. С. А. Лопашова и А. Ф. Лосева, М. 1937. 157 В доме Лосева я видел старые тетради с хвалебными посланиями Сталину на древнегреческом языке. 158 Кажется, для двухтомника ренессансной эстетики под ред. Шестакова. 159 Термин Николая Кузанского. Я заменил его на предположение. 160 У Алексиуса фон Мейнонга (1853–1920) интенциональный объект, о котором мы не знаем, существует он реально или нет, конституируется как предмет в акте познания. Темы учителя Мейнонга Брентано и самого Мейнонга развиты Гуссерлем в теории интенциональности. 161 Об эстетике Николая Кузанского. 162 Считается, что у Ксенофонта нет такого сочинения. 163 Диоген Лаэрций III 9–17. 164 Ср. 15.6.1973. 165 А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, М. 1930, с. 847–848. 166 М. Л. Гаспаров, Новая зарубежная литература о Таците и Светонии//ВДИ 1964, 1. 167 А. А. Фет, Вечерние огни. Послесловие Д. Благого, М. 1971; Д. Благой, Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета, М. 1975. 168 Скрябин был профессором Московской консерватории по классу фортепиано в 1898–1903. 169 Василий Родионович Петров (1875–1937). 170 Петров Осип Афанасьевич (1807–1878), с 1830 пел на петербургской оперной сцене. 171 Филин Федот Петрович (1908–1982). 172 Я встречался с ним тогда на семинарах Вячеслава Всеволодовича Иванова по хеттскому языку. 173 Б. Я. Бухштаб, Русские поэты, Л. 1970. 174 Марк Борисович Митин в 30-х годах был зам. директора Академии коммунистического воспитания, зам. директора Института философии, гл. редактором журнала «Под знаменем марксизма» входил в Президиум АН СССР. 175 Сам я потом перевел только краткое «Таинственное богословие».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010