Данные аргументы приводятся представителями Лютеранской Церкви в качестве доказательства того факта, что до нашего времени (сер. XX в.) еще не произошло действительной богословской встречи лютеранства и православия. Одним из примеров квалифицированной богословской встречи лютеран с православными можно считать двусторонний богословский диалог между Русской Православной Церковью и представителями Евангелической Церкви Германии, схематичную историю которого можно представить в следующем виде. После нескольких лет послевоенного отчуждения Германии и России в 1949 г, устанавливается первый контакт между Евангелической Церковью Германии и Русской Православной Церковью, пока лишь с целью выяснения возможности взаимного посещения. Результатом этих переговоров явился ряд визитов церковных деятелей из Восточной и Западной Германии в начале 50-х гг. Ответный визит представителей Русской Церкви последовал в начале 1955 г., когда в Германию приехала делегация во главе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) . В последующее время в результате договоренности об обмене профессорами ряд ученых из Германии выступает с докладами в духовных школах Русской Православной Церкви, и, соответственно, Германию посещает ряд русских профессоров. Импульсом к богословской дискуссии послужило составление профессором Ленинградской духовной академии Л. Н. Парийским списка вопросов для богословского диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью, который он передал проф. Боннского университета Гансу Иванду. Начало официальному диалогу было положено в Евангелической академии в Арнольдсхайне (ФРГ), когда в 1959 г. в Германию прибыла делегация Русской Православной Церкви. Помимо этих так называемых Арнольдсхайнских собеседований с 1974 г. осуществлялись также встречи с богословами из ГДР в Троице-Сергиевой Лавре, получившие название «Загорские собеседования». Всего за период с 1959 по 1992 г. было проведено 20 богословских встреч. С 1992 г., после объединения Евангелических Церквей Западной и Восточной Германии, начинается новый период богословских собеседований. Первая встреча в рамках этого диалога состоялась в Бад-Урахе (ФРГ) в 1992 г., а следующая – в Минске в 1998 г. Документом, подводящим итог богословским собеседованиям более чем за 30 лет, явился разработанный в 1995 г. «Совместный отчет руководству Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии о состоянии двустороннего богословского диалога».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

С 72 г. крепость оставалась единственным не покорившимся Риму местом в стране. Подошедший 10-й рим. легион во главе с Флавием Сильвой окружил скалу стеной и построил вокруг неск. наблюдательных пунктов и лагерей (сохр. следы 8 лагерей). С запада естественное всхолмление было увеличено и превращено в осадный пандус для выдвижения тарана высотой более 70 м (сохр. до наст. времени). В 73/74 г. римляне пробили брешь в стене, после чего Элиезер призвал оставшихся защитников крепости (960 чел.) покончить с собой. Ссылаясь на рассказ 2 уцелевших женщин, спрятавшихся с детьми в пещере, Иосиф Флавий описывает события в М. накануне сдачи крепости защитники собрали и сожгли все ценное (кроме съестных припасов, чтобы враг не думал, что они испугались голода), затем убили жен и детей, после чего выбрали по жребию 10 чел., к-рым предстояло убить остальных. Один из 10 оставшихся также по жребию убил своих собратьев и поджег крепость, а затем покончил жизнь самоубийством. После падения крепости здесь стоял рим. гарнизон (до 111). В V-VI вв. на вершине М. возник мон-рь с небольшой церковью, к-рая имела мозаичный пол, трапезную и кухню. Изучение Широкоизвестная благодаря рассказам Иосифа Флавия, М. одной из первых в Палестине привлекла внимание ученых. В 1838 г. амер. ученые Э. Робинсон и И. Смит идентифицировали ее на местности; в 1842 г. амер. миссионер С. Вулкотт и англ. худож. У. Типпинг (иллюстратор брит. издания «Иудейской войны»), посетив М., оставили ее описания и рисунки. В 1851 г. франц. исследователь Ф. де Сольси раскрыл здесь остатки визант. церкви с мозаичным полом. Он первым снял план крепости и рим. лагеря (план издан в 1875), к-рый уточнил К. Р. Кондер. В 1867 г. англ. военный инженер Ч. Уоррен впервые поднялся в крепость с вост. стороны по упоминаемой Иосифом Флавием Змеиной тропе. В 1909 г. А. В. Домашевски и Р. Э. Брюннов вновь исследовали остатки рим. лагерей; в 1932 г. раскопки М. вел А. Шультен (Германия). С 50-х гг. XX в. работы возглавили израильские археологи: была исследована система водоснабжения крепости и раскопан один из рим. лагерей (1953, Ш. Гуттман, А. Алон); установлены очертания крепостных сооружений и план цитадели (1955, М. Ави-Йона, Н. Авигад; 1956, Й. Ахарони , Гуттман). Основные археологические работы на М. провел И. Ядин (1963-1965) в рамках международной экспедиции, коллектив которой включал сотни добровольцев. Была расчищена почти вся застроенная часть скалы, предпринята попытка восстановления древних построек. В результате работ историка иродианской архитектуры Э. Нецера (1989, 1995-2001) и других ученых были открыты новые строительные фазы, получены эпиграфические материалы эпохи иудейской войны, подробно освещено устройство рим. лагерей. Архитектура и археология

http://pravenc.ru/text/2562538.html

Gildas. De Excidio Brittaniae. Vol. 1 – 2/Ed. and tr. H. Williams. London, 1899- 1901. Gildas. The Ruin of Britain/Ed. and tr. M. Winterbottom. Chichester, 1978. Eddius. Vita Vilfridi/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1927. English Historical documents. Vol. 1 (500-1042)/Ed. D. Whitelock. London, 1955. Gregorius Magnus. Opera//Migne J. Patrologia Latina. Vol. LXVII-LXXVI. Paris, 1839-1842. Le Liber Pontificalls. Vol. 1 – 2/Ed. L. Duchesne. Paris, 1886-1892. Marcelinus Comes. Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., XI. Р. 39-108. Monumenta Historiae Britannica/Ed. H. Petrie. London, 1848. Nennius. British History and the Welsh annals/Tr. J. Morris. Chichester, 1980. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII/Ed. С. Zangemeister. Leipzig, 1889. Paulus Orosius. Historia/Tr. R. J. Deferrary. Washington, 1964. Pliny. Naturalis Historiae Libri XXXVII. Bd. 1 – 6/Ed. C. Mayhoff. Leipzig, 1875 -1906. Prosper. Epitoma Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., IX. Р. 385-485. Six Old English Chroniclers/Ed. J. A. Gyles. London, 1891. Solinus. Polyhistor/Ed. T. Mommsen. Berlin, 1895. Sulpitius Severus. Historia Sacra/Ed. C. Halm. Vienna, 1866. Two Lives of St. Cuthbert/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1940. Two of the Saxon Chronicles Parallel/Ed. C. Plummer. Oxford, 1892. Vita Fursei/Ed. B. Krusch. MGH, SRM, IV Р. 423-440. Vita Germani/Ed. W. Levison. MGH, SRM, VII. Р. 225-283. III. Литература. Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. Воронеж, 1998. Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. М., 1973. Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977. Штокмар В. В. История Англии в Средние века. Л., 1973. Alcock L. Arthur’s Britain. London, 1973. Anderson G. K. The Literature of Anglo-Saxons. Princeton, 1966. An Anglo-Saxon Dictionary/Ed. T. N. Toller. London, 1898. The Anglo-Saxons/Ed. J. Campbell. London, 1982. Bolton W. F. History of Anglo-Latin Literature. Vol. 1. Princeton, 1967.

http://sedmitza.ru/lib/text/440937/

В отличие от мн. деятелей Высокой Церкви Г. никогда не рассматривал всерьез возможности перехода в лоно католич. Церкви. Тем не менее он приложил значительные усилия к поиску путей воссоединения Церкви Англии с Римом. В 1894-1896 гг. при участии католич. свящ. Ф. Порталя Г. поставил вопрос о действительности англиканских рукоположений на рассмотрение папы Льва XIII . Однако буллой «Apostolicae Curae» (13 сент. 1896) папа признал их недействительными, и переговоры были прерваны. В 1921 г. Г. была предпринята новая попытка сближения с Римом. Но проходившие под рук. архиеп. Малинского кард. Дезире Жозефа Мерсье встречи и переговоры («Малинские беседы», 1921-1925), санкционированные папой и Архиепископом Кентерберийским, несмотря на согласование ряда позиций, также закончились неудачей ввиду неготовности Рима предоставить Церкви Англии корпоративный статус в буд. единой Церкви. Тем не менее деятельность Г. в целом способствовала установлению рабочих отношений между Церквами. Г., считая Церковь Англии частью Вселенской Церкви, с уважением относился к англиканскому учению и практике. Соч.: Leo XIII and Anglican Orders. L.; N. Y., 1912; A Call to Reunion. L., 1922; Reunion and the Roman Primacy, an Appeal to Members of the English Church Union. L., 1925; Further Consideration on Behalf of Reunion. L., 1926; The Good Estate of the Catholic Church. N. Y., 1930. Лит.: Кончина лорда Галифакса//Благовест. П., 1934. 11. С. 77-82; Lockhart J. G. Charles Lindley, Viscount Halifax. L., 1936. Vol. 2; De Bivort de la Saudée J. Anglicans et catholiques: Le problème de l " union anglo-romaine (1833-1933). P., 1949; Verhelst D. Lord Halifax and the Scheut Father Alois Janssens. Bruges, 1967. М. С. Стецкевич Рубрики: Ключевые слова: ГАРБЕТТ Сирил Форстер (1875 - 1955), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса

http://pravenc.ru/text/161537.html

М. А. Максимович. Гравюра Й. Мукаровского. 1882 г. М. А. Максимович. Гравюра Й. Мукаровского. 1882 г. 18 окт. 1834 г. на должность ректора К. у. был назначен проф. Московского ун-та М. А. Максимович (1804-1873). Одновременно (еще с 4 мая) он исполнял обязанности профессора российской словесности и декана философского фак-та. Однако в 1835 г. он отказался от ректорства. После Максимовича К. у. возглавляли: в 1836-1837 гг.- В. Цих, в 1837-1843 гг.- К. А. Неволин, в 1843-1847 гг.- В. Ф. Фёдоров, в 1847-1859 гг.- Р. Э. Траутфеттер, в 1859-1862, 1871-1875, 1878-1880 гг.- Н. Х. Бунге, в 1862-1865 гг.- Н. Д. Иванишев, в 1865 г.- К. А. Митюков, в 1865-1871, 1875-1878 гг.- А. П. Матвеев, в 1880-1881 гг.- К. М. Феофилактов, в 1881-1883 гг.- И. И. Рахманинов, в 1883-1890 гг.- Н. К. Ренненкампф, в 1890-1902 гг.- Ф. Я. Фортинский, в 1903-1905 гг.- Н. В. Бобрецкий, в 1905-1917 гг.- Н. М. Цитович, в 1917 г.- Г. Г. де Метц, в 1917-1918 гг.- А. А. Садовень, в 1918-1919 гг.- Е. В. Спекторский, в 1933-1934 гг.- Д. Ф. Мельников, в 1934 г.- Р. С. Левик, в 1935-1936 гг.- М. А. Кушнарёв, в 1936-1937 гг.- Ф. И. Зюльков, в 1937 г.- И. Д. Давыдов, в 1937-1938 гг.- Н. М. Чупис, в 1938-1944 гг.- А. Н. Русько, в 1941-1942 гг.- К. Т. Штеппа, в 1944-1951 гг.- В. Г. Бондарчук, в 1951-1955 гг.- А. З. Голик, в 1955-1969 гг.- И. Т. Швец, в 1970-1985 гг.- М. У. Белый, в 1985-2008 гг.- В. В. Скопенко, с 2008 г.- Л. В. Губерский. Ун-т стал крупнейшим образовательным и научным центром Вост. Европы. Количество студентов постоянно менялось: в 1834 г. было 62 чел., в 1838 г.- 267, в 1840 г.- 58, в 1846 г.- 525, в 1860 г.- 1049, в 1883 г.- 1700, в 1900 г.- 2 тыс., в 1913 г.- 4919 студентов и 81 слушатель, в 1939 г.- ок. 4 тыс., в 1944 г.- 1500, в 1946 г.- 3800, в 1958 г.- ок. 10 тыс., в 2007 г.- ок. 20 тыс. чел. Киевский ун-т св. Владимира (Национальный ун-т им. Тараса Шевченко) Киевский ун-т св. Владимира (Национальный ун-т им. Тараса Шевченко) В 1834-1835 гг. К. у. пользовался автономными правами. По временному уставу от 25 дек. 1833 г., ему было предоставлено право избирать ректора на 2 года, а проректора и деканов ежегодно. К. у. подчинялись все учебные заведения Киевского учебного окр. Но с 1835 г. им руководил попечитель Киевского учебного окр. Уже в 1842 г., после принятия нового устава, количество кафедр увеличилось до 37. В 1850 г. 2 отд-ния философского фак-та были преобразованы в историко-филологический и физико-математический фак-ты. В 1852 г. при К. у. был основан Центральный архив древних актовых книг. В период проведения либеральных реформ, после принятия нового устава в 1863 г., ун-ту была возвращена автономия. В то же время было открыто еще 15 кафедр. В 1884 г., с введением нового устава, К. у. был подчинен министру народного просвещения и попечителю Киевского учебного окр.

http://pravenc.ru/text/1684571.html

Баратынский, Сумерки – Баратынский Е. А. Сумерки. – М., 1842. Барсков – Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII в. – Пг., 1915. Барсов – Барсов Е.В. Причитанья Северного края. Ч. 1. Плачи похоронные, надгробные и надмогильные. – М., 1872. Ч. 2. Плачи завоенные, рекрутские и солдатские. – М., 1882. Батюшков – Батюшков К. Н. Соч. – СПб., 1886. Батюшков К. Н. Соч.– М.; Л., 1934. Батюшков К. Н. Соч. – М., 1955. Батюшков, Опыты – Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. – СПб., 1817. Белинский – Белинский В.Г. Полн. собр. соч./Под ред. С А. Венгерова. Т. 1–12. – СПб., 1900–1926. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1–13. – М., 1953–1959. Белинский В. Г. Соч. Ч. 2–11. –М., 1869–1884. Белинский В. Г. Соч. Ч. 1. – М., 1872. Белинский, Письма – Белинский В. Г. Избранные письма. – Т. 1–2. – М., 1955. Белинский В. Г. Письма/Под ред. Е. А. Ляцкого. Т. 1–3. – СПб., 1914. А. Белый – Белый А. Московский чудак. – М., 1926. Бенедиктов – Бенедиктов В. Г. Сочинения/Под ред. Я. П. Полонского. Т. 1–2. – СПб.; М., 1902. Бенедиктов В. Г. Стихотворения. – 2-е изд. – Л., 1983. Бестужев-Марлинский – Бестужев-Марлинский А. А. Русские повести и рассказы. Ч. 1–8 – СПб., 1832–1834. То же. – 3-е изд.– СПб., 1838. Бестужев-Марлинский А. А. Соч. Т. 1–2. – М., 1981. Боборыкин – Боборыкин П. Д. Собрание романов, повестей и рассказов. Т. 1–12. – СПб., 1897. Боборыкин, Василий Теркин – Боборыкин П. Д. Василий Теркин. Роман в 3-х частях. – М., 1895. Боборыкин, Китай-город – Боборыкин П. Д. Китай-город. – М., 1957. Боборыкин, Распад – Боборыкин П. Д. Распад. – Одесса, 1899. Бобров – Бобров С. С. Херсонида, или Картина лучшего летнего дня в Херсонисе Таврическом. – СПб., 1804. Болотов – Болотов А. Т. Записки. Т. 1–4. – СПб., 1871–1873. Болотов А. Т. Записки. Т. 1. —3—е.изд. – СПб., 1875. Боткин – Боткин В. П. Письма об Испании. – Л., 1976. Боткин, Тургенев – Боткин В. П., Тургенев И. С. Неизданная переписка. 1851–1869. – М.; Л., 1930. Браиловский – Браиловский С.Н. Один из пестрых XVII столетия. – СПб., 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

протоиерея Иакова Смирнова (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1776), настоятель (1780–1840). (1813–15.10.1875), настоятель (1842–1875). (1845–4.1.1923), настоятель (1877–1923). протоиерея Иоанна Лелюхина (30.1.1883–2.5.1945), второй священник (с 1919), настоятель (1923–1926). (24.7.1896–22.8.1963), настоятель Синодального прихода (1933–1936); помощник настоятеля (1955–1956). протоиерея Симеона Солодовникова (1.2.1883–20.3.1939), настоятель Синодального прихода (1936). протоиерея Николая Бера (27.3.1879– 9.3.1940), настоятель Патриаршего (с 1931 г. Евлогианского) прихода (1927–1940). протоиерея Владимира Феокритова (15.7.1881–10.7.1950), певчий (с 1908), диакон (с 1914), священник (1939); настоятель Евлогианского (с 1945 г. Патриаршего) прихода (1940–1950). иеромонаха Варфоломея (Кассано) (?–23.6.1746), псаломщик (с 1716), настоятель (1737–1746), племянник архимандрита Геннадия. схи-иеромонаха Иоанна (Дьяковского) в монашестве Ефрем (?–1795), настоятель (1766–1768) (в сане иеромонаха), позднее насельник Нямецкого монастыря в Молдавии, ученик прп. Паисия (Величковского) . иерея Стефана Ивановского (?–13.2.1765), псаломщик (с 1739) настоятель (1749–1765). иерея Василия Попова О упокоении Священнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне митрополита Серафима (Лукьянова) (1879–18.2.1959), служил в Успенской церкви в 1926 г. (в сане архиепископа, на правах викарного епископа митрополита Евлогия). архиепископа Нафанаила (Львова) (1906–7.11.1986), в 1950–1952 гг.управляющий приходами Зарубежной Церкви в Великобритании. архимандрита Николая (Гиббса) (1876–24.3.1963), (в миру Чарльз Сидней Гиббс, учитель царских детей страстотерпцев Алексия, Марии и Анастасии) служил в Синодальном приходе в 1937–1940 гг. архимандрита Льва (Жилле) (1893–29.3.1980), настоятель церкви свт. Василия Великого при Содружестве мученика Албания и преподобного Сергия в Лондоне (1944–1980); временами служил в Патриаршем приходе. архимандрита Лазаря (Мура) (1902–27.11.1992), помощник настоятеля Синодального прихода (1949–1951) (в сане игумена).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

373-377 377-378 ГАЛУППИ Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (1706 - 1785), итальянский оперный композитор венецианской школы 378-379 379-380 380-381 381-382 382-385 385-389 389-393 ГАМИЛЬТОН Джон (ок. 1511 - 1571), последний католич. архиеп. Сент-Андруса (Шотландия) перед Реформацией 393-394 394-401 ГАНГА крупная река Северной Индии; священная река в индуизме; богиня ведийской и индуистской мифологии 401-402 ГАНГРСКИЙ СОБОР Поместный Собор древней Церкви, созванный в Ганграх (пров. Пафлагония, диоцез Понт) в IV в. 402-405 405-406 406-407 ГАНДЗАСАР мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в. 407-408 ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869 - 1948), религ. идеолог, один из лидеров национально-освободительного движения в Индии ГАНЕША один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма, почитаемый также в джайнизме и нек-рых направлениях буддизма 409-410 ГАНКА Вацлав (1791 - 1861), чеш. поэт, филолог-славист, общественный деятель; принадлежит к плеяде деятелей чеш. национального возрождения 410-411 ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. 411-412 412-414 ГАРБЕТТ Сирил Форстер (1875 - 1955), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании 414-415 ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей 415-416 416-418 ГАРЕГИН I (в миру Ншан Саркисян; 1932 - 1999), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4.04.1995) ГАРЕГИН II (в миру Ктрич Нерсесян; род. 1951), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4 нояб. 1999) 418-419 419-423 ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей 423-425 ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/vol/x.html

Из славистов, готовивших тома описания Типографской библиотеки, более или менее известно имя А.С. Орлова, поскольку кроме этой работы он много сделал и вне источниковедения. Иначе сложилась судьба Александра Александровича Покровского (1875–1954), который заведовал Типографской библиотекой с 1902 по 1917 г. В серии описаний библиотечного собрания он подготовил весьма содержательный том, посвященный календарям и святцам (Покровский 1911), а также издал описание хранящихся в библиотеке иностранных книг XVI в. (Покровский 1912). Наконец, А.А. Покровскому принадлежит чрезвычайно содержательная работа, посвященная пергаменным рукописям Типографской и Патриаршей библиотек. Судьба рукописного собрания рассматривается в связи с историей деятельности Московского печатного двора и книжной справой (Покровский 1916). Одновременно с заведыванием библиотекой Покровский был секретарем Славянской комиссии Московского археологического общества (1911–1922). После революции он работал в советских архивах 7 . Подготовленные А.А. Покровским статьи и описания используются по сей день, но сам он достаточно прочно забыт. Валерий Александрович Погорелов (21.03.1872 – 1955) известен как публикатор памятников, автор работ, относящихся к различным разделам славистики. После революции он был университетским профессором в Братиславе 8 . Погорелов занимал должность библиотекаря типографии в 1896–1902 гг. За это время было напечатано три выпуска его описаний: сборники и лексиконы, псалтири, материалы и оригиналы «Ведомостей» (Погорелов II–IV), а также два тома издания петровских «Ведомостей» (Погорелов 1903). Список сотрудников Московской синодальной типографии, внесших вклад в славистику, можно было бы продолжить. Но в рамках одной статьи это невозможно, поэтому теперь мы обратимся к научной деятельности сотрудников Санкт-Петербургской синодальной типографии. Главный справщик Санкт-Петербургской синодальной типографии Петр Андреевич Гильтебрандт (26.04.1840–29.11.1904) П.А. Гильтебрандт относится к плеяде ученых второй половины XIX в., которые занялись славистической проблематикой, движимые идеями славянского единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Г. Марсагишвили Зедазенская крепость сохранившаяся в руинах, расположена в 150 м от З. В источниках названа «вратами в Кахети». До XI в. сдерживала натиск иранцев и лезгинских племен, считаясь неприступной. При груз. царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125), объединившем Грузию, в систему укрепления крепости входила также Херкская (Сагурамская) крепость; здесь находились гарнизоны хорепископа Кахети Квирике IV (1084-1102) и союзных ему турок. В 1101 г. св. царь, выиграв битву у р. Арагви, взял крепость. В течение года овладев Кахети, св. Давид смог за 2 последующих года освободить и занятый турками Тбилиси. Крепостные сооружения сложены из кирпича и тесаного камня, в юго-зап. части крепости имелись 2-этажные ниши. Площадь позволяла укрыться 6 тыс. чел. Сохранились фрагменты жилых помещений, за оградой найдены врытые в землю квеври - кувшины для хранения вина. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-58 (на груз. яз.); ПДГАЛ. Т. 1. 1963. С. 3-68, 191-217; 1971. Т. 3. С. 83-107. Лит.: Dubois Er. Voyage autour du Caucase, cher les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et Crimée. P., 1839. Vol. 2. P. 43; 1840. Vol. 4. P. 239, 244; Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1. С. 254-262; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 55-56; Пурцеладзе Д. Груз. церк. гуджары. Тифлис, 1881. С. 97-109; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 10-14; Такаишвили Е. Хроника Месхийской псалтири//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 10-12; Рункевич С. Г. Груз. экзархат//ПБЭ. 1903. Т. 4. С. 747; Амиранашвили Ш. Я. Зедазенский мон-рь//Тифлис и его окрестности. Тифлис, 1925. С. 332-333; Микеладзе Д. Зедазени//Там же. С. 327-331; Меликишвили Г. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахети. Тбилиси, 1959. С. 97-109 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 111-115; Шмерлинг Р. О. и др. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 268-273; Канделаки Б. Зедазени. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Вольская А. Рельефы Зедазени//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тбилиси, 1971. 26. С. 11-16 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Г. Зедазени, Кликис Джвари, Гвиара//Ars Georgica. Сер. А: Древнее искусство. Тбилиси, 1971. Т. 7. С. 27-66; ОИГ. 1989. Т. 1. С. 259-260, 395-399; Андгуладзе Н., Девдариани Ф. Зедазени: Опись истории Грузии и памятников культуры. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 284-287 (на груз. яз.); Гуниа И. Груз. мон-ри: Энцикл. справочник. Тбилиси, 2005. С. 68-69 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/199695.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010