Соловьев В., Оправдание добра, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 42 слл., 63 слл., 163 слл. Душа Григорий Нисский , О сотворении человека 28 слл., SC б (1943), с. 216–227 (предсуществование душ). Афанасий Александрийский , Слово на язычников II, 30–34, SC 18 (1946), с. 171–178 (основания разумной души). Кассиан, см. Указатель Трапеза, SC 64 (1959), с. 231. Псевдо-Макарий, Том. 26, PG 34, 676–693 (достоинство человеческой души); Том. 7, 8, col. 528 (состав души). Диадох Фотики йский , Сто глав 24–25, SC 5 ter (1966), с. 96–97. Авва Исайя, Logos 25, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 212–214 (душе должно оберегать свое естество); см. Там же, с. 301, Указатель: душа и Дух. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 368–372 (величие и достоинство чистых сердцем). Тихон Задонский , Творения, Москва, 3 изд., 1875, том III, с. 305 (достоинство души). Бессмертие Le mystère de Pâques. Избранные тексты, подготовлен. A. Hamman и F. Quéré- Jaulmes, Lettres chrétiennes 10, Paris 1965). Свобода Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 73–88, SC 1 bis (1955), с. 51–56 (Провидение и свобода). Григорий Богослов , Беседа 45, 8, PG 36, 632. Кассиан, Трапеза 13, SC 54 (1958), с. 147–181 (благодать и свобода воли). Псевдо-Макарий, О свободе воли, PG 34, 935–968. Симеон Новый Богослов , Катех. 5, SC 96 (1963), с. 408–414 (Иисус Христос дает нам нашу свободу); Там же 28, SC 113 (1965), с. 132–136 (свобода и закон). Сердце Псевдо-Макарий, О хранении сердца, PG 34, 821–908. Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 115 слл. Греческое изд. Добротолюбия, Афины, том 5 (1963), Указатель, с. 233235: kardia. Тело Климент Александрийский , Педагог (Воспитатель), гл. 2, 5, 9, 10.., SC 158 (1970), с. 19 слл., 71 слл., 101 слл., 107 слл. Псевдо-Афанасий, О теле и душе, PG 28, 1431–34. Григорий Нисский , О сотворении человека 11–12, SC· 6 (1943), с. 121–134. Кассиан, Трапеза 4, SC 42 (1955), с. 166–187 (о телесной и духовной жажде).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Герасимов Александр Михайлович (1881–1963) — русский художник, уроженец г. Козлова. В 30–50–е гг. возглавлял основные творческие организации: был председателем правления Московского отделения союза художников (1938–40), президентом Академии Художеств (1947–1957). Обладал тонким лирическим дарованием, но предпочел стиль советского официоза (картины «В.И. Ленин на трибуне» и т. п.). Гитлер Адольф (1889–1945) — канцлер и фюрер Германии. Глушаков Алексей Васильевич (1923–1994) — протоиерей, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове. В 30–е гг. его семья была сослана в Караганду. Там он познакомился со старцем Севастианом, по благословению которого стал священником. В 1955 г. окончил МДА и был оставлен в Москве. Похоронен в ограде храма Илии Пророка в Черкизове, рядом с могилой Иоанна Корейши. Гнедич Петр Викторович (ск. в 1963 г.) — протоиерей, профессор МДА. Принадлежал к известному дворянскому роду Гнедичей. Николай Иванович Гнедич (1784–1833) — современник Пушкина, переводчик «Илиады» Гомера. В начале XX века была популярна «Всеобщая история искусств», написанная Петром Петровичем Гнедичем (1855–1925) — драматургом, искусствоведом, историком театра. Гоголь Николай Васильевич (1809–1952) — писатель, классик русской литературы. Голубцов Александр Петрович (1860–1911) — профессор церковной археологии, отец П.А. Голубцова. Голубцов Павел Александрович (Паша) — см. Сергий (Голубцов), архиепископ. Гончарова (Пушкина–Ланская) Наталия Николаевна (1812–1863) — жена А.С. Пушкина. Горбачев Михаил Сергеевич (р. 1931) — государственный и политический деятель. Горбачев — помощник архимандрита Питирима в годы инспекторства. Горбачева Раиса Максимовна (1932–1999) — жена М.С. Горбачева, общественный деятель. Горетовский Григорий — протоиерей, дед Е.В. Воскресенской. Горский Александр Васильевич (1812–1875) — протоиерей, русский церковный историк и археограф. Граббе — российский графский род. Граф Павел Николаевич Граббе (1875–1941) был схвачен большевиками в Польше и погиб в лагере. Его сын Георгий Павлович (1902–1995), в постриге Григорий — сначала белый священник, протопресвитер, затем — епископ Русской Православной Церкви Заграницей. Занимал непримиримую позицию в отношениях с Московской патриархией, ввел формулу присяги для клириков, переходящих из РПЦ, в которой они должны каяться в поддержке декларации митрополита Сергия. Епископ Антоний (р. 1926), сын епископа Григория. Сначала был клириком РПЦЗ, затем, будучи в сане игумена, запрещен в служении. Ушел под юрисдикцию Истинно–православной Церкви Греции, в 1996 г. рукоположен во епископа. Затем ушел за штат и в 2001 г. был принят в лоно Русской Православной автокефальной Церкви. К роду Граббе принадлежит также игумения Магдалина — настоятельница Лесненской Свято–Богородицкой обители во Франции в 80–е гг.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Герасимов Александр Михайлович (1881–1963) — русский художник, уроженец г. Козлова. В 30–50–е гг. возглавлял основные творческие организации: был председателем правления Московского отделения союза художников (1938–40), президентом Академии Художеств (1947–1957). Обладал тонким лирическим дарованием, но предпочел стиль советского официоза (картины «В.И. Ленин на трибуне» и т. п.). Гитлер Адольф (1889–1945) — канцлер и фюрер Германии. Глушаков Алексей Васильевич (1923–1994) — протоиерей, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове. В 30–е гг. его семья была сослана в Караганду. Там он познакомился со старцем Севастианом, по благословению которого стал священником. В 1955 г. окончил МДА и был оставлен в Москве. Похоронен в ограде храма Илии Пророка в Черкизове, рядом с могилой Иоанна Корейши. Гнедич Петр Викторович (ск. в 1963 г.) — протоиерей, профессор МДА. Принадлежал к известному дворянскому роду Гнедичей. Николай Иванович Гнедич (1784–1833) — современник Пушкина, переводчик «Илиады» Гомера. В начале XX века была популярна «Всеобщая история искусств», написанная Петром Петровичем Гнедичем (1855–1925) — драматургом, искусствоведом, историком театра. Гоголь Николай Васильевич (1809–1952) — писатель, классик русской литературы. Голубцов Александр Петрович (1860–1911) — профессор церковной археологии, отец П.А. Голубцова. Голубцов Павел Александрович (Паша) — см. Сергий (Голубцов), архиепископ. Гончарова (Пушкина–Ланская) Наталия Николаевна (1812–1863) — жена А.С. Пушкина. Горбачев Михаил Сергеевич (р. 1931) — государственный и политический деятель. Горбачев — помощник архимандрита Питирима в годы инспекторства. Горбачева Раиса Максимовна (1932–1999) — жена М.С. Горбачева, общественный деятель. Горетовский Григорий — протоиерей, дед Е.В. Воскресенской. Горский Александр Васильевич  (1812–1875) — протоиерей, русский церковный историк и археограф. Граббе — российский графский род. Граф Павел Николаевич Граббе (1875–1941) был схвачен большевиками в Польше и погиб в лагере. Его сын Георгий Павлович (1902–1995), в постриге Григорий — сначала белый священник, протопресвитер, затем — епископ Русской Православной Церкви Заграницей. Занимал непримиримую позицию в отношениях с Московской патриархией, ввел формулу присяги для клириков, переходящих из РПЦ, в которой они должны каяться в поддержке декларации митрополита Сергия. Епископ Антоний (р. 1926), сын епископа Григория. Сначала был клириком РПЦЗ, затем, будучи в сане игумена, запрещен в служении. Ушел под юрисдикцию Истинно–православной Церкви Греции, в 1996 г. рукоположен во епископа. Затем ушел за штат и в 2001 г. был принят в лоно Русской Православной автокефальной Церкви. К роду Граббе принадлежит также игумения Магдалина — настоятельница Лесненской Свято–Богородицкой обители во Франции в 80–е гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Другая, не менее важная работа А. — «Синопсис четырех Евангелий» («Synopsis Quammuer Evangeliorum», Stuttg., 1964, 19738). В ней текст греч. Четвероевангелия расположен в виде параллельных столбцов, к–рые наглядно показывают сходства и совпадения у евангелистов. Подстрочно даны не только примечания, касающиеся рукописных вариантов, но и цитаты из раннехрист. авторов, близкие к тем или иным местам Евангелий. Выступая на Оксфордском съезде, посвященном НЗ, А. подчеркнул гармоническое единство книг, внесенных в НЗ, к–рое поражает, если сравнивать его с и учитывать постепенный процесс канонизации. «В этом изумительном отборе, — сказал А., — можно видеть Промысл Божий, руководивший Церковью». Своего рода обобщающим итогом исследований А. можно назвать его кн. «Церковная история в жизнеописаниях» («Kirchengeschichte in Lebensbildern dargestellt», 1. Tl, В., 1954). 1–й том ее (48 биографий) посвящен раннему периоду — от евангельских времен до эпохи отцов Церкви (кон. 7 в.). Популярная по своему характеру книга А. основана на глубоком изучении первоисточников и дает широкую историч. панораму, на фоне к–рой действовали великие мужи Церкви. Конфессиональные особенности его «Истории» были отмечены правосл. богословами (см. рецензию еп. М и х а и л а в ЖМП, 1955, 12). Kurzgefasste Liste der griechischen Handschriften des Neuen Testaments. Gesamtubersicht, B., 1963; The Problem of the New Testament Canon, L., 1962. RGG, Bd.7, S. 3. АЛЕКСАНДР (Андрей Иванович Светлаков), еп. (1839–94), рус. правосл. церк. писатель. Род. в Симбирской губ., в семье пономаря; окончил Симбирскую ДС (1860) и был рукоположен в священники. После десяти лет приходской работы поступил в Каз. ДА, к–рую окончил в 1875. Защитил магистерскую дисс. «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана» (Каз., 1875). В этом исследовании А. отметил, что Магомет «сам выдавал себя не за нововводителя, а лишь восстановителя веры Авраама». По мнению автора, упрощенное законничество ислама генетически связано с ВЗ, и (см. ст. Коран и Библия). В 1883 принял иночество с именем Александр, а в 1885 хиротонисан во еп. Можайского. «Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный, своей церковно–административной деятельностью приобрел уважение со стороны московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей» (митр. Мануил). С 1894 управлял Калужской епархией. Большинство сочинений относятся к области нравств. и догматич. богословия, а также к истории Церкви. Из библ. трудов А. наиболее известна работа «Иисус Христос по Евангелию» (вып. 1–4, М., 1891–94). Книга эта не столько экзегетическая, сколько назидательная и апологетическая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

(?) служил в Успенской церкви с. Вруда, Георгиевской церкви с. Ложголово Ленинградской области. С 1947 г. – протоиерей, с 1960-х гг. – за штатом. Пимен (Пегое Павел Григорьевич) (1875–1942), архиепископ. Епископ (1911). Епископ Каменец-Подольский и Брацлавский (1918). Архиепископ (1921). В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1923–1924 гг. назначен обновленцами «митрополитом Харьковским». С 1925 г. обновленческий «митрополит Киевский и всея Украины», глава «Украинской Автокефальной Православной Синодальной Церкви». Принес покаяние (1935), принят в общение, назначен архиепископом Каменец-Подольским и Брацлавским. Питирим (Свиридов Петр Петрович) (1887–1963), митрополит. Родился в крестьянской семье. В 1915 г. окончил Саратовскую духовную семинарию и рукоположен в сан священника. После 1917 г. служил в различных приходах Саратовской, Пензенской и Нижегородской епархий. В 1937–1941 гг. – настоятель Покровского храма г. Куйбышева. В 1941 г. принял монашество, в том же году хиротонисан в епископа Куйбышевского. В январе 1942 г. переведен на архиерейскую кафедру в Калугу, а в 1943 г. – в Курск. Участвовал в Соборе 1943 года. В феврале 1945 г. возведен в сан архиепископа. С января 1947 г. – архиепископ Минский и Белорусский. В 1949–1959 гг. временно управлял Гродненской епархией и Пинской епархией. В 1955 г. возведен в сан митрополита. С 1959 г. митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1960 г. – Крутицкий и Коломенский. Член Синода, председатель комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви. Поликарп (Сикорский Петр Дмитриевич) (1875–1953), митрополит Украинской автокефальной церкви в эмиграции. Родился в семье священника. Окончил Киевскую духовную семинарию (1898). Столоначальник Киевской духовной консистории (1908–1918). В 1919–1921 гг. – вице-директор департамента общих дел в правительстве Петлюры. Также работал в Министерстве вероисповеданий петлюровского правительства. В 1921 г. эмигрировал в Польшу. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонахи (1922).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

угодников Божиих в нашем отечестве, приложение к “Воронежским епархиальным ведомостям”. Тверь, 1902. Отдельные издания: Воронеж, 1883; Тверь, 1902. 225 . Дубасов И.И. Св. Тихон Задонский , по запискам его келейника Чеботарева//“Русский паломник”, 33–35, 1894. 226 . Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру Православную и землю русскую, т. III. СПб., 1903. 227 . Жизнь св. Тихона Задонского //“Тамбовские епархиальные ведомости”, 15–24, 1861; 17, 1892. 228 . Жизнь св. Тихона, епископа Воронежского и чудотворца//“Странник”, 8, 1861. 229 . Жития святых угодников, издание журнала “Досуг и дело”. СПб., 1879. 230 . Иванов А. Н., прот. Св. Тихон, епископ Воронежский//“Тульские епархиальные ведомости”, 1862, 15–16. 231 . Игнатий, архимандрит. Краткие жизнеописания русских святых, ч. III. СПб., 1875. 232 . Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории Русской святости. Брюссель, 1961. 233 . Иоанн, иером. Св. Тихон, епископ Воронежский и Задонский//ЖМП, 8, 1955. 234 . Косолапое Н. Месяцеслов Православной Кафолической Церкви, изд. 2. Симбирск, 1880. 235 . Краткие жизнеописания русских святых, т. 2. СПб., 1875. 236 . Львов И., свящ. Св. Тихон Задонский //“Русский паломник”, 32, 1911. 237 . Мальцев А. П., прот. Месяцеслов Православной Кафолической Восточной Церкви. Берлин, 1901. 238 . Муравьев А.Н. Житие святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских, изд. 2, т. VIII. СПб., 1864. 239 . Никольский П.В. Святитель Тихон Задонский и его подвиги//“Воронежская старина”, вып. VIII, Воронеж, 1909. 240 . Никольский А. Полные святцы с краткими житиями святых. М., 1884. 241 . Описание жизни преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, написанное бывшим его келейником Василием Чеботаревым//“Маяк”, 1845. 242 . Полное собрание житий святых Православной греко-российской Церкви, под редакцией Поселянина Е., месяц август. СПб., 1908. 243 . Полные святцы с краткими житиями святых и Пасхалиею на 40 лет. М., 1901; изд. 2. М., 1906. 244 . Полный христианский месяцеслов, с включением чудотворных икон Пресвятой Богородицы и святых, местно чтимых Православной Церквыо, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

1446 Смирнов С. И. Евгений Евстигнеевич Голубинский//Памяти почивших наставников. Сергиев Посад, 1914. С. 289. 1448 Галахов А. Обзор мистической литературы в царствование императора Александра I//Журнал Министерства народного просвещения. 1875, 11. С. 168–170. 1450 Nichols, Robert Lewi. Methropolitan Filaret of Moscow and the Awakening of Orthodoxy. A Dissertation… for the degree of Docor of Philosophy. University of Washington, 1972. Authorized facsimile in Bayerische Staatsbibliothek, München. 1455 Пояснения, которые давал по этому поводу святитель Филарет, мало кого могли удовлетворить. См.: Синодального члена, высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского, изъяснение о проклятии, положенном от Собора 1667 года//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 14. М., 1855. С. 24–30. Филарет пояснял, что прокляты не обряды, а непокоряющиеся соборным определениям… 1459 Уильямс Дж. Неопатристический синтез Георгия Флоровского //Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1995. С. 313. «Он употреблял слово gnosi уничижительно в отношении всех систем мысли, не содержащих метафизического основания для свободной веры и понимания непреодолимой антиномичности жизни и мысли вне творца» (Там же. С. 309). 1460 Zimmermann A. „Mundus es aeternus”. – Zur Auslegung dieser Tese bei Bonaventura und Tomas von Aquin//Die Auseinandersetzungen an der Pariser Universität im XIII. Jahrhundert (Miscellania Mediaevalia. Bd. 10). Berlin-NewYork, 1976. S. 317–330. 1462 Benz E. Marius Victorinus und die Entwicklung der abendländischen Willensmethaphysik. Stuttgart, 1932. 1463 Флоровский Г. Понятие Творения у святителя Афанасия//Флоровский Г. Догмат и история. М., 1998. С. 80–107. 1464 Соображения Э. фон Иванки, высказанные по поводу различения сущности и энергии (Ivánka E., von. Palamismus und Vätertradition//L’Église et les Églises. Études et travaux oferts à Dom Lambert Beaudouin. Vol. II. Chevetogne, 1955. P. 55–46), вполне могут быть отнесены и к различению сущности и воли. Ссылка Флоровского на то, что это «традиционное суждение по данному поводу западного богословия, особенно католического» (Флоровский Г. Догмат и история. Указ. изд. С. 106, прим. 26) есть, по сути дела, argumentum ad hominem… С гораздо большим основанием можно сказать, что когда отцы Церкви от сотериологии уходят в метафизику, их на самом деле тянет в гностицизм – и инвектива М. М. Тареева , при всей своей категоричности, не беспочвенна…Несколько избирательно это подтверждает и В. В. Бибихин («Материалы к исихастским спорам»//Синэргия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995. С. 177–206; Софиология о. Сергия Булгакова //С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. М., 2003. С. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

178       Tamborra A. Chiesa cattolica e Ortodossia russa: Due secoli di confronto e dialogo. Dalla Santa Alleanza ai nostri giomi. Roma, 1992. Pyc. пер.: Тамборра A. Католическая церковь и русское Православие: Два века противостояния и диалога. M., 2007. 179       Maczewski C. Die Zoi-Bewegung Griechenlands: (Ein Beitrag zum Traditionsproblem der Ostkirche). Gött., 1970; Giannakopoulos A. Die Theologen-Bruderschaften in Griechenland im 20. Jahrhundert: Ihr Wirken und ihre Funktion im Hinblick auf die Modernisierung und Säcularisierung der Griechischen Gesellchaft. Frankfurt, 1998. 181       Wolff L. The Enlightenment and the Orthodox World: Western Perspectives on the Orthodox Church in Eastern Europe. Athens, 2001. 182       Stevenson J. A new Eusebius; documents illustrative of the history of the church to A.D. 337/Based upon the collection ed. by... B.J. Kidd. L., 1957. 185       Latourette K.S. A History of Christianity. Rev. ed. San Francisco, 1953; Rev. ed. 2 vols. N.Y., 1975. 189       Chadwick H. The Early Church: The Story of Emergent Christianity from the Apostolic Age to the Dividing of the Ways between the Greek East and the Latin West. N.Y., 1967 (2-е изд. – 1993); Idem. Early Christian Thought and the Classical Tradition. Oxf., 1984. 191       См., например: Dowley T. Introduction to the History of Christianity. Rev. ed. Minneapolis, 1990; Frend W.H.C. The Rise of Christianity. Philadelphia, 1984; Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. 3rd ed. N.Y., 1972; Hurtado L. W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids, 2003; Carroll J. Constantine’s Sword: The Church and the Jews. Boston, 2001. 192       Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. 5 Bde. Vatican, 1944–1953. См. также: Idem. Ein Reformversuch innerhalb der Koptischen Kirche in XII. Jahrhundert. Paderborn, 1923; Samir Khalil Samir. Georg Graf (1875–1955), sa bibliographic et son rôle dans le renouveau des études arabes chrétiennes//Orient Christianus. 2000. Vol. 84. P. 77–100.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1987. Les inscriptions dans le trésor de Rogozen//LB. T. 30. Mikkola J. 1893. Slavica//IF. Bd 6. 1895. Etymologische Beiträge//BB. Bd 20. 1897. Baltische Etymologien//BB. Bd 22. 1908. Rez. in: Vondrák 1906//RSl.T. 1. 1913. Urslavische Grammatik. Lief. I. Heidelberg. Miklosich Fr. 1875. Vergleichende Grammatik der slavischen Sprachen. Bd II. Wien. Müllenhoff K. 1892. Deutsche Altertumskunde. Bd 3. Berlin. Nehring A. 1940. A Neglectes Heteroclytic Noun//Language. Vol. 16, 1. Neiescu P. 1959. Exist legtur între cantitate i accent?//Cercetri de linguistic. Т. 3. Noonan Th. S. 1973. The Origins of the Greek Colony at Panticapeum//American Journal of Archaeology. Vol. 77. Omrbski J. 1927. Sow, nevsta//Prace filologiczne. Т. XI. 1955. Aus der Geschichte der litauischen Sprache//LP. T. 5. 1966. Die ältesten germanischen Lehnwörter im Baltischen und Slavischen//Die Sprache. Bd 12, 1. Otrbski J., Safarewicz J. 1937. Gramatyka historyczna jzyka aciskiego. Warszawa. Pajares A.B. 1971. Aportaciones al estudio fonologico de las guturales indoeuropeas//Emerita. T. 39. Ρaimer L. 1958. Luvians and Linear A//Transactions of the Philological Society. Oxford. 1968. Linear A and the Anatolian languages//Atti e memorie del 1° Congresso internationale di micenologia. Τ. 1. Roma. Pedersen H. 1895. Das indogermanische –s– im Slavischen//IF. Bd 5. 1926. La cinquième declinaison latine. Kopenhagen. Ρeisker J. 1905. Die älteren Beziehungen der Slaven zu Turkotataren und Germanen und ihre sozialgeschichtliche Bedeutung. Stuttgart. Perrot J. 1961. Les dérivés latins en –men et –mentum. Paris. Persson P. 1891. Studien zur Lehre von der Wurzelerweiterung und Wurzelvariation. Uppsala. 1912. Beiträge zur indogermanischen Wortforschung. Bd I–II. Uppsala; Leipzig. Petersson H. 1909. Etymologien//IF. Bd 23. 1921. Studien über die idg. Heteroklise. Lund. Ρetr V. J. 1896. Slavische Etymologien//BB. Bd 21. Ρierleοni G. 1929. Frenum mordere//Bolletino di filologia classica. Vol. 36. Ρisani V. 1973. A Miscellany of Etymological Notes//Issues in Linguistics/Papers in Honor of H. and R. Kahane. University of Illinois Press.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1 См.: Грандицкий М. Геннадий, архиепископ Новгородский: Церковно-историческая монография//Православное обозрение. М.; Л., 1878. Т. 3. С. 72; Геннадий, архиепископ Новгородский//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1875. Май. С. 464. 3 Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб. 1882. Стб. 115; Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Изд. 3. СПб., 1884. С. 119; Он же. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описания жизни их. Изд. 2. Месяцы: сентябрь-декабрь. Чернигов, 1865. С. 503. 4 См.: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 162. 5 У М. Грандицкого мы встречаем такое высказывание: «В 1472 году архимандрит Чудова монастыря Феодосий II возведен был в сан епископа Рязанского. В том же или в 1473 году Геннадий занял его место в монастыре» (Грандицкий М. Указ. соч. С. 75). По П. Строеву, «Феодосий 8 декабря 1471 г. хиротонисан во епископа Рязанского». Затем он помещает в своем списке имя архимандрита Никандра без указания дат его правления (См.: Строев П.М. Списки иерархов... Стб. 162). Этот архимандрит находился в последующее время в самом монастыре, возможно, на покое, так как его имя, «бывший архимандрит Никандр», можно встретить в «договорной докладной записи Чудова монастыря», составленной уже при архимандрите Геннадии (См.: Акты социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1964. Т. 3. С. 64. 44). 6 Летописный сборник, именуемый Патриаршею, или Никоновскою, летописью. СПб., 1901. С. 169; Московский летописный свод конца XV века. М.; Л., 1949. С. 309. 8 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 556; ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 234. 10 Там же. Т. 6. С. 233. Подробнее об этом см.: Клосс Б.М., Назаров В.Д. Полемическое сочинение 1481 г. о хождении «посолонь»//Московская Русь (1359–1584): Культура и историческое самосознание. М., 1997. С. 350–390. 16 Казакова Н., Лурье Я. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.; Л., 1955. С. 481; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1790. Ч. 14. С. 131–132.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010