А. О Церковном пении Беседа 1. О том, как пели древние христиане I. Христианское богослужение, братья, состоит, кроме священных обрядов, из пения священных песнопений, молитв, чтения Священного Писания , совершения св. таинств и проповедания слова Божия. Скажем сначала о церковном пении и прежде всего обратимся к вопросу: как пели древние христиане? II. а) У древних христиан были различные роды пения : Иногда пел один только певец, а все прочие верующие молча слушали. Так пели, например, у египетских пустынников: у них во время богослужения пел один мерно и благозвучно псалмы, а другие молча слушали. (Евсевий «Церковная история», кн. 2 гл. 14). Иногда же пели все, собравшиеся на молитву, мужчины и женщины и даже дети. Св. Златоуст говорил: «жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастом, но не различны по отношению к пению, потому что Дух Святый, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию» («Православное обозрение», 1873 г.). Такой образ пения употреблялся во многих местах; но в IV веке Лаодикийским собором (364 г.) постановлено было (прав. 15), чтобы вместо всего собрания народа пели только одни избранные, способные певцы. Такое постановление сделано было, вероятно, потому, что пение всем собранием народа оказалось уже нестройным и неблагозвучным, так как в это время число священных песней значительно увеличилось, а люди, между тем, уже не с таким усердием посещали храм Божий, с каким посещали прежде, и потому многие не могли быть вполне знакомы с пением и священными песнями и своим участием в пении лишь мешали знающим петь как следует. Иногда пели попеременно два хора. Такое пение, называвшееся антифонным, ввел в церковное употребление св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский, по образцу слышанного им пения ангелов. («Церковная история», Сокр. кн. 6, гл. 8). А по мнению других (Феод. «Церковная история», кн. 2, гл. 24), оно было введено в употребление антиохийскими иноками Флавианом и Диодором. В IV веке оно употреблялось во многих церквах и считалось самым торжественным, а на западе введено было св. Амвросием Медиоланским . («Духовные беседы», 1872 г, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Август 1 августа Благодарю Господа, приявшего покаяние мое в неприязни и озлоблении моем на отца протоиерея, что послал меня из Успенской церкви прежде времени в Собор чрез сторожа; я покаялся Богу, что не прав я был, огорчась на начальника, признал свою строптивость, гордость, непокорность, просил себе приязни к нему, начальнику, и получил от Господа. Слава Господу благопослушному и благопременителю моему, Спасителю моему! Демоны трепещут, когда оружие Христово – Крест святой несется в воздухе в крестном ходе; в комнатах и на улице, где бывает молебствие простое или с водосвятием, также очищается воздух от демонов и их козней. Великое дело веры – возношение Креста. Благодарю Господа, устроившего скоро дело рабы Божией Анастасии Михайловой с мужем ее Алексеем Антоновичем, находящихся в заграничном плавании в Греции. Услышал Господь молитвы наши, приял веру нашу. Благодарю Господа, сохранившего меня крестом Своим в прошлую ночь от блудных сновидений и блудного излияния семени; когда я знаменовался крестом, исчезли мерзкие сновидения и пошли священные. Благодарю святого Ангела Хранителя моего, светоносца Божия. Аминь. Десять часов вечера. Что требуется главным образом от всякого человека-христианина во время молитвы его, одного или общей? – Искренность, чтобы он искренно говорил то, что говорит в молитвах, или искренно повторял то, что другие говорят, читают и поют, чтобы искренно молился за себя и за членов Церкви и государства, и за всех христиан, и за весь мир! Чтобы искренно сознавал свои грехи, ненавидел их и каялся в них Богу; чтобы искренно желал исправиться, чтобы искренно любил Бога и святую правду Его, святой закон Его и искренно желал исполнять его всей душой, всей силой, всею мыслию; чтобы любил искренно ближнего, как себя, желая всякому от всей души всего доброго и не желая ему ни тайно ни явно ничего худого, не злорадствуя ни при чьей напасти. Всё сие даруй мне, Господи, и всем христианам, всякому человеку чрез познание Тебя. 2 августа 1874 г. Благодарю Господа, пременившего чудно сердце жены моей от зла на добро, от смятения на мир ко мне, оскорбившему ее утром по данному от нее поводу зла на больных слуг. Не вотще я припадал с дерзновением к престолу Владыки моего. Чудные, страшные дела совершаются на этом престоле Духом Святым! Огнь небесный, огнь Духа Святого сходит на Святые Дары! Страшно есть место сие [ Быт. 28, 17 ]!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Август 3 августа Благодарю Господа, приявшего по бесприкладному Своему милосердию покаяние мое в злобе моей на домашних поутру (раз) и на нищих три раза, не заключившего в смерти душу мою страстную. Благодарю Господа, внявшего молитве покаяния моего и в тесноте и смятении не оставившего меня, но даровавшего мне мир и пространство. Слава Его долготерпению! Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления при чтении Евангелия от Луки. Благодарю Господа, благословившего путешествие мое по морю на северную сторону его (Финского залива) и в передний путь пославшего нам попутный ветр после тишины (штиля), а в обратный – соблюдшего нас в плавании на военном катере при сильном и порывистом противном ветре с юго-востока. Вперед мы шли на военном боте. Слава Господу, не погубившему меня со беззаконми моими, но человеколюбиво помиловавшему меня и всех спутников. Благодарю Господа за единомыслие домашних моих. Благодарю Господа за родственников, радушно угостивших меня, да помилует их Многомилостивый. 3 августа. Пятница. Покурил сигары: остра. Нет ничего гаже курения табаку и ядения рыбы на ночь, или мяса, или сыру: от табаку гадко во рту и в комнате, где куришь; от рыбы, мяса, сыру – в детородных частях и спине. (На ночь ел угрей и сига.) Отчего я всегда сыт и пресыщен? Отчего не подвергаю себя посту и гладу ради Царствия Божия? Не оттого ли, что я всегда ем и пью сладко и довольно, беснуется плоть моя самолюбием, блудом, злобою, завистию, гордостию, корыстию, непокорством, ослушанием, дерзостию и другими страстями? Нищих и иных укоряю в праздности, лености, пьянстве, а сам не то же ли делаю? Отчего себя не обличаю и не укоряю строжайше? Судя их, не себя ли сужу, не таким ли (строгим) судом и сам буду судим, каким сужу их? Боже праведный! Помилуй мя, просвети и спаси мя! Заблудил я, окаянный, и пути правого не познал доселе. Но еще потерпи на мне, Господи! Посты и пост в честь Пречистыя Матери Твоея даждь мне держати по силе. 4 августа. Суббота. К блуду приводящие вещи и действия суть следующие: излишество в пище и питье, курение табаку (возбуждает плотские страсти), театр, взирание с услаждением на красивые лица, на сладострастные картины, на пышных актрис, чтение книг, содержащих в себе описание плотской любви, танцы, разговоры сладострастные. У христианина должна быть иная любовь и иные удовольствия – духовные, небесные, которые в преизбытке доставляет желающим Святая Церковь в своем богослужении, в своих чтениях, песнопениях, обрядах, таинствах, поучениях, в чтении слова Божия. Есть у христианина вожделения, но эти вожделения небесные, духовные, святые; земных вожделений, прелестных и гибельных, он удаляется всеми мерами, ибо они растлевают душу и тело его и удаляют от Бога, источника жизни и сладости истинной, вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Август 3-го августа Благодарю Господа, сподобившего меня совершить путь от Кронштадта до Москвы и Рузы и обратно, всего на пространстве 1.600 верст (в одну неделю). Видел я Москву с ее храмами; истинно – это Русский Сион. Велика, грандиозна и прекрасна наша Москва. А святыни, святыни Господней сколько! Святых мощей, святых чудотворных икон! А древностей! В городе Рузе протоиерей Алекс. Иванович Вишняков очаровал меня своим истинно дружеским приемом и радушным собеседничеством! [Дьяк] Иван Алексеевич с семейством также приняли нас прекрасно! У преподобного Сергия Радонежского был, молился, прикладывался даже к святым мощам! Хорошо, что нищие за Вами гоняются, сказал митрополит Арсений Киевский 45 одному человеку (Василию Федоровичу Смирнову, чиновнику из духовных, служащему в гражданском ведомстве). Разговор с женщиной умной и образованной Ларисой Евграфовной о духовенстве вообще, о нетрезвой и соблазнительной жизни духовенства, о том, что духовенство не проповедует и как много могло бы оно сделать своими настойчивыми проповедями! Пример: Иван Никитич Палисадов. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Божественную литургию позднюю и причаститься неосужденно пречистых и животворящих Его Таин, ожививших меня после тяжкой греховной смерти! За вечерню также благодарю Господа! Приложился я к святым мощам ангелов во плоти, граждан небесных, угодников Божиих: святителей митрополитов – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского! Как же после прикосновения к этим святыми мощам я буду еще работать греху? Прилепляться к земному? И во мне должно святиться имя Божие, придти Царствие Божие, быть воля Господня, да и сам буду вечен. 4 августа Вот тебе баня, вот тебе редька с квасом, вот тебе кисель сладкий, вот тебе чай крепкий на ночь! Никогда я так не был беспомощен, слаб, нервозен, раздражителен, как сегодня на утрени! От боязни бесовской я не мог говорить ектений, лишился всякого дерзновения, всякой помощи, отрады; диавол ликовал во мне и торжествовал – и я, увы, мучился мукою адскою! Стыд, срамота покрыли лице мое, и я не смел взирать на людей! В бане точно я совлекся благодати Божией и облекся в Велиара! О, я болен телом внутренно, а от того и духом: мне надо есть пищу скоромную, питательную, укрепляющую, а не редьку и кисель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Августа 27 (9 сентября) Священномученик Иоанн (Смирнов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками. Иван Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1904 году был рукоположен во священника к Зарайскому Никольскому собору. В Зарайске отец Иоанн поселился с семьей в деревянном доме на территории городского кремля. В соборе в то время находилась знаменитая чудотворная икона Николы Зарайского. Прославленная многочисленными чудесами, она привлекала к себе множество богомольцев со всех концов России. В храм стекались щедрые пожертвования благодарных почитателей великого угодника Божия. Здесь хранились старинные рукописные и старопечатные богослужебные книги, серебряная и золотая утварь – вклады великих князей, знатных воевод и бояр. В теплое время года отец Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось до тысячи богомольцев. Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным церквей Зарайского округа и награжден в 1930 году митрой. В 1922 году из церквей города были изъяты многие ценные вещи и иконы. Некоторые из них тогда удалось спасти от уничтожения. По предложению директора краеведческого музея и члена церковного совета И. П. Перлова часть драгоценной церковной утвари и древние рукописные и печатные книги были переданы на хранение в музей. В 1928 году по распоряжению властей были закрыты Никольский собор и Иоанно-Предтеченская церковь . Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо-Преображенскую церковь в том же городе и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. Власти эти хлопоты священника и прихожан представили в обвинительном заключении таким образом: «В Коломенский окружной отдел ОГПУ поступили сведения о том, что группировка церковников, бывших людей и торговцев распространяла среди населения города и деревни контрреволюционные слухи о скорой гибели советской власти и подготовляла массовое выступление против закрытия собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Акиншино, урочище. Богоявленский монастырь. Казанский скит. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1821. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстера, деревня Черноморье, дом 4 Координаты: 56.357233, 41.865927 Проезд: Западный выезд из райцентра Вязники по трассе М7, через 500м не доезжая до бывш. поста ГАИ правый поворот на север, указатель " Мстера " , 24км до пос. Мстера. Не въезжая в посёлок на развилке сворачиваем на юг направлением на ж/д станцию Мстера. Через 2км на южной оконечности деревни Раменье указатель ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Западный выезд из райцентра Вязники по трассе М7, через 500м не доезжая до бывш. поста ГАИ правый поворот на север, указатель " Мстера " , 24км до пос. Мстера. Не въезжая в посёлок на развилке сворачиваем на юг направлением на ж/д станцию Мстера. Через 2км на южной оконечности деревни Раменье указатель наименование населенного пункта " Раменье " и стрелочка на запад с надписью " СКИТ " . Сворачиваем на грунтовую дорогу, через 800 метров проезжаем лесок, сразу вначале полей развилка, налево в пойменной низине реки Тара видны крыши домов д. Черноморье, направо грунтовая колея идёт по полю на бывш. с. Акиншино. Скит и Казанская церковь в прямой видимости в трёх километрах. Другая дорога к Скиту с севера строго сезонная: следует проехать пос. Мстера и Барское Татарово, на краю села возле первых корпусов турбазы " Мстёра " левый поворот на запад направлением на с. Шустово. Проезжаем на Шустово 2км, в точке пересечения двух ЛЭП с дорогой стоит двухметровый столб с иконой, от него идет грунтовая дорога влево на юг к скиту. Осенью полное бездорожье, в зимний период от снежных заносов дороги к Скиту чистить некому. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ведомость о церкви Казанския Пресвятыя Богородицы, что в селе Акиншине, Вязниковскаго уезда за 1873-й год 1. Церковь Казанския Пресвятыя Богородицы окончена постройкой в 1821-м году тщанием прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Анна. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Поселок городского типа Анна - административный центр Аннинского района, образованного в 1928 году. Проезжая в сторону Борисоглебска по Саратовской автодороге через Анну, невозможно не заметить красивейшую многоглавую церковь, стоящую на холме, справа от дороги. Чуть далее, начинается огромный усадебный парк, спускавшийся к Битюгу. К сожалению, сегодня мало что осталось от усадебных построек, но само место замечательно своей историей.  В 1797 г. графу Федору Васильевичу Ростопчину (1763-1826), великому канцлеру, главному директору почт и члену Государственного совета, высочайшим повелением императора Павла I были пожалованы дворцовые селения в Воронежской губернии. В селе Анна начинается устройство усадьбы. В 1801 г. Ф.В. Ростопчин, получив отставку, вплотную занялся своим имением «Анна». На мысообразном выступе правого берегового склона реки Битюг, между балкой с речушкой Анной (давшей название селу) и небольшим безымянным логом, разбивается парк, устраивается небольшой пруд. В южной части территории строятся здания усадьбы: большой каменный господский дом, флигели, службы. За речкой устраивается конный завод. Следующий владелец Андрей Федорович Ростопчин (1813-1892) в 1833 г. женился на Евдокии Петровна Сушковой (1811-1858) и до 1842 гг. супруги подолгу жили в своей аннинской усадьбе. В 1840-50 гг. имение было продано. Сменив несколько хозяев, имение " Анна " в 1873 г. переходит к древнему дворянскому роду князей Барятинских. Владелицей становится княгиня Надежда Александровна, урожденная Стенбок-Фермор (1846-1920). За усадьбой вдоль балки с прудом располагались винокуренный завод, маслозавод, кирпичный завод, конный завод. В кон. XIX в. Барятинские финансировали строительство железной дороги, в 1900 г. Надежда Александровна организовала детские ясли – приют, в 1901 г. выстроила больницу. На своих землях княгиня организовала новую систему хозяйства, построила паровую мельницу, устроила питомник лесных и фруктовых деревьев, показательные птичники. При Барятинских был перепланирован парк, который был тогда одним из самых больших усадебных парков в губернии: площадью 29 га. 

http://sobory.ru/article/?object=02347

Анхимово. Храмовый комплекс Вытегорского погоста. Анхимовский погост Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Вологодская область, Вытегорский район, село Анхимово, берег Вытегорского водохранилища (реки Вытегры) Координаты: 60.950839, 36.510959 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Современное местоположение: д. Анхимово, Анхимовское с/п, Вытегорский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вытегорский уезд, Олонецкая губерния. С XVI века известны две деревяные церкви, стоявшие на Покровском погосте - холодная Покровская и теплая во имя Николая Чудотворца (с 1563 года, упоминается в Писцовых книгах 1583 и 1628 годов). В 1708 г. построена ставшая знаменитой деревянная Вытегорская Покровская церковь. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, вмч. Георгия Победоносца, апостола Иоанна Богослова. Вторая церковь - Вытегорская Спасская, 1780 года, каменная. Престолы в честь Спаса Нерукотворного Образа - главный, свт. Николая Мирликийского, иконы Божией Матери " Казанская " Третья церковь - церковь-усыпальница в честь Всех Святых, устроена была А.П. Лопаревой, освящена в 1905 г. Описание Покровской церкви, данное в Известиях Императорской археологической комиссии: " Время сооружения и время переустройства храма указаны на надписи в иконостасе. По смутному народному преданию («Олонецкие Ведом.» 1887 г. церковь сооружена на средства богатого крестьянина Плотникова, сын которого был казнен Петром Великим. План церкви будто бы составлен самим царем, выславшим для его осуществления архитектора-голландца. В 1793 г. храм был поставлен на каменном фундаменте, и тогда же, по мнению Даля, прибавлены к нему прикрасы в виде ионических пилястр на обшивке и изменена форма главок («Зодчий» 1877 г. Церковь имеет форму креста. Длина ее 15 саж., ширина 14 саж., вышина 9 саж. На ней 21 глава. Обшита тесом в 1873 г., к какому времени нужно отнести и пилястры. Галерея устроена на бревенчатых стобах-срубах. Железная крыша устроена в 1880 г., главы покрыты белым железом. Окон 21; они небольшие, расположенные в два ряда. Дверей для входа в церковь пять. Алтарь отделяется глухой стеной. Приделов два, Иоанно-Богословский и Георгиевский. Половицы в полу широкие. Иконостас старый, в 3 яруса, в тяблах. Клиросы старые, с устройством впереди столов. Церковь не отапливается. Храмовая чтимая икона помещается в особом иконостасе, сооруженном в 1803 г. В память посещения Имп. Петром Великим церкви в 1711 г. написана в 1729 г. икона с двуглавым орлом посредине; имеется еще икона на взятие Азова. Сохраняются оловянные священные сосуды, Евангелие 1688 г., резное изображение св. Нила Столбенского, а в каменной церкви – изображение Спасителя в терновом венце, привезенное, по преданию, из Киевской лавры. "

http://sobory.ru/article/?object=27455

Апрель 1 апреля Второй день Пасхи. Вчера, в первый день, за поздней обедней я подвергся большому искушению со стороны диавола и своего ветхого человека и со стороны сослужителя моего, дьячка Преображенского: он не пришел к обедне до сугубой ектении – три раза за ним посылал. А Николай, сторож, казалось, вино нехорошо подал для Таинства. Сильно меня коробила небрежность дьячка о службе; я волновался, смущался, был пленен внутренно. Готов был плакать – слез не было; вопиял ко Господу – но по грехам моим Господь медлил спасать меня, предоставляя меня борьбе со врагом невидимым и со своими страстями. При потреблении Святых Даров, когда я сознал себя виновным в этом волнении и возмущении, и признал, что нужно покрыть любовью проступок брата, могшего произойти от его болезни или другой какой уважительной причины, и во всяком случае для такого праздника нужно покрыть грех брата (простим вся воскресением), а что вино только показалось нехорошим, а в самом деле было очень порядочное, – я был помилован от Господа и – успокоился и возрадовался. Слава Господу Избавителю, Просветителю, Спасителю! (За употребление икры с вечера, хотя и в малом количестве; не надо было есть.) Ночью на второй день едва-едва не случилось прелюбодейное осквернение во сне, – святой Ангел Хранитель разбудил меня и не допустил до осквернения. Благодарю благого Ангела Бога моего, Хранителя моего. Покрывай меня, благая сило, всегда и заступай от всякого греха, ибо хощу сего. Буди. Много во мне горечи и солоноватости страстей – самолюбия, зависти, нетерпения, гнева, раздражительности, злобы, зависти, своенравия, невоздержания, блуда, упрямства; хочу исправлять, врачевать других, как например дьячка, жену и других, а сам в то же время духовно крайне немощен, болезнен, одержим злобою, нечистотою внутреннею, или сердечною. О, как я сам нуждаюсь в снисхождении, в кротости, терпении и долготерпении Господа и добрых людей! 2 апреля Благодарю Господа, сотворившего со мною чудо милосердия Своего и силы Своей вчера во время литургии, когда Иннокентий, прислуживающий в алтаре, поднес к причащению первыми детей сторожа Николая, за разные грешки мною нелюбимого; согрешил я: перенес неприязненное чувство в эту минуту и на детей его, невинных младенцев, но за это тотчас был наказан смятением, теснотою, огнем палящим – а надо было детей до двухсот причастить. Внутри стал я молиться усердно Господу в покаянии, уповая на жертву правды, на пречистые Тело и Кровь Господа, – и вот в чудной Тайне сей я получил после крепкого сердечного вопля оставление грехов, прекращение мучения, тесноты, огня, стыда (моя жизнь), внутреннее изменение, возрождение, обновление, воскресение, спокойствие, радость, простор. И на проскомидии, и в начале, и в продолжении обедни я непрестанно ощущал прилив сил Господних к сердцу моему. Слава Его милосердию и долготерпению Его, животворной, непобедимой силе Его, непобедимой и неисповедимой благости!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Апрель 27-го апреля 1872 года Четверг Фоминой недели. 21 мая. Воскресение. Неделя о слепом. К славе благодати Божией, обновляющей меня. Спиридон [Недельнович] сказал мне сегодня ( 20 октября 1872 г. ), что я на лицо очень молод, юноша. Это от причащения Святых Таин, от моего всегдашнего покаяния. В горной части милостию Божией собрано мною с крестом животворящим (слава Кресту Господню – кроме бесчисленных благ духовных, еще и пищу с питьем и одежду нам подающему) в день святых апостолов Петра и Павла тридцать пять рублей (исключая нищенских), а протоиереем отцом Павлом в той же части прошлый год собрано только 12 рублей. Ныне в соборной части 75 рублей, а отец Матфей – 58 рублей. 30 июня 72 г. Письма в Рузу. [...]. Сколь должен быть возвышен и велик, чист душею священник, совершающий молитвы о людях пред престолом Божиими и совершающий Страшные Тайны! И сколь бедны и недостаточны мы к такому великому и превысокому делу! Как мы обнищали! Как мы мерзки и бессильны! Где дух святыни? Где дух любви нелицемерной? Где дух кротости и незлобия?.. Где сердце чистое, объемлющее любовию всех как братий, как членов своих? О, как глубоко поругано естество мое сатаною и в моем естестве человечество! И сам я презрен в очах моих, и люди, даже высокие власти, как ту же скверну греховную носящие! Но я паче всех поруган и осквернен во глубине, и люди предо мною – ангелы! Я должен всех почитать, любить, особенно высокие и низкие власти, как благоденствию моему и Отечеству моему установляемые, ибо это орудия благости Божией, и в свое время и в своем месте каждая из них приносит великую пользу мне и Отечеству, – да приношу же и я свою долю пользы по благодати Божией. 25 августа 1872 года. Пятница. При чтении акафиста Покрову Божией Матери я ощутил чрезвычайную грубость и черствость сердца от излишнего ядения мясной телячьей студени и фарша мясного с капустой и жирным соусом. Тысячу раз я ощутил себя дурно после пресыщения! Я был сам не свой и дома, и в церкви, и в гимназии. 30 сентября 1872 года. Одиннадцать с половиной часов ночи. Господи, помилуй!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010