Разделы портала «Азбука веры» Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1873) " decoding=" async " data-lazy-srcset=" 300w, 204w, 102w " data-lazy-sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Дневник писателя (1873) " > Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1873) " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 204w, 102w " sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Дневник писателя (1873) " > ( 25  голосов:  4.4 из  5) I. Вступление II. Старые люди III. Среда IV. Нечто личное V. Влас VI. Бобок VII. «Смятенный вид» VIII. Полписьма «одного лица» IX. По поводу выставки X. Ряженый XI. Мечты и грезы XII. По поводу новой драмы XIII. Маленькие картинки XIV. Учителю XV. Нечто о вранье XVI. Одна из современных фальшей Примечания Комментарии Полный текст XV. Нечто о вранье Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: «Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать поэффектнее». Бестемностью меня уже попрекали (257) ; но в том и дело, что я действительно в этой поголовности нашего лганья теперь убежден. Пятьдесят лет живешь с идеею, видишь и осязаешь ее, и вдруг она предстанет в таком виде, что как будто совсем и не знал ее до сих пор. С недавнего времени меня вдруг осенила мысль, что у нас в России, в классах интеллигентных, даже совсем и не может быть нелгущего человека. Это именно потому, что у нас могут лгать даже совершенно честные люди. Я убежден, что в других нациях, в огромном большинстве, лгут только одни негодяи; лгут из практической выгоды, то есть прямо с преступными целями. Ну а у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями. У нас, в огромном большинстве, лгут из гостеприимства. Хочется произвесть эстетическое впечатление в слушателе, доставить удовольствие, ну и лгут, даже, так сказать, жертвуя собою слушателю. Пусть припомнит кто угодно — не случалось ли ему раз двадцать прибавить, например, число верст, которое проскакали в час времени везшие его тогда-то лошади, если только это нужно было для усиления радостного впечатления в слушателе.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Кавказской и Черноморской епархии, выходившее в Ставрополе с 1873 по янв. 1886 г. 2 раза в месяц. После разделения и переименования Кавказской епархии в Ставрополе с февр. 1886 г. стали издаваться «Ставропольские епархиальные ведомости» , продолжившие нумерацию К. е. в., а во Владикавказе с 1895 г.- «Владикавказские епархиальные ведомости» . Программа К. е. в. была составлена еще в 1868 г., тогда же по представлению еп. Феофилакта (Губина) (см.: Розалиев В. Ф., прот. Воспоминания о преосв. Феофилакте//Кавказские ЕВ. 1873. 1. С. 26-29; 2. С. 65-69; 3. С. 88-94; 9. С. 286-292; 15. С. 498-501) окружным духовно-училищным съездом на должность редактора был избран смотритель Ставропольского духовного училища Г. П. Михайловский. Однако только при новом Кавказском еп. Германе (Осецком) 19 нояб. 1872 г. Михайловский смог приступить к обязанностям редактора и исполнял их до своей кончины (22 янв. 1886), должность 2-го редактора с 1873 г. занимал И. А. Спасский, а в 1874-1875 гг.- И. П. Протопопов. Именно Михайловский, опубликовавший за свою жизнь 145 статей, не считая мелких заметок (см.: Архангельский А. В. Г. П. Михайловский: (Биогр. очерк)//Ставропольские ЕВ. 1886. 12. С. 162-196), являлся автором значительной части материалов К. е. в., большинство из к-рых анонимны или подписаны криптонимом «Г. М.». Каждый номер К. е. в. состоял из офиц. и неофиц. отделов с общей пагинацией. Большинство материалов размещалось в офиц. отделе, здесь печатались «Распоряжения высшего правительства» (высочайшие манифесты, определения и указы Святейшего Синода, распоряжения обер-прокурора и синодальных учреждений), «Распоряжения епархиального начальства» (распределения благочиннических округов, расписание проповедей в соборах, назначения катехизаторов, сведения о назначениях на должность, перемещениях и увольнениях, наградные списки и др.), распоряжения и известия, касающиеся духовно-учебных заведений (отчеты, журналы духовно-училищных съездов, утвержденные учебные программы, разрядные списки семинарий и духовных уч-щ), а также списки вакансий, извлечения из отчетов викарного епископа по обозрению церквей епархии, объявления о вакантных местах, некрологи и др. Нек-рые материалы офиц. отдела были переизданы в одном томе в систематическом порядке (Кавказские ЕВ: 1873-1882. Ставрополь, 1883).

http://pravenc.ru/text/ Кавказские ...

VIII. ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЦЕРКОВНОГО СУДА Показав каноническую несостоятельность всех представленных планов раздела судебной власти епархиального архиерея, мы тем самым отчасти приняли на себя обязательство представить такой план устроения духовного суда, при котором епископ не был бы лишен неотъемлемо-канонически принадлежащей ему судебной власти и вместе приняты были бы необходимейшие начала нового судебного процесса. Это обязательство может быть исполнено только изложением полного проекта, из которого видно было бы взаимное отношение различных судебных органов. А чтобы еще с большею ясностью видно было отношение нашего проекта к комитетскому мы признаем необходимым поставить их вместе один подле другого. Комитетский проект уже известен в печати. Он довольно полно изложен в „Христианском чтении” (1872 декабрь), в „Православном обозрении” (1873 январь), в газете „Современность” (1873 46), в „Русских ведомостях” (1873 31) и других газетах. Некоторые части его напечатаны еще в прошедшем году в периодических изданиях, напр. 4-я его часть, содержащая статьи о делах изъемлемых из ведомства духовного суда, была напечатана в „Журнале гражданского и торгового права” (кн. 3, 4) и в „С.-Петербургских ведомостях” (1872 ноябрь). Мы поставляем комитетский проект рядом с нашим, который мы озаглавляем, как особый проект. Наш, или особый проект, по нашему крайнему разумению, усвоив необходимейшие начала нового судебного процесса, вместе с сим не противоречит и церковным правилам. Последний комитетский проект основных положений преобразования духовно-судебной части. ЧАСТЬ I. О лицах и предметах, подлежащих ведомству духовного суда и наказаниях, сим судом налагаемых. Глава I. О лицах и предметах, подлежащих ведомству духовного суда. 1) Духовному суду подсудны священно и церковнослужители белого и монашествующего духовенства, за исключением церковнослужителей, состоящих при церквах по найму, и монастырских послушников, непостриженных в монашество. 2) Лица духовного звания подлежат духовному суду: а) За все преступления и проступки, которые преследуются церковными правилами и законоположениями, но не преследуются светскими законами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Аким Алексеевич Олесницкий (1842–1907) – известный русский православный библеист, исследователь Священного Писания Ветхого Завета, доктор богословия, профессор Киевской духовной академии. Аким Алексеевич родился в Волынской губернии в семье протоиерея; с 1857 г. по 1863 г. учился в Волынской духовной семинарии, затем – в Киевской духовной академии, по окончании которой в 1867 г. был оставлен преподавателем по кафедре еврейского языка и библейской археологии. В 1868 г. получил степень магистра богословия за рукописное сочинение об И. Канте. С 1869 г. – доцент, с 1873 г. – экстраординарный профессор КДА. В 1873 г. А. А. Олесницкий был направлен на год в Палестину и соседние страны для изучения древних памятников. Результатом его поездки явился труд «Святая Земля. Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. Т. 2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи» (К., 1875–78), за которую он получил звание доктора богословия. С 1881 по 1883 г. Аким Алексеевич трудился в должности инспектора КДА. В 1883 г. он стал ординарным, а в 1892 г. – заслуженным профессором академии. В 1899 г. А. А. Олесницкий вышел в отставку, но до самой смерти не переставал интересоваться академическими делами. Как писал его ученик, профессор В. П. Рыбинский , «Аким Алексеевич был ‹...› ученым в настоящем смысле этого слова: для него не существовало других интересов, кроме научных, и вся его жизнь прошла в кабинете, над письменным столом, за разработкой научных вопросов. От природы он обладал редкими дарованиями, соединяя глубокий оригинальный, философский ум с живым художественным чувством и с огромной памятью. Блестящие природные дарования при этом сочетались ‹...› с замечательным трудолюбием и удивительной методичностью». У А. А. Олесницкого были все предпосылки для занятий в сфере Священного Писания Ветхого Завета и библейской археологии: он прекрасно владел древнееврейским языком, знал арабский, сирийский, а также классические и новые языки. Считая необходимым условием всестороннего изучения Ветхого Завета знакомство с Палестиной, он четыре раза ездил туда в продолжительные научные командировки (1873–1874, 1886, 1889, 1891). Он посещал еще и западные археологические музеи, в которых лично знакомился с новейшими артефактами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Художник слова души народной К 150-летию со дня рождения В.Я. Шишкова (1873 – 1945) 14.08.2023 1377 Время на чтение 24 минут К вопросу о мировоззрении и идейно-эстетических взглядах писателя И долго, долго не посмеет Коснуться время мудрых слов, «Угрюм-река» не обмелеет, И не померкнет «Пугачёв» И. МАЛЮТИН 3 октября 1873 года в небольшом старинном городке Бежецке Тверской губернии, в небогатой купеческой семье Якова Дмитриевича и Екатерины Ивановны Шишковых родился сын Вячеслав – будущий выдающийся писатель. Здесь и в соседнем селе Шишково - Дуброво проходили его детские и юношеские годы. И потом, где бы ни бывал писатель, он непременно приезжал на свою малую родину, заходил в бревенчатый дом на тихой бежецкой улице, носящей ныне его имя. Девятилетнего мальчика определили в Бежецкое городское училище, где он закончил учёбу с отличными оценками. «И вдруг, - признавался Вячеслав Яковлевич в автобиографии, - каким-то необъяснимым чудом меня потянуло писать. Первая работа – «Волчье логово» - повесть о разбойничьей жизни, вторая – описание крестьянских «посиделок» (бесед) с плясками и песнями. С тех пор вплоть до самого зрелого возраста я литературой не занимался, и мне не приходило в голову, что я буду писателем». Закончив училище кондукторов путей сообщения в Вышнем Волочке и получив редкую в ту пору специальность техника по водным и шоссейным путям, В.Я. Шишков в 1894 году уезжает в Томск. Два десятка лет своей жизни посвятил Вячеслав Яковлевич подвижническому труду по исследованию сибирских рек и сухопутных дорог, совершая ежегодные экспедиции по Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Чулыму, Лене, Ангаре, Нижней Тунгуске, где едва не погиб, прошёл тысячи вёрст по суровой сибирской тайге, Горному Алтаю. Более двадцати лет жизни связывают будущего писателя с Томском, куда он прибыл ещё молодым человеком, полным сил, творческих надежд и романтических мечтаний. Уже расставшись с Томском, Вячеслав Яковлевич признавался: «В Сибири я прожил двадцать лет – это вторая моя родина, пожалуй, не менее близкая и понятная сердцу, чем Россия, я переполнен впечатлениями, которых мне на всю жизнь хватит…».

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/14/...

Кондаков Кондаков Никодим Павлович, доктор теории и истории искусств, заслуженный профессор и ординарный академик Академии Наук, родился в Новооскольском уезде Курской губернии в 1844 г. 38 и первоначальное образование получил в приходском училище в Москве, а потом учился во 2-й московской гимназии, по окончании курса которой поступил в 1861 г. в Московский Университет на историко-филологический факультет. Здесь особенное влияние на научное развитие Н. П. Кондакова и на направление последующей его ученой деятельности оказал Ф. И. Буслаев , которого Н. П. в одном из своих сочинений называет «незабвенным». По окончании курса Университета Н. П. Кондаков преподавал с 1865 по 1870 г. русский язык и словесность в той же 2-й московской Гимназии и в Александровском военном училище, а вместе с тем читал русскую историю и археологию в Московской Школе живописи и ваяния. В этом периоде времени, а именно в 1867 г., была совершена И. П. Кондаковым его первая поездка заграницу для изучения памятников классической древности и искусства, а немного ранее были напечатаны в «Сборнике на 1866 год, изданном обществом древнерусского искусства при московском Публичном Музее», первые ученые работы его, три статьи критико-библиографического характера: 1) Древнехристианские храмы; 2) Православное искусство в Сербии и 3) Англосаксонский крест VIII столетия. В 1870 г. Н. И. Кондаков получил кафедру теории и истории искусств в Императорском Новороссийском Университете, а в 1873 г. защитил в Московском Университете магистерскую диссертацию: «Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства. Опыт исторической характеристики» (Одесса 1873). С начала 70-х годов Н. П. Кондаков стал делать поездки на места археологических разысканий в России, а в 1873 г. путешествовал в Грузию для изучения архитектуры грузинских церквей. Результатом этой поездки было сочинение: «Древняя архитектура Грузии», напечатанное в томе «Трудов Имп. Московского Археологического Общества» (1876 г.). С 1 марта 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Константин Струков Скачать epub pdf Конец XIX – начало XX вв. – время бурного экономического развития России. Быстро развивающаяся экономика требовала политических и социальных преобразований, ставила под удар вековые российские стереотипы, открывала новые возможности для самореализации личности. Молодые энергичные люди не хотели идти по стопам своих родителей, как этого требовали сословные ограничения. Жизненные пути близких родственников расходились часто в противоположных направлениях. Характерный тому пример – история семьи протоиерея В. А. Рождественского , о членах которой – людях своего времени – ниже пойдёт речь. Протоиерей Василий Александрович Рождественский родился 27 февраля 1838 г. в селе Дупны Чернского уезда Тульской губернии в семье сельского священника. В 1858 г. он окончил по 1 разряду курс Тульской духовной семинарии и был рукоположен в священника церкви в селе Архангельском-Грязном Ефремовского уезда Тульской губернии. В 1863 – 1873 гг. он являлся наблюдателем сельских народных школ по 3-му благочинному округу Ефремовского уезда. За труды и усердие в деле народного образования был награждён набедренником 1 . В 1870 – 1873 гг. Василий Александрович исполнял обязанности помощника благочинного и цензора катехизических поучений 2 и одновременно состоял членом Ефремовского училищного совета. По собственному прошению в сентябре 1873 г., «на которое последовала резолюция Преосвященного Никандра, по вниманию к отлично усердному и достойному пастырскому служению и к тому, особенно, доверию, которое он заслужил у духовенства и земства» 3 , Василий Александрович был переведён в г. Тулу к Христорождественской, что на Оружейной стороне церкви, а за заслуги по духовно-учебному ведомству был награждён фиолетовой скуфьёй 4 . В марте 1878 г. он был назначен священником Боголюбской (св. Флора и Лавра) церкви. С этого времени Василий Александрович со своей семьёй жил в одноэтажном деревянном доме на Старопавшинской улице (ул. Мосина) рядом с храмом. Кроме службы в приходе В. А. Рождественский исполнял и другие многочисленные обязанности. В 1874–1886 гг. Василий Александрович был членом целого ряда епархиальных комитетов и комиссий: ревизионной комиссии по делам попечительства о бедных лицах духовного звания, ревизионного комитета Тульского епархиального женского училища, строительного комитета

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЕСНИЦКИЙ Маркеллин Алексеевич (1848, мест. Теофиполь Староконстантиновского у. Волынской губ. (ныне поселок, адм. центр Теофипольского р-на Хмельницкой обл., Украина) - 12.03.1905, Киев), профессор КДА, автор сочинений по нравственному богословию и педагогике. Происходил из священнической семьи. Обучался в Волынской ДС (1863-1869) и в КДА (1869-1873). Академию окончил со степенью кандидата богословия, курсовое соч. «О книге Иова: Критическое исследование» (не изд.) заслужило положительные отзывы. 25 авг. 1873 г. был назначен преподавателем Свящ. Писания в Волынскую ДС, однако уже 11 нояб. того же года был назначен исполняющим обязанности доцента на освободившуюся кафедру нравственного богословия и педагогики КДА. 24 февр. 1874 г. защитил подготовленную ранее магист. дис. по библеистике «Книга Екклезиаст: Опыт критико-экзегетического исследования» (К., 1873) и 26 марта утвержден в должности доцента. В 1882 г. вышла 1-я часть крупного исследования О. «История нравственности и нравственных учений». Книга стала началом реализации О. проекта по созданию собственной системы этики и включила кроме обзоров истории нравственности и нравственных учений обширный разд. «Введение в курс этики». Во введении О., констатируя, что наука нравственного богословия нуждается в коренной реформации, рассматривает общие вопросы научных оснований богословской этики, а также проблемы методологии этой науки. В частности, О. утверждает право на существование богословской этики как науки, самостоятельность ее предмета, возможность установления нравственных законов. Во 2-й части сочинения (1886), разобрав основные гипотезы происхождения нравственности в человеческом обществе, он последовательно рассматривает системы морали различных народов. Круг источников О. самый широкий: данные этнографии, религиеведения, культурологии, истории литературы и проч. 19 дек. 1883 г. О. утвержден в звании экстраординарного профессора КДА, в этом звании оставался до конца жизни. В 1884 г. опубликована актовая речь О. «Нравственный прогресс», произнесенная в КДА 28 сент. 1884 г. О. не соглашается с пессимистичным взглядом на нравственное положение европейского общества и настаивает на том, что такие положительные черты, как отмена рабства, развитие благотворительных институтов, гуманизация уголовного, семейного, международного и военного права, распространение истинного богопознания в новых государствах и землях и мн. др., указывают на положительную тенденцию в длительной перспективе. Негативные явления современности, например распространение материализма и пессимистично настроенных философских учений, О. называет болезнями роста.

http://pravenc.ru/text/2578303.html

Сын протоиерея Волынской епархии, родной брат знаменитого библиолога, гебраиста и археолога, бывшего профессора Киевской же академии Акима Алексеевича Олесницкого , почивший профессор родился в 1848 г., обучался последовательно в дух. училище, Волынской дух. семинарии (1863–1869 гг.) и Киевской дух. Академии (1869–1873 гг.), в которой окончил курс со степенью кандидата богословия. На третьем курсе им написана кандидатская диссертации о книге Иова, удостоенная Советом Академии Иосифовской премии, а к концу четвертого курса (11 мая 1873 г.) трудолюбивый студент уже изготовил магистерскую диссертацию на новую тему – о книге «Екклезиаст». Диссертация была признана рецензентами († ректор и орд. проф. Академий, архимандрит Филарет и † проф. С.М. Сольский) достойной искомой степени, и автор, после защиты своего сочинения (24 февр. 1874 г.) Советом Академии удостоен степени магистра богословия, в каковой и утвержден Киевским митрополитом Арсением 6-го марта 1874 года. По окончании академического курса Маркеллин Алексеевич был определен преподавателем Св. Писания в родную семинарию, но уже 10-го ноября уволен от службы в семинарии за состоявшимся избранием его для замещения кафедры нравственного богословия и педагогики в Академии, освободившейся вследствие кончины проф. Зайцева. С 11-го ноября 1873 г. и до самой кончины Маркеллин Алексеевич состоял на службе в Академии, сначала в звании исправляющего должность доцента (до утверждения в магистерской степени), потом доцента (1874–1883 гг.) и, наконец, экстра-ординарного профессора (с 1883 г и до кончины). В свое время (31 декабря 1898 г.) покойный был утвержден в звании заслуженного экстра-ординарного профессора. До преобразования Академии по уставу 1884 г. Покойный профессор читал лекции по нравственному богословию и педагогике, а по преобразовании Академии лишь по первой из этих наук, потому что вторая отошла к другой кафедре. В 1895 году по собственному, вынужденному, впрочем – желанию Маркеллин Алексеевич перемещен на кафедру психологии, освободившуюся за выходом в отставку маститого профессора † Д.В. Поспехова. Кафедру психологии Маркеллин Алексеевич занимал до самой смерти. Кроме того, Маркеллин Алексеевич занимался некоторое время, в педагогическом интересе, преподаванием педагогики в одной из женских гимназий (см. «Несколько предварит. слов» к его «Курсу педагогики», стр. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 60-й годовщине смерти великого русского композитора С.В.Рахманинова (комментарий в цифрах и фактах) Портрет С.В.Рахманинова (худ. К.А.Сомов) СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ (1873-1943) История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губ. 20 марта 1873 г. После переезда семьи в Петербург мальчика отдали учиться в консерваторию. Но особого интереса к учебе он не проявлял. Все изменилось после того, как Сережиным педагогом стал профессор Московской консерватории Николай Сергеевич Зверев, который брал на полное обеспечение двух-трех наиболее талантливых учеников своего класса. С 1887 г. Сережа, у которого открывается тяга к импровизации, начинает записывать свои сочинения. С 1889 г. он изучает контрапункт у замечательного композитора, ученого и педагога Сергея Ивановича Танеева. С 1890-х гг. начинается самостоятельная жизнь Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теории музыки. В 1892 г. Рахманинов блестяще сдает экзамен по композиции и покидает консерваторию с Большой золотой медалью. Первой значительной работой композитора стала одноактная опера «Алеко» (1882) по мотивам пушкинских «Цыган», премьера которой в Большом театре состоялась в 1893 г. В то время Рахманинов выступает со сцены как пианист, исполняя собственные произведения, преподает теорию музыки в Мариинском женском училище. В 1895 г. композитор пишет Первую симфонию. На премьере в 1897 г. дирижировал симфонией А.Глазунов. Премьера провалилась. Следствием этого у композитора началась депрессия. В течение трех лет он ничего не писал. Спасала новая работа — Рахманинов был приглашен в московскую Русскую частную оперу С.И.Мамонтова на должность второго дирижера. Театральный опыт для композитора оказался весьма полезным. Он приобрел определенную технику, раскрылся его дирижерский дар. В мамонтовской опере Рахманинов подружился с Ф. Шаляпиным.

http://sedmitza.ru/text/396459.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010