сост. О.А. Платонов Основная литература и источники Аввакум Петров, протопоп. Об иконном писании. Пустозерская проза. М., 1989. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. П., 1917. Айналов Д.В. Лекции по истории древнерусского искусства. Симферополь, 1919. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. Московская Духовная Академия. М., 2001. Алпатов М.В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990. Андреев Н. «О деле дьяка Висковатого». Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Институтом им. Н.П. Кондакова . Прага, 1932. Т. 5. Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. Сб. ст./Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1983. Антоний митрополит. Из истории новгородской иконографии//Богословские труды. М., 1986. Антоний (Храповицкий) , архиепископ. Как сооружать иконостасы в новых храмах?//Хоругвь/Сб. статей. Вып. 1. М., 1993. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи (Гос. Третьяковской галереи). Опыт историко-художественной классификации. Т. 1–2. М., 1963. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре//Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее/Под ред. Г. Филимонова . М., 1873. Бакушинский А.В. Палехские лаки. М., 1926. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1932. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки//Искусство, 1933. 6. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М., 1934. Бакушинский А.В., Василенко В.М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934. Балакин П.П. Древнерусское искусство в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород, 1999. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XVII–XVIII вв. М., 1996. Безобразов В. Из путевых заметок от Владимира до Вязников//Русский вестник, 1861. Т. 34, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Суетово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В д. Суетово с 2005 по 2009 гг. проходили работы по строительству новой каменной церкви в честь святителя Николая Чудотворца. Освящение закладного камня прошло 29 августа 2007 года. 22 мая 2009 года в новом храме состоялась первая праздничная Божественная Литургия в честь Престольного праздника (22 мая – перенесение мощей святителя Николая Чудотворца). И с этого дня в церкви регулярно совершаются богослужения. Источник: сайт Смоленской и Вяземской епархии Деревня Суетово не имеет столь древней истории, хотя люди вблизи нее селились уже примерно десять столетий назад. Старожилы говорят о наличии в деревне старой двухэтажной двухкупольной церкви, разрушенной во время войны. До 1917 года деревня была административным центром Суетовской волости, куда входило более 50 деревень. Название деревни – предположительно по фамилии первого помещика Суйтова, основавшего это поселение. В XVIII веке в селе Суетово действовало две деревянных церкви – Троицкая и Алексиевская и одна каменная. Церковь во имя Живоначальной Троицы «об одном апартаменте, без придела, деревянного здания, устроена на старинном кладбище, с древних лет (?), при речке Холынке, между полями и лесными за полями угодьями» . На том же погосте был построен и второй деревянный храм во имя Алексия, человека Божьего. Построен он был ктитором Алексеем Феодоровым. В 1774 году церковный причт села Суетово состоял из священника, псаломщика и дьякона. В 1778 году усердием полковника и дворянина Михаила Самуйловича Тумило-Денисовича вместо деревянной Троицкой церкви был построен каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. По внешнему виду церковь напоминала корабль. Имел храм один купол-главу, ещё одна глава венчала каменную колокольню. В 1873 году деревянная Алексиевская церковь была за ветхостью упразднена. К тому времени на её главе не было даже креста. Ограды вокруг двух деревянных храмов – Алексиевского и Троицкого не имелось. «Вышеупомянутые древние церкви в настоящее время уже не существуют» , – гласит запись в журнале «Смоленские епархиальные ведомости» за 1873 год. В селе Суетово продолжал действовать каменный Троицкий храм. К тому времени в нём было уже три престола: первый – холодный, во славу Святой Живоначальной Троицы, верхний придел – холодный, в честь Успения Пресвятой Богородицы, другой – тёплый придел, во имя святого Николая Чудотворца. Прихожанами этой церкви являлись жители 16 окрестных селений, которые отстояли от Суетова на расстоянии 1-7 верст; в них проживало 913 человек мужского пола и 928 человек женского пола.

http://sobory.ru/article/?object=15957

Тамбов. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты Казанская часовня на Базарной площади, 1874-1875 гг. Часовня Богородице. Была построена в 1875 г. на Базарной площади недалеко от Христорождественского собора. Разрушена в годы Советской власти (1930-е гг.). http://ok.ru/tmbvedom/topic/66406677031714 В центральной части города Тамбова начато возрождение храма в честь Рождества Христово, который до революции 1917 года располагался на Центральном рынке областного центра. Первым шагом к восстановлению Христорождественского храма стало обустройство на месте строительства временного деревянного храма. 28 декабря 2015 года митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием был совершен чин освящения куполов и крестов храма. 7 января 2016 года в день Рождества Христова (престольный праздник) в Христорождественском храме по ул. Красная/Пятницкая города Тамбова было совершено первое богослужение. Чин молебна совершил ответственный за строительство храма священник Александр Неплюев. Дореволюционный Христорождественский собор города Тамбова был построен на средства потомственных почетных граждан города Тамбова: братьев Ашурковых, А.М. Носова и В.М. Аносова и освящен в 1873 году. Храм имел три придела: центральный в честь Рождества Христова, правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый – преподобного Иоанна Лествичника. Собор в честь Рождества Христова являлся основной достопримечательностью города Тамбова середины XIX века. История собора началась с 1836 года, когда Тамбовский почетный гражданин купец I гильдии И.А. Суворов завещал своим душеприказчикам построить храм на базарной площади. С момента основания до момента освящения собора прошло 14 лет. В 1873 году последовало торжественное освящение всех трех приделов храма. Собор стал близкой копией Благовещенского храма конногвардейского полка в Петербурге. Через год после возведения храма представители городской думы обратились с ходатайством в Священный Синод о присвоении храму статуса городского собора, хотя никаких оснований для этого не было. Однако принимая во внимания усердие благотворителей и горожан, их обязательства построить в городе новый храм, Священный Синод счел возможным в 1876 году переименовать храм в Христорождественский городской собор.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Том II. Подвижники благочестия Зосимовой пустыни Архимандрит Павел Архимандрит Павел (Глебов) никогда не состоял ни в должности наместника Зосимовой пустыни, ни в числе ее братии. Однако роль его в становлении обители настолько значима, что по сей день в синодике монастыря он поминается первым, опережая царственных лиц и митрополитов... Петр Иванович Глебов родился в 1827 году в семье дьякона города Пронска Рязанской губернии. Семья провинциального дьячка была настолько бедна, что Петр за неимением средств не смог окончить Рязанское духовное училище, и, получив начальное образование, вернулся домой. К восемнадцати годам ему удалось пройти курс нижнего отделения семинарии, и отец определил его в число послушников Савино-Сторожевского монастыря Московской епархии. Это произошло 5 марта 1848 года. В первые дни осени молодого послушника посвящают в стихарь. Но только через шесть лет Петра постригают в мантию с именем Павел. Через год, 5 декабря, Павла рукополагают во иеродиакона, а 28 октября 1858 года он становится иеромонахом. 27 марта 1861 года «за слабостью здоровья казначея названного монастыря поручено ему наблюдение за монастырскими хозяйственными делами». В течение трех лет наряду с чредой священнослужения отец Павел несет это важное послушание, и весьма успешно, так что впоследствии именно ему поручают замещать наместника знаменитого монастыря на время его отпуска. 3 декабря 1866 года иеромонах Павел награжден набедренником «за отличные исполнения возлагаемых на него поручений». 8 марта 1868 года он уже казначей Савино-Сторожевского монастыря, и 8 апреля 1873 года «за усердное служение на должности казначея награжден от Священного Синода наперсным золотым крестом». Однако с родной обителью ему скоро предстояло расстаться. 25 августа 1873 года способного и усердного отца Павла назначают экономом в Ярославский архиерейский дом. На этом посту он остается ровно два года и покидает его уже в сане игумена (Указ Священного Синода от 1 апреля 1878 года за 954). По Указу Ярославской Духовной Консистории от того же числа он становится наместником Толгского монастыря. Без малого полтора десятка лет, возведенный в сан архимандрита 28 марта 1879 года, отец Павел не только успешно окормляет свою обитель, но и становится благочинным Ананьевского мужского и Казанского девичьего монастырей (8 ноября 1880 года). Вскоре его ведению поручены и все Ростовские монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Устроение и освящение двупрестольной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и святителя Николая чудотворца во Всехсвятском единоверческом девичьем монастыре Источник В Московском единоверческом женском монастыре была первоначально одна только церковь во имя Всех Святых, начатая построением на единоверческом кладбище, за Рогожскою заставой, в 1840 году. Кладбищенская церковь сделалась со временем монастырскою. На учреждение Всехсвятского монастыря последовавшее определение Св. Синода Высочайше утверждено Государем Императором в 27 день января 1862 года 1 . Монастырь получил в 1866 г. свойственный ему благоустроенный вид, но и затем на несколько лет остался с одним храмом, не смотря обширность свою не вмещавшим в себе более одного престола, и по самой обширности неудобным для зимнего времени. При существовании одной церкви в монастыре, находящемся на кладбище, случалось, что прихожане для отправления панихиды или другой требы должны были дожидаться по необходимости до конца до конца обедни или вечерни, не то слушать панихиду в монастырской трапезной, что не совсем удобно и прилично. А при существовании в монастыре в монастыре двух церквей, возможно было бы, рассуждали единоверцы, и одновременно совершать в них по две требы, через что бы значительно облегчились труды священнослужителей и клириков. Постройка другого храма, казавшаяся необходимою на случай разных перестроек и починок во Всехсвятской церкви, единственной в монастыре до 1876 года, как увидим ниже, – составляла главнейший предмет заботливости блаженныя памяти игумении Александры (сконч. 4 января 1873 г.) и достойной преемницы ее игумении Маргариты. Но на новый храм требовались немалые средства, которых монастырь без помощи Христолюбивых единоверцев не имели бы и до ныне. В 1873 г. 20 сентября, в день Черниговских чудотворцев, была в этом монастыре после литургии и крестного хода торжественная закладка нового двухэтажного (в длину 10 саж. и 5 в вышину) каменного здания, которому судил Бог сделаться храмом и местом селения славы Его ( Пс.25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Юрмала. Церковь Петра и Павла. emeru Svto apustuu Ptera un Pvila pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Начало развития курорта Кемери (Кеммерн) относится к 1783 году. В рамках развития курортного дела в Российской империи в 1801 году академик Тобиасс Ловиц сделал химический анализ состава вод кемерского сероводородного источника, подтвердивший его лечебные свойства. По указу Николая I в 1838 году здесь была построена первая государственная водолечебница и создана администрация. В 1873 году при водолечебном заведении, с благословения Преосвященного Вениамина (по его резолюции за 985 от 28 июня 1873 года), был устроен храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Церковь была приписана к замковой Свято-Успенской церкви, размещалась на втором этаже казенного дома, вмещала около 30 человек. Войти в храм можно было лишь со двора и по крутой, узкой лестнице. С ростом числа курортников эти неудобства стали совсем не отвечающими потребностям верующих и вызвали мысль об устройстве нового, отдельного храма в Кемери. В 1891 году, по благословению Преосвященнейшего Арсения, епископа Рижского и Митавского, начался сбор средств для строительства нового храма. Активно помогал в этом деле директор Кемерских вод, доктор А.Г. Кулябко-Корецкий, Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев пожертвовал 2000 руб. Средства были собраны через год. В это же самое время был выделен хороший участок земли, полученный безвозмездно, отпущены строительные материалы. 9 июля 1892 года состоялась закладка храма, через год он был построен. 10 июля 1894 года храм принял в дар три иконы с греческого Афона: Божией Матери " Скоропослушницы " , Иверской Пресвятой Богородицы и святого великомученика и целителя Пантелеймона. В иконах находились частицы св. мощей угодников Божиих — Пантелеймона, Космы и Дамиана бессребреников. Новая церковь прекрасно вписалась в среду Кемерского курортного парка. Масштабность пропорций, затейливая композиция объемов, технологичность декора, сдержанность в оформлении интерьера – в каждой детали чувствуется высокий профессионализм, чувство стиля и сердечный порыв создателей этого храма. Этот образец «юрмальской» архитектуры сохранился до наших дней. Церковь имеет крестовый план, это деревянный сруб, обшитый досчатым пропильным декором в русском стиле. Рукава планировочного креста завершаются фронтонами, на углах четверика установлены маленькие главки с крестами. Над центральной частью храма поднимается восьмерик с окнами, открытый в интерьер, над ним – шатровая кровля с главой и крестом. Небольшой шатер с треугольными фронтончиками, главой и крестом венчает и колокольню, которая находится над притвором. Крыльцо с массивными деревянными столпами в виде сдвоенных колонн, с нарядным фронтоном акцентирует вход. Интерьер храма очень уютный. Одноярусный иконостас и скромный декор в «дачном» деревянном стиле создают впечатление легкости, незагруженности внутреннего пространства.

http://sobory.ru/article/?object=16013

1922 год. Хроника Петроградской голгофы I. Монах, ректор, митрополит Петроградский митрополит Вениамин – ярчайшая звезда в сонме новомучеников Русской Церкви. Его служение и духовный подвиг – один из самых благородных примеров живой, истинной веры. Василий Павлович Казанский родился 29 апреля (по новому стилю) 1873 года в Нименском погосте (ныне деревня Андреевская) Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Он старший сын подвижника благочестия Олонецкой епархии протоиерея Павла Казанского. В детстве и отрочестве, по свидетельству самого владыки, его чуткое сердце восхищалось героизмом святых мучеников. Он жалел, что «времена не те, и не приходится переживать, что они переживали». Это желание пострадать за Христа начало прорастать как благое семя в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, куда он поступил как один из лучших студентов по окончании Олонецкой семинарии. Здесь, в Петербурге, под руководством протоиерея – проповедника Философа Орнатского он стал трудиться увлеченно, самоотверженно в Обществе распространения духовно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви; разъяснять простому народу глубину и красоту православной веры. Простые горожане, обитатели ночлежных домов, жители рабочих окраин почувствовали его нелицемерную любовь и ответили ему той же любовью. 14 октября 1895 года в храме Духовной Академии при многочисленном стечении молящихся Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин. Затем рукоположен во иеродиакона, а в мае 1896 года – во иеромонаха. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии отец Вениамин назначен преподавателем в Рижскую духовную семинарию, через год – инспектором Холмской духовной семинарии (ныне Польша), а еще через год иеромонах Вениамин возвращается в Санкт-Петербург на должность инспектора столичной семинарии. Здесь он вновь без устали ведет беседы с рабочими на заводах и фабриках, принимает участие в изданиях православных журналов. Его старшие наставники (митрополит Евлогий Георгиевский) в начале преподавательской деятельности отзывались о нем как о скромном, кротком и отзывчивом на все доброе. Дело же он вел крепкой рукой. О принципах своего педагогического служения отец Вениамин писал так: «Одна была у меня цель, одна путеводная звезда: благо воспитанников. Мои старания направлялись к тому, чтобы не дать им как-нибудь камней под видом хлеба...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) 48 . По возобновлении великолепного храма Воскресения, наименованного Собором всех учебных заведений, воля Государя Императора Николая Павловича была, чтобы каждогодно, или по истечении нескольких лет, в день св. равноапостольной Марии Магдалины, в память благотворительницы юношества Императрицы Марии, собирать в него воспитанников обоего пола всех институтов и учебных заведений в С.-Петербурге, для торжественного празднества и принесения молитв об усопшей, но вечно живущей в благодарных сердцах отцов, матерей и детей русских, благотворительницы юношества. Сия изящно-высокая мысль Государя была исполнена в первый раз, в самый день памяти Императрицы Марии. В этот день воспитанницы разных институтов, кадеты всех корпусов и ученики гражданских заведений с их начальствами, в присутствии Государя Императора и Государыни Императрицы, на определенных каждому заведению местах, предстали в величественнейшем храме, пред лицом Спасителя мира, любящего детей, и преисполненные духа благочестия и благоговения, возносили Ему теплые молитвы за свою благотворительницу и все едиными устами исповедовали пред Ним свою веру, насажденную в их сердцах попечением Ее и Державнейшего Сына Ее, молились Отцу Небесному, и просили долгоденствия всему Августейшему Дому (все дети обоего пола пели Символ веры , молитву Господню и многолетие). Здесь были 2306 женского и 2937 мужеского пола питомцев, кроме их начальств и значительного числа других лиц. По окончании литургии произнесена была первосвятителем молитва , нарочито на сей случай составленная, к коленопреклонению, при которой Государь Император изволил стать впереди военных воспитанников против алтаря, а Государыня Императрица впереди воспитанниц. Ничего нельзя видеть великолепнее, величественнее и трогательнее этой священной картины! Что может быть для юношества поучительнее в благочестии сего примера высокого благочестия? Великий Государь – Отец и великая Государыня – Мать стоя на коленях пред Спасителем Богом, просят от Него благословения юным сынам и дщерям людей своих, озарения благодатного и утверждения в св. законе Его и просвещения в полезных науках!...» Заканчивая этим патетическим возгласом, современный писатель говорит: «подробный церемониал сего торжества можно читать в газете – Северной Пчеле».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1 Еп. Вениамин (Милов) . Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 139. 2 Там же. С. 163, 173. 3 Еп. Вениамин ( Милов ). Дневник инока. Письма из ссылки. С. 230. 4 Архим. Кирилл (Наумов) . Пастырское богословие. СПб., 1853. С. 5. 5 См.: Свт. Григорий Двоеслов . Правило пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. С. 23—24, 31, 58, 64—65, 245—247. 6 См.: Свт. Григорий Богослов . Творения. 3-е изд. М., 1889. Ч. 1. С. 20. 7 Цит. по: Иером. Иннокентий ( Пустынский ). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41. 8 Архим. Кирилл ( Наумов ). Пастырское богословие. С. 5. 9 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, 8—9. С. 186—229. 10 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . Основные начала православного пастырства// Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. М., 1906. С. 17—18. 11 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Из чте-ний по Пастырскому богословию//Православный собеседник. Казань, 1896, 4. С. 430—431, 438. 12 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 32, 33, 36—37. 13 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 38—39, 39, 39—41, 42—45. 14 Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана Ред .> и под непосредственным руководством его» ( Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона]//Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6—7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан » (Там же. С. 169—170).— Примеч. ред . 15 См.: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

1 Служебник, Последование Божественных литургий свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого. 2 Диль, История Византийской империи. ИЛ, 1948, стр. 113. 3 Михаил Солунский был магистр риторов и протекдик храма св. Ссфии, в котором толковал Евангелие. Ннкифор Василаки — популярный в среде учащихся профессор, составивший, между прочим, новый учебник риторики (см. Е. Miller, „Preface d " un auteur byzantin», Annuaire de l " Assotiation pour encouragement des études grecques en France. Paris,1873, p. 135—157). Он же занимал кафедру толкования апостольских посланий. 4 Joannis Cinnami, Epitome, lib. 4, § 16, ed. Bonnae, 1836. Русск. пер., СПб., 1859, стр. 193—195. 5 Акад. Ф. И. Успенский обращает внимание на замечание Никиты Акомината. (P. G. 140, col. 185), поместившего эти акты в своем „ θησαυρ ; Opocitaiioci”, lib. 24, что эти материалы являются, собственно говоря, не столько соборными актами, сколько изложением истории собора с цитатами из утраченных подлинных актов (Ф. И. У с п е н с к и й, Очерки, стр. 219). Акты эти изданы по нескольким рукописям: 1) Tafel " Annae Comnenae supplem histor. eccles. graecorum, sec.XI, XII Tubingae, 1832 — по парижскому кодексу; 2) Angelo Mai в его серии сборников „Spicilegium Romanum”, т. X, Romae, 1844, 1—93 pp. — по Ватиканскому кодексу (перепеч. в P. G., 140, col. 137—202); 3) " Ιωαννης Ιαν .n. ελιν Πα - μιχ . β . " - λ . ον .t,. " AaïjVTjitv, 1890, 316—331 — по Патмосскому кодексу 366 („акты” только второго собора, май 1157 г.) 6 Эти анафематизмы были внесены в Синодик, читавшийся в Неделю Православия, и изданы у нас акад. Ф. И. Успенским (см. „Синодик в Неделю Православия». Одесса, 1893). 7 1) Мига1т, Essai de Chronographie byzantin, I, Bale et Genève. 1871, p. 169; 2) Α ρ х и м. А р с е н и й, Николай, Мефонский епископ XII в., и его сочинения (Христ. чтение. 1882, 7—8, стр. 165); 3) Свящ. Рыбаков, Историческая справка о Константинопольском соборе 1156 г. („Странник”, 1914, март, стр. 366 и 369) и другие. 8 Dräseke, Zu Nikolaus von Methone (Zeitschrift f. Kirchengeschichte, IX. 1887, стр. 414); А.П. Лебедев, Исторические очерки состояния визант. восточной Церкви в XI -XV вв. М., 1902, стр. 129, прим. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3446...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010