Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Средь колебаний и сомнений...» О Ф.М.Тютчева Людмила Владимирова   22:43 31.07.2022 777 Время на чтение 14 минут На днях – 28 июля – был День памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира (1015), Крестителя Руси, сына князя Святослава, покорителя Хазарии. А также – по православному календарю – День памяти великих русских поэтов Михаила Юрьевича Лермонтова (1841) и Федора Ивановича Тютчева (1873). Не посягая объять необъятное, позволю себе немного напомнить о любимом поэте, чьи мысли и строки особо актуальны сегодня «Средь колебаний и сомнений/Многотревожных этих лет» При этой смеси безобразной Бессильной правды, дерзкой лжи, Так ненавистной для души… Великий Русский поэт, пламенный патриот России, страстный историк и идеолог объединения Славянства, незаурядный политик Федор Иванович Тютчев более всего любил «отечество и поэзию». Уникальные, в том числе, «политические» стихи, статьи, письма сегодня приобретают особую актуальность для тех, кому дорого единое Отечество, преступно разрушенное в роковом «крестозеркальном» 1991-м году. Читая Тютчева, можно многое понять, ощутить корни сегодняшнего кризиса.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/31/...

III. Монастыри Санкт-Петербургской епархии Введенский-Островской заштатный монастырь в Ново-ладожском уезде Местоположение монастыря Заштатный Введенский-Островской мужской монастырь находится в С.-Петербургской епархии, в Ново-ладожском уезде, близ границы его с Олонецкой губернией, на левом берегу реки Ояти, расстоянием от столичного города С.-Петербурга в 210 верстах, от уездного города Новой Ладоги в 67 верстах, а от станции Сермаксы, или Доможирова, лежащей по тракту большой Архангелогородской дороги в 5 верстах. Сам монастырь стоит на небольшом возвышении, как бы на острове, отчего усвоил себе и название Островского. Северная сторона монастыря и часть восточной окаймлены изгибом реки Ояти; восточная, южная и западная стороны заняты монастырскими лугами и полями, по которым проложена несколько возвышенная монастырская дорога; далее за полями и лугами виднеются сосновый лес и ближайшая деревня Борково. В весеннее время река Оять выступает из берегов вышиной на сажень и более, и своим разливом недели на две потопляет всю низменную землю, окружающую монастырь, и тогда сам монастырь образует из себя остров. Случается по временам, что половодье повторяется около Петрова дня (29 июня) и покрывает землю с неделю времени, только в меньшем виде против весеннего разлива. Грунт земли на огородах, пашнях и лугах преимущественно песчаный, и орошение его весенней водой восполняет монастырское удобрение. Местность Введенского монастыря по низменности своей не очень живописна, но привлекает к себе уединенностью, простотой обстановки и для любителя безмолвия и духовной созерцательной жизни служит отличным пособием; – есть где поработать душей и телом во славу Божию и во спасение свое! Время основания монастыря Когда и кем устроен Введенский-Островской монастырь нет исторических указаний. Но древность его существования подтверждается описанием жизни преподобного Александра Свирского , составленным учеником его, игуменом Иродионом. В жизнеописании говорится: «Сего блаженного отрока, преподобного отца нашего Александра, родители, избранная двоица Стефан и Васса, яко плодовитее лозы, сподобившийся произвести пресладкий и утешения тезоименитый грозд, живяху в пределах Великого Новгорода, что ныне Олонецкие страны, в стране Обонежской, на реке Ояти, поселяне села нарицаемого Мандеры, еже близ Островского Введенского монастыря Пресвятой Богородицы». Это описываемое время было до рождения св. Александра Свирского , то есть до 1448 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

III. Царствование императора Александра II (1855–1867) Еще в начале 1852 года, когда святителю Московскому Филарету пошел семидесятый год от рождения, он писал ректору Московской Духовной Академии, архимандриту Алексию Ржаницыну , 1262 просившему у него проповеди для помещения в академическом журнале – Творения святых отцов, 1263 «пора вам, отец ректор, ожидать от меня более молчания, нежели слова». 1264 Иначе сказать, святитель Филарет, ссылаясь на свои телесные немощи, уже в конце царствования императора Николая Павловича как бы отказывался от продолжения проповеднической деятельности. Действительно, издавна удручаемый разного рода болезнями, особенно ощутительными при его природной слабости телесной, а между тем столько употребив сил на изумительную по напряжению энергии деятельность в предшествующее пол столетие, святитель Московский в праве был так писать, как писал к Алексию. К тому же и голос его, столь необходимый для надлежащего произнесения проповедей, стал мало по малу ослабевать и быть менее звонким, нежели прежде; речь его, от старости и от выпадения зубов, стала также менее внятною для слушателей. По этому святитель мало по малу приходил к сознанию необходимости заменять более или менее пространные поучительные слова более краткими речами, или беседами, или же письмами, которые по содержанию, тону и направления, у него нередко представляют собою почти то же, что проповедь, каковой характер носят на себе иногда и резолюции святителя, так как и при ослаблении телесных сил он до конца жизни сохранил всю бодрость духа, а с другой стороны, как архипастырь, и в старости не хотел оставить без назидания и паству свою и других лиц, искавших у него наставления или нуждавшихся в нем. Этим объясняется, с одной стороны, то, что за время царствования императора Александра II мы имеем от святителя Филарета гораздо меньше проповедей. Нежели за предшествующие царствования, а с другой, то, что в числе слов и речей его за это время, по их последнему изданию (1873–1885), помещены и некоторые письма его, особенно приветственные, к высочайшим особам. Но и к другим лицам многие письма его могут быть названы поучениями, только не по строгой форме проповеди составленными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

II. Соборы и церкви в Санкт-Петербурге Воскресенский собор всех учебных заведений, называемый Смольным, в С.-Петербурге Местоположение собора Воскресенский собор всех учебных заведений находится на левой стороне реки Невы, в 7 верстах от ее устья, а по течению в 10 верстах, в самом крайнем северо-восточном углу города, в Рождественской части, 3-ем ее участке; расстоянием от Зимнего дворца и Адмиралтейства в 5 верстах. Собор и окружающие его здания, известные под общим наименованием «Смольного монастыря», расположены на мысу, образуемом рекой Невой, которая от Александро-Невской лавры, имея течение на север, вдоль Калашниковой пристани, и миновав Смольный монастырь, вдруг круто поворачивает на запад. Таким образом, эта местность и с востока, и с севера омывается ее водами. Местность эта не лишена своей, хотя недлинной истории. Во время шведского владычества, близ нее находилось селение Спасское, в котором жили православные Ижерцы, имевшие у себя молитвенный храм 1 . На самом месте Смольного стоял шведский форт Сабина 2 (Sabina), находившийся почти напротив Ниеншанца. Здесь же пролегала единственная торная дорога, которая от Ниеншанца вела к возвышенным населенным местностям, окружавшим болотную Петербургскую котловину, как то, к погостам Дудоровскому, Кипенскому, Ижорскому и др. В направлении нынешней Конногвардейской улицы она упиралась в перевоз, находившийся немного ниже ведущего теперь на Большую Охту. По разрушении шведских укреплений, когда Петербург, возникая, обзаводился флотом и верфями, близ этого места устроен был Императором Петром 1 обширный смольный двор 3 , или площадь, огороженная палисадником и обведенная канавою, «где лежала смола, приготовляемая про весь корабельный флот, а кругом крепкие караулы приставлены были для охранения от огня» 4 . Простояв на этом месте не далее, как до конца 1733 года, когда оно понадобилось «для нового строения конных светлиц» 5 , этот смольный двор, подобно содержавшейся в нем смоле, оказался таким липким, что все, что ни строилось подле него и после него, не могло уже отвязаться от его прозвания. Так, должно быть, одновременно с двором, построил подле него Петр 1 небольшой загородный дом, который служил для него натуральным кабинетом, до перенесения его в более обширные Кикины палаты под Канцами, – и этот дом назывался Смольным домом 6 . Выстроен был вместо него, для цесаревны Елисаветы Петровны, загородный дворец, его тоже прозвали Смольным 7 . На месте дворца возник монастырь, и за ним осталось тоже название. Уничтожен монастырь, и зданиям его дано другое назначение; между тем, и в устах народа, и в официальных актах осталось слово «Смольный», – и как беспредметное, обратилось в отвлеченное понятие «Смольно» – название данного урочища, каким и считали эту местность еще во времена Екатерины 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Introduction The establishment of the Soviet regime in Russia caused a mass exodus of those opposed to it. Between 1919 and 1922, several hundred thousand Russians had to leave their homeland and seek refuge abroad. Later, smaller groups succeeded in joining them, until the Communists sealed off all escape routes from the territories under their control. The majority of these exiles found asylum in the Balkans, Czechoslovakia, Germany and France. Others settled down in Manchuria, in Shanghai, and in other cities in China. The first emigration included representatives of a variety of nationalities, classes and political convictions. Among them were such well-known church figures and theologians as Metropolitan Antony Kharpovitsky (1864–1936), Metropolitan Evlogy Georgievsky (1868–1946), Metropolitan Anastasy Gribanovsky (1873–1965), Bishop (later Metropolitan) Venjamin Fedchenko (1882–1962), V. Skvortsov (1853–1934), Professor N. Glubokovsky (1863–1937), and Professor A. Dobroklonsky (1856–1937). Their presence considerably helped the organization of the Russian Church abroad. One of the characteristics of the first Russian emigration was the founding of Orthodox parishes everywhere. Despite poverty and uncertainty about their future, the Russians began to organize church services, form choirs, and start parochial schools where the children were taught the catechism, Russian language and history. The desire to unite around the church led to the convening of a sobor (council) in Sremski Karlovtsy in Yugoslavia in the autumn of 1921. Eleven bishops, nearly 100 priests and laymen, representatives from parishes in France, Germany, Belgium, England, Italy, Czechoslovakia and the Balkans gathered there. This meeting revealed two different approaches to the establishment of ecclesiastical life abroad. Some of the members of the council thought that the church was called to assist the restoration of the monarchy in Russia. They issued a declaration in which they encouraged members of the Church to remain faithful to the Romanov dynasty.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

IV. Исправление собора Для необходимого, в последствии, ремонта такого огромного здания, каков собор, требовались и значительные суммы, чего нельзя было надеяться получить от прихода, очень ограниченного и по количеству, и по качеству – прихожан. В виду этого обстоятельства, по воле Государя Императора, в штат собора, при его открытии, внесены были две статьи сумм, долженствовавших образовать капитал, достаточный для поддержания собора в исправном виде, именно: а) сверх ассигнования суммы на мелочные починки и поделки, назначено было ежегодно отпускать из государственного казначейства по 2 т. руб. ассиг. (571 руб. 43 коп. сер.), для составления капитала большого ремонта, который для расходов на другие предметы должен был оставаться не прикосновенным; б) кроме того, из сумм собственного Его Императорского Величества кабинета положено к ежегодному отпуску 8756 р. ассиг. (2501 руб. 75 коп. сер.), на усиление того же капитала и на поддержание и обновление ризницы. Такой суммы к 1846 году с процентами образовалось уже в сохранной казне 39 697 руб. 44 3 / 4 . коп. сер., а за израсходованием в этом году 5956 руб. 75 коп. на пополнение ризницы, осталось 33 740 руб. 69 3 / 4 коп. Но с 1849 года источники для пополнения сей суммы значительно сократились. До сего года к собору принадлежала церковь во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, при Обществе благородных девиц, в которой священно-служение отправляемо было соборным причтом, а протоиерей и один священник занимались и преподавание Закона Божия как в Обществе благородных девиц, так и в Александровском училище. Но по оставлении, в конце 1848 года, протоиереем Недешевым должности законоучителя, начальству Общества благородных девиц показалось неудобным для соборных священнослужителей совмещать обязанности по собору и приходу с обязанностями законоучительскими. Поэтому означенное начальство ходатайствовало о назначении особого законоучителя, который вместе с тем был бы и священником при церкви Общества благородных девиц, без всякого уже отношения к собору; таким лицом был избран из соборных же священников, уже прежде занимавший законоучительскую здесь должность Симеон Красноцветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

IX. Александр Задорнов, иерей. Мученик Михаил Новоселов о научном статусе богословия Цель нашего выступления – сквозь призму взглядов мученика Михаила Новосёлова взглянуть на историю понятия науки вообще и место в ней богословия в частности. Становление мировоззрения мученика Михаила приходится на вторую половину XIX века, причем это касается как его взглядов на науку, так и его религиозного опыта. Иными словами, становление это происходило во время засилья в российской науке и общественном мировоззрении позитивизма. Сразу следует оговориться: российский позитивизм, как и любое другое автохтонное восприятие западных идей, имеет лишь формальное сходство с французским «первым позитивизмом». Последний, наряду с принципом кумулятивного, накопительного приращения научного знания, настаивал на относительности всеобщности такого знания, являющегося истинным лишь до появления следующего ряда научных фактов. Никакая «метафизика» (в кантовском, а не богословском смысле, разумеется) в такой научной перспективе невозможна. Религиозные вопросы, согласно Конту, также в научную орбиту входить не могут. Только в 70-х годах XIX столетия начинается российская критика позитивизма, причем как его мировоззренческих (Соловьев), так и научных (Страхов) принципов. Однако инерция доверия позитивизму, как все еще работающему методу, длилась в российских научных центрах еще как минимум четверть века. Активные противники позитивизма, пришедшие в науку уже после знаменитой защиты диссертации Вл. С. Соловьевым «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1873), невольно ассоциировали с этим понятием все, что казалось им слишком «перегруженным» наукообразными формами. Касалось это и богословия, изучавшегося в стенах российских духовных школ. Так, Новосёлов пишет: «Какой полнотой, жизненностью, глубиной и высотой отличаются воззрения благодатных рабов Христовых сравнительно с худосочными богословскими дисциплинами наших дней» 279 1 . Или: «Необходимо, поняв в святоотеческом смысле сущность религиозного познания, связать богословие с религиозно-нравственным подвигом, поставив его, таким образом, на почву внутреннего опыта. К сожалению, современные наши школьные богословы в огромном большинстве своем не могут взять на себя этой обязанности; ибо, будучи зачастую переводчиками и исследователями святых отцов, они в то же время чужды их духа и разумения, нередко прямо враждебны им по внутреннему настроению, по характеру и направлению своего мышления» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

IX. Приход Приход монастырской церкви ограничивался воспитанницами двух заведений Смольного монастыря и лицами, служащими при этих заведениях, хотя, по отдаленности приходских церквей, тот край, который теперь составляет приход соборный и часть прежде Скорбященской Надворотней, а ныне Христорождественской Песковской церкви, всегда тянул к церкви монастырской. С отстройкой собора, согласно Высочайшей воле – быть ему и приходской для окрестностей церковью, указом Св. Синода от 5-го декабря 1834 г. за 14,079, предписано епархиальному начальству «Войти в предварительные соображения и рассмотрения о назначении к оному собору прихода, о избрании церковного старосты, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату»; в следствие чего консистория, собрав сведения о границах, прикосновенных к упомянутому собору приходов Невско-Скорбященской, что над вратами Александро-Невской лавры, церкви Рождественской, что на Песках, и Сергиевского собора, и истребовав от священно церковнослужителей этих церквей отзыв, какую они из своих приходов ближайшую к упомянутому собору часть находят удобным и для себя безобидным отчислить к помянутому собору», согласно заявлению причта Песковской церкви положила: «Отчислить от ее прихода дома, в окрестностях оного собора находящиеся, а именно: от реки Невы по Болотной улице, так чтобы обе стороны (?) сей Болотной улицы оставались в Песковском приходе, а от сей улицы направо в Дегтярный переулок (который также весь остался в Песковском приходе), помимо артиллерийских конюшен, через Конногвардейский переулок к Преображенскому параду, у коего к Песковской церкви угловое пустопорожнее место 46 наследников Рухтуевой и Косицкой 4-й, а на другом углу (тоже пустопорожнее место, на котором впоследствии построен Мариинский институт) к Смольному собору, мимо Таврического дворца к Неве». Таким образом, приход ограничен с севера и востока Невой, с юга и юго-запада Песковским приходом, с запада – садом Таврического дворца, самим дворцом и прежде пристанью Таврического дворца Ковжею, называвшейся в просторечии Ковшами, а ныне выстроенным на том месте, зданием городских водопроводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

I. История Санкт-Петербургской епархии, с учреждения, 1-го сентября 1742 года, единоличной епископской кафедры до наших дней Предварительные сведения Год учреждения епархии. – Перечень иерархов. – Общее обозрение перемен, происходивших в епархиальной власти и под ведомых ей учреждениях. – Способ изложения сей истории. В предшествовавшей настоящему труду, истории православной церкви в пределах С.-Петербургской епархии, мы достаточно выяснили, что С.-Петербургский край, в церковно-каноническом отношении, состоял с древнейших времен, за исключением местностей, ближайших к Пскову, в смотрении новгородских иерархов, а с 1721 года – под непосредственным ведением высшей церковной власти в России, т. е. Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. Единоличное же епархиальное управление для С.-Петербурга и уездных его городов с селами, о чем приходится теперь писать, следуя порядку времени, установлено только в 1742 году, в самом начале царствования Императрицы Елисаветы Петровны. С того времени, в течении ровно 130-ти лет, кафедру С.-Петербургской епархии, в непрерывном преемстве, занимали следующие лица: епископ Никодим, архиепископы: Феодосий, Сильвестр, Вениамин и Гавриил I; митрополиты: Гавриил II, Амвросий, Михаил, Серафим, Антоний, Никанор и Григорий. Все иерархи, включительно по настоящее время, пребывание свое постоянно имели и ныне имеют в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. В настоящее время С.-Петербургской епархией управляет первенствующий член Святейшего правительствующего Всероссийского Синода, высокопреосвященный митрополит Исидор, с титулом Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, и в звании священно-архимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1817 года при С.-Петербургской митрополии установлено первое викариатство. Епископами-викариями при митрополитах состояли в порядке, один за другим, следующие лица: Филарет, Владимир, Григорий, Никанор, Смарагд, Венедикт, Иустин, Нафанаил, Христофор, Платон, Агафангелл, Леонтий, Герасим, Аполлос, Палладий и Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010