Сафонов Д. В. Обзор архивных источников по истории Московских духовных школ в послевоенный период//БВ 11–12. 2010. с. 623–646. Селянин А. История Московской Духовной Академии в первое двадцатилетие ее возрождения (1944–1964 гг.): Дисс. ... канд. богосл. СП, 1994.166 с. Светозарский А. К. Московские духовные школы в 1917–1964 гг.//МДА 325 лет. т. 1 Кн. 1. 2010. с. 257–394. Сидоров А. И. , Тимофеев А., свящ. Профессор Московской духовной академии Иван Ваасильевич Попов как христианин и православный ученый//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. с. 274–281. Скурат К. Е. Московская Духовная Академия в 1814–1869 гг.//БВ2.1996. С. 58–73. Скурат К. Е. Московская Духовная Академия в 1814–1874 гг.//Московская Духовная Академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). т. 1. Б. М., 1964. 390 с. (Машинопись). С. 64–91. Смирнов С. К. Историческая записка о Московской Духовной академии по случаю празднования ее 50-летия, м.: Тип. в. Готье, 1864. 85 с. Смирнов С. К. История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814–1870). М., 1879. 632, XVI с. Сухова Н. Ю. Из истории документального собрания Московской Духовной академии//Отечественные архивы. 2001. 4. с. 22–29. Сухова Н. Ю. Из истории архива Московской духовной Академии//2000-летию Рождества христова посвящается: Специальный выпуск «Вестника архивиста», М., 2001. с. 259–290. Сухова Н. Ю. Фонд Московской духовной академии 229) в Центральном историческом архиве Москвы//БВ 11–12. 2010. С. 396–442. Тимофеев А., свящ. Библеистика в Московской духовной академии с момента реформы 18691870 глдов до закрытия Академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 96–113. Ходзинский Павел, прот., Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской духовной академии//БВ 11–12. 2010. с. 291–341. Шичалин Ю. А. Станет ли Духовная Академия Греко-латинской//Встреча 1998. 2 (8). С. 23–27. Экономцев И. Н. Историческая школа Московской духовной академии//Вестник русского Патриаршего экзархата. 115. Paris, 1987. С. 107–208.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В 1863 г. для храма отводится новое кладбище, а в 1869 г. храм получает землю, пожертвованную помещицей Чесноковой. В 1877 г. церковный староста крестьянин Тимофеев жертвует 130 рублей на постройку церковного дома. В 1886 г. причт поднимает вопрос о награждении церковного старосты унтер-офицера Павлова. Несколько дел касались лично настоятеля храма священника Дмитрия Васильевича Мещерского... Именно во время служения о. Дмитрия на приходе велась полномасштабная реконструкция храма – в 1896 г. он был полностью расписан, были произведены " малярные работы " по церкви. Через год около церкви было начато строительство церковной сторожки. Но это были не единственные перемены для храма: в 1898 г. на всех пяти куполах храма ветхие деревянные кресты были заменены на новые железные, а через год полностью перекрыта крыша на храме. В первый год нового XX в. в церкви была установлена новая духовая печь в подвале, она, кстати, сохранилась до сих пор. В это же время в Федове выстроена новая часовня. В начале XX в. в приходе значились: церковно-приходская и земская школы. В 1901 г. в храме служили Дмитрий Васильевич Мещерский, 56 лет, и псаломщик Владимир Александрович Фессалоницкий, 29 лет. Отец Владимир был переведён в село в 1896 г. из с. Кравотынь. Старостой храма с 1896 г. был губернский секретарь Михаил Михайлович Сретенский. По данным на 1915 г. в приходе служили священник Алексий Воинов и всё тот же псаломщик Владимир Фессалоницкий. В годы войны на приходе совершала требы псаломщица Анна Владимировна Фессалоницкая – возможно, дочь псаломщика. Община верующих села Федово была официально зарегистрирована 18 августа 1944 г. Вплоть до 1961 г. продолжалась борьба верующих за храм. Но, к сожалению, счастливого финала так и не случилось. Здесь вплоть до закрытия хранилась деревянная резная чудотворная икона святителя Николая из Николо-Стопленской пустыни. Её перенесли верующие в Федовскую церковь в 1943 г. Очевидцы вспоминают, что образ женщины всю дорогу несли на руках. После закрытия церкви икона была передана в Богоявленский собор г. Вышнего Волочка, где и находится по настоящее время. Ещё одной чтимой иконой храма был образ св. вмчц. Параскевы Пятницы. В 1898 г. поднимался вопрос о поставке на видное место приобретённого на пожертвования прихожан киота и установке в оный иконы св. великомученицы Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=10579

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История русской музыки. Персоналии ГРИГОРЬЕВ Петр Григорьевич (1835 - 1900), регент, автор духовно-муз. сочинений и переложений, аранжировщик и редактор-изд. церковнопевч. репертуара ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений Степан Аникиевич (1766 - 1813), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв. ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (1860 - 1927), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки ЕСАУЛОВ Есаулов [Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров] Андрей Петрович (ок. 1800 - ок. 1850), композитор, скрипач, автор духовно-муз. сочинений [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог Алексей Николаевич (1854-1914), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич (1869-1944), регент, композитор, преподаватель, автор работ по церковному пению

http://pravenc.ru/rubrics/123270_3.html

Воздвиженское. Церковь Воздвижения Креста Господня (старая). Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1822 и 1828. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Московская область, Клинский район, село Воздвиженское Координаты: 56.381176, 36.290315 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В XVI–XVII веках Круговская волость была местом царских охот. С 1702 года она принадлежала Александру Даниловичу Меншикову (1673–1729), участнику всех начинаний Петра I. Основанная Меншиковым в начале XVIII века усадьба Александрово (в трёх километрах от Воздвиженского) была центром владения. В 1828 году светлейшим князем Александром Сергеевичем Меншиковым (1787–1869) была построена в Круге пятиглавая каменная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. С тех пор деревня Круг и стала называться селом Воздвиженское. Позже рядом с каменным храмом появилась деревянная (зимняя) Казанская церковь. После смерти А.С. Меншикова в Воздвиженском храме была устроена его усыпальница, которая сохранялась здесь в течение полувека. Над надгробием стояла мраморная плита, огражденная железной решеткой, с указанием заслуг светлейшего князя – генерал-адъютанта, адмирала, первого начальника Главного морского штаба, главнокомандующего русскими войсками во время Крымской войны, генерал-губернатора Финляндии. В годы советской власти обе церкви были разрушены. В 1997 году на пожертвования верующих в с. Воздвиженское была построена часовня. В 2005 году к ней пристроили небольшое помещение, чуть позже – алтарь и колокольню. Получился храм в форме креста. Большую помощь в строительстве оказало руководство местного рыбхоза. В мае 2009 года в Крестовоздвиженском храме начались богослужения. К этому времени было создано соответствующее убранство, подняты колокола на колокольню, а в 2015 году устроен иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=43930

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич (17.01.1869, Кострома - 10.09. 1944, Москва), регент, организатор регентско-учительских и хоровых курсов, композитор, преподаватель церковнопевч. и музыкально-теоретических дисциплин, автор методических работ по церковному пению. В 1881-1887 гг. обучался в Казанской ДС, в 1892-1897 гг.- в регентском классе Придворной певческой капеллы как вольнослушатель, занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова . Имея большие муз. способности, самостоятельно изучил ряд предметов, преподаваемых в консерватории. С 1889 г. (до 1920) работал в Пензе в учительской семинарии, с 1898 г.- в ДС, одновременно был регентом Петропавловской ц., с 1891 по 1912 г. (с перерывом на годы учебы) - регентом архиерейского хора. В 1918-1922 гг. один из организаторов и преподаватель пензенской Народной консерватории, созданной на базе муз. классов (училища) Пензенского отделения Императорского Русского муз. об-ва. В 1922 г. основал Красноармейскую хоровую студию. В 1928-1935 гг. жил в Сухуме, с 1930 г. преподавал в Сухумском муз. техникуме. В 1935 г. переехал в Москву, с 1937 г. преподавал в Гос. музыкально-инструкторском техникуме им. Октябрьской революции (с 1942 Музыкальное уч-ще им. Октябрьской революции, ныне Московский гос. ин-т музыки им. А. Г. Шнитке). А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в. А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в. Как преподаватель К. был деятельным пропагандистом хорового искусства. Среди его учеников - буд. организаторы хоровых коллективов Пензенского края, известные музыканты и исследователи: И. П. Пономарьков - хормейстер, музыковед и композитор, сначала учитель в с. Рузаевка (ныне город в Мордовии), затем хормейстер оперного театра, преподаватель педагогического ин-та и муз. уч-ща в Пензе, впосл. профессор Московской гос. консерватории, дирижер Государственного хора СССР; А. В. Никольский - историк церковного пения, профессор Московской консерватории; И. М. Скобцов - оперный певец (бас), солист Большого театра.

http://pravenc.ru/text/1681335.html

В 1418 г. пришедший в запустение Касос был заселен, как и о-в Астипалея, албанцами. В этот период остров стал независимым от Карпатоса в церковном отношении, получив статус патриаршей экзархии. Касос снова был оставлен жителями в 1577-1599 гг. и в 1622 г. опять заселен и объединен с Карпафской архиепископией. В 1622 г. архиеп. Иерофей описал К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису бедственное материальное положение епархии. В XVIII в. благодаря морской торговле начался экономический расцвет Касоса, к-рый получил от турок нек-рые привилегии и внутреннее самоуправление. Моряки Касоса участвовали в национально-освободительной борьбе, за что остров был разорен в мае 1824 г. В 1869 г. Карпафская архиепископия преобразована в К. и К. м. В 1912 г. Карпатос и Касос вместе с др. Додеканесскими о-вами отошли к Италии (в 1922-1924 генерал Амелио сослал митр. Германа на Кастелоризон), в 1943 г. были оккупированы немцами, в 1944 г. заняты британскими войсками, 31 марта 1947 г. освобождены греками, с 7 марта 1948 г. официально считаются частью гос-ва Греция. Управляющий епархией с 1983 г. митр. Амвросий (Лавриот, Панайотидис) ведет активную общественную и просветительскую деятельность, в т. ч. открыл 9 лекционных аудиторий в приходах, музей церковного искусства, собрал богатую церковную б-ку. В настоящее время строится духовно-просветительский центр «Святой Иоанн Карпафийский» в г. Карпатос. В епархии действуют приходские молодежные центры, касса помощи неимущим, школа изготовления ковров, 5 маслобоен. В наст. время в епархии насчитывается 20 приходских храмов, 318 парекклисионов, 25 экзоклиссионов, 17 кладбищенских храмов, 4 монастырских храма (Δπτυχα. 2013. Σ. 990). Действуют 5 муж. мон-рей: на Карпатосе - вмч. Георгия Победоносца в местности Васес (ставропигиальный и патриарший, основан в 1-й пол. XVII в., собор построен в 1857, обитель возрождена в 1985), Кира-Панагия (основан в XVII в.), исихастирий Пресв. Богородицы близ с. Миртонас (основан в 1978); на Касосе - вмч. Георгия Победоносца (основан в 1690, отремонтирован в 1902) и мч. Маманта (основан в нач. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/1681137.html

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (15.07. 1869, мест. Яунамая Рижского у. Лифляндской губ.- 18.10.1948, с. Долинское (Долинка) Карагандинской обл., Казахстан), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. Из крестьянской семьи переселенцев из Польши. Окончил Рижскую ДС (1891). 6 нояб. 1896 г. рукоположен во иерея к Успенской ц. в имении Боловск Люцинского у. Витебской губ. (ныне в черте г. Балви, Латвия). С 1897 г. настоятель Ильинского храма с. Липно (ныне Лиепна, Латвия). 4 янв. 1899 г. переведен настоятелем Эржепольской Покровской ц. (ныне в черте г. Виляка, Латвия). Под его рук. был проведен капитальный ремонт и благоустройство храма. З. организовал церковный хор и приходскую школу. В приходе была начата катехизация женщин и детей. В 1900 г. окончил Высшие курсы миссионерства в С.-Петербурге, принимал активное участие в деятельности Витебского епархиального миссионерского об-ва. В 1902 г. по почину З. было учреждено Эржепольское Свято-Покровское правосл. братство. 1 авг. 1911 г. назначен противокатолич. и противосектантским миссионером в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). Проводил миссионерские и катехизаторские беседы с правосл. верующими - латышами и русскими, участвовал в собеседовании с инославными и сектантами. В 1917 г. З. был избран представителем духовенства Полоцкой епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был возведен в сан протоиерея. С 1918 г. настоятель гродненского кафедрального Софийского собора. В окт. 1920 гг. Гродно отошло Польше. В 1921 г. Софийский собор был отобран у православных, З. перешел в ставший кафедральным Покровский собор Гродно. Польск. власти негативно воспринимали активную позицию З. по защите правосл. веры. В 1922 г. ему было предложено покинуть территорию Польши. Он выехал в Латвию, где стал служить в рижском кафедральном Христорождественском соборе. Был редактором журналов «Вера и жизнь» и «Tiziba un Dsihwe» (1922-1934). С 1923 г. стал членом Синода автономной Латвийской Православной Церкви, начальником Миссионерского стола (отдела) при Синоде. Преподавал литургию, богословие и сектоведение в Рижской ДС (1926-1936). В 1929 г. стал настоятелем Христорождественского собора Риги. Был духовным руководителем «Единения русских православных студентов Латвии» (Рус. студенческое христианское движение).

http://pravenc.ru/text/182489.html

Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1927. Knj. 2. S. 281). Надпись XIX в. на алтарной стене сообщает, что К. м. был основан в 1100 г., но скорее эта дата взята из местных легенд, утверждающих, что обитель является древнейшей в области. В 1806 г. 3 месяца в мон-ре пребывал тетовский паша Реджеб. В том же году и в 1812 г. К. м. посетил игум. Кирилл (Пейчинович) . Согласно Кондике Кюстендилской митрополии 1846 г., составленной по распоряжению владыки Дионисия игум. Хрисанфом, в тот период К. м. имел 12 пахотных полей, поместье в Старо-Нагоричино, огород и сад, 4 луга, на его скотном дворе было 6 лошадей, 15 коров, 3 вола, 200 овец, 76 коз и 25 свиней, а в ризнице хранилось большое число серебряных вещей, сосудов и древних книг ( Иванов. 1970. С. 139-140). Во 2-й пол. XIX в. долгое время в монастыре проживал лишь поп Бойко из с. Орах. В 1876-1878 гг. во время военных выступлений сербов и черногорцев за независимость от Османской империи о. Бойко укрывал в обители повстанцев, за что после подавления восстания в Приштине был осужден на пожизненное заключение. В 1900 г. в мон-ре жил 1 насельник. 30 июня 1944 г., во время второй мировой войны, нем. солдаты подожгли часть братских корпусов, к-рые до сих пор не восстановлены. В нескольких пергаменных рукописях сохранились записи о вкладе их в К. м. или хранении там, что является основанием для утверждений, что в обители мог существовать скрипторий, а в XIX в. действовало килийное уч-ще. Согласно упомянутой Кондике Кюстендилской митрополии, в 1846 г. в б-ке К. м. было 11 древних пергаменных рукописей, 12 миней, Октоих, Триодь, Ирмологий, Евангелие учительное (возможно, на греч. языке), 2 Апостола и «большая» Псалтирь ( Иванов. 1970. С. 139). Рус. путешественница М. Ф. Карлова, к-рая, вероятно, сопровождала А. Ф. Гильфердинга в поездке по Македонии в 1868-1869 гг., сообщила о богатой б-ке К. м. и о том, что поп Бойко подарил им 3 древние славянские пергаменные рукописи ( Карлова М. Ф. Путешествие по Македонии и Албании//ВЕ.

http://pravenc.ru/text/1681141.html

Покровский храм (Судак) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Старый храм апостола Матфея города Судак на территории Генуэзской крепости не вмещал всех прихожан, почему было решено строить новый храм. В его постройке приняли участие судакские купцы и знать, а также военный гарнизон. Спроектировал храм архитектор Ларионов. Торжественная закладка церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы состоялась 20 сентября 1819 года. Строительство храма затянулось из-за постоянной нехватки денег и окончилось лишь в 1828 году. В том же году начали возводить колокольню, но построили только первый ярус. Несмотря на пожертвованные графом М.С. Воронцовым 200 рублей, колокольня была достроена только в 1840-х годах на средства Яни Сандета. Иконостас, иконы и церковную утварь в новый храм перенесли из Матфеевской церкви. В 1835 году старый иконостас заменили новым, выполненным на средства местного церковно-приходского братства. Купол колокольни оказался слишком тяжёлым, из-за чего в 1858 году по стенам пошли трещины. Пришлось разобрать каменный восьмерик, на котором был установлен шпиль колокольни, и заменить его деревянным. 5 марта 1861 года церковь была вновь освящена преподобномучеником игуменом Парфением. Храм пострадал при землетрясении 29 сентября 1869 года, и в 1912 году, во время посещения церкви, сам государь-страстотерпец Николай II выделил деньги на ремонт. В 1912 году был также утвержден проект расширения строительства храма. Церковь оставалась действующей до 1936 года, а в 1937 году закрылась. Затем в здании закрытого храма собирались устроить пионерский клуб, поэтому разрушили колокольню. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, Крым был оккупирован немцами, и в Судакской церкви возобновились богослужения. После освобождения города советскими войсками в 1944 году оказалось, что храм не зарегистрирован, в нём нет священника, почему он снова перестал быть действующим. Богослужения возобновились в 1945 году и продолжались почти 20 лет. В 1962 году здание церкви передали Судакской средней школе для организации в нём Дворца пионеров. В 1980-е годы здесь находилась мастерская по ремонту телевизоров.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010