Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, образована, вероятно, в 1943 г. с названием «Донецкая», с 21 мая 1944 г. Ворошиловградская, с 1945 г. Донецкая и Ворошиловградская, с 18 апр. 1956 г. Ворошиловградская и Сталинская, с 1961 г. Ворошиловградская и Донецкая, с 1970 г. Луганская и Донецкая, с 6 сент. 1991 г. Донецкая и Луганская, с 6 окт. того же года Донецкая и Славянская, с 29 июля 1994 г. Д. и М. е. Территория Д. и М. е. включает населенные пункты следующих районов Донецкой обл. (Украина): Амвросиевского, Старобешевского, Тельмановского, Новоазовского, Мангушского, Володарского, Волновахского, Великоновосёлковского, Марьинского, Ясиноватского, частично Красноармейского, а также населенные пункты, входящие в городские советы обл. подчинения, а именно: Донецкий, Мариупольский, Макеевский, Харцызский, Торезский, Снежнянский, Селидовский (см. письмо Блаженнейшего Владимира, митр. Киевского и всея Украины, о выделении из Донецкой епархии Горловской и Славянской епархии и о территории последней от 11 апр. 1997 - Архив Горловской епархии). Кафедральный город - Донецк (в 1869-1924 Юзовка, до 1961 Сталино). Кафедральный собор - во имя свт. Николая. Епархия разделена на благочиннические округа: Донецкий, Макеевский, Мариупольский, Новоазовский, Волновахский, Марьинский, Ясиноватский, Снежнянский, Харцызский, Кураховский, Докучаевский, Тельмановский, Амвросиевский, Великоновосёлковский, Торезский, Мангушский, Авдеевский, Красноармейский. Правящий архиерей - митр. Иларион (Шукало ; с 12 сент. 1996 в сане архиепископа, с 23 нояб. 2000 в сане митрополита). В нач. 2007 г. в Донецкой епархии действовало 300 приходов, 4 мон-ря (3 жен. и муж.), в клире епархии состояли 392 священнослужителя (359 священников, 33 диакона). Территория современной епархии до 1944 г. входила в состав Днепропетровской (Екатеринославской) епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ). В 1944 г. территория Д. и М. е. включала территорию Сталинской (совр. Донецкая) и Ворошиловградской (совр. Луганская) областей. 6 окт. 1991 г. на территории Луганской обл. была создана Луганская и Старобельская епархия . 29 июля 1994 г. на территории сев. районов Донецкой обл. была образована Горловская епархия. Христианство на территории современной Донецкой области до образования Донецкой епархии

http://pravenc.ru/text/178935.html

Стефанидинодар. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородичная церковь Карта и ближайшие объекты История храма началась ещё задолго до его строительства. В селе Стефанидинодар был храм Рождества Богородицы. Это была величественная постройка. Деревянный храм, увенчанный тремя куполами, возвышался над всем селом. На подворье храма находились: колокольня и караульное кирпичное помещение, в котором кормили и давали приют для нищих. В тридцатые годы храм был разрушен. Иконы, было приказано сжечь. Но прихожане под страхом репрессий успели спрятать иконы. Долгое время верующие молились в доме одного прихожанина. В наше время до постройки храма председатель выделил верующим бригадный дом, где совершались молебны, панихиды, читались акафисты. В 2009 году заложен и освящён памятный камень. Сразу началось строительство деревянного храма меньше предыдущего в два раза. Организация строительства храма и финансирование на себя взял В. П. Водолацкий. Помогали: иерей Александр Акимов, Бевзюк В. Н., Перковец В. И., Пакус И. О., атаман азовского юрта Комаров С. А., а так же жители села. В течение трёх лет храм был построен. Антиминс для богослужения был освящён митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. Нашлись и иконы старого храма, жители села стали приносить спасенные иконы в храм.  Построена в 1898 г. на общественные средства. Духовенство на 1913 г.: свящ. Константин Иванович Духовской, 1869 г.р.; псаломщик Григорий Федорович Артеменко, 1888 г.р. В 1913 г. в селе действовали две школы: школа грамоты и школа Министерства народного просвещения. Церковь была закрыта в 1934 г., а община верующих ликвидирована постановлением Стефанидинодарского сельского совета от 2 октября 1938 г. (приказ 44, пункт 86). Послевоенный период. Церковь Рождества Богородицы с. Стефанидинодар была зарегистрирована уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви 24 ноября 1944 г. Поскольку деревянный храм был разобран, 20 августа 1944 г. верующие подписали договор об аренде половины дома у Ф.И. Панчеха, сроком на 3 года. В 1946 г. договор был аннулирован в связи с покупкой саманного дома у М.В. Буравицкого. 18 июля 1959 г. Азовский райисполком инициировал проверку молитвенного дома. В результате проверки оказалось, что «дом по степени огнестойкости относится к 4 категории – стены саманные, ошелеваны досками и покрашены, чердачное перекрытие посредине выполнено сводчатое, обшито фанерой и покрашено масляными красками, полы деревянные, крыша деревянная, покрыта железом… Средств пожаротушения и противопожарного инвентаря не имеется… Согласно противопожарным нормам (ПН 104-54), здание молитвенного дома в с. Ст.-Даре не отвечает требованиям пожарной охраны».

http://sobory.ru/article/?object=31321

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (15.07. 1869, мест. Яунамая Рижского у. Лифляндской губ.- 18.10.1948, с. Долинское (Долинка) Карагандинской обл., Казахстан), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. Из крестьянской семьи переселенцев из Польши. Окончил Рижскую ДС (1891). 6 нояб. 1896 г. рукоположен во иерея к Успенской ц. в имении Боловск Люцинского у. Витебской губ. (ныне в черте г. Балви, Латвия). С 1897 г. настоятель Ильинского храма с. Липно (ныне Лиепна, Латвия). 4 янв. 1899 г. переведен настоятелем Эржепольской Покровской ц. (ныне в черте г. Виляка, Латвия). Под его рук. был проведен капитальный ремонт и благоустройство храма. З. организовал церковный хор и приходскую школу. В приходе была начата катехизация женщин и детей. В 1900 г. окончил Высшие курсы миссионерства в С.-Петербурге, принимал активное участие в деятельности Витебского епархиального миссионерского об-ва. В 1902 г. по почину З. было учреждено Эржепольское Свято-Покровское правосл. братство. 1 авг. 1911 г. назначен противокатолич. и противосектантским миссионером в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). Проводил миссионерские и катехизаторские беседы с правосл. верующими - латышами и русскими, участвовал в собеседовании с инославными и сектантами. В 1917 г. З. был избран представителем духовенства Полоцкой епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был возведен в сан протоиерея. С 1918 г. настоятель гродненского кафедрального Софийского собора. В окт. 1920 гг. Гродно отошло Польше. В 1921 г. Софийский собор был отобран у православных, З. перешел в ставший кафедральным Покровский собор Гродно. Польск. власти негативно воспринимали активную позицию З. по защите правосл. веры. В 1922 г. ему было предложено покинуть территорию Польши. Он выехал в Латвию, где стал служить в рижском кафедральном Христорождественском соборе. Был редактором журналов «Вера и жизнь» и «Tiziba un Dsihwe» (1922-1934). С 1923 г. стал членом Синода автономной Латвийской Православной Церкви, начальником Миссионерского стола (отдела) при Синоде. Преподавал литургию, богословие и сектоведение в Рижской ДС (1926-1936). В 1929 г. стал настоятелем Христорождественского собора Риги. Был духовным руководителем «Единения русских православных студентов Латвии» (Рус. студенческое христианское движение).

http://pravenc.ru/text/182489.html

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Матвеево. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Георгия Победоносца и великомученицы Варвары с. Матвеево. Заложен в 1865 г. как храм усыпальница баронессы Варвары Николаевны Энгельгардт, её брата подполковника Евграфа Николаевича Карачинского, отца - корнета Николая Егоровича Карачинского (участника войны 1812 г.) и его родителей Егора Михеевича и Агафии Никифоровны Карачинских. Строительство храма велось на средства барона - мужа Варвары Николаевны генерал-лейтенанта Василия Богдановича Энгельгардта (военного и гражданского губернатора г. Ковно). За ходом строительства наблюдал архитектор коллежский асессор С. Тушинский. Освящение церкви состоялось 8 сентября (по ст. ст.) 1869 г. Его совершил благочинный с. Спасоклинье священник Фёдор Введенский. На освящении присутствовал сам В.Б. Энгельгардт. После своей кончины в 1889 г. Энгельгардт был так же погребён в родовой усыпальнице под Георгиевским храмом. Богослужения в церкви совершались в зимнее время, летом - в соседней Преображенской церкви (1861-1864 гг.). Вновь богослужебная жизнь в Георгиевской церкви началась в 1988 г. На праздник Богоявления впервые было проведено освящение воды. 9 декабря 1989 г. Епископ Тверской и Кашинский Виктор совершил освящение престола в Георгиевской церкви.  Подробнее о приходе смотрите на сайте: matveevo.prihod.ru На земле бывшего погоста Егорьевские Чудни находится село (ранее деревня) Матвеево. В Новгородской переписной книге указывается, что после того, как в деревне Матвеево была построена церковь, погост из Чудин переведён в неё и стал называться Георгиевско-Преображенским. Эти сравнительно редкий в настоящее время пример сельского церковного комплекса с двумя храмами: летней Преображенской церковью (1861 г.) и зимней Георгиевской (1869 г.), ныне действующей. Церкви построены помещиками Карачинскими и Энгельгардтами, в последствии захороненными в склепе-усыпальнице под Георгиевской церковью. В 1931 году церковь была закрыта. Ещё в 1920-х годах на приходе служил священник Александр Викторович Смирнов. В 1944 году он принял монашество и был хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. Именно благодаря его ходатайству через Патриархию 20 декабря 1944 года матвеевский приход был снова открыт. Настоятелем был назначен священник Михаил Иванович Белов. Благодаря стараниям отца Михаила в сравнительно короткий срок храм был подготовлен к богослужению, которое состоялось на Пасху 5 мая 1945 года. В 1940 - 1950-е годы приход становится местом, куда стекаются за помощью люди со всех концов страны. Отец Михаил был благословлён на изгнание бесов, и многие по его молитвам получали исцеление. Но не по душе был такой священник местному партийному руководству. Поэтому в 1962 году властям под угрозами удалось отправить отца Михаила за штат, а приход был ликвидирован.

http://sobory.ru/article/?object=13968

Ковель. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не позже 1869. Колокольня 1877 г.. Год утраты:1944 (сгорела в ходе боёв) Адрес: Украина, Волынская обл., Ковельский район, г. Ковель, Владимирская ул. 44 (на месте нынешнего жилого дома) Координаты: 51.213772, 24.685774 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, как отмечается в клировых сведениях за 1873 год, была «построена в 1505 году стараниями местного братства», и на том месте, где, по словам приходского летописца священника Ир. Коровицкого, рубили лес. Данных о существовании этой церкви в XVI веке исследователю Православия на Волыни Николаю Теодоровичу не удалось найти. Впервые эта церковь упоминается в вышеупомянутом акте от 12 октября 1697 г., где вдова цехмейстера Габриелова оштрафована Ковельским магистратом в 5 злотых в пользу между прочим «Чеснохрестский церкви». Затем в акте от 13 марта 1698 гг. эта церковь требует реставрации: « ktytorowie cerkwie sobornej ... zwazyli potrebe do restaurowania cerkwie Czesnochrestskiej ». Очевидно, что церковь к тому времени была уже очень ветхая. 40 лет спустя она снова нуждается в ремонте. В 1783 г. храм был реконструирован, в 1869 г. вновь обновлён, поднят и поставлен на каменный фундамент стараниями настоятеля священника Авксентия Страшкевича и прихожан. Крестовоздвиженская церковь была деревянная, с такой же колокольней, построенной в 1877 г. отдельно от церкви. В верхней части колокольни были устроены часы на средства священника А. Страшкевича при содействии города. Согласно описанию церковного имущества, в конце XIX века за церковью числилось 169 десятин 2103 саженей земли на 10 участках, в том числе 48 десятин 1860 саженей пахотной земли, 46 десятин 2240 саженей сенокоса, 60 десятин 654 саженей леса.

http://sobory.ru/article/?object=44679

Воздвиженское. Церковь Воздвижения Креста Господня (старая). Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1822 и 1828. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Московская область, Клинский район, село Воздвиженское Координаты: 56.381176, 36.290315 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XVI–XVII веках Круговская волость была местом царских охот. С 1702 года она принадлежала Александру Даниловичу Меншикову (1673–1729), участнику всех начинаний Петра I. Основанная Меншиковым в начале XVIII века усадьба Александрово (в трёх километрах от Воздвиженского) была центром владения. В 1828 году светлейшим князем Александром Сергеевичем Меншиковым (1787–1869) была построена в Круге пятиглавая каменная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. С тех пор деревня Круг и стала называться селом Воздвиженское. Позже рядом с каменным храмом появилась деревянная (зимняя) Казанская церковь. После смерти А.С. Меншикова в Воздвиженском храме была устроена его усыпальница, которая сохранялась здесь в течение полувека. Над надгробием стояла мраморная плита, огражденная железной решеткой, с указанием заслуг светлейшего князя – генерал-адъютанта, адмирала, первого начальника Главного морского штаба, главнокомандующего русскими войсками во время Крымской войны, генерал-губернатора Финляндии. В годы советской власти обе церкви были разрушены. В 1997 году на пожертвования верующих в с. Воздвиженское была построена часовня. В 2005 году к ней пристроили небольшое помещение, чуть позже – алтарь и колокольню. Получился храм в форме креста. Большую помощь в строительстве оказало руководство местного рыбхоза. В мае 2009 года в Крестовоздвиженском храме начались богослужения. К этому времени было создано соответствующее убранство, подняты колокола на колокольню, а в 2015 году устроен иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=43930

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Миссионерское служение Русской Православной Церкви ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв. - 1769), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел., в 9 км к юго-западу от Иерусалима ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. ИАКИНФ (Бичурин (Пичуринский) Никита Яковлевич; 1777 - 1853), бывш. архим., востоковед, синолог, глава Пекинской духовной миссии в 1807-1821 гг. ИВАНОВСКИЙ Николай Иванович (1840 - 1913), действительный статский советник, почетный член и заслуженный ординарный проф. КазДА, д-р богословия, расколовед, миссионер ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог «ИНОРОДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» офиц. издание Миссионерского отд-ния КазДА, выходившее с дек. 1912 по 1916 г. в качестве приложения к ж. «Православный собеседник»

http://pravenc.ru/rubrics/121700_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 1682), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 1965), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет совр. название и границы Андрей Иванович (1751 - 1813), прот., деятель единоверия, один из первых исследователей старообрядчества ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист ЗЕНИН Никифор Дмитриевич (1869- 1922), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию ИГНАТИЙ († 4.03.1687), бывш. мон. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, деятель раннего периода истории старообрядчества, автор сочинений ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОВ ЛЬГОВСКИЙ (Лихачёв Иван Тимофеевич; 1594-1681), возобновитель и основатель нескольких монастырей, деятель раннего периода старообрядчества ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОСИФ (Моржаков Иван Михайлович; 1885-1970), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой Церкви ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья

http://pravenc.ru/rubrics/121918_3.html

Судак. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты С 2003 г. - подворье Кизилташского Св. Стефана Сурожского мужского монастыря . Торжественная закладка церкви состоялась 20 сентября 1819 года, на мраморной плите сделали надпись: «Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Сооружён сей храм от воплощения Бога Слова в 1819 году, сентября 20 дня. Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дней. Приидете и поклонимся, и припадём Ему, и восплачемся пред Господом, сотворившим нас». Эту плиту вмонтировали в западную стену храма над дверью. Строительство храма затянулось из-за постоянной нехватки денег. В 1828 году начали возводить колокольню, но построили только первый ярус. Несмотря на пожертвованные графом М.С.Воронцовым 200 рублей, колокольня была достроена только в 40-х годах на средства Яни Сандета. Иконостас, иконы и церковную утварь в новый храм перенесли из Матфеевской церкви. В 1835 году старый иконостас заменили новым, выполненным на средства местного церковно-приходского братства. За долгие годы храм претерпел архитектурные изменения. Купол колокольни оказался слишком тяжёлым, из-за этого в 1858 году по стенам пошли трещины. Пришлось разобрать каменный восьмерик, на котором был установлен шпиль колокольни, и заменить его деревянным. 5 марта 1861 года церковь была вновь освящена игуменом Парфением. Храм в Судаке неоднократно посещали представители императорской семьи. В 1868 году здесь побывала императрица Мария Александровна с дочерью Марией, сыном, будущим императором Александром III, и его супругой Марией Фёдоровной. В 1912 году император Николай II по дороге в Новый Свет сделал остановку в Судаке и посетил церковь. Сопровождавший его князь Л.С. Голицын обратил внимание царя на ветхость храма, пострадавшего при землетрясении 29 сентября 1869 года, и государь выделил деньги на ремонт. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Судаке оставалась действующей до 1936 года… В здании закрытого храма собирались устроить пионерский клуб, поэтому разрушили колокольню. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, Крым был оккупирован немцами, которые, для того чтобы расположить к себе население, часто открывали православные храмы. В Судакской церкви тоже возобновились богослужения. Но после освобождения города советскими войсками в 1944 году вдруг оказалось, что храм не зарегистрирован, в нём нет священника, поэтому он снова перестал быть действующим. Богослужения возобновились в 1945 году и продолжались почти 20 лет. В 1962 году здание церкви передали Судакской средней школе для организации в нём Дворца пионеров. В 80-е годы здесь находилась мастерская по ремонту телевизоров.

http://sobory.ru/article/?object=01383

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010