Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Митрофан (Краснопольский), еп. Гомельский. Фотография. 1912 г. (Краснопольский Дмитрий Иванович; 22.10.1869, слобода Алексеевка Бирюченского у. Воронежской губ.- 6.07.1919, Астрахань), сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов), архиеп. Астраханский и Царёвский. Из бедной крестьянской семьи. Отец работал на кирпичном заводе, мать была из семьи сельского церковнослужителя. Начальное образование получил в местной школе; затем на деньги, предоставленные его 1-м учителем, поступил в Бирюченское ДУ. В 1884 г. окончил училище по 1-му разряду и был принят на казенный счет в Воронежскую ДС. В 1890 г. окончил семинарию со званием действительного студента. 4 нояб. того же года Воронежский и Задонский еп. Анастасий (Добрадин ; впосл. архиепископ) рукоположил его во диакона и назначил в Казанскую ц. пригородной слободы г. Коротояка Воронежской губ. 15 дек. 1892 г. был перемещен в Преображенскую ц. слободы Матрёна-Гезева Бирюченского у. (ныне с. Матрёно-Гезово Алексеевского р-на Белгородской обл.), а 23 февр. 1893 г.- в Троицкую ц. в слободе Алексеевка. В 1893 г., овдовев, принял решение полностью посвятить свою жизнь Церкви. 13 сент. того же года поступил на церковно-историческое отделение КДА. Во время учебы в академии 11 авг. 1896 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Митрофана, еп. Воронежского. 15 июня 1897 г. ректор академии Каневский еп. Сильвестр (Малеванский) в храме Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря рукоположил его во иерея. В том же году М. окончил КДА со степенью кандидата богословия за соч. «Аскетика святого Василия Великого». 16 нояб. 1897 г. назначен инспектором Иркутской ДС, временно исполнял должность ректора семинарии. 25 янв. 1902 г. назначен ректором Могилёвской ДС, 2 февр. того же года возведен в сан архимандрита. С 1903 г. состоял цензором проповедей, произносимых в могилёвском кафедральном соборе, в 1905 г. назначен благочинным могилёвского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . Активно участвовал в деятельности могилёвского Богоявленского братства.

http://pravenc.ru/text/2563414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918, Ярославль), сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых), свящ. ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери на Всполье в Ярославле. Расстрелян после антибольшевистского восстания в Ярославле летом 1918 г. за то, что с колокольни его храма против красноармейцев вел огонь пулеметчик. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ЦНЦ. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Флегонтович Виноградов (1874-1919), свящ., сщмч. (пам. 9 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Михайлович Вятский (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российскихи и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ Николаевич Здоровцев (1868-1918) свящ., сщмч. (пам. 22 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Белороссов. Фотография. Сер. 10-х гг. ХХ в. Павлович Белороссов (11.05.1869, г. Романов-Борисоглебск (с 1918 Тутаев) Ярославской губ.- 14.02.1920, там же), сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. После окончания в 1890 г. Ярославской ДС служил псаломщиком в Никольской ц. в Меленках в Ярославле. 9 дек. 1892 г. рукоположен во иерея и назначен священником храма в с. Кардинском Романово-Борисоглебского у., был законоучителем сельской школы грамоты. 12 авг. 1896 г. переведен священником собора в честь Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске. За время его служения храм был отремонтирован, вокруг выстроили каменную ограду, стены и потолок украсили росписями. Служил М. без сокращений, не допуская искажений и поспешности. Чтение его было ясным, пение стройным, пели на 2 клироса. Когда было возможно, сам пел на клиросе. М. пользовался большой любовью прихожан, был прост и доступен в общении. Ежедневно много людей жаждали получить от него духовный совет. Также М. вел обширную переписку с обращавшимися к нему за духовным советом. Помимо иерейского служения был законоучителем церковноприходской школы при Воскресенском храме, городского земского начального уч-ща и бывших при нем курсов для взрослых (с 1903), городского ремесленного уч-ща (с 1899), начального уч-ща при льняной мануфактуре и воскресной школы при нем (с 1910). Был постоянным членом (с 1899) и казначеем (с 1915) Романово-Борисоглебского уездного отделения епархиального училищного совета и сотрудником попечительства о бедных духовного звания Романова-Борисоглебска и уезда (с 1907). Был возведен в сан протоиерея. В 1912 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В 1919 г. Воскресенский собор был закрыт большевистскими властями. В нач. 1920 г. семья М. решила переехать к родным в Ярославль. Первыми с попутным обозом выехали его жена и дети и благополучно добрались до Ярославля. Следом за ними отправился и М. Несмотря на просьбы друзей переодеться в мирское платье, чтобы не привлекать к себе внимание, М. остался в рясе, в которой ходил всегда, и с крестом. Близ одной из деревень, на полпути между Тутаевом и Ярославлем, М. задержали члены местной большевистской военизированной ячейки. Они решили убить священника, обвинив его в участии в «церковно-контрреволюционном заговоре». Свидетелями казни стали несколько женщин, собиравших хворост в окрестностях деревни. Они увидели, как после двух выстрелов священник упал, а убийцы, сорвав с него серебряный крест, бросились делить имущество. Поздно ночью крестьяне пришли к месту трагедии. М. был еще жив. На телеге его отвезли в Тутаев, где он вскоре скончался и был похоронен на городском Троицком кладбище близ храма Живоначальной Троицы, что на погосте. Отпевание совершил настоятель храма свящ. Владимир Надеинский.

http://pravenc.ru/text/2563476.html

Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас. Протоиерей Михаил Союзов прославлен в лике святых Церкви Русской 26 октября 2022 г. 11:51 25 августа 2022 года на заседании Священного Синода ( журнал 76 ) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869-19.10.1922). 4 сентября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября. Протоиерей Михаил в 1919-1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией . О том, как собирались необходимые для канонизации документы и каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе. Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» 10, 2022 , PDF-bepcuя ). — В ходе организованного большевиками Петроградского процесса 1922 года было арестовано 86 человек — священнослужители во главе с митрополитом Петроградским Вениамином и миряне. Почему именно отца Михаила вы выделили из числа осужденных и взялись за сбор информации о нем для дальнейшего прославления?  — Изначально это была инициатива настоятеля Князь-Владимирского собора протоиерея Владимира Сорокина. Он много лет возглавляет епархиальную комиссию по канонизации и давно занимается темой Петроградского процесса, в частности, личностью митрополита Вениамина. В 1990 году отец Владимир стал инициатором строительства храма в честь священномученика Вениамина при Исправительно-трудовой колонии 5 в поселке Металлострой. Это был первый в стране тюремный храм, появившийся в новое время. 

http://patriarchia.ru/db/text/5971494.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Платон Ревельский, сщмч. - житие Священномученик Платон, епископ Ревельский (в миру Павел Петрович Кзельбут (Кульбуш), родился 13 июля 1869 года в Рижской губернии в эстонской семье псаломщика. В 1893-м году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и принял сан священника. В 1904-м году назначается настоятелем Эстонского Православного Свято-Исидоровского храма в Санкт-Петербурге и занимает эту должность в течении 13 лет. Отец Платон сумел объединить православных эстонцев столицы в один приход.24 декабря 1917 года он принимает монашество и возводится в сан архимандрита, а 31 декабря 1917 года хиротонисуется священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским, память 31 июля) во епископа Ревельского в Александро-Невском соборе города Ревеля. Владыка ревностно восстанавливает в Эстонии приходскую жизнь, объезжает дальние приходы, ободряя смятенные революционными событиями души верующих. От духовенства он требовал близости к народу: «Ныне сила в народе, в единении с ним, — писал он в своём Послании, — нужно духовенству искать частого общения с ним, встреч, разговоров, знакомства с их настроениями, надеждами, исканиями». В 1917-1918-м годах Святитель принимает участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Но чтобы не быть отрезанным от своей паствы, Владыка спешно возвращается в Ревель за несколько дней до прихода туда германских войск. Чтобы быть ближе к пасомым, он переносит свою кафедру в город Юрьев. С 1918 по 1919 годы Владыка временно управляет и Рижской епархией. После того, как немецкие войска, оккупировавшие Эстонию, покинули Тарту (бывший Юрьев), город заняли большевики. 20 декабря 1918 года Владыку арестовали вооружённые красноармейцы прямо в алтаре храма во время всенощной. Причём один из них сел на Престол, как был, в шапке и закурил. Епископа грубо разоблачили. Святителя и арестованных с ним 17 человек заключили в подвал бывшего кредитного Банка, превращённого большевиками в тюрьму, где они подверглись всяческим издевательствам. Владыку заставляли под конвоем носить через весь город пятипудовые мешки, под тяжестью которых он падал. Так мучили его 12 дней. Вскоре пришло известие о приближении Белой Армии. В ночь на 1 января Владыку вызвали на ночной допрос. Комиссар настаивал, чтобы он перестал проповедовать Евангелие, на что Святитель ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа».

http://pravicon.com/info-3223

Меркушино. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1809. Год утраты:1911 (разобрана и заменена новой) Адрес: Россия, Свердловская область, Верхотурский район, с. Меркушино, на месте современного Михайловского храма Координаты: 58.760392, 61.593577 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Меркушинское село отстоит от епархиального города в 334 верстах, расположено на левом берегу реки Туры, в живописной местности, где наряду с равнинами и долинами находятся и скалистые горы. Название село получило, вероятно, от речки Меркушинки, которая впадает в реку Туру вблизи самого села. Село основано в 1620 г. и называлось прежде погостом, где большею частью проживал св. праведный Симеон, снискивая себе здесь пропитание шитьем шуб и ужением рыбы. В XVII-XVIII ст. село имело видное значение в торговых делах России с Сибирью. Таможенными регламентами императора Петра Великого предписывалось, чтобы купцы с товарами проезжали к сибирским народам не иначе, как через г. Верхотурье, а запоздавшие товары отправлялись прямо без остановки в городе в село Меркушинское, где были устроены казенные магазины, дома и двор для склада и пометки товаров. С проведением Сибирского тракта из Перми через Екатеринбург на Тюмень торговое значение города и села совсем пало. Со времени возникновения села до 1808 г. в нем сменились два деревянных храма во имя св. архистратига Михаила, из коих первый 15 января 1777 г. сгорел, а выстроенный вместо него в следующем году существовал до 1809 г., когда был вновь выстроен каменный храм с двумя новыми приделами в честь св. Николая чудотв. и Димитрия Ростовского. С 1867 по 1869 гг. главный Михайловский храм с приделами был расширен; на колокольне был воздвигнут шпиль вышиной 6 саж.; стены и крыша были выкрашены… К главному храму примыкает соединенный коридором храм во имя св. прав. Симеона, каменный, освященный в 1886 г. Число прихожан простирается до 1919 душ муж. пола и 2015 душ жен. пола; все они по преимуществу занимаются хлебопашеством. К побочным занятиям жителей села относится замачивание мочал и тканье рогож и кулей, витье лычных веревок, торговля пушным товаром, рубка, перевозка и сплав леса в г. Тюмень. В состав прихода входит до 40 деревень.

http://sobory.ru/article/?object=49469

Октября 8 (21) Священномученик Иона (Лазарев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иона (в миру Иван Иванович Лазарев) родился в 1869 году в селе Лучино Санкт-Петербургской губернии в семье священника. В 1892 Иван Иванович окончил Новгородскую Духовную семинарию и был определен надзирателем в Звенигородское Духовное училище. Он учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), впоследствии архиепископ Воронежский, в 1919 году претерпевший мученическую кончину от воинствующих безбожников. 4 ноября 1892 года Иван был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 года иеродиакон Иона был зачислен в число братии Саввино-Сторожевского монастыря, а 6 января 1895 года рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 года иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 года назначен казначеем и ризничим Полоцкого архиерейского дома. 27 ноября того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 года он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита. В 1907 году епископ Тихон жил в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, исполняя должность его настоятеля. Перед тем как покинуть монастырь и занять архиерейскую кафедру, владыка предложил Святейшему Синоду назначить на должность настоятеля Новоиерусалимского монастыря архимандрита Иону, которого он давно и хорошо знал с самой лучшей стороны, и 22 марта 1911 года архимандрит Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. В январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона . 29 января 1926 года архимандрит Иона был рукоположен во епископа Невельского, викария Витебской епархии, но приступить к своим обязанностям он по независимым от него обстоятельствам не смог. 14 мая 1926 года он был уволен на покой с благословением заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия проживать в селе Батюшково Дмитровского района Московской области. Живя здесь, он служил в Никольском храме в этом селе. Многие почитали епископа Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления. В тридцатых годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно-трудовых лагерей, заключенные в них занимались строительством каналов и шлюзов. Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марта 1 (14) Священномученик Петр (Любимов) Составитель священник Олег Митров Священномученик Петр родился 6 января 1867 года на праздник Крещения Господня в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика – Любимова Павла Петровича. У него было две сестры – Олимпиада и Наталия и брат Иван. В августе 1877 года десятилетний Петр пошел в подготовительный класс Перервинского Духовного училища, которое успешно окончил в 1882 году, после чего поступил в Московскую Духовную семинарию. Курс семинарии он окончил в 1888 году. Затем Петр Павлович состоял учителем Ваниловской церковноприходской школы Бронницкого уезда. В сентябре 1893 года он перешел в церковноприходскую школу села Вертково того же уезда, где и прослужил до 1900 года. Его педагогическая деятельность была отмечена двумя медалями: в 1897 и в 1900 годах. В 1900 году в возрасте 33 лет Петр Павлович оставил светскую карьеру и стал псаломщиком в храме святителя Николая в Плотниках на Арбате. К этому времени Петр Павлович уже был женат на Татьяне Петровне (1869 года рождения), а вскоре, в 1902 году, у них родилась дочь Клавдия. 26 сентября 1903 году Петр Павлович Любимов был рукоположен во священника и определен настоятелем Успенской церкви села Кишкино Бронницкого уезда Московской губернии. О том, что отец Петр был человеком деятельным, красноречиво свидетельствует тот факт, что при его непосредственном участии на пожертвования благотворителей в начале 1910-х годов в селе Кишкино был построен новый каменный храм. 22 мая 1908 года он направил прошение Преосвященному Трифону (Туркестанову) , Епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии с просьбой разрешить постройку нового храма, объясняя это тем, что «настоящий храм во имя Пресвятой Богородицы ныне стал ветх и грозит разрушением». Вскоре совместными трудами всей паствы храм был отстроен и украшен резным иконостасом и новыми иконами. Новый храм был освящен 29 июля 1912 года. Все это время отец Петр не прекращал свою педагогическую деятельность, с утверждения епархиального начальства он состоял, с 1903 по 1919 год, законоучителем Кишкинского начального земского училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евдоким (Мещерский) Евдоким (Мещерский Василий), архп. б. Нижегородский. Родился 1 апреля 1869 года в семье псаломщика Владимирской епархии. В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким) . 21 июля – рукоположен в иеромонаха и 1 авг. назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии по Истории и обличению раскола и по обличительному богословию. С 1896 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. В 1896 году получил степень магистра богословия за свой труд «Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». В этом же году определён инспектором Московской духовной академии в сане архимандрита и сверхштатным экстраординарным профессором. В 1902 году утверждён штатным экстраординарным профессором той же академии. С 1903 г. – ректор Московской духовной академии. 4 янв. – 1904 года хиротонисан во епископа Волоколамского четвёртого викария Московской епархии. В 1905 г., будучи ректором Московской духовной академии, посетил Афон. С 1907 г. издавал ежемесячный журнал «Христианин». С 1 авг. 1909 года – епископ Каширский, вик. Тульской епархии. 29 июля 1914 года возведён в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Сев. Американскую. В 1917–1918 г. – участник Всерос. Помести. Церковного Собора. С 1919 года – архиепископ Нижегородский. С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество, подписав воззвание трёх: митр. Сергий (Страгородский) , Владимирский и Суздальский, Серафим (Мещеряков), архп. Костромской и Галичский и сам архп. Евдоким о том, что они целиком разделяют мероприятия В.Ц.У. и считают его единственной канонической законности верховной церковной властью. Явился одним из основоположников обновленческого раскола. В этом же году возведён в сан митрополита. С 2 ноября 1922 года – митрополит Одесский. 13 апреля 1923 года назначен председателем Высш. Церк. Совета вместо митрополита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Урожденная принцесса Датская Дагмара (до принятия православия - Мария София Фредерика Дагмара) - дочь датского короля Кристиана IX и королевы Луизы. Принцесса вначале была помолвлена с наследником русского престола, великим князем Николаем Александровичем, но вскоре потеряла своего жениха, умершего от туберкулеза. Выполняя последнюю волю скончавшегося Николая Александровича, его брат, второй сын Александра II, великий князь Александр Александрович, обручился в 1866 году с молодой датской принцессой. 1 сентября 1866 года Дагмара на датском судне " Шлезвиг " в сопровождении царской яхты " Штандарт " покинула Данию. Огромное количество людей провожало в копенгагенском порту свою любимую принцессу, среди них был знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсен. В Кронштадте Дагмару встречали император Александр II, царица Мария Александровна и все царские дети. На рейде выстроилась военная эскадра из 20 судов. Перед венчанием принцесса приняла православие и получила новое имя - Мария. 15 лет спустя после восшествия на престол Александра III она стала императрицей. " По своему уму и политическому чутью Мария Федоровна играла заметную роль в делах империи " , - отмечал князь Феликс Юсупов. Граф С.Ю. Витте говорил о дипломатических способностях императрицы как об одном из ее главных достоинств. Однако императрица напрямую не вмешивалась в политику. Посвятив себя не только семье, но и общественной деятельности, Мария Федоровна возглавила организацию, которая занималась медицинским образованием и благотворительностью, - Ведомство императрицы Марии, а также Российское общество Красного Креста. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Мария Федоровна стала сестрой милосердия, привлекая своим личным примером к благородному делу сотни русских аристократок и дворянок. В 1868 году в императорской семье появился первенец - Николай, будущий император российский Николай II. Затем родились и другие дети: Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). 20 октября 1894 года в Ливадии на руках у Марии Федоровны скончался ее муж, император Александр III. Будучи сторонницей конституционной монархии и здравого смысла, вдовствующая императрица пыталась предостеречь сына - императора Николая II от мистицизма и влияния Распутина. В годы первой мировой войны Мария Федоровна продолжила свою благородную миссию в Красном Кресте. Проведя в России более 50 лет, принцесса Дагмара пережила революцию, отнявшую жизни двух ее сыновей и пяти внуков. Революция и отречение ее сына от престола в 1917 году застали императрицу в Киеве, откуда она переехала в Крым. 11 апреля 1919 года 72-летняя Мария Федоровна с дочерьми Ксенией и Ольгой отплыла от крымских берегов на борту британского крейсера " Мальборо " , специально присланного ее сестрой, английской королевой Александрой, и остаток жизни провела в родной Дании. Скончалась она в 1928 году и была похоронена в Роскильдском соборе - усыпальнице датских королей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010