воеводств ВКЛ. Выступая от имени представителей Волыни, кн. К. К. Вишневецкий указал на необходимость определенных гарантий для православных «греков», чтобы их из-за религиозной принадлежности не принижали и не заставляли принимать др. веру. Эти пожелания были учтены при подготовке привилеев, оформлявших включение Волыни и Киевщины в состав Польского королевства. Так, в привилеях, где говорилось о распространении на новых жителей Польского королевства положения об освобождении от налогов и повинностей в соответствии с польск. «вольностями», отмечалось, что всем этим должна пользоваться и шляхта и «duchowne stany t rymskiego i greckiego zakonu» (Akta unji. S. 303, 314). Здесь же указывалось, что шляхтичи земли как «греческой», так и «римской» веры сохраняют все свои права, в т. ч. право занимать разные должности («уряды»). Привилеи содержали также обязательство полностью сохранять на территории земли все должности, светские и духовные, великие и малые, «римские» и «греческие» (Ibid. S. 306, 316). Тем самым власть поддерживала традиционно сложившиеся на этих землях межконфессиональные отношения. Именно так понимали установление правосл. полемисты - противники унии,- которые видели в действиях королевской власти, предпринятых после заключения Брестской унии , нарушение этих обязательств. Ближайшие и более отдаленные последствия Л. у. имели для судеб Православия на укр. землях разное значение. Последние десятилетия XVI в. на землях, вошедших в состав Польского королевства, оцениваются как время, благоприятное для Православия. В условиях, когда связи с ВКЛ, где господствовала литов. католич. знать, были разорваны, а связи с Польским королевством только устанавливались, главной силой на этих землях стала местная (большей частью православная) знать во главе с кн. Константином Константиновичем Острожским, к-рая в лице своих лучших представителей оказывала активную поддержку правосл. Церкви. Но на рубеже XVI и XVII вв. обстановка изменилась к худшему. Владения местной знати постепенно переходили в собственность польских магнатов, к-рые все чаще занимали важные адм. посты на этих территориях. Королевская власть в их лице получала социальную опору для своей политики распространения и насаждения унии. Ист.: Дневник люблинского сейма 1569 г.: Соединение великого княжества Литовского с королевством Польским. СПб., 1869 (на польск. и рус. яз.); Akta unji Polski z Litw, 1385-1791/Wyd. S. Kutrzeba i W. Semkowicz. Kraków, 1932. Лит.: Halecki O. Dzieje unii Jagielloskiej. Kraków, 1919. Warsz., 2013. T. 2; Pelenski J. The incorporation of the Ukrainian Lands of Old Rus into Crown Poland//American Contributions to the 7th Intern. Congr. of Slavists. The Hague; P., 1973. Vol. 3. P. 51-52; Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з kihцa XIV до сер. XVII ст.: Волинь и Центр. Украïна. К., 1993, 20092. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, существовавшее в XIII - 1-й пол. XVI в. в Вост. Европе

http://pravenc.ru/text/2561040.html

Все дело в точке зрения. Когда знаешь, что для человека может не быть старости, что в Боге – Вечная Весна, тогда молодость, молодость не позади себя и не позади в истории, а впереди. Истинная вера это обновление клеток всего организма, в Боге человек реально весь молодеет, идет и не надышится весенним воздухом Вечности. А у нас что-то не так. То куренье, то злость, то похоть, то тупое равнодушие, то тщеславие, то безмерное самолюбие. И вот мы стареемся и стареем в этих отравах, а спасение свое ищем в той молодости, которая (даже если она в чем-то и лучше) все равно приведет нас к этой старости. Целую тебя, милый мой Николаша. Прости за огорчения и поучения. В мечте какая-то солнечная комната, где стены еще пахнут смолой и где «мир Божий, который превыше всякого ума» 695 . Может быть, все вместе всегда будем. Виноват перед Лялей, что давно ей не писал. Целую вас. Твой п. Передал ли письмо т Нине? С Вал Григ 696 пришли дионин для Вареньки на будущие болезни (а м б – и настоящую), это ей очень помогает, и 1 /2 слив масла. 682 Возможно, аналог выражения «майский день, именины сердца», принадлежащего персонажу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1841), Манилову. 687 Речь идет о крестной матери Маши Фудель Софье Павловне Кристман, жене известного московского терапевта Владимира Ивановича Кристмана. 688 В романе А.Ф. Писемского «Люди сороковых годов» (1869) осмысляются пережитые русским обществом события 40–60-х гг. 689 «Русские Пропилеи» – сборники материалов по истории мысли и литературы, составлявшиеся М.О. Гершензоном (т. 1–4, 6; 1915, 1919); «Звенья» – сборники материалов и документов по истории литературы, искусству и общественной мысли XIX в., выходившие в Москве под ред. В.Д. Бонч-Бруевича и А.В. Луначарского. 692 Неточная цитата из стихотворения М.Ю. Лермонтова « » («Любил и я в былые годы...», 1841), написанное не в двадцатилетнем, а двадцатисемилетнем возрасте. Ср.: «Любил и я в былые годы,/В невинности души моей,/И бури шумные природы,/И бури тайные страстей»). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

27 Епископ Вениамин (Федченков) был хиротонисан в еписк. Севастопольского в Крыму в 1919 г. Был епископом армии и флота при ген. Врангеле. В Константинополе в 1920–21 г.г. принимал деятельное участие в организации церковной жизни и созыве Церковного Собрания, послужившого началом для подготовления Первого Всезарубежного Собора в Ср. Карловцах в 1921 г. Впоследствии он уклонился в Евлогианский раскол, жил в Париже. Одно время от митроп. Евлогия вернулся к Зарубежному Синоду, но после Декларации митрополита Сергия перешел в Московскую патриархию и с 1933 г. по 1945 г. был экзархом моск. патриарха в Северной Америке. С 1947 г. митрополит Рижский. Скончался в Псково-Печерском монастыре в 1961 г. митрополитом Саратовским. 29 Архиеп. Евдоким (Василий Мещерский) род. 1 апр. 1869 г. По окончании Моск. Дух. Академии, в бытность ректором ея владыки Антония, в 1894 г. пострижен в монашество. В 1898 г. назначен инспектором Моск. Дух. Академии, а с 1903 г. ея ректор. 4 янв. 1904 г. хиротонисан во епископа Волоколамского. С 1907 г. издавал дух. журнал «Христианин». С 1 авг. 1909 г. епископ Каширский, а в 1914 г. возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Сев. Американскую. С 1919 г. архиеп. Нижегородский. В 1922 г. ушел в обновленческий раскол, подписав воззвание отпавших в обновленчество иерархов: митроп. Сергия (Страгородского) и архиеп. Серафима (Мещерякова), его подпись была третьей. Являлся одним из основоположников обновленческого раскола. Так до конца своей жизни и не обратился к Православной Церкви, умер в расколе в 1935 году. 30 Граф Юрий Павлович Граббе, впоследствии протопресвитер (ныне епископ Григорий). Правнук известного славянофила А. С. Хомякова. Долголетний секретарь Зарубежного Архиерейского Синода. Автор нескольких книг и многих богословских статей. 32 Граф Павел Михайлович Граббе, по матери внук А. С. Хомякова, род. в 1876 г. До 1910 г. служил в Кавалергардском полку. В 1910 г. вышел в отставку в чине полковника с назначением в должность Шталмейстера Двора Е. В. Был предводителем Звенигородского дворянства. Во время войны добровольцем вернулся на военную службу и принял командование 3-м Черноморским, а затем 3-м Таманским полком. После февральского переворота отказался присягать Временному Правительству и был уволен в отставку. В 1917 г. был выбран в члены Всероссийского Собора от Владикавказской епархии. Был ревностным сторонником возстановления патриаршества. Участвовал в 1919 г. на Соборе в Ставрополе и в 1921 г. на Соборе в Ср. Карловцах. За границей проживал в Югославии, а затем в своем имении на Волыни. Был автором интересных богословских статей. При занятии Польши советскими войсками был схвачен и посажен в тюрьму, а затем вывезен в СССР. Повидимому умер по пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ГАШЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Николай Гашев Николай Михайлович Гашев ( 1869 - 1930 ), священник , священноисповедник Память в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 26 ноября 1869 года в деревне Успенка Пермской губернии (Чусовской (Верхне-Городковский) район Пермской обл.) в крестьянской семье. В 1880 году окончил начальное училище и с 1885 по 1890 год состоял церковником при Чусовской Успенской церкви Пермского уезда. В 1890 году окончил курсы псаломщиков при Братстве святого Стефана Пермского и был назначен исполняющим обязанности псаломщика в Ильинский храм в селе Ильинское Пермского уезда. Женился на Капитолине Андреевне, у них было шестеро сыновей и три дочери: Николай, Александр, Анатолий, Сергей, Алексей, Владимир (1906 г.р.), Мария, Валентина, Юлия. 30 августа 1902 года был рукоположен во диакона к той же церкви. С 1905 по 1917 год служил законоучителем в земских училищах. В 1919 году был рукоположен во священника к Ильинскому храму. Когда большевики в 1919 году вошли в пределы Пермской губернии, некоторые, опасаясь расправы, ушли с войсками Колчака в Сибирь. Многие советовали отцу Николаю уйти с белыми, так как красные не пощадят священника, но он остался и, когда красные вошли в село, не стал прятаться, а так же, как и раньше, свободно и открыто ходил по селу в рясе, чем приводил в немалое изумление красноармейцев. Однако большевистские власти не стали его убивать, и он прослужил в селе еще десять лет. 30 декабря 1929 года в Ильинское из Перми приехал лектор-безбожник с докладом на тему «Был ли Христос?». В конце лекции он предложил своим слушателям немедленно закрыть храм, считая, что аргументы его лекции - достаточное для того обоснование. Отец Николай созвал приходское собрание, в котором участвовало около четырехсот человек, и оно постановило - храм на поругание не отдавать.

http://drevo-info.ru/articles/13676582.h...

Алматы. Кафедральный собор Вознесения Господня (старый). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1884. Год утраты:1887 (разрушен землетрясением) Адрес: Республика Казахстан, г. Алматы (Алма-Ата), ул. Гоголя, в парке 28 Гвардейцев-Панфиловцев Координаты: 43.258978, 76.955766 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня над местом Св. престола Туркестестанского кафедрального собора, разрушенного землетрясением 28 мая 1887 г. Снесена, находилась в городском парке, ныне восточная часть 28-ми гвардейцев-панфиловцев. История Собора коротка и печальна. Храмоздание было поставлено в 1884 г. и три года спустя погибло в природной катастрофе. Местная газета писала по этому поводу:«постройка Собора начата еще в 1868 г. Возведение его поручено Комитету по устройству города. К этому собору проведена в 1869 г. от Алматинской станицы улица, обсаженная деревьями. На месте назначенного для губернаторского дома начато разведение сада. Выбрано и обнесено рвом и валом место для кладбища и построена на нем часовня из камня» (речь идет об освоении Парка 28-ми гвардейцев–панфиловцев). Благоустройство Соборной площади дало толчок развитию Нового города на юго-запад от станицы. В 1869-74 гг. проведен бульвар (с 1879 г. ул. Соборная, затем проспект ген. Колпаковского, с 1919 г. пр. Ленина, ныне Достык). В 1912 г. восточный участок парка, названный в народе Церковным, или Гефсиманским садом, благоустроили, руины фундамента храма засадили белой акацией, установили беседки и скамейки, поставили памятник - бюст императору Александру-Освободителю. В 1899 г. западную часть городского парка, раннее занятого станичным кладбищем, стала именовать Пушкинский садом. Здесь был заложен и в 1907 г. воздвигнут новый Туркестанскимй собор. Описание часовни находим в похоронном церемониале первых большиков Семиречья К. Овчарова и А. Березовского. В апреле 1919 г. городской парк получил в связи с этим событием название «Парк борцов, павших за Свободу». Газета отмечает, что устроители, предварительно проломив лаз в фундаменте часовни, поместили внутрь помещения гробы героев. После селя 1921 г. место часовни расчистили и организовали коммунистический пантеон, где предавали земле партийно-советскую элиту города. После войны на этом месте разбили Мемориал Славы с зажжением Вечного огня.

http://sobory.ru/article/?object=55277

Миклашевский Николай Феодорович (ок. 1871–?), член Череповецкого окружного суда. Член Собора по избранию как мирянин от Новгородской епархии. Миртов Петр Алексеевич (1869–1925), митрофорный протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Петроградской епархии. С 8 (21) декабря 1917 г. заместитель члена Высшего Церковного Совета, с 20 августа (2 сентября ) 1918 г. член Высшего Церковного Совета. В 1899 г. окончил КДА, кандидат богословия. С 1899 г. помощник инспектора Екатеринославской духовной семинарии, с 1900 г. Владимирской, преподаватель Владимирского епархиального женского училища. С 1901 г. священник Сиротского института в Санкт-Петербурге. Священник церкви св. Марии Магдалины при Николаевском женском училище. С 1905 г. настоятель церкви Воскресения Христова Общества распространения религиознонравственного просвещения, руководитель Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, преобразованного из Александро-Невского общества трезвости у Варшавского вокзала в Петрограде, редактор журналов «Отдых Христианина», «Трезвая жизнь», заведующий воскресной школой Общества и воскресной школой при церкви, настоятель, с 1908 г. протоиерей. С июня 1917 г. член Епархиального правления Петрограда. С 1919 г. член Миссионерского совета при Высшем Церковном Совете, член комиссии при Миссионерском совете для обсуждения вопросов о задачах, цели и типе современных пастырей. После окончания работы Собора служил в московских храмах. Похоронен на Черкизовском кладбище, расположенном у храма во имя пророка Божия Илии в Черкизово. Митрофан (Краснопольский Дмитрий Иванович ; 1869–1919), священномученик, архиепископ. Член Собора по должности как епископ Астраханский и Царевский, председатель Отдела о высшем церковном управлении. 11 октября 1917 г. выступил на Соборе с докладом, в котором обосновывал необходимость восстановления института Патриаршества. По его инициативе Собор канонизировал священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, убитого во время восстания Степана Разина в 1671 г., сделал доклад Собору по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Интриги влиятельных кругов не утихали. На Рижскую кафедру вступил архиепископ Платон (Городецкий), несгибаемо продолжавший линию своих предшественников. Архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) (1854-1928), на Рижской кафедре в 1897-1907 гг. В страшные 1905-1907 годы, когда все, выступившие за самостоятельность Латвии, подверглись репрессиям, враги национального движения ликовали. И только Православная Церковь снова встала на защиту преследуемых. Рижский архиепископ Агафангел (Преображенский) образовал специальную спасательную комиссию, встал во главе ее и в полной мере использовал свое высокое положение для спасения гонимых. Первая мировая война открыла новые драматические страницы истории Православия в Латвии. Были эвакуированы Духовная семинария и училище, их воспитанники, часть духовенства. Даже правящий архиерей Иоанн (Смирнов) был вынужден вместе с епархиальными учреждениями эвакуироваться в Тарту, откуда и руководил епархией. 20 ноября 1917 года владыка Иоанн был переведен на Рязанскую кафедру, а 31 декабря 1917 года состоялась хиротония священника Павла Кульбуша во епископа Ревельского (Таллинского) с наречением имени Платона. Епископ Платон был арестован и в ночь с 14 на 15 января 1919 года расстрелян отступавшими большевиками. Платон (Кульбуш) (1869-1919), епископ Ревельский, временно управляющий Рижской епархией в 1918-1919 гг., убиенный большевиками, священномученик. В это страшное время, когда на Россию обрушились сокрушающие удары безбожия – нового неслыханного врага всякой веры и особенно христианства – и великая Российская империя была разрушена, на ее обломках стали возникать маленькие самостоятельные государства. После Гражданской войны на западной окраине России была образована независимая Латвия. Поражение белых армий в Гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей – остатков разбитых войск и мирных граждан – за пределы России. Это были люди православного вероисповедания. Из мученные войной и революцией, они скитались, как овцы без пастыря, нуждаясь в поддержке, защите, утешении духовном. Тяжелым было и положение коренного православного населения в Латвии. Святая наша вера вновь, как и в ранние века христианства, была гонима; ей, хоть и не письменно, но по сути был подписан смертный приговор.

http://pravoslavie.ru/5287.html

Исторические исследования Сергей Цоя. Латвийская православная церковь в 20–30 годы XX века (исторический очерк) До 1917 года православные приходы Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний составляли единую Рижскую епархию входившую в состав Русской православной церкви (далее – РПЦ). Практически все архиереи были русскими по национальности Положение епархии в начале XX века было благополучным, чему способствовала политика царской России. Начиная с 80-х годов XIX века Православная церковь в крае активно поддерживалась государством. Большинство и ныне действующих православных храмов было построено именно в кон. XIX – нач. XX веков. В руках церкви было много собственности. Росло также материальное обеспечение церковного клира Ситуация резко изменилась с падением старых российских порядков. Уже на Поместном Соборе РПЦ 1917–1918 годов было принято решение отделить от Рижской епархии эстонские приходы и из них создать самостоятельную Ревельскую (Таллиннскую) епархию После перевода в конце 1917 года на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова , 1844–1919) около года Рижской епархией, на временной основе, управлял епископ Ревельский Платон (Кульбуш, 1869–1919). Однако в начале 1919 года его зверски убили большевики. В итоге епархия осталась без правящего архиерея. В 1920 году на территории бывших Курляндской, Лифляндской и ранее входившей в Витебскую губернию Латгалии (где православные приходы при царизме управлялись архиереями Витебскими и Полоцкими) закончились вестись боевые действия и фактически и юридически возникло новое государство – Латвийская республика. Произошедшие перемены сильно изменили условия, в которых Православной церкви теперь приходилось существовать. Еще с древности принципом деления на поместные, автокефальные и автономные церкви, а те на епархии, были границы государств и провинций внутри них Ссылаясь на это положение, в ходе собрания представителей всех православных, приходов Латвии в феврале и августе 1920 года было решено, что Православная церковь , во вновь возникшей стране, будет самостоятельной и независимой в отношениях с государственной властью, а также в административных и хозяйственных вопросах, в иерархическом же отношении будет сохранять каноническую связь с РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Шестой священник – Спиридон Думитреску, выпускник семинарии в Бузэу, тоже из села Бенту, 1848 года рождения, судя по надписи креста на его могиле. Пришел священником в 1869 - 1870 годах и служил в этом храме до своей кончины 7 апреля 1904 года. Похоронен на церковном дворе, южнее, рядом с церковью справа, при входе во двор. После смерти священника Спиридона Думитреску, церковь в селе Бенту, относящаяся к приходу Тэбэрашти, находящемуся в селе Гэлбинаш, священник Г. Тэнэсеску, глава прихода, делегирован заботиться также о верующих в Бенту. Во время войны 1916 - 1918 годов, осенью 1916 года, будучи в немецкой оккупации в Мунтении, священник Г. Тэнэсеску удаляется в город Бузэу и в это время в качестве священника приезжает беженец из Брашова, Траян Пакалэ, который в сопровождении священника по возрасту, своего тестя, и служить в храме с 1 сентября 1916 года по 1 декабря 1916 года. Ситуация успокаивается, священник Г. Тэнэсеску возвращается в свой приход и заботится о деревне Бенту. Филиал церкви Бенту был возведен в ранг прихода в 1919 году, а титулярным священником был назначен священник Думитраке Рункану из коммуны Кэрбешть уезда Горж, который работал здесь с марта 1919 года по 1 сентября 1919 года. После этой даты священник Гх. Тэнэсеску снова взял церковь под свою опеку. Чтобы завершить свои пенсионные годы, священник Марин Негоица из села Тэбэраштий Векь с 1925 по 1926 год служил в приходе Бенту. В сентябре 1926 года молодой семинарист Иоан Скарлат из коммуны Сэгеата района Бузэу, не пользовавшийся особой пастырской заботой, был рукоположен в священники, так как весной 1927 года скончался и был похоронен в коммуне Сэгеата. Приход снова становится вакантным, и для церковных нужд жителей Святое Епископство Бузэу посылает священника Теодосия Попеску из епископства, который совершает поездку по приходу вместе со священником Георге Ангелом из села Тэбэрашти. В 1927 году, в мае, от имени церкви был рукоположен в священники семинарист Константин Маргаритеску, который служил в церкви до 24 августа 1939 года. Он умер от болезни почек. Похоронен на церковном дворе у Святого Алтаря, с восточной стороны.

http://sobory.ru/article/?object=59491

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОСТРОУМОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Протоиерей Димитрий Остроумов. Москва. Таганская тюрьма. 1937 год Димитрий Иванович Остроумов ( 1869 - 1937 ), протоиерей , священномученик Память 17 августа , в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Бутовских новомучеников Родился 5 февраля 1869 года в селе Кузьминка Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника. В 1899 году окончил Московскую духовную семинарию и был направлен учителем в Московскую Преображенскую 2-х классную церковноприходскую школу. Вступил в брак с Олимпиадой, дочерью священника Василия Орлова (1848-1917 ), настоятеля Покровской церкви с. Акулово Звенигородского уезда. В 1906 году он был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Минеево Дмитровского уезда Московской губернии. В 1909 году был назначен настоятелем Благовещенской церкви в селе Федосьино Московского уезда, одновременно преподавал Закон Божий в сельской школе. За долгое и беспорочное служение был возведен в сан протоиерея . Отец Димитрий был известен среди своей паствы как ревностный и благочестивый священник. Его супруга Олимпиада Васильевна во всем помогала мужу, и поскольку хорошо разбиралась в лечении травами, то крестьяне со всей округи приходили к ней при разных недомоганиях и болезнях. Впоследствии отца Димитрия обвинили в том, что это он занимался лечением, хотя в данном случае он только помогал супруге. В 1919 году был арестован ЧК по обвинению в дезертирстве, в том, что он не явился отбывать трудовую повинность. Но вскоре священника отпустили, так как он имел освобождение от трудовой повинности в связи с болезнью. В 1930 году его арестовали по обвинению в хранении валюты и оружия. Но ОГПУ не сумело доказать ложного обвинения, и священник был освобожден. В том же году его осудили к заключению за невыполнение твердого задания, но поскольку это задание было выполнено, хотя и не в срок, приговор был отменен.

http://drevo-info.ru/articles/4877.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010