По многочисленным просьбам местных фабрично-заводских рабочих, желающих духовного просвещения, 10 сентября 1895 Советом Общества на Болдыревом переулке были начаты внебогослужебные беседы. Открыл их протоиерей Философ Николаевич Орнатский после торжественного молебна, отслуженного им вместе со священниками Петром Ивановичем Скипетровым (будущим первомучеником Петроградским, 04.06.1863-19.01.1918), Павлом Петровичем Кульбушем (будущим священномучеником Платоном Ревельским, 13.07.1869-01/14.01.1919) и Александром Петровичем Васильевым. Со дня открытия Болдыревские беседы велись о. Александром Васильевым еженедельно по воскресным дням с 18 часов. Каждая беседа начиналась батюшкой Александром с молебна Спасителю, Пресвятой Богородице или тем святым, которым наступал день празднования. Молебен пели неизменно все слушатели. Их число доходило в Великий пост до 1000 человек, а в течение года общее количество людей, посетивших беседы, превышало 60 тысяч. Вскоре фабричное помещение в Болдыревском переулке стало представлять из себя богато украшенную часовню со множеством икон в ценных киотах. В 1897 году под руководством о. Александра было создано еще одно общество трезвости - Сергиевское. Число членов нового общества трезвости уже через год достигло 300 человек. 26 марта 1898 года иерей Александр решением Совета Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы был избран членом Совета Братства. Братство осуществляло религиозно-просветительскую деятельность (по широте охвата учебных заведений безпримерную в России). Еще один труд - учителя Закона Божия - взял на себя ревностный батюшка. В одной только гимназии княгини Оболенской он законоучительствовал почти 13 лет (С 1900 по 1913 год). Он успевал к тому же еще и на уроки Закона Божия в церковно-приходских школах на окраинах столицы. С 1899 года о. Александр вместе с протоиереем Философом Орнатским входил в строительную комиссию по постройке церкви во имя преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице (ныне - Ивана Черных).

http://ruskline.ru/analitika/2006/09/13/...

738 Исп. cunada ‘золовка, свояченица, невестка’. Речь идет о заботах Анастасия Ламбро о сестрах своей жены. 739 Харам-эс-Шериф ‘благородное святилище’ – арабское обозначение мусульманского комплексса на Храмовой горе в Иерусалиме. 742 Колония (Kulonieh) – ближайшая остановка на пути из Иерусалима в Яффу, находившаяся недалеко от Айн-Карема. 743 Ныне дер. Абу-Гош в 11 км к северу от Иерусалима. По одному из древних преданий, подхваченному крестоносцами, здесь находился евангельский Эммаус. 744 Баб-эль-Вади (‘врата ущелья’) – хан, находившийся на середине пути между Яффой и Иерусалимом, где путешественники останавливались для отдыха и корма лошадей. 745 Рамла – древняя Аримафея, родина Иосифа Аримафейского. В современном своем виде это мусульманский город, основанный в 716 г. халифом Сулейманом. 746 Имеется в виду русский участок с гробницей св. Тавифы в Яффе, приобретенный архим. Антонином в 1869 г. Позже им был построен на этом участке храм во имя апостола Петра и праведной Тавифы (освящен 16 января 1894 г., за два месяца до смерти Антонина). 750 «Сарафаний» – ироническое прозвище, которым Антонин нередко обозначает в дневнике Епифания, архиепископа Иорданского. См. о нем примеч. 62. 753 Великим князьям Сергию (1857–1905) шел в описываемое время 24-й год, Павлу Александровичу (1860–1919) – двадцать первый. 755 Великий князь Константин Константинович (1858–1915), сын великого князя Константина Николаевича, самый близкий друг великого князя Сергия Александровича. Впоследствии, с 1889 г., – Президент Петербургской Академии наук, поэт, автор стихотворной драмы «Царь Иудейский», литературный псевдоним «К. Р.». В оригинале имя выделено киноварью. 757 Русский приют – здание, арендованное и оборудованное для приема русских паломников в Яффе Б. П. Мансуровым в 1860 г., Русский сад – участок с гробницей св. Тавифы, приобретенный о. Антонином. 760 Латрун – историческая местность в 28 км к западу от Иерусалима, которая по старой традиции связывалась с родиной Благоразумного Разбойника. В 1843 г. американский историк Э. Робинсон идентифицировал развалины с евангельским Эммаусом. Латрун лишь по филологическому казусу сделался родиной Благоразумного Разбойника. Это арабское искаженное произношение французского названия Ле Торон де Шевалье ‘башня рыцарей’. Так называлась крепость, построенная крестоносцами в XII веке на том месте, где находится теперь монастырь. Со временем Ле Торон превратился в Латрун. В XV в. произошло новое переосмысление: арабский Латрун был осмыслен как латинское Каструм Бони Латронис ‘крепость Благоразумного разбойника’.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

330 В конце 1920 г. старший сын Булгакова Федор долго не мог выехать из Москвы к своей семье; см.: «Ялтинский дневник», запись от 17 ноября 1921 г. 331 Ты есть Петр (лат.). Имеются в виду слова Иисуса Христа в Евангелии от Матфея: «...Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.» ( Мф. 16:17–19 ). В греческом языке слово «камень» πτρος и имя Апостола Πτρος совпадают, в латинском языке «камень» – petra, а имя Апостола – Petrus. 332 Кесария Филиппова ( Мф. 16 ,:13; Мк. 8:27 ) – город на севере Палестины у горы Ермон в районе истока Иордана, построенный на месте древнего поселения Ваал-Гад (или Ваал-Ермон) Иродом Филиппом. Известные слова Иисуса Христа, обращенные к ап. Петру из предыдущего прим. были произнесены именно в беседе по пути в Кесарию Филиппову. 333 Имеется в виду претензия Флоренского на своеобразное, «собственное» понимание православия в книге «Столп и утверждение Истины». 336 На Лионском соборе 1274 г. был официально закреплен обычай, по которому Папа единолично распоряжался кафедрами епископов, умерших в Риме, при папском дворе. Флорентийский собор 1439 г. принял Определение, в котором утверждался примат римского понтифика над всей Церковью и над всеми христианами. I Ватиканский собор 1869–1870 гг. принял догмат о непогрешимости Папы в вопросах веры и морали. 337 Феодор Студит (759–826) – византийский церковный деятель, с 798 г. настоятель Студийского монастыря (в Константинополе); возглавлял борьбу с иконоборчеством. Максим Исповедник (ок. 580–662) – византийский богослов, главный оппонент монофелитов (сторонников компромисса между ортодоксальной догмой и монофиситами, признававших, что Христос обладал двумя природами, но одной волей и «энергией»). В 653 г. арестован, подвергнут мучениям, сослан. Комментатор «Ареопагитик». Задача человека в мистической концепции Максима Исповедника – восстановить целостность своей природы и космоса. Оказал сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену и средневековую мистику. 338

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В феврале 1919 г. И. Ю. Крачковский благодарил Глубоковского за присланный труд о блаж. Феодорите, имевшийся в его библиотеке еще со студенческих лет и погибший вместе с ней во время войны в имении брата. «Тем приятнее, восстановить его экземпляром с автографом автора, – писал Крачковский и при этом добавлял: – Не скрою, что за некоторыми Вашими вещами я тщетно охотился несколько лет тому назад» 508 . «Феодорит», как первая любовь, прошел через всю жизнь Глубоковского. Спустя много лет, упоминая о своем «Феодорите», который стоял у него на полке у изголовья кровати, Глубоковский писал В. В. Розанову : «Человек был замечательный: попал под соборную анафему и... сохранил за собою титул блаженного. Это ли не феномен» 509 . Личный экземпляр второго тома «Блаженного Феодорита...», возможно стоявший у изголовья Η. Н. Глубоковского и ныне хранящийся в библиотеке Болгарского Синода, имеет его пометы. По-видимому, Глубоковский предполагал переиздать и свою магистерскую «Речь», правленный автором экземпляр которой находится в той же библиотеке. Глава 5. В Санкт-Петербургской духовной академии Нет на земле обаяния выше обаяния учителя. Из письма Л. Л. Измайлова И. И. Глубоковскому. 24 июня 1914 г. §1. Вхождение в корпорацию В сентябре 1891 г., спустя несколько месяцев после защиты магистерской, Глубоковскому предложили на выбор сразу две кафедры в С.-Петербургской духовной академии: русской гражданской истории и Св. Писания Нового Завета 510 . Предложение исходило от ректора епископа Антония (Вадковского) . На «историю» Глубоковский, окончивший «словесное» отделение, не имел формального права 511 ; вокруг занятия второй кафедры разгорелась борьба. Как писал Николай Никанорович, «все тут было не совсем вероятно, но таким оказалось и по фактическому процессу» 512 . Сам Глубоковский объяснял свое присутствие в столичной Академии вмешательством в его судьбу нескольких влиятельных иерархов – прежде всего, епископа Воронежского Анастасия (Добрадина, † 01.05.1913), который «натвердил» епископу Антонию (во время пребывания последнего летом 1891 г. в Воронеже), что Глубоковскому не место в семинарии, ибо его «карьера должна быть учено-профессорская» 513 . Вторым был Экзарх Грузии архиепископ Палладий (Раев) , осенью 1891 г. присутствовавший в Синоде и, по словам Николая Никаноровича, «хорошо знавший фамилию Глубоковских по Вологодскому епископству (с 15 июня 1869 года по 13 июня 1873) 514 ». При нем ректором Тифлисской духовной семинарии состоял покровительствовавший Николаю Никаноровичу архимандрит Николай (Зиоров) , бывший инспектор Вологодской духовной семинарии, в будущем архиепископ Варшавский. «Он воспламенил в мою пользу Экзарха Палладия, а тот рекомендовал меня епископу Антонию» 515 , – писал Глубоковский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Кузовков Евдоким Леонтьевич (1869–?) – крестьянин-земледелец. Депутат III Гос. Думы от Калужской губ., окт. Окончил сельское училище земледелия. – 102, 103 Кузьмин Косьма Феоктистович – старообрядческий священник. – 45 Кузьмин-Караваев Владимир Дмитриевич (28.08.1859–17.02.1927) – общественный и политический деятель, публицист, генерал-майор, военный юрист, профессор. Депутат I и II Гос. Дум от Тверской губ., один из руководителей правого крыла кадетской партии. Окончил Пажеский корпус, затем был вольнослушателем Военно-юридической академии, которую окончил в 1883 г. Заслуженный профессор и писатель. Один из деятелей земского движения. Участник русско-японской войны. Профессор Военно-юридической академии. В Первую мировую войну – один из деятелей земства и член военно-промышленного комитета. После революции с 1919 г. в эмиграции. Был деканом Русского отделения юридического факультета Сорбонны, член Парижской русской академической группы, Союза русских писателей и журналистов, объединения русских адвокатов в Париже. – 319 Кузьминский Владимир Михайлович (1865–?) – протоиерей церкви г. Слонима. Депутат III Гос. Думы от Гродненской губ., нац. По окончании Литовской духовной семинарии служил в ней 3 года надзирателем. В 1887 г. рукоположен во иерея. Уездный наблюдатель церковно-приходских школ, член епархиального училищного совета, член правления духовного училища. Благочинный, законоучитель. – 320 Куприянов Василий Петрович (1864 – после 1932) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Тверской губ., окт. Окончил Тверскую духовную семинарию в 1885 г. и рукоположен во иерея. Был окружным миссионером Тверской епархии. До избрания в Думу – священник с. Видропуск Тверской губ. Служил во Владимирской церкви в г. Твери, член епархиального совета. Арестован в 1922 г. и осужден на 2 года ссылки в Туркестан, после отбытия заключения вернулся в г. Тверь, где вновь служил во Владимирской церкви. 15.03.1932 арестован и сослан на 3 года в Казахстан, дальнейшая судьба неизвестна. – 320 Куракин Иван Анатольевич (01.08.1874–27.10.1950) – князь, камер-юнкер Двора Его Величества, впоследствии епископ Мессинский Иоанн. Депутат III Гос. Думы от Ярославской губ., окт., председатель комиссии по запросам, секретарь комиссии по народному образованию. Окончил юридический факультет Харьковского университета. Губернский предводитель дворянства. Член ЦК партии «Союз 17 октября». С 1920 г. жил в Париже. Оказавшись в эмиграции и овдовев, он приблизился к Церкви, был близок к митрополиту Евлогию (Георгиевскому). В 1931 г. рукоположен во иерея, настоятель церквей в Милане и Флоренции. С 1949 г. – архимандрит. Хиротонисан за неделю до смерти во епископа Мессинского (Вселенский экзархат). Умер в Париже, так и не добравшись до места назначения. – 330, 343, 355

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Знаменательна позиция отца Феодосия в так называемом «грузинском деле». До его представления расскажем немножко о самом деле. Как было уже сказано выше, в 1869 году на Афон приехал уроженец Кутаисской губернии иеромонах Венедикт (Баркалая), который взял у Иверского монастыря заброшенную келлию имени святого апостола Иоанна Богослова и с помощью финансовой поддержки грузинской и российской общественности и российских государственных учреждений начал восстанавливать эту келлию. Особенную помощь ему в этом оказали и афонския русския обители: Пантелеимонов монастырь и Андреевский скит. При такой помощи отец Венедикт в кратчайшие сроки сумел не только восстановить старые здания и построить новый храм, но и собрать большое количество братии (до сорока человек). Все это старцам Иверского монастыря не пришлось по душе, и они стали накладывать разные запреты на дальнейшее развитие келлии. Тогда отец Венедикт решил принять экстренные меры: заручился поддержкой Российского Императорского двора и подал в суд на монастырь. Этот процесс длился почти сорок лет, и закончился он катастрофическими последствиями для всех грузинских монахов, проживающих на Афоне. В 1919 году они почти все были выдворены с Афона. Именно в этом деле отец Феодосий имел особую позицию: он был против правового пути решения споров с Иверским монастырем, а предлагал особый – духовный путь, что и осуществлял по мере своих возможностей. В чем был смысл этого пути? Отец Феодосий утверждал, что греки – народ набожный и единственный аргумент, который они уважают и перед которым они склоняют головы, это – святость. Примером чего отец Феодосий приводил высокое почитание греческими монахами умершего в 1863 году иеросхимонаха Илариона Грузина. Поэтому, по мнению отца Феодосия, грузинским монахам нужно было добиваться не правового или экономического превосходства над Иверским монастырем, а создания высокодуховного братства, святость, благочестие и христианская нравственность которого вызвали бы желание иверских монахов с уважением относиться к их нуждам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец, законодательную работу в комиссии по мерам борь­бы с пьянством в Третьей Государственной Думе возглавлял епископ Православной Церкви преосвященный Митрофан, епископ Гомельский (в миру Дмитрий Краснопольский, 1869–1919 гг., депутат от Могилевской губернии). Широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 года (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких спиртных напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую, высшую ступень. Таковы плоды трудов скромного учителя в селе Татево. В начале нашей работы мы сравниваем “светскую” и церковную социальную педагогику. О первой современная исследовательница справедливо пишет: “…теорию социальной педагогики конца XIX в. скорее можно охарактеризовать как теоретическую программу, без конкретной профессиональной практики. Лишь к концу ХХ столетия к контурам этой теории добавилась многогранная практика в разнообразных формах социального, общинного воспитания и социальной работы” 33 . Деятельность С. А. Рачинского, рассмотренная нами не во всей полноте (он был еще устроителем больницы в своем селе для лечения сифилиса), показывает, что церковная социальная педагогика была в указанный период развитой практикой, базировавшейся на глубоко продуманной теоретической программе и, что еще важнее, имеющей духовную основу — Заповеди Божии и учение Православной Церкви. Достаточно вспомнить Дома трудолюбия святого праведного Иоанна Кронштадтского, Марфо-Мариинскую обитель преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны… Примеры можно множить и множить, даже оставаясь в рамках рассматриваемого периода. Если же мы обратимся ко всей двухтысячелетней истории Церкви, то увидим, что распространение Света духовного, по заповеди Божией, происходило через добрые дела христиан, и, таким образом, история социального служения Церкви и есть история социальной педагогики в христианской культуре.

http://pravmir.ru/shkolnyiy-apostol-i-ap...

Меренга (фр. «meringue») – десерт из взбитых с сахаром и запеченных яичных белков; безе. Вернуться 192 Речь идет о французско-русской кондитерской «Fazer», основанной в 1891 году Карлом Фацером. Вернуться 194 Николай Николаевич Кедров (старший; 1871–1940) – оперный и камерный певец, православный композитор, создатель мужского квартета, выступавшего сначала в России, а потом во Франции. Вернуться 195 Схима – торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила по-ведения; совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Вернуться 196 Петр Николаевич Краснов (1869–1947) – военный и политический деятель, писатель и публицист, атаман Всевеликого Войска Донского. С 1920 года в эмиграции. Вернуться 198 Скобари – обобщенное название жителей Пскова и Псковской губернии. По одной из версий слово «скобарь» происходит от названия ремесленников-изготовителей скобяных изделий, которыми славился Псков. В Петербурге это слово приобрело негативный оттенок, для характеристики неотесанного провинциала. Вернуться 200 Валентин Платонович Зубов (1884–1969) – искусствовед, доктор философии, основатель Института истории искусств. Вернуться 201 Александр Александрович Половцев (младший; 1867–1944) – дипломат, этнограф, лингвист. Вернуться 205 Иеремиада – литературное произведение, в котором автор горько оплакивает состояние общества, обличая его пороки наряду с лживой моралью и, как правило, предсказывая его скорый упадок. Название происходит от имени библейского пророка Иеремии. Вернуться 207 Александр Павлович Родзянко (1879–1970) – гене-рал-лейтенант (1919), один из руководителей Белого движения на Северо-Западе России. Вернуться 208 Богданов и К° – крупная табачная фирма в Санкт-Петербурге, основанная в 1864 году А. Н. Богдановым. Вернуться 212 Борис Викторович Савинков (1879–1925) – российский политический деятель, писатель, публицист. Один из руководителей «Боевой организации» эсеров, организатор многих террористических актов. Автор «Воспоминаний террориста», повести «Конь бледный», романа «То, чего не было», стихов и очерков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Макарий (Павлов; 1867 – после 1923), епископ Владикавказский и Моздокский; впоследствии уклонился в раскол. Родился в семье священника Томской епархии. Первоначальное образование получил в Барнаульском духовном училище. В 1890 году окончил Томскую Духовную семинарию и в этом же году 16 сентября рукоположен во священника. Овдовев, он в 1894 году поступил в Казанскую Духовную академию. В 1897 году пострижен в монашество. В 1898 году окончил академию и определен миссионером главного стана Киргизской миссии в Заречной Слободке города Семипалатинска. С 1899 года – начальник той же миссии в сане архимандрита. 18 марта 1901 года хиротонисан в Томске во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 17 января 1905 года епископ Якутский и Вилюйский. 1 мая 1909 года уволен на покой согласно прошению, а 5 мая назначен управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Успенско-Богородицким монастырем Казанской епархии. 28 января 1917 года определен епископом Владикавказским и Моздокским. В начале обновленческого движения уклонился в обновленческий раскол. До конца ли дней своей жизни пребывал в обновленчестве, не известно. Год смерти также не известен. 24 Иннокентий (Соколов; 1846–1937), архиепископ Бийский и Алтайский. В 1867 году окончил Московскую Духовную семинарию и назначен учителем Перервинского духовного училища. В 1871 году принят на службу в Алтайскую Духовную миссию. 8 сентября 1873 года рукоположен во священника и назначен миссионером. В 1890 году назначен благочинным миссионерских церквей. В 1897 году возведен в сан протоиерея. 2 февраля 1902 года пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен помощником начальника Алтайской миссии. 3 апреля 1905 года хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. 23 мая этого же года назначен начальником Алтайской Духовной миссии. С 1919 по 1924 годы упоминается в качестве архиепископа Бийского и Алтайского. Скончался 14 августа 1937 года под Москвой, на квартире у своего сына протоиерея Николая Соколова. 26 Мелетий (Заборовский; 1869–1946), митрополит Харбинский и Маньчжурский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Потапиевич Кузнецов (28.06. 1869, Благовещенский завод Уфимского у. и губ. (ныне г. Благовещенск, Республика Башкортостан) - февр. 1918, близ Очёрского завода Оханского у. Пермской губ. (ныне г. Очёр Пермского края)), сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. В 1888 г. окончил Благовещенскую учительскую семинарию и был назначен учителем Закона Божия и пения в земское уч-ще с. Сепычевского Оханского у. В 1900 г. рукоположен во диакона к Сретенской ц. Сепычевского. В 1902 г. переведен в Христорождественскую ц. Бисертского завода Красноуфимского у. Пермской губ. и назначен законоучителем в Бисертскую церковноприходскую школу. 6 дек. 1906 г. рукоположен во иерея к Вознесенской единоверческой ц. дер. Куминой Оханского у. и откомандирован для служения в выстроенную в 1906 г. Стефано-Сергиевскую ц. в с. Рогали того же уезда. В 1911 г. переведен в храм святых апостолов Петра и Павла Павловского завода Оханского у. и назначен законоучителем в Павловском и Одуйском жен. уч-щах. В 1913 г. назначен председателем Павловского церковноприходского попечительства, а также заведующим и законоучителем Нижне-Талицкой церковноприходской школы. С 1914 г. член благочиннического совета. 20 янв. 1918 г. в Павловском заводе состоялся волостной сход, на к-ром был выбран состав революционного комитета. П. присутствовал на собрании и выступил против одной из кандидатур. В тот же вечер в поселок прибыла группа сотрудников ЧК, они арестовали П. и доставили его в Очёрский завод. В февр. того же года расстрелян на острове на Очёрском пруду (по др. данным, в пос. Верещагино близ железнодорожной станции). Похоронен на кладбище Павловского завода. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАПО. Ф. 541. Оп. 1. Д. 9. Л. 179 об.- 180 об. Ист.: Справочная кн. Пермской епархии на 1912 г. Пермь, 1911; Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 16.

http://pravenc.ru/text/2580178.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010