Названа пустынь, вероятно, по фамилии князей Глинских, благоустроителей обители. Основана на месте явления в начале XVI в. пчеловодам чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, которая получила название Пустынно-Глинской. Расцвет обители связан с деятельностью её настоятеля Филарета (Данилевского) , который управлял пустынью в 1817–1841 гг. В 1922 г. Глинская пустынь была закрыта; храмы и колокольня взорваны; местонахождение Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы неизвестно. В монастырских постройках была размещена сельскохозяйственная артель, которая была позднее реорганизована в комбинат по изготовлению сельхозинвентаря. В 1942 г., после оккупации Сумской области фашистскими войсками, по ходатайству верующих пустынь стала действовать. В 1961 г. под давлением властей Глинская пустынь вновь была закрыта. В 1994 г. началось возрождение монастыря. В 1996 г. обитель стала ставропигиальной пустынью Украинской Православной Церкви. 31 Житие при. Иоанникия Великого († 846) см.: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (далее – Четьи-Минеи). М., 1991. Кн. 3 (Ноябрь, 4). С. 66. См. также «Из жития святого Иоанникия Великого» (часть 2 «Из другого мира», глава «Из житий святых»). 32 Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь была основана в 1762 г. Расцвет обители начался в середине XIX в.; Чуркинский монастырь стал одним из духовных центров Астраханской губернии. В начале XX в. в обители было около 150 насельников. В 1910 г. при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит. Монастырь имел кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, большое поголовье скота. В 1919 г. пустынь была закрыта, в 1930 г. – снесены колокольня и Успенский собор. В 2003 г. монастырь был возвращен Астраханской епархии. Началось возрождение обители. 33 Имеется в виду архимандрит Паисий (в миру – Петр Сипченко; 1802–1869), который управлял Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустынью в 1855–1869 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В 1865 году была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная. Пустынский Успенский монастырь, дореволюционная фотография В 1866 году в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м). В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола. В 1869 года в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 году церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг. В 1919 году насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть, направлявшаяся на Курскую дугу из Северной Африки. В 1943 году немцы взорвали монастырь. При этом были обнаружены в стенах собора потайные ходы, один из которых выводил за пределы обители. Весной 1944 года, накануне операции " Багратион " , в монастыре базировался женский авиаполк ночных бомбардировщиков.

http://drevo-info.ru/articles/17626.html

Проект храма подворья мон-ря в С.-Петербурге. 1913 г. Проект храма подворья мон-ря в С.-Петербурге. 1913 г. С 1867 г. близ железнодорожного вокзала Н. Новгорода по ходатайству иером. Феодосия велось строительство часовни в память спасения имп. Александра II 4 апр. 1866 г., во время покушения Д. В. Каракозова. 1 сент. 1868 г. часовня была освящена в честь Феодоровской иконы и во имя св. князей Александра Невского и Георгия Всеволодовича - основателя Н. Новгорода. В 1869 г. на средства купца 1-й гильдии А. Ф. Зубкова и господина Иванова часовня была перестроена в храм, главный престол к-рого освящен в авг. 1870 г. во имя св. кн. Александра Невского, приделы - во имя равноапостольных Константина и Елены и мч. Анатолия (1871). В 1886-1887 гг. в перестроенном храме было открыто подворье Г. м.: на верхнем этаже находилась церковь, на нижнем - кельи с трапезной и кухней. При входе в ограду подворья стояла каменная часовня. В 1887 г. в Александро-Невском храме были освящены также приделы во имя св. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских и свт. Николая Чудотворца. При подворье постоянно проживало ок. 20 монахов. Ежегодно к 1 авг. в церковь подворья приносили монастырские святыни - иконы Феодоровской Божией Матери и св. кн. Александра Невского, к-рые пребывали здесь до 8 сент., т. е. весь период проведения Нижегородской (Макариевской) ярмарки. Затем иконы с крестным ходом носили по уездам. 1919-2006 гг. В нач. 1919 г. чекисты Балахнинского у. произвели обыск в Г. м., конфисковали мебель. В 1923 г. мон-рь был закрыт, общине верующих передан Александро-Невский храм, в к-ром до 1934 г. совершались богослужения. В 1924 г. все постройки были поставлены на учет музейным отделом Главнауки Наркомпроса, но к кон. 20-х гг. XX в. сняты с учета. В 1934 г. здания Г. м. были переданы управлению НКВД для размещения трудовой коммуны правонарушителей. Решением президиума Городецкого горсовета Александро-Невский храм был закрыт и передан «под культурные нужды» коммуне, Феодоровский собор переоборудован под электростанцию, колокольня - под водонапорную башню. В зданиях мон-ря размещались общежитие, школа, клуб, кухня со столовой, мастерские - столярная и «хохломской окраски», кузница. Позже храмы мон-ря были разобраны, кирпич использовался при строительстве Городецкого судоремонтного механического завода.

http://pravenc.ru/text/166241.html

92 Впоследствии еп. Екатеринославский и Мариупольский (1911), архиеп. (1918), член Юго-восточного церковного собора (1919), возглавил самочинный Синод Автокефальной Украинской Церкви и запретил поминовение патр. Тихона (1919), лишен сана за учиненный раскол, затем принес покаяние, скончался в заключении после 1923. 94 Лиховицкий (1); Покровский Н. (1); Лиховицкий (2); Покровский Н. (2); Недельский; М.П.; Волнин. 361–362; Мирянин. О введении русского. Александр Владимирович Лиховицкий – законоучитель и настоятель церкви Петровского реального училища в Ростове-на-Дону. 95 Впрочем, даже в последние предреволюционные годы в дискуссию порой вливались новые участники, как, например, мировой судья из Полтавской губернии, который, по-видимому, был мало знаком с написанным на эту же тему ранее и обосновывал свои предложения (служить на русском языке и т.п.) тем, что «хорошо знает народ». См.: Терновец. 3–4. 98 ЦОЖ. 1907. 26. С. 799. Протоиерей Кирилл Иоаннович Зайц (1869–1948) впоследствии служил миссионером в Даугавспилсе, в 1917 член Поместного Собора от Полоцкой епархии, затем настоятель кафедральных соборов в Гродно и Риге, преподаватель Рижской семинарии, в 1941–1944 гг. возглавлял Псковскую православную миссию. Скончался в советском концлагере. 100 Хотовицкий. О реформах. 157. Протоиерей Александр Александрович Хотовицкий (1872–1937), канд. богословия СПбДА, с 1895 был миссионером в Америке, с 1903 – настоятелем кафедрального собора в Нью-Йорке. В 1914–1917 служил в Финляндии; назначен ключарем московского храма Христа Спасителя. Член Поместного Собора (1917–1918). Затем один из ближайших помощников св. патриарха Тихона. Неоднократно подвергался аресту и заключению; расстрелян. Причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (1994). 103 Мясников. 324. Автор – священник с. Средне-Аверкина Бугурусланского уезда Самарской губернии. 107 Дроздов Н. Ревнители уставности. 48; ср.: Дроздов Н. К реформе (1). 16–17. К слову сказать, автор настоящей книги тоже занимался когда-то подобными экспериментами. Чаще всего ревнители незыблемости существующего текста церковнославянских богослужебных книг, даже из числа имеющих богословское или филологическое образование, после нескольких попыток передать по-русски смысл почти наугад выбранного песнопения или молитвы, пускались в рассуждения о неизреченном и духовном смысле данного текста, который понятными словами будто бы невозможно даже и пересказать... Немало примеров ошибочного прочтения богослужебных текстов представлено, например, в статьях О. Газизовой, в начале 90-х гг. печатавшихся в «Московском церковном вестнике», а позднее – в журнале «Наука и религия» (см., в частности: «Огнесветлая» радость Троицы//Наука и религия. М.,1997. 6. С. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«В августе 1915 года он возил сербскому королю Петру икону от лица афонских пустынников и получил за это на ленте крест» 593 . День смерти отца Иоанна не установлен, но это могло случиться только после 1919 года, так как в списках келиотов 1919 года он упоминается как живой. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) Иеросхимонах Феодосий (в миру Василий Васильевич Харитонов) родился в 1869 году в Саратовской губернии. По окончании учебы в сельской школе Василий был взят на казенный счет в духовное училище. С этого момента начинается путь, которым прошли многие образованные русские иерархи, происходившие из крестьянства. Образование свое старец закончил в Казанской духовной академии. Затем пять лет был инспектором в Вологодской семинарии, но после оставил мир и ушел на Афон. Здесь началось другое серьезное и продолжительное учение. На Афоне отец Феодосий (тогда еще Феофан) пошел путем русского келиотского монашества и поступил в знаменитую келлию святителя Николая, именуемую Белозеркой. Одному из своих учеников, схимонаху Никодиму, впоследствии старец поведал о своей борьбе только с одной страстью – гневом. Три года он неустанно боролся со своей страстью – гневом и видел, что не мог победить ее. И тогда он отправился к известному подвижнику того времени, схииеродиакону Лукиану (Роеву), проживавшему в каливе близ Пантелеимонова монастыря. Этот диакон, известный в Пантелеимоновом монастыре как живописец, ученик самого духовника Иеронима, был достоин такого выбора, потому что был очень суров по характеру, и послушничество у него было лучшим способом для обретения смирения. Будущий карулец старался терпеть все, но иногда впадал в уныние и слышал: „Ну, что ты нюни распустил“. Выдерживать будущему старцу такой искус удалось только полтора года. Дальше путь его лежал в отшельническия места на Капсале. Здесь он проводил настоящую отшельническую жизнь, вкушая немного супа с сухарями и придерживаясь безмолвия. Но когда он по обыкновению прятался от посетителей, то вдруг услышал через дверь слова иеромонаха из Андреевского скита: „Не усидишь ты в своем безмолвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой Лавре основан в 1844 году архимандритом Антонием (Медведевым, † 1877) с благословения и при деятельном участии св. Филарета, митрополита Московского († 1867). В новооснованной обители был принят устав Саровской пустыни. В 1847 году при Гефсиманском ските поселился знаменитый юродивый Филипп Андреевич Хорев (в монашестве – Филарет, в схиме – Филипп), положивший начало пещерному отделению скита. Там было установлено пение псалмов по уставу св. Пахомия Великого . Пещерное отделение (или Черниговский скит) жило по особому уставу и имело своего благочинного при общем с Гефсиманском скитом настоятеле. 1 сентября 1869 года в пещерной церкви св. Архангела Михаила прославилась чудом исцеления тяжко болящей женщины икона Божией Матери, пожертвованная А. Г. Филипповой. Этот чудотворный образ Царицы Небесной получил наименование Черниговско-Гефсиманского. Пещерное отделение скита стало центром московского старчества. В Гефсимании подвизались схимонахи Харитон и Матфей († 1852), игумен Иларий (в схиме Илия, † 1863), иеромонах Тихон(† 1873), иеросхимонах Александр (†1878), иеромонах Варнава (†1906), иеромонах Исидор (†1908), схиигумен Герман († 1923) и другие подвижники. После закрытия Лавры (1919) часть братии ее перешла на жительство в Черниговский скит, который, в свою очередь, закрыли в 1921 году. В следующем году закрыли и Черниговский собор, действовавший некоторое время как приходской храм. В 1924 году Гефсиманский скит получил статус сельскохозяйственной артели и прекратил свое существование лишь с окончанием нэпа. В 1928 году была закрыта последняя скитская церковь . Последний скитоначальник игумен Израиль скончался в ссылке в начале 50-х годов. В 50-е годы на территории Гефсиманского скита разместили воинскую часть, а в Черниговском в годы советской власти последовательно размещались: тюрьма, интернат для слепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, а затем и ПТУ для инвалидов. Иноческая жизнь в скиту возобновилась с 1990 года. Строения Гефсиманского скита почти не сохранились. На территории Чернигофского скита восстановлены места погребения философов К. Н. Леонтьева (в монашестве Климент, † 1891) и В. В. Розанова († 1919).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1919-1922), начало которому положил декрет от 22 апр. 1919 г. «О хранении и уничтожении архивных дел»; в настоящее время архив находится в ЦГИАМ. Епархии принадлежал Московский епархиальный церковно-свечной завод, созданный по постановлению епархиального съезда от 3 сент. 1879 г. Завод имел статус церковного учреждения, им руководило правление в составе 4 чел., избиравшихся епархиальным съездом из числа столичного духовенства и утверждавшихся митрополитом. Вся прибыль от реализации предметов богослужебного назначения тратилась на содержание епархиальных духовных школ. Здание Московской духовной консистории на Мясницкой ул. 1895 г. Архит. В. Е. Сретенский. Фотография. Нач. ХХ в. Здание Московской духовной консистории на Мясницкой ул. 1895 г. Архит. В. Е. Сретенский. Фотография. Нач. ХХ в. На территории М. е. продолжали действовать синодальные учреждения во главе с Московской синодальной конторой, к-рая заведовала 4 ставропигиальными мон-рями, Московским синодальным домом, Большим Успенским собором Кремля, Синодальной ц. 12 апостолов, Синодальной ризницей. Иногда Синод в полном составе устраивал выездные заседания в Москве. В этом случае Московская контора закрывалась до его отъезда, а в С.-Петербурге работал временный орган с полномочиями Синодальной конторы. Московской синодальной конторе были подведомственны неск. синодальных учреждений: Синодальный дом, Московская синодальная типография на Никольской ул. (к нач. XX в. типография имела более 150 машин, станков и прессов, на предприятии работали 347 чел., в т. ч. 70 учеников), Московская синодальная б-ка, Синодальный хор и уч-ще. Синодальная типография на Никольской ул. Цветная литография. 50-е гг. XIX в. Синодальная типография на Никольской ул. Цветная литография. 50-е гг. XIX в. Во 2-й пол. XIX в. в М. е. было учреждено неск. жен. мон-рей: в честь Покрова Пресв. Богородицы (1869), Казанской иконы Божией Матери Головинский (1882), Воздвижения Креста Господня и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери в с. Лукине (1887), Святой Троицы и святого князя Александра Невского в с. Акатове (1889), в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Москве (1890), одинцовский во имя равноап. кн. Владимира (1890), Троицкий во имя св. блгв. кн. Александра Невского (1890), павловопосадский Васильевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1894), в честь иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» (1898), а также общины: Кирилловская во имя равноап. Нины (1907), Сергиево-Дубровская (1911), Марфо-Мариинская (1916). При мн. обителях существовали школы, приюты для сирот, больницы и богадельни.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

150 Ушаков Алексей Александрович (1873 – после 1923) – окончил Саратовскую ДС (1895), работал в Саратовской духовной консистории, иерей (1898), помощник секретаря в миссионерской комиссии (1904), уездный миссионер (1908), служил в Царицыне с 1908 по 1913. Благовидов Лев Фомич (1869–?) – окончил Саратовскую ДС (1888), иерей, служил в Скорбященском хр. Царицына, сподвижник Илиодора; председатель Царицынского отделения братства Святого Креста (1909), инициатор открытия при храме общества трезвости во имя св. Феодосия Черниговского (13 марта 1911), окружной противосектантский миссионер с 3 октября 1912. Автор статьи «Все согрешили и лишены славы Божией» (Царицынский пастырский листок. 1911). В 1919 арестован контрразведкой Добровольческой армии за пособничество большевикам. 153 Ср.: «Такова уж судьба Иллиодора [так в тексте]: всё напоказ. Даже «величественный монастырь» – оказался «бутафорским» зданием, имеющим величественный вид только на фотографических карточках. Он построен на живую нитку, наспех, как декорация, которая нужна была ко времени, и вот после Иллиодора и это выплыло наружу. Оказалось, что стены монастыря трескаются, в кельях нет вентиляций, и потому все они покрылись от сырости плесенью. «Катакомбы» наполняются водой и пол над вырытыми под ним ямами трясётся и грозит падением храму. Всеми деньгами Иллиодор распоряжался единолично и бесконтрольно, и теперь братия перебивается кое-как добровольными пожертвованиями...» (Лунин К. Письмо из Царицына//НЗ. 1912. 7/8. С. 17). 155 Алексий (Дородницын; 1859–1919), архиеп. – возглавлял Саратовскую и Царицынскую епархию с 17 января 1912 по 20 июля 1914; почитал Распутина «великим старцем». По требованию паствы весной 1917 уволен на покой за деспотическое управление и грубое обращение с духовенством. 156 «Необоснованные случаи перемещения священников... установивших духовно-нравственный многолетний контакт со своей паствой, случались при еп. Гермогене регулярно» (Мраморнов А. Указ. соч. С. 185). 157 «Положив в основу администрирования не требования закона, а собственные предпочтения и соображения, преосвященный привёл делопроизводство, финансовую и распорядительную части епархиального управления в тяжелейшее состояние, для выхода из которого его преемнику, епископу Алексию, пришлось очень много потрудиться» (Там же. С. 132).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Собор новомучеников и исповедников Российских Священноисповедник Николай Гашев Священноисповедник Николай родился в 1869 году в деревне Успенка Пермской губернии в семье крестьянина Михаила Гашева. В 1880 году Николай окончил начальное училище и с 1885 по 1890 год состоял церковником при Чусовской Успенской церкви Пермского уезда. В 1890 году он окончил курсы псаломщиков при Братстве святого Стефана Пермского и был назначен исполняющим обязанности псаломщика в Ильинский храм в селе Ильинское Пермского уезда, а 30 августа 1902 года был рукоположен во диакона к этой же церкви. С 1905 по 1917 год он исполнял послу­шание законоучителя в земских училищах . В 1919 году диакон Николай был рукоположен во священника к Ильинскому храму . Когда большевики в 1919 году вошли в пределы Пермской гу­бернии, некоторые, опасаясь расправы, ушли с войсками Колчака в Сибирь. Многие советовали отцу Николаю уйти с белыми, так как красные не пощадят священника, но он остался и, когда крас­ные вошли в село, не стал прятаться, а так же, как и раньше, сво­бодно и открыто ходил по селу в рясе, чем приводил в немалое изумление красноармейцев. Однако большевистские власти не стали его убивать, и он прослужил в селе еще десять лет. 30 декабря 1929 года в Ильинское из Перми приехал лектор-безбожник с докладом на тему «Был ли Христос?». В конце лекции он предложил своим слушателям немедленно закрыть храм, счи­тая, что аргументы его лекции – достаточное для того обоснова­ние. Отец Николай созвал приходское собрание, в котором участ­вовало около четырехсот человек, и оно постановило – храм на поругание не отдавать. 8 января 1930 года ОГПУ арестовало священника. Свидетели, вызванные после его ареста в ОГПУ, показали, что отец Николай «вел агитацию среди верующих, говорил, что надо во что бы то ни стало отстоять церковь, призывал биться за нее с советской влас­тью до последней капли крови, указывая при этом на пример пер­вых христиан, принимавших смерть за веру... ходил по приходу с иконой Богоматери, говорил родителям, чтобы они не пускали де­тей в комсомол, потому что ничему хорошему их там не научат...»

http://fond.ru/kalendar/142/nikolay/

Особый период в истории обители начался в 1866 г., когда в Костромской епархии было учреждено Кинешемское вик-ство и Б.-И. м. стал резиденцией викарных епископов. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. настоятелями мон-ря были видные деятели РПЦ Кинешемские епископы Ионафан (Руднев ; 1866-1869), Никандр (Феноменов ; 1905-1908), Севастиан (Вести ; 1914-1919). По инициативе еп. Вениамина (Платонова) в 1888 г. при мон-ре открылась церковноприходская школа, разместившаяся в монастырской гостинице. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. число братии Б.-И. м. составляло ок. 30 чел., обители принадлежали 1716 дес. пахотной земли, сенокосных лугов и леса, мельница на р. Чёрной с маслобойным заводом при ней, подворье в Костроме. В 1919 г. Б.-И. м. был закрыт, его последний настоятель еп. Севастиан изгнан, в братском корпусе открылась школа. Братии удалось зарегистрироваться как приходской общине, и обитель фактически просуществовала еще 9 лет. В 1928 г. Б.-И. м. был окончательно упразднен. Никольский храм, действовавший как приходской, был закрыт в 1932 г. (находившуюся в нем Смоленскую икону Божией Матери перенесли в Воскресенскую ц. соседнего с. Любовникова). В 1931 г. вблизи Песочной слободы были устроены Песоченские военные лагеря, в ведение к-рых перешли монастырские постройки. Бывш. монастырскую трапезную отдали под свинарник, Смоленский собор - под коровник. В 1933 г. разобрали часовню над святым источником, в следующем году для нужд лагерей был взорван собор Смоленской иконы Божией Матери, в 1936 г.- собор Рождества Христова, осенью 1941 г. начался снос Никольской ц. К нач. 60-х гг. из монастырских построек оставался только увенчанный колокольней братский корпус, в к-ром находилась школа. В 1962 г. под предлогом того, что колокольня «отрицательно влияет» на учащихся, 2 ее верхних яруса были разрушены. В нач. 70-х гг. школу из корпуса вывели. В наст. время из строений Б.-И. м. сохранился только двухэтажный братский корпус в руинах и встроенный в него нижний ярус колокольни. Арх.: Явление пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Одигитрия, иже на Костроме, в новой пустыне, на реце Песочне. 1665 г.- ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371; Там же. Ф. 706 [Ф. Богородицко-Игрицкого мон-ря]; Диев М. Я. Описание Богородицкого Игрицкого мон-ря - РНБ ОР. Тит. 775.

http://pravenc.ru/text/149535.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010