Скачать epub pdf Глава 10. Платон, епископ Ревельский 14 января 1919 г. – день мученической кончины первого национального епископа Эстонской Церкви Платона, зверски убитого большевиками в подвале Кредитного банка в городе Юрьев. Епископ Платон, в миру Павел Петрович Кульбуш, сын псаломщика Рижской епархии, родился 13 июля 1869 г. По окончании курса Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата-магистранта богословия он был в 1894 г. определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербург. Занимая эту должность в течение 23 лет, отец Павел Кульбуш по достоинству выдвинулся в первые ряды столичного духовенства, как выдающийся пастырь и администратор. Когда в Эстонской Православной Церкви в 1917 г. возник вопрос о замещении кафедры бывшей Рижской епархии, то общий голос духовенства и мирян назвал имя о. Павла Кульбуша. Св. Синод признал желание православных эстонцев заслуживающим удовлетворения, а о. Павла достойным кандидатом на должность епископа. 13 января 1918 г. отец Павел Кульбуш (в монашестве Платон) митрополитом Петроградским Вениамином (убитым большевиками в ночь с 12 на 13 августа 1922 г.) и епископом Лужским Артемием был рукоположен в сан епископа. Вступив в управление вверенными ему православными приходами в Эстонии, владыка Платон ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты 1917 г. Время было страшное: грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении. Епископ Платон за время своего кратковременного святительства лично посетил 71 приход, всюду восстанавливая нарушенную церковную жизнь и словами любви и ободрения внося утешение в смятенные души верующих. Но недолго православное духовенство и народ Эстонии пользовались счастьем быть водимыми своим мудрым и благостным архипастырем. 19 декабря 1918 г. немецкие войска, оккупировавшие Эстонию во второй половине года, покинули город Тарту (бывший Юрьев), где в то время, оправляясь от перенесенной тяжелой болезни, проживал епископ Платон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Храм святых апостолов Петра и Павла (Уфа) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Храм во имя Святых апостолов Петра и Павла в селе Нагаево, Уфимского уезда был построен тщанием прихожан и освещен в 10 декабря 1862 года при Епископе Уфимском и Мензелинском Филарете (Малишевском ), бывшем на кафедре с 1860 по 1869 годы. Церковно — приходское попечительство существовало с 1876 года. Приход относился к 1 — вому благочинническому округу Уфимской епархии. Притч,состоял из священника и псаломщика с казённым жалованием 141руб.12коп. в год. Священник помещался в церковном доме а псаломщик в общественном. Приход состоял из села и 11 деревень с 2094 душами обоего пола ( 1026 муж. 1068 жен.) Чудовищный погром обрушился на Уфимскую епархию в 1919-38гг. Органами советской власти закрывались храмы и изымались церковные ценности. Не был обойден стороной гонителями веры Христианской и храм святых апостолов Петра и Павла в селе Нагаево . В 1930 году приход был закрыт а храм осквернен.Прихожане пытаясь уберечь церковную утварь,книги ,священнические облачения в тайне относили в свои дома и прятали там рискуя собой и своими близкими. Советская власть чудовищно истреблявшая православие организовывала рейды по домам жителей села ,обыски, изымали все церковные принадлежности от этого почти ничего не осталось.В храме был устроен клуб но клубом находился не так долго т.к. людям было неуютно там петь и плясать.В последствии храм был отдан под здание пожарного надзора а затем и вовсе под конюшню.В 31 — 32годы , храм был подозжен злоумышленниками и сгорел до тла. ( Из истории Уфимской Епархии Русской Православной Церкви) В 2002г. директором Совхоза РОССИЯ, села Нагаево стал Иванцов Е.М. Он задался вопросом что за пустырь, который находиться по среди села? Сторожили села поведали о том что на этом месте ранее находился православный храм в честь святых апостолов Петра и Павла.На ближайшем собрании жителей села был поднят вопрос о строительстве нового храма на месте старого. После Иванцов Е.М. получил благословение Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона на организацию прихода в селе Нагаево и строительство храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_ап...

Братья приняли мученическую смерть в один день. После антисоветского восстания в Грузии в авг. 1924 г. начались репрессии. Были арестованы многие духовные лица, не имевшие отношения к восставшим. Поводом для ареста послужило неподчинение советским властям: вопреки запрету они продолжали совершать богослужение и отказывались снимать священническое облачение. Вначале большевики намеревались арестовать только сщмч. Петра, поскольку сщмч. Андрею в силу его преклонного возраста было трудно передвигаться с арестантами. Однако сщмч. Андрей не покинул брата и присоединился к выводимой на расстрел группе. Братья были расстреляны в Тирифонской долине (левобережье р. Лиахви, Горийский р-н). Полиевкт Григорьевич (1855, с. Квемо-Чала - 1936), исп., прот., певчий, педагог, исследователь церковной музыки и истории ГПЦ, собиратель древностей; активный участник движения за восстановление автокефалии ГПЦ. С раннего детства овладел церковнопевческим искусством и каллиграфией, занимался литературным трудом. После завершения учебы в Тифлисском ДУ (1869-1873) поступил в Тифлисскую ДС. С отличием окончив 3-й курс ДС, он по состоянию здоровья был вынужден оставить учебу. 1 нояб. 1876 г. был назначен учителем в народное училище г. Гурджаани (Тифлисская губ.). С 1882 г. преподавал певч. искусство в Тифлисских ДУ, ДС и в тифлисском Иоанникиевском жен. епархиальном уч-ще. 30 авг. 1883 г. был рукоположен во диакона, 5 сент.- во иерея и определен в придворную церковь тифлисского жен. епархиального (Иоанникиевского) уч-ща. В 1885 г. был назначен настоятелем ц. св. Симеона Столпника в г. Сагареджо (Телавский у. Тифлисской губ.); в 1886-1898 гг. и с 1918 г. был настоятелем ц. во имя Иоанна Предтечи в г. Гурджаани (там же), в 1898-1908 гг.- настоятелем ц. Анчисхати в Тифлисе, в 1908-1918 гг.- настоятелем ц. в честь Спаса Нерукотворного в мон-ре Марткопи (Душетский у. Тифлисской губ.). В 1919 г. возведен в сан протоиерея. Параллельно сщмч. Полиевкт занимался исследовательской деятельностью. Им написаны и изданы книги «Грузинские народные и духовные напевы» (1898), «Древний Анчисхатский собор в г. Тифлисе» (1899), «Иерархия Грузинской Церкви: Католикосы и архиереи» (1900). Активно публиковался в грузинских газетах и журналах. Обнаружил в Гурджаани рукопись поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», к-рая была опубликована в ж. «Иверия» (1880. 3. С. 3-53).

http://pravenc.ru/text/1681013.html

Госпиталь находился в ведении Главноуполномоченного Московского района А. Д. Самарина, а ближайшим сотрудником в качестве уполномоченного, руководившего отправкой в госпиталь душевнобольных с фронта, был из­вестный психиатр проф. В. Ф. Чиж. У Николая Васильевича была «чудес­ная собственная лаборатория, библиотека» и он продолжал свои научные работы . Позднее в качестве приват-доцента Киевского университета он чи­тал там лекции по общей психиатрии и психологии, работая в физиологической лаборатории. После «февральской катастрофы» и октябрьского переворота 1917 г. Н.В. Краинский находился в Киеве или 25 верстах от него, в своём имении. Уже с первых дней февраля 1917 г. для него стала совершенно ясна грядущая гибель России. Он наблюдал «всю революцию» до прихода большевиков, а в феврале 1919 года, когда яви­лись его расстреливать, ему чудом удалось спастись. Тем не менее, ондержал связь со многими скрывавшимися офицерами, в том числе с генералом Ф.С. Рербергом, бывшим командующим армией, намереваясь попасть к добровольцам. Как только добровольцы вошли в Киев, генерал получил назначение, а Николай Васильевич поступил врачемКинбурнского полка, седьмой дивизии,назначен врачом штаба тыла на правах корпусного врача. Когда в Киев прибыла комиссия при Главнокоманду­ющем Вооруженными Силами на Юге России, генерале Дени­кине, для расследования злодеяний большевиков, Н.В. Краинский был одновременно назначен её членом, что дало ему возможность познакомиться во всех подробностях с уникальным разоблачительным материалом. За это он был объявлен большевиками «вне закона». КогдаН.В. Краинскийближе познакомился с Добровольческой армией, он понял, что дело её обречено. Тем не менее, онвошёл в ряды добровольцев «во имя спасения великой исторической России» от «революционного безумия». После отступления добровольцев Николай Васильевич эвакуировался с воинскими частями из Киева в Одессу. Отсюда 25 января 1920 г. он прибыл в Новороссийск, уже заболев сыпным тифом и чудом остался жив (за годы революции он трижды лежал в госпи­талях: в 1917 году перенес сыпной тиф, а затем - два приступа воз­вратного тифа).

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/01/...

В приходе Покровской ружной церкви в 1838 году насчитывалось 32 двора и 706 прихожан, в 1845 году 27 дворов и 278 прихожан, в 1916 году 116 дворов и 844 прихожан. В 1677 году, когда храм еще был дворцовым, он был расширен, окна алтарных апсид получили наличники . В последних числах марта 1787 года Дворцовая экспедиция, осматривая храм, вынуждена была снять колокола и сломать ветхую каменную колокольню «о трех столбах». В ноябре 1787 года сообщают: «в том месте проходит в паперть великая течь, внутри самой церкви как святый иконостас ветх, так и в нем святые образа от долговременности потемнели», в «церкви на углах, волею Божией, ветром железную крышу раскрыло, поэтому в тех местах и возле царских врат и над царским местом протекает» . В конце 1780-х - начале 1790-х строится нынешняя колокольня, с обеих боковых сторон нижние паперти закрываются и превращаются в трапезные . В 1821 году был полностью обновлен иконостас, в 1822 году верхняя паперть была сделана закрытой, а пролеты нижних арок заложены. . К 250-летию Покровского собора, 1 октября 1869 года стараниями церковного старосты Ванблейн и безвозмездно трудившегося архитектора Ивана Николаевича Дьячкова крайне обветшавший храм приведен в «возможное благолепие», построена часовня. 10 февраля 1872 года Покровская ружная церковь со своим земельным погостом в 2916 квадратных сажен вошла в состав Московской Владычне-Покровской общины сестер милосердия у Покровского моста. По примеру московских монастырей Московской Владычино-Покровской общине сестер милосердия в начале 1872 года разрешили открыть при храме кладбище. В 1879 году были возведены ограда и часовня в башне ограды по проекту архитектора Петра Петровича Скоморошенко (1825-1888). К XX веку из старинного убранства храма остались иконы Покрова Пресвятой Богородицы и царевича Димитрия XVII века, древние паникадило, хоругвь и шесть старых колоколов 1627, 1641 и других годов. 1 мая 1919 года Покровская община была распущена и преобразована в Товарищество под руководством монахини Арсении (Рябининой) . Товарищество занималось швейным производством, стегало одеяла частным заказчикам.

http://drevo-info.ru/articles/13676402.h...

В административном отношении д. Половинная в 1860-е гг. относилась к Нижне-Алабугской волости Курганского уезда, с 1881 г. вошла в состав Башкирской волости, а с 1905 г. была образована отдельная Половинская волость. Видимо, со времени постройкиТроицкой церкви в селе начинает проводиться ежегодный торжок в день Святой Троицы. Во всяком случае, известно, что в 1860-е гг. он уже существовал, а в конце XIX в. учреждается Андреевская ярмарка, проходившая ежегодно с 23 по 30 ноября на большой площади рядом с церковью. К какому приходу относилось селение вскоре после своего образования, с точностью неизвестно. Начиная, по крайней мере, с 1829 г. жители д. Половинной числились в приходе Николаевской (позднее Богородице-Казанской)церкви крепости Пресногорьковской, расположенной на расстоянии 35 верст. Кроме того, часть их состояла при Свято-Троицкой церкви крепости Кабаньей, находящейся в 30 верстах. В середине 1840-х гг. какая-то часть жителей д. Половинной на некоторое время вошла во вновь открытый приход при Николаевской единоверческой церкви с. Нижне-Алабугского, отстоящего в 45 верстах. В 1845 г. был открыт самостоятельный Половинский приход, в который, кроме села, вошли деревни Хлупова и Чащевитая (Филиппова), вскоре к ним присоединилась д.Марай. К 1866 г. в приходе появляется д. Дубровка, с 1869 г. – д. Башкирская, с 1871 г. – д. Жилина, с 1884 г. – д. Васильевка и д. Ново-Хлупова. В 1899 г. д. Марай была отчислена к приходу Покровской церкви с. Байдарского. С 1902 г. в новый приход при Знаменской церкви с. Башкирского отошли деревни Башкирская и Ново-Хлупова. В 1909 г. из Кабаньевского прихода Омской епархии причислена д. Чулошная. В 1915 г. в самостоятельный приход при построенной Богородице-Казанской церкви выделилась д.Васильевка. В 1919 г. в самостоятельный приход при Покровском молитвенном доме отошла д. Филиппова, в это же время д. Чулошная образовала из себя отдельный приход при Димитриевском молитвенном доме, а д. Жилина вошла во вновь основанный приход при Иоанновском молитвенном доме с. Марайского. В 1925 г. приход состоял из с.Половинского, деревень Хлуповской и Дубровской и поселков Ново-Украинского, Трубецкого и Петровского. В таком составе он, вероятно, и существовал до своего закрытия в начале 1930-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=48303

Начало существованию этого памятника положила «золотая лихорадка», охватившая Томск в 1830-х г.г., когда в Томской губернии началась разработки золотых россыпей. Разбогатевший золотопромышленник Иван Дмитриевич Асташев стал «основателем» усадьбы. При нём в 1842 г. был построен дом в стиле ампир (ныне часть главного здания музея), а позже, до 1869 г., - дворовый и уличный флигели, кирпичные амбары, конюшни, баня и пр. «Дворец Асташева» был одним из лучших в городе зданий как по красоте внешней отделки, так и по роскоши внутреннего убранства. Предметы сохранившихся в музее асташевских интерьеров имеют аналоги в собрании Эрмитажа. Гостями Асташевых были не только чиновники и купцы Томска, генерал-губернаторы Сибири, но и ссыльные: декабрист Г.С. Батеньков, анархист Бакунин. В 1868 г. здесь три дня во время своего пребывания в Томске пожил великий князь Владимир Александрович. Наследник Асташева в 1879 г. продал усадьбу Томскому духовному ведомству. В 1881-1919 г.г. бывший асташевский дом стал местом пребывания томских архиереев, центром обширной Томской епархии. Новые владельцы в 1881-1891 г.г. соединили асташевский дом с дворовым флигелем и пристроили к ним здание с домовой архиерейской церковью во имя Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Над входом была возведена колокольня. Сотни томичей собирались по воскресеньям на архиерейские богослужения в домовой церкви и на духовные чтения, устраивавшиеся священниками Томска в соседнем «читальном» зале. В бывшем асташевском доме разместились покои преосвященных, в уличном флигеле - духовная консистория. В 1922 г., по решению властей, бывший асташевский дом был передан Губмузею. Колокольню сняли в 1930 г., а ограду и ворота разобрали в конце 40-х - начале 50-х г.г. О некоторых храмах Томска, http://www.gorod.tomsk.ru/index-1237349445.php В 1878 году Епископ Петр (Екатериновский) приобрел для устроения Архиерейского дома особняк у золотопромышленника И.Д. Асташева и соорудил в нём храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Весной 1884 года следующий Томский Епископ, Преосвященный Владимир (Петров) перестроил этот храм при деятельной помощи купца П.В. Михайлова в Крестовоздвиженскую церковь с приделом Покрова Пресвятой Богородицы и освятил в январе 1886 г.

http://sobory.ru/article/?object=29862

Конгрегационалисты ежегодно созывают ассамблею, куда каждая местная церковь посылает своих представителей. Ассамблея избирает председателя на 1 год, причем он может быть как священником, так и мирянином. Церковные общины К. объединены на региональном, государственном и международном уровнях, все эти объединения имеют добровольный характер. С нач. XX в. самостоятельность местных конгрегациональных церквей стала уменьшаться, и в этом отношении они приблизились (особенно в США) к пресвитерианским церквам. С 1919 г. в конгрегациональных церквах появилась должность модераторов, на них возложен духовный надзор над церквами, но они не имеют права руководить местными церквами, однако правомочны давать советы ее членам. Сближению конгрегационалистов способствовало создание в 1948 г. Международного конгрегационального совета, хотя встречи конгрегационалистов из разных стран с целью установления контактов начались с 1891 г. В 1970 г. Международный конгрегациональный совет влился в состав Всемирного альянса реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов). Придерживаясь принципов экуменизма, конгрегационалисты охотно идут на слияние с др. протестантами, прежде всего с пресвитерианами, реформатами и методистами, создавая с ними в нек-рых странах объединенные церкви (напр., Объединенная церковь Канады, Объединяющаяся церковь в Австралии, Объединенная церковь Христа в США и др.). Конгрегационалисты Европы установили тесные связи с родственными протестантскими религиозными организациями: церквами миссионерского согласия в скандинавских странах (их иногда считают даже конгрегационалистскими), Объединенной протестантской церковью Пфальца (реформатско-лютеранской), Голландской ремонстрантской церковью (небольшой церковной орг-цией, придерживающейся арминианства). Общая численность последователей К.- ок. 3 млн чел. Самое большое количество конгрегационалистов - в США (свыше 0,6 млн чел. вместе со сторонниками близких к ним церквей). Лит.: Punchard G. A view of Congregationalism, its Principles and Doctrines, the Testimony of Ecclesiastical History in its Favor, its Practice and its Advantages. Boston, 18563; Waddington J. Congregational History., L., 1869-1880. 5 vol.; Mackennal A. Sketches in the Evolution of Congregationalism. Boston, 1901, 2009; Dale R. W. History of English Congregationalism. L., 1907; Selbie W. В. Congregationalism. L., 1927; Atkins G. G., Fagley F. L. History of American Congregationalism. Boston, 1942; Jones R. T. Congregationalism in England. L., 1962.

http://pravenc.ru/text/1841890.html

К сер. XIX в. недалеко от входа в М. Т. м. находился целебный источник с колодцем и часовней во имя св. Онуфрия. Однако в 1869 г. часовни уже не было, «вне монастыря колодезь пр. Онуфрия, како срубом, так калиткою совершенно запущен, без починки находится» ( Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 172). С 1850 г. настоятелем М. Т. м. являлся выпускник КДА архим. Александр (Демченко), составивший 1-е историческое описание монастыря (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 22). В 1859 г. в М. Т. м. проживало 24 насельника, в т. ч. 5 иеромонахов, 3 иеродиакона и 16 послушников, в 1882 г.- 17 насельников, в 1907 г.- 31 насельник. Мон-рь владел 281 дес. удобной и 62 дес. неудобной земли. В 1911 г. М. Т. м. был преобразован в женский. Настоятельница игум. Мелитина (Руденкова) в сент. 1919 г. из-за постоянных грабежей и нападений вместе со священником покинула обитель по разрешению Киевской духовной консистории. В 1920 г. игум. Мелитина вернулась в М. Т. м., но из-за болезни вскоре отказалась от управления обителью. 16 сент. 1922 г. митр. Киевский и Галицкий Михаил (Ермаков) благословил ее принять схиму. В окт. 1922 г. новой настоятельницей М. Т. м. была назначена мон. Евстратия (Кочевая). 19 мая 1924 г. в мест. Смела еп. Черкасским и Чигиринским Филаретом (Линчевским) она была возведена в сан игумении. В сер. 20-х гг. XX в. в регионе активизировалось обновленческое движение. Несмотря на давление обновленцев, насельницы отказались примкнуть к ним. 26 июля 1923 г. в М. Т. м. состоялся съезд духовенства с участием 16 священников и десятков верных, направивший обращение к временно управлявшему Киевской епархией еп. Уманскому сщмч. Макарию (Кармазину) с просьбой назначить своего уполномоченного представителя по Черкасскому округу «в целях прекращения обновленческого движения». В качестве кандидата был выдвинут местный благочинный прот. Иоанн Клеопов. Тем не менее часть клириков признала власть назначенного в 1924 г. обновленческого Черкасского «епископа» Иосифа Яцковского. Духовник обители иером. Александр (Березовский), состоявший в братии соседнего Медведовского Николаевского муж. мон-ря, в 1923-1924 гг. неск. раз отказывался признавать власть обновленцев и оставался в подчинении еп. Черкасского Филарета, служившего в Успенском соборе в Смеле. В 1926 г. в офиц. сводках, составленных уполномоченными по Черкасской обл., упоминалось, что прихожане и духовенство М. Т. м. по-прежнему осуждают обновленчество и признают власть еп. Таращанского, викария Киевской епархии Георгия (Делиева) , вступившего во временное управление епархией (ГА Черкасской обл. Ф. Р-184. Оп. 1. Д. 3. Л. 127). Также в отчетах говорилось о причастности послушниц обители к подпольным, катакомбным правосл. общинам (Там же. Ф. 375. Оп. 1. Д. 74. Л. 183).

http://pravenc.ru/text/2564248.html

В положении приблизительно определено его содержание и ясно не сказано, что более 600 р. он не может брать из монастыря. Иначе Вы поднимете дело, которое едва ли выиграете, ибо независимо от поддержки, само духовное начальство постарается потушить для своей чести. Во всяком случае с неудовольствием будет принято дело. Если викарий добровольно не согласится, тогда можно представить в Синод в таком виде, что Вы по­читаете нужным точнее определить, чем может пользо­ваться викарий от монастыря и просить утверждения своих предположений. Это образ действия самый лучший в этом деле. Вы отчасти виноваты, что законом точным не преградили возможность подобных действий. Заранее говорю Вам, кроме неприятности ничего не наживете предполагаемым Вами требованием. Помните общий закон права: что не запрещается, то дозволяется. Ректор не хочет ехать на юбилей Петербургского уни­верситета и я рекомендую послать Филарета Александро­вича. Меня зовут на археологический съезд в Мо­скву в великий пост. Хотя назначено и три недели для него, но ничто мне не помешает побывать раз или —405— два в собраниях, не более. Посмотрю на формальности съезда. 1869 г. января 16. Проповеди Иринарха 1919 , при жизни ми­трополита Филарета я не пропустил бы так. Покойный называл его еретиком, а я едва ли третью часть прочитал, а прочее подписал. Споткнулся я на двух словах, показал их ректору, а он сказал: в строгом смысле не православны, но с другими сойдут. Рассчитывал я на то, что не станут читать его проповедей. Преосвященный Антоний Казанский недавно писал рек­тору, жалуясь на то, что академии подчиняют уже канцелярии обер-прокурора. Ему кажется тяжелым передача училищ в ведение духовенства. Писал он в Синод, а там готовят опровержение на него. Видно все хотят ра­зорить духовное; сознательно или бессознательно, но действуют в пользу революции и безбожия. Нет ни людей, ни способности проводить свою мысль с такою настойчивостью и тактом, как делает это Катков. Вот хотя вопрос о разверстании угодий в Вильне.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010