Этого он больше всего и добивается. «Случаются у нас в обители дивные примеры для вразумления прочих и вместе с тем и страшные, особенно для вразумления своевольных молодых подвижников, которые доверяют своему сердцу», – предупреждает он 163 . Подобные поучительные случаи во множестве описаны в рассказах старца. Вот некоторые из духовников, ставших вслед за отцом Макарием духовными преемниками отца Иеронима и составлявших старчество Русской обители. Иеросхимонах Агафодор (в Русском монастыре – с 1869 года; †1920 год), как братский духовник занимавший первое место, всегда внимательный, ласковый, сумел привлечь к себе сердца многих, как новичков-послушников, так и убеленных сединами старцев. Двери его келлии всегда были открыты для желающих очистить свою совесть исповедью, скорбящие, малодушные находили в нем заботливого отца, и редко кто из них уходил от него неуспокоенным. Большинство его духовных чад горячо любили своего старца и готовы были для него на всякое самопожертвование. Он был благой советник всем, кто искренне желал идти тесным иноческим путем к Небесному Царствию. Имел особенную любовь и доверие к отцу Иерониму и после его смерти записал несколько рассказов об особом благодатном устроении своего великого старца. Иеросхимонах Вероник (в Русском монастыре – с 1872 года; † 1919 год) показывал собой пример детской простоты, веры и любви, столь редких добродетелей. Вера и любовь его к Царице Небесной, как он любил называть Матерь Божию, были безграничны. С нестяжательностью он соединял и глубокое смирение. Иеросхимонах Виссарион (в Русском монастыре – с 1862 года; †1907 год), настоятельствовавший в Петербурге, Одессе и Константинополе. Он был всем примером тщательного исполнения всякого послушания, смирения и кротости. Иеросхимонах Михаил – подвижник в миру, не оставлявший никогда своего иноческого правила во время суетливого заведования подворьем в Таганроге и путешествий по России для сбора пожертвований. Давая в руководство новоначальным послушникам сочинение аввы Дорофея и следя за точным исполнением назначенных им послушаний, он воспитывал их достойными монахами, каковыми они проявили себя и в обители на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

1159 Здесь Бердяев не вполне справедлив; в окончательном варианте книги «Свет Невечерний» прямо сказано: «Степень близости ангелов к Богу недоступна для человека, последний по состоянию своему находится безмерно ниже ангелов. Однако по природе своей, по своему иерархическому месту в творении, в мире, человек имеет преимущество пред ангелами, ему в большей степени принадлежит полнота образа Божия» ( Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М., 1994. С. 266). 1160 Пиетизм (от лат. pietas – благочестие) – мистическое течение в протестантизме (особенно в немецком лютеранстве) конца XVII – XVIII века. Отвергал внешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, объявлял греховными развлечения. В широком смысле – религиозно-мистическое настроение, поведение. 1164 Впервые отдельным изданием: Париж, 1948. Печатается по: Л., 1991. Т. II. Ч. 2. С. 198–226. Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962) – российский религиозный философ, историк русской философии. С 1919 в эмиграции. 1165 Для биографии о. С. Булгакова см. его «Автобиографические заметки» (Париж, 1946), в которых, впрочем, рассказаны лишь отдельные моменты из его жизни; см. также небольшую брошюру «Памяти о. С. Булгакова (Париж, 1945), где составителем ее (Л. А. Зандером) даны основные сведения о жизни о. С. Булгакова, тщательно просмотрена «хронологическая канва» его жизни (С.49:31). В книге Л. А. 3андера «Бог и мир; миросозерцание о. С. Булгакова» (Т. I–II. Париж, 1948), в конце второго тома дана полная библиография работ о. Сергия – для нас особенно важны указания философских статей его (Т. II. С. 349–352). К сожалению, Л. А. Зандер не дал обзора книг и статей, посвященных анализу идей о. Сергия. 1170 Бебель (Bebel) Август (1840–1913) – один из основателей (1869) и руководитель Германской социал-демократической партии и 2-го Интернационала. Неоднократно избирался в рейхстаг. Борец против милитаризма, поборник эмансипации женщин. За выступления в защиту Парижской коммуны, критику государственной колониальной политики и др. подвергался репрессиям (всего пробыл в заключении ок. 6 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Основные части панихиды: великая ектенья, аллилуйя, пение тропарей, седален, канон, малые ектеньи, отпуст – должны сохраняться во всякой панихиде. А именно, панихида является примером безграмотного сокращения, нарушающего все содержание, весь смысл молитвословий. В некоторых областях, замечательные по глубине богословской мысли, тропарь: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй...» его Богородичен, «Тебе и стену и пристанище имамы…», а так же седален «Покой, Спасе наш...» выпускались и вместо них пелись только безжалостно отрубленные концы этих песнопений: «Творца и Зиждителя и Бога нашего», «Богородице безневестная, верных спасение», «и вся яже в ведении и не в ведении Человеколюбче». Время от таких сокращений выигрывалось не более 2–3 минут, а смысл и понимание утрачивались безвозвратно. К сожалению, эти неудачные «концовки» были напечатаны во многих нотных сборниках, выпущенных в конце прошлого и начале нынешнего столетий, и тем получили распространение по всей России. Где это еще не сделано, надо обязательно восстановить осмысленное пение нашей непревзойденной по содержанию и гармонии православной панихиды. Чин погребения Современный Большой Требник содержит следующие чины погребения: 1) мирских человек (гл. 29) 2) мирских человек на пасхальной седмице (гл. 31) 3) священников (гл. 32) 4) младенцев (гл. 33) 5) монахов (гл. 30) Кроме того, существуют еще некоторые чины погребений в рукописях: A) священнического погребения на Пасху составлен в 1841 году митрополитом Московским Филаретом (см. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» за 1869 г. Б) чин диаконского погребения составлен в 1917–1919 г. г. академиком, профессором Б. Д. Тураевым (соавтор епископ Афанасий «Чин службы «Всем святым в земле Российской просиявшим»). Этот чин составлен на основании практики Абиссинской церкви, допускающей многие погребальные последования, например, погребание мирских жен, женщин, скончавшихся во время чревоношения; B) чин архиерейского погребения впервые был составлен и помещен в шеститомном рукописном «Архиерейском торжественнике» архиепископа Рязанского и Зарайского – Иувеналия (Масловского) в 1923–1933 г. г. (рукопись не сохранилась). Второй чин архиерейского погребения был составлен в 1956 г. митрополитом Куйбышевским – Мануилом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Бич-Лубенский Иван Михайлович (1867–1920), археолог, профессор. Член Собора по избранию как мирянин от Харьковской епархии, входил в Отдел о церковном суде. Окончил юридический факультет Харьковского университета. Исполнял обязанности мирового судьи, Председатель съезда мировых судей, почетный мировой судья. Городской голова г. Харькова в начале 1900-х гг. В 1916 г. председатель Общества Квитки-Основьяненко в Харькове, заместитель председателя Комитета государственного призрения, уполномоченный Российского союза общества Красного Креста. Участвовал в работе Всеукраинского Церковного Собора 1918 г. В 1918 г. приехал в Крым, где был расстрелян по приговору ВЧК. Бобринский Владимир Алексеевич (1867–1927), граф, российский политический деятель, крупный землевладелец, предприниматель. Член Собора по избранию от Государственной думы. Окончил Михайловское артиллерийское училище, после чего некоторое время служил в гвардии. Окончил Эдинбургский университет, после чего вернулся в Тульскую губернию и посвятил себя общественной службе. В 1905 г. один из создателей в г. Туле организации «За царя и порядок», вошедшей в состав тульского отделения «Союза русского народа», продолжительное время был Богородицким уездным предводителем дворянства. К 1913 г. состоял почетным мировым судьей и губернским земским гласным. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях. Депутат П, III и IV Государственных дум. В IV думе товарищ председателя фракции националистов, а после ее раскола – с 1915 г. член фракции прогрессивных националистов, председатель комиссии по народному образованию. После Октябрьской революции член Совета государственного объединения России. В 1919 г. эмигрировал во Францию. В 1921 г. член Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора. Скончался в Париже. Боголюбов Димитрий Иванович (1869–1953), профессор, протоиерей, миссионер. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1894 г. окончил МДА, кандидат богословия. После окончания Академии епархиальный миссионер в Тамбовской, Харьковской, Санкт-Петербургской епархиях. С 1914 г. инспектор Воронежской духовной семинарии. После революции проповедовал в деревнях Воронежской губернии и в г. Краснодаре. В 1918–1921 гг. служил в учреждениях г. Харькова. В 1921 г. арестован ВЧК, приговорен к году ссылки в Архангельск, освобожден по амнистии. В 1922 г. рукоположен во иерея, возведен в сан протоиерея, служил в Москве, был помощником св. Патриарха Тихона по управлению Московской епархией, благочинный. В 1924 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки, по амнистии был освобожден, но вскоре был вновь арестован и до войны находился в заключении. После 1943 г. участвовал в возрождении духовных школ. Член Поместного Собора 1945 г. Был профессором по кафедре истории раскола в Московском богословском институте, а затем в МДА. В 1947 г. удостоен степени магистра богословия. С 1951 г. на пенсии, духовник Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Но ведь иконописание в Западной Европе существовало? Безусловно. Существовало вне традиции «византийского стиля». Но ведь какая-то стилистическая традиция есть у всякого искусства? Несомненно. Теперь мы и попытаемся определить, какова же была стилистическая традиция иконописания первой русской эмиграции. Иными словами, какую же школу прошли представители этой ветви иконописания, каким стилистическим влияниям они подвергались. Начнём с Леонида Успенского. В год Октябрьского переворота ему было всего 15 лет, и о его тогдашних отношениях с православной культурой красноречиво свидетельствует его добровольное вступление в ряды Красной Армии. Повоевав какое-то время на стороне тех, кто грозился «раздуть пожар мировой, церкви и тюрьмы сравнять с землёй», он попал в плен, чудом – единственно по крайней молодости - избежал расстрела и в 1919 г. покинул Россию – уже с Белой Армией. Не станем здесь судить его мальчишеские заблуждения, духовные и политические. Отметим лишь одно: никакого багажа профессиональных знаний и навыков он из России вывезти не мог. Не мог он даже просто хранить в памяти те или иные шедевры древнерусского искусства – во-первых, до того ли было игравшему в революционера подростку, а во-вторых, повторим ещё раз, к началу 20-х годов лишь самая ничтожная часть этих шедевров была расчищена и доступна широкой публике. Зато в области академического изобразительного искусства Успенский имел хороших учителей – хотя и не на долгий срок. В 30-х годах в Париже действовала Русская Академия художеств, где преподавали прославленные мастера. Академия, правда, просуществовала недолго и распалась, не дав ни одного выпускника. Не так-то много оказалось во Франции русских, достаточно одарённых художественно, чтобы поддержать достойный уровень школы, и достаточно обеспеченных, чтобы поддержать достойный уровень оплаты труда своих педагогов. Ни ректор Академии К.А. Сомов (1869 – 1939), ни непосредственный учитель Успенского Н. Д. Милиоти (1874-1962) не могли позволить себе роскоши благотворительной художественной педагогики - и всего-то на год-другой Успенский получил возможность вкушать от их художественной премудрости.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1610

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941) – поэт и религиозно-философский мыслитель, один из основателей русского символизма. В начале 1900-х годов организовал Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге, где он выступал за то, что он называл «Новое христианство». Написал цикл исторических романов Христос и Антихрист, в которых он рассматривает поворотные исторические эпохи с точки зрения борьбы противостоящих духовных сил. В 1920 году покинул Россию. Его квартира в Париже стала одним из духовных центров русской эмиграции. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869–1945) – поэтесса, писательница, литературный критик, жена Мережковского. В первом десятилетии ХХ века публично выступала за религиозные-христианские идеалы символизма. Эмигрировала с Мережковским в 1920 году. В Париже организовала литературные салоны для русских эмигрантов. Василий Васильевич Розанов (1856–1919) работал на консервативной газете Новое время, заработал репутацию в качестве журналиста и писателя. Автор книг о христианстве, иудаизме, сексе и семье. Человек парадокса, одновременно мистик и материалист. Несмотря на доброе отношение к Церкви, он страстно нападал на Христа; уважаемый семьянин, он делал рискованные заявления на тему секса; консерватор, он боролся решительно и настойчиво против самодержавия; поклонник иудаизма, он считал себя антисемитом. Антон Владимирович Карташев (1875–1960) в 1899 году окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал историю Церкви (1900–1918). Николай Александрович Бердяев (1874–1948). В 1901 году опубликовал свою первую книгу Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Образование получил в Германии. По возвращении в Санкт-Петербург принял участие в издании журнала Вехи (1909), опубликовал ряд книг по религиозной философии. В 1917 году избран профессором философии в Московском университете, но был изгнан с должности Лениным в следующем году. Преподавал в Академии Духовной Культуры (1918–1922). Вынужден эмигрировать в 1922 году. Возглавлял Академию философии и религии в Париже (1925–1940). Редактор журнала Путь. Умер в Париже.

http://bogoslov.ru/article/4384403

С. Ермолов (1893), С. Н. Алфераки (1905) и многие другие. Последнее присуждение академических премий состоялось в 1919 г., синодальных - в 1917 г. В 1869 г. М. пожертвовал КДА 25 тыс. р. в связи с ее 50-летним юбилеем (со времени преобразования в 1819). Согласно завещанию М., после его смерти на проценты с этого капитала была учреждена ежегодная юбилейная премия его имени. Также после кончины М. стало известно, что он пожертвовал на духовные школы еще 125 тыс. р., в т. ч. духовному уч-щу в Белгороде отводилось 15 тыс. р., Курской ДС - 20 тыс. р. Данные суммы по завещанию необходимо было положить в банки, а на проценты предполагалось учредить возможное (в зависимости от процентов) количество премий имени М. для сирот и детей бедных священнослужителей и псаломщиков. Оставшиеся 90 тыс. р. направлялись на учреждение премий имени М. за лучшие сочинения наставникам и воспитанникам 4 духовных академий: СПбДА и КДА - по 25 тыс. р., МДА и КазДА - по 20 тыс. р. Т. о., с 80-х гг. XIX в. в каждой ДА существовала Макариевская премия. Всего М. пожертвовал на премии своего имени 270 тыс. р., причем эти средства достались ему не по наследству, а были заработаны кропотливым ежедневным научно-литературным трудом. В 1995 г. по инициативе патриарха Московского и всея Руси Алексия II при поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова, а затем президента РАН академика Ю. С. Осипова Макариевская премия была возрождена (офиц. название - Премия памяти митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова)). Для проведения конкурса на соискание премии был учрежден Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). К 2016 г. учредителями фонда являются Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , президент РАН академик В. Е. Фортов и мэр Москвы С. С. Собянин, председателем фонда - Ташкентский и Узбекистанский митр. Викентий (Морарь) . Премии присуждаются Комитетом по премиям, членами которого являются учредители, председатель фонда митр. Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь), митр.

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

профессор Александр Львович Катанский (1.12.1836–27.02.1919) Сравнительное богословие Церковное искусство Догматическое богословие Литургика Воспоминания профессор Александр Львович Катанский Ученый-богослов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, литургист, историк Церкви. Биография Родился в семье диакона нижегородской Сергиевской церкви. Его отец, Лев Герасимович (ум. 1889) — из священнического рода, был старшим сыном диакона Герасима Владимирского; окончил в 1834 году Нижегородскую духовную семинарию и прослужил диаконом 18 лет (1834—1853), до того, как был посвящён в священника епископом Иеремией (Соловьёвым). В сане иерея, помогая престарелому священнику Георгиевской церкви в Нижнем Новгороде (И. А. Грацианову), затем — протоиерея, он прослужил ещё 32 года, долгое время исполняя обязанность духовника городского духовенства. Мать А. Л. Катанского также происходила из священнического рода: её отец, Е. А. Бардов, был священником в селе Пурех. Кроме сына в семье Катанских родились ещё три дочери. Обучался в Нижегородских духовном училище (1847—1852) и духовной семинарии (1852—1858). В 1863 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию — 2-м магистром XXV-ro курса. В это время в московскую духовную академии требовались преподаватели на кафедры патристики и церковной археологии и А. Л. Катанский был назначен бакалавром по церковному красноречию и церковной археологии. При московском митрополите Филарете это был только второй случай назначения в неё воспитанника другой академии. В 1867 году А. Л. Катанский был перемещён на кафедру догматического богословия Петербургской духовной академии и здесь состоял до 1898 года, когда согласно прошению вышел в отставку. В 1869 году он был избран экстраординарным профессором, в 1877 — по защите диссертации — был удостоен степени доктора богословия, тогда же возведён в звание ординарного профессора и избран помощником ректора по богословскому отделению. В 1881—1885 годах он был редактором журнала «Церковный вестник». В 1896 году избран почётным членом Петербургской духовной академии, в 1897 — Казанской, в 1904 — Московской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Донские казаки выступили против реабилитации генерала Краснова 29 января 2008 г. 18:35 Донские казаки отказали в ходатайстве некоммерческого фонда «Казачье зарубежье» в решении вопроса о политической реабилитации атамана Краснова, сообщил РИА «Новости» во вторник заместитель атамана войскового казачьего общества «Всевеликое войско донское» казачий полковник Владимир Воронин. По его словам, решение об отказе было принято в понедельник на совете атаманов Ростовской области. «Рабочая группа, созданная для изучения данного вопроса, закончила свою работу и постановила, что вести речь о реабилитации Краснова нельзя, потому что какие бы заслуги у него ни были, все перечеркивается его сотрудничеством с немцами во время Второй мировой войны», — сказал Воронин. Он добавил, что в среду этот вопрос планируется рассмотреть на расширенном совете атаманов, на котором будут присутствовать около 300 человек — атаманы различных уровней, священники, а также лидеры молодежных организаций. «Изменить решение о реабилитации теоретически возможно, но вероятность этого приближается к нулю», — сказал Воронин, пояснив, что они изучили общественное мнение и отношения самих казаков к данному вопросу и «все говорит о том, что вести речь о какой бы то ни было реабилитации Краснова, нельзя». Краснов, известный борьбой с большевиками, родился в 1869 году в Петербурге в семье казачьего генерала. Во время Октябрьской революции 1917 года он был назначен главой Временного правительства Керенским командующим войсками, направленными с фронта на Петроград с целью подавления, но был разбит и взят в плен. Отпущен советскими властями под честное слово, что не будет продолжать борьбу против революции. Бежал на Дон и в мае 1918 года стал атаманом Войска Донского. Опираясь на помощь Германии, от которой получал крупные поставки вооружения и боеприпасов в обмен на продовольствие, Краснов создал казачью армию, которая в мае-июне 1918 года ликвидировала советскую власть на Дону. Краснов проводил сепаратистскую политику — стремился к отделению казачьих областей от России. Во второй половине 1918 года Краснов предпринял наступление на Поворино — Камышин — Царицын, но был разбит. 19 февраля 1919 года из-за противоречий с командованием Добровольческой армии подал в отставку и уехал в Германию, где продолжал антисоветскую деятельность. Во время второй мировой войны активно сотрудничал с гитлеровцами и помогал им в формировании казачьих частей из белоэмигрантов и изменников. Краснов тогда выдвигал лозунг автономного казацкого государства (Казакии) под протекторатом Германии. В апреле 1945 года Краснов сдался в Австрии англичанам, а в мае был передан советскому командованию. В январе 1947 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила 77-летнего атамана к смертной казни через повешение, и в тот же день приговор был приведен в исполнение. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/357900.htm...

Филипп Алексеевич Терновский родился в 1838 г. в Москве 11 (по другим данным – в Московской губернии 12 в 1837 г. 13 ) в семье дьякона (потом священника) Русской Православной церкви. Нет сомнений в том, что сан отца повлиял на интересы сына и во многом предопределил его жизненную стезю: Ф.А. Терновский получил образование в Московской духовной семинарии (1852–1858) и Московской духовной академии (1858–1862), по окончании которой был назначен бакалавром в Киевскую духовную академию сначала по кафедре обличительного богословия (1862), затем по кафедре русской гражданской истории (1863). Дальнейшая его педагогическая деятельность была связана исключительно с Киевом. В Духовной академии в 1866 г. он стал экстраординарным профессором по кафедре русской гражданской истории и оставался в ней до самого увольнения в 1883 г. Одновременно в 1869–1872 гг. – в качестве приват-доцента, а с 1872 г. – в качестве доцента кафедры русской церковной истории он преподавал в университете Св. Владимира, в 1863–1873 гг. – в Киевском епархиальном женском училище, в 1883–1884 гг. – на Высших женских курсах. В 1877 г. за сочинение «Изучение византийской истории и её тенденциозное приложение в Древней Руси» получил степень доктора русской истории. Отзывы слушателей и коллег Ф.А. Терновского о нём как о преподавателе несколько отличаются друг от друга. «Когда он входил в нашу комнату, всё стихало и все слушали его лекцию, – писал о нём много лет спустя его бывший студент Вишневецкий. – Какое чудесное было изложение, какой прекрасный язык!... Он был украшением среди профессоров исторического отделения» 14 . По иному описывает его лекции в своём юбилейном очерке М.П. Истомин: «Как профессор, он, правда, не гремел силой слова и не привлекал в свою аудиторию толпу слушателей, как учёный он брал для своих исследований темы преимущественно из области своей специальности, т.е. истории Церкви, обречённой в университетском курсе на роль второстепенную» 15 . И всё же восторженных отзывов гораздо больше. Несмотря на то, что Ф.А. Терновский перенес в молодости скарлатину с сильным осложнением (остался глухим), он продолжал свою научно-педагогическую деятельность. Приведём в подтверждение самый красноречивый факт: в начале 1919 г. в киевской прессе, контролируемой петлюровской Директорией, было модно ругать не только «старый режим», но и россиян. Так, в «Воспоминаниях бывшего студента про Киевский университет 70-х годов» практически вся университетская профессура изображалась откровенно карикатурно, причём особенно сильно доставалось профессорам русского происхождения. Однако славная репутация москвича Ф.А. Терновского победила политическую конъюнктуру и национальное высокомерие безымянного автора, написавшего о своём учителе следующее: «Это был чрезвычайно скромный, по-евангельски праведный человек, настоящий учёный, который любил свою науку и искренне работал для неё. Он читал нам историю Византийской церкви ... умно и научно-объективно...» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010