Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858, с. Резанино Ярославского у. Ярославской губ.- 3.09.1918, Ярославль), сщмч. (пам. 21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), свящ. в с. Резанине. Арестован 25 авг. 1918 г. за контрреволюционную деятельность (возможно, в связи с антибольшевистским восстанием в Ярославле в июле 1918), расстрелян. Место погребения неизвестно. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-601. Оп. 2. Д. 1548. Лит.: Не предать забвению. Кн. 2. С. 28, 135. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Флегонтович Виноградов (1874-1919), свящ., сщмч. (пам. 9 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Михайлович Вятский (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российскихи и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ Николаевич Здоровцев (1868-1918) свящ., сщмч. (пам. 22 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918, Ярославль), сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых), свящ. ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери на Всполье в Ярославле. Расстрелян после антибольшевистского восстания в Ярославле летом 1918 г. за то, что с колокольни его храма против красноармейцев вел огонь пулеметчик. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ЦНЦ. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Флегонтович Виноградов (1874-1919), свящ., сщмч. (пам. 9 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Михайлович Вятский (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российскихи и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ Николаевич Здоровцев (1868-1918) свящ., сщмч. (пам. 22 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64154.html

Современная церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (церковь Введенская) была построена в 1833-м году, на средства прихожан, взамен старого деревянного храма, и уже на новом месте. Там, где стоял храм деревянный, находилась каменная часовня, разрушенная в советское время. Как мы уже сказали выше, главный, основной придел церкви в Аким-Анне посвящен празднику Введения Пресвятой Богородицы во Храм, однако существует и второй - в честь Святых праведных богоотец Иоакима и Анны. Вплоть до 1868 года церковный причт состоял из священника, дьячка и пономаря, а позднее - из священника и псаломщика. В 1872 году ко храму Иоакиманского погоста был рукоположен во священника Пётр Михайлович Минервин. Он, будучи сыном священника, окончил Владимирскую Духовную семинарию в 1868 году, и в период 1869-1872 гг. был учителем церковного пения в Переславском Духовном училище, а в периоды 1873-1879 и 1880-1882 - законоучителем в Шеметовском народном училище. При храме жила вдова умершего заштатного священника о.Александра Смирнова - Александра Гавриловна, теща о.Петра Минервина. Её дети, почётные граждане Михаил и Владимир Смирновы, служили по найму. В советское время село Екиманское (так оно уже называлось в тот период) относилось к Константиновскому району Московской области (некоторое время существовал такой район, центром которого было современное село Константиново, ныне - Сергиево-Посадского района). Последний настоятель Введенской церкви - о.Николай (Николай Ипполитович Глаголевский (1875-1937 гг.)) - был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности. 15 ноября 1937 года он был приговорен к высшей мере наказания, и на следующий день расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Уже спустя десятилетия - в 1960-м году - отца Николая реабилитировали. Примерно в тот же период Введенская церковь была закрыта и разорена; в разоренном состоянии она находится и по сей день. На более ранних фотографиях, где, однако храм показан уже в разоренном виде, колокольня имеет завершение. Сейчас оно обвалилось. Храм требует скорого проведения реставрационных работ.

http://sobory.ru/article/?object=00059

Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках церковь (Софийская набережная, дом 32). Первое упоминание о храме на этом месте относится к 1495 г. Наименование «в Средних Садовниках» связано с тем, что храм был возведен в Средней Садовнической слободе, в которой жили царские садовники, занимавшиеся Царским садом и Аптекарским огородом, располагавшимися напротив Кремля в Замоскворечье. В этом храме во время своего приезда в Москву в 1663–1664 гг. проповедовал протопоп Аввакум. Сохранившийся каменный храм был построен в 1682 г. К нему примыкали трапезная и шатровая колокольня. С 1697 г. в местном ряду иконостаса южного придела сохранялся список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, сделанный трудами «иконного сего писания священника Иоанна Михайлова сына», о чем на чеканной ризе иконы была сделана подробная запись. Риза работы 1805 г. была уничтожена в 1922 г. Икона ныне находится в Третьяковской галерее. В 1722 г. освятили придел апостола Андрея Первозванного, в 1757 г. в трапезной – придел святителя Димитрия Ростовского, впоследствии упраздненный. Новый главный иконостас сооружен в 1857 г. В 1862–1868 гг. по проекту архитектора Н.И. Козловского была построена высокая шатровая колокольня, стоящая отдельно от храма. В 1868 г. на втором ярусе колокольни освятили церковь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», где был устроен беломраморный иконостас. В 1891 г. архитектором В.И. Веригиным построена новая трапезная взамен обветшавшей. В ней 15 сентября 1891 г. освятили придел апостола Андрея Первозванного и 8 мая 1893 г. второй придел – святителя Николая. В 1924 г. настоятелем храма стал протоиерей Александр Александрович Андреев (1901–1937), собравший вокруг себя сестричество, собиравшееся на вечерние агапы (беседы). При храме устраивались бесплатные обеды для неимущих. Отцу Александру удалось приобрести книги из библиотеки Оптиной пустыни, перевезти из закрытой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове позолоченный иконостас. Решив обновить старые росписи и украсить храм новыми, отец Александр пригласил реставраторов Ивана и Василия Барановых, а также художника графа Владимира Алексеевича Комаровского, который в 1929 г. над средней аркой храма написал композицию «О Тебе радуется всякая тварь». Он же изобразил ангелов на столбах. Это единственный известный пример росписи храма во всей истории 1920-х годов. В.А. Комаровский в 1937 г. был расстрелян на Бутовском полигоне.

http://sobory.ru/article/?object=02401

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Васильевич Смирнов (1868, с. Чернеево Дмитровского у. Московской губ. - 13.09.1938, Москва), сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. Брат сщмч. Всеволода Смирнова . В 1883 г. окончил Звенигородское ДУ. С 1889 г. служил псаломщиком в Казанской ц. с. Котельники Московского у. В нояб. 1910 г. был переведен во Влахернскую ц. с. Влахернского (Кузьминки) того же уезда. 18 марта 1912 г. рукоположен во диакона к этой церкви. В 1920 г. Д. удостоен от Патриарха св. Тихона (Белавина) благословенной грамоты. В 1924 г. за безупречное служение награжден двойным орарем. В том же году был переведен в Николаевскую ц. с. Аксиньина Звенигородского у. 21 сент. 1928 г. Д. рукоположен во иерея к Троицкой ц. с. Ершова Звенигородского у. Московской губ. В 1932 г. переведен в Троицкую ц. с. Троицкого Звенигородского р-на Московской обл. В 1937 г. награжден наперсным крестом. В 1937 г. за неуплату очередного налога оштрафован. 23 февр. 1938 г. за неуплату штрафа у него было конфисковано имущество. 15 марта 1938 г. вызванные следователем НКВД Звенигородского р-на председатели сельсовета и колхоза показали, что Д. был злостным неплательщиком налогов, разлагал колхоз в период весеннего сева, в уборочную и посевную кампании, «собирал у себя в церкви колхозниц и колхозников в дни религиозных праздников, где вел агитацию о том, что «Бога надо бояться и любить, а колхозы все равно нам хорошего ничего не дают»», что летом 1937 г. без разрешения со стороны сельсовета по просьбе колхозников отслужил молебен о дожде. 22 марта 1938 г. Д. был арестован и помещен в камеру предварительного заключения в Звенигороде, затем переведен в Сретенскую тюрьму в Москве. Предъявленные ему обвинения в «контрреволюционной деятельности» он категорически отверг, признав, что говорил лишь о непосильных налогах, не соответствовавших доходу, и о том, что люди забыли веру и Бога, и поэтому живут плохо.

http://pravenc.ru/text/178073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (10.10.1868, дер. Сенино Калязинского у. Тверской губ.- 13.10.1937, полигон Бутово Московской обл.), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. С 1889 по 1893 г. служил в Кронштадте в чине младшего унтер-офицера. С 1894 по 1902 г. в Семёновской и Озерской волостях Калязинского у. служил в полиции урядником. После 1917 г. поселился в дер. Сенино и занялся сельским хозяйством. В 1929 г. был избран председателем церковного совета Благовещенской ц. с. Георгие-Хотча Ленинского р-на Московской обл., нес послушание псаломщика в той же церкви. На предложения властей отказаться от службы в храме и вступить в колхоз он отвечал категорическим отказом. Властями у храма была отнята церковная сторожка, к-рую переделали в пекарню. М. ездил в Москву хлопотать об отмене этого решения, но безрезультатно. 10 сент. 1937 г. Талдомское районное отделение НКВД арестовало М. Он был помещен в камеру предварительного заключения в г. Талдоме. На следующий день состоялся допрос. Следователь, подробно расспросив о жизни и о службе в полиции, стал обвинять М. в антисоветских высказываниях, которые заключались в критике колхозной жизни, и антисоветской деятельности, которую он якобы проводил среди крестьян. М. виновным себя не признал. 16 сент. следствие было закончено и М. перевели из Талдома в Таганскую тюрьму в Москве. 10 окт. 1937 г. Особая тройка НКВД по Московской обл. приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово под Москвой, М. погребен в безвестной общей могиле. 26 дек. 2003 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя М. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 19046. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 325; ЖНИР: Моск. Доп. т. 3. С. 122-124. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562660.html

Известно, что с 1910 по 1915 г. псаломщиком в Успенском храме состоял Харьковской губернии казак Чмель Кирилл Харитонович (1879-1937 гг.). Впоследствии, окончив Духовную семинарию и став священником, отец Кирилл служил в храме Иоакима и Анны г. Можайска. Арестован 14 ноября 1937 г. и расстрелян на Бутовском полигоне 2 декабря 1937 г. Одним из последних настоятелей Успенского храма был протоиерей Сергий Петрович Ключарев (1871-1923 гг.) — потомственный священник, сын протоиерея Петра Ключарева. В 1915 г. священник Сергий стал настоятелем Крестовоздвиженского храма, затем, в 1920-е гг. — Успенского, также служил в Казанском храме Серпухова. До революции состоял членом Епархиального училищного Совета. За активную и успешную преподавательскую деятельность награжден памятной медалью к 25-летию ЦПШ. Женат на родной сестре серпуховского священника Ивана Владимировича Доброхотова. Сам отец Сергий до репрессий не дожил, скончавшись в 1923 г. от дизентерии, но семья его подверглась гонениям. Младшая дочь Екатерина, не выдержав издевательств в школе, когда ее заставляли снять крест и отречься от отца, лишилась рассудка. Муж старшей дочери Анны Сергеевны Карл Петрович Порет (латыш по национальности) арестован и расстрелян в Бутово 23 марта 1938 г. Некоторое время просфорницей Успенского храма была вдова протоиерея Алексия Петровича Боголепова Мария Павловна Боголепова (1845 г. р.), дочь священника Павла Владыченского. Дети супругов Боголеповых оставили заметный след в церковной истории Серпухова. Два сына стали священниками: Александр (1868 г. р.) служил во Всехсвятском храме, Николай (1869 г. р.) — в Спасском храме на Занарском кладбище. Одна из дочерей Марии Павловны и отца Алексия, Елена Алексеевна, стала супругой священника храма Спаса Нерукотворного Владычного монастыря Иакова Ивановича Бриллиантова, причисленного к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Еще одна их дочь — Боголепова Ольга Алексеевна стала фельдшером высокой квалификации, работала в хирургическом отделении Серпуховской больницы на «Красном текстильщике», была ассистентом на операциях известного хирурга Юдина. За чтение Псалтири в храме, по доносу, была осуждена на ссылку в Караганду на медные рудники. В ссылке работала фельдшером. После реабилитации отказалась вернуться в Серпухов, заявив: «Я своих шахтериков не брошу!».

http://sobory.ru/article/?object=00306

Городецкие каменщики-мастера, неизменно участвовавшие во многих значительных сто­личных строительствах, преобразуя новые художественные приемы на основе устойчивых местных традиций, придали архитектуре Вла­димирского храма явные черты своеобразия и неповторимости. Именно так могут быть оцене­ны «барочные», рельефно выступающие на гла­ди стен наличники окон и «классические» пиля­стры, разбивающие протяженный фасад здания на отдельные ячейки. Широко расставленные небольшие лукович­ные главки на глухих барабанах не мешают вос­принимать здание целостно. При этом они под­черкивают его вспомогательную роль в общем ансамбле с рядом стоящими высотными ярусной церковью и колокольней. Сорокапятиметровая колокольня, некогда завершенная стройным шпилем, господствовала над береговым обрывом. Она была видима с Волги с самых дальних подступов и отмечала вкупе с причудливым многоглавием центр одного из сел Нижегородского Поволжья. Село Николо-Погост издревле славилось своим колокольным звоном. Колокольня была построена в 1790-1793 гг. На ней между двумя храмами (Владимирской иконы Божией Матери и Преображения Господня) имелось пять колоколов, самый крупный из которых весил 700 пудов (11,5 т). Сохранились сведения о другом колоколе весом в 560 пудов (9 т), который отливали в 1868 г. в овраге возле деревни Бурково. По воспоминаниям местных жителей, голос большого колокола церкви во имя Владимирской иконы Божьей Матери «был такой, что в Нижнем было слышно, когда звонили». В 1930-е гг. кто-то донёс властям, что в колоколе есть серебро. И его судьба была предрешена. Колокол был настолько тяжёл, что когда его сбросили с высоты, он наполовину ушел в землю. Церковный староста и несколько набожных прихожан долго не позволяли совершить акт вандализма. Но их арестовали и вместе с другими мучениками жители Николо-Погоста безвестно сгинули в НКВД. Всего же в 1937 году только священников в округе было расстреляно десять человек, практически за одну неделю. И сегодня перед храмовым комплексом Николо-Погоста установлен памятный крест в память о жертвах репрессий 1930-х гг. В июле 1937 года все колокола, кроме одного, были сняты и увезены на переплавку. В 1937-1941 гг. после закрытия церквей в Николо-Погосте прихожане собирались на праздники в сторожке под колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=17905

Никаких доказательств существования антисоветской группы найдено не было. Поэтому 28 января 1934 года коллегия ОГПУ ограничилась тем, что постановила увеличить срок наказания епископу Амфилохию на один год; он был оправлен в исправительно-трудовой лагерь в поселке Яя Кемеровской области. После окончания срока заключения в апреле 1937 года освобожден не был, и 4 июня против него было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в антисоветской агитации, причем, причины этого были сформулированы следующим образом: «Учитывая, что у Скворцова кончается срок наказания, и он из лагеря подлежит освобождению, и что, будучи на воле, снова будет проводить контрреволюционную деятельность, заключенного Скворцова из лагеря не освобождать и немедленно приступить к следствию по его делу, предъявив ему обвинение». 267 Как и ранее, епископ Амфилохий виновным себя не признал. В поисках улик следствие обратило внимание, что он хранил у себя деревянные дубовые дощечки, изъятые при обыске. Владыка показал, что после освобождения хотел из этих дубовых плашек делать крестики, чтобы в трудный момент дать их нуждающимся. После чего его обвинили в желании «нелегально распространять крестики, этим существовать и нелегально вести религиозную пропаганду». 268 20 сентября 1937 года тройка УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила владыку к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 1 октября 1937 года. Талантливый проповедник и миссионер епископ Амфилохий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на Юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Протоиерей Иоанн Восторгов Выдающийся организатор миссионерского дела и яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 30 января 1867 года в станице Кавказская на Кубани. Отец его, священник Иоанн, был сыном профессора Владимирской духовной семинарии магистра богословия Александра Восторгова. В марте 1868 года семья переехала в станицу Новоалексеевскую. Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. Иоанн Восторгов по окончании в 1887 году Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду был назначен 15 августа того же года надзирателем за учениками ставропольского Духовного училища. 30 сентября того же 1887 года он назначается штатным учителем русского и церковно-славянского языков в том же училище. Обязанности свои исполнял он усердно и хорошо, о чем свидетельствуют отмеченные в Послужном списке вознаграждения, выдававшиеся с разрешения Преосвященного епископа Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОЗДЕЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свящ. Александр Поздеевский Александр Викторович Поздеевский ( 1868 - 1940 ), священник , священномученик Память 12 октября , в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 18 августа 1868 года в с. Большие Соли Костромской губернии (ныне пос. Некрасовское Ярославской области) семье псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Дядя архиепископа Феодора (Поздеевского) . Обучался в церковно-приходской школе, затем в Николаевском училище и 5 лет в ремесленной школе К.А.Попова посада Большие Соли на отделении иконописи. В 1894 году находился на военной службе 30 января 1895 года был определен на место псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы родного посала Большие Соли, 20 декабря 1898 года посвящен в стихарь . 4 апреля 1910 года рукоположен в сан диакона епископом Иннокентием.. Не позднее 1918 года был рукоположен во священника , продолжал служить в родном селе. К этому времени возник и первый конфликт о.Александра с властями. Узнав, что в село прибыли работники волостного управления для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, в " набат " , чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей. После опубликования Декрета об отделении школы от Церкви о. Александр стал учить Закону Божьему в храме, снабжая детей своими учебниками, а детей было более пятидесяти. О.Александр вместе с женой и детьми в советское время были лишены избирательных прав (начиная, примерно, с 1922 по 1934 год). В 1930 года, когда постановлением сельсовета церковь в селе была закрыта и колокола сняты, по благословению батюшки делегация верующих отправилась в сельсовет с требованием восстановить богослужение в церкви, вернуть колокола и облачения. После закрытия церкви Рождества Богородицы, о.Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Возможно, ему даже приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане. Так, в протоколах Боровского РИК в 1932 г. Поздеевский А.В. упоминается, как житель Больших Солей, в октябре 1934 г. его местом жительства указано уже Головино, а в протоколах дела НКВД от 1937 г. — деревня Агафоново (сейчас это территория пос.Некрасовское). В 1930 году батюшке шел седьмой десяток, его семеро детей разъехались.

http://drevo-info.ru/articles/13673237.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010