Закрыть Порок и добродетель Часть 2. Ко дню памяти 12.01.2021 1014 Время на чтение 4 минуты Часть 1 Ко дню памяти (12 января) русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937) ниже мы публикуем одну из глав самого крупного его сочинения - «Народная Русь». Публикацию (в сокращении, приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по первому отдельному изданию: Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901) подготовил профессор А. Д. Каплин. Деление на части и подбор иллюстраций - составителя. + + + В русском пахаре всегда сидит хозяйственная сметка, хотя бы он и был из краснословов краснословом. Добродетель, в его представлении, куда выгоднее порока, хотя - на недальнозоркий взгляд - последнему и сопутствует красное житье-бытье богатое. Так, из уст краснослова-пахаря, векующего свой век ó-бок с трудовой бедностью, вылетели на светлорусский простор живучие слова, окрыленные истинно-христианской мыслью: «Кинь добро назад, очутится впереди!», «Лихо помнится, а добро - вовек не забудется!», «За добро на небесах добром платят сторицею!», «Добрый человек проживет долгий век!», «Где добра нет - там не ищи правды, где нет правды - ложь всю душу вытянет!», «Во зле проживать - себе добра не желать!», «При солнце и зимой тепло, при добродетели и в холоду тепло!», «У добра - ноги сами на прямой путь ведут; грех - окольными путями пробирается, о каждую кочку спотыкается!» Что ни век, что ни год - все бóльшую силу забирает над миром грех; все крепче опутывает слабеющую волею жизнь порок своими тенетами-сетями, все труднее перейти поле жизни, не сбившись на торную тропу, быстро ведущую к нравственной погибели. Это - общий голос старых людей, добром поминающих минувшие времена. Но они же и сами не прочь повторять и просветляющие сумрак их взгляда на современность изречения - вроде таких, как, например: «Свет без добрых людей не стоит!», «Добродетелью каждый день живет!», «Как ни худы времена, а все не вымерли люди праведные!» и т. д. Добрая молва-слава, по стародавнему народному слову, дороже богатства: «В богатстве сыто брюхо, голодна - душа!», «Доброе дело питает и душу, и тело!», «Добродетель и в воде не утонет, и в огне не сгорит, и под землей не сгноится!», «Худая слава небо коптит, доброе словцо - солнечный луч!», «Злом всю жизнь пройдешь, да назад не воротишься!».

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/11/...

Закрыть Порок и добродетель Часть 3. Ко дню памяти 13.01.2021 1023 Время на чтение 6 минут Часть 1 Часть 2 Ко дню памяти (12 января) русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937) ниже мы публикуем одну из глав самого крупного его сочинения - «Народная Русь». Публикацию (в сокращении, приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по первому отдельному изданию: Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901) подготовил профессор А. Д. Каплин. Деление на части и подбор иллюстраций - составителя. + + + На этих крепких-незыблемых устоях держится народная нравственность, несмотря на то, что вокруг нее бушует бурливое море соблазнов, что ни год становящихся ярче-цветистее да назойливей-неотвязнее. «Проехал было мимо, да завернул по дыму!», «На алый цветок летит и мотылек!», «Мед - сладко, мухе падко!», «Адамовы детки - на грехи падки!» - обмолвился русский народ о привлекающем глаз соблазне-искушении, но в то же самое время изрекает свой приговор над поддающимися обаянию последнего: «Порок - лихая болесть!», «Порочный человек - калека!», «Испорочил душу - сгнил заживо!». Но не с легким сердцем готов осудить опутанного тенетами пороков грешника человек, ведущий более близкую к добродетели жизнь. Скажет он сгоряча иногда и такое жестокое слово, как «Худая трава - из поля вон!», или «Туда ему и дорога!», «Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сломить!», «Одна паршивая овца все стадо портит!» и т. п. Но пройдет первой пыл, одумается обмолвившийся таким словом и совсем на иной лад заговорит: слишком сросся-сроднился с его широкой-глубокою душой евангельский великий завет: «Не судите, да не судимы будете!» По его прямодушному слову: «Осудить легко, да понапрасну обидеть легче!», «Зря осудишь - душу погубишь!». Народная Русь всегда широко открывает свои двери покаянию: сердцем слышит простая душа - искренне ли, лживо ли оно, и только в самых редких случаях ошибается в этом определении его прозорливый взгляд. Как отец древней притчи, готов русский люд «заколоть тельца» для вернувшегося на путь правый блудного сына, являющегося плотью от плоти, костью от кости его.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/12/...

Аполлон Коринфский Коринфский Аполлон Аполлонович (1868–1937) – поэт, прозаик, критик, переводчик. Главным в своем поэтическом творчестве он считал «бывальщины» – сказания из народной жизни, стилизации былин и духовных стихов, неоднократно переиздававшиеся, но в литературной критике встреченные весьма сдержанно. Его «стихотворные олеографии» сравнивали с архитектурным стилем а-ля рюс и другими «новоделами» времен Александра III (к концу XX века эти «новоделы», кстати говоря, стали восприниматься вполне органично). В лирике был продолжателем традиций А.А. Фета и Я.П. Полонского, его стихи имели немалый читательский успех, сравнимый с успехом надсоновским и фофановским, что нашло отражение в романсах. Но все это относится к дореволюционному периоду его жизни и творчества. О том, что было после, можно судить по письму 1921 года к давнему другу и единомышленнику по приверженности к народным истокам поэзии Спиридону Дрожжину: «Не пишу почти ничего, совершенно придавленный и растерзанный в клочки проклинаемой всеми жизнью при современном архинасильственном режиме». Спиридон Дрожжин при этом режиме был возведен в ранг классика крестьянской поэзии, написал стихи о Ленине. Коринфский семь лет учился в Симбирской гимназии в одном классе с Владимиром Ульяновым и был исключен из нее «за чтение „недозволенных» книг и знакомство с политическими ссыльными», но это никак не отразилось на его судьбе. Он, как отмечали советские исследователи, «не смог понять и оценить историческое значение Октября». Служил конторщиком, библиотекарем, типографским корректором. Умер в безвестности, оказавшись «забытым» уже при жизни. В конце XX века вновь увидела свет его «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц» как своеобразное поэтическое ретро. Читателей XXI века ждет еще одна встреча с Аполлоном Коринфским – выдающимся религиозным поэтом Серебряного века, обращавшимся к современникам со стихами: Родная быль не спит в могиле: Былым Святая Русь крепка, – Его лучей не угасили Над ней ни годы, ни века...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

В.В. Виноградов Клубничка КЛУБНИЧКА. Гоголь в «Мертвых душах» пускает в оборот новое значение слова клубничка: «что-нибудь скабрезное, эротическое, нескромное». Это выражение приписано поручику Кувшинникову, который «простых баб не пропустил. Это он называет попользоваться на счет клубнички». Понятно, что слово клубничка в этом употреблении приобретает отпечаток едкой, презрительной, хотя и несколько грубоватой иронии. Новое словоупотребление подхватывается всеми писателями гоголевской школы. Оно свойственно Григоровичу, Тургеневу, Достоевскому, Салтыкову-Щедрину и другим. Понятно, что то же значение передается и слову клубника. Например, у Салтыкова-Щедрина в статье: «Новаторы особого рода. ”Жертва вечерняя“ П. Боборыкина (1868)»: «...клубника во всех видах и формах, как отдохновение от подвигов по части необузданности» (Салтыков-Щедрин 1937, 8, с. 71). На основе этого нового значения слова клубничка возникают новые слова: клубничник «любитель клубнички». Например, у Достоевского в «Записках из подполья»: «Ненавижу клубничку и клубничников. И особенно клубничников» (Достоевский, 1956, 4, с. 197). У Н. И. Пирогова в «Дневнике старого врача»: «Молодая раба, довольно красивая собою, чуть было не попавшая в руки какого-то московского клубничника, вышла благополучно замуж без всяких документов» (Пирогов Н., с. 471). У Тургенева в «Дыме» (в речи Потугина): «Десять французов сойдется, беседа неизбежно коснется ”клубнички“, как они там ни виляй...». Клубницизм: у Салтыкова-Щедрина в рецензии на новые стихотворения А. Майкова (1864): «мы были бы не правы, не отдавши поэтам-художникам должной справедливости. Как ни лимфатична была их ”грусть“, как ни незначительна была ее доля в той общей массе всякого рода воинственно-увеселительно-полового клубницизма, составлявшего главное содержание их песнопений, все-таки эта грусть о чем-то напоминала, все-таки она была отблеском (хотя и очень слабым) той действительной грусти, которая росла и растет, невидимая даже сквозь щели» (Русск. писатели о лит-ре, 2, с. 253).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть Хлеб насущный Памяти русского бытописателя. Часть 3 10.08.2022 1056 Время на чтение 8 минут Публикуем заключительную главу самого крупного сочинения - «Народная Русь» - русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937) . Публикация (в сокращении, приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901). Разбивка на части - редакции РНЛ.   Часть 1 Часть 2 «Красные дни - сей пшеницу!» - дает совет присмотревшийся за долгие века полевой страды к прихотям природы деревенский люд. «Сей пшеницу, когда зацветет черемуха!», - приговаривает советчик: «Пшеничный сев - полдень!», «Закрасуется нива пшеничным руном, как посеешь ведреным днем!»... Сеется на Руси пшеница в средней (мало) и в южной - больше - полосах; везде предпочитается яровой (весенний) сев, и только в немногих, не боящихся мороза-стужи, местах высевают ее на озимь. В последнем случае зовется пшеница «зяблою» и «ледянкою». Есть разные пшеницы: русская («серая»), египетская («саидка»), красная, «черноколоска-чернотурка», «белотурка», «кубанка» и другие. Но, - говорит народ: «Как пшеницу ни зови, а все рожь-матушка поименитее будет, - даром, что всего одно у нее, у кормилицы, имечко!»                Полба с ячменем слывут в народной Руси за пшеницыну родню: «Полба - пшенице меньшáя сестрица, ячмень усатый - полбин брат». По слову крестьянской мудрости: «Полба из беды мужика не выручит, а только есть пироги выучит!», «Полба уродилась - полбеды долой, ржи невпроед - беды и не было!» Ячмень в некоторых местностях зовется еще «житарем». Это - самый северный хлеб, меньше всех страшащийся лихих угроз старика Мороза со всеми его сыновьями - Морозовичами. Приметливые люди торопятся сеять ячмень в те дни, когда цветет калина-ягода. «Ячмень на свежем навозе сей в полнолунье!» - приговаривает деревенский люд. Когда ячмень колосится, соловей замолкает, - гласит примета. Плохо тот ячмень родится, который посеян при западном и юго-западном ветре. «Приелся как сухой ячмень беззубой кобыле!» - вылетела на светлорусский широкий простор смешливая народная поговорка об этом подспорье крестьянского хлеба насущного. «Спорá ячменная каша, спорей того ячные (ячменные) блины!» - говорят на студеном севере, но говорят только потому, что в тех местах греча-дикуша совсем не родится.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/16/...

В этой связи следует рассказать о концепции, на основании которой прибалтийские экономисты делают расчёт сумм компенсаций за 47 лет «советской оккупации». Если бы, да кабы... Латышские эксперты в основу своих расчётов положили утверждение о том, что если бы Латвия не вошла бы в 1940 г. в состав СССР, то она развивалась бы темпами, соответствующими темпам развития наиболее успешных капиталистических стран Европы. К примеру, Финляндии и Дании. Разница в достигнутом Латвийской ССР валовом внутреннем продукте и тем, который она якобы могла достигнуть за годы «советской оккупации» лет вне СССР и составила вышеупомянутые 330 млрд евро. В Литве аналогичную методику расчета претензий к России в мае 2012 г. озвучила председатель комиссии по оценке ущерба от «советской оккупации» и генеральный директор Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы Т.­Б. Бураускайте. Она в ходе пресс-конференции, организованной Интернет-газетой «Лента.ру» заявила, что «метод расчета ущерба состоит в том, чтобы посчитать разницу в доходе на душу ВВП за 1940-1991 годы между Литвой и Финляндией. Исключая период оккупации Германией. Именно эту разницу должна будет выплатить Россия». Дабы придать обоснование сомнительным расчетам, департаменты статистики Литвы, Латвии и Эстонии ещё в 2001 г. подготовили статистический сборник, согласно которому в 1937 г. эти страны по уровню среднедушевых доходов населения входили в одну группу с Финляндией и Данией. Зная реальное социально-­экономическое положение довоенной Литвы, я могу лишь сослаться на премьер-­министра Великобритании (1868, 1874-1880 гг.) Бенджамина Дизраэли, который отмечал, что «существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». В этой связи я намерен слегка отрезвить литовских «экспертов», предпочитающих считать денежки в чужом кармане. Для этого напомню, что собой представляла Первая Литовская Республика, провозглашенная в 1920 г., спустя 19 лет буржуазного правления, т.е. в 1939 г. В современной Литве утверждают, что это было экономически процветающее государство социального мира и согласия. Но так ли это?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Вексель. Вексель не требует явки, кроме случая подписи безграмотного, которая должна быть засвидетельствована, – в противном случае вексель не имеет силы. 548 ст. Уст. Торг. изд. 1857 г. (ст. 8 Уст. Вексельн.). – 2 Сб. Сен. реш. III. 621. Форма векселя, приложенная к 540 ст. Уст. Торг. изд. 1857 г. (ст. 1 Уст. Вексельн.), имеет лишь значение образца, и действительность векселя зависит не от точного соблюдения сей формы, а от существенных принадлежностей, в законе означенных (Касс. реш. 1877 г., N 49). О решительном значении формальностей в векселе, для охранения вексельного права, см. 2 Сб. Сен. реш. III, N 620. Аренда. Несовершение крепостным порядком арендного контракта в случае, указанном в 1703 ст., не отнимает у договора, обязательной силы для самих сторон и их наследников, а может иметь значение только для третьих лиц, т.е. для кредиторов владельца или будущих приобретателей имения (Касс. реш. 1872 г., N 60). Несоблюдение формы в арендных контрактах на помещичьи имения не ведет к уничтожению сделки (Касс. реш. 1872 г., N 1236). За исключением городских строений и земельных участков в городе, все другие недвижимые имущества могут быть отдаваемы внаймы не иначе как по письменным договорам (1691, 1700, 1701, 1702). Кроме того, допускается словесный наем земель крестьянами у помещиков не свыше трех лет (Касс. реш. 1876 г., N 357). Договор о найме городского строения признан действительным, когда он выразился в форме журнала общества, нанимавшего квартиру, за подписью домовладельца (Касс. реш. 1868 г., N 481). При отдаче в аренду церковных земель должен быть заключен формальный письменный договор (Касс. реш. 1869 г., N 1323). Хотя договор с волостным правлением на аренду крестьянской земли явлен лишь в том же волостном правлении, но чрез это договор сей не теряет силы домашнего акта, вполне обязательного для сторон. Несоблюдение предписанных форм вообще не лишало договоры обязательной силы и прежде издания судебных уставов 1864 г. (Касс. реш. 1878 г., N 45). Словесная сделка с крестьянами о найме пустоши могла бы иметь силу только с запиской в книгу волостного правления (Касс. реш. 1870 г., N 1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

84 «Принцесса Греза» – пьеса французского поэта и драматурга Эдмона Ростана (1868–1918), ставшего популярным в России благодаря переводам Т. Щепкиной-Куперник. 85 Кусевицкий С. А. (1874–1951), выдающийся русский дирижер, контрабасист и музыкальный деятель, особенно популярный в России начала века. С 1920 г. жил за границей, где возглавил «Симфонические концерты Кусевицкого > > . Шор Д. С. (1867–1942) пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. В 1892 г. основал «Московское трио» (пианист Шор, скрипач Д. С. Крейн, сменивший М. И. Альтшуллера, виолончелист Р. И. Эрлих). Эти камерные концерты пользовались большой известностью в Москве, Петербурге и за границей (Берлин, Париж, Лондон). Д. С. Шор основал «Бетховенскую студию», пропагандируя классическую музыку (1912–1916 гг.), в деятельности которой принимало участие и «Московское трио». 86 Молодой Лосев обозначал номерами девушек, не только знакомых, но и незнакомых, которые произвели на него большое впечатление или вызвали глубокий интерес. 87 Студент Лосев для заработка давал уроки греческого и латинского языков гимназистам и студентам. 88 Волконский С. М. (1860–1937), князь, филолог, писатель и театральный деятель. Читал курсы лекций по русской истории и литературе в США. С 1899 по 1902 директор Императорских театров, близкий к «Миру искусств» и вообще к новым исканиям в балете и опере. В 1917 г. эмигрировал во Францию. С Волконским была близка Марина Цветаева. 89 Молодой Лосев противопоставляет свою идею добра известным словам Достоевского о красоте, которая спасет мир («Братья Карамазовы»). 92 «Сомневаюсь, следовательно мыслю. Мыслю, следовательно существую» (лат.). Факт сомнения, необходимый для мышления, – один из главных принципов философии Декарта (1596–1650). 94 Тезисы «О моральности истины. Эмпирическая и психологическая точка зрения» написаны в конце 1912 г. Они несомненно связаны со статьей Лосева «Этика как наука», датированной автором 1912 г. (сохранился оригинал с титульным листом), и с тезисами этой работы (см. «Человек», 1995, 4). Во всех этих сочинениях ощущается влияние проф. Г. И. Челпанова. Его лекции «Введение в философию и логику» слушал Лосев-студент, участвуя также в просеминариях по экспериментальной психологии. В 1912 г. открылся основанный Челпановым Психологический Институт, членом которого по рекомендации профессора стал Лосев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Закрыть Царь-государь Ко дню памяти 11.01.2016 677 Время на чтение 13 минут Ко дню памяти (12 января) русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937) ниже мы публикуем одну из глав самого крупного его сочинения «Народная Русь». Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901) подготовил профессор А. Д. Каплин. + + + VII. Царь-государь Понятие о царе-государе, как о самодержавном хозяине Земли Русской, вырастало постепенно - одновременно с развитием народного самосознания. От призванных «володети и княжити» князей-дружинников, - пережив князей-ставленников, которым нередко приходилось слышать увековеченные летописью слова: «А мы тебе кланяемся, княже, а по твоему не хотим!», - оно выросло до представления о великом князе - «Божьем слуге», «страже Земли Русской от врагов иноплеменных и внутренних». Но нужно было пройти векам, чтобы великий, старший над князьями уделов, князь встал в глазах народа-пахаря на высоту царя - «государя всея Руси», каким является он в палатах Москвы Белокаменной на исходе XVI столетия. Но Забелин , вполне справедливо замечает, что «новый тип политической власти вырос на старом кореню». Несмотря на разноречие именований и рознь обиходов княжеского и царского почитания, народная Русь изстари веков стояла на служении верой и правдою «батюшке-государю» и была связана со своим верховным вождем неразрывными узами верноподданнической любви. К русскому народу, более чем к какому-либо другому, применимо название - стихия. Русская стихийная душа представляет собою столь самобытное и сложное явление, что надо быть коренным русским, родиться проникнутым до мозга костей духом народности человеком, чтобы составить более или менее ясное понятие о ней и сколько-нибудь определенно разобраться в народных взглядах и понятиях, верованиях, представлениях и чаяниях, - во всем живом внутреннем мире многомиллионной богатырской семьи. Внешний облик этого загадочного на чужой взгляд великана крепко-накрепко связан со всем тем, что составляет его сокровенное святая-святых. Слово и дело в жизни этого стойкого в своих убеждениях, неуклонного в своих стремлениях, прямого в проявлениях чувств народа всегда шли рука об руку. Слово-язык и слово-предание являются на Руси неисчерпаемым источником изучения внешней и внутренней жизни. Богатство языка, - сильного своею живою образностью и неподражаемой простотою, меткого в определениях и яркого, как ярка русская государственная жизнь, - богатство русского слова не менее самого народа говорит о стихийности.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/12/...

23 «Зубатовщина» – процесс создания системы легальных рабочих организаций в России нач. XX в., возглавляемый чиновником Департамента полиции C. В. Зубатовым, с целью направить движение из русла политики к экономической борьбе. 24 Суворин Алексей Алексеевич (1862–1937) – журналист, ред.-изд. газ. «Русь» (1903–1908) и «Маленькой газеты», участник Ледяного похода Добровольческой армии (1918), автор основанной на собственном опыте кн. о нетрадиционной медицине и лечении голодом «Новый человек» (1913), популяризатор методик совершенствования тела и личности. 25 Как всегда, Свенцицкий отдаёт лавры другому, хотя ещё за год до этого писал: «Очень, очень много нашлось бы людей, которым вовсе не хочется подавать «милостыню» на улицах и которые в то же время с удовольствием, от сердца помогли бы действительно нуждающемуся. Ведь иногда вовремя оказанная поддержка в 3–5–10 рублей спасает человека – меняет всю его жизнь. Неужели в такой поддержке отказали бы те, у кого есть лишние деньги? А теперь я делаю определённое предложение: образовать при редакции «Маленькой газеты» специальный благотворительный фонд из добровольных пожертвований сотрудников и читателей. Деньги из этого фонда должны тратиться на поддержку нуждающихся впредь до приискания ими работы. Я с своей стороны для начала прошу отчислять в этот фонд 10 проц. моего гонорара» (МГ. 1915. 23 февраля. 52). «Очередной общественной задачей газеты должно быть привлечение читателей для организации трезвого досуга: своя библиотека, своя чайная, свой театр, свои концерты, свой клуб. Деньги? Поверьте, прежде всего – люди! Все эти начинания сами себя окупают. Лишь бы явилось желание работать» (МГ. 1915. 8 мая. 125). По-видимому, тогда желающих ещё не собралось в достатке. 27 Форель Огюст Анри (1848–1931) – швейцарский невропатолог, психиатр, энтомолог, автор кн. «Половой вопрос» (1905). 28 Рыбаков Фёдор Егорович (1868–1920) – доктор медицины, профессор психиатрии, с 1911 зав. кафедрой душевных болезней ИМУ, основатель Московского института психиатрии (1920), автор фундаментального труда «Циклофрения» (M., 1914). В сентябре 1905 выступил с докладом «Лечение алкоголиков» о систематическом применении гипноза (Труды II съезда отечественных психиатров. Κ., 1907).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010