После отъезда архимандрита Макария в 1844 г. Улалинская миссионерская школа грамоты, вероятнее всего, разместилась в доме из двух комнат, разделенных сенями, в котором жил основатель миссии. Со временем назрела необходимость в более просторном помещении для школы. Средств на строительство нового здания у миссии не хватало, и протоиереем Стефаном Ландышевым было принято решение перенести из Маймы пустующий миссионерский дом, построенный еще архимандритом Макарием. Свое намерение это сделать о. Стефан выразил в письме благотворителю миссии московскому священнику Николаю Лаврову в 1851 г. Правда, осуществить этот план удалось несколько позже. Майминский дом архимандрита Макария перенесли в Улалу в середине 1850-х гг. Здесь были размещены школа и квартиры для учителя и других сотрудников миссии. Занятия начались после торжественного молебна 20 июля 1856 г. 332 С 1866 г. в течение нескольких лет в этом доме пришлось жить архимандриту Владимиру (Петрову), третьему по счету начальнику миссии. В исторических документах этот дом часто называется как «старый училищный дом». Когда в Улале близилось к завершению строительство дома с мезонином для начальника миссии, архимандрит Владимир уже планировал реконструкцию обветшавшего училищного дома 333 . В нем предполагалось разместить либо училище, либо больницу. Но поскольку здание больницы в начале 1870-х гг. решили строить новое, то после реконструкции старый училищный дом сохранил свое предназначение: в нем расположилось Центральное Филаретовское миссионерское училище. Реконструкция была начата в 1875 г. 334 , когда в Улалу был назначен заведующим училищем игумен Макарий (Невский) . Вместе с заведующим из Чопоша обратно в Улалу было переведено Центральное училище. После реконструкции здание претерпело значительные изменения. Были добавлены помещения «для мастерской, кухни, учителя, наблюдателя за хозяйственными работами и предполагаемой типогра-фии» 335 . Судя по сохранившимся фотографиям, размеры здания заметно увеличились, а наверху появился мезонин. Но при этом комнаты, в которых жил основатель миссии, были сохранены в прежнем виде 336 . Подрядчиком на стройке был Архип Борзенков. Занятия в этом доме проводились до начала XX в. Разобран старый училищный дом был в 1903 г. по причине ветхости, а материал в дальнейшем был использован при строительстве нового дома – для приема начальника миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Иркутск. Часовня Христа Спасителя в память о спасении Александра II при покушении 4 апреля 1866 года. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Рождества Христова Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1866 и 1870. Год утраты:Не установлен. Архитектор:М.А. Шурупов Адрес: Россия, Иркутск, угол ул. Карла Маркса и ул. Пролетарской (угол Большой и Ивановской улиц) Координаты: 52.285428, 104.289063 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня во имя Христа Спасителя была установлена в 1866-1870 гг. на добровольные пожертвования жителей Иркутска по проекту петербургского архитектора М.А. Шурупова в память спасения императора Александра II от покушения 4 апреля 1866. Часовня во имя Христа Спасителя находилась на углу Большой и Ивановской улиц, где в советское время устроена площадка с памятником В.И. Ленину. Ныне угол улицы Карла Маркса и улицы Пролетарской. Часовня Спасителя была заложена 30 августа 1866 года. В тот же день, спустя четыре года, она была торжественно освящена в память сохранения жизни императора Александра II 4 апреля 1866 года. Часовня установлена по плану и рисунку поручика Н.Н. Порохова, иконостас, иконы и другие принадлежности выписаны из С.-Петербурга. Постройка обошлась городу в 45 500 рублей. В 20-х годах двадцатого века ее разобрали, в 1934 году установлен бюст В.И. Ленина из гранита. " Сия часовня во имя Спасителя сооружается в память спасения жизни Его Императорского Величества Государя Имератора Александра Николаевича от злодейшего покушения 4 апреля 1866 года на добровольное пожертвование жителей гор. Иркутска с участием и прочих жителей Восточной Сибири... по проекту старшего адъютанта при управлении начальника местных войск поручика Н.Н. Порохова... при участии иркутского губернского архитектора и академика А.Е. Разгильдеева... " — медная доска с такой надписью была положена в основание часовни в день ее заложения 30 августа 1866. На проект часовни был объявлен конкурс, который выиграл в Иркутске поручик Н.Н. Порохов. Но в столице этот проект был забракован, и петер­бургский архитектор М.А. Шурупов сделал новый проект, получивший одо­брение императора. В результате часовня была возведена по проекту Шурупова, а встречаемое в литературе утверждение об авторстве Порохова ошибочно. Одновременно там же, в Петербурге, ювелиру А.Я. Соколову за­казали для часовни – золоченый купол, Евангелие, крест, люстры, позоло­ченный иконостас из кипариса и другое. Иконы написал петербургский профессор живописи П.М. Шамшин. Автор: А.К. Гофман Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35457

Таганрог. Часовня Александра Невского в память спасения Александра II от покушения 4 апреля 1866 года. Александровская капличка /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Александровская часовня (капличка). Построена в связи с неудавшимся 04.05.1866 покушением Дмитрия Каракозова на жизнь императора Александра П. Место устройства часовни выбрали на Воронцовском (сейчас Комсомольский) спуске, •по правой его стороне на углу ул. Греческой. В этом же году протоиерей Федор Покровский освятил место для будущего храма. По окончании строительства капличку приписали к Успенскому собору, и ежегодно 4 апреля из собора к А.ч. совершался крестный ход. Главной достопримечательностью А.ч. была лампада редкой художественной красоты - дар таганрогских рыбаков. Она была изготовлена из золота в форме парусной лодки и затейливо украшена драгоценными камнями. Впоследствии лампада была перенесена в собор. После смерти Александра II в 1881 часовню закрыли. В 1929 помещения А.ч. первоначально предложили использовать под торговый книжный киоск, затем, видя, что здание обветшало и рушится, его разобрали. Из Энциклопедии Таганрога Двадцатишестилетний революционер Дмитрий Каракозов четвертого апреля 1866 года стрелял в Александра Второго. Покушение не удалось, в честь этого события, счастливо окончившегося для императора, в городе решили построить каменную капличку. В середине 1866 года по требованию градоначальника Шестакова протоиерей Федор Покровский, без ведома и разрешения духовного начальства, освятил место для будущей часовни. За свой поступок его лишили места настоятеля при Соборе и перевели настоятелем в Никольскую церковь. Уже в следующем году обвинение с него сняли и он вернулся на прежнее место службы в Успенский собор. Место устройства часовни выбрали в начале Воронцовского спуска, по правой его стороне, и по окончании строительства приписали к Успенскому собору. В капличке установили изящную, художественной работы .лампаду, выполненную ювелирами по заказу рыбаков и моряков каботажного плавания. «Она изображает ангела, несущего над головой лодку. Эту лампадку моряки повесили в часовне, как в ближайшем к морю священном месте. Но провисела она там недолго. Из опасения, что на эту ценную вещь могут покуситься любители чужой собственности, по распоряжению протоиерея Покровского ее перенесли в собор», — писал Александр Павлович Чехов. Четвертого апреля каждого года из Собора к капличке совершался крестный ход, где служили торжественный молебен. На сохранившейся фотографии видны огромные толпы людей присутствующих у часовни и заполнившие все склоны Воронцовского спуска. Погода в эти дни обычно бывала безоблачной и по весеннему теплой. После смерти Александра Второго в 1881 году богослужения прекратились и капличку закрыли. Богомольцы неоднократно поднимали вопрос и обращали внимание городской думы на ее заброшенное состояние.

http://sobory.ru/article/?object=34550

Илеть. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь, Свято-Троицкая церковь, церковь Пресвятой Троицы Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1866 и 1887. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Марий Эл, Параньгинский район, село Илеть, ул. Центральная Координаты: 56.575679, 49.500122 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный храм в селе Илеть был построен в 1866-1887 годах и освящен во имя Святой Троицы. До сих пор в храме висит мраморная доска, на которой указаны день закладки храма (24 июня 1866 года), священник Григорий, староста Бусыгин, строитель Никанор Домрачев и мастер Степан Тюрген. Церковь стала подлинным украшением села. Большая, пятиглавая с колокольней, она была построена в традициях сочетания мотивов древней русской архитектуры и церковного зодчества второй половины XIX в. К сожалению, в советский период храм многое утратил из первоначального облика. Разрушена колокольня, сломаны боковые барабаны, сгорела шатровая кровля на центральной главе. Ломать церковь начали в 1937 г. В пустом храме размещали зерносклад, мельницу, пекарню. Разобрали приделы. Но даже сохранившийся основной куб храма, апсиды, центральный барабан производят очень величественный вид. В интерьере частично сохранились росписи. Сегодня в Троицкой церкви начались восстановительные работы. Источник: www.mari-eparhia.ru 24 июня 1866 года в селе Илеть Уржумского уезда Вятской губернии был заложен величественный каменный храм с пятью шатровыми главами и каменной колокольней. В ней было 4 придела - в честь Святой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. В клириковых ведомостях храма указано, что финансовую помощь приходу оказывал казанский купец Иван Степанович Смоленцев. Строительство церкви продолжалось до 1887 года. В годы лихолетий, в 1934 году церковь была закрыта. В советское время здание храма использовалось под больницу, маслозавод, пекарню. С 2013 года начался новый этап жизни храма. С июня этого года в храме стали проводиться молебны, а в августе - первая Божественная литургия. Осенью 2014 года была покрыта крыша над притвором. В 2016 году была смонтирована кровля над зимним приделом и частично покрыта крыша над летним приделом. В 2017 году была проведена большая работа по оформлению документов на храм и землю. Источник: www.mari-eparhia.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=26291

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРОДНЕНСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гродненский храм св. Александра Невского, 1918 год Храм во имя благоверного великого князя Александра Невского в Гродно (разобран в 1938 году) 20 апреля 1866 года на Гродненском благородном собрании было принято решение о строительстве церкви на Дворцовой площади в память чудесного спасения императора Александра II во время покушения на него 4 апреля 1866 года. 29 мая того же года был созван Комитет по постройке храма во имя святого Александра Невского в Гродно под председательством князя А.В. Оболенского. Производство работ гродненский губернатор И.Н. Скворцов возложил на архитектора Гурьева и инженера В.С. Дженеева. Составленная ими проектно-сметная документация с несколько видоизменённой формой крестов была утверждена генерал-губернатором Северо-Западного края К.П. Кауфманом в августе 1866 года. Пожертвования на строительство церкви поступали как от крестьян, так и от высших должностных лиц. 8 декабря 1869 года будущий император Александр III и будущая императрица Мария Фёдоровна пожертвовали в пользу строительства церкви два серебряных с позолотой Евангелия (большого и малого форматов), а также серебряное кадило. 4 февраля 1870 года императрица Мария Александровна передала церкви серебряные вызолоченные причастные сосуды, два серебряных, вызолоченных напрестольных креста, седмисвечник, трёхсвечник, подсвечник, кадило, кропило, блюдо, сосуд для водоосвещения накладного серебра, полное облачение для священника, диакона и причетника, четыре перемены воздухов с покровицами, одеяний на престол, жертвенник и аналой. Самые крупные пожертвования, около 7 тысяч рублей, были сделаны крестьянами. После них - чиновники акцизного управления (около 3 тысяч рублей). Всего в период с июня 1866 года по 1 апреля 1870 года в адрес комитета по строительству церкви от жителей Гродненской губернии поступило пожертвований на сумму 18 346 рублей.

http://drevo-info.ru/articles/13678311.h...

Рыльск. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Вознесения Господня построена в 1866 году по завещанию великого мореплавателя Г.И. Шелихова на средства от акций Российско - Американской компании и подаяния прихожан. В Советское время храм использовался под склад строительных материалов. Восстановление храма началось с 1990 года, богослужения проводятся с 04.04.1991 года. Церковь имеет три престола: Вознесения Господня, Николая Чудотворца, Иоанна Кронштадского. Храм Вознесения Господня был построен в 1866 году. В клировых ведомостях Вознесенского храма за 1915 год значится, что он построен в 1866 году " тщанием купцов: Ивана Стефановича Деменкова, Никифора Гавриловича Каменкова на проценты со вклада коммерции советника Григория Ивановича Шелехова и на пожертвования других благотворителей " . Церковь отличается своим внешним видом и архитектурой от других церквей, построеных в Рыльске. Его основание и сам храм устроен в виде корпуса, по образу ковчега. Видимо, не случайно зодчие остановились на выборе этого плана в память великому мореплавателю. Семиглавый храм красив и величествен со всех сторон. Внутри храма иконостас был выполнен из кирпича и облицован деревянными резными наличниками, поясками, карнизами, полуколоннами. Царские врата с головами ангелов были покрыты позолотой. Церковь была оштукатурена и окрашена известью в белый цвет. Купола покрыты луженой сталью и выкрашены в голубой цвет. Золоченые луковки и кресты, устремленные к поднебесью, придают красоту и величие храму. В тридцатых годах XX в. Вознесенскую церковь стали использовать под склад горкомхоза. С 1942 по март 1943 года в храме проходили богослужения (с разрешения немецкого командования). После освобождения Рыльска от немецко-фашистких захватчиков церковь снова закрыли: разобрали деревянные полы, сорвали наличники и царские врата алтаря. Храм снова стали использовать под склад стройматериалов. В 1985 году городские власти решили храм отреставрировать и использовать в качестве картинной галереи. При реконструкции планировалось разобрать кирпичный алтарь, переделать притвор, устроив в нем раздевалку, а колокольню использовать как складское помещение.

http://sobory.ru/article/?object=11578

Академия оценила В.О-ча с первой лекции. Первые слушатели его свидетельствуют, что они внимали молодому профессору с замиранием сердца. И это понятно. Ведь тот курс Ключевского, который долго будет читать вся мыслящая Россия, задуман им и начал создаваться у нас, в Московской духовной академии, где послужил покойный 35 лет, половину своей жизни. Перед нами стоял великий историк земли русской – нашего многострадального народа; умилял нас чарующей силою слова, заставлял учиться и думать, помогал разобраться в прошлом, чтобы оценить по достоинству настоящее и стать к нему в надлежащее отношение. Уча нас как студентов истории России, В.О. воспитывал в нас общественную совесть, чувство долга, воспитывал в нас граждан. Дорогой наставник наш. Прими последнее «прости» и от нас, питомцев родной тебе духовной школы, чтущих великую память твою. Список трудов В.О. Ключевского 3 1 . Сказания иностранцев о Московском государстве. (Московское государство по описаниям иностранцев XV–XVII вв.). «Московские Университетские Известия» 1866 г., 7–9, стр. 1–264, и отдельно М.1866 стр. 264 (издание «Общества распространения полезных книг». 2 . Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае. «Московские Университетские Известия» 1866–1867 гг., стр. 541–574, и отдельно стр. 1–34. 3 . Новые исследования по истории древнерусских монастырей. По поводу сочинения доцента В.С. Иконникова : «Исследование о главных направлениях в науке русской истории в связи с ходом образованности». «Православное обозрение» 1869 г., стр. 439–469; стр. 737–759. 4 . Поправки к одной антикритике ( В.С. Иконникова ). «Православное обозрение» 1870 г., стр. 724–741. 5 . Церковь по отношению к умственному развитию древней Руси. По поводу книги А. Щапова : «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа». «Православное обозрение» 1870 г., стр. 307–337. 6 . Рукописная библиотека В.М. Ундолького. По поводу издания «Описания» ее. «Православное обозрение» 1870 г., стр. 872–894. 7 . Образцовые писатели русских житий в XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ромны. Церковь Василия Великого. Церковь. Действует.   Престолы: Василия Великого Год постройки:Между 1751 и 1780. Перестроена в 1866-1867. Адрес: Украина, Сумская область, город Ромны, площадь Базарная, д. 15. Координаты: 50.744708, 33.494246 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Расположена в старой части города, входит в ансамбль собора Святого Духа , являясь его колокольней и зимней церковью. Построена на месте деревянной, разобранной в 1749 г. Строительство начато в 1751 г., закончено в 1780 г. В 1866—1867 гг. сооружение перестроено по проекту архитектора Червинского. При перестройке в декор экстерьера были внесены элементы русской архитектуры XVII в. Кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане, с граненой апсидой на восточной стороне и колокольней над западной, на высоком цоколе с подвалом. Увенчана декоративной главой над восточной частью. Перекрытие основного объема — деревянное с подвесным потолком, апсиды — конховое, первого яруса колокольни — сомкнутый свод, подвала — система полуциркульных сводов. Колокольня — восьмерик на четверике, завершенный двухъярусной главой. Фасады оформлены пилястрами. Главный вход — с запада через крутую паперть с большим арочным проемом, в подвальные помещения — через тамбуры с северной и южной сторон. В интерьере стены и потолок покрыты масляной живописью. Убранство позднее. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 гг. Васильевская церковь с колокольней (автор неизвестен, перестроена архитектором В. Червинским, 1866-1867). Построена в 1751-1780 гг. на средства бунчуковых товарищей Лубненского полка Андрея Павловича Полетики, его сына Андрея Андреевича Полетики и лубненского полкового писаря Петра Лукъянова. Основатели церкви были представителями одного из самых выдающихся казацко-старшинских родов Левобережья времени Гетьманщины, который дал ряд выдающихся политических и культурных деятелей Украины. Церковь стоит рядом со Святодуховским собором и является его колокольней. После перестройки стала удлиненной, бескупольной, с двухскатной кровлей, заканчивающейся граненой алтарной апсидой, над которой возвышается небольшая декоративная главка. Над крышей западного притвора вырастает невысокий четверик, из которого стремительно взлетает колокольня, состоящая из высокого изящного восьмерика со сквозными арочными проемами. Над ним возвышается второй восьмерик, меньших размеров, без проемов, со стрельчатыми арочками. Колокольню завершает изящная главка на высоком цилиндрическом барабане. Вход решен в виде арочного проема, прорезанного в мощном центральном ризалите, выступающем на западном фасаде. Входная арка фланкирована своеобразно стилизованными капителями. Над входом – большое круглое окно.

http://sobory.ru/article/?object=16134

Стадница. Землянский Знаменский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1866 и 1868. Адрес: Воронежская обл., Семилукский р-н, с. Стадница Координаты: 51.802092, 38.75556 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Воскресения Христова Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К югу от села Стадница, на высоком восточном (левом) берегу реки Серебрянки, сохранились остатки Землянского Знаменского женского монастыря, основанного в 1866 году баронессой Анной Петровной Боде, решившей таким образом устроить «вечное поминовение» своих умерших мужа и дочери. А.П.Боде приобрела 154 десятины земли и построила здесь церковь во имя Воскресения Христова, освященную в 1866 г., деревянный дом для настоятельницы с теплой Знаменской церковью (освящена в 1867 г.), дома для священника и дьякона, два корпуса келий и здание больницы с богадельней. Открытие монастыря состоялось в 1868г. В 1878г. в нем началось строительство нового обширного пятиглавого каменного Троицкого храма. Завершение строительства церкви и ее освящение состоялось в сентябре 1897г. В начале ХХ века в монастыре постоянно проживало 53 инокини, 21 послушница и 25 состоявших на испытании женщин; всего - 99 человек. В 1918 г. монастырь был закрыт. В последующие годы началось планомерное разрушение храмовых зданий. Были взорваны и разобраны на кирпичи Воскресенская церковь и Троицкий собор. В 1942-43гг. в этих местах проходили бои и сегодня в монастырском парке можно встретить немецкие кресты над могилами солдат, иногда сюда приезжают их родственники из Германии. После войны на территории монастыря размещался детский дом, а в годы перестройки опустевшую территорию продали частнику. Сегодня монастырский комплекс включает остатки (апсиду) Воскресенской каменной церкви, а также несколько деревянных и кирпичных зданий жилого, общественного и хозяйственного назначения. В восточной части монастырской территории стоят два деревянных одноэтажных дома. Одно из этих зданий было домом настоятельницы со Знаменской церковью. Ее местоположение читается по сохранившимся в центре главного фасада арочным окнам. В центре территории сохранились два кирпичных одноэтажных корпуса келий. По южной и западной границе монастырского двора стоят четыре одноэтажных деревянных здания. С северо-восточной стороны монастырский двор переходит в обширный монастырский парк, спускающийся к реке.

http://sobory.ru/article/?object=11325

Тогда крестьяне стали просить епархиальное начальство, чтобы им позволили образовать приход, т.к. за городской чертой проживало 362 души. Дело о дозволении арским крестьянам построить новую церковь тянулось с 1861 по 1865 гг., т.к. у крестьян не было средств на постройку храма и обеспечение причта. 19 июля 1864 г. крестьянами Покровской слободы заштатного г. Арска было подано ходатайство на имя Его Высокопреосвященства архиепископа Казанского и Свияжского Афанасия на разбор старой деревянной церкви и получение храмозданной грамоты для нового каменного храма. Разрешение на постройку каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы с образованием прихода из 362 душ по ходатайству управляющего казанской палатой государственных имуществ дано архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием 15 апреля 1865 г. В 1865 г. была выдана храмозданная грамота на постройку новой каменной церкви в Покровской слободе г. Арска. Старая Покровская церковь была разобрана летом 1866 г. по указу Казанской Духовной Консистории от 18 мая 1866 г. Из-за недостатка средств строительство нового храма шло почти на протяжении 16 лет - с 1866 по 1882 гг. Для сбора средств на сооружение каменного храма в 1874 г. была выдана сборная книга. Руководили строительством попеременно крестьяне Василий Мартынович Плотников, Трофим Барышев, крестьянский староста Киприян Мартынович Плотников (владелец солодовенного завода в Арске). Железо для крыши было подарено елабужским купцом Иваном Ивановичем Стахеевым, а колокола весом в 61 пуд - арским крестьянином, проживающим в г. Троицк Михаилом Яковлевичем Быстровым. Основными средствами для строительства служили пожертвования прихожан, заметные взносы среди которых сделали арские купцы Михаил Яковлевич Быстров, Никита Степанович Капралов, Моисей Варламович Степанов (поморец), Пелагея Максимовна Чумакова. Личные средства жертвовал, и крестьянский староста Киприян Мартынович Плотников и стал первым церковным старостой нового храма на протяжении 1888 - 1897 гг. Невозможно обойти вниманием замечательную фресковую живопись, которая сохранилась с 1895 г., когда храм расписывал казанский иконописец Порфирий Ковалинский.

http://sobory.ru/article/?object=20981

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010