Некоторые из них вносились в славянские требники без имени составителей и, получив местную переработку, принимались за произведения славянские. Так случилось с молитвой «егда поставят митрополита и входит первее в град и чтет сию молитву пред градом». Под этим названием она читается в синодальной рукописи 374. Описатели синодальной библиотеки признали её за молитву сербского происхождения, с оговоркой «вероятно», (III. стр. 170) на том основании, что в конце её призываются на помощь Симеон и Савва сербские . Основываясь на этом отзыве, как мы видим, не положительном, а условном, в гласнике Сербского Дружства 1866 г. эта молитва названа «од све прилике српскаго порекла» и издана слово в слово с синодальной рукописи (144–149). На самом же деле, молитва эта есть не что иное, как перевод с некоторыми перифразами и вставками пастырского слова Филофея при вступлении его на ираклийскую митрополию. В синодальном списке сочинений Филофея она называется: ευχη επιβατηριος ην ειπομεν οτε πρωτον εισηλθωμεν εις την Ηρακλειαν (§ 43), т. е. молитвой вступительной. Это – коротенькое пастырское слово, в котором сознание трудности и важности архиерейского поприща соединяется с пожеланием новой пастве внешнего благополучия и нравственного улучшения. 4) В виду этого наплыва новых молитв и последований, становилось все более и более необходимым разобраться в массе накопившегося литургического материала, подвести ему итог, ввести в круг служебных книг и согласить с прежними обрядами. Эту задачу, по отношению к требнику, приняли на себя митрополиты Киприан и Фотий, но, как её выполнили, в виду невозможности (говорим это за себя) опереться на подлинные труды Киприана, сказать не умеем. Во всяком случае, их труды можно было бы считать увенчавшимися успехом лишь в том случае, если бы просмотр и редакция типов требника были проведены последовательно и всесторонне, если бы дело ограничилось не рекомендацией и сообщением просмотренных одиночных чинов, а выразилось изданием полного исправленного требника, и это исправление коснулось бы сколько содержания и состава, столько же и текста требничных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Так, первый известный в нашем роду из Устюга был Влас Недосекин, «государев человек», родившийся в 1682 году. Поколения сменяются очень быстро, в среднем за 100 лет проходит три-четыре его смены. Со времен Крещения Руси наших сменившихся предков можно перечислить тремя десятками поколений. От Власа до моего отца их всего семь: сын Власа Семен (1706 г. р.) женился на Акилине (1706 г. р.), сын Семена Яков (ум. в 1813 г.) – на Марфе (ум. в 1783 г.), сын Якова Стефан (ум. в 1845 г.) – на Феодоре (ум. в 1866 г.), их сын Дмитрий (1827–1881 гг.) – на Евдокии (ум. в 1907 г.), сын последних Стефан (1862 г. р.), мой прадед, женился на Афанасии (1865 г. р.), от которых родился отец моего отца Пармен (1913 г. р.), женившийся на Валентине, моей бабушке. К началу XX века весь род Власа насчитывал уже около 400 человек, имена 198 усопших были записаны в фамильном синодике рода Недосекиных. По происхождению это род военных, таковым он оставался и в годы Первой мировой войны, так что в нашем роду от царского правительства (военного ведомства) получали пособия 16 недосекинских вдов. Тогда верующими были все. То есть жили по христианским обрядам, крестили детей, венчались, несколько раз в год причащались: так было заведено. Трудно разобрать, где была вера, где традиционное обрядоверие. Правда, был один из предков, к кому относились в семье со всеобщим благоговением. У Стефана был то ли родной, то ли двоюродный брат, который постригся в монахи и жил в Соловецком монастыре. Был он не простым чернецом, а монастырским духовником. «Ему три раза меняли имя» и «умер он аж архимандритом» – вот все, что могли рассказать о нем. Надо понимать, что этот родственник наш был сначала мантийным монахом, потом принял постриг, а в старости, по-видимому, был пострижен в Великую схиму. Вот почему ему «три раза меняли имя». Бабушка Валентина с дедом Парменом были у него на Соловках сразу после свадьбы. Ездили они за благословением...» Деревня Новоселица, в которой жили Недосекины, была раскинута среди пахотных полей и лесов вдоль реки километрах в двадцати от города Сямжа в глубине Вологодской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы с этим готовы согласиться, но мы решительно протестуем против утверждения биографа Р., где он смотрит на драму жизни Ренана глазами самодовольного буржуа, говоря: «Р. имел основание быть довольным собою и миром, и расставаясь с жизнью смотреть на нее, как на «прелестную прогулку», в высшей степени поучительную и прекрасно исполненную». Что жизнь Ренана поучительна, охотно соглашаемся, но что она не могла быть исполнена лучше, что вера в прогресс может заменить живую веру в Бога, – с этим, думается, не согласится не только верующий, но даже и сомневающийся человек, и нам кажется поучительным в этом пункте сравнение между Ренаном и нашим отечественным отрицателем церковной веры гр. Л. Н. Толстым, которому «вера в прогресс», как видно из его исповеди, не дала ничего, кроме муки душевной, доводившей его до мысли о самоубийстве... Но Ренан спокойно дожил до смерти, которая последовала 20 окт. 1892 г., на 69 году жизни. Даже и в это время старости ему сопутствовало неизменное добродушие, соединенное с оттенком самодовольства: «Я издавна, – пишет он, – получаю ежегодно анонимное письмо, написанное неизменно одним и тем же почерком, которое кратко гласит: «А что, если за гробом ад»? Несомненно, благочестивая душа, которая пишет это, желает мне добра, душе моей спасения, за что нельзя не быть признательным незнакомцу... Но положа руку на сердце, не думаю, право, чтобы я заслужил вечной кары. Попасть же временно в чистилище мне, конечно, пристало. Бесконечная благость вселяет в меня уверенность, что вечность преисполнена не меньшего всепрощения, и вот ей-то я себя препоручаю в полнейшей безмятежности духа». Не правда ли, какая спокойная, самоуверенная совесть! Не будем тревожить его праха, так торжественно погребенного в парижском Пантеоне, но его мысли, составлявшие главное богатство его духа, необходимо подвергнуть критическому разбору, ибо и после смерти Ренан говорит с нами, влияет на читателя, увлекает одних, оскорбляет чувства других со страниц своей книги «Жизнь Иисуса». б) Критический разбор Ренановскаго образа Христа Спасителя. Уже в 1848 году Ренан писал: «важнейшая книга XIX в. должна бы носить имя «Критическая история происхождения христианства». В 1881 году Ренан издал последний 7 том задуманного труда, появлявшегося в таком порядке: в 1863 г. – Vie de Jesus. в 1866 г. – Des Apotres. в 1867 г. – Saint Paul et sa mission. в 1873 г. – L’ Antechrist. в 1877 г. – Les Evangiles et ia seconde generation christ. в 1879 г. – L’ Eglise chretienne. и в 1881 г. – Marc Aurele et la fin du mond antique. В 1889 году Ренан присовокупил к этому труду всей своей жизни указатель, облегчающий справки и помогающий разобраться во множестве фактов и документов. В качестве же введения к этому критическому очерку «Основ христианской церкви» Ренан в 1889–90 году успел выпустить четыре тома «Histoire du peuple d’ Israel».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Здесь, как и в особенности в заключительной главе труда своего, при оценке положения восточных церквей (Армянской, Несторианской, Яковитской и Коптской), протестантская точка зрения приводит почтенного автора к неизбежной тенденциозности и односто­ронности, отзывающихся на самой правильности и беспристрастности иных его выводов. Пер. 57 Более подробно в А. v. Кгетег, Geschichte der herrsch. Ideen. S. 202 ff. Gobineau, Les Religions et les philosophies dans L‘Asie centrale, p. 145 ff. Mirsa Kazem Beg, в Journal Asiatique, Paris, 1866. 59 Часть персов, последователей учений Баба, нашла себе убежище в наших русских пределах, поселившись недавно, с разрешения правительства, на Кавказе и в Закаспийской области. Пер. 60 С православно-богословской точки зрения, вопрос о значении ислама разобран в специальном исследовании П.Рае­ва, Признаки истинности православного христианства и лжи­вости мухаммеданства, Казань, 1875, а также в трудах: Н.П.Остроумова , Критический разбор мухаммеданского учения о пророках, Казань, 1874; Ф.Д.Кудеевского, Главные мысли и дух корана, Казань, 1875; А.И.Светлакова, История иудейства в Аравии и влияние его на учение корана, Казань, 1875; Е.Н.Воронца, Мировоззрение му­хаммеданства и отношение его к христианству, Казань 1876; Н.Ильина, Происхождение и характер ислама, Казань, 1876. Все труды эти входят в состав издаваемого Казанской Духовной Академией Миссионерского противомусульманского сборника. Пер. 61 В русской литературе предмету этому посвящен обстоятельный труд М. А. Машанова , Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека. Казань, 1876. Пер. 64 v. Kremer, Culturgeschichte, I, S. 487, ff. N.v.Tor­nauw, Das Moslimische Recht. Leipzig, 1855. S. 175. 67 Часто можно слышать уверение, что многоженство составляет будто бы необходимость в южных странах, потому что там производительность обоих полов оканчивается в очень несоответствующих возрастах; мужчины сохраняют ее часто до восьмидесяти лет, женщины же утрачивают уже в возрасте от тридцати пяти до сорока лет.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

J. Grossmachtstellung und Weltpolitik: Die Aussenpolitik des Deutschen Reiches: 1870-1914. Fr./M., 1993; Nipperdey Th. Deutsche Geschichte 1800-1866: Bürgerwelt und starker Staat. Münch., 19936; Bismarck O., von. Reden des Fürsten Bismarck aus den Jahren 1847-1895/Hrsg. H. Kraemer. Halle, 1995. 3 Bde; Куриев М. М. Герцог Веллингтон. М., 1995; Чубинский-Надеждин В. В. Бисмарк: Биогр. СПб., 1997; Шацилло В. К. Расчет и безрассудство: Германо-амер. отношения в 1898-1917 гг. М., 1998. Третий рейх 1 февр. 1933 г. рейхсканцлер Гитлер выступил по радио с обращением к нем. народу, в к-ром заявил, что 14 лет марксистского господства (т. е. Веймарская республика) обратили Г. в руины, а 1 год «большевизма» уничтожит страну. Он пообещал за 4 года канцлерства разобраться с прошлым и «построить новый рейх». В начальный период Гитлер и его кабинет были вынуждены считаться с традиц. центрами власти в Г. Президент и его окружение приняли сторону канцлера, предприниматели были готовы поддержать любую власть, способную обеспечить стабильность, аристократия, офицеры рейхсвера и дипломатический корпус сохраняли нейтралитет. При помощи генералитета летом 1932 г. удалось добиться отмены запрета СА. В событиях весны 1933 г. армия активной роли не играла, но ее нейтралитета, опиравшегося на общность «национальных целей», оказалось достаточно. Противники национал-социалистов не смогли создать коалицию. После получения Гитлером поста канцлера и роспуска рейхстага КПГ призвала сторонников к проведению всеобщей забастовки, но влияние коммунистов распространялось на незначительную часть рабочих, большинство к-рых входили в социал-демократические профсоюзы или поддерживали нацистов (в рядах НСДАП насчитывалось ок. 28% квалифицированных рабочих). 4 февр. было издано правительственное распоряжение о запрете враждебной прессы и уличных демонстраций. 21 февр. нацисты захватили здание ЦК КПГ. 27 февр. 1933 г. голл. анархист-одиночка М. ван дер Любе совершил поджог рейхстага, что было представлено нацистами как попытка вооруженного выступления коммунистов против власти, как якобы сигнал для начала революции.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Глaba XII. Август. Августа 5го дня, 1793 года, пожалован Алексей Аракчеев артиллерии майором, а от армии подполковником. Августа 18-го дня, 1816 года. Государь Император Александр 1й в Москве, посетил мать графа Аракчеева, в ее квартире, в доме, нанимаемом генерал-майором Ильинским. Источник: Русский Архив. 1866. Стр. 922–927. В публикации «Русского Архива» записи Аракчеева разобраны «по бревнышку» и заново выстроены в хронологическую цепь, в соответствии с прямой последовательностью событий: февраля 2го, 1782 года… ноября 8го дня, 1796 года… декабря 12-го 1796 года… Лучше вернуться в исходное положение, воспроизвести композицию оригинала: не по годам, а по месяцам, начиная с сентября, как велит допетровский календарь (которому в своих преобразовательных расчетах следовал и Сперанский). Добавив для остроты деление на главы, мы увидим, в какой проекции сам граф мыслил свою судьбу, в какое временн о е измерение ее помещал. Собственные «труды и дни» Аракчеев не регистрировал в «порядке поступления», но расставлял по месяцам, словно по ящичкам, потому что ощущал их не как свершение и путь, а как разбегающуюся вширь данность. Факты его жизни не сцеплялись по закону взаимопорождения причин и следствий, а накапливались, нарастали, увеличивались в объеме. Жизнь графа была не побегом, а гроздью. Потому и рассказ о ней должен был уподобиться книге миниатюр, заведомо лишенной новеллистического сюжета. Потому и календарь следовало предпочесть не реальный, а символический. Потому и записи полагалось вести на прокладных листах Святого Евангелия, напрямую соотнося книгу своей судьбы с Книгой Жизни. История Аракчеева, им самим рассказанная, не есть история неуклонного восхождения к вершинам карьеры (как то было у Сперанского), но есть миф о вечном приближении и удалении, вращении и раскачивании вокруг единого, неустраняемого, неподвластного времени центра — монаршего престола. Государства, персонифицированного в Государе. Именно персонифицированного. Высшей наградой был для графа Указ от 14 декабря 1807 года, согласно которому объявляемые Аракчеевым высочайшие повеления приравнивались к именным указам императора.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

Кроме того, рубеж веков был временем радикальных социальных сдвигов. Промышленная революция привела к формированию рабочего класса, в среде которого распространяются идеи о необходимости социального переустройства. Социальные и экономические проблемы становятся важным фактором формирования новой городской культуры, которая носила принципиально секулярный характер. Секуляризм, а затем и материалистическое мировоззрение становятся важнейшими вызовами, с которыми ведут борьбу и богословы, и проповедники. Традиционные подходы к проповедничеству не могли решить новых задач, вставших перед христианством. Именно по этой причине на рубеже XIX-XX вв. во многих странах с преобладающим христианским населением стал очевидным кризис проповедничества. Проповедь все более утрачивает влияние как на общественную жизнь в целом, так и на частную жизнь отдельных людей. Публичные выступления писателей, поэтов и даже политиков становятся более популярными и влиятельными, нежели церковная проповедь. Протестантские теологи конца XIX – начала XX в. признавали, что многие проповедники, руководствующиеся устаревшей теорией проповеди, утратили связь с реальной жизнью. Общество нуждалось не просто в пересказе библейских сюжетов и христианских догматических истин. Необходимо было живое слово, помогающее человеку разобраться с проблемами, порожденными новой индустриальной эпохой. Один из либеральных немецких теологов рубежа веков Фридрих Нибергаль (Friedrich Niebergall, 1866–1932) так говорил о современных ему проповедниках: «Они отвечают на вопросы, которых никто не задает, и не отвечают на вопросы, которые задают все». Эту ключевую проблему Нибергаль вынес в заглавие своего фундаментального трехтомного труда «Как нам проповедовать современному человеку?» (Wiepredigen wir dem modernen Menschen?), выходившего с 1905 по 1921 г. С этого труда началось новое направление в гомилетике. Нибергаль писал, что гомилетическая теория не должна выводиться из догматических принципов. Она должна вырастать из наблюдения за современными условиями жизни. Нибергаль призывал проповедников повернуться лицом к современному человеку. Проповедь должна стать понятной современному человеку, должна привлечь его внимание. Главной задачей проповеди Нибергаль считал оценку современности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Например, в одном из самых древних поэтических народных произведений, так называемом «Стихе о Голубиной Книге», — встречаются указания на вселенскую роль русского монарха. Сам стих сложился, по мнению большинства исследователей, еще в эпоху Киевской Руси, но замечания о царе скорее всего были внесены в него в шестнадцатом веке. В стихе говорится: Наш царь над царями царь, Светла Русь земля — всем землям мать. Очень похожи на эти строчки и определения другой версии Голубиной Книги: Почему Белый царь над царями царь? Он принял царь веру хрещенную, Хрещенную православную, Он и верует единой Примечания Русские отклики на флорентийскую унию были недавно разобраны в статьях М. Cherniavsky: The Reception of the Council of Florence in Moskow и I. Shevchenko: Ideological Repercussions of the Council of Florence Church History XXIV (1955), 147-157 и 291-323, см. также Т. Gill: The Council of Florence, Cambridge, 1959. Т. Барсуков: Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью, Москва, 1878, 183. Schaeder, 13 и сл. Повесть временных лет, Москва-Ленинград, 1950, I, 12. Там же, 147. Дьяконов, 61. РИБ, VI, 798-799. Иосиф Волоцкий: Просветитель, Казань, 1896, 30. ПСРЛ, I, 294-298. С. Зеньковский: Преп. Иосиф Волоцкий и иосифляне, Вестник РСХД, 1956, XL, 27-28; P. Fournier: Etudes sur Joachin de Fiore et ses doctrines, Paris, 1909, 17 и P. Rene de Nantes: Histoire des Spirituels, Paris, 1909. H. H. Розов: Повесть о новгородском белом клобуке, ТОДРЛ IX, 181. Правосл. Собеседник, 1863, 73. В. В. Зеньковский: История русской философии, Париж, 1950, I, 48 Малинин, 383 и приложения, 45. Там же, 428-443. Там же, 442. там же, стр. 56-57 приложений, тексты Филофея. И. С. Чаев: Москва третий Рим в политической практике Московского правительства, Ист. Зап., XVII, 17-22. Стоглав, Казань, 1862, 19-20. Там же, 24. Там же, 134. Там же, 202-203, Прав. Собеседн. 1872, 731-734 и 1866, II, 148-165, ПДПИ, CLXXXIII, 28-29, Хр. Чт., 1857, I, 721-722 Макарий, ИРЦ, VI, 40; СГГД, V, 192; ДАИ, II, 192. Розов, ук. соч. 209-218. Г. А. Ляцкий, Духовные стихи, СПБ, 1912, 188 и Г. П. Федотов, Стихи Духовные, Париж, 1935, 143, 18-19, 106-107. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439463/

Иногда мы хотим солгать, а Язык нам не даёт. Этих людей объявляли изменниками, но в языке примечательно ошиблись — и судьи, и прокуроры, и следователи. И сами осуждённые, и весь народ, и газеты повторили и закрепили эту ошибку, невольно выдавая правду; их хотели объявить изменниками РодинЕ, но никто не говорил и не писал даже в судебных материалах иначе, как “изменники Родины”. Ты сказал! Это были не изменники ей, а её изменники. Не они, несчастные, изменили Родине, но расчётливая Родина изменила им и притом трижды. Первый раз бездарно она предала их на поле сражения — когда правительство, излюбленное Родиной, сделало всё, что могло, для проигрыша войны: уничтожило линии укреплений, подставило авиацию под разгром, разобрало танки и артиллерию, лишило толковых генералов и запретило армиям сопротивляться. Военнопленные — это и были именно те, чьими телами был принят удар и остановлен вермахт. Второй раз бессердечно предала их Родина, покидая подохнуть в плену. И теперь третий раз бессовестно она их предала, заманив материнской любовью (“Родина простила! Родина зовёт!”) и накинув удавку уже на границе. Какая же многомиллионная подлость: предать своих воинов и объявить их же предателями?! И как легко мы исключили их из своего счёта: изменил? — позор! — списать! Да списал их ещё до нас наш Отец: цвет московской интеллигенции он бросил в вяземскую мясорубку с берданками 1866 года, и то одна на пятерых. (Какой Лев Толстой развернёт нам это Бородино?) А тупым переползом жирного короткого пальца Великий Стратег переправил через Керченский пролив в декабре 1941 — бессмысленно, для одного эффектного новогоднего сообщения — сто двадцать тысяч наших ребят — едва ли не столько, сколько было всего русских под Бородином — и всех без боя отдал немцам. И всё-таки почему-то не он — изменник, а — они. И как легко мы поддаёмся предвзятым кличкам, как легко мы согласились считать этих преданных — изменниками! В одной из бутырских камер был в ту весну старик Лебедев, металлург, по званию профессор, по наружности — дюжий мастеровой прошлого или даже позапрошлого века, с демидовских заводов.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Потрудись передать С. И. С., что лучшая статья о монашестве, о пользе, принесенной монашеством христианству и человечеству, помещена в «Dictionnaire de théologie par l’abbé Bergier. Tom 5 article:Moine, Monasteres, Etat Monastique». Автор показывает, какой вред государствам причинили европейские государи, уничтожив монастыри, в предположении этой мерой обогатить государство. При пособии разговора монаха с мирянином в «Аскет. Оп-х», где отчетливее разобрана духовная сторона монашества, упомянутая статья Бержье может подействовать наилучшим образом на современное общество, на общество легкомысленное, малосведущее. Бержье писал накануне переворота во Франции. Надо взглянуть на статьи того же лексикона: Anachorète, Célibam и проч. На них указывается в главной статье. Извлечениями из этой статьи удачно воспользовались у нас после 1825 года. Противники монашества уступили. 11 июня 1866 года. 254. О болезненности Еп. Игнатия и о др. предметах У меня был Кюне, доктор, с каким я еще не встречался. Он нашел золотуху и простуду моей болезнью второстепенной, а главной, от которой происходит общее расстройство, повреждение сердца, что и доказал положительно, ощупав больные места и сказав о таких припадках, о которых я не говорил ему. Первоначально прописали промывательное из воды и Карлсбадскую соль, которую должно растворять в стакане воды и пить, как пьют минеральные воды. Болезнь признал он неизлечимой, много схожей по последствиям с чахоткой, но действующей очень медленно, поэтому при условии совершенного спокойствия, полагает, что жизнь может продлиться долго. Служение признал для меня невозможным, равно как и всякое движение и занятие быстрое и усиленное: особенно вредны душевные потрясения, от которых и произошла болезнь. Костромскому и Нижегородскому епископам даны викарии, преимущественно для обращения раскольников. Дай Бог, чтобы благонамеренный граф хотя на несколько замедлил ужасное распространение в народе разврата и неверия. Зло легко привилось и прививается к человечеству, а исцелять человечество от зла может един Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010