Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Монастырская церковь Внешний вид с северо-востока. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена в 1750 году, расширена в 1864-м. Приделы: правый – в честь Собора Архистратига Михаила и других Небесных Сил Бесплотных; левый – в честь святой великомученицы Варвары. Свято-Троицкая церковь полностью разрушена в годы войны, с 1994 года заново восстановлена на прежнем месте. Вторая церковь Крестовоздвиженского монастыря — Троицкая, или во имя Святой Троицы, была сооружена в 50 шагах от соборной в 1750 году. Она каменная, одноярусная, однокупольная. Считалась трапезной. В 1864 году её перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны — великомученицы Варвары (1864 г.), по левую сторону — во имя Архистратига Михаила (1866 г., разобран в 1894 г.). С южной стороны сделали достройку — помещение, в котором находилась трапезная, кухня и келья монаха, который заведовал трапезой. http://www.shukach.com/ru/node/942 Немногим более километра от центра города на живописной Монастырской горе, на берегу реки Ворсклы, находится Крестовоздвиженский монастырь. Он был основан в 1650 году по инициативе и на средства полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также представителей казацкой старшины и горожан, по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова), игуменом Лубенского Мгарского монастыря Каллистратом. Полтава стояла на пути частых набегов крымских татар на Русскую землю. Во время одного из таких набегов в 1695 году и был разорён монастырь. Лишь в самом начале XVIII века началось восстановление духовной обители усилиями полтавского полковника Василия Кочубея, сына казнённого в 1708 году генерального судьи Левобережной Украины Василия Леонтьевича Кочубея.

http://sobory.ru/article/?object=14196

Стоит сказать, что первые монастырские сооружения были деревянные. В конце XVII века, после разорения крымскими татарами старый деревянный собор был разобран и начато строительство нового каменного монастырского собора на средства упомянутого выше генерального писаря, а потом генерального судьи Левобережной Украины В. Л. Кочубея. В 1709 году Монастырскую гору и прочие окраины Полтавы захватили шведы. В связи с этими событиями сооружение нового собора было остановлено. После изгнания шведских интервентов, в первой четверти XVIII века, монастырский собор достраивал сын В. Л. Кочубея - полтавский полковник В. В. Кочубей. Крестовоздвиженский собор монастыря был освящён 11 февраля 1756 года. В это же время шло строительство трапезного тёплого храма во имя Живоначальной Троицы, расположенного в пятидесяти метрах южнее главного храма монастыря. Начало постройки этой церкви в обители, неизвестно. Исторические сведения зафиксировали лишь дату окончания строительных работ - 1750-й год. Трапезная церковь служила монастырским трапезным храмом. Богослужения в ней, как в тёплой церкви, совершались в зимнее, холодное время года. Изначально при ней помещалась братская трапеза и поварня, через которую был ход в церковь. В 1864 году Троицкая церковь была расширена и обновлена. В это же время были устроены три престола вместо одного: с правой стороны - великомученицы Варвары (1864), по левую сторону - во имя Архистратига Михаила (1866). С южной стороны в 1894 году сделали достройку - помещение, в котором стала располагаться трапезная, кухня и келья монаха, который заведовал трапезной. В 1923 году монастырь был закрыт. В одном из его помещений устроили клуб для посёлка железнодорожников (позднее Красный Путь), другое отдали Полтавскому губернскому архивному управлению для устройства архивохранилища губернского исторического архива (позже государственный исторический архив, с 1937 г. - областной архив). Кроме этого, с 1933 до конца 1930-х годов на территории бывшей обители помещалась Полтавская детская трудовая колония НКВД - учебно-воспитательное детское учреждение для бывших беспризорников и сирот. В самом конце 1930-х годов некоторые монастырские строения были переданы Полтавскому государственному педагогическому институту. Крестовоздвиженский и Троицкий храмы также были отданы для нужд вселявшихся по очереди организаций.

http://sobory.ru/article/?object=14196

Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря является одним из лучших образцов архитекторы, которую одни называют византийской, другие — украинским барокко. По принципу построения похожий на известные архитектурные памятники конца XVII века, как соборы Николаевского и Братского монастырей в Киеве, Свято-Троицкого в Чернигове, Мгарского Свято-Преображенского в Лубнах, полтавский семиглавый отличается от них постановкой куполов, широкими краеугольными лопатками и окаймлением окон и дверей. Свято-Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря не имеет главного и второстепенных фасадов, все его стороны равноценны в архитектурном отношении. Вторая монастырская церковь Свято-Троицкая была сооружена за 50 шагов от соборной в 1750 году, каменная, одноярусная, однокупольная, считалась трапезной. В 1864 году ее перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны – святой великомученицы Варвары (1864 г.), по левую сторону – во имя архистратига Михаила (1866 г., разобран в 1894 г.). С южной стороны сделали достройку – помещение, в котором находилась трапезная, кухня и келия монаха, который заведовал трапезной. Третья церковь на территории Крестовоздвиженского монастыря - Семеновская (Симеоновская), во имя Симеона Богоприимца, была построена в 1887 году недалеко от Свято-Троицкой церкви, с южной стороны. Ее соорудил на свои средства богатый иркутский купец, а потом полтавский меценат И.С. Котельников в память о своем единственном сыне Симеоне, который умер в Полтаве. В 1886 году родители везли своего безнадежно больного сына на лечение в Крым и по дороге заехали в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. Юному Симеону так понравилась обитель и ее живописные окраины, что он пожелал похоронить его здесь, если умрет. Это скоро и случилось, и родители, выполнив последнюю волю сына, навсегда остались в Полтаве. Симеоновский храм старший Котельников сооружал специально для братской трапезы, поэтому в западной его части была устроена хлебопекарня, кухня и келия для монаха, который заведовал трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Внутренняя отделка главного собора выполнена несколько позднее. В 1756 году по правую сторону алтаря устроен придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, на хорах с правой стороны в 1761 году — во имя святителя Николая, с левой стороны, там же, в 1795 году устроен придел во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя. В конце XIX в. они обновлялись. Первый иконостас собора выполнял известный мастер XVIII в. Василий Реклинский. А второй — четырехъярусный, резной, из липы, позолоченный, в стиле барокко — выполнил в 1772 году русский и украинский резчик, выходец из русского города Осташкова Сисой Зотович Шалматов. С 1752 года он поселился в городке Ахтырке на Сумщине, открыл там свою мастерскую и вместе с своими помощниками-подмастерьями изготовил замечательные резные иконостасы для ряда соборов Курска, Воронежа и Украины, в том числе для Лубенского Мгарского монастыря (1762–1765 гг.), для Лохвицкого собора (1765–1770 гг.), резной иконостас и статуи для Покровской церкви в Ромнах (1768–1773 гг.), сооруженной по заказу последнего гетмана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Эта церковь в начале XX в. была перенесена в Полтаву и сгорела в годы Великой Отечественной войны. Замечательный иконостас собора Крестовоздвиженского монастыря был уничтожен в 1933 году. Вторая монастырская церковь — Троицкая, или во имя Святой Троицы, была сооружена в 50 шагах от соборной в 1750 году. Она каменная, одноярусная, однокупольная. Считалась трапезной. В 1864 году ее перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны — великомученицы Варвары (1864 г.), по левую сторону — во имя Архистратига Михаила (1866 г., разобран в 1894 г.). С южной стороны сделали достройку — помещение, в котором находилась трапезная, кухня и келья монаха, который заведовал трапезой. В 1822 году над Полтавой и ее окраинами пронеслась сильная буря, которая повредила и часть старых зданий монастыря. Третья церковь на территории Крестовоздвиженского монастыря — Семеновская (Симеоновская), или во имя святого Симеона Богоприимца, была построена в 1887 году неподалеку от Троицкой церкви, с южной стороны. Она каменная, однокупольная (одноглавая). Ее соорудил на свои средства богатый иркутский купец, а потом полтавский меценат И. С. Котельников в память о своём единственном сыне Семёне, который умер в Полтаве. В 1886 году родители везли своего безнадежно больного сына на лечение в Крым и по дороге заехали в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. Юному Семёну так понравился монастырь и его живописные окраины, что он захотел быть похоронен здесь, если умрет. Это скоро и случилось, и родители, выполнив последнюю волю сына, навсегда остались в Полтаве. Семеновский храм старший Котельников сооружал специально для братской трапезы, поэтому в западной его части была устроена хлебопекарня, кухня и келья для монаха, который заведовал трапезой. Размеры этого храма: длина — 39,5 аршина (свыше 28 м), ширина — 14,5 аршина (10,5 м).

http://sobory.ru/article/?object=11933

Тюнярь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянный, с приделом в трапезной Живоначальной Троицы. В 1723 г. имение, принадлежавшее до того князю Петру Алексеевичу Голицыну, после его смерти по духовному завещанию перешло к его жене Елизавете Ивановне (р. Мусиной-Пушкиной) и детям Александру и Елизавете. Построен в 1777 г. вместо сгоревшей церкви из разобранного храма с. Керенки. В 1866 г. перестроены трапезная и колокольня, в 1894 г. – настоящая церковь, освященная в 1900 г. В 1911 г. церковь еще раз перестроена и заново освящена. В с. Кардаве новая деревянная кладбищенская часовня, в д. Новиковке – ветхая кладбищенская часовня. Источник: http://pravoslavie58region.ru/ и http://inpenza.ru/ Храм Покрова Пресвятой Богородицы с теплым приделом во имя Св. Троицы – деревянный, перестроен из старого в 1866 г. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалования 168 руб., братского дохода 606 руб. Дома для священника и диакона церковные. Прихожан муж. пола 1727 душ, жен. пола 1783 души. Приход состоит из села, деревень: Песчанки, Новиковки, Кардавы и Грабовки. В селе имеется церковно-приходская школа, в дер. Новиковке и Кардаве школы грамоты. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25453

Орлов. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построена в 1637 г. по грамоте, данной Патриархом Иосифом. В 1866 г. ветхое здание церкви было разобрано и возведено новое каменное, благодаря усердию потомственного почётного гражданина городов Орлова и Вятки, купца и пароходовладельца Т.Ф. Булычёва. Приход состоял из жителей города и 53 деревень. Церковь была взорвана в 1930-х годах. К ней была приписана Успенская церковь в тюремном замке, построенная в 1862 г. (по другим сведениям, церковь каменная. Построена 22.12.1812 года. Являлась надомной церковью известных параходчиков Булычевых. С 30.03.1813 по 1832 год дьяконом был Иоанн Варфоламеев Леонтьев. Церковь разрушена в 30-х годах ХХ века. Кирпич перевезён в Киров на постройку административного здания). На месте Благовещенской церкви сейчас здание фабрики культтоваров. http://rodnaya-vyatka.ru/places/7160 Духовенства при церкви два священника, диакон и три дьячка. Священники и два дьячка проживают в наемных квартирах, получая на наем квартир из церковной прикладной суммы - священники по 42 р., а дьячки по 10 р.; прочие члены причта имеют свои дома. Приход состоит из 2255 душ м. п. и 2552 ж.; из них в городе 361 м. п. и 411 ж., в деревнях 1894 м. п. и 2141 ж.; деревень в приходе 58; они расположены на пространстве 20 в. Раскольников в приходе 20 м. п. и 25 ж. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.).//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34072

«Не возьмешься ли ты, – сказал он между прочим, – разобрать и описать гре­ческую часть патриаршей библиотеки?» Невоструев отказывался слабостью зрения, плохим знанием греческого языка. «Жаль, что ты отказываешься, – сказал м-т, – а я на тебя надеялся. Проф. Горский охотно берется за славянскую часть библиоте­ки; я думал, что ты безотговорочно возьмешься за греческую». – «Яне отказываюсь решительно, – отвечал я, подумав, что дело могут взвалить на меня и без мо­его согласия, – только не могу обещать скорого и верного успеха». Митрополит пред­лагал ему взять в сотрудники молодых магистров, соседних священников, а в писцы – диаконов. В конце письма А. И. писал брату: «Быв на митропо­личьем подворье, к чрезвычайной радости узнал я от секретаря, что вас ду­мают перевести из Симбирской семинарии в Московскую Академию в звании секретаря какого-то ученого комитета, образующегося при Академии, по предложению о. ректора Алексия или А. В. Г.» 650 Занимаясь изучением деятельности А. В-ча, мы имели возможность познакомиться подробно с этим трудом и историей его возникновения и составления. 651        Кроме изданных томов описания и изданного проф. Елп. Барсовым описания Велик. Макарьевских Четьих Миней, в синодальной библиотеке сохраняется переписанный набело конец 5-го тома. Описания книг богослужебных и некоторые другие разрозненные бумаги. Из отношения прокурора синод. библиотеки Потемкина от 26-го ноября 1873 г. за 2613 (хранится в архиве Горского) видно, что А. В-ч, разбиравший после смерти Невоструева оставшиеся бумаги описания, доставил в синодальную контору под своей именной печатью один пакет с бумагами, содержащими уже изданное описание рукописей и пять пакетов описа­ния рукописей богослужебных, исторических, канонических, смешанного харак­тера и указателей. Контора приняла эти пакеты и запечатала своей печатью. В синодальной библиотеке большинства бумаг нет (занимаясь там зимой 1900 г., я не нашел их). Не издано, кажется, и не сохранилось в рукописи, и описание гра­мот патриаршего архива, составленное К. И. Невоструевым . которое тем более было бы ценным и важным, что по слухам некоторые акты и грамоты уже утрачены. 653 Часть переписки отпечатана Барсуковым. В архиве Горского есть записочки, пока, кажется, не изданные. Ими мы и воспользуемся; некоторые трудно разобрать и понять. Μ. П. писал плохо и неразборчиво, на небольших клочках, часто без дат. 659 Замечания взяты из неизданного тогда описания Миней. Когда в принципе был решен вопрос Норова о печатании, А. В-ч просил К. И. Невоструева прислать тетради описания. См. письмо А. В-ча к К. И. от 27-го сент. 1866 г. В бумагах митр. Филарета сохранились писанные А. В-м черновые замечания на проект издания Макарьевск. Чет. Миней, которые митрополит препроводил археогр. комиссии 12-го марта 1866 г. 660 «Греческая литургия в картинах и памятниках греческой живописи». Сборник на 1866 г. Издание Общества древне-русского искусства. Смесь, стр. 117–119. Черновые отрывки статьи есть в бумагах Горского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2692 В письме от 16 февраля 1866 г. Ключарев писал: «Во-первых, нужно ловить воспитанников Академии Московской, из которой только мы и можем взять человека на знании , тотчас по окончании курса, пока они не разобрались по казенным местам (настоящий год выпускной в Моск Академии). Во-вторых, такому инспектору заранее надобно выхлопотать особые права, которые бы равняли его службу в нашем Приюте с семинарскою, наприм , хоть в должности субинспектора в семинарии. Мы бы заранее от имени Братства подали прошение Обер-Прокурору» (Там же. Л. 3). 2694 Густав Иванович Браун (1827–1897) – известный окулист, профессор по кафедре офтальмологии медицинского факультета Московского университета (1863–1892), член совета и главный врач Московской глазной больницы (1864–1897). 2696 Е. И. Короткова. См. о ней примеч. 9 на с. 851. В одном из предыдущих писем, от 16 февраля 1866 г., Ключарев писал: «Наша Екатерина Ивановна – истинное золото. Инспектор мальчиков Нарский вдруг перед Масляницею отказался от должности и ушел из Приюта. Она опять осталась единственною директрисою и дело вела отлично. С какою любовию она ходит за больными мальчиками, как неутомима в своей заботливости о всем и всегда благодушна, – просто не налюбуешься. Мне бы очень хотелось, если бы Великая Княгиня оказала ей какой-нибудь, хоть маленький, знак внимания. Это поощрило бы Екат Ивановну и, что особенно для нее важно, подняло бы ее службу в глазах ее родных, которые до сих пор косо смотрят на ее занятия и иногда смущают ее» (РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 83. Л. 2 об.–3). Упомянуты Ив. Нарский и вел. кн. Елена Павловна. См. примеч. 5 на с. 854 и примеч. 8 на с. 840. 2698 Волынское – бывшее село к западу от Москвы (с 1960 г. в черте города); ныне часть района «Очаково-Матвеевское» и «Фили-Давыдково». Названо по фамилии первого владельца боярина Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского (? – после 1389). 2706 Алексей Иванович Саввинский (1856–?) – один из троих детей дьячка «Московской округи, села Аксиньина» (Годичный отчет. 1866. С. 42, паг. 1-я), выпускник МДС (1876), впоследствии земский врач в Подольском у. Московской губ., коллежский советник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Интересные сведения об этом кресте имеются у художника А. А. Борисова (1866–1934) – ученика И. И. Шишкина и А. И. Куинджи. В 1897– 1898 гг. А. А. Борисов предпринял путешествие по Большеземельской и Малоземельской тундрам, а также, на остров Вайгач. В изданной им в 1907 г. книге «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» 293 впервые даны описания многих памятников истории и культуры Севера. В ночь с 30 на 31 мая 1898 г. А. А. Борисов по льду пешком добрался от Воронова Носа на острове Вайгач до Большого Воронова острова. Здесь, по заснеженному северному склону, он поднялся на вершину острова: «На самом высоком месте стоял крест, сделанный из толстого бревна. Откуда это бревно? Найдено ли в плавнике, или привезено нарочно с материка, решить невозможно, но только одно можно сказать с достоверностью, что крест этот поставлен очень давно. Боже, каким он казался старым! Казалось, что он был старше этих громад, падающих отвесной стеной в море, этих геологических развалин. Как он порос мхом, как он был выеден ветром и как источен неумолимыми снежными бурями суровой полярной зимы! На западной стороне креста священные надписи, а с северной – гласившая, когда крест был поставлен и кем, но, к несчастью, эту надпись и по догадкам положительно разобрать нельзя было, настолько она обветшала. Но все-таки внизу можно было разобрать вот что: «вновь в 1823 году, июля К (20) и в 1838 году июля 23, и буквы Г, Б, С, X.» А наверху сохранились две буквы – К и Е. В надписях было еще труднее разобраться, вследствие того, что всякий грамотный посетитель хотел оставить по себе память и вырезал, как и я, свои начальные буквы... Здесь, на Вайгаче, и вообще, на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянки судов. И сюда, если застигнет буря, идут не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться» 294 . Постепенно, осваивая Вайгач, поморы ограждали сакральное пространство своей жизнедеятельности многометровыми деревянными крестами. 5 августа 1824 г. Государем Императором был утвержден проект обращения самоедов в христианскую веру. Начальником духовной миссии, для обращения в христианство самоедов Архангельской губернии, был определен архимандрит Сийского монастыря Вениамин. Он приступил к изучению языка самоедов, затем составил первую его грамматику и лексикон, перевел на него Евангелие от Матфея и другие книги Нового Завета. С самоедами архимандрит Вениамин говорил на их родном языке, был терпелив, ласков, приветлив и вскоре завоевал доверие населения Большеземельской тундры. Какое отличие от современных отечественных и зарубежных «исследователей» и «политиков», не знающих даже язык местного населения народов Крайнего Севера, но рьяно выступающих за возврат к шаманизму, к традиционному природопользованию и т. д. и т. п.!!!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Не музыкальное ухо, кажется, почти неспособно различать два звука, разнящиеся между собою только в высоте: существуют очень значительные индивидуальные разницы в восприимчивости к высоте тона. Напр., крик летучей мыши так высок и резок, что для многих особ не слышен; он лежит вне их звуковых пределов... Мы с удивлением (стр. 307) слышим, что существует много людей, владеющих, по-видимому, столь же хорошими и верными глазами, как наши собственные, которые никогда не подозревали, чтобы они могли ошибаться в своем суждении о цветах, но которые, по испытании, оказываются совершенно неспособными отличить красный цвет от зеленого или черного, когда предметы этих трех цветов положены рядом. Из наблюдений над 1154 лицами в одном Эдинбурге оказалось, что на каждых 18 человек приходится по одному более или менее страдающему этою цветовой слепотой. Из них один на 55 смешивал красное с зеленым; 1 на 60 – коричневое с зеленым, и 1 на 46 смешивал голубой цвет с зеленым». – Ясно, значит, что у этих здорово-больных людей были представления о цветах иные, чем у всех прочих людей; а какие именно, для указания этой разности нет никакого масштаба. 29 Не один Д. С. Милль так учит. Согласно с ним учит и, с редким в истории философии единодушием, поддерживает такое учение почти вся Английско-Шотландская школа последователей Локка, за исключением разве Рида, С. В. Гамильтона и немногих других. Исключительное же внимание на теорию Д С. Милля мы обращаем потому, что почти все его сочинения переведены на русский язык и, сверх того, многократно разобранные, конечно, с крайним подобострастием и рабским удивлением, в русских журналах, они, более других подобных, доступны не только нам, но и всем русским. Других же философов той же школы коснемся вкоротке, впоследствии. 30 Заметить нужно, однако же, что в самое последнее время (в 1872 г.) Д.С.Милль нашелся вынужденным признать и прирожденность идей, как это будет ниже показано. 104 Физиология обыденной жизни, Льюиса, перев. Трейтера и Смирнова, Москва, 1866 г., (Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010