Замостье. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Еще в начале XIX в. сл. Замостье входила в состав городской черты г. Суджи. Как самостоятельное поселение встречается в ревизской сказке 8-й ревизии (1834 г.). Согласно «Справочной книге о церквах…» за 1908 г. храм был построен в 1865 г. В клировой ведомости 1916 г. храм датой постройки считается 1875 г., когда построенный «тщанием прихожан 24 октября того же года» храм был освящен епископом Курским и Белгородским Сергием. Однако сведения о наличии православного храма в с. Замостье, приведенные в «Списке населенных мест Российской империи» за 1863 г., а также сохранившиеся в архиве метрические книги Преображенской церкви за 1814 г. ставят под сомнение эту дату. Ближайшими к Преображенской были церкви г. Суджи: в одной версте находилась Покровская; в полутора верстах – Соборно-Успенская. Каменный пятиглавый храм, крытый железом, был окружен каменной оградой. На территории храма находились «дом-сторожка» и «сторожка малая» - каменные, крытые железом. В каменной колокольне – 6 медных колоколов, 1 маленький медный колокольчик у окна. Их общий вес составлял 420 п. Храм имеет три престола: средний, главный, во имя Преображения Господня в металлической оправе; в правом приделе – во имя Казанской иконы Божией Матери; в левом – во имя Рождества Честного славного пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, оба деревянные в парчевом облачении. Иконостас двухъярусный, золоченый. В опись церковного имущества, составленную в 1857 г. и проверенную в 1890 г., внесено 16 икон в серебряных рызах, 6 – в металлических, 18 различных киотов с иконами; 30 боогслужебных книг. С 28 марта 1912 г. по 16 августа 1913 г. в церкви был произведен ремонт. При церкви действовала церковно-приходская женская школа, в которой в 1916 г. обучалась 121 девочка. Закон Божий преподавал приходской священник Александр Павлович Солодовников, учителем состоял Иван Иванович Пыкин, окончивший Курскую учительскую семинарию. Известны некоторые имена священников, служивших в храме в разные годы: Алексей Григорьевич Дьяконов (1899-1920), Александр Павлович Солодовников (1901-1906), Петр Поляков (1917-1922), Флегонт Антонов (конец 40-х – начало 50-х гг.), Ф.В. Бесов (1950-1954), И.В. Дунай (с марта 1954 г.), С.И. Бучковский (с 1962 г.), Алексей Михайлович Кононов (с 1967-1990 г.).

http://sobory.ru/article/?object=18128

Зашондомье. Часовня Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты В описании Усть-Мошинского прихода на 1908 год в Зашондомье указана часовня Святого великомученика Георгия. В паспорте 1974 года - Ивановская, причем название деревни указано ЗашАндомье по реке ШАндома, затем буква Н почему-то зачеркнута, и теперь в Списке Памятников фигурирует Ивановская часовня начала XIX века в Зашадомье. Сам паспорт с описанием и фотографиями 1972 года можно посмотреть по ссылке Георгиевская часовня постройки XVIII - начала XIX века возведена в архаичной форме с рубленой клинчатой кровлей. Часовня была приписана к Усть-Мошенскому приходу, праздничные богослужения проводились в день Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля по новому стилю) и в день великомученика Георгия Победоносца 23 апреля (6 мая по новому В конце 1960-х годов на заброшенной часовне обвалился сруб клинчатой кровли-щипца, вследствие чего процессы гниения ускорились. В данный момент часовня находится в руинированном состоянии, сохранилась часть стены, главка и косящатое окно. книги плесецкого историка-краеведа Н.А. Макарова " Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья " , стр. 195. …Часовня в деревне Зашондомье является сохранившейся в самом лучшем состоянии постройкой Устьмошского прихода. В документе за 1863 год сказано: Часовня «Святого Великомученика Георгия при деревне Зашендомье в 5 вер. от церкви, деревянная, построена жителями того селения неизвестно когда. Богослужение отправляется во дни рождества Иоанна Предтечи и великомученика Георгия…». Аналогичная информация содержится в ведомостях о церкви Устьмошского погоста Каргопольского уезда Олонецкой епархии за 1865, 1866, 1869 годы. Деревянная часовня великомученика Георгия Победоносца и Иоанна Предтечи расположена на высокой стрелке в окружении двух рек – Шондомы и Моши. Предположительно её можно датировать концом XVIII – началом XIX века, согласно конструктивным особенностям и деталям. В плане часовня представляет собой простую прямоугольную клеть, рубленную в «обло». Строение выделяется высоким рубленым клинчатым завершением с повалом, которое некогда венчала главка с крестом. Вход в постройку осуществляется с запада через открытое крыльцо, ныне утраченное. Стены внутри часовни отёсаны, потолок из досок «в разбежку» по поперечной балке не сохранился. Часовня имеет два окна – двойное южное и одинарное северное. Стены снаружи сохранили фрагменты обшивки, по всем признакам относящейся к началу XX века.

http://sobory.ru/article/?object=24227

Иосиф, епископ Вологодский и Белозерский (Золотой или Золотов Иван) Родился в 1720 году в семье звонаря Московского Успенского собора. В 1744 году окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию и оставлен в ней учителем. В 1745 году пострижен в монашество. В 1748 году назначен проповедником при духовной академии. 20 ноября 1750 года возведен во игумена Серпуховского Владычнего Введенского монастыря. 30 июля 1755 года возведен в сан архимандрита Архангельского монастыря Устюжской епархии. 19 марта 1758 года перемещен в Тульский Предтеченский монастырь, а 17 апреля того же года переведен в Московский Высокопетровский монастырь. 16 декабря 1761 года хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. Скончался 25 декабря 1774 года. Погребен в кафедральном Вологодском соборе во имя Софии Премудрости Божией. Преосвященный Иосиф заботился об образовании духовенства. Он выстроил храм и здание для духовной семинарии. Епископ Иосиф пользовался большой любовью своей паствы. Эпитафия над его могилой гласит: «...учением питал других сердца и юношество вел к познанию Творца... На пастырский сего трон города взошел, где жизнь свою в делах полезно препровел, полезных обществу, полезных церкви, граду; полезных и всему овец словесных стаду». Литература: Рождественский В. Историческое описание Серпуховского Владычняго монастыря. – М., 1866. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 123, 124. Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. – М., 1863. – С. 67–69. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 110. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 119. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 173, 222, 732, 792.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Церковь при больнице /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Больница была построена в 1849-1851 гг. по проекту епархиального архитектора П.И. Спарро. Расположена она с правой стороны от входа на Гостиный двор. В 1863-1869 гг. больница была расширена, при ней был устроен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость. В 1908 г. больница была отремонтирована. Здание больницы двухэтажное, решено в формах позднего классицизма. Больница с церковью размещалась на втором этаже, на первом были подсобные помещения. Больничная церковь была очень светлой и нарядной. Настенные росписи и иконы в иконостасе церкви были предназначены для больных: " Св. Николай " , " Св. Пантелеймон " и прочие. Больница сначала была рассчитана на 40-60 мест, затем на 60-70, а в начале ХХ в. - на 100. Во время Первой мировой войны в 1914-1918 гг. в больнице размещалось терапевтическое отделение госпиталя Киевского военного округа. В 1923 г. здание было передано обществу инвалидов. В 1988 г. начались работы по реставрации здания. После капитального ремонта в нем были размещены научные отделы Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В настоящее время этот корпус используется Свято-Успенской Киево-Печерской лаврой. Храм существовал при паломнической больнице монастыря, расположен на втором этаже корпуса Лавры. Храм «Всех скорбящих Радость» строили поэтапно. В 1849-1851 г.г. было возведено двухэтажное здание с паломнической больницей на втором этаже. В 1864-1866 г.г. с востока добавили двухэтажное крыло с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на втором этаже. В 1868 г. был установлен деревянный иконостас. В северной палате стояла деревянная модель Успенского собора, в котором хранился ковчег со Святыми Дарами для причащения больных. В советский период храм потерял старинные наряды. Возвращен в монастырское владение в 2003 г. За несколько лет трудами братии Лавры в корпусе были проведены капитальные ремонтные работы, возрожден храм, восстановлены его купола. 6 ноября 2007 г. в день празднования иконы «Всех скорбящих Радость» наместник Лавры архиепископ Павел освятил купола храма.

http://sobory.ru/article/?object=09800

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Гречулевич), еп. Могилевский. Фотография. 1883-1885 гг. (РГИА) Виталий (Гречулевич), еп. Могилевский. Фотография. 1883-1885 гг. (РГИА) (Гречулевич Василий Васильевич; 1.01.1823, мест. Тульчин Брацлавского у. Подольской губ.- 14.05.1885, имение Печерск близ Могилёва), еп. Могилёвский и Мстиславский. Род. в семье свящ. В. Я. Гречулевича, талантливого проповедника (его проповеди и поучения были изданы: Беседы катихизические. СПб., 1852; Беседы к простому народу. СПб., 1870-1872. 3 т.; Праздники богородичные в рассказах. СПб., 1908). В 1843 г. В. В. Гречулевич окончил Подольскую ДС, в 1847 г.- СПбДА со степенью магистра богословия, защитив дис. «О молитве Манассии» (СПб., 1848), был назначен законоучителем в имп. Гатчинский сиротский ин-т. 7 авг. 1849 г. рукоположен во иерея и определен законоучителем в с.-петербургский Николаевский сиротский ин-т и Александрийский сиротский дом. 11 дек. 1860 г. переведен на должность законоучителя при Имп. воспитательном об-ве благородных девиц (Смольный ин-т), где служил до выхода в отставку в 1874 г. 13 апр. 1862 г. возведен в сан протоиерея. О. Василий был основателем и редактором ж. «Странник» (изд. в 1860-1876), содействовавшего утверждению правосл. ценностей в об-ве, в 1863 г. прот. Василий начал издание ежедневной газ. «Современный листок» (впосл. «Современность») для сельского духовенства и газ. «Мирское слово» для крестьян. 9 мая 1875 г. был избран членом С.-Петербургского цензурного комитета. В 1864 г. на собранные пожертвования священник открыл на своей родине уч-ще для девиц духовного звания. 8 окт. 1876 г. прот. Василий принял монашеский постриг, 22 окт. возведен в сан архимандрита. 13 мая 1879 г. В. был хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. В 1880 г. учредил Свято-Николаевское братство при кременецком Богоявленском мон-ре Волынской губ., задачами братства были просветительская деятельность и благотворительность.

http://pravenc.ru/text/158834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВИЖЕНИЕ СВЯТОСТИ [англ. Holiness Movement], амер. протестант. движение, возникшее в 40-х гг. XIX в. в среде методистов (см. ст. Методизм ). В 1843 г. от методистской церкви США отделилась Методистская Уэслианская Церковь (Wesleyan Methodist Church), к-рую составили сторонники учения Дж. Уэсли о полной санктификации (освящении) христианина и о христ. совершенстве. Теоретиком движения стал Ч. Г. Финни . В 1857-1858 гг. в США получили распространение летние евангелизационные лагеря, в к-рых происходили продолжительные (до недели) собрания верующих и многочасовые покаянные молитвы. В 1860 г. была образована церковь Свободные Методисты (Free Methodists). По окончании гражданской войны (1865) Д. с. охватило обе существовавшие крупные методистские церкви США (сев. и юж.). В 1867 г. была создана Национальная ассоциация лагерных собраний ради достижения святости (National Camp Meeting Association for the Promotion of Holiness), в 1893 г. преобразованная в Национальную ассоциацию святости (The National Holiness Association - NHA), а в 1971 г.- в Ассоциацию христианской святости (The Christian Holiness Association). В 1863 г. к движению примкнула часть пенсильванских меннонитов, в 1947 г.- часть квакеров. В 1880-1890 гг. методисты доминировали в движении, затем часть проповедников стала отвергать доктринальные нормы и каноническую власть. Основанные такими проповедниками секты стали объединяться. Сравнительно крупными объединениями стали Церковь Бога (Church of God, основанная в 1880 в г. Андерсон, шт. Индиана), Церковь Назореев (Church of the Nazarene, 1908) и Пилигримская Церковь Святости (Pilgrim Holiness Church of New York, основанная в 1897, в 1968 объединилась с Методистской Уэслианской Церковью в Уэслианскую Церковь). Эти церкви сохранили традиц. методистскую структуру приходов-«классов» с расширенными правами конгрегаций. Почти все допускают жен. священство. Прихожане практикуют регулярный и принципиальный взаимный анализ поведения.

http://pravenc.ru/text/171486.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. И. Буткевич. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Тимофей Иванович (21.02.1854, с. Рогозянка Харьковского у. Харьковской губ.- 31.12. 1925, Харьков), прот., богослов, историк Церкви. Род. в семье священника. В 1863-1869 гг. учился в Харьковском ДУ, в 1869-1875 гг.- в Харьковской ДС, в 1875-1879 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 19 нояб. 1878 г. рукоположен во священника к Троицкой ц. слободы Беловодск Старобельского у. В 1880 г. зачислен в клир Покровского собора в Старобельске, преподавал Закон Божий в городском детском приюте. С 1882 г. священник кладбищенской ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Харькове, в 1884 г. переведен в харьковский кафедральный Успенский собор, в 1891-1894 гг. ключарь собора. Одновременно являлся председателем совета Харьковского епархиального жен. уч-ща, преподавал Закон Божий в Мариинской жен. гимназии. С 1893 г. протоиерей. В сент. 1894-1906 гг. профессор богословия имп. Харьковского ун-та, преподавал (с 1901) Закон Божий, затем педагогику в харьковской жен. гимназии Д. Д. Оболенской. В 1903 г. удостоен степени д-ра богословия за соч. «Религия, ее сущность и происхождение» (ч. 1). В 1904 г. принят в Палестинское православное об-во . В 1906 г. участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия, с 1908 г. член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам, с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам при Синоде, до апр. 1917 г. входил в Учебный комитет Синода. В 1906-1909 и в 1909-1917 гг. являлся членом Гос. совета от духовенства. После 1917 г. вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе. Б. отличался многосторонними научными интересами, его исследовательский талант раскрылся как в больших аналитических работах, так и в публицистических статьях на актуальные темы богословия, церковной истории. В магист. дис. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1883), направленной в первую очередь против рационалистического толкования НЗ (Ж. Э. Ренан , Д. Ф. Штраус , Г. Э. Г. Паулус , К. Б. Хазе и др.), Б. попытался дать обоснование святоотеческой т. зр. на происхождение Евангелий и события земной жизни Спасителя. Одним из главных научных трудов Б. является трактат «Религия, ее сущность и происхождение» (2 кн.). Алексей Иванович Введенский считал, что в работе Б. «собрано все значительное по вопросу о сущности и происхождении религии и критическое обозрение неправильных мнений доведено до самых последних веяний - до Ницше включительно» (Журналы собраний Совета МДА за 1903 г.//БВ. 1904. 3 (2-я паг.). С. 24). По мнению Б., монотеизм является основой религ. сознания, все др. формы религиозности есть искажение или отступление от него в силу исторических и национальных особенностей.

http://pravenc.ru/text/153699.html

Митрофан (Землянский Михаил), еп. Елецкий, вик. Орловской епархии Родился 27 сентября 1863 года в семье протоиерея СПБ епархии. В 1884 году окончил СПБ духовную семинарию. I декабря 1885 г. – надзиратель за учениками Александро – Невского духовного училища. 25 янв.1887 года рукоположен во священника к церкви Михайловского погоста, Новоладожского уезда. Здесь молодой священник проявил заботу о восстановлении православия среди заблудшего населения. Им было построено три приходских школы, в которых обучалось около 80 детей преимущественно из старообрядцев. В этих школах и еще в земской школе он состоял законоучителем. Его труды на пользу Православной Церкви в скором времени дали свои добрые плоды. В 1890 году он лишился жены и дочери. Смерть жены, которая содействовала ему в делах помощи бедным прихожанам, произвела перемену в его жизни и настроении. Он решил расширить свое богословское образование и в 1891 году поступает в СПБ духовную академию. В течение академического курса он состоял членом – деятелем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в СПБ». Своими проповедями он привлекал слушателей, а среди старообрядцев Петербурга являлся вполне опытным сеятелем истины православной церкви. Кроме того, сотрудничал в органе петербургской епархии «С-Петербургский Духовный Вестник». В 1895 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия и 14 сентября пострижен в монашество и определен помощником смотрителя Московского Заиконоспасского духовного училища. С 1897 г. – преподаватель Гомилетики в Новгородской духовной семинарии. С 1903 года – инспектор Могилевской духовной семинарии. С 1905 года – настоятель Покрово-Болдинского монастыря, Астраханской епархии в сане архимандрита. В 1908 году назначен на чреду священнослужения в С.-Петербург. 2 мая 1910 года хиротонисан во епископа Елецкого, вик. Орловской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Петербургский Антоний и другие иерархи. Скончался в 1914 году. Духовный писатель. Труды: «Три слова о монашестве».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Россь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Первое историческое упоминание о существовании православного храма в имении Россь относится к 1569 году. В декабре 1894 г. в адрес Гродненского губернатора направлено прошение о возведении нового каменного храма, на которое было получено разрешение. В 1901-1903 гг. был утвержден проект постройки новой церкви. В 1908 г. по решению Святейшего Синода произведена закладка нового каменного храма и началось его строительство. Одновременно старый деревянный храм продолжал действовать до 1911 г., когда его разобрали и перенесели на кладбище. По материалам официального сайта Гродненской епархии Первое историческое упоминание о существовании православного храма в имении Россь относится к 1569 году, когда в одном из документов упоминается церковный колокол, хранившийся в свирне (хозяйственной постройке). Инвентарь имения 1571 года содержит указание, что деревянный храм был освящен в честь святого пророка Ильи, в иконостасе находилось 11 икон, в храме - 3 больших и 5 маленьких икон. На колокольне было два колокола, а приходской священник владел двумя волоками земли. В XVII веке росских прихожан постигла печальная участь подавляющего большинства православных Речи Посполитой - более чем двухвековое униатское пленение. В 1611 году православный храм был разобран и перенесен в деревню Огородники (в настоящее время - ул. Советская в г.п. Россь на месте современного православного храма), а на его прежнем месте построен деревянный католический костел. В 1745 году деревянный храм был отремонтирован. В 1863 году деревянная Троицкая церковь была отремонтирована на средства прихожан и с помощью губернских властей, однако этот ремонт не смог значительно улучшить внешний вид ветхого храма. В 1867 году в Росском православном приходе насчитывалось 2625 прихожан (1306 - мужского пола и 1319 - женского). В описании 1867 года также указывается, что в Росском приходе приходская церковь деревянная, крытая гонтом, " по давности " неизвестно когда и кем построена, находится в середине местечка и огорожена каменной из булыжника оградой, в которой устроена колокольня. Наружный вид церкви не соответствует православному храму.

http://sobory.ru/article/?object=19533

Священник Иван Георгиевич Разумовский (около 1810 - жил 1849) окончил Санкт-Петербургскую ДС (14 июня 1837, 2). 29 июня 1838 рукоположен во священника к церкви села Горки Лужского уезда. Жена Екатерина Ефимовна (около 1820 - жила 1889) - дочь священника села Горки Евфимия Кириллова ( - 1841) и Евдокии Михайловны. Их дочь Елизавета Ивановна (около 1849 - жила 1905) - с 1894 просфорня церкви села Горки Лужского уезда. Священник Димитрий Николаевич Быстров (20 октября 1840 - 16 января 1911) - сын священника Крестовоздвиженской церкви села Ополья Ямбургского уезда Николая Павловича Быстрова (около 1804 - Ополье Ямбургского уезда, 19 апреля 1850) и Елизаветы Федоровны (около 1808 - жила 1835). Окончил Санкт-Петербургскую ДС (1861). Надзиратель Александро-Невского духовного училища и и. д. учителя славянского языка с 16 июня 1863, 19 ноября 1868 рукоположен (митрополитом Исидором/Никольским/) во священника Знаменской церкви села Горки (Подмошье тож), Лужского уезда. Помощник благочинного 2-го Лужского округа 30 апреля 1902 – 19 июля 1902. Награжден набедренником (5 января 1876), фиолетовой скуфьей (20 апреля 1880), фиолетовой камилавкой (5 апреля 1887), золотым наперсным крестом (1899). С 9 июля 1904 за штатом. Его жена Мария Ивановна, ур. Разумовская (около 1844 - декабрь 1926), дочь священника Знаменской церкви села Горки (Подмошье тож), Лужского уезда Иоанна Георгиевича Разумовского (около 1810 - ) и Екатерины Ефимовны (около 1823 - ). В их семье родился известный подвижник благочестия архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров; 31 декабря 1872, деревня Подмошье, Лужский уезд, Санкт-Петербургская губерния — 19 февраля 1940, Лимре, Эндр и Луара, Франция) — епископ Русской Православной Церкви заграницей; бывший архиепископ Полтавский и Переяславский (1913—1919). Псаломщик Севастьев Владимир - с 1914 г. Протоиерей Алексеев Николай Константинович, 1886–11.08.1937. Родился в г. Гатчина С.-Петербургской губ. В 1908 окончил Санкт-Петербургскую ДС. 16.04.1911 определен священником Знаменской церкви с. Горки (Подмошье) Лужского у. СПб губ. Арестован 13.05.1937 и Особой Тройкой УНКВД ЛО 09.08 приговорен к ВМН. Расстрелян в Ленинграде. Как место рождения выдающегося подвижника благочестия архиеп. Феофана и место служения новомученика прот. Николая храм представляет несомненную историческую ценность.

http://sobory.ru/article/?object=09998

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010