Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Енисейские епархиальные ведомости (с 1907 по 1908 год - " Енисейский церковный вестник " , в 1917 - " Официальные известия по Енисейской епархии " ), журнал, официальное издание Енисейской и Красноярской епархии (недейств.) 14 октября 1883 года епископ Енисейский и Красноярский Исаакий (Положенский) направил в Святейший Синод представление о разрешении начать издание журнала с января 1884 года. Разрешение было получено 23 декабря 1883 года. До этого материалы о жизни епархии печатались в " Иркутских епархиальных ведомостях " (1863-1879) и " Томских епархиальных ведомостях " (1880-1883). Обязанности редактора взял на себя Константин Алексеевич Успенский , смотритель Красноярского духовного училища . Цензором стал кафедральный протоиерей В.Д. Касьянов. Редакция была размещена в здании духовного училища. 1 февраля 1884 года увидел свет первый номер журнала. В официальном отделе размещались документы, имевшие общецерковное значение, а также распоряжения епархиального начальства, регулярно печатались извлечения из отчетов о состоянии епархии, журналы общеепархиальных съездов духовенства и епархиального училищного совета, списки священно- и церковнослужителей епархии, вакантных мест, лиц, присоединенных из иноверия, инославия или из старообрядчества, разрядные списки учащихся духовных училищ и семинарии. В неофициальном отделе журнала печатались проповеди, поучения и речи. Большой краеведческий интерес представляют подробные описания поездок правящих архиереев по епархии, простиравшейся от границы с Китаем до Северного Ледовитого океана. Помимо текущих миссионерских отчетов публиковались описания миссионерских поездок прошлых лет. Публиковались этнографические материалы. Ряд статей посвящен истории епархии, ее монастырям, храмам, святыням, местным святым.

http://drevo-info.ru/articles/19624.html

Л.Н. Заливалова Скачать epub pdf Николай Васильевич Покровский (1848–1917) – церковный историк, выдающийся специалист по церковной археологии и археографии, принадлежит к плеяде ученых и церковно-общественных деятелей, заложивших в России фундамент церковно-исторической науки. В центре его научных интересов были вещественные и письменные памятники средневековой русской, византийской и европейской христианской культуры, особенно искусства, литургика и исто­рия литургики в России. Богатое творческое наследие Н. В. Покровского включает многочисленные статьи, моно­графические публикации по широкому кругу вопросов христианской иконографии и архитектуры, аннотированные публикации русских историко-художественных памятников, а также учебные пособия по церковной археологии. Крупным вкладом в мировую и отечественную историографию явилась монография «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (1892), в которой ученый обобщил многолетние исследо­вания памятников художественной культуры. В свое время она получила высокую оценку русских и зарубежных ученых 1 . Эта работа при жизни автора несколько раз переиздавалась и не утратила научной ценности в настоящее время. По мнению Г. И. Вздорнова, крупнейшего специалиста по историографии истории русского средневекового искусства, труд Н. В. Покровского – «одно из самых замечательных исследований конца XIX века... Памятники евангельской иконографии изучались и до Покровского и после него, но ни одна другая работа на эту тему не достигает фундаментальности труда русского ученого». Монография «была и остается главным пособием для каждого, кто обращается к изучению иконографии Евангелия» 2 . Во второй половине XIX века Николай Васильевич Покровский не был одинок в изучении христианского средневе­кового искусства. Плодотворно работали церковные историки И. Д. Мансветов (1843–1885) и А. П. Голубцов (1860–1911) в Московской духовной академии, А. А. Дмитриевский (1856 – 1929) в Киевской духовной академии, а также университетские профессора Н. П. Кондаков (1844–1925) и его ученики Д. В. Айналов (1862–1939), Е. К. Редин (1863–1908) и ряд других ученых. Все исследователи занимались иконографическим исследованием художественных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Скачать epub pdf «Бахаи» Руководство Основатель – Мирза Хусейн Али Нури, больше известный под именем Баха-Улла («Слава Господа», 1817–1892 гг.), объявивший в 1863 г. публично, что он является «проявлением божественного откровения». Месторасположение центров Первый бахаистский молитвенный Дом был сооружен в 1908 г. в Ашхабаде (разрушен землетрясением в 1948 г.). В настоящее время действует 7 бахаистских молитвенных Домов (в Индии, Австралии, США, ФРГ, Панаме, Уганде и Западном Самоа), около 166 национальных духовных собраний 732 и несколько тысяч местных духовных обществ (состоящих в основном из нескольких человек). Начиная с 1991 г. местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ (в Беларуси – в Минске, Бресте и др.). Если в 1990 г. в России было зарегистрировано 1 объединение «Бахаи», то на 1 января 1996 г. было зарегистрировано в Российской Федерации уже 20 таких объединений 733 . Местные Духовные собрания избраны в сорока из шестидесяти общин, Духовное собрание бахаи России, в юрисдикцию которого по решению Всемирного Дома Справедливости входят общины бахаи Армении и Грузии, было зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации в апреле 1993 г. 734 . В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано 735 . Центры и общины «Бахаи» действуют в следующих городах России: Екатеринбург, Ижевск, Краснодар, Красноярск и Красноярский край (Канск, Шарыпово), Москва, Мурманск, Пермь, Санкт-Петербург, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск и др. города о.Сахалин (Холмск), Ярославль и др. Численность адептов Бахаисты утверждают, что во всем мире их около 4–6 млн. человек, на самом же деле эта цифра значительно завышена. Известно, что примерная численность активных бахаи в Екатеринбурге составляет около 50 (1 зарегистрированная община), на Сахалине около 30 бахаистов, в Челябинске – 45, в Красноярском крае – 70, Мурманске – 20. Доктрина По мнению известного сектолога Уолтера Мартина, «бахаизм является иранским трансплантантом в Соединенных Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаизме считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Баха-Уллу как Мессию нашего времени» 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Скачать epub pdf (к 140-летию со дня рождения) Николай Никанорович Глубоковский без преувеличения может быть назван величайшим русским библеистом XX века. Как точно заметил о нем один исследователь, он «счастливо сочетал в себе широту богословских, филологических, исторических и церковно-общественных интересов с глубиной проникновения в предмет своего рассмотрения при скрупулезном внимании к имевшейся по нему литературе» 1 . Проявив себя вначале как историк Церкви блестящим сочинением о блаженном Феодорите, епископе Киррском, все силы последующих лет своей жизни он посвятил изучению Священного Писания , успешно сочетая эту деятельность с немногочисленными, но точными и важными высказываниями о современной ему церковно-общественной ситуации. Талант Н. Н. Глубоковского был настолько велик, что его труды в ряде случаев предвосхитили развитие библеистики XX века и до сих пор не потеряли актуальности. Родился 2 будущий ученый 6 (19 по новому стилю) декабря 1863 г. в селе Кичменгский Городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье бедного сельского священника Никанора Петровича Глубоковского. В большой семье, насчитывавшей пять братьев и две сестры, он был седьмым, самым младшим ребенком. Через три года, в 1866 году, его отец умер и семья оказалась в трудном положении: старший брат еще учился на 5 курсе семинарии, а сестры были не пристроены. Вскоре старшая сестра вышла замуж и вся семья переехала к новому зятю – священнику В. М. Попову. Здесь под присмотром матери и воспитывался Николай Глубоковский , который получил первоначальное образование под руководством сестры и зятя, посещая также занятия в местной церковно-приходской школе. С 1873 по 1878 он учился в Никольском духовном училище, а затем – в Вологодской семинарии, которую окончил в 1884 году первым студентом и поэтому был направлен за казеный счет в Московскую духовную академию, где проучился пять лет (1884–1889), покольку брал академический отпуск по болезни на четвертом курсе. Николай Никанорович окончил МДА в июне 1889 года первым кандидатом-магистрантом и был оставлен стипендиатом для подготовки к профессуре на кафедре общецерковной истории. С июня 1889 года по август 1890 года под руководством известного церковного историка профессора Алексея Петровича Лебедева (1845–1908) молодой ученый писал кандидатское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Киррском, переработанное потом в магистерскую диссертацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ , офиц. издание Литовской епархии, выходило с 15 янв. 1863 г. в Вильне по инициативе Литовского и Виленского митр. Иосифа (Семашко) . «Будучи органом начальственных распоряжений», «Л. е. в.», по мнению редакции, «другими своими статьями» должны были «воскрешать в памяти родное минувшее, делать общеизвестным древнее уцелевшее… служить по возможности полнозвучным отголоском пастырских надежд, радости, скорби о затруднениях, неудачах - общественным полем для обмена мыслей духовенства о долге своего звания» (От редакции//Литовские ЕВ. 1863. 1. С. 1-5). Журнал выходил в 1863-1872 и 1906-1915 гг. 2 раза в месяц, в 1873 г.- 4 раза в месяц 1-48), в 1874-1905 гг.- еженедельно по воскресным дням (по 52-53 номера в год). В 1906-1914 гг. выходило по 24 номера в год. В июле 1915 г. из-за эвакуации издание прервалось на 13/14 и возобновилось 10 апр. 1916 г. в Москве (редакция располагалась в Данилове во имя прп. Даниила Столпника московском монастыре ), последний, 16/17 вышел 31 дек. 1916 г. В каждом номере за 1863-1905 гг. печатались офиц. и неофиц. материалы, но в отличие от большинства епархиальных изданий «Л. е. в.» имели общую годовую пагинацию, без к.-л. маркировки офиц. части, лишь с 1871 (1870?) г. появилась разделительная рубрика «Неофициальный отдел». В 1906 г. выходила только офиц. часть, в 1907-1916 гг. вместо неофиц. части издавался «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства», причем не он именовался прибавлением к «Л. е. в.», а они с подзаголовком «Официальная часть» выходили как приложение к «Вестнику» (в 1907-1908 этот журнал должны были выписывать также клирики Гродненской епархии вместо не выходившей в эти годы неофиц. части «Гродненских ЕВ»). Редакторы в номерах за 1863-1868 гг. не указывались, но из «Адрес-календаря должностных лиц Литовской епархии на 1863 г.» (Литовские ЕВ. 1863. 3. С. 77-82; 4. С. 104-112) видно, что 1-м редактором был назначен архим. Иосиф (Дроздов), после него журнал редактировал архим. Модест (Стрельбицкий) при участии прот. Виктора Гомолицкого и свящ. Антония Пщолко; в 1869 г. редактором был ректор семинарии архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870-1902 гг. свящ. И. А. Котович (назначен 20 дек. 1869 по представлению архиеп. Макария (Булгакова) , в 1873-1902 его имя указывалось на обложке), в 1903 г. ректор семинарии архим. Леонид (Скобеев) (его помощниками и заместителями указывались иером. Евсевий (Гроздов) , инспектор семинарии иером. Антоний (Егоров) и надзиратель И. А. Нещеретов), в 1904 г. ректор архим. Алексий (Дородницын) , в 1905 г. ставший ректором архим. Антоний (Егоров) при помощнике А. И. Шестове.

http://pravenc.ru/text/2110581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц (в нек-рые годы от 1 до 4 номеров были сдвоенными). До этого материалы о жизни епархии печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях» (1863-1879) и «Томских епархиальных ведомостях» (1880-1883). Инициатива издания «Е. е. в.» принадлежала Енисейскому еп. Исаакию (Положенскому) , к-рый 14 окт. 1883 г. направил представление в Святейший Синод. Издание было одобрено указом Синода от 23 дек. того же года. В отличие от большинства др. епархиальных изданий офиц. и неофиц. отделы «Е. е. в.» подписывались одним редактором; хотя до 1900 г. они имели раздельную пагинацию, их объединяли общие тетради и даже листы (заглавие неофиц. отдела часто помещалось на обороте последней страницы офиц. отдела), что не позволяло разделить их и переплести отдельно. Редакторами были смотритель Красноярского ДУ К. А. Успенский (с 1884 по 2 за 1894), помощник смотрителя Н. А. Бобылёв (с 3 за 1894 по 1896), Н. В. Владимиров 1-7 за 1897), А. В. Касаткин (с 8 за 1897 по 1906), А. С. Богданов (с 1908 по 2 за 1914), Х. П. Соболев (с 3 за 1914 по 1919). Издание отличалось небольшим объемом. В течение первого 10-летия редакция считала своей обязанностью «освещать местную жизнь, текущую и прошедшую, и давать посильные ответы на запросы дня, какие выдвигало духовное ведомство», стараясь «избегать перепечаток». После ухода Успенского штат журнала сократился, стали часто появляться перепечатки из др. изданий. Избранная на епархиальном съезде 1905 г. редакционная комиссия, «желая порвать связь с обнищавшим духовно прежним органом», постановила издавать новый журнал. С нач. 1907 по июль 1908 г. вместо «Е. е. в.» в увеличенном формате выходил «Енисейский церковный вестник» с подзаголовком «Еженедельный церковно-общественный журнал», в нем помимо церковных проблем поднимались политические. Первые 3 номера редактировал свящ. Петр Никольский, после него временно исполняли должность редактора священники Варсонофий Захаров 4-15, 26-52 за 1907, 1-29 за 1908) и Илия Фокин (впосл. обновленческий архиепископ Сталинградский) 16-25 за 1907). Однако очередной епархиальный съезд в 1908 г. признал, что «самая попытка сделать журнал политическим органом… была очень неудачным явлением» и «за новой вывеской часто скрывалась прежняя скудость содержания». С авг. 1908 г. издание «Е. е. в.» возобновилось «со старым девизом: освещать… церковные вопросы в духе строгой беспартийности».

http://pravenc.ru/text/189967.html

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI     Содержание Предисловие От издателей Год 1863 Год 1864     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1885 – 1890 и 1894 – 1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники. Однако внимательное чтение и изучение дневников праведника показывает, что нет, совершенно не такой и что между им и нами лежит едва ли не пропасть. То, к чему современные христиане уже привыкли, то, что составляет, можно сказать, почти бытовую сторону жизни современного человека, тот мир помыслов, который является почти обычной обстановкой внутренней жизни современного христианина и даже и не осознается им и никак не оценивается, – то осознавалось праведником как горькое падение, требующее с его стороны самого жестокого, беспощадного обличения. Его самоукорение столь велико, последовательно и неотступно, что показывает, что воистину Дух Божий действовал в нем, – и пусть Господь и попускал ему оступаться, но Он же и воздвигал его вскоре. По силе борьбы с мысленными искушениями посреди житейского моря и посреди мира, в котором он жил, святой праведный Иоанн являет пример одного из величайших святых XIX – начала XX столетия, на котором почила великая милость Божия, которая, по слову апостола Павла, зависит не от подвизающегося, а от Бога милующего ( Рим. 9, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937) Николай Никанорович Глубоковский родился 6 (19 по новому стилю) декабря 1863 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье бедного сельского священника Никанора Петровича Глубоковского. Фамилия Глубоковский происходила от названия озера Глубокое, на берегу которого стояла Глубоковская Спасо-Преображенская церковь – в ней более 70 лет дед и прадед Николая Никаноровича служили дьячками. В большой семье, насчитывавшей пять братьев и две сестры, Николай был седьмым, самым младшим ребенком. В 1866 году, когда ему было два года, отец умер и семья оказалась в трудном положении: старший брат Петр учился на 5 курсе семинарии, сестры были не пристроены. К счастью, вскоре старшая сестра Анна вышла замуж; новый зять, священник Василий Михалович Попов, проявил сострадание и вся семья переехала к нему. Мать Николая Никаноровича понимала, что учеба является единственным средством для сына найти дорогу в жизни и старалась способствовать этому. Первоначальное образование он получил под руководством сестры и зятя, посещал занятия в местной церковно-приходской школе. Подготовка оказалась достаточно слабой, поэтому в 1873 году, по поступлению в Никольское духовное училище, его определили в подготовительный класс. В училище он занимался усердно и окончил его в 1878 году первым учеником, а в 1884 году – с отличием Вологодскую духовную семинарию, после чего был направлен за казенный счет в Московскую духовную академию. В академии он проучился пять лет, поскольку на четвертом курсе из-за досадного недоразумения с руководством он был уволен, но на следующий год восстановился. В июне 1889 года Η. Н. Глубоковский окончил МДА первым в своем выпуске, имея отличные оценки по всем предметам, со званием кандидата богословия, и оставлен стипендиатом для подготовки к профессуре на кафедре общецерковной истории. С 16 августа 1889 года по 15 августа 1890 года под руководством известного церковного историка профессора Алексея Петровича Лебедева (1845–1908) молодой ученый работал над магистерской диссертацией о блаженном Феодорите, епископе Киррском. Она принесла автору известность: сочинение вызвало широкий отклик и высокую оценку российских и зарубежных патрологов и историков Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Библиография Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853; 4-е изд. 1884. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Собрание писем к монашествующим. Сергиев Посад, 1908–1909. 2 т.; также см. «Душеполезное чтение» 1892–1893. (Есть также современные репринтные издания.) Антоний (Путилов), игумен. Письма к разным лицам. М., 1869. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995. Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Сост. священник Сергий Клюйко. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сост. иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. Большаков С. Н. На высотах духа. М.: 1993. Боровскова-Майкова. Нил Сорский и Паисий Величковский . Сборник в честь С. Ф. Платонова. СПб., 1911. Буланов И. Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря. СПб., 1906. Валаамский монастырь и его подвижники. 3-е изд. СПб., 1903. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1998. Герасим (Добросердов) , архимандрит. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни, о. архимандрита Моисея . СПб., 1865. Григорий, архимандрит. Первоначальник и основатель Белобережской пустыни схимонах Симон/«Душеполезное чтение». 1896. 6. Григорий (Борисоглебский) , архимандрит. Сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. Добронравов В. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни. Владимир, 1908. Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. Жизнеописание настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря, игумена Антония. М., 1870. Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Житие старца Серафима Саровской обители, иеромонаха, пустынножителя и затворника. 2-е изд. СПб., 1863, 1884; 4-е изд. Муром, 1893. (Есть также современные репринтные издания.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бывший Московский Епархиальный Дом (корпус Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета) 1905 – 1908 годы В 1863 году основатель и почетный попечитель Московского Общества любителей духовного просвещения митрополит Московский Филарет (Дроздов) , сказал Слово о духовном просвещении, в котором предупреждал об опасности, подстерегающей делателей на этом поприще. «Трудящиеся в пользу истинного просвещения должны иметь в виду и в соображении черты, отличающие истинную мудрость, дабы произведение труда их не оказалось обезображенным и дабы вместо истинной мудрости не явилось у них ложное мудрование» . Митрополит Филарет говорил о том, что истинная мудрость должна быть чиста, мирна, кротка и благопокорлива и не должна иметь духа порицания. Слова его носили пророческий характер. О том, что духовное просвещение может быть понято его делателями искаженно, «обезображенно», свидетельствуют события, развернувшиеся в Москве в 1905 – 1908 годах. В течение почти полувека московские архипастыри доверяли дело общественной проповеди Обществу и видели в нем оплот миссионерско-православных сил епархии. Святитель Владимир (Богоявленский) , вступивший на Московскую кафедру в 1898 году, также возлагал на Общество большие надежды. Открыв в 1901 году в Москве Епархиальный дом , среди размещенных в нем церковно-общественных организаций он отвел помещение и Обществу любителей духовного просвещения. Святитель живо интересовался деятельностью Общества, часто бывал в Епархиальном доме на заседаниях и чтениях, служил здесь в домовом храме и считал Общество своей надежной опорой. Но случилось иначе. «Освободительное движение», охватившее страну, затронуло и Церковь. Не избежали этого искушения и многие члены Московского Общества, либерально настроенные священники и миряне. В 1905 году они поддержали революционные идеи преобразования государства и открыто выступили с программой «церковного обновления».

http://drevo-info.ru/articles/3311.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010