Николай Никанорович Глубоковский родился 6 (19 по новому стилю) декабря 1863 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье бедного сельского священника Никанора Петровича Глубоковского. Фамилия Глубоковский происходила от названия озера Глубокое, на берегу которого стояла Глубоковская Спасо-Преображенская церковь – в ней более 70 лет дед и прадед Николая Никаноровича служили дьячками. В большой семье, насчитывающей пять братьев и две сестры, Николай был седьмым, самым младшим ребёнком. В 1866 году, когда ему было два года, отец умер и семья оказалась в трудном положении: старший брат Пётр учился на 5 курсе семинарии, сёстры были не пристроены. К счастью, вскоре старшая сестра Анна вышла замуж; новый зять священник Василий Михайлович Попов, проявил сострадание и вся семья переехала к нему. Мать Николая Никаноровича понимала, что учёба является единственным средством для сына найти дорогу в жизни и старалась способствовать этому. Первоначальное образование он получил под руководством сестры и зятя, посещал занятия в местной церковно-приходской школе. Подготовка оказалась достаточно слабой, поэтому в 1873 году, по поступлению в Никольское духовное училище, его определили в подготовительный класс. В училище он занимался усердно и окончил его в 1878 году первым учеником, а в 1884 году- с отличием Вологодскую духовную семинарию, после чего был направлен за казённый счёт в Московскую духовную академию. В академии он проучился пять лет, поскольку на четвёртом курсе из-за досадного недоразумения с руководством он был уволен, но на следующий год восстановился. В июне 1889 года Н.Н. Глубоковский окончил МДА первым в своём выпуске, имея отличные оценки по всем предметам, со званием кандидата богословия и оставлен стипендиатом для подготовки к профессуре на кафедре общецерковной истории. С 16 августа 1889 года по 15 августа 1890 года под руководством известного церковного историка профессора Алексея Петровича Лебедева (1845–1908) молодой учённый работал над магистерской диссертацией о блаженном Феодорите, епископе Киррском 12 . Она принесла автору известность: сочинение вызвало широкий отклик и высокую оценку российских и зарубежных патрологов и историков Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Пасхальные дни последнего в прошедшем XIX в 1900 г. для всех, кто живо интересуется успехами нашей богословской и церковно-исторической науки, были несколько омрачены печальною вестью о преждевременной кончине знаменитого нашего церковного историка, профессора С.-Петербургской духовной Академии Василия Васильевича Болотова , последовавшей на страстной седмице этого года, в великую среду. В далекие углы нашего отечества эта несть доходила как раз на пасхальной неделе, внося неожиданную скорбь в празднично настроенные сердца. Но в этом же совпадении обстоятельств заключалось для нас «оставшихся» и некоторое облегчение от великой скорби по поводу смерти столь почитаемого и столь драгоценного деятеля науки. Как хорошо это отметил тогда же в своей речи, посвященной В. В., Высокопреосвященнейший Митрополит Антоний, «Господу угодно было отозвать от нас своего доброго и верного работника пред светлым праздником, чтобы радостью Воскресения облегчить нам нашу скорбь». По отношению же к самому почившему историку интересно отметить, что он был у нас самым выдающимся пасхалистом и в своих исследованиях и лекциях по церковной истории он всегда тщательно отмечал те великие и пречестные дни, когда весь христианский мир готовился праздновать свою «спасительную пасху». И вот день кончины В. В., его dies natalis, этот «самый важный», как выразился в своей последней предсмертной статье («Из эпохи споров о пасхе в конце II в.» – Хр. Чт. 1900, I, 444) сам же В. В., «день в жизни христианина», пришелся как раз на указанные дни. И относительно года кончины В. В. можно отметить, что, хотя В. В. скончался всего 46 лет с небольшим (родился 31 декабря 1863 г.), но он почему-то был убежден, что так должно случиться, что он «останется верным сыном XIX столетия». К великому горю русской церковно-исторической науки, так и случилось: она лишилась такого выдающегося своего представителя на самом пороге XX века, собираясь вступить всего лишь во второе столетие своего существования (и то по очень условному счету). Но за то будущий историк этой науки у нас в России, не обинуясь, должен будет отметить тот факт, что за весь XIX в., т. е. за первое столетие ее развития в нашем отечестве, мало было равных В. В. деятелей на ее поприще и что в области общей, точнее, древней церковной истории имя В. В. Болотова едва ли не самое славное за указанный период, ибо деятельность других его ученых коллег принадлежит в известной доле следующему XX веку (напр., известный проф. Ал. П. Лебедев, которого сам же В. В. называл secundns comes, увы, теперь также покойный, хотя начал свою научную церковно-историческую деятельность на 10 лет раньше В. В. [с 1869 г.], но пережил его на 8 лет: он скончался 14 июля 1908 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Скачать epub pdf Схиигумен Феодор Схиигумен Феодор (в миру Феодул Нестерович Пошехов), родился 1 апреля 1863 года в благочестивой крестьянской семье, в деревне Городище Мологского уезда, Ярославской губернии. «семейка наша была в 20 человек, рассказывал отец Феодор, – и все вмести жили.» Ни ссор, ни дрязг у нас не бывало. Вот так вел нас отец. Богомольный он был. За всю жизнь свою не пропустил ни одной ранней обедне. А церковь от нас в 4 верстах была». С ранней юности он не только занимался крестьянским трудом (вел молочное хозяйство), но и читал Библию . С 16–22 лет духовно окормлялся у одной подвижницы благочестия, молитвами которой он был исцелен в детстве. Он ухаживал за старицей, парализованной на протяжении 40 лет, до ее кончины. Она же направила Феодула на Валаам, куда он прибыл 6 февраля 1892 г., 28 марта 1894 года он был зачислен в монастырское братство, а 6 марта 1899 года пострижен в монашество с наречением имени Феодорит. 26 марта 1900 года отец Феодорит был рукоположен в иеродиаконы, 17 марта 1901 года в иеромонахи. Первые годы монастырской жизни отец Феодорит трудился на общих послушаниях, год был поваром на Тихвинском острове, где работало до 100 человек. Затем был командирован на Валаамское подворье в Петербурге, более пяти лет состоял управляющим домом и подворьем на Васильевском острове и казначеем строительной комиссии по постройке каменного дома. 18 декабря 1906 года был награжден набедренником, 3 ноября 1908 года утвержден в должности благочинного, включен в число соборной братии. 9 июля 1910 года удостоен золотого наперсного креста. Однако несмотря на хлопотную обязанность монастырского благочинного, отец Феодорит уже и в то время начал помышлять о пустынном жительстве, для чего с помощью благодетелей выстроил себе на Порфирьевском островке принадлежавшем монастырю, небольшой деревянный домик, куда часто уединялся для молитвы. 20 января 1914 года его определили настоятелем Александро-Невского Хренникого монастыря Борисоглебского уезда Тамбовской епархии, с возведением в сан игумена. Любитель пустынного уединения, отец Феодорит без радости принял это назначение и настолько тяготился настоятельством, что уже 9 декабря того же года по прошению был уволен от должности. 15 апреля 1915 года отца Феодорита вновь приняли в число Валаамской братии, и он сразу же водворился в любимой пустыньке, где безвыходно подвизался последние годы. 01 мая 1921 года удостоен архипастырского благословения с грамотой. 6/19 декабря 1922 года принял пострижение в великую схиму, к чему давно стремился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тихая Журавка. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты Здание церкви и колокольни были построены из красного кирпича и крыты листовым железом. Вокруг церкви была ограда из кирпича. В 1904 г. в ограде сделаны 3 кирпичные арки с золочеными куполами и крестами, в них железные ворота с калитками. Первый настоятель храма Василий Иванович Землянский (1830 - после 1905), сын священника из слободы Дегтево Донецкого округа. В 1850 г. закончил Воронежскую духовную семинарию. В 1853 г. служил в церкви Луганской станицы, затем в 1863 г. в хуторе Теплый той же станицы. В 1871 г. переведен в Терновскую станицу, а после окончания постройки церкви по просьбе Ф.Ф. Барабанщикова переезжает в Тихую Журавку.  Второй настоятель храма Федор Михайлович Сереженков (1881 - после 1915), из крестьян, окончил Донскую Духовную Семинарию. В 1902 г. служил псаломщиком в Троицкой церкви слободы Маньковой-Калитвенской. С 1905 г. - священником в Скорбященской церкви поселка Тихово-Журавского. В 1911 г. за усердие награжден набедренником. С 1 декабря 1911 г. назначен духовным следователем Дегтевского благочиния. В 1914 г. был избран председателем церковно-приходского попечительства. Жена - дочь потомственного гражданина И. Попова. Дети: Людмила, 1904 г. р., окончила Донское епархиальное женское училище; Леонид, 1906 г. р., выпускник Новочеркасской мужской гимназии, Валентина, 1908 г. р. Первым псаломщиком церкви был Попов Тимофей Федорович (1838(41) - после 1916). Из духовного сословия. Он являлся выпускником Воронежской духовной семинарии. Сначала служил при церкви слободы Анно-Ребриковой, а в Тихой Журавке с 1881 г. Заштатный псаломщик с 1911 г., вдов во 2-м браке (на 1916 г.). Владел 20-ю десятинами земли в Донецком округе и деревянным домом в Тихой Журавке. Вторым псаломщиком был Цурупов Григорий Павлович, 1885 г. р., из крестьян. Окончил второклассную школу сл. Голодаевки. С 1905 г. работал учителем в церковно-приходской школе пос.Генеральский мост. С 1910 г. псаломщиком в Троицкой церкви ст. Мигулинской. С 1911 по 1913 гг. - псаломщиком в церкви Тихой Журавки. Холост (на 1912 г.). После него псаломщиком стал Попов Николай Стефанович (1895 - после 1916). Из казаков. Закончил 1 класс Донской Духовной семинарии. При церкви с 1913 г. Холост (на 1916 г.).

http://sobory.ru/article/?object=07291

Чаплыгин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Чаплыгин (Раненбург). Церковь Успения Пресвятой Богородицы Из книги священника Иоанна Добролюбова (1888 г.): «Первоначальное построение деревянной Успенской церкви относится к 1787 г., как видно из прошения о том иерея Архангельской церкви Архиппа Иродионова. Ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольнею в честь Успения Божией Матери построена на средства Раненбургских граждан в 1831 г. и была первоначально приписана к собору без особого причта. При церкви находится каменная часовня и богадельня на 10 человек, содержащихся подаянием от граждан. По штату 1873 г. в причте при кладбищенской церкви положены 1 священник и 1 псаломщик. Из священно-служителей означенной церкви известен: священник Иоанн Дмитриевич Мелехов, состоит с 22 сентября 1863 г.» Официальное описание церкви: к основному объему храма, увенчанному ротондой светового барабана, прорезанной по сторонам света полуциркульными окнами - люнетами, примыкает четырехъярусная колокольня с двумя притворами. Завершения светового барабана и колокольни утрачены. Здание сооружено в стилевых формах позднего классицизма. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Из «Состава причта приходов Рязанской епархии 1873–1894 гг.» известны: священники 1873–1894 – Городцов (Городцев) Иаков Андреев (†1894); 1873–1894 – Мелехов Иоанн Димитриев (†1894). Законоучитель Раненбургского уездного училища (АК 1889 – АК 1891). Награждён (9-29.04.1891) наперсным крестом, выдаваемым от Св. Синода (ЦВ 1891); 1894 – Любомудров Николай. Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы): 1873–1876 – Маков Николай Васильев; 1877–1894 – Колосов (Колоссов) Илия По данным «Церковных ведомостей» 1888—1908 гг., «Адрес-календарей Рязанской губернии» 1889 – 1914 гг., известны: Любомудров Николай И., священник Успенской церкви г. Раненбурга (АК 1898). Законоучитель Раненбургского приходского городского училища (ССК 1900). Законоучитель Раненбургского женского городского училища (ССК 1900). Юрьев Николай Сергеевич, священник Успенской церкви г. Раненбурга (АК 1912 — ПК 1914). Законоучитель Раненбургской мужской гимназии (ПК 1914). Законоучитель Раненбургской женской гимназии (АК 1912 — ПК 1914). Награждён скуфьей. (1-15 марта 1890 ЦВ 1890). Награждён (28.03-8.04.1897) камилавкой (ЦВ 1897). Награжден (23.02.1898) «Библией» от Св. Синода за особое усердие и ревность в деле благоустройства церковно-приходских школ и школ грамоты (ЦВ 1898). Награждён (18.04.1903) наперсным крестом, выдаваемым от Св. Синода. (ЦВ 1903). Священник церкви села Карповка Раненбургского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=19274

Л.Н. Заливалова Скачать epub pdf Николай Васильевич Покровский (1848–1917) – церковный историк, выдающийся специалист по церковной археологии и археографии, принадлежит к плеяде ученых и церковно-общественных деятелей, заложивших в России фундамент церковно-исторической науки. В центре его научных интересов были вещественные и письменные памятники средневековой русской, византийской и европейской христианской культуры, особенно искусства, литургика и исто­рия литургики в России. Богатое творческое наследие Н. В. Покровского включает многочисленные статьи, моно­графические публикации по широкому кругу вопросов христианской иконографии и архитектуры, аннотированные публикации русских историко-художественных памятников, а также учебные пособия по церковной археологии. Крупным вкладом в мировую и отечественную историографию явилась монография «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (1892), в которой ученый обобщил многолетние исследо­вания памятников художественной культуры. В свое время она получила высокую оценку русских и зарубежных ученых 1 . Эта работа при жизни автора несколько раз переиздавалась и не утратила научной ценности в настоящее время. По мнению Г. И. Вздорнова, крупнейшего специалиста по историографии истории русского средневекового искусства, труд Н. В. Покровского – «одно из самых замечательных исследований конца XIX века... Памятники евангельской иконографии изучались и до Покровского и после него, но ни одна другая работа на эту тему не достигает фундаментальности труда русского ученого». Монография «была и остается главным пособием для каждого, кто обращается к изучению иконографии Евангелия» 2 . Во второй половине XIX века Николай Васильевич Покровский не был одинок в изучении христианского средневе­кового искусства. Плодотворно работали церковные историки И. Д. Мансветов (1843–1885) и А. П. Голубцов (1860–1911) в Московской духовной академии, А. А. Дмитриевский (1856 – 1929) в Киевской духовной академии, а также университетские профессора Н. П. Кондаков (1844–1925) и его ученики Д. В. Айналов (1862–1939), Е. К. Редин (1863–1908) и ряд других ученых. Все исследователи занимались иконографическим исследованием художественных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Скачать epub pdf «Бахаи» Руководство Основатель – Мирза Хусейн Али Нури, больше известный под именем Баха-Улла («Слава Господа», 1817–1892 гг.), объявивший в 1863 г. публично, что он является «проявлением божественного откровения». Месторасположение центров Первый бахаистский молитвенный Дом был сооружен в 1908 г. в Ашхабаде (разрушен землетрясением в 1948 г.). В настоящее время действует 7 бахаистских молитвенных Домов (в Индии, Австралии, США, ФРГ, Панаме, Уганде и Западном Самоа), около 166 национальных духовных собраний 732 и несколько тысяч местных духовных обществ (состоящих в основном из нескольких человек). Начиная с 1991 г. местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ (в Беларуси – в Минске, Бресте и др.). Если в 1990 г. в России было зарегистрировано 1 объединение «Бахаи», то на 1 января 1996 г. было зарегистрировано в Российской Федерации уже 20 таких объединений 733 . Местные Духовные собрания избраны в сорока из шестидесяти общин, Духовное собрание бахаи России, в юрисдикцию которого по решению Всемирного Дома Справедливости входят общины бахаи Армении и Грузии, было зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации в апреле 1993 г. 734 . В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано 735 . Центры и общины «Бахаи» действуют в следующих городах России: Екатеринбург, Ижевск, Краснодар, Красноярск и Красноярский край (Канск, Шарыпово), Москва, Мурманск, Пермь, Санкт-Петербург, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск и др. города о.Сахалин (Холмск), Ярославль и др. Численность адептов Бахаисты утверждают, что во всем мире их около 4–6 млн. человек, на самом же деле эта цифра значительно завышена. Известно, что примерная численность активных бахаи в Екатеринбурге составляет около 50 (1 зарегистрированная община), на Сахалине около 30 бахаистов, в Челябинске – 45, в Красноярском крае – 70, Мурманске – 20. Доктрина По мнению известного сектолога Уолтера Мартина, «бахаизм является иранским трансплантантом в Соединенных Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаизме считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Баха-Уллу как Мессию нашего времени» 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Скачать epub pdf (к 140-летию со дня рождения) Николай Никанорович Глубоковский без преувеличения может быть назван величайшим русским библеистом XX века. Как точно заметил о нем один исследователь, он «счастливо сочетал в себе широту богословских, филологических, исторических и церковно-общественных интересов с глубиной проникновения в предмет своего рассмотрения при скрупулезном внимании к имевшейся по нему литературе» 1 . Проявив себя вначале как историк Церкви блестящим сочинением о блаженном Феодорите, епископе Киррском, все силы последующих лет своей жизни он посвятил изучению Священного Писания , успешно сочетая эту деятельность с немногочисленными, но точными и важными высказываниями о современной ему церковно-общественной ситуации. Талант Н. Н. Глубоковского был настолько велик, что его труды в ряде случаев предвосхитили развитие библеистики XX века и до сих пор не потеряли актуальности. Родился 2 будущий ученый 6 (19 по новому стилю) декабря 1863 г. в селе Кичменгский Городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье бедного сельского священника Никанора Петровича Глубоковского. В большой семье, насчитывавшей пять братьев и две сестры, он был седьмым, самым младшим ребенком. Через три года, в 1866 году, его отец умер и семья оказалась в трудном положении: старший брат еще учился на 5 курсе семинарии, а сестры были не пристроены. Вскоре старшая сестра вышла замуж и вся семья переехала к новому зятю – священнику В. М. Попову. Здесь под присмотром матери и воспитывался Николай Глубоковский , который получил первоначальное образование под руководством сестры и зятя, посещая также занятия в местной церковно-приходской школе. С 1873 по 1878 он учился в Никольском духовном училище, а затем – в Вологодской семинарии, которую окончил в 1884 году первым студентом и поэтому был направлен за казеный счет в Московскую духовную академию, где проучился пять лет (1884–1889), покольку брал академический отпуск по болезни на четвертом курсе. Николай Никанорович окончил МДА в июне 1889 года первым кандидатом-магистрантом и был оставлен стипендиатом для подготовки к профессуре на кафедре общецерковной истории. С июня 1889 года по август 1890 года под руководством известного церковного историка профессора Алексея Петровича Лебедева (1845–1908) молодой ученый писал кандидатское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Киррском, переработанное потом в магистерскую диссертацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Соловецкое. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Богородицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1902 и 1908. Архитектор: И.А. Чарушин Адрес: Кировская область, Орловский район, село Соловецкое Координаты: 58.78246, 48.811467 Проезд: Трасса Р-176 Киров-Котельнич. После д. Кузнецы (примерно 60км. От Кирова), правый поворот по указателю на Колково. Далее через Колково и Степановщину на Соловецкое. Всего от Кирова порядка 87км. Второй вариант – в районе д. Красногоры повернуть направо на Цепели-Чудиново, далее через Коробовщину до ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Трасса Р-176 Киров-Котельнич. После д. Кузнецы (примерно 60км. От Кирова), правый поворот по указателю на Колково. Далее через Колково и Степановщину на Соловецкое. Всего от Кирова порядка 87км. Второй вариант – в районе д. Красногоры повернуть направо на Цепели-Чудиново, далее через Коробовщину до Соловецкого. Расстояние примерно одинаковое. Можно проехать круг Чудиново-Соловецкое-Колково, и таким образом посетить несколько объектов. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Возведение этого храма началось в 1902 году на народные пожертвования и продолжалось 5 лет. В 1908 году оно было завершено, церковь освятили, и в ней начались службы. Приход храма составляли 56 сел. До революции в селе, которое было довольно крупном в Орловском уезде, было 2 храма: тот, о котором идет речь и построенная в 1863 году деревянная церковь. Так же здесь находились торговые лавки купцов Мелкишева, Назарова и Перминова, каменное двухэтажное здание, в котором размещались приходская библиотека и кредитное товарищество. Церковь недействующая. С сайта kirovkray.ru Богородицкая церковь каменная, построена в 1908 г., и деревянная, построена в 1863 г. расстоянием от г. Вятки в 85 верстах, от уездного города в 30 верстах. Часовня деревянная в деревне Бобылевской, построена в 1894 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: удобной 34 десятины, в том числе усадебной 7 десятин, пахотной 15 десятин, сенокосной 12 десятин, неудобной 36 десятин. Братский денежный доход: содержание от казны 931 руб. на причт; кружечный раздел: священника 396 руб. 15 коп., диакона 264 руб. 10 коп, псаломщика 132 руб. 5 коп. Руги собирается на весь причт до 50 пуд. ржи и 60 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2526 муж. пола, 2687 жен. пола. Приход состоит из 56 селений, расстоянием до 10 верст.

http://sobory.ru/article/?object=19107

архим. Григорий (Васильев) Литература а) Отдельные издания 1)  Св. Григория Богослова . Творения. Русский пер. Москва. 1889 г., т. I–VI. 2)  Греческие тексты. Migne Р. С. С. S. Gr. Т. XXXV–XXXVII. 3)  G. Ulimann. Greg, bon Naz. d. T. Gotha, 1866. 4)  Св. Василий Великий . Творения, т. I–VI, 3 д., 1902 г. 5)  Св. Григорий Нисский . Творения, т. I–VII, изд. 1862 г. 6)  Бл. Иероним. Творения, т. V, изд. 1879 г. 7)  Феодорит Киррский. «Церк. История». СПБ, 1852 г. 8)  Сократ Схоластики . «Церк. Ист.» СПБ., 1850 г. 9. Э. Созомен . Церковная История. СПБ., 1851 г. Арх. Филарет. «Истор. уч. об О. Ц.», I–II. СПБ., 1859 г. Фаррар. «Жизнь и труды Св. О. и Уч. Ц.». СПБ ,1891 г. В. Геттэ. «История Церкви», I– III. СПБ., 1875 г. Робертсон. « История Хр. Цер.» т. I–II. СПБ., 1890 г. Проф. А. Лебедев . «Собрание ц.-исторических сочинений», т. X, «Духовенство»... М., 1905 г. Его же а) «Из истор. Всел. Соб. IV–V в.. изд. 1904 г. б) «Вс. Соборы IV–V в.». Москва, 1879 г. Еп. Иоанн. «История Всел. Соборов Новочерк., 1893 г. Шлоссер. «Всемирная История», т. I–II. СПБ., 1861–1862. Арх. Агапит. «Жизнь св. Григория Богослова и его пастырская деятельность». СПБ., 1859 г. А. Говоров . «Св. Григорий Богослов , как христианский поэт . Казань, 1886 г. Свящ. Н. Виноградов . «Догматическое учение св. Григория Богослова ». Казань, 1886 г. Проф А. Спасский. «Истор. догмат, движений. С.-Пос., 1908 г. Архим. Борис. «История христианского просвещения. Казань, 1890 г. 23. Проф. Певницкий. » Священники». Киев, 1885 г. 24. Архим. Порфирий. «О стихотворениях св. Григория Богослова », Киев 1863 г. 25. Ф. Терновский . «Греко-Восточная Церковь в период Вселенских Соборов». Киев, 1883 г. 26. Православная Богословская энциклопедия, т. IV, VIII. 27. Гарбель. «Настольный энциклопедически словарь». 28. Любкер. Реальный словарь класс. древностей. 29. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь (соотв. т.). б) Журнальные статьи 30. Шалфеев. «Св. Григорий Богослов , как учитель веры». Христ. Чтение, 1861, 1. 31. «Последние годы жизни св. Григория Богослова », ib., 1863, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010