412 . Паисий, великий старец, схимонах и архимандрит, и ученики его//Домашняя беседа. 1861. 30–31. 413 . Паисий Величковский и неговата книжовна школа. Сб материалов от научната конф. «Преподобный Паисий Величковский , неговата книжовна школа и културата на югоизточна Европа». Велико Търново. 13 окт. 1992. Велико Търново 1994. 192. [ПВНШ]. 414 . Паисий Величковский , подвижник благочестия второй половины прошлого столетия//Полтавские епарх. ведомости. 1897. 22–23. 829–846. 415 . Пальмов И. С. О сочинении студента Василия Казанакли под заглавием: « Паисий Величковский и его значение в истории православного монашества»//ХЧ 1894. 74(4). 223–224. 416 . Пенев Б. История на новата българска литература. 1. София 1976. 417 . Радев И. Паисий Величковски – отгласи от делото му в Светопреображенски манастир//Ез. и лит. София 1993. 48(5–6). 20–25. же://ПВНШ 9 .413). 106–114. 418 . Тахиаос А.-Э. Н. Возрождение византийского мистицизма старцем Паисием Величковским (1722–1794)//Cyrillomethodianum. 1993–1994. 17–18. 201–227. Предварит. список полной библ. о старце Паисии Величковском ]. 419 . [ Феофан (Соколов) , архим.] Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря, бывшего келейника Преосвященного Гавриила, митрополита Новогородского и С.-Петербургского//Странник 1862. 2. [Старец Феофан – ученик старца Клеопы, также имевший многих учеников]. 420 . Хибарин И. Литературно-переводческая деятельность старца Паисия//ЖМП 1966. 12. 58–62. 421 . Четвериков С. И., прот. Из истории русского старчества ( Паисий Величковский) //Путь. 1925. 1. 80–91. 422 . Четвериков С. И., прот. Путь умнаго делания и духовного трезвения. Старчествование архимандрита Паисия Величковского на Афоне и в Молдовлахии//Путь. 1926. 3. 65–83. 423 . Четвериков С. И., прот. Из истории русского старчества. 3: Писания старца Паисия Величковского и его наставника и друга, старца схимонаха Василия, об умной молитве//Путь. 1927. 7. 23–49. же. Бог в русской душе М. 1998. 135–169. 424 . Четвериков С. И., прот. Молдавский старец Паисий Величковский . Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Петсери 1938. 1–2. 135, 125. 2 Париж 1976. 3 Париж 1988. 307. пер.: Serghie Cetfericof. Paisie – stareul Mnstirii Neamu din Moldova. Viaa, invtura si influena lui asupra Bisericii Ortodoxe/Trad. Nicodim, patriarhul Romaniel. Neamtu 1933. на рум. пер.: Schwarz М. Un réformateur du monachisme orthodoxe du 18 sièclë Paisios Velikovskij//Irénikon 1934. 11. 561–572. 2 Neamu 1943. рус. изд. знач. сокращено по сравн. с авт. рукописью; 2 и 3 рус. изд. не включают «Схему роста православного старчества в 18-м и 19-м вв.» – список из 212 обителей и отд. подвижников, находившихся под влиянием преп. Паисия. «Схема» вошла лишь в рум. изд.]. пер. (по 2-му рус. изд.): Chetverikov S. Starets Paisii Velichkovsky. His life, teachings and influence on Orthodox Monasticism. Belmont, MA 1980. пер.: Bellefontaine 1997. 428.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

94 Вознесенский Петр Евфимиевич – выпускник КазДА (1885), многолетний секретарь Совета и Правления академии. 97 В 1911 г. А. А. Дмитриевский хотел возобновить профессорскую деятельность и подал заявление в КДА на кафедру греческого языка. Но, хотя был единогласно избран Советом КДА и утвержден указом Синода от 25 июля 1911 г., в Киев не вернулся и от кафедры отказался (ОР РНБ. Ф. 253. Ед. хр. 96. Л. 1–2). 101 Петров Николай Васильевич (1875–1956), протоиерей – выпускник (1898) и профессор КазДА по кафедре истории философии, затем Священного Писания Нового Завета; в 1908 г. принял священный сан; профессор богословия в Казанском университете (1912). После революции был профессором истории религий в Казанском пединституте (1919–1920); в 1921 г. возглавил новообразованный Казанский богословский институт; неоднократно был арестован, отбывал ссылку; в 1943–1945 гг. был протоиереем Благовещенского собора города Мурома. Александров Александр Иванович (1861–1918) – выпускник и профессор Казанского университета по кафедре славянской филологии, доктор славянской филологии (1888); доктор церковной истории (1910). 7 июля 1910 г. был пострижен в монашество, возведен в сан иеромонаха; ординарный профессор КазДА по кафедре истории славянских и Румынской Церквей (1910–1911), церковнославянского и русского языков и палеографии (1911–1913), инспектор академии (1910–1912), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии и ректор КазДА (1912); епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской (с 1914 г. Петроградской) епархии, ректор СПбДА (с 1914 г. ПгДА). 103 Назарий (Кириллов Николай Яковлевич; 1850–1928), митрополит – выпускник КДА (1880); с 1893 г. епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, в том же году епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии; с 1897 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский; с 1901 г. епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1909 г. архиепископ; с 1910 г. Полтавский и Переяславский; с 1913 г. Херсонский и Одесский. С 1920 г. архиепископ Курский и Обоянский, с 1921 г. митрополит. С 1909 г. был почетным членом КазДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

El último y más fiero ataque contra la Iglesia se efectuó en 1937–39. Estos fueron los años más lúgubres de la historia del Estado comunista; millares de personas fueron exterminadas y desterradas al extremo norte y a Siberia; el ejército, el Partido y cuantos quedaban de la intelligentsia se vieron expuestos a constantes purgas; el espionaje y la denuncia alcanzaron proporciones inauditas. El temor y el desaliento casi paralizaron las manifestaciones de vida eclesiástica organizada. En la víspera de la segunda guerra mundial, muchos minuciosos observadores extranjeros tenían la impresión de que los comunistas habían conseguido intimidar y desmoralizar a los miembros de la Iglesia hasta el punto de que la religión había sido efectivamente destruida, especialmente entre los jóvenes, educados en escuelas que daban instrucción antirreligiosa obligatoria. La guerra desvaneció esta ilusión. En 1941–42 la mayor parte de la Rusia europea fue invadida por los alemanes, y tan pronto como se eliminó la presión comunista contra la religión, el pueblo volvió a abrir espontáneamente sus iglesias. Esto tuvo lugar en todo el país y sucedió a pesar de veinte años de implacables esfuerzos por exterminar la enseñanza evangélica. En todas partes, el pueblo, haciendo frente a las privaciones de la ocupación alemana, reparó los edificios, desenterró los vasos sagrados, recuperó los libros de culto escondidos, formó coros e indujo al clero a reanudar su oficio. Las cifras de la importante diócesis de Kiev hablan elocuentemente de la determinación de los ortodoxos de reanudar su vida eclesiástica en la primera oportunidad. 1917 (Antes de los comunistas) 1939 (Bajo Stalin) 1942 (Un año después de la suspensión temporal del gobierno comunista) Iglesias Monasterios Monjes y monjas Sacerdotes Diáconos Chantres La fe cristiana resultó tan fuerte, que Stalin se vio obligado a retirarse de su intransigente posición, y en 1943 permitió la elección de un patriarca. El metropolitano Sergio (Stragorodsky, 1861–1944) fue elegido los obispos supervivientes.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Болгарские раскопки были особенно удачными. В сотрудничестве с Карелом Вацлавом Шкорпилом и другими болгарскими археологами Успенский провел раскопки близ деревни Абоба, где находилась Плиска, столица Первого Болгарского царства (VII–IX вв.). Здесь были открыты комплекс, состоящий из дворца и церкви, базилика и целая коллекция надписей – римских, византийских и славянских. О базилике Успенский сделал доклад на II Международном конгрессе по христианской археологии в Риме в 1900 г. 2820 Экспедиция Успенского в Сирию, организованная в 1900 г. Палестинским обществом, также была успешной 2821 . В 1902 г. Успенский изучал церковь Сан Джованни Эванджелиста в Равенне, его интересовали ее средневековые настенные мозаики в контексте истории IV Крестового похода. В Салониках он смог исследовать мозаики V–VIII вв. церкви св. Димитрия в процессе реставрации 2822 . В 1916–1917 гг., во время войны, Успенский возглавил экспедицию в Трапезунд с целью охраны, спасения и изучения византийских памятников архитектуры и живописи, в том числе церкви св. Софии; там же он провел раскопки церкви Богоматери. Членами РАИК были многие крупные ученые, среди них антиковед Михаил Иванович Ростовцев, ориенталист Павел Константинович Коковцов (1861–1942), историк и общественный деятель Павел Николаевич Милюков (1859–1943), болгарский историк Карел В. Шкорпил (1859–1944), немецкий византинист Оскар Вульф (1864–1946), уроженец Петербурга, впоследствии директор отделения раннехристианских и византийских древностей в Берлинском музее. В 1895 г. Вульф был на стажировке в РАИК, он публиковал свои статьи в «Известиях» Института и в журнале «Византийский временник», основанном в том же году, что и РАИК 2823 . Число сотрудников Института за 20 лет в общей сложности составило 210 человек. Русский институт сотрудничал с группой французских августинцев-ассумпционистов, которые в Стамбуле занимались в основном историей византийской Церкви: Ж. Паргуаром, Луи Пти, Ж. Тибо, Л. Вайле 2824 , с другими западными византинистами – Г. де Жерфаньоном, Робером Жаненом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бубер Мартин (Мордехай) (1878–1965) — иудаистский религиозный философ. Речь идет о его книге «Two Types of Faith», London, 1951. (Два образа веры. — М.: Республика, 1995) 12 Робинсон Джон (1919–1983) — англиканский богослов, исследователь Нового Завета. Его книга «Honest to God» (в рус. переводе «Быть честным перед Богом», М, 1993) вызвала большой резонанс. В ней он предлагает пересмотреть многие христианские понятия, считая, что Церковь потеряла связь с миром. 13 Речь идет о Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), или Русской зарубежной церкви. Она образована русскими епископами, оказавшимися в эмиграции, во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) в 1921 г. в городе Сремски Карловцы (Югославия). Управление этой Церковью осуществляется Архиерейским синодом. «Карловчане» являются монархистами и противниками всех нововведений. 14 См. примечания к письму от 8 апреля 1974 15 Очевидно, имеется в виду отделение от РПЦЗ (1926 г.) части диаспоры, сплотившейся вокруг митрополита Евлогия (Георгиевского). Эта ветвь Русской Православной Церкви, поддерживавшая некоторое время связи с Московской патриархией, в 1931 г. перешла под юрисдикцию Вселенского патриархата. 16 В данном случае слово «скандал» нужно понимать как «соблазн» (от франц. scandale). 17 Режис де Гатимель Филипп де (18971955) — священник–иезуит византийского обряда. Ректор Папской коллегии Руссикум в 1934–1949 годах. В последние годы жизни был настоятелем русского католического прихода в Сан–Паулу (Бразилия). 18 Невё Пи–Эжене (1877–1946) — французский монах–ассомпционист, епископ (с 1926 г.). В 1926–1936 был апостольским администратором в Москве. 19 Шапталь Эмманюэль (1861–1943) — епископ–помощник Парижской архиепархии (с 1922), глава благотворительной организации «Union Francaise d’Aide aux Russes» («Французский союз помощи русским»). 20 Тиссеран Эжен–Габриэль (1884–1972) — кардинал (с 1937), в 1936–1959 — секретарь Конгрегации Восточных Церквей. 21 Ассомпционисты — католическая духовная конгрегация во Франции. Получила свое название от франц. Assomption — Успение Божьей Матери. 22

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

В 1943 году Татьяна вышла замуж за Джорджа Кнапффера. У Джорджа и Татьяны было трое детей – Михаил, Марина и Алексей. Семья Кнапффер проживала в Чизвике, западный Лондон. Все они были преданными членами лондонского прихода Русской Православной Церкви в изгнании, а Джордж в течение многих лет состоял в Приходском совете. Он был хорошо известен своими правыми взглядами, опубликовал несколько брошюр о мировой политике, а в 1963 году – книгу под названием «Борьба за мировую власть» ( The Struggle for World Power , London, Plain-Speaker Publishing Co.). Джордж умер в 1990 году в возрасте 82 лет. Татьяна скончалась 12 лет спустя, в 2002 году, в возрасте 87 лет. У них осталось четверо внуков. Джордж и Татьяна похоронены на Новом кладбище в Чизвике, Лондон. София Квачадзе Софья Квачадзе (все всегда звали ее просто Соня) родилась 10 ноября 1908 года. В 1939 году, когда Соня приехала в Англию, ей было уже 30 лет, что делало ее самой старшей из «Белградских соловьев». Как и большинство из девушек, Соня не имела гражданства и путешествовала по нансеновскому паспорту. Она не была ни певицей, ни студенткой. Предполагаем, что она имела некоторую компетенцию в писании икон, но, по мнению в первую очередь самой Сони, эту ее способность преувеличивали. Точно неизвестно, где она жила в Лондоне изначально, скорее всего в Общине святого Петра в Килберне, северный Лондон. Эта община англиканских монахинь (большинство из которых имели сан диаконисс) была основана в 1861 году. Из-за войны району Килберн был нанесен значительный ущерб, вследствие чего община нашла новую штаб-квартиру – в Уокинге, графство Суррей . Однако почему-то вскоре после прибытия в Общину святого Петра Соня переселилась в новое жилище – Общину святой Марии в Чизвике, западный Лондон. Это был монастырь Общества святой Маргариты, еще одного англиканского ордена . Монастырь святой Марии и дом престарелых по-прежнему находятся в Чизвике, недалеко от нового лондонского собора Русской Православной Церкви заграницей на Гарвард-роуд.

http://bogoslov.ru/article/6166355

В XVI-XVII веках монастырь разоряли шведы. При Петре I обитель была восстановлена и до 1760 года считалась приписной к Новгородскому Деревяницкому монастырю, а затем была сделана самостоятельной. После революции Коневец отошёл к Финляндии, и монастырь продолжал своё существование до советско-финской войны 1939—1940 годов. 7 Бахметев Николай Иванович (1801 —1891) — генерал-майор, директор Придворной певческой капеллы (1861—1883) — светский музыкант-любитель, церковный композитор. Пение по Бахметеву» — следование «Обиходу простого церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемого». «Обиход» составлен Ф.П.Львовым в 1848 году. В основу гармонизации традиционных напевов положен протестантский хорал. Автором второй редакции «Обихода» был Н.И.Бахметев. 8 Святогорский Казанский скит при Коневском монастыре был основан в 1796 году строителем обители Адрианом на месте первоначальных подвигов преподобного Арсения Коневского. 9 Конь-камень, по которому получил своё название остров Коневец, представляет собой валун весом более 750 тонн и напоминает своей формой конский череп. До появления на острове преподобного Арсения Коневского служил местом языческих жертвоприношений. В XIX веке на камне была воздвигнута деревянная часовня. 10 Коневская икона Божией Матери (празднование 10/23 июля) принесена преподобным Арсением Коневским с Афона. Прославилась многими чудесами. Божия Матерь изображена на иконе с Богомладенцем, Который держит в руках двух птенцов голубя. На обратной стороне образа — «Спас Нерукотворенный». 11 Плевако Фёдор Никифорович (1842—1908/09) — выдающийся юрист, адвокат, обладавший редким ораторским даром, участник многих политических и уголовных процессов, депутат III Государственной думы от партии октябристов («Союз 17 октября»). 12 Епископ Ямбургский Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867—1944). С 1943 — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В 1901—1905 годах — ректор Санкт-Петербургской Духовной академии. 13 «Царские кельи» получили своё название в память о пребывании в них императоров Александра I (1819) и Александра II (1858).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В «матфеевской» ветви старостильного раскола 1943 год был ознаменован новым расколом. Епископ Вресфенский Матфей (Карпафакис), ратуя за продолжение иерархической преемственности в Церкви ИПХ Греции, склонял епископа Кикладского Германа (Варикопулоса) к совершению новых архиерейских хиротоний. Однако епископ Герман, зная о тех наказаниях, которые неизбежно последуют со стороны гражданской власти в ответ на такое деяние, всякий раз отказывался от идеи епископских рукоположений. Нерешительность епископа Кикладского Германа подтолкнула епископа Вресфенского Матфея прекратить с ним всякое общение 259 . Таким образом, к концу 1940-х годов из всех имевшихся направлений в греческом старостильном расколе только группировка епископа Матфея (Карпафакиса) стояла на позиции продолжения непрерывности схизматической иерархии. IV.4. Формирование «Матфеевского» синода церкви ИПХ Греции (1948–1950) IV.4.1. Возникновение «матфеевской» иерархии В последние годы своей жизни епископ Вресфенский Матфей (Карпафакис) (1861–1950) подпал под сильное влияние своего личного секретаря протосингела Евгения Томброса 260 и игуменьи Мариами (Сулакиоту), настоятельницы Свято-Введенского монастыря в Каратсе, Окружение внушило епископу Матфею мысль о том, что он является единственным православным архипастырем, не изменившим истинной вере, а поэтому должен оставить преемников и рукоположить новых архиереев. Следует отметить, что впервые эта просьба прозвучала ещё в 1945 году после известного заявления митрополита Флоринского Хризостома (Кавуридиса) о недопустимости старостильнических архиерейских хиротоний 261 . С пассивного согласия восьмидесятисемилетнего старца, 26 августа/8 сентября 1948 года в Свято-Введенском женском монастыре в Каратее состоялось собрание представителей «матфеевской» юрисдикции. Помимо епископа Матфея (Карпафакиса), в совещании приняли участие ещё 18 человек, которые после обсуждения вопроса о допустимости единоличной епископской хиротонии вынесли следующее решение: «Мы даруем ему [епископу Матфею – С.А.В.] власть приступить как к избранию кандидатов, так и к их немедленному посвящению» 262 . Данное решение было мотивировано следующими соображениями:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «матфеевском» Синоде 1943 г. был ознаменован расколом. Епископ Вресфенский Матфей (Карпафакис), ратуя за продолжение иерархической преемственности в ЦИПХ, склонял епископа Кикладского Германа (Варикопулоса) к совершению новых архиерейских хиротоний. Однако епископ Герман, зная о тех наказаниях, которые неизбежно последуют со стороны гражданской власти в ответ на такое деяние, всякий раз отказывался от идеи епископских рукоположений. Нерешительность епископа Кикладского Германа подтолкнула епископа Вресфенского Матфея прекратить с ним всякое общение 286 . Таким образом, к концу 1940-х гг. из всех имевшихся направлений в греческом старостильном расколе только группировка епископа Матфея (Карпафакиса) стояла на позиции продолжения непрерывности схизматической иерархии.   IV.4. Формирование «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции» (1948–1950 гг.)   IV.4.1. Возникновение «матфеевской» иерархии В последние годы своей жизни епископ Вресфенский Матфей (Карпафакис) (1861–1950) подпал под сильное влияние окружавших его секретаря Синода протосингела Евгения Томброса 287  и игуменьи Марами (Сулакиоту), настоятельницы Свято-Введенского монастыря в Каратее, которые внушили ему, что он является единственным православным архиереем, не изменившим истинной вере, а поэтому должен оставить преемников и рукоположить новых архиереев. Следует отметить, что впервые эта просьба прозвучала еще в 1945 г. после известного заявления митрополита Флоринского Хризостома (Кавуридиса) о недопустимости старостильнических архиерейских хиротоний 288 . С пассивного согласия восьмидесятисемилетнего старца в старостильном женском монастыре в Каратее 26 августа/8 сентября 1948 г. состоялось собрание представителей «матфеевской» юрисдикции. Помимо епископа, в совещании приняли участие еще 18 человек, которые после обсуждения вопроса о допустимости единоличной епископской хиротонии вынесли следующее решение: «Мы даруем ему [епископу Матфею – С. А.] власть приступить как к избранию кандидатов, так и к их немедленному посвящению» 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году в ходе эвакуации всего населения немецкими властями о. Кирилл вместе со своей общиной, со всей церковной утварью был увезен в Латвию, в г. Бауск. Здесь, в Латвии, до конца своей жизни о. Кирилл служит только в Церкви. 20 сентября 1943 года Рижским епископом Иоанном (Гарклавсом) он был назначен в Спасо–Преображенскую пустынь Валгундской волости Митавского уезда. Но постоянного служения о. Кирилла в Пустыньке пока не получилось: из-за нехватки священников его часто отзывали служить в разные места Латвии. Он временно, до приезда о. Сергия Виноградова, служит в женском монастыре г. Илуксте, Двинского уезда, а осенью 1949 года помогает ослепшему настоятелю Троицкого храма в с. Голышево в Латгалии; затем совмещает служение в Дубултском Свято–Владимирском и в Кемерском Петропавловском храмах. На Пасху 30 марта 1953 года по благословению архиепископа Филарета о. Кирилл был возведен в сан игумена и осенью этого же года — 23 октября — его назначили на постоянное служение в Спасо–Преображенскую пустынь. С этого времени началось ее возрождение, духовное и материальное, превращение ее в духовный центр для жителей не только Латвии, но и всей страны. Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла, великого молитвенника и доброго пастыря. Пустынька была мало кому известна за пределами Латвии. В нее, бедную, разоренную войной, приезжали редкие паломники, в основном из Латвии. Но прошло немного времени, и народ потянулся в нее со всех концов страны — от Владивостока до Санкт-Петербурга. Существует предание, что на месте Пустыньки жил когда-то старик–лесник, латыш. Трижды ему было видение православного креста. «Что-то здесь должно быть, — говорил он собратьям, — наверное, русская церковь». Сестры Мансуровы, Екатерина Борисовна (1861–1926) и Наталья Борисовна (1868–1935), подвижницы, исполненные миссионерского духа, основали в Риге в 1892 году женскую общину, переименованную в 1902 году в Свято–Троицкий женский монастырь — оплот Православия в Прибалтийской окраине. Они попросили землю для нужд монастыря, и в июле 1894 года монастырь получил высочайший дар от Государя: 173 десятины земли с лесными угодьями недалеко от Митавы , близ реки Аа.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010