– А как она встретила свою кончину? – Она умерла в 1943-м году в Москве, умерла от болезни, в своей постели, что называется. От репрессий ее как-то Бог миловал. В храме Толмачевском была богадельня, потом там остались даже две богаделки, которых она тоже кормила. Это было прямо рядом с храмом, потому что богадельня при храме была. Еще хочу сказать о том, как она рыдала и плакала, когда с колокольни храма сбрасывали колокола: они разбивались о землю, этот звук потом долго стоял в ушах. Она болела потом, долго не могла прийти в себя после того, как слышала этот звук разбиваемых колоколов... Искусствовед, археолог Василий Тимофеевич Георгиевский О ком еще из прихожан можно сказать? У нас был еще прихожанин – Василий Тимофеевич Георгиевский, знаменитый искусствовед, археолог. Сначала он закончил семинарию, потом получил серьезное искусствоведческое образование. Родился в 1861-м году, умер в 1925-м. Он был воспитателем детей в семье знаменитого К.Р. (члена Царской Семьи, замечательного поэта). Некоторые потом сомневались в подлинности этого факта (а я говорю сейчас по бабушкиным воспоминаниям), но, к счастью, я нашла подтверждение, что это действительно было так. У К. Р. был сын Олег, он тоже был очень интересным человеком, рано погиб, но будущность у него было многообещающая. И о нем много было написано. Так вот, в одной из этих статей об Олеге приведены воспоминания Василия Тимофеевича. Он рассказывал о том, как истово этот Олег молился в храме во Владимире. Они вместе с ним были в Успенском соборе во Владимире, и Василий Тимофеевич где-то в стороночке наблюдал, как этот Олег Константинович молился. То есть это является подтверждением того факта, что он действительно был близок к этой семье. Впоследствии он оставил эту должность: он был крупнейшим искусствоведом и участвовал в изучении фресок Ферапонтова монастыря. Собственно говоря, он открыл эти фрески для широкой публики. До него никто не знал, что там хранится такое чудо и богатство. Работал в Историческом музее, потом был хранителем в Оружейной палате.

http://pravoslavie.ru/127707.html

участка–могилы: 22–1 Х: –30 У: –5 Голубцов Сергей Ал–-др. 22.04.1893–1930, 16.10, историк, (брат о. Николая) литературовед историк, антиковед, д.и.н., и урны: жены, Людмилы Вас. (ур. Крестовой) † 21.02.1978, дочери Елены Серг. Голуб.(5.5.1998) 8.05.1921–1998, 16.09 участка–могилы: 22–2 Х: – 6 У: – Соколовский Павел Семен. (на границе с 20–м уч.) 20.11.1929–1973,19.02 (авиакатастрофа в Чехии) прот., настоятель ц–ви в Сокольниках (с III 1969) род. в Дрогичин. Р–не; Мин. ДС и МДА (1953), активный член ХМК, КЕЦ и ВСЦ участка–могилы: 23–1 Х: –18 У: 24 Трифон (Туркестанов Борис Петрович, из Грузин, князей), белый крест на постаменте с надписью: «Дети, любите храм Божий. Храм Божий –земное небо». 29.11.1861–1934, 14.06 Рядом могила архим. Иеремии, см. 23–6 митрополит (с 1931); род. в Москве, ок. Поливанов, гимн., уч. в ИМУ и МДА (1891–95), инок Опт пуст, с 1887. Ректор Виф. (1897) и МДС (1899), еп. Дмитр. (1901–14) и настоят. Богоявл. М–ря, на фронте (1914–15 и 1916), контужен (один глаз), на покое, архиеп. с 1923 г. участка–могилы: 23–2 Х: –18 У: 26 Чепурин Николай Викторович (ок. Харьк. ДС, Киев, и Кембридж. Ун–ты. В сане с 1903 г. Проректор Петрогр. Богосл. Ин–та (1919–28?), арест, в 1929, 8 лет ИТЛ, раб. в Ташкенте). 1881–1947, 7.02 прот., с 1.09.1946 – настоятель Пименовского храма и инспектор МДА и ДС, ректор МДА с 23.10.1946. и Марина Федотовна Ч–на участка–могилы: 23–3 Х: –19 У: 26 Владимир (Москвитин) и родств. 1886–1968 † 12.04.1976 иеромонах, брат архим. Афанасия из–под Солнечногорска участка–могилы: 23–5 Х: –20 У: 14 Доброхотов Иван Ал-др. до 1917 ? – диакон, затем прот. Елохов. собора. Зин. Ил. Доб–това, 1876–1948 Ал–й Ив. Доброхотов 1896–1983,14.10 Екат. Серг. Доб–това 1893–1967 Анна Ник. Кичигина 1872–1946 участка–могилы: 23–6 –17 У: 24 Иеремия (Лебедев Вл. Ал.), (рядом с митр. Трифоном, черный крест) 14.07.1885–1953, 01.03 архим., казначей П–хии ок. юрфак участка–могилы: 23–7 Х: –23 У: 16 Сергий (Гришин Алексей) высокий черный крест, (в проход – поворот за памятником Штарку) 12.02.1889–1943, 14.10 архиеп. Нижегор. и Арзам. С 1942 (ок. Олонец ДУ и ДС, ПД (1915), воен. иеромонах, наместник Пафнут. –Боров. М–ря в 1917–1925 гг с 1927 – еп. Серпуховск. и др.; с IV. 1936 – в заключении, с 1941 –еп. Можайский).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Профессора и студенты богословских школ, столь легко заклейменные 3. Гиппиус как невежи и обскуранты, проявили способность к возрождению. Новые идеи нашли доступ в эти крепости и внесли напряженность в прежде спокойную обстановку. Так, в С.-Петербургской Духовной академии, среди преподавателей и студентов было несколько весьма примечательных личностей. Ее ректор, епископ Сергий (Иван Николаевич Страгородский, 1861–1944), ученый-богослов, позднее сыграл решающую роль в судьбе Русской Церкви. Он стал местоблюстителем пустующего патриаршего престола (1925–1943) и позднее, патриархом при Сталине (1943–44). Помощником его был архимандрит Феофан Быстров (1873–1943), впоследствии епископ Полтавский, монах, авторитет по вопросам аскетизма, стяжавший, однако, недобрую память тем, что помог Распутину войти в придворные круги. В числе преподавателей было в то время несколько замечательных профессоров, таких как Лепорский и Бриллиантов. Кафедру Нового Завета занимал Н. Глубоковский – ученый с европейским именем. Помимо этих монументальных фигур, можно назвать также несколько необычайно даровитых людей. Самый оригинальный из них – о. Михаил Семенов, обратившийся из иудейства, присоединился позднее к старообрядцам, и стал впоследствии их епископом. Он вел аскетический образ жизни, был неутомимым искателем правды, испытав в конце жизни большие лишения, скончался в 1916 г. в больнице для бедных. Среди студентов было несколько человек, оставивших заметный след в истории своего времени. В их бурных судьбах отразилась неустойчивость Церкви в последние годы самодержавия. Один из них, получивший печальную известность – о. Григорий Гапон (1870–1906), 153 сын украинского крестьянина. Молодым священником пришел он в столицу для завершения богословского образования, был страстным проповедником, и разделял стремление крестьян к улучшению социальных условий. Вскоре Гапон стал популярным руководителем рабочих масс Петербурга и организовал христианское рабочее движение, насчитывавшее многие тысячи участников. Вначале оно пользовалось поддержкой правительства, но позднее деятельность его привела к одному из самых трагических эпизодов первой русской революции – расстрелу 9 января. После этого о. Гапон бежал за границу и был убит в Финляндии революционерами, которые подозревали в нем тайного агента охранки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

24 Прозоров Григорий Яковлевич (1864–1942 (или 1943)), протоиерей – выпускник КДА (1888), служил в Киево-Софийском соборе, председатель КРПО с 1907 г. 26 Алабовский Михаил Петрович (1874–1937), протоиерей – выпускник КДА (1897), кандидат богословия; руководитель Свято-Макар ьевского приходского братства, законоучитель Киевской Фундуклеевской женской гимназии. Со студенческой скамьи был активным членом КРПО. В 1981 г. был канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в сонме но- вомучеников и исповедников Российских. 29 Кудрявцев Петр Павлович (1868–1937 (?)) – выпускник КДА (1892); и. д. доцента по кафедре истории философии; с октября 1908 г. магистр богословия (дисс. «Абсолютизм или релятивизм? Опыт историко-критического изучения чистого эмпиризма новейшего времени в его отношении к нравственности и религии. Prolegomena. Вып. 1» (К., 1908)) и экстраординарный профессор (см.: ИЖС КДА за 1908/09 уч. г. К., 1909. С. 153–154). 30 Соколов Иван Иванович (1865–1939) – выпускник КазДА (1890), с 1894 г. магистр богословия, с 1904 г. доктор церковной истории; с 1903 г. профессор СПбДА по кафедре истории Греко-Восточной Церкви со времен отпадения Западной Церкви от Вселенской. В 1920–1923 гг. профессор Петроградского Богословского института; в 1924–1933 г. – Ленинградского института истории, философии и лингвистики. В 1933 г. арестован, скончался в ссылке. 31 Новицкая Мария Николаевна – племянница благотворителя КРПО П. А. Красовского (см. ниже), участвовавшая в попечении дяди об обществе и после кончины дяди служившая при храме КРПО. 32 Красовский Пантелеимон Андреевич (1829–1907) – киевский предприниматель, известный своей молитвенной жизнью, паломничествами по святым местам Гроссу Юлия Евфимиевна – супруга о. Николая. Прозоров Григорий Яковлевич (1864–1942 (или 1943)), протоиерей – выпускник КДА (1888), служил в Киево-Софийском соборе, председатель КРПО с 1907 г. Никольский Александр Николаевич – преподаватель Киево-Подольской женской гимназии; Никольский Александр Александрович – инспектор типографии Киевской епархии, член Киевского епархиального Училищного совета; оба – активные члены КРПО. Алабовский Михаил Петрович (1874–1937), протоиерей – выпускник КДА (1897), кандидат богословия; руководитель Свято-Макар ьевского приходского братства, законоучитель Киевской Фундуклеевской женской гимназии. Со студенческой скамьи был активным членом КРПО. В 1981 г. был канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в сонме но- вомучеников и исповедников Российских. Автора плащаницы, заказанной КРПО по инициативе А. А. Дмитриевского . Богдашевский Дмитрий Иванович (1861–1933) – ординарный профессор КДА по кафедре Священного Писания Нового Завета, активный член КРПО. В дальнейшем инспектор КДА (1909), протоиерей (1910), монах и архимандрит (1913), ректор КДА, настоятель киевского Братского Богоявленского монастыря и епископ Каневский, викарий Киевской епархии (1914).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Следующим практическим шагом епископов Германа Кикладского и Матфея Вресфенского был созыв 10/23 октября 1937 г. в Афинах старостильного собора, на котором было подтверждено учение об отсутствии Божией благодати в Элладской Церкви и официально объявлено о разрыве общения с митрополитами Хризостомом Флоринским и Германом Димитриадским. Возникшие в результате этих событий две старостильные группировки получили названия «матфеевцев» («ματθινες») и «флоринитов» («φλρινες»), указующие на принадлежность к партиям епископа Вресфенского Матфея (Карпафакиса) (1861–1950) и митрополита Флоринского Хризостома (Кавуридиса) (1870–1955).   IV.3. Новая волна разделений (1943–1948 гг.) Осознавая нездоровой ситуацию внутренней разнородности старостильного движения, митрополит Флоринский Хризостом в 1942 г. попытался восстановить единство раскола. С этой целью он направил послание епископу Матфею, на которое от последнего получил ответ, требующий в ультимативной форме полного единодушия по следующим четырем пунктам: 1 . Элладская Православная Церковь , использующая новый календарный стиль является раскольнической; 2 . Таинства Элладской Церкви безблагодатны; 3 . Миро в Элладской Церкви лишено освящающей благодати; 4 . Крещеные в Элладской Церкви принимаются в старостильничество как некрещеные 277 . Естественно, митрополит Флоринский Хризостом не изменил своей позиции, а бескомпромиссность епископа Матфея лишь только закрепляла разделение двух ветвей старостильничества. Вскоре отсутствие единомыслия в старостильническом епископате проявило себя в новой форме. Неудовлетворенность пребыванием в маргинальной псевдоцерковной структуре подвигла митрополита Димитриадского Германа (Мавромматиса) к попытке воссоединения с канонической Церковью. С этой целью он подал в Священный Синод Элладской Церкви два покаянных прошения от 16 июля и 1 августа 1943 г., в которых высказывал пожелание воссоединения с Церковью и восстановления в архиерейском достоинстве. Однако оба прошения были встречены отказом 278 . Данное деяние было воспринято митрополитом Флоринским Хризостомом как предательство и он разорвал общение с митрополитом Германом 279 . Несмотря на все произошедшее, последний, вплоть до своей смерти, последовавшей в 1944 г., надеялся на воссоединение с канонической Церковью, хотя и совершал богослужения по «старому стилю». На заседании Постоянного Священного Синода Элладской Церкви, проходившем 20 марта 1944 г., по предложению архиепископа Афинского Дамаскина было принято во внимание покаянное настроение почившего Германа (Мавромматиса), на основании чего из соображений икономии он был посмертно воссоединен с Церковью и восстановлен в архиерейском достоинстве 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шершеневич Г. Земский Собор. Публичная лекция, прочитанная 13 марта 1905 года в Казани. Казань, 1905. (Шифры РГБ: G 51/1336; И 18/1649). Шечков Г.А . Историческое значение Земских Соборов. Харьков, 1903. Шмелев Г . Отношение населения и областной администрации к выборам на Земские Соборы XVII//Сборник статей, посвященных В.О.Ключевскому с. 492-505. Шмидт С.О. К истории соборов XVI века.//Исторические записки. 1965, т. 76. Шмидт С.О. «Московское государство»: к объяснению наименования Российского государства XVI-XVII столетий// Шмидт С.О. Памятники письменности в культуре познания Истории России. Том I. Книга 2. М., 2008. С. 527-572. Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., Наука, 1999. Шмидт С.О. Соборы середины XVI века.//История СССР. 1960, 4, с. 79-80. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. М., 1973. Шмидт С.О. У истоков Российского абсолютизма. (Шифр ГПИБ: Л305/481. Шпилевский С.М . Об участии земщины в делах правления до Иоанна IV.//Юридический Журнал. 1861, 5. Январь. С. 207-208. Щапов А . Великорусские области и Смутное Время.//Отечественные Записки. 1861, т. CXXXIX. Щапов А. Земские Соборы XVII века. Собор 1642 г.//Век. 1862, 11. Щапов А. Земские Соборы XVII века. Собор 1642 г.// Щапов А. Собрание сочинений, т. 1. Щапов А. Земский Собор 1648-1649 г. и Собрание депутатов 1767 г.//Отечественные Записки. 1862, т. 1. Щапов А.П. Городские мipckue сходы, исторический очерк древнерусских городовых вечей.//Век. 1862, 12. Щербатов М.М. , князь. Ucmopiя Pocciйckaя. Т. VII. Ч. 1. СПб., 1790. Щербатова О.А. Земские Соборы и о необходимости Земского Собора до Третьей Государственной Думы. М., 1907. (Шифры РГБ: А 278/91; А 317/586; А 237/316). Юшков С.В. К вопросу о сословно-представительной монархии в России.//Советское государство и право. 1950, 10. Язвицкий В.И. Иван III - Государь всея Руси. М., 1946. (Шифры ГПИБ: ЛБ146/115). Яковлев А.И. Холопство и холопы в Московском государстве 17 века. Т. 1, М.-Л., 1943, с. 143-152. Яковлева О.А. Пискаревский летописец.//Материалы по истории СССР. М., 1955, т. 2, с. 126-127.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

1166 Имеется в виду знаменитое чудо с кровью святого Януария (фр. Saint Janvier), епископа Беневентского, принявшего мученическую кончину в эпоху диоклетиановых гонений, в 305 г. Мощи священномученика находятся в кафедральном соборе в Неаполе, два флакона-ампулы с его чудотворной кровью – там же, в специально построенной «Королевской капелле сокровища св. Януария», откуда выносятся для демонстрации чуда верующим трижды в год. Подробнее см.: Лисовой Н. Н. Приди и виждь: свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 437–440. 1167 Очевидно, имеется в виду почитание чудотворной статуи Мадонны, находящейся в храме на холме Ковиньяно близ Римини («Madonna di Rimini»). Церковь , построенная в 1391 г., была реконструирована в 1860 г. Пострадала от американских бомбардировок 1943–1944 гг., в 1955 г. реставрирована. 1168 Георгий I, король Греции в 1863–1913 гг., сын короля Дании Кристиана IX, брат российской императрицы Марии Федоровны, муж великой княгини Ольги Константиновны, «королевы эллинов». 1169 Настоятелем русской посольской церкви Святой Троицы в Афинах был в это время архимандрит (впоследствии епископ) Анатолий (Станкевич Александр Андреевич; 1821–23.01.1903). Родился в семье священника Минской епархии. Окончил Литовскую духовную семинарию в г. Вильно (1843) и СпбДА (1853). Пострижен в монашество в 1848 г., возведен в сан игумена (1856) и архимандрита (1860). Инспектор Минской ДС (1853), ректор Полоцкой ДС (1860). Настоятель Витебского Маркова монастыря (1861) и Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря (1867). Преподаватель Симбирской ДС (1878). 9 января 1879 последовал синодальный указ о его назначении в Афины. По возвращении из Греции 25 мая 1886 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. Занимал последовательно кафедры епископа Острогожского, викария Воронежской епархии (1887), Уманского, викария Киевской епархии (1890), Калужского (1892–1894). Умер на покое в Московском Новоспасском монастыре. 1170 Антонин имеет в виду восстановленную им из руин в 1851–1856 гг. древнюю церковь Ликодима (Никодима) в Афинах, переданную греками России в качестве посольской церкви и освященную по завершении строительства во имя Святой Троицы. Подробнее см.: Бутова Р.Б. Архимандрит Антонин (Капустин) на Православном Востоке: Афины-Константинополь-Иерусалим//Труды Первого российско-греческого форума «История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI веке» (Афины, 8–9 октября 2008 г.). М.; Афины, 2009. С. 10–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

147 Архиепископ Александр (Тимофеев, 1941–2003) – с 1982 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, ректор Московской духовной академии и семинарии, с 1986 г. – архиепископ, председатель Учебного комитета при Священном Синоде. С 1995 г. – архиепископ Саратовский и Вольский. 148 Гаврюшин Николай Константинович (род. 1946) – кандидат философских наук, с 1971 г. – сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР (ныне РАН). С 1980 г. сотрудничает с Издательским отделом Московского Патриархата. С 1987 г. – преподаватель философии Московской духовной академии и семинарии. С 2002 г. – профессор Московской духовной академии. Одновременно – преподаватель истории философии, истории русской и белорусской религиозно-философской мысли и истории религии минских духовных академии и семинарии. В 1997–2000 гг. – главный редактор «Богословского вестника», издаваемого МДА. 149 Комаров Виктор Степанович (1893–1974) – регент правого хора в московском кафедральном Богоявленском соборе в Елохове (1943–1974), композитор, врач-гомеопат. 150 Протоиерей Николай Устинов (род. 1930) – почетный настоятель Михайловского храма города Вильнюса, Литва. 151 Саров – закрытое административно-территориальное образование в Нижегородской области, образовано в 1946 г. в связи с размещением секретных научных и промышленных предприятий по разработке и изготовлению оружия массового поражения. В документах именовался «Горький-130», «Арзамас-75», «Арзамас-16», «Кремлев». С 1995 г. – «Саров». В центре города расположена Саровская пустынь, место, где подвизался преподобный Серафим Саровский (1754–1833). В 1925–1927 гг. монастырь был ликвидирован, имущество и здания переданы в ведение Нижегородского управления НКВД. В 2006 г. Священным Синодом принято решение об открытии монастыря, в 2009 г. в монастырь назначен наместник. 152 В селе Дивееве Нижегородской области находится Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Первая община (Казанская) основана Агафьей Семеновной Мельгуновой (в постриге Александрой) во второй половине XVIII в. В 1789 г. попечение над общиной взял прп. Серафим Саровский , тогда – молодой иеродиакон. До своего преставления старец Серафим окормлял сестер общины. В 1826 г. по благословению старца Серафима недалеко от Казанской основана девичья Мельничная община. В 1842 г. обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. В 1861 г. община получила статус монастыря. После 1917 г. обитель продолжала действовать как рабочая артель, в 1927 г. закрыта. Возрождение монастыря началось с 1988 г., 21 июля 1991 г. Священным Синодом принято решение о восстановлении обители. В этом же году в монастырь прибыли мощи прп. Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 Чуть изменённая строка из стихотворения A. К. Толстого «Ой, кабы Волга-матушка да вспять побежала!» (1856). 17 Чуриков Иван Алексеевич (1861–1933) – основатель Общества духовных христиан-трезвенников. Подр.: C-III. 28–30. 18 На предложение никто не откликнулся. 14 марта в статье «Доктора и торговцы» Свенцицкий разочарованно писал: «Обращаясь к врачам, я понимал, что у нас есть общий язык для разговора. Мне казалось, что в глубине души многих тяготит, что они никогда не жмут человеческую руку без «бумажки» и что у них есть известная потребность, хотя бы раз в неделю, пожать просто человеческую руку. И я обратился именно к этой скрытой, внутренней потребности...» 19 Венский (Пяткин) Евгений Осипович (1884–1943) – поэт-сатирик, фельетонист. Сын священника, учился в Сызранском духовном училище, сотрудничал в ж. «Сатирикон» (с 1910), «Бегемот» и «Крокодил» (с 1923), под псевдонимом «Евстафий Фролыч Богоявленский» писал в «Маленькой газете» и издавал ж. «Трепач» (1917), автор кн. пародий на литературную богему «Моё копыто. Книга великого пасквилянта» (1910), антибольшевистского цикла стихов «К людям вольных гор» (1919), прозаических и драматических произведений, сказок. В 1942 осуждён на 5 лет лагерей. 21 По проблеме феминизма Свенцицкий писал: «Кто лучше: мужчина или женщина? Вопрос по меньшей мере праздный! Но когда сойдутся защитники и противники «женского равноправия» – почти всегда спор сводится к этому нелепому вопросу. Да никто не лучше и не хуже! У каждого свои силы и свои свойства. Равноправие должно быть признано вовсе не потому, что женщина уж очень хороша. А потому что ей должно быть предоставлено право проявить свои силы так же, как предоставлено мужчине проявлять свои» (Новь. 1914. 26 февраля. 37. С. 2). 22 Свенцицкий последовательно развивал идею в статьях «Христианское отношение к власти и насилию» (1906) и «Война и Церковь » (1919), позже она стала основой работы И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою» (1925). Первым на сходство обратил внимание C. С. Иванов в кн. «Под знаком Владимира Соловьёва : историко-теоретическое исследование» (Саратов, 2003. С. 94): «Мало кому известно, что подобная проблематика... была предвосхищена попыткой... теоретически обосновать возможность сопротивления общества государственному деспотизму». Подр. см.: Чертков С. Судьба идей В. П. Свенцицкого//Альфа и Омега. 2012. 64/65. С. 464–476.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

22 окт. 2015 г. игуменией мон-ря назначена мон. Серафима (Якимчук) (Журнал 85 заседания Свящ. Синода от 22 окт. 2015). 19 дек. 2015 г., в праздник свт. Николая Чудотворца, митр. Брянский и Севский Александр (Агриков) возвел мон. Серафиму в сан игумении. Игум. Мариам (Шагарова) в 2015-2018 гг., вплоть до своей кончины, являлась почетной настоятельницей обители. Среди святынь обители - образ свт. Николая Чудотворца 1814 г., подаренный в 1996 г. архиеп. Мелхиседеком (4 янв. 1998 обновился, что было засвидетельствовано игуменией и сестрами мон-ря; позднее отреставрирован, в него вправлена частица мощей святителя); обретенная на месте сгоревшего дома Казанская икона Божией Матери; мощевик, содержащий частицы мощей более 30 св. угодников Божиих, подаренный обители схиархим. Серафимом (Мирчуком); напрестольное Евангелие в серебряном окладе, в 1943-1993 гг. хранившееся в Германии у пастора П. Штаха, нашедшего его в с. Одрине во время Великой Отечественной войны и переданное им в собор арх. Михаила в Карачев, откуда оно попало в О. Н. м. Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 167. Л. 52; РГИА. Ф. 796. Оп. 60. Д. 20. Л. 2-3, 4, 9, 14, 26; Д. 467. Л. 1-1 об.; Оп. 61. Д. 186. Л. 1, 8-8 об., 11; Оп. 66. Д. 555. Л. 1-1 об., 2-3, 21; Оп. 128. Д. 1861. Л. 1-5 об.; Оп. 159. Д. 2022. Л. 4-4 об.; Ф. 799. Оп. 33. Д. 1237. Л. 42-63; Ф. 835. Оп. 1. Д. 571. Л. 1; Оп. 2. Д. 282. Л. 42; ГАБО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 780. Л. 24; Д. 945. Л. 41, 51, 53; Д. 1784. Л. 53, 54; Ф. 85. Оп. 1. Д. 902. Ч. 1. Л. 96, 97; Д. 1839. Ч. 1. Л. 132; Ч. 2. Л. 268; Ф. 89. Оп. 1. Д. 412. Т. 2. Л. 164, 461, 465; Ф. Р-Т 526. Оп. 1. Д. 391, 767; Архив ИИМК РАН. Ф. P-III. 4368 (Метрика для получения верных сведений о древне-правосл. храмах Божиих, зданий и худож. предметов (Николаевский Одрин мон-рь). СПб., 1884). Ист.: Поучение, произнесенное Преосв. Макарием [Миролюбовым], еп. Орловским и Севским, по освящении престола в честь Божия Матери Утоления печали в теплой трапезной ц. Карачевского Николаевского Одрина мон-ря, 11 сент. 1868 г.//Орловские ЕВ. 1868. 20. Отд. неофиц. С. 1559-1564; Поучение, произнесенное Преосв. Макарием, еп. Орловским и Севским, по освящении престола в честь Знамения Божия Матери в теплой трапезной ц. Карачевского Николаевского Одрина мон-ря, 12 сент. 1868 г.//Там же. С. 1564-1567; Слово и Речь, произнесенные Преосв. Макарием, еп. Орловским и Севским, в Карачевском Николаевском Одрине мон-ре, 25 июля 1874 г.//Там же. 1874. 17. Отд. неофиц. С. 1099-1106; Путевые заметки при обозрении Орловской епархии Преосв. Мисаилом [Крыловым], еп. Орловским и Севским, в 1894 г.//Там же. 1895. Отд. неофиц. 4. С. 108-113; 5. С. 139-140; ДДГ; Дозорная книга Карачевского у. 1614 г.//РД. 2004. Вып. 10. С. 223-271; Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории церквей Брянского края (1628-1746 гг.). Брянск, 2010.

http://pravenc.ru/text/2578223.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010