Храм святителя Николая в Беловежье HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Владимир Мухин Храм святителя Николая в Беловежье Строительство православного храма в Беловежской пуще тесно связано с именами российских самодержцев. Активное участие в судьбе его строительства сыглал святой страстотерпец император Николай II. Храм свт. Николая в Беловежской пуще Точная дата возникновения православного прихода в Беловежье неизвестна. Наиболее вероятным представляется, что это произошло в 1800 - начале 1801 гг. Первый православный храм был деревянным, крытым соломой. На протяжении он оставался так и недостроенным. Иконостас был установлен только в 1836 году. Церковь, даже несколько лет спустя, в 1845 г. имела довольно убогий внешний вид и скудное убранство, о чем пишет в своих путевых записках русский статистик и географ К.И. Арсеньев. Мало что изменилось и в последующее время. К 1870 г. храм пришел в такую ветхость, что решено было его разобрать. Ранее, в 1853 г., поблизости была построена новая деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. В 1853 г. беловежский приход был включен в Шерешевское благочиние. 7 октября 1860 г. храм посетил император Александр II, который в это время охотился в Беловежской Пуще. В 1870 г. при храме было учреждено опекунство, председателем которого в конце XIX в. был управляющий царского двора генерал-майор П. Попов. В 1900 г. опекунство располагало денежными средствами в сумме свыше 260 рублей. При храме был хор, состоявший из учеников местной школы. Впоследствии появился еще один хор из служащих. Оба хора любил слушать император Николай II. Их исполнительское мастерство высоко оценивали великие князья, посещавшие Пущу. В сентябре 1880 г. церковь посетил епископ Брестский Донат. После неполных тридцати лет своего существования она находилась в ужасном состоянии. Храм настолько наклонился набок, что стену приходилось подпирать жердями. В таком виде 11 декабря 1885 г. его и застал великий князь Николай Николаевич. По возвращении в Петербург он начал хлопотать о строительстве нового каменного храма. В 1888 г. Беловежская Пуща отошла к землям дворцового ведомства. Годом позже в Беловежье приступили к строительству представительного дворца. Старую церковь разобрали, а строительные материалы передали православному приходу в с. Пухлы, где он был использован для возведения кладбищенской часовни. Строительство храма по плану виленского архитектора Пименова началось вскоре после того, как приступили к возведению дворца. 20 августа 1894 г. строительство посетил император Александр III, на чьи средства создавался храм. В 1891 г. было закончено строительство приходского дома и хозяйственных построек для приходского священника, в 1893 г. - строения для певчих. Средства на это выделило главное управление уделов. 22 января 1895 г. епископ Литовский и Виленский Иероним освятил новый храм, признанный в то время самым красивым в Гродненской губернии. Вечером того же дня в церкви состоялась панихида по императору Александру III.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Пархомович Василий Михайлович; 1.01.1828, с. Хомутец Миргородского у. Полтавской губ.- 5.09.1910, Гербовецкий Успенский мон-рь в Оргеевском у. Бессарабской губ.), архиеп. Донской и Новочеркасский. Род. в семье приходского священника. С 1837 г. учился в Лубенском ДУ, с 1843 г. в Полтавской ДС, к-рая в то время размещалась в г. Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий). Стремился к пастырскому служению, однако в 1849 г. как лучший выпускник был направлен в КДА, по окончании к-рой в 1853 г. был назначен инспектором кишинёвских духовных уч-щ, уездного и приходского, а также учителем лат. языка и смежных с ним дисциплин высшего отделения уездного уч-ща. 22 мая 1855 г. утвержден в степени канд. богословия. С 28 мая 1856 г. исполнял обязанности смотрителя уездного ДУ, 24 авг. 1856 г. утвержден в этой должности. Афанасий (Пархомович), архиеп. Донской Афанасий (Пархомович), архиеп. Донской 29 авг. 1858 г. рукоположен во священника к кишиневской Благовещенской ц., 23 окт. 1858 г. по собственному прошению переведен в кишинёвскую кладбищенскую церковь, 28 апр. 1859 г.- в Рождественский кафедральный собор, 11 окт. 1865 г.- в гимназическую церковь. 19 февр. 1871 г. возведен в сан протоиерея. Пастырское служение совмещал с преподавательской деятельностью: в 1858-1859 гг. читал курс рус. истории в причетническом классе, в 1860-1875 гг. служил учителем Закона Божия в кишиневской гимназии, одновременно (1866-1871) преподавал Закон Божий на педагогических курсах, в 1871-1874 гг.- в жен. земской гимназии. Со 2 июля 1862 г. являлся присутствующим Кишинёвской консистории, в 1864-1867 гг.- членом консистории, с 1863 г.- постоянным членом епархиального статистического комитета, в 1867-1874 гг.- членом педагогического собрания Кишинёвской ДС. С 30 дек. 1875 г. исполнял обязанности ректора Кишинёвской ДС, 8 февр. 1885 г. был утвержден в этой должности. В 1870-1876 гг. служил цензором проповедей городского духовенства, в 1874-1876 гг. являлся членом кишинёвского уездного училищного совета, в 1884-1885 гг.- членом епархиального училищного совета, председательствовал в 4 строительных комитетах по сооружению и ремонту зданий кишинёвского духовного и епархиального жен. уч-щ.

http://pravenc.ru/text/76920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (12.07.1826, г. Богучар Воронежской губ.- 23.09.1871, Москва), историк, фольклорист, этнограф, литературовед, журналист. Из дворянской семьи. В 1844 г. окончил Воронежскую гимназию. В 1844-1848 гг. учился на юридическом фак-те Московского ун-та, слушал лекции К. Д. Кавелина , Т. Н. Грановского, С. П. Шевырёва. В ун-те сформировались демократические убеждения А. В 1849-1862 гг. служил в Главном архиве Мин-ва иностранных дел, с 1855 г.- в должности старшего делопроизводителя Комиссии печатания гос. грамот и договоров; уволен со службы по обвинению «в сношениях с лондонскими пропагандистами» (с А. И. Герценом). В 1848-1853 гг. являлся постоянным сотрудником ж. «Современник», в 1858-1859 гг. издавал ж. «Библиографические записки». С 1865 г. служил помощником секретаря Московской городской думы, с 1867 г.- секретарем съезда мировых судей 2-го округа Москвы. Член ряда ученых об-в: ОИДР (с 1850), РГО (с 1852), ОЛРС (с 1864). Скончался от туберкулеза, похоронен на Пятницком кладбище в Москве. А. Н. Афанасьев. 50-е гг. XIX в. А. Н. Афанасьев. 50-е гг. XIX в. В историю рус. культуры А. вошел прежде всего как издатель первого фундаментального собрания рус. народных сказок (ок. 600 текстов). Более трети сказок были предоставлены А. из архива РГО, ок. 200 текстов передал ему В. И. Даль , А. пользовался также материалами др. собирателей фольклора и немногочисленными собственными записями. Первоначально собрание сказок было напечатано в 8 вып. (1855-1863), тексты публиковались по мере поступления. В следующем издании (М., 1863. 4 вып.) А. расположил сказки в определенном порядке и вынес комментарии к ним в отдельный (4-й) вып. Позднее на основе своего собрания А. составил сб. «Русские детские сказки» (1870). Сборники А. многократно переиздавались в полном виде и в извлечениях, были переведены на иностранные языки. К «Народным русским сказкам» примыкают еще 2 сборника, подготовленные А.: «Народные русские легенды» (1859), запрещенные в 1860 г. после протеста обер-прокурора Святейшего Синода А. П. Толстого , и «Русские заветные сказки», опубликованные анонимно в Женеве в 1867 г. (рукопись в полном виде увидела свет в 1997).

http://pravenc.ru/text/77054.html

Санкт-Петербург. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " при лейб-гвардии Конно-гренадерском полку. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:1769. Перестроена в 1892-1896. Год утраты:1941 (взорвана в сентябре 1941 г. нашими сапёрами перед отступлением из города) Архитектор:А.А. Парланд (перестройка 1892-1896) Адрес: г. Санкт-Петербург, Знаменская ул. Координаты: 59.887411, 29.888015 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кавалерийский полк гвардии ведет историю от сформированного в мае 1803 г. Одесского гусарского полка, на базе которого в том же году сформирован Уланский цесаревича полк, который в 1809 г. был разделен на л.-гв. Уланский и л.-гв. Драгунский полки. Последний участвовал в Отечественной войне 1812 г.и Заграничных походах 1813-14 гг., рус.-тур. войне 1828-29 гг. и подавлении Польского восстания 1830-31 гг. За отличие в последней кампании полк назван л.-гв. Конно-гренадерским. Полк участвовал в рус.-тур. войне 1877-78 гг. Казармы полка находились в Ст. Петергофе в квартале между улицами Дворцовой (ныне Морского десанта) и Эйхенской, разделенном Коно-гренадерской улицей (1835-39, 1860-68, перестроены в 1870-х гг.). Во время 1-й мировой войны 1914-18 гг. полк в составе 2-й гв. кав. дивизии отправлен на Сев.-Зап. фронт. В начале 1918 г. расформирован. Полковой храм - иконы Знамения Пресвятой Богородицы. http://www.encspb.ru/object/2804021135 Знаменская церковь относилась к наиболее значительным зданиям Старого Петергофа, являясь главной архитектурной доминантой прилегающего района. Она была построена в 1773-1775 годах на месте прежней деревянной церкви, вблизи штаба и других строений лейб-гвардии Конногренадерского полка. В 1894 году храм был перестроен архитектором А.А. Парландом. В 1902 году был освящен придел храма во имя Всех Святых. Закрытая в 1930 году церковь была разрушена в 1941 году, когда был практически полностью уничтожен весь Старый Петергоф, оказавшийся на линии фронта.

http://sobory.ru/article/?object=36983

Покровский архиерейский собор (Пенза) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский архиерейский собор был построен в 1765 году. В мае 2001 года Покровский храм стал архиерейским собором, т.е., с тех пор его настоятелем является правящий архиерей. Содержание История [ править править код ] Первый Покровский храм был построен в Стародрагунской слободе вскоре после основания Пензы, к 1676/77 г. В 1680 г. при набеге кочевников он был сожжен, но к 1687 г. восстановлен. В церкви находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери, и в честь нее в 1716 г. рядом построили еще одну деревянную церковь. Она сгорела в 1737 г., и вместо нее соорудили деревянную Петропавловскую церковь. Саму Покровскую церковь перестраивали из-за ветхости в 1728 г. В 1765 г. был построен новый каменный храм, заменивший оба деревянных. Главный его престол был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы, боковой — Петру и Павлу. Это здание и сохранилось до наших дней. В 1856–1857 гг. оно было существенно расширено, 13 сентября 1857 г. освятили новый левый Сретенский предел, а 15 мая 1860 г. — правый Владимирский. Перестраивалась церковь также в 1870 г. и 1903 г. В 1918–1921 гг. здесь размещалась архиерейская кафедра епископа Иоанна (Поммэра), будущего священномученика Рижского; в сторожку при Покровском храме архипастырь переехал из мужского монастыря в последние месяцы пребывания в Пензе. А в 1922–1923 гг. и 1929–1931 гг. церковь принадлежала обновленцам. Решение о закрытии Покровского храма вышло 26 сентября 1931 г. Несколько десятилетий здесь был кинотеатр, затем склад. В 1948 г. епископ Кирилл (Поспелов) ходатайствовал о возвращении храма, но тщетно. В 70—80—е гг. здание уже пустовало и постепенно превращалось в руины. В июле 1989 г. церковь была возвращена епархии, и с 1990 г. началось ее постепенное восстановление. По проекту Д. А. Борунова была заново отстроена колокольня. Полностью ее возведение закончилось в 2001 г. Первые службы прошли в возрожденном Покровском храме 13–14 октября 1997 г., 23 апреля 1998 г. владыка Серафим совершил здесь первую литургию, 3 июня 1998 г. храм был им же освящён. С этого дня здесь начали совершать регулярные службы по воскресеньям, параллельно шли отделочные работы. А с Покрова, 14 октября 1998 г., богослужения стали ежедневными.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_арх...

Армёнки. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Небольшой каменный храм, по преданию, был построен в 1722-1727 гг., но его своды упали примерно в конце 18 - начале 19 века. Существующая Смоленская церковь с приделами, освященными в честь иконы Знамения Богоматери и Николая Чудотворца, была построена на средства владельца села, помещика Бредихина. В 1-й четверти 19 в. к западу от храма была построена отдельно стоящая колокольня, а вся церковная территория была окружена каменной оградой. В 1860-е-1870-е гг. к юго-западу от храма была построена небольшая часовня. В конце 19 в. кладбище было перенесено за пределы села, и в 1897 г. там была поставлена деревянная часовня на средства крестьянина Ивана Малкова. К настоящему времени утрачены церковная ограда и кладбищенская часовня; в храме утрачены кровля, боковые главы, интерьер, кровля и шпиль колокольни. Храм построен в стиле раннего классицизма, он четырехстолпный, двусветный с поднятым над центральной частью узким четвериком, увенчанным 8-гранным барабаном. Колокольня 4-ярусная. Часовня без кровли и маленькой главки. " Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11. Нерехтский р-н " , 2009, с. 183-186 Характерный пример сельского церковного комплекса, включающего разновременные постройки в стиле классицизма и эклектики. Расположен в центре села на широкой прямоугольной площади, с юга и запада ограниченной улицами; церковь, главенствующая в комплексе, служит высотным ориентиром в открытом, слегка всхолмленном ландшафте. По преданию, небольшой каменный храм в Арменках был построен в 1722 – 1727 гг., но его своды, вероятно, в кон. 18 или нач. 19 в. упали, и владелец села, помещик Бредихин, живший в Москве, прислал новый проект и искусных мастеров, под наблюдением которых и была возведена существующая церковь Смоленской Богоматери с приделами, освященными в честь иконы Знамения Богоматери и Николая Чудотворца. Несколько позже, в 1-й четв. 19 в. западнее храма была сооружена отдельно стоящая колокольня, а церковная территория, включавшая и кладбище, была окружена каменной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=13281

Григорково. Церковь Рождества Христова. Титовская церковь Вид деревянной церкви начала XVII в. в селе Титовском Новгородской епархии (с южной стороны). Рисунок Виноградова А. Н. 1880-х гг. из фондов Музея при Российской академии художеств. (Музейный А-5242) Дмитрий Волохов 1 июня 1880 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Рождества Христова, престолы: Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, постройки 1831 года. Расписана в 1884 году. Двухпрестольная ампирная церковь, интересная прежде всего тем, что никогда не подвергалась реконструкции подобно большинству аналогичных храмов (ее трапезная не расширялась). С тех пор как в 1860 году была построена ограда, других перемен храм не испытывал. Храм был построен на погосте Титовском в четверти версты от Григоркова. Со временем погост “врос” в деревню Григорково, увеличившуюся за счет переселенцев из затапливаемых районов. Храм – простой и скромный образец стиля ампир. Интересна его колокольня с ажурной беседкой – верхним ярусом и четырехколонными портиками на всех входах в храм. В зимнем приделе уцелел интересный ампирный иконостас (без икон). В холодном храме последние иконы унесены в 2007 году. Сохранились полуразрушенный остов иконостаса, полностью стенная живопись, выполненная в 1870-1880-х гг. и представляющая последний отголосок монументального стиля (с “синими фонами”), характерного для Никола-Высоки и Любегощ. Она разного качества, но встречаются очень хорошие композиции (Христос и Никодим, Страшный Суд, Илия Пророк и другие). Живопись в теплом храме представляет собой развернутую иллюстрацию на текст “Верую”. К сожалению, она довольно грубо прописана в 1950-х гг., а потому сильно потеряла в качестве. Храм был закрыт в 1961 году. В 1991 году храм открылся, были возвращены иконы. По материалам официального сайта Тверской епархии Большая каменная церковь, построенная в стиле позднего русского классицизма первой трети XIX в., находится на северной окраине д. Григорково и называется Титовской. Когда-то она была приписана к д. Титовское, расположенной от неё в полукилометре на север. Деревня Григорково, отделённая от церкви до 1938—1939 г.г. полем, приросла к ней улицей «черепан» - крестьян, приехавших сюда из-за реки Мологи, из деревень Изможево, Яна, Хотавец, Стрельна, затопленных Рыбинским водохранилищем. Так что теперь Титовская церковь находится на северной околице д. Григорково вблизи шоссе Весьегонск-Дюдиково.

http://sobory.ru/article/?object=22548

Иоанно-Богословский храм (Могильцы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Богословский храм (Могильцы) Храм в стиле барокко, выстроенная на средства П.М. Щербачева. Между симметричными объёмами летней и зимней церквей, к которым примыкают башенки, поставлена высокая колокольня. В 1892 г. построена заново основная часть зимней церкви. Содержание История [ править править код ] Богословское-на-Могильцах, на территории которого ныне располагается Софринский оздоровительный комплекс, известно с XVI в. и первоначально объединяло два небольших сельца — Фомкино и Могильцы. В 1670 г. в селе Фомкино построили деревянный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (позже перенесенный в Могильцы), и село по нему получило новое название — Богословское. В 1762 г. половину села купил П.М.Щербачев, который устроил в Могильцах великолепную усадьбу. В 1800 г. владельцы усадьбы — уже князья Гагарины. При них усадьба достигла наивысшего расцвета. Известно, что император Павел I останавливался здесь у Г.П.Гагарина на обратном пути с богомолья из Троице-Сергиевой Лавры. Каменный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова был сооружен еще в 1767 г. как домовый. До перестроек XIX в. храм представлял собой уникальное здание: в центре постройки располагалась стройная колокольня. С востока и запада от нее — одинаковые объемы летнего и зимнего храмов. На белокаменной кровле второго яруса колокольни находились обзорные площадки с балюстрадой. Над ярусом звона помещались куранты. После перехода усадьбы в государственное ведомство храм стал приходским. В 1860-е гг. расширили летний храм. В 1870-е гг. в нем выполнили росписи. В 1892 г. на пожертвование церковного старосты В.П.Ангина к зимнему храму пристроили два придела: северный, в честь священномученика Василия Херсонского и мученицы Татианы (святых покровителей церковного старосты В.П.Ангина и его жены), и южный, в честь Поклонения веригам апостола Петра и во имя Анны пророчицы. Ко времени освящения этих приделов зимний храм был расписан под руководством мастера Коротаева, иконы для приделов выполнил мастер Гаврилов, а резные иконостасы изготовили в мастерской Фролова.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН († 10.09.1897, Иерусалим), игум., член Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме, основатель Вениаминовского подворья. Молдаванин по происхождению, в 1840 г. принял постриг в малороссийском Ильинском скиту на Афоне; в сане иеромонаха с 1842 г. В 1846 г. прибыл в Иерусалим и по благословению Патриарха Иерусалимского Кирилла II в течение 7 лет безвозмездно совершал службы для рус. паломников. С началом Крымской войны выехал в Россию и был направлен в Севастополь в качестве духовника Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, исполнял требы в военных госпиталях (в т. ч. для пленных англичан, французов), был награжден серебряной медалью на георгиевской ленте и орденом св. Анны 3-й степени. Тогда у него появился замысел создания в память жертв войны общехрист. (межконфессионального) приюта милосердия в Св. земле. Игум. Вениамин. Фотография. 90-е гг. XIX в. Игум. Вениамин. Фотография. 90-е гг. XIX в. 26 авг. 1856 г. В. присутствовал на коронации имп. Александра II и на др. день при представлении императору и императрице говорил с ними о Палестине (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 595). Вскоре он был назначен служащим иеромонахом в домовую церковь Мариинского ин-та в С.-Петербурге. В 1857 г. вернулся в Иерусалим, где в 1860 г. был принят в состав РДМ ее главой еп. Кириллом (Наумовым). В 1864 г., когда с назначением нового начальника архим. Леонида (Кавелина) был обновлен весь состав миссии, В. переходит в лавру Саввы Освященного. Восстановлен в дек. 1870 г. и до самой кончины являлся членом РДМ. Архим. Антонин (Капустин), много сделавший для возвращения В. в миссию, постоянно пользовался его помощью (см.: Антонин (Капустин) , архим . Дневник//Б-ка Палест. Об-ва. Инв. номер: ИППО. Б. IV. 853/8, 853/23), свт. Феофан Затворник рекомендовал паломникам обращаться к советам В. (Творения: Собрание писем. М., 1994. Вып. 1. С. 12). 16 марта 1887 г. В. на собственные и собранные средства приобрел в Иерусалиме дом (первоначально на имя банкира Фрютигера, т. к. здание находилось в евр. квартале) и устроил в нем жен. приют для православных, католичек и протестанток. Однако проект общехрист. приюта не имел будущего: католикам и протестантам принадлежали мн. благотворительные учреждения и простота рус. подворья не могла их привлекать. В янв. 1889 г. В. удается с помощью российского консула и тур. губернатора Иерусалима перевести купчую на свое имя и использовать с этого времени подворье для поселения исключительно рус. паломниц (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 591-592, 601-604).

http://pravenc.ru/text/150277.html

Христорождественский храм (Мальково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Христорождественский храм (Мальково). Небольшая кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1893-1895 гг. при помощи А.В. Смирнова как единоверческая. После революции занята старообрядческой окружнической общиной, в 1930-х закрыта. В 2000 г. передана общине Московского Патриархата, ремонтируется. Содержание История [ править править код ] О Храме Храм Рождества Христова в д. Мальково Орехово-Зуевского района был построен в 1893 году. Средства на строительство храма выделил владелец Ликинской мануфактуры Алексей Васильевич Смирнов. Храм строился по проекту В.О. Грудзина - русского архитектора. В конце 1860-х — начале 1870-х годах заведовал строительством в большинстве городов Московской губернии. Имел обширную частную практику, является автором нескольких десятков церковных и гражданских построек в Москве и Московской области. и был единоверческим. Первым священником храма был Андрей Степанович Смирнов. После него служил его сын Василий Андреевич, который погиб в 1917 году. В 1930 году храм был закрыт. В советское время в храме размещался склад, зернохранилище. В 1980-90 годы началось интенсивное разрушение и разграбление храма: разобраны полы, разрушены печи, сожжен иконостас. С маковки сорван крест, разрушены окна, выдернуты решетки и. т. д. В 2000 году по просьбе жителей деревни был образован приход церкви Рождества Христова. В ноябре 2000 года настоятелем церкви по совместительству был назначен иерей Олег Ляне - настоятель церкви блж. Ксении Петербургской г.Орехово-Зуево. Был отслужен первый молебен и начались восстановительные работы. Здание церкви и внутри и снаружи находилось в плачевном состоянии: прогнившая крыша проросла деревьями, кирпичная кладка верхней части стен была во многих местах разрушена, отсутствовали на окнах рамы и решетки, внутри храма была полная разруха - одного мусора вывезли 15 прицепов. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010