Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» (ЖМНП), офиц. издание Мин-ва народного просвещения, выходившее в 1834-1917 гг. ежемесячно (всего было опубл. 434 части, каждая включала неск. номеров). Мин-во народного просвещения начало выпускать свой печатный орган на основании Предварительных правил народного просвещения 1803 г. по инициативе министра П. В. Завадовского . В 1803-1819 гг. издавалось «Периодическое сочинение о успехах народного просвещения», в 1821-1824 гг.- «Журнал Департамента народного просвещения», в 1825, 1827 и 1829 гг.- «Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения». ЖМНП был основан в 1834 г. по инициативе министра народного просвещения гр. С. С. Уварова . Печатался в типографии С.-Петербургской АН. Редакторами журнала были К. С. Сербинович (1834-1856), А. В. Никитенко (1856-1860), К. Д. Ушинский (1860-1861), Ю. С. Рехневский (1862-1867), И. Д. Галанин (1867), А. И. Георгиевский (1868-1870), Е. М. Феоктистов (1871-1882), Л. Н. Майков (1883-1890), В. Г. Васильевский (1891-1899), Э. Л. Радлов (1899-1917), П. И. Лебедев-Полянский (1917). В 1-м номере в программной статье (1834. 1. С. I-IV) сообщалось, что «наставляемое повелениями монарха, неусыпно пекущегося о пользе Богом врученной ему страны, министерство вменяет себе в прямой и священный долг давать, по мысли и сердцу его, полезное направление читателям своего Журнала, да удовлетворится истинных сынов Отечества справедливое желание знать, каким образом они могут лучше содействовать высоким намерениям Отца России». В этом же номере было опубликовано циркулярное предложение Уварова от 21 марта 1834 г. «начальствам учебных округов о вступлении в управление министерством», в к-ром провозглашалась идеологическая триада: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование... совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и народности» (Там же. С. XLIX-L). По воспоминаниям сотрудника ЖМНП А. В. Старчевского, Уваров сам разработал план издания, его структуру, пригласил сотрудников из профессоров ун-тов, учителей гимназий и проч., установил суммы гонораров за статьи ( Старчевский А. В. Восп. старого литератора//ИВ. 1888. 10. С. 110).

http://pravenc.ru/text/182367.html

Л.М. Файзрахманов Скачать epub pdf Во второй половине XIX в. в отечественном исламоведении наряду с академической школой своё оформление получает и другое направление – миссионерское. Представленное главным образом «казанской школой», оно ставило своей целью выработку новых методов изучения ислама , способы его интерпретации. Именно в Казани были сформированы присущие этой школе методы и приёмы исследования, реализовывались на практике новые идеи, формировалась целая плеяда выдающихся ученых, таких как Н.И. Ильминский , Г.С. Саблуков , Е.А. Малов, Н.П. Остроумов , М.А. Малов и П.К. Жузе. Среди казанских исламоведов второй половины XIX – начала XX в. особое место занимает миссионер и исламовед Николай Петрович Остроумов (1846–1930). Жизненный и научный путь учёного наполнен интересными событиями, творческими успехами и достижениями. Являясь хранителем и пропагандистом научного наследия Г.С. Саблукова и Н.И. Ильминского , он внес заметный вклад в развитие казанского направления в отечественном исламоведении. Н.П. Остроумов родился 2(15) ноября 1846 г. в с. Сасово Елатинского уезда Тамбовской губернии в семье протоиерея л. 5]. Успешно закончив Тамбовскую духовную семинарию (1860–1866 гг.), а затем и Казанскую духовную академию (1866–1870 гг.), Н. Остроумов избирается на должность доцента кафедры миссионерских противомусульманских предметов академии. Возглавляя эту кафедру с 1870–1877 г., Н.П. Остроумов, помимо активной педагогической и научно-исследовательской деятельности, много внимания уделяет и миссионерскому делу. В 1877 г. Н.П. Остроумов переезжает с семьёй в Ташкент, где и началась его многолетняя (до 1917 г.) служба – сначала в должности инспектора народных училищ, затем директора учительской семинарии (с 1879 г.), директора мужской классической гимназии (с 1889 г.) и вновь учительской семинарии. С 1883 по 1917 г. Н.П. Остроумов являлся также редактором «Туркестанской туземной газеты». Первые свои самостоятельные шаги на миссионерском поприще Н.П. Остроумов попытался реализовать в рамках Казанской духовной академии и Братства святителя Гурия, которые к тому времени стали основными проводниками конфессиональной политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

ж., издававшийся с июля 1858 по 5 нояб. 1877 г. в С.-Петербурге еженедельно. В 1858-1865 гг. назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 г. вышло 18 выпусков, к-рые в 1860 г. были переизданы в одном томе, в 1859-1876 гг.- по 52 выпуска в год, в 1877 г.- 45 выпусков. Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном анонимных) был В. И. Аскоченский . Он поставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, лит-ре, общественной и гос. жизни. Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вводном слове («Два-три слова ради знакомства с читателями» (1858. Вып. 1)) редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала мн. назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т. п., жизнеописания подвижников благочестия) были адаптированными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, др. периодических изданий. С 1859 г. Аскоченский вел библиографический раздел, с выпуска 20 за 1860 г. появилась регулярная публицистическая рубрика «Блестки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками. Критике подвергались не только светские и церковно-общественные издания и деятели либерального толка (см.: «Аномалии в мире литературном» (1859. Вып. 43. С. 407-424), отзыв о свящ. И. С. Беллюстине «Хульник в рясе» (1877), ст. «Гранаты под цифрами, начиненные порохом лжи» о книге проф. Д. И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (1877. Вып. 1) и др.), но и церковные офиц. и академические издания. Помимо публицистики Аскоченский опубликовал в «Д. б.» свою драму «Марфа Посадница» (1870. Вып. 1. С. 17-30; Вып. 2. С. 65-75; Вып. 3. С. 102-117; Вып. 4. С. 137-162), неск. десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (напр., «Записки звонаря» (1861. Вып. 6. С. 109-111; Вып. 7. С. 133-135; Вып. 8. 151-152; Вып. 9. С. 169-171; Вып. 10. С. 194-195; Вып. 12. С. 233-234; Вып. 13. С. 253-255; Вып. 15. С. 323-325; Вып. 16. С. 347-350)) и переводы (напр., с польск. языка трагедии «Карпатские горцы» И. Корженёвского (1877. Вып. 4, 15-17, 19)), церковно-краеведческие исследования.

http://pravenc.ru/text/178795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕРИНСКИЙ Василий Васильевич (13.02.1835, Раненбургский у. Рязанской губ.- 22.02.1893, С.-Петербург), статистик, исследователь мон-рей. Из дворян, отец - отставной армейский поручик. З. воспитывался в частном учебном заведении, имеются сведения о его поступлении в С.-Петербургский ун-т. В конце Крымской войны, 21 февр. 1856 г., ушел на воинскую службу, поступил вольноопределяющимся в чине унтер-офицера в Резервный гренадерский полк кор. Фридриха Вильгельма III. С 14 июля того же года служил в С.-Петербургском гренадерском полку кор. Фридриха Вильгельма III. 17 июля 1858 г. переведен в Камчатский пехотный полк. 28 нояб. 1860 г. «по домашним обстоятельствам» вышел в отставку в чине подпоручика. С 1860 г. служил в Имп. Рус. географическом обществе (РГО), в 1862 г. избран его членом-сотрудником. С 1 февр. 1862 по 1 нояб. 1863 г. служил письмоводителем об-ва. 2 февр. 1866 г. назначен исправляющим должность помощника секретаря, с 25 июня 1870 г.- младшего редактора, с 1882 г.- старшего редактора Центрального статистического комитета Мин-ва внутренних дел. В 1884, 1885, 1887 гг. временно замещал директора Центрального статистического комитета. 1 янв. 1887 г. З. присвоен чин действительного статского советника. 22 нояб. 1888 г. вышел на пенсию, хотя продолжал статистическую деятельность. Участвовал во многих статистических работах комитета в 60-80-х гг. XIX в., в частности в разработке «Статистических временников Российской империи» начиная с 1-го вып. 1-й серии (1866), в экспедиционной работе: в 1867 г. изучал «торговые пути и производительность» Могилёвской, Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний; в 1888 г. участвовал в военно-конской переписи в Лифляндской, Новгородской, Псковской, С.-Петербургской, Тверской, Эстляндской губерниях. Руководил разработкой, сводкой и изданием подготовленного материала по урожайности в России с 1883 по 1892 г. и до 1888 г. ежегодно прибавлял к изданию составленный им общий обзор урожая. В авг. 1868 г. в результате пожара лишился всего имущества, но спас статистические работы.

http://pravenc.ru/text/199667.html

Покойный о. протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов принадлежал к числу студентов курса Московской духовной академии (1856–1860 гг.). Этому курсу впервые читал я свои лекции по библейской истории и еврейскому языку, начавшиеся с 1858 года. Алексей Петрович Лебедев был моим слушателем позднее: он принадлежал к составу XXVII курса (1866–1870 гг.). Прослужил я в академии тридцать пять лет и оставил академическую службу почти совсем одновременно с А. П. Лебедевым , в том же 1895 году. Значит, все двадцать пять лет своей академической службы он прослужил вместе со мною. Не мудрено, что у меня наберётся немало материала, пригодного для суждения о тех укорах, отчасти учёного, a отчасти совсем уже неучёного свойства, какие раздались из уст одного церковного историка, младшего, против другого церковного историка, старшего. Раздались они сначала, к немалому моему прискорбию, на страницах академического журнала («Богословский Вестник», август 1899 года), издания, близкого мне по весьма уважительным причинам, a затем перешли на страницы «Московских Ведомостей», приняв форму полемики с священником И. П. Добронравовым. Отец Добронравов пожелал отразить укоры, доставшиеся A. М. Иванцову-Платонову (см. «Моск. Вед.» 279–281, 1899 г.). A. П. Лебедев пожелал и поразить защитника, и усилить укоры покойному о. протоиерею. («Моск. Вед.» 1899 г., 279–300, 302, 303,305). Я с своей стороны имею возможность внести некоторый свет и в это дело, и в некоторые другие, находящиеся с ним в более или менее близкой связи. Чтобы он не погас вместе с светом моей жизни, – мне 64 года, – я и захотел поговорить о том, что мне хорошо известно, чего другие не знают, a кто и знает, но говорить, по тем или другим причинам, не захочет. Правдивый историк, может быть, скажет мне спасибо не столько за надлежащее освещение дела А. П. Лебедева с A. М. Иванцовым-Платоновым, – дела имеющего интерес весьма преходящий, – сколько за правильные сведения о делах, соприкосновенных с ним и неизбежно имеющих встретиться мне на моём пути, ведущим к разъяснению дела А. П. Лебедева с A. М. Иванцовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Александр Николаевич (4.02.1838, Москва-10.10.1906, С.-Петербург), филолог, историк и теоретик лит-ры. Из дворян, отец - генерал, военный педагог. Окончив 2-ю московскую гимназию, В. в 1854 г. поступил на словесный фак-т Московского ун-та, где его научным руководителем был Ф. И. Буслаев , среди др. учителей - О. М. Бодянский и П. Н. Кудрявцев. После окончания курса в 1858 г. В. был награжден золотой медалью за дипломное соч. «О волке и собаке в греческой и римской символической мифологии» (на лат. языке) и оставлен при ун-те. Одновременно преподавал в московском 3-м кадетском корпусе теорию словесности. В 1860 г. поступил гувернером в семью рус. посла в Испании кн. М. А. Голицына и прожил ок. года в Мадриде, посетил Италию, Францию и Англию, откуда посылал корреспонденции в «Санкт-Петербургские ведомости» и др. издания. В 1862 г. по рекомендации Московского ун-та был командирован за границу, слушал лекции в Берлинском ун-те, изучал слав. языки и лит-ру в Праге. В 1864-1867 гг. жил в Италии, работал в архивах и б-ках и собирался писать историю итал. Возрождения. Участвовал в собраниях кружка рус. интеллигенции в доме художника Н. Н. Ге, встречался с А. И. Герценом. В 1868 г. опубликовал найденный им в Риккардианской б-ке во Флоренции роман Дж. да Прато «Вилла Альберти» (XV в.), сопроводив его обширным исследованием. Осенью 1868 г., получив предложение преподавать на кафедре всеобщей лит-ры Московского ун-та, вернулся в Россию. В 1870 г. защитил магист. дис. «Вилла Альберти: Новые мат-лы для характеристики лит. и обществ. перелома в итал. жизни XIV-XV столетия», в том же году стал доцентом на кафедре истории рус. лит-ры С.-Петербургского ун-та. В 1872 г. защитил докт. дис. «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и зап. легенды о Морольфе и Мерлине» (СПб., 1872), получил звание профессора. С 1876 г. являлся членом-корреспондентом имп. АН по отд-нию языка и словесности, с 1880 г. академик, с 1901 г. возглавлял отд-ние рус. языка и словесности имп. АН. В 1885 г. по инициативе В. в С.-Петербургском ун-те впервые в России было создано романо-германское отд-ние историко-филологического фак-та, начало работу Неофилологическое об-во.

http://pravenc.ru/text/158220.html

сост. Александр Мозговой Источники по трудам св.Николая Японского и истории Японской Церкви Скачать epub pdf Содержание Записки современников святителя Николая Важные научные работы Диссертации     ДНЕВНИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО : в 5-ти т./Сост.К.Накамура. СПб.: Гиперион, 2004. Т.1. (1870–1880). – 464 с.; Т.2 (1881–1893). – 880 с.; Т.3 (1893–1899). – 896 с.; Т.4 (1899–1904). – 976 с.; (1905–1912) – 960 с. Тираж 500 экземпляров. Издание сразу стало библиографической редкостью. Текст Дневников сделан с машинописной копии, содержащей многочисленные ошибки, о чем издательство «Гиперион» честно предупреждает читателей (см. Т.1., стр.332). Отсутствуют переводы японских слов Дневников, что иной раз приводит к полной непонятности текста («…просит там коогисё основать. У инославных там главные – гакудзюсу, а не ученье; у православия цели другие – учение внушать,– итак, там нужно нам коогидзё и денкёосё.»; Т.2., стр.408). Тем не менее именно это издание представляет в настоящее время особую ценность, поскольку содержит полный текст Дневников и легко доступно в электронной форме (http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/). В 2018–2021 гг. из печати вышли первые пять томов трудов святителя . СОБРАНИЕ ТРУДОВ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО В 10 ТОМАХ. Т.1: ОФИЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА (1860–1883). – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА», 2018. 497 с. – карты; Т.2: ОФИЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА (1884–1912). – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА», 2018. 584 с. – карты.; Т.3: ПИСЬМА (1860–1911). – М.: ООО «Издательство ПЕНАТЫ И КНИГА», 2019. 756 с.; Т.4: ДНЕВНИКИ (1870–1888). – М.: Николо-Угрешская духовная семинария, 2020. – 780 с. – карта.; Т.5: ДНЕВНИКИ (1889–1895), – М.: Николо-Угрешская духовная семинария, 2021. – 932 с. – карта. Тираж – 1000 экз. Для широкого читателя книги малодоступны. В электронном виде отсутствуют. Издание содержит богатый комментарий, есть переводы японских слов, алфавитные и справочные указатели. Достаточно подробные карты. Фотографий мало, качество печати их весьма среднее. В томах 1 и 2 (официальные документы) исключительно интересны ранее не публиковавшиеся официальные отчеты (рапорты) Японской Миссии в Россию. К сожалению, отсутствует большая часть приходно-расходных отчетов и даже часть обзорных годовых отчетов. Отсутствует и большинство приложенных св.Николаем к отчетам фотографий (поскольку св.Николай высылал отчеты в двух экземплярах – в Московское Миссионерское Общество и в Синод – обнаружение их в будущем вполне возможно). Третий том – частные письма разным лицам – составляет уцелевшую малую часть эпистолярного наследия святителя (часть писем святителя считалась уничтоженной еще в 1914 году году, см. ниже статью Д.Карпука). 4 и 5 тома содержат Дневники св.Николая с 1870 по 1895 год. Высоким достоинством текста этих томов является выверка Дневников непосредственно по оригиналам, включение переводов японских оборотов текста и достаточно подробный к ним комментарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Ветошкино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1860. Адрес: Лебяжский район, с. Ветошкино, ул.Мира Координаты: 57.294136, 49.715226 Проезд:Трасса Р-169. Участок Нолинск-Уржум. После д.Вершинята, правый поворот на Лебяжье. От поворота примерно 15км. Сносный асфальт. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь построена и освящена 13 марта 1860 года. Строил ее некий Малах, освящал Лажский благочинный Симеон Чупраков. Имела 1 престол, снаружи была обита тесом, внутри оштукатурена. В 1893 году построена каменная церковь. Престол один, во имя Пресвятой Троицы. В причте состояло два священника, диакон, 2 псаломщика. В церковной библиотеке имелось книг 86 томов. Земли при церкви было 59 десятин. В приходе имелось 17 селений, в селе церковно-приходская школа. Первым священником был о. Иоанн Домрачев (с 1859 по 1886 гг.). 28 лет здесь прослужил о. Василий Спасский (с1903 по 1930 гг.) Последний был расстрелян 19 февраля 1930 года. Репрессирован был 1 декабря 1937 года и последний священник о. Стефан Бушмакин, умер в лагере. Одним из последних священников был о. Апполон Домрачев, сын первого ветошкинского батюшки; был благочинным. Церковь закрыта в 1939 году. С сайта:http://znamya.ucoz.ru/forum/ Поселение возникло ок. 1790 г., по легенде оно было основано тремя братьями-староверами Ветошкиными. По определению Вятской епархии 15-24 декабря 1858 г. был открыт приход с. Ветошкино, выделенный из приходов сел Байса и Петровского. Первая деревянная церковь с престолом в честь Пресвятой Троицы была построена и освящена 23 марта 1860 г. лажским благочинным протоиереем о. Симеоном Чупраковым. Согласно легенде, зодчего, строившего храм, звали Малах, отчего село получило второе название – Малахово. Из описания Троицкой церкви за 1870 г.: «Зданием деревянная с таковою же над папертью колокольнею. Внутри оштукатурена и по наружности обитая тесом и окрашена, престол в ней один, во имя Пресвятой Троицы. Утварью необходимою достаточна. Причта при ней положены священник, диакон, дьячок и пономарь».

http://sobory.ru/article/?object=28340

Кимильтей. Церковь Николая Чудотворца (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1770. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Зиминский район, с.Кимильтей Координаты: 54.13452, 101.977941 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кимильтейская церковь была построена в 1770 году «тщанием прихожан». Храм деревянный с престолом, освящённым во имя Святого Николая Чудотворца, первоначально без колокольни. Материалы, размещённые в «Иркутских Епархиальных Ведомостях», дают лишь немногие отрывочные сведения о причте Кимильтейской церкви первой половины XIX века. С 1860-х гг. удалось проследить более полную хронологическую последовательность служивших при Кимильтейской церкви священно- и церковнослужителей (церковный причт). Наиболее значительный след в истории этой церкви оставил священник Василий Андреевич Казанцев, служивший здесь более 30 лет: примерно с середины 1850-х гг. до своей смерти в начале 1893 года. По его инициативе в марте 1867 года учреждается Приходское Попечительство при Кимильтейской церкви, к участию в котором отец Василий привлекает состоятельных людей из Нижнеудинского купечества, из служащих различных учреждений, размещённых в волостном центре, зажиточных крестьян из селений прихода (волости). На средства, собранные Попечительством, в 1860-е гг. был проведён капитальный ремонт храма, во время которого перестроили паперть, заменили кровли и все здание выкрасили снаружи. Внутри храма поновлён иконостас. Другой и главной заботой Попечительства стал сбор и накопление средств для строительства нового храма. Сбор средств продолжался в течение всего последующего десятилетия (1870 - начало 1980- х гг.). В феврале 1882 года Приходское Попечительство при Кимильтейской церкви обратилось к Иркутскому архиепископу Вениамину с прошением построить новый каменный храм, в котором, среди прочего, отмечалось желание прихожан иметь храм наподобие нового каменного в селе Зиминском (построена в 1880 г.). Разрешение было получено, и 16 августа 1882 года был заложен фундамент будущей церкви. В основу строительства новой Кимильтейской церкви (план и фасад) был положен проект, разработанный губернским архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским. В качестве подрядчика строительства нового храма был приглашён «человек добросовестный и опытный» - екатеринбургский мещанин Емельян Петрович Куклин, недавно, в 1880 году, построивший каменный храм в селе Зиминском.

http://sobory.ru/article/?object=42421

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ [серб. Akcehmuje, болг. Авксенти] (1798, Самоков, Болгария - 1.02.1865, К-поль), митр. Велесский К-польского Патриархата, видный деятель болг. церковного движения за автокефалию Болгарской Церкви 1-й пол. 60-х гг. XIX в. Род. в зажиточной семье торговца. Получил образование и принял постриг в Рильском монастыре свт. Николая Чудотворца. В 1831-1837 гг. епископ Диопольский, викарий Кюстендилской митрополии, в 1837-1848 гг. митрополит Мостарский в Герцеговине (известен в Сербской Церкви как А. III Герцеговинский), где ввел большие сборы за совершение треб и новые налоги, что сделало его непопулярным в народе. После вмешательства властей был смещен с кафедры и временно нашел пристанище в Житомисличском монастыре Житомисличском монастыре . В 1848-1858 гг. митрополит Велесский в Македонии. Пользовался огромным авторитетом у слав. населения. В 1858 г. отказался выполнять распоряжение К-польского Патриархата об окормлении митрополии Диррахия со смешанным греко-албан. населением, объяснив свой отказ желанием окормлять болг. паству Велесской епархии. В 1860 г. поддержал действия еп. Макариопольского Илариона (Михайловского), к-рый, совершая 3 апр. 1860 г. пасхальное богослужение в болг. храме св. Стефана в К-поле, опустил поминовение имени К-польского Патриарха и возгласил хвалу султану, за что в февр. 1861 г. еп. Иларион вместе с А. были лишены сана на Соборе, созванном Патриархом К-польским Иоакимом II . Однако А. продолжал служить вплоть до ссылки в М. Азию (1861-1864). по возвращении в К-поль тяжело заболел и скончался, отвергнув предложение К-польского Патриарха о примирении в обмен на возвращение сана, считая его принятие предательством дела борьбы за самостоятельную Болгарскую Церковь. Деятельность А. сыграла значительную роль в образовании самостоятельного Болгарского Экзархата (1870). Арх.: Централен Държавен Исторически Архив. Ф. 700. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 7; Научен Архив при Българска Академия на Науките. Ф. 12к. Ед. хр. 34.

http://pravenc.ru/text/71785.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010