А.В. Шадрина Список источников и литературы Архивные источники Государственный архив Ростовской области (ГАРО) Фонд 226 Донская духовная консистория. Фонд 46. Атаманская канцелярия/Канцелярия войскового наказного атамана/. Фонд 301. Войсковое правление Войска Донского Военного министерства г. Новочеркасска Земли Войска Донского. 1835–1870. Областное правление Войска Донского Военного министерства г.Новочеркасска Области Войска Донского. Фонд 697. Ростовский н/Д городской музей. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области (Архив УФСБ РФ по РО) Д. П-15249. Архивно-следственное дело по обвинению священников Николаевской церкви города Миллерово Ледковского Петра Моисеевича и Фалевича Петра Апполинариевича, Пироженко, Краснова и Серикова. 1924 г. Д. П-15250. Архивно-следственное дело по обвинению Лобова Захария Петровича. 1924 г. Д. П-38305. Архивно-следственное дело по обвинению Афанасьева Клавдия Ивановича. 1937 г. Д. П-41430. Архивно-следственное дело по обвинению Мартынова Бориса Григорьевича. Д. П-43019. Архивно-следственное дело по обвинению Касьянова Николая Александровича. 1937 г. Опубликованные источники Акты, относящиеся к истории войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным: в 2 т. Т.1. Новочеркасск, 1891. – 501 с. Александров Н.И. Сборник церковно-гражданских постановлений в России, относящихся до лиц православного духовенства. СПб., 1860. – 232 с. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева за 1888–89 гг. СПб., 1890. – 313 с. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора святейшего Синода за 1869 г.//Донские епархиальные ведомости. 1871. 14. 15 июля. С. 424–430. 16. 15 августа. С. 424–428. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода, графа Д.А. Толстого по ведомству православного исповедания за 1871 г.//Донские епархиальные ведомости. 1873. 10. 15 мая. С. 294–295. Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода по духовному ведомству за 1873 год//Донские епархиальные ведомости. 1875. 15. 1 августа. С. 449–453.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он верил в Бога, в тяжкий земной долг и в высшую справедливость» К годовщине смерти Царя-Миротворца Александра III 02.11.2013 2442 Время на чтение 10 минут Пусть меня ругают, и после моей смерти еще будут ругать, но, может быть, наступит тот день, наконец, когда и добром помянут. (Из письма Александра III К.П.Победоносцеву) 20 октября (старый стиль) 1894 года скончался один из самых выдающихся русских монархов – Император Александр III. За свое недолгое, длившееся всего лишь 13 лет царствование, он сумел сделать для России очень многое – остановить революцию, укрепить самодержавие, исправить недостатки либеральных реформ 1860-1870-х гг., высоко поднять русское имя во всех сферах государственной и общественной жизни, укрепить армию и воссоздать Черноморский флот, поднять уровень материального благосостояния простого народа… Император Александр III был единственным русским самодержцем, в царствование которого не было ни одной войны, за что заслужил от народа почетное и уважительное прозвание «Царь-Миротворец» – ведь столь необходимый стране мир не был счастливой случайностью, а являлся плодом мудрой политики и напряженной деятельности Императора, оберегавшего Россию и Европу от кровопролития. Александр III подарил России почти четверть века мира, благополучия и государственного величия, державшихся еще целых 10 лет после его преждевременной кончины. О высоко поднял международный престиж России и не пролил при этом ни капли русской крови. Всей своей внешностью напоминая былинного русского богатыря, Император Александр III явил собой идеальный тип русского самодержца. Известный публицист И.И.Колышко, характеризуя Императора, справедливо замечал: «Личность Александра III настолько скульптурна, что исключается возможность крупных ошибок даже при схематическом ее очертании». В связи с этим, в рамках данного небольшого очерка не будем перечислять всех деяний и заслуг Царя-Миротворца, а дадим слово некоторым его современникам. Публицист С.А.Андреевский, далеко не сочувствовавший внутренней политике Императора Александра III, тем не менее, так отзывался о нем: «Он был молчалив, честен и тверд.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/02/on...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г., с. Шава Макарьевского у. Нижегородской губ.- 20.03.1887, Курск), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. В 1844 г. поступил в Нижегородскую ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, и в 1850 г. поступил в МДА. В 1854 г. окончил академию 3-м магистром XIX курса. В 1855 г. защитил магист. дис. на тему «О Крещении через погружение и обливание», к-рая была опубликована в академическом ж. «Прибавления...» (1855). 8 мая 1854 г., будучи еще студентом, Лузин был пострижен в монашество с именем Михаил, 16 мая рукоположен во диакона, 19 июня - во иерея. 9 окт. того же года удостоен звания бакалавра, в 1855 г.- магистра богословия и оставлен в академии на кафедре Свящ. Писания НЗ. Е. Е. Голубинский , поступивший в академию в 1854 г., вспоминал, что М. «чтец был прекрасный, так что его лекции справедливо могут быть названы выдающимися. Поэтому его слушали с большим вниманием, чем кого-либо» ( Голубинский. 1923. С. 28-29). С 24 февр. 1859 г. М.- профессор МДА. 4 сент. 1860 г. был возведен в сан архимандрита. С 25 марта 1861 по 1870 г. инспектор академии, с 1863 г. ординарный профессор. 9 дек. 1871 г. М. защитил докт. дис. «О Евангелии и евангельской истории: (По поводу книги Ренана «Жизнь Иисуса»)». Защита явилась одним из первых докторских диспутов в МДА, к к-рому был проявлен высокий общественный и научный интерес. В академию прибыли митрополиты Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) и Киевский Арсений (Москвин) , ученые и общественные деятели - Н. П. Гиляров-Платонов , Н. П. Аксаков и др. Современник вспоминал: «Дав в этой речи меткую характеристику книги Ренана, о. Михаил с особенным ударением указывал на то фальшивое положение, в каком находится русский богослов-апологет, когда разбираемые им произведения отрицательной критики Евангелий стоят у нас под запретом, не допускаются к переводу или в переводах заграничных лишь тайком ходят по рукам читателей, еще сильнее привлекая к себе внимание, как запрещенный плод...» Он продолжал в духе 60-х гг., приводя слова М. о том, что: «нужно более полное и тщательное изучение западной богословской науки во всех ее направлениях, а для этого нужно более, чем прежде, свободы и простору в этом отношении». Эти горячие призывы о. Михаила были встречены громом аплодисментов, и весь зал единодушно устроил ему шумную овацию» ( Соколов В. А. Годы студенчества//БВ. 1916. Вып. 5. С. 25-27). По окончании диспута ректор А. В. Горский , собрав голоса членов Совета, объявил, что М. признается достойным степени д-ра богословия. 13 янв. 1872 г. Синод утвердил его степень.

http://pravenc.ru/text/Михаила ...

Москва. Церковь Святителей Московских в Троицком подворье. Домовая церковь Сергия Радонежского Карта и ближайшие объекты В 1759 и 1760 годах возводится каменный двухэтажный дом и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1875 году дом частично перестроен в русском стиле. До нашествия наполеоновских войск церковь блистала своим внутренним убранством. Территория Троицкого архиерейского подворья с 1815 года, после утраты кремлевского дома московских  архиереев, определяется в качестве их резиденции и как место пребывания митрополита Московского, имевшего титул Священно-Архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 1917 года оно становится местом пребывания вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси. В начале 1930-х годов подворье было ликвидировано, церковь закрыта. Готовясь к Олимпиаде, храм внешне отреставрировали, но настоящее его восстановление началось только в наши дни, когда он вернулся в 1993 году в лоно Церкви. Тогда в приделе Владимирской иконы Богоматери была организована служба.  Двухэтажный дом подворья Лавры выстроили к 1760 г. и перестраивали в 1860-е1870-е гг. Первоначально в нем находилась домовая церковь московских митрополитов во имя апостолов Петра и Павла. Ее в 1813 г. переосвятили во имя преподобного Сергия Радонежского. С 1815 г. Троицкое подворье стало резиденцией московских митрополитов. В 1875 г. был устроен придел Иверской иконы Божией Матери. В 1899 г. над храмом возвели большой световой барабан с главкой, сбоку здания пристроили небольшую шатровую колокольню. С 1917 г. до своего ареста в 1922 г. на Троицком подворье проживал патриарх Тихон. В конце 1920-х годов храм и подворье были закрыты, купол и колокольня снесены. В 1993 г. подворье было возвращено Троице-Сергиевой лавре. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " О фресках домового храма в честь Святителей Московских в митрополичьих палатах Фреска, расположенная перед началом лестницы, изображает явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию. Вся судьба лаврской обители в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы, писал митрополит Филарет (Дроздов). Матерь Божия благословляет преподобного Сергия и обещает ему Свое покровительство. «Не скорби больше об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его...», – так сказала старцу Богородица, явившаяся в окружении апостолов Петра и Иоанна. Лик прп. Сергия, который стоит на коленях перед Пречистой Девой, светится благоговейной радостью, а его келейный ученик, прп. Михей, распростершись ниц, не смеет поднять головы в присутствии чудесных посетителей. Ступени сеней кельи преподобного на фреске отражают ступени лестницы домового храма, и у вошедшего создается впечатление непосредственного присутствия на месте описываемых событий.

http://sobory.ru/article/?object=04014

(Петров Иван Степанович; 29.05.1828, ст-ца Федосеевская, обл. Войска Донского - 2.09.1897, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Сын причетника из донских казаков (впосл. отец В. служил священником в улалинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре на Алтае). И. Петров окончил Зотовское (Новочеркасское) ДУ, в 1849 г.- Воронежскую ДС, в 1853 г.- КДА со степенью магистра. В марте 1853 г. ректором академии архим. Антонием (Амфитеатровым) пострижен в монашество одновременно со своим сокурсником сербом М. Йовановичем (буд. Сербским митр. Михаилом ), с к-рым его впосл. связывала многолетняя духовная дружба. 14 апр. 1853 г. рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) . 30 окт. определен учителем по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов в Орловскую ДС. С марта 1855 г. помощник инспектора Воронежской ДС, с 25 июня 1856 г. член семинарского правления, с 4 окт. 1856 г. библиотекарь. С дек. 1853 по июнь 1857 г. участвовал в составлении и редактировании «Ист.-стат. описания Орловской епархии», для чего исследовал архивы храмов и мон-рей. 30 апр. 1857 г. определен инспектором и профессором по классу Свящ. Писания в Иркутскую ДС, в июне следующего года переведен на те же должности в новоучрежденную Томскую ДС, где близко познакомился с алтайскими миссионерами (см. ст. Алтайская духовная миссия ). В 1860 г. назначен членом комитета по составлению «Ист.-стат. описания Томской епархии». 13 сент. 1861 г. перемещен на должность инспектора и экстраординарного профессора богословия в СПбДА с возведением в сан архимандрита и присвоением степени настоятеля 3-классного мон-ря. В. был одним из инициаторов создания в С.-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям , составил его устав, 21 нояб. 1865 г. был избран в члены первого совета об-ва. В 1869-1870 гг. по поручению Московского митр. св. Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав об-ва, участвовал в работах по открытию отд-ния об-ва в Москве.

http://pravenc.ru/text/159064.html

Раздел 4. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии и связанными с нею вопросами за 2000 год на русском языке (начало) Православная литература Епископ Могилевский Виталий (Гречулевич) . Радуйся, живоносный Кресте! Размышления о Честном Кресте Господнем: Что есть Крест Христов? Чем должен быть Крест для христианина? – М.: изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000. – 48 с. Тираж 8 000 экз. Брошюра представляет собой переиздание книги, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1845 году. Жаль, что текст не дополнен биографической и библиографической справками об авторе. Василий Васильевич Гречулевич (1822–1885) – православный писатель XIX в. Сын известного проповедника и украинского духовного писателя, протоиерея Каменец-Подольской епархии Василия Яковлевича Гречулевича (1791–1870). Сам, будучи протоиереем, вел активную преподавательскую (законоучитель ряда учебных заведений, в том числе, Смольного института) и издательскую деятельность. В том числе, был основателем (1860-е гг.) и, почти двадцать лет, издателем духовного журнала «Странник». Овдовев, вышел в монахи. С 1880 г. – епископ Острожский, с 1882 г. – Могилевский. Составитель таких книг, как «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия» (1859; 1866); «Указатель церковных чтений из книг Нового и Ветхого Завета» (1853; 1866); «Христианские рассуждения и размышления» (2-е изд. 1873 г.). Православное учение о Кресте Господнем. Составитель Олег Шведов. – М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 2000. – 40 с. Тираж не указан. Брошюра включает в себя переиздание двух статей из «Журнала Московской Патриархии»: «Крест: знак и значение» В. Иванова (ЖМП, 1973 г., 1; в сокращении) и «Спасительное дело Христа на кресте и в Воскресении» Архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина) (ЖМП, 1973, «Публикация рассчитана на учеников старших классов православных школ, но может быть использована всеми, кто интересуется смыслом понятий «Крест», «искупление», «спасение», «воскресение» и т. п.» (так в аннотации. – сост.). За исключением этой оговорки, происшедшей по издательской инерции, брошюра может быть рекомендована в качестве общедоступного введения в православное учение о Крестной Жертве Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Скачать epub pdf Раздел 7. Сергиевское подворье Предисловие Документы этого раздела освещают историю создания одного из наиболее интересных в архитектурном и культурно-историческом отношении объектов Русской Палестины. Сергиевское подворье, получившее своё имя в честь председателя Императорского православного палестинского общества великого князя Сергея Александровича, стало первым строительным проектом ИППО в Иерусалиме. Его создание неразрывно связано с памятью одного из интереснейших деятелей общества Дмитрия Дмитриевича Смышляева. Пермский уроженец, исследователь-краевед, на протяжении многих лет служащий пермской земской управы, Смышляев совершил в 1865 г. путешествие по Ближнему Востоку. Его воспоминания и впечатления о поездке на Синай, по Египту и по Палестине публиковались ещё в 1860–1870 гг., задолго до возникновения Палестинского общества. Неудивительно, что он охотно принял приглашение В. Н. Хитрово отправиться в Иерусалим уполномоченным общества, для развития деятельности ИППО непосредственно в Святой Земле. В Архиве внешней политики Российской Империи (фонд РИППО) сохранилось семь папок с документами и перепиской Д. Д. Смышляева, позволяющими составить подробную летопись строительства Александровского и Сергиевского подворий ИППО, церкви Марии Магдалины в Гефсимании, жизни русской колонии в Иерихоне и Назарете (оп. 873/1, д. 18–24). В канун выезда в Палестину он встретился и беседовал с председателем Палестинского общества великим князем Сергеем Александровичем в подмосковном Ильинском (письмо из Москвы В. Н. Хитрово от 12.10.1885 г.). Менее чем через месяц, в начале ноября, мы видим его уже в Иерусалиме. Первоначальные планы общества были достаточно скромны: установить кипятильный аппарат для столовой и чайной на Русских Постройках, попытаться использовать для размещения паломников войлочные кибитки, доставленные из России, наладить питание и санитарное обслуживание возрастающего числа паломников (бани, прачечные и т. п.). Главная задача, которую ставил первоначально перед собой Смышляев, проверить возможность расширения Русских Построек путём строительства нового подворья на ранее приобретённой территории, находившейся в ведении Палестинской комиссии при Азиатском департаменте МИД.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Телепнево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (старая). Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1755. Год утраты:Не установлен. Адрес: Смоленская область, Вяземский район, село Телепнево. Координаты: 55.303524, 34.59053 Проезд:Церковное место рядом с храмом Спаса Нерукотворного. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Известно с начала XVI века как село Спас-Телепнево, вотчина князей Телепневых. Здесь находилась усадьба князя И.Ф. Телепнева-Овчина-Оболенского. В 1698 году в селе была построена деревянная церковь. В 1755 году на средства Маргариты Фёдоровны Коробановой была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного. В 1860 году открыта церковно-приходская школа. В 1870 году в селе насчитывалось 51 дворов и 235 жителей. В начале XX века в селе уже было 370 жителей, конный завод А.Я. Липскерова. В настоящее время церковь и усадебный дом разрушены. В парке располагался пионерлагерь, разрушен в конце 20 века. Историческая справка (из Описания сел Юхновского уезда, 1872г.): " Церковь каменная, единопрестольная, во имя Спаса, Нерукотвореннаго образа. Построена в 1755 году вдовствоющею госпожею Маргаритою Феодоровою, дочерью Карабановою. Около оной церкви ограда каменная " . Источник: сайт В среднем течении реки Угра 16/29 августа ок. 1698 г . – деревянная церковь была освящена в честь Перенесения из Едессы (Одессы) в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. 18 октября 1698 г . – надпись в большом часослове, хранившемся в церкви, изданном в Москве 1688 года на обороте 134 листа против 18 числа Октября у края печати о построении церкви, сделанная ктитором господином Коробановым: «7206 года/1698 г . от сотворения мира обложена церковь Божия Спаса Нерукотвореннаго Образа в сельце «Ведерниках», что ныне село Спасское; подписал я стольник Феодор Михайлович Коробанов своею рукою, ради памяти детям своим». К середине XVIII века деревянная церковь обветшала и была разобрана. К 1755 г. на ее месте построена новая, с тем же престолом. При построении каменной церкви была выстроена и трапеза деревянная; колокольни же в то время построено не было, и колокола временно помещались возле церкви на деревянных столбах. В 1774 г. вокруг церкви Маргаритою Феодоровной Коробановой выстроена каменная ограда. В 1792-1800 гг. сын Маргариты Федоровны, надворный советник Петр Васильевич Коробанов провел работы по перестройке храма. Вместо бывшей дотоле деревянной трапезы была устроена каменная и к ней пристроена высокая каменная же колокольня. Вместо прежнего иконостаса, взятого из старой церкви, был поставлен новый вызолоченный на полименте с новыми иконами, кроме двух местных особенно чтимых – Спаса Нерукотворного Образа и Владимирской Божией Матери, которые остались от прежнего иконостаса и на которые он в то же время сделал серебряные вызолоченные ризы. Церковь покрыл белым листовым железом и купил три новых колокола на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=45988

А. Ю. Дубинский. Вифанская духовная семинария. Список выпускников 1861–1870 гг.   Мы продолжаем публикацию списка выпускников семинарий Московской губернии , и на очереди Вифанская семинария, 1861–1870 гг. Таким образом, мы хронологически захватываем последние годы действия в духовно-учебных заведениях «уставов 1814 г.» (реформы Александра I, которая унифицировала деятельность училищ, семинарий и академий Российской империи). Уставы 1814 г. делили шестилетний семинарский курс на три двухгодичных отделения – низшее, среднее и высшее, поэтому выпуски совершались только по четным годам. Если ученик оставался повторно в одном отделении, то он задерживался в семинарии сразу на два года. Покидать семинарию, не доучившись, можно было и по нечетным годам, но в основном увольнения касались учеников низшего и среднего отделений. Попав в высшее отделение, или как его иногда до конца 1860-х гг. нередко называли по старинке «богословским классом» («богословием»), семинарист старался уже доучиться до конца, чтобы иметь все основания претендовать на место приходского священника. Еще одна особенность устава 1814 г. состояла в закреплении за семинариями и училищами их сословного статуса – обучаться в них могли только дети духовного звания. Поэтому кроме детей клириков до конца 1860-х гг., среди учеников лишь изредка встречаются сыновья церковных сторожей, звонарей, работников синодальной типографии и чиновников духовной консистории. С точки зрения архивных документов, основными источниками информации в этот период служат «именные ведомости воспитанников семинарии». Аттестаты, в отличие от более поздних лет, здесь не выделялись в отдельные дела, хотя иногда подшивались к отчетам о проведении летних экзаменов. Из указанных документов мною отобраны сведения о месте службы и звании отцов, времени учебы в семинарии и возрасте семинаристов. Остались за кадром оценки о поведении, прилежании, успеваемости, о том, кто и сколько платит за обучение (родители или казна), а также куда направлялся воспитанник семинарии – дальше в духовную академию, в ведомство епархии или в светское звание. Каждая запись сопровождается архивными ссылками, по которым можно выяснить те или иные подробности, касающиеся личности выпускника.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Дубинский А. Ю. Московская духовная семинария. Список выпускников 1861–1870 гг.   Журнал «Вестник церковной истории» продолжает публикацию списков выпускников духовных учебных заведений Российской империи XIX в. Дошла очередь до выпускников Московской семинарии, учившихся еще по первым уставам духовной школы 1814 г. Здесь следует в первую очередь обратить внимание читателей на введение к аналогичному материалу по Вифанской семинарии за те же годы Поскольку в обеих семинариях Московской епархии учебный процесс был идентичным, повторяться излишне, так что здесь упомяну лишь некоторые выявленные особенности. Источниковой основой для публикации стали «именные ведомости» учеников семинарии, содержащие наш базовый набор данных о воспитанниках и их родителях. Удачным дополнением к ним стали сохранившиеся копии аттестатов и свидетельств за 1866–1870 гг. Что касается первой половины 1860-х гг., то далеко не лучшую сохранность именнных ведомостей в семинарском фонде скомпенсировали дела из фонда Московской духовной академии. Ввиду того, что внешнее правление академии вплотную занималось учебно-педагогическими вопросами подведомственных семинарий, в архиве МДА (ф. 229 ЦГА Москвы) частично сохранились тетради именных ведомостей за начало 1860-х гг. Они удачно восполнили архивные утраты семинарского фонда. Следует отметить, что порой приходилось пользоваться списками, составленными в нечетные годы: учеба в каждом отделении семинарии длилась два года. Конечно, в среднем и особенно низшем отделениях немало учеников выбывали из семинарии посреди курса, но в высшем отделении после одного года из двух очень редко кто прекращал обучение и почти никто не принимался извне, так что состав высшего отделения по окончании первого учебного года был практически идентичен составу выпуска, причем даже с некоторым запасом, включающим в себя недоучившихся впоследствии старшеклассников. Сейчас, по прошествии полутора веков, их даже трудно назвать «лишними» в этом списке. Тем более что в настоящей работе не ставится цель установить, кто имел лучшие баллы по успеваемости и поведению, а кто регулярно подвергался знаменитым бурсацким экзекуциям, кто получил аттестат студента семинарии, а кто довольствовался при выпуске свидетельством третьего разряда.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010